Фотографии вселенных. Самые последние фотографии телескопа хаббл. Реальные фото Космоса из Земли

В 80-е годы прошлого века газеты восторгались феноменальными способностями мальчика Паши Коноплева. Уже в 3 года он умел читать и даже производил в уме сложные вычисления, в 5 освоил игру на пианино, а в 8 — справился с физикой! В 15 лет юный гений уже был зачислен в столичный вуз, а в 18 поступил в аспирантуру. Но блестящего будущего не получилось… Феноменальные способности повлекли за собой и не менее феноменальную нагрузку, которая в прямом смысле свела юношу с ума. В 29 лет он скончался в психиатрической клинике.

Ника Турбина

Имя Ники Турбиной, девочки-поэтессы, гремело по всему миру. Уже в 4 года она писала совсем не детские стихотворения, а в 9 выпустила первый сборник, который был переведен на 12 языков! Под свою опеку девочку взял Евгений Евтушенко. В 12 лет она получила« Золотого льва» на поэтическом фестивале в Венеции: до этого такой награды удостаивалась только Анна Ахматова.

Популярное

В 16 лет Ника вышла замуж за итальянского профессора психологии, который был старше ее на 60 лет… Спустя полгода она вернулась в Москву. Легендарная поэтесса так и не смогла найти свое место в жизни. Ника, злоупотреблявшая алкоголем, неоднократно пыталась покончить с собой. В 27 лет Ника сорвалась с подоконника — неизвестно, случайно или намеренно.

Надя Рушева


Гениальность нередко сопровождается и болезнями, о которых до поры до времени может быть ничего неизвестно. Надя в 5 лет начала рисовать: девочка иллюстрировала сказки для детей, а затем и классику. В возрасте 12 лет открылась ее первая выставка. Но все оборвалось в один миг: в 17 лет у художницы произошло кровоизлияние в мозг, причиной чего стал врожденный дефект одного из сосудов головного мозга.

Полина Осетинская

Полину музыке обучал отец, который мечтал, чтобы хотя бы кто-то из его детей прославился. С третьей попытки ему это удалось: его младшая дочь Полина стала юной знаменитостью. Но когда девочке было 14 лет, все резко оборвалось. Полина отказалась поехать на гастроли в США, где ее ожидал гонорар в 50 тысяч долларов за каждый концерт. Переходный возраст сыграл свою роль, девочка ушла из дома, а с тех пор больше не общалась с отцом.

Как выяснилось, именно он и заставлял Полину часы и сутки проводить за занятиями музыкой, не оставляя времени больше ни на что.

Андрей Хлопин

В 2007 году имя 10-летнего Андрея попало в Книгу рекордов Гиннеса! Мальчик стал автором трех научных гипотез на тему астрономии. Впрочем, сейчас Андрей учится на юриста и предпочитает заниматься боксом, а не интересоваться планетами.

По словам самого юного рекордсмена, книга Гиннеса помогает ему в личной жизни, ведь присутствие на ее страницах сразу же дает ему сто очков вперед в глазах девушек.

Женя Кисин

Женя стал известен тоже в 10 лет, мастерски сыграв концерт Моцарта с оркестром, а уже через год он собирал залы на собственные концерты. И по сей день музыкант продолжает с успехом гастролировать по миру.

Акрит Ясвал


В 7 лет Акрит из Индии провел свою первую операцию: он восстановил подвижность пальцев соседской девочке — после сильного ожога она была не в силах разжать кулак, а у родителей не было денег на поездку в больницу.

Через пару лет талантливый ребенок уже учился в медицинском университете. Акрит, которому сейчас чуть больше 20 лет, по-прежнему живет исключительно медициной и мечтает найти формулу лекарства, способного излечить от рака.

Ким Унг Йонг

Кореец Ким Унг Йонг родился в 1962 году, и по сей день его имя вписано в книгу рекордов Гиннеса как имя самого умного из ныне живущих, ведь его IQ равен 210 пунктам.

В 3 года он уже учился в университете на физическом отделении, а в 15 переехал в Америку для работы в НАСА. Впрочем, получив степень доктора наук в 15 лет в университете Колорадо, он вернулся на родину, отказавшись работать в лучшем вузе страны. С тех пор Ким преподает в вузе провинциального города.

Грегори Смит

В 10 лет Грегори уже был студентом университета, тогда же он и организовал международное движение, направленное на общение и понимание между собой детей со всего мира. Как глава этого движения, он беседовал с Михаилом Горбачевым и Биллом Клинтоном, а также выступал и на заседании ООН. Можно сказать, что молодой человек, которому сейчас 26 лет, только начинает свою карьеру.

Катя, «Рожденные в СССР»

Документальный сериал« Рожденные в СССР» рассказывает истории героев на протяжении всей их жизни! Первые съемки проходили, когда героям, родившимся в разных республиках Советского Союза, было по 7 лет, затем 14, потом 21 и, наконец, 28 лет — четвертая серия вышла в 2005 году, а сейчас к выходу готовится очередная часть проекта с уже 35-летними героями. Создатель сериала убежден, что съемки будут проходить вплоть до достижения героями 70-летнего возраста, чтобы показать человека на протяжении всей его жизни, как мечтал Тарковский.

Девочка Катя — одна из героинь проекта — появилась на свет в Вильнюсе в русской семье. В 7 лет она уже слыла маленьким мудрецом: отвечала, что у нее нет друзей, а есть только однопланетники и однопланетницы. В этом же возрасте и закончилось ее пребывание в обычной школе: девочка перешла на домашнее обучение, ведь ее способности невозможно было не заметить на фоне сверстников. На вопрос о том, что она знает о Боге, семилетняя Катя отвечала: «У индусов бог представляется в образе Будды. У древних римлян и древних греков многобожие. У христиан — Иисус Христос. У мусульман — Аллах. В книге „Маленький принц“ Антуана де Сент-Экзюпери говорится, что у пьяницы бог — вино, у дельца — деньги, у звездочёта — цифры, у короля — власть. Вот так. У каждого человека есть внутри свой бог. Он даже предсказывает судьбу на ладони».

В 14 лет девочка заканчивала школу экстерном, изучала итальянский, японский, французский и, конечно же, английский язык. Было ясно, что впереди ее ждет то самое« блестящее будущее», которое так любят пророчить педагоги в школе.

К 21 году она уже успела проучиться в университете на психологическом факультете, но бросила учебу, не сумев найти в себе желание и дальше идти по этой стезе. Рассказывала Катя и о собственных психологических проблемах. В 28 лет(2012 год) Катя все еще живет с мамой, занимается изучением английской филологии и работает телефонным оператором. Чуда не произошло: молодая девушка не смогла ни завести настоящих друзей, ни встретить любимого мужчину, ни просто найти свое место в жизни. Возможно, именно поэтому она и старается убежать от реальности в мир воображаемый: Катя пишет книги с фантастическими сюжетами.

Н. КОНОПЛЕВА.

На этой фотографии Павлику Коноплеву 6 лет. <...>

Восьмилетний Павлик решил задачу об освещенности планеты Плутон, когда Солнце в зените. <...>

Оттиски первой страницы научной статьи тринадцатилетнего Павла "Исследова ние переменных V1076 и V1077 Змееносца", опубликованной в журнале Академии наук "Переменные звезды". Эта работа была сделана под руководством ученого-астронома ГАИШ П. Н. Холопова.

В это же время он создал графики оптического поглощения, отражения и пропускания (к сожалению, информация об объекте исследования утеряна).

Павлу Коноплеву 16 лет. Он студент Московского университета.

Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное - что с ним стало, когда вырос...

Мечта многих родителей - одаренный ребенок. "Вундеркинд" - дословно "чудо-дитя". Его основные признаки - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способнос тей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

ИНВАЛИДЫ ОБЩЕНИЯ

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя - бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат - таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: "Красивое решение". Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, "подпольно" занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально "зашкалило". Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них - обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими "делами"), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...

В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность - и того раньше.

Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была "мала". Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы "инвалидами общения". "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", - всхлипывал маленький Паша.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали "товарищей по несчастью". И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на "отлично" заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: "Студент в красном галстуке..."

ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 - в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в "группу риска": такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, - безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось - у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…

"Синдром бывшего вундеркинда" - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

"Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром - и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... - перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из "Ностальгии" Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула - "горе от ума". Ее автор "бывший вундеркинд" Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум - это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

Другая опасная ошибка - стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное - благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

Шизоид, шизик - в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды - превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни - шизофрения, - они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже - среди более конкретных физиков.

ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?

Высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище - Homo sapiens - экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений - именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести - 70, а к восьми - 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый "brain drain" ("утечка мозгов") направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды - большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих - Андрей Вознесенский.

"Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо", - сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант - так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное - хорошим воспитанием. Про таких говорят: "Брось счастливчика в воду - и он выплывет с рыбой в зубах". Дай им Бог еще больше удачи!

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь - от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

"Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой", - пишет о своей жизни "чудо-ребенка" в книге "Бывший вундеркинд" создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитар ное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

ЛИЦЕЙ ДЛЯ СОКРАТОВ - ШТУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Одно из самых больших зол для одаренных детей - интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались "мускулы воли".

Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых - с пяти). Но самое главное - уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, "выполнить себя".

Обучение одаренных детей - дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину "штучное производство". Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных - многим из них приходится "доучиваться" по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Потом появился еще один вундеркинд - Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе "Итон" в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои "волевые мускулы". Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети - "как все", - ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, "как все". Наш долг - поддержать их хотя бы потому, что им трудно.

КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы - около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении - всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.

Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института Российской академии образования.

Родить и воспитать вундеркинда — разве не мечта многих родителей? Появление в семье необычного, сверхспособного ребенка очень льстит взрослым. Но мало кто из них представляет, что таится в глубинах одаренного мозга и сможет ли сам ребенок пережить свою гениальность. Вчерашние чудо-дети нередко вырастают сломленными, несчастными людьми. Почему?

Изучением детей с рекордно высоким интеллектом ученые занялись уже давно. Вундеркинды (от нем. Wunderkind , дословно — чудесное дитя ) — дети, которые признаны традиционной образовательной системой "значительно превосходящими уровень интеллектуального развития" большинство сверстников. Дети-гении, как правило, начинают проявлять свои способности уже в дошкольном возрасте, но часто утрачивают их уже в подростковый период.

Одаренные дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система удовлетворить не в состоянии. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Подобная программа под названием "Дети России" стартовала и в нашей стране.

Так кто же такие вундеркинды? Их разыскивает правительство, на них выделяют немалые деньги из бюджета страны, родители и родственники боготворят своих чад… Но посильна ли такая ноша для ребенка, пусть и гениального?

Ученые и психологи выделяют две группы сверхспособных детей: вундеркинды от рождения и так называемые псевдогении.

"Классическими" вундеркиндами называют детей, необычайно одаренных в какой-либо области. Некоторые из них едва ли не с рождения учатся читать или считать, другие обладают абсолютным слухом и незаурядными музыкальными способностями. Но большая ошибка — считать, что выдающиеся способности ребенка непременно принесут ему счастье и успех в дальнейшей жизни.

Как правило, таланты таких детей проявляют свой пик в возрасте до 10-16 лет, затем способности потихоньку угасают и приходят к среднему знаменателю социального окружения ребенка. Обычно это оборачивается для бывшего вундеркинда сильнейшей депрессией: избалованный вниманием, привыкший всех удивлять, он начинает стремительно утрачивать популярность и авторитет. Уже не восхищаются взрослые, ровесники перестают удивляться… Потеряв то, на чем основывалась его самооценка и уверенность, он чувствует себя преданным, ненужным.

Вундеркиндам трудно заводить друзей и общаться. Подобных им — единицы; а странных, рассуждающих на непонятные темы "белых ворон" дети безжалостно изгоняют из компаний. Без усилий получая пятерки по сложным предметам, одаренные дети нередко становятся мишенями для зависти обычных школьников. Те же из них, кто "перескочил" через несколько классов, не способны догнать более взрослых одноклассников физически и психологически.

Ученые также давно заметили частую подверженность одаренных детей синдромам Аспергера и Саванта. "Саванты", дети с одноименным синдромом, демонстрируют прекрасные способности в какой-либо узкой области (чаще всего это арифметика, музыка, изобразительное искусство), но отстают в развитии в других сферах (в основном они имеют проблемы с речью, вербальными навыками). Нередко у детей-гениев наблюдается и синдром Аспергера — нестандартное или асоциальное поведение. Также ученые выделяют группу савантов-аутистов — больных аутизмом людей, которые при этом демонстрируют необычные способности к какой-либо науке или искусству.

Как ни прискорбно, природа устроена так, что за все "данное свыше" приходится расплачиваться. Сейчас в прессе очень популярны истории выросших вундеркиндов — о том, как обошлась с ними жизнь.

Существуют, конечно, примеры счастливо сложившихся судеб одаренных детей, такие, например, как судьба великого Вольфганга Амадея Моцарта, чьи способности проявились еще в раннем детстве и не угасали всю жизнь. Хорошо известна история наших уникальных современниц — сестер Князевых, которые в возрасте 24 лет получают уже шестое образование. Но чаще встречаются статьи о том, как ломаются и даже уходят из жизни гениальные дети. Одна из самых запоминающихся и печальных историй началась в далеких 80-х. Необычная девочка с красивым именем Ника поразила весь мир. Когда Нике Турбиной исполнилось 9 лет (1983 год), в Москве вышел первый сборник ее стихов "Черновик". Впоследствии книга была переведена на двенадцать языков.

Вы — поводырь,
А я — слепой старик.
Вы — проводник.
Я — еду без билета.

И мой вопрос
Остался без ответа,
И втоптан в землю
Прах друзей моих.

Вы — глас людской.
Я позабытый стих.

Юная поэтесса, которой пророчили великое будущее, не выдержала испытаний и соблазнов взрослого мира. Первый нервный срыв у Ники случился в возрасте 16 лет. К тому моменту девушка, хоть и оставалась по-прежнему талантливой поэтессой, уже потеряла свой статус "маленького чуда". Публичный интерес к ней угас. Успев привыкнуть к славе, Ника переживала это очень тяжело. К тому же ее мать повторно вышла замуж и родила вторую дочь — девочке казалось, что она теряет еще и родительское тепло. Ника на время выехала в Швейцарию: в качестве официальной причины выезда было указано "на учебу", на самом же деле она легла в психиатрическую клинику в Лозанне.

За границей чудесного исцеления не произошло, более того: от скуки и тоски девушка стала пить. Через год Ника приехала обратно. По возвращении в Россию повзрослевшая Ника не смогла найти себя. Она пыталась учиться в театральном вузе, наладить личную жизнь, бралась за кинопроекты… Однако все начинания девушка бросала: к тому моменту у нее была изрядно расшатана психика и появились признаки хронического алкоголизма. А в мае 2002 года Ника (по случайности или намерено, неизвестно до сих пор) сорвалась с подоконника пятого этажа, разбившись насмерть.

…Павлу Коноплеву было 3 года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. Мальчик одинаково увлеченно читал книгу о приключениях Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В 5 лет научил маму вычислять в уме логарифмы. У семьи не было возможности найти ребенку специализированное заведение или обучать индивидуально, поэтому в 7 лет Павлик отправился в обыкновенную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Ребенку было откровенно скучно на уроках, и он занимался своими делами, получая окрики учительницы и насмешки одноклассников. Единственное, что могла сделать для Паши советская школа, — разрешить ему перейти из 1-го сразу в 4-й класс, программа которого подходила ему больше (хотя временами и она оказывалась для чудо-ребенка "мала"). Павел превратился в отличника, но проблем в школе не убавилось: у мальчика начались серьезные трудности в общении со сверстниками. Десяти-одиннадцатилетние подростки не желали принимать в компанию малыша, который по возрасту годился во второклассники. "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", — всхлипывал маленький Паша.

Родители не оставляли его: видя переживания ребенка, они старались занять его спортом, разговорами, искали "товарищей по несчастью". Встречались с родителями других вундеркиндов, дружили семьями и делились опытом: какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных… Многим детям такая взаимовыручка помогала. Они выигрывали олимпиады, в 12-14 лет на "отлично" заканчивали школу и поступали в вузы. Советские газеты изредка откликались на это заголовками вроде "Студент в красном галстуке". И все же у большинства повзрослевших вундеркиндов были серьезные личностные проблемы: кто-то так и не научился общаться и не завел друзей, у кого-то не складывалась личная жизнь, не задалась карьера… К сожалению, судьба Павла сложилась трагично.

В 15 лет он поступил в университет. Учился увлеченно, знания давались ему легко. В 18 стал Павел Коноплев стал самым молодым депутатом на первых в стране демократических выборах. Избирателям понравился юный мальчик с чистыми глазами, и они дружно проголосовали за него. В 19 он поступил в аспирантуру. Казалось, юношу ждало блестящее будущее… Павел был в числе первых специалистов, разработавших самые первые программы для отечественного бытового компьютера БК 0010. Он стал известен на всю страну.

Но внезапно, как и Ника, с высоты успеха и интеллектуальной одаренности Паша сорвался в душевную болезнь. У него начались нервные срывы, вспышки отчаяния, он резал себе руки, словно пытаясь физической болью заглушить моральную. Родители поместили его в Больницу имени Кащенко; психиатры смогли лишь несколько облегчить состояние Павла лекарствами, но не устранить причину его страданий. К тому же мозг молодого человека, оглушенный лекарствами, уже не мог работать на прежнем уровне. В 29 лет Павел Коноплев умер в больнице от внезапного тромбоза легочной артерии.

Кроме не нашедших себя во взрослой жизни вундеркиндов, существуют еще "псевдогении", которых порой ожидает не менее трудная судьба.

Таким детям родители сами присваивают статус "одаренного ребенка", пытаясь искусственно "вырастить" из чада одаренную личность ли спортивного рекордсмена. И начинают воспитывать дитя в спартанских условиях. Ребенка лишают счастливого детства, добиваясь полного отказа от детских радостей и общения со сверстниками: все свободное время будущего гения должно быть посвящено учебе или тренировкам.