Что изучает наука статистика. Статистика: история возникновения и развития науки. Статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических материалов

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая - присваивающее хозяйство, вторая - производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.

Предисловие

Считается, что из глубины веков движется поток человеческой мысли, импульс освоения мира, познания окружающего. Этот "поток" начали еще в доледниковый период неизвестные гении - открыватели огня, первые строители, изобретатели колеса, а дальше к нему присоединились строители пирамид, вдумчивые переписчики и храмовых ученых Древнего Востока, философы Эллады, Рима и Средневековья, лондонские джентльмены - ученые, которые образовали в XVII ст. Королевское научное общество. Бесспорно, прав был Фрэнсис Бэкон, который в свое время заявил человечеству: "Знания - это сила!" Знание увеличивает могущество человека, избавляет его от несчастий, болезней и бед, создает многочисленные возможности, в частности исследований космоса, да и к тому же дарит острое интеллектуальное наслаждение.

Данное пособие позволит учащимся и студентам при подготовке к экзаменам обновить, дополнить" систематизировать знания по всемирной истории. Структура, изложение фактического материала ориентированы на программы высших учебных заведений. Учитывая опыт подготовки абитуриентов и студентов, авторы подают материал таким образом, чтобы помочь учащимся и студентам понять логику изменений в общественной жизни, исторического процесса в целом. Особое внимание уделено вопросам, недостаточно освещенным в современных учебниках.

Помнить известную пословицу: "Кто контролирует прошлое - тому принадлежит будущее".

Жизнь людей в первобытные времена

Первобытное общество: хронология, занятия людей

Период существования первобытного общества по времени был самым продолжительным в истории человечества. По новейшим данным, он берет начало не менее полутора миллиона лет назад. В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже IV-III тыс. к н. е., в Европе и Америке - в i тыс. к н. е. Периодизация истории первобытного общества является сложной и пока еще не решенной научной проблемой.

В современной науке есть несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др. Из специальных периодизаций первобытной истории важнейшим является археологическая, в основе которой - различия в материале и технике изготовления орудий труда. Согласно этому историю первобытного общества делят на три периода - каменный (от появления человека - III тыс. к н. е.), бронзовый (III-i тыс. к н. е.) и железный (i тыс. к н. е. - И ст. н. э.).

Каменный век (примерно 3 млн лет - ПИ тыс. к н. е.) продолжался в разных регионах неодинаково. Некоторые племена перешли к использованию металла, пока другие оставались на стадии каменного века.

Каменный век, в свою очередь, подразделяется на:

Нижний палеолит (2,5 млн-150 тыс. лет назад);

Средний палеолит (150-40 тысяч. лет назад);

Верхний палеолит (40-10 тыс. лет назад);

Мезолит (10-7 тыс. лет назад);

Неолит (6-4 тыс. лет назад);

Энеолит (4~3 тыс. лет назад).

Древнейшие находки предков человека подтверждают тот факт, что на территории Центральной и Восточной Европы происходили сложные процессы эволюции человека. Древнейшие остатки древнего человека (гоминид) зафиксированы на территории Чехии (Пржезлетіце). С помощью алеомагнітного метода они датированы периодом 890-760 тыс. лет назад.

В 70-80-х годах XX века. украинская экспедиция под руководством В.М. Гладиліна нашла остатки многослойной стоянки предков человека в районе села Королево (Закарпатье). Аналогичные стоянки обнаружены и в Венгрии (Ветешселлеш). Находки остатков этого периода очень фрагментарны, более распространенные находки орудий труда, особенно каменных чопперов и рубил, изготовленных на основе классических палеолитических технологий.

Итак, в эпоху нижнего палеолита часть Европы населяли предки современного человека. В антропологии эти предки получили название Ното егесиїв ("человек с прямой походкой").

В эпоху среднего палеолита произошел демографический взрыв, который повлек резкий рост количества достопримечательностей. Эти памятники связывают с таким видом предков человека, как неандерталец. Этот вид некоторые исследователи считают переходным к человеку современного типа. Для Центральной и Восточной Европы число известных поселений возрастает в 70 раз по сравнению с временем нижнего палеолита. Была заселена практически вся континентальная часть Европы, за исключением севера Англии, севера Восточной Европы и Скандинавии.

Неандерталец - представитель одной из стадий эволюции человека, который жил от міжльодовикової поры (риссвюрм) вплоть до начала последней стадии оледенения (120000-35 000років назад). Название происходит от местности Неандерталь в Германии. Известно много его находок в Европе, Азы, Африке, за которыми замечены определенные различия, разветвленные ветви эволюции и различные ее этапы. Для неандертальца характерен невысокий рост, чуть наклоненная вперед фигура, большой череп с объемом мозга 1300-1700 см3, выраженные надбровные дуги, покатый лоб, плохо выраженный підборідковий выступление. Участие неандертальца в формировании современного человека е дискуссионной. Они жили небольшими коллективами, занимались охотой и собирательством. Были создателями культуры среднего палеолита (мустье). Самое известное захоронение из грота Тешик-Таш.

В Украине находки останков неандертальцев, относящиеся к поздней фазе (Киик-Коба, Заскальна в Крыму). Есть свидетельства пребывания неандертальцев на стоянках Молодово (Украина), Шали Галовце (Словакия), Шипка (Моравия), Шубайюк (Венгрия). Известные достопримечательности дают возможность определить локальные группы, которые имеют существенные различия в материальной и духовной культурной традиции. В Центральной Европе для этого периода характерны первые находки шахт, в которых для производственной деятельности извлекались кремень (Берн, Швейцария), лимонит и гематит (Балатонловаш, Венгрия). Неандертальцы пользовались разнообразными орудиями труда и оружием не только из камня, но и из дерева, кости и рога.

В эпоху последнего ледникового периода (вюрмське похолодания, которое началось примерно 70 тыс. лет назад, деятельность предков человека усложнилась. Наступление ледников изменил характер хозяйственной деятельности. Некоторые виды животных вымерли или ушли на юг, а это привело к появлению специализированного охоты, связанного с одним видом животных. Неандертальцы охотились на пещерного медведя (Северное Причерноморье, Польша, Словакия, Румыния, Австрия, Венгрия), оленя (Германия), зубра (Поволжье, Кубань, Приазовье), мамонта (Поднестровья, Венгрия), дикого осла и сайгу (Крым). Основной пищей неандертальцев в Европе было мясо. Для группы в 20-30 человек необходимо было 200 кг мяса в неделю. Потребность в пище способствовала возникновению охоты загінним методом (животных загоняют в природные и искусственные ловушки или на группу охотников, что бросают копья или камни). В таких охотах участвовало до 100 человек.

Первобытные охотники - с начала становления человеческого общества охота была одной из основных форм хозяйства. В палеолитический период распространилось загонная охота на крупных зверей. Для этого большие коллективы людей выкрикивая с факелами в руках загоняли стадных животных к обрыву. Испуганные криками и огнем задние животные напирают на передних и целое стадо разбивалось, падая с высоты. Такое использование сырьевых ресурсов было очень непродуктивным, поскольку погибало больше зверей, чем нужно было для питания. В мезолітичний период были изобретены лук и стрелы, что сделало охоту более безопасным и дало возможность издалека поражать небольших зверей и птиц. Охота стало более продуктивным, что в свою очередь уменьшило количество дичи и привело к кризису охотничьего хозяйства. С внедрением воспроизводящих форм хозяйства (земледелия и скотоводства) охота начинает играть вспомогательную роль в южной зоне и сохраняет свое значение в лесной зоне.

в Зависимости от новых видов деятельности и быта менялась и технология изготовления орудий труда. Она заключалась в детальном дополнительном ретушировании рабочих частей инструментов и оружия. В условиях холодных зон люди научились добывать огонь, который теперь защищал их от холода. Урізноманітнилася не только материальная культура, но и зародилась духовная культура. На основе охоты появляются первые религиозные представления, в частности культ пещерного медведя (Швейцария, Германия). Погребения неандертальцев фиксируют появление знаний о потустороннем мире.

Процесс антропогенеза завершается примерно 40 тыс. лет назад формированием человека современного типа и организацией родовой общины. Человека, который изменил неандертальца, называют кроманьонцев Термин "кроманьонец" в чисто археологическом смысле касается лишь людей, проживавших на юго-западе Франции примерно в эпоху верхнего палеолита (40-10 тыс. лет назад). Но очень часто это название используется для обозначения первых современных людей (Homo sapiens) в любом месте земного шара.

Кроманьонец - название человека пізньопалеолітного периода" непосредственного предка современного человека. Название происходит от местности Кро-Маньон во Франции, где в 1868р. был найден череп и некоторые кости. В отличие от неандертальца он был высоким (185 - 194 см), имел больший объем мозга (1800 см3), более высокий лоб без надбровных дуг, выступают, узкий нос, четко очерченный підборідковий выступление. Много остатков костей, найденных на разных континентах, свидетельствуют о различиях на этой стадии эволюции человека. Кроманьонец занимался охотой. Жильем коллектива были пещеры, гроты, скальные навесы и сооружения, построенные из костей мамонта. О высокий уровень его общественной организации свидетельствуют пещерные рисунки и скульптурки, которые имели культовое назначение,

В эпоху верхнего палеолита в Центральной и Восточной Европе постоянно совершенствовались орудия труда. Выделяется несколько археологических культур, которые сосуществовали в течение длительного времени (40-10 тыс. лет назад). В этот период человек изобрел лук со стрелами. Для эпохи верхнего палеолита характерны два типа жилищ: небольшие округлые и овальные хижины диметром до 6 м с одним очагом и каркасом из костей, бивней мамонта или жердей (Мезин, Межирич, Добранічівка в Украине, Шолвар в Венгрии, Елькніца в Германии) и много очаговых дома (около 9 х 2,5 м) - Костенкі (Россия), Вернене (Германия), Пушкари (Украина), Дольни Вестонице (Чехия).

Именно тогда наиболее распространенной формой сосуществования стала родовая община, которая возникла еще в эпоху среднего палеолита. Например, территорию Венгрии (93 тыс. кв. км) заселяли примерно 74 общины.

община - форма социальной (коллективной) организации людей, характерной почти для всех народов. Возникла во времена первобытнообщинного строя. Присущими ей признаками были общая собственность на средства производства и традиционные формы самоуправления, С развитием общества, имущественного неравенства и частной собственности менялась и форма общины: родовая (матриархат), семейная (патриархат), сельский (поземельная). С образованием крупного феодального землевладения, община потеряла самостоятельность, превратившись в зависимую от господствующих слоев организацию непосредственных производителей. Распалась с развитием капиталистических отношений. Поземельная община сохранялась в российской империи к началу XX в., В широком смысле термин "община" используется для обозначения разнообразных общин: сельских обществ, городских коммун, землячеств, религиозных обществ.

Охотники-собиратели, из которых складывались эти родовые общины, составляли ассоциации семей, связанных условиями проживания, родством, общей охотничьей территорией. В плане духовной культуры эта эпоха обозначена распространением тотемизма и анимизма, связанных с охотничьей магией. Появляются признаки первобытного искусства. На большей части Центральной и Восточной Европы формируется область, в которой преобладают мелкая пластика, геометрическая орнаментация и гравировка на скалах, редко встречаются образцы пещерной живописи, более распространенного в Западной Европе.

Первобытное искусство возникает в позднем палеолите. Оно отражает окружающий мир и познания человеком таинственных сил природы, усилия, направленные на обеспечение собственного существования и тому подобное. Возникает из материальных явлений, воплощает потребности человека. Сохранились рисунки, нанесенные красками или высеченные на камне. Известный наскальная и пещерная живопись. Была развита графика на изделиях из кости и рога. Тесно связано с культом, охотничьей магией и культом плодовитости, первобытное искусство должно было обеспечить успешную охоту, плодовитость животных и продолжения человеческого рода. Оно было неотъемлемой частью тогдашней жизни, постепенно приобретая таких эстетических качеств, как реализм изображений или их абстрактное или стилизованное воспроизведение, монументальность, композиційність. Разным регионам присущи особенности. Широко известны росписи в пещерах Альтеміра в Испании и Каповій пещере на Урале. Кроме настенной росписи, известные пластические изображения людей и животных. В частности "венеры" из Виллендорфа на Дунае, Костянки на Дону. Известные раскопки костей мамонта (Мизин на Десне), Первобытное искусство стало основой для развития искусства последующих эпох.

Большие перемены происходят в эпоху мезолита (10-7 тыс. гг. к н. е.). Окончание ледникового периода привело к гибели некоторых животных, которые были объектами охоты. Мамонт на территории Украины жил в XI тыс. к н. е., шерстистый носорог и степной бизон - к IX-VIII тыс. к н. е. Исчезли мускусный бык, гигантский олень, лев, гиена, а северный олень и пушные звери переселились на север региона. Характерной особенностью мезолита стало развитие орудий труда в сторону усовершенствования метательного оружия и появления мелких кремневых и каменных инструментов, мотыг, каменных ступ и тому подобное.

В эпоху верхнего палеолита и мезолита происходили определенные изменения в структуре родовой общины. Она стала большей (до 100 человек) и охватывала определенную территорию, на которой занимались охотой, собирательством или рыболовством несколько групп, которые образовывали большие или маліроди-фратрії.

На сутки мезолита приходится формирование племени - этнокультурной общности, которая характеризуется общностью языковых и культурных традиций. В условиях миграций племя становится объектом расширения брачных связей. Внутри больших сообществ начинают формироваться органы управления, состоящие из влиятельных старейшин общин (они занимались организацией коллективной охоты, переселение, построения жилья, распределения добычи, осуществления определенных обрядов). Иногда обрядность и контроль за семейно-брачными обычаями возлагались на вождей-шаманов (формальных лидеров, которые заменялись путем наследования должности по материнской линии). Линия вождей играла важную роль в период военных конфликтов, поскольку имела жесткий авторитарный характер. Старейшины действовали в мирное время и, как правило, согласовывали свою деятельность со старейшинами других родов.

Усложнилась система социализации (передачи опыта молодым поколениям). Первым шагом в этом направлении было возникновение в первіснородовій общине обрядов инициации и подготовки к ней (испытания для зачисления в члены рода). Потребности хозяйственной и социальной деятельности привели к появлению временной парной семьи как института или низшего звена коллектива. Она не имела устойчивого характера, но помогала ответственно относиться к выполнению коллективных действий, сохраняя коллективный характер присвоения природного продукта и экзогамных половые отношения внутри общины.

В УП тыс. к н. е. в Европу приходит "воспроизводительное хозяйство". С юга Балкан эти импульсы направлялись на северо-запад, север и северо-восток. В середине V тыс. к н. е. на территории восточного венгерского Задунавья, Моравии, Юго-Западной Словакии состоит самобытная культура линейно-ленточной керамики. Носители этой культуры во второй половине V - начале IV тыс. к н. е. распространяют земледелие и скотоводство вдоль водных артерий (Дунай, Висла, Лаба, Рейн, Днестр и Прут) на огромную территорию от Мааса (на западе) до Днестра (на востоке), от междуречья Савы и Дравы (на юге) до Одры (на севере).

Поселение носителей линейно-ленточной керамики сосредоточены вблизи рек. Деревянные дома каркасно-столбовой конструкции располагались на расстоянии 15-20 м. В доме проживали от одной до нескольких семей. Могильники этой культуры богаты на находки. В могильном инвентаре мужских захоронений находят полированные каменные топоры, изделия из неместной сырья, ремесленные изделия.

Земледелие в Европе сначала было мотыжным. Оно оказалось довольно трудоемким и малопродуктивным. Большое количество мелкого рогатого скота тоже не могла полностью вытеснить охоту. Лишь появление в УП тыс. к н. е. рала, некоторых элементов пахотного земледелия и примитивного подсечно-огневого комплекса и ирригации дала рільникам возможность получить определенные преимущества в получении продуктов питания. Именно тогда происходит переход от круглой до прямоугольной формы жилья, что подтверждает устойчивую тенденцию к полной оседлости, поскольку такая форма жилищ давала возможность достраивать необходимые жилые и хозяйственные помещения.

Переход к воспроизводственных форм хозяйствования и повышения эффективности результатов хозяйственной деятельности людей привели к изменениям в их быту и психологии. Земля, на которой происходило производство, приобрела новую признаки: она стала не только предметом, но и результатом человеческого труда. Изменился и характер труда. Она требовала большего уровня кооперации и одновременно формировала специализацию производственных процессов. Разделение труда внутри общины стал необходимым условием ее дальнейшего существования. Появился также міжобщинний обмен. Общины со скотоводческим профилем обменивались продуктами с рильницькимы или охотничье-збиральницькими. Объектами обмена были предметы ремесла (керамика, орудия) и сырье.

Все это привело к модификации понятия "собственность". Возникают понимание личного права на орудия и предметы быта и осознание наследственного, коллективного права на землю. Право собственности на землю характеризовалось определенной иерархичностью: распоряжаться ею мог только род, взрослые члены имели право владеть отдельными участками, а семья - только пользоваться ею. Личное имущество успадковувалося, учитывая эту иерархию. Родовая территория имела определенное название и на ней выделялись участки, имели загальнородове значение: место для ритуалов, святилища, источники питьевой воды и сырья, лес. С усилением роли мужчин в пахотном полеводстве структура общинной собственности приобрела патриархального характера, а потребность в дополнительных рабочих руках стимулировала превращение родовой общины в соседскую.

В условиях брачной замкнутости крупных общин и формирования их самобытных культурно-хозяйственных комплексов происходило образование этнокультурных общностей. Основной этнической единицей становилось племя (группа общин). Обмен, ослабление военных конфликтов, общность проведение ритуалов - факторы этнической консолидации. Для Передней Азии и Восточной Европы главным событием стало появление индоевропейской семьи языков. Большинство исследователей считают, что именно с культурой линейно-ленточной керамики следует связывать возникновение в Восточной и Центральной Европе племенной социальной организации. Для нее было характерно:

Существование общины полеводческо-скотоводческого типа, которую образовывали 60-100 человек, проживавших в поселении;

Наличие хозяйственного района в радиусе 5 км вокруг поселения. Этот район находился в коллективной общинной собственности.

Новые импульсы из зоны Передней Азии на Балканский полуостров способствовали появлению на почве старых традиций расписной керамики новых культур. В V тыс. к н. е. здесь формируются своеобразные культуры Сескло (Фессалия), Винча (Балканы и в Карпатский бассейн), Кара-ново Ш - Веселиново (Фракия). С появлением металлов этот регион вступает в енеолітичну сутки.

На территории современных Молдовы и Украины состоит в начале IV тыс. к н. е. трипольсько-кукутенська историко-культурная общность. Для нее характерны пашенное земледелие с применением волов, использование тяглового транспорта (волокуши). Носители культуры использовали медь и золото для изготовления украшений, а медь - для изготовления топоров и тесла. На некоторых топорах трипольцев найдены следы сварки при температуре 350-400 С.

Ткачество, изготовление кожаных изделий, керамика вознеслись с уровня домашнего промысла до уровня таких ремесел, как металлургия и металлообработка. Обмен и меновая торговля стали широкомасштабными и привели к социальной дифференциации общества. Большинство исследователей отмечают, что по уровню развития трипольская культура опережала все другие районы Европы. Здесь появляются региональные центры, а площадь поселений и численность населения резко возрастает. В развитом Триполье средняя площадь поселения составляет 25-60 га.

Важным направлением развития скотоводства было одомашнивание новых видов животных. Исследователи считают, что ареал приручения лошадей можно связывать с территорией Украины. В поселении Дереївка найдены остатки костей с явными признаками одомашнивания. Время находок (IV тыс. к н. е.) дает возможность говорить, что в районы Передней Азии лошадь попал из северо-причерноморских степей. Наличие крупного рогатого скота и лошадей дала возможность решать проблемы тягловой силы и транспорта.

Настоящий переворот начался с появлением колеса. До последних времен родиной колеса считались Передняя Азия и Месопотамия. Но находки глиняных моделей колес в карпато-дунайском ареале (V - середина IV тыс. к н. е.) заставляют изменить эту схему. Теперь принято считать, что распространение различных видов колесного транспорта связано с енеолітичними поселениями Юго-Восточной Европы (они известны здесь с IV тыс. к н. э.).

Надо отметить также появление племен, которые совершали регулярные миграции, связанные с выпасом скота. Они могли заниматься земледелием, но главную роль в хозяйстве играл обмен скота и продуктов скотоводства на продукты земледелия. Таким образом возник новый тип хозяйства - кочевое скотоводство. Ареалом формирования кочевого скотоводства в Европе стали каспийско-черноморские степи. Движущей силой этих процессов, возможно, было изменение влажности климата региона. Но возникновение кочевого образа жизни не следует абсолютизировать: новые скотоводческие сообщества живо контактировали с племенами, которые специализировались в пахотном полеводстве или металлургическом производстве. Рядом с общественными комплексами хозяйства воспроизведения обитали племена, которые продолжали жить с охоты, рыболовства и собирательства. Они также продолжали совершенствовать свою социальную структуру, поскольку контакты с соседями стимулировали в них развитие социальной организации.

На почве контактов происходит стремительный прогресс ремесленного производства. В Европе его центром был Балкано-Карпатский металлургический центр, который возник в VI тыс. к н. е. и придал импульс развитию металлургии трипольской культуры (восток). Наиболее древнее производство металла локализован на территории Болгарии и бывшей Югославии. Изделия изготавливались преимущественно из меди, лишь во второй четверти IV тыс. к н. е. появляются вещи из бронзы. Со второй половины IV тыс. к н. е. начал действовать собственный трипольский центр металлообработки, хотя сырье поступало туда с Балкан. Стоит подчеркнуть относительной количества металлических вещей. Центральная Европа в это время в целом давала лишь до 16,5 т меди в год. Поэтому долгое время изделия из меди считались предметами роскоши, из нее изготавливали только оружие и ритуальные предметы. Однако Ш тыс. к н. е. стало для Центральной и Восточной Европы временем заметных изменений. Именно тогда проходил сложный процесс замены энеолитических культур культурами бронзовой эпохи, которая ассоциируется у исследователей с процессами этногенеза народов Европы.

Ш тыс. к н. е. - период, очень важный для развития населения всей Европы. Он имел переходный характер, поскольку на просторах континента в зонах Средиземноморья, юга Балкан и на Западном Кавказе возникают новые археологические культуры. Первыми культурами бронзового века стала ранньомінойська культура на острове Крит, ранньоелладська культура Греции, ранньофессалійська культура, ранньомакедонська культура и культура раннего бронзового века во Фракии.

Вторая половина III тыс. к н. е. характеризовалась большими переселениями племен, которые значительно повлияли на формирование и образование народов Центральной и Восточной Европы.

Во второй четверти III тыс. к н. е. в Центральной и на западе Восточной Европы широкое распространение получила культура шаровидных амфор, ее памятники находят на Лабе, Одре, Висле, а на развитой стадии носители этой культуры проникают в верховья Западного Буга, а оттуда - в верховья Прута, Серета и Днестра. Поселения культуры шаровидных амфор, открытые в Чехии, состоят из столбовых жилищ с обмазанными глиной стенами. В этих поселениях найдены остатки зерновых (пшеница и ячмень) и бобовых культур, засвидетельствовано рост поголовья свиней.

в Течение IV-III тыс. к н. е. возникает большая историческая общность носителей ямной культуры, которая охватывала просторы от Южного Приуралья до Пруто-Днестровского бассейна. На севере ее ареал доходит до Киева и Самарской луки" а на юге - до предгорий Кавказа.

Не меньшее значение, чем ямная культурно-историческая общность, для Центральной Европы имела культура шнуровой керамики, или боевых топоров, формирование которой датируется второй половиной ПИ тыс. к н. е. Она состояла из ряда генетически родственных культур, которые охватили территорию от берегов Рейна до Волги. Кубки со шнуровым узором и шлифованные топоры в мужских погребениях является их специфической чертой. Культура шнуровой керамики считается полеводческо-скотарською. Поскольку ее носители распространялись на север и восток, то для этой культуры характерно приспособление к местным природным условиям, которое особенно четко прослеживается в районах Польши и Прибалтики. Здесь "шнуровики" были носителями новых воспроизводственных технологий, которые приходят на смену охотничьим типам хозяйствования. То же самое можно сказать и о развитии металлообработки и металлургии. Особенно активно разрабатываются орудия труда для подсечно-огневого земледелия, свойственного носителям этой культуры, которые проживали преимущественно в зоне лесных массивов.

Еще одна большая миграция из западного направления охватила Западную и Центральную Европу в конце III тыс. к н. е. в связи с движением носителей культуры колоколовидных кубков. Районом формирования культуры считается Центральная Португалия. Из этой зоны культура начинает проникать в Бретань, а из нее - в район истоков Рейна. Нерешенной остается проблема возникновения среднеевропейского очаги этой культуры, которое охватывало районы Чехии и Моравии, а также области современных Австрии, Баварии, Венгрии, Саксонии и Польши. Носители культуры колоколовидных кубков на берегах Дуная занимались разведением лошадей, изготовляли медные ножи и украшения.

Анализ могильников всех культур бронзового века дает возможность сделать выводы о характере социальных изменений. Находки оружия доказывают, что реалиями жизни населения Центрально-Восточной Европы стали военные конфликты и миграции. Как правило, большинство столкновений возникали из-за стада скота. На фоне этих столкновений развивался міжобщинний обмен, который также ускорял процессы расслоение внутри племен. Усиливается роль семьи, что засвидетельствовано наличием парных захоронений в больших коллективных могильниках. Появление курганных захоронений у носителей ямной культуры, где размеры кургана (диаметр 110 м, высота 3,5 м) требовали усилий большого количества людей (примерно 500 человек в течение 80 дней), свидетельствует о том, что происходил процесс выделения военной аристократии. Рядовые общинники имели право лишь на курган с диаметром от 20 до 50 м с инвентарем в виде глиняной посуды.

Жители Центрально-Восточной Европы вели смешанное полеводческо-скотоводческое хозяйство и в поисках новых пастбищ для скота вынуждены были обживать горные районы. В структуре стада почти везде преобладал крупный рогатый скот. Роль овец, коз и свиней в снабжении населения мясом оставалась второстепенной.

В первой половине II тыс. к н. е. характерным явлением стало земледелие, хотя в некоторых регионах степной полосы Восточной Европы оно могло появиться раньше. Земледелие было пахотным, что свидетельствует о значительный шаг вперед, поскольку ралом с упряжкой волов человек могла обработать большие земельные площади. В период поздней бронзовой эпохи песчаные почвы холмов были включены в процесс производства, леса расчищены, а долины рек стали использовать меньше. Сокращается режим охоты, поскольку часть животных (тур, зубр, косуля, кабан, олень) интенсивно истреблялся еще в предыдущие времена. На побережье Балтийского моря значительную роль имело рыболовство, встречаются изображения лодок и даже первых судов. Появляется колесный транспорт - повозки со сплошными и составными колесами.

ВО II тыс. к н. е. в хозяйстве тогдашнего населения Центрально-Восточной Европы растет значение залежей медных и оловянных руд. Залежи меди находились в районах Чешских Рудных гор, Карпат и на Балканах. В последних двух районах разработка залежей началась раньше всех в Европе. От 1700-1500 гг. к н. е. производство меди началось и в Восточных Альпах. Техника горнодобывающих работ II тыс. к н. е. очень хорошо изучена на основе австрийских материалов. Копи Мітгерберга (близ Зальцбурга) были врезаны в холм на глубину до 100 м, следуя за слоями медного пирита. Подсчитано, что каждая из 32 рудников разрабатывалась в течение семи лет группами по 180 рабочих в каждой.

Некоторые общины в эпоху поздней бронзы стали специализироваться на изготовлении орудий труда. Однако каменные орудия продолжали конкурировать с бронзовыми" и лишь их форма напоминала металлические. Только в конце П - начале i тыс. к н. е. в южных и центральных районах Европы основная масса населения стала шире использовать металлические орудия труда, о чем свидетельствуют находки поселений ремесленников-металлистов, например Велем-Сенгвід (Венгрия).

большое значение в это время приобрел добыча соли. Так, в Верхней Австрии и Южной Германии функционировал район соледобычи, где соль производится путем выпаривания, а затем пресувалася и высушивалась в виде "соляных голов". Она очень часто становилась предметом обмена, так же как медь, бронза, золото и изделия из них, фаянсовые бусы, янтарь и янтарные украшения, морские раковины.

Во второй половине II тыс. к н. е. зоной интенсивного обмена становится Центральная Европа. В настоящее время доказано существование регулярной активной торговли через карпатские и альпийские перевалы. Обмен осуществлялся на общинном уровне, причем в отличие от стран Востока и зоны Средиземноморья в нем принимали участие все члены общины. Длина торговых путей поражает. Известно, что в некоторых шахтовых могилах Микен находили прибалтийский янтарь.

Военные столкновения в племенном среде Центральной и Восточной Европы не только имели целью хозяйственные интересы (кража и защита скота, источников питания и сырья), но и ускоряли формирование элементов социального развития (укрепление власти военного вождя и появление военной аристократии).

Специфическими районами в эпоху бронзы были степные просторы Восточной Европы. В первой половине П тыс. к н. е. здесь распространилась катакомбная культурно-историческая общность, которая имела характерную особенность погребального обряда: покойников хоронили в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы. Катакомбная община занимала значительную территорию от Днестра до Волги. На юге его границами были предгорья Кавказа (Кубань и зона Терека).

Катакомбы (от лат. - подземная гробница) - подземные помещения естественного или искусственного происхождения. В древности использовались в основном для религиозных обрядов и погребения умерших. Такие катакомбные сооружения сохранились в Киево-Печерской лавре. В период ранней бронзовой эпохи существовала катакомбная культура, распространенная на территориях Украины и Придонья и в Калмыцких степях. Умерших хоронили в катакомбах - підбоях. Главное занятие племен этой культуры - скотоводство и земледелие. Катакомбами иногда называют оставленные подземные каменоломни, например под Одессой, Керчью.

Скотоводство и земледелие заставляли людей этого сообщества вести полукочевой образ жизни. Существовали металлургия и металлообработка (около Артемовска). Изделия из золота здесь были редкими, однако выделение военной аристократии прослеживается в материалах курганных захоронений, некоторые из которых достигали высоты 8 м и диаметра 75 м. В них есть следы насильственного убийства при погребении вождя и его жены. В отдельных захоронениях обнаружены останки лошади, что свидетельствует о высоком положении погребенного.

В поздний период бронзы появляются памятники срубной культуры, которая существовала в зоне степных районов Восточной Европы. Для этой культурно-исторической общности характерно захоронения в ямах или срубах. Считается, что катакомбная и срубная культуры были продолжением традиций ямной культуры. Некоторые исследователи утверждают, что катакомбная культура возникла в результате миграции, а срубная составляла остатки автохтонных жителей. Исследователи захоронений срубной культуры выделяют следы социальной дифференциации, в частности "погребения родовых старейшин".

Роль племени как единой силы, способной уберечь население от нападений соседей, усиливалась возможностями освоения новых территорий. Племенная организация ускорила кризис кровнородственных отношений и стимулировала возникновение новых форм территориальных связей.

На фоне этих процессов возникали первые культы богов, которые во II тыс. к н. е. стали типичными для региона Центрально-Восточной Европы. Это культ богини плодородия и богини земли. С Ближнего Востока пришел культ богини воды. Традиционными для региона считались культ быка и культ солнца, представлен золотым диском с ореолом или кругом с четырьмя спицами. Изменение погребального обряда отражает тенденцию изменений в быту. Трупопокладення меняется кремацией. По верованиям древних жителей огонь помогал душе освободиться от тела.

В П тыс. к н. е. масштаб миграций и сложных этнокультурных процессов сокращается. Для этого периода самым значительным переселением было перемещение в Середньодунайський регион племен культуры курганных могил. В отличие от предыдущей эпохи эта миграция имела характерные черты военного вторжения. Культура курганных могил для Центральной и Восточной Европы ныне датируется временем от 1500 до 1200 р. к н. е. Центром этой культуры были Бавария, Вюртемберг и область, где раньше существовала культура Унетіце. В ХШ в. к н. е. культура курганных могил изменяется культурой полей погребальных урн, которая охватывает переходный период от бронзы до железного века. Исследователи считают, что появление культуры полей погребальных урн совпадает по времени с процессами формирования давньоєвропейських итальянских, германских, иллирийских, кельтских и венетських этносов.

Первичным очагом государственности в Европе стали Крит и ахейская Греция, которые уже в конце III - начале П тыс. к н. е. образовали мир дворцовых комплексов. Через них Европа ознакомилась с системой государств восточного типа. Вскоре процессы охватили новые зоны Европейского континента.

Расписание первобытнообщинного строя в земледельцев-скотоводов был закономерным результатом неолитической революции, которая произошла в экономике. Различные признаки такого расклада существовали уже в пізньородовій общине земледельцев-скотоводов. Однако для того, чтобы эти тенденции проявились в полную силу, нужно было время. Должны были сложиться новые, более совершенные трудовые навыки, вырасти количество населения, прогрессировать важнейшая составляющая производительных сил - средства труда. По этому очень большое значение имели открытия и освоения полезных свойств металлов. Это стало толчком к культурным и социальным сдвигам в истории человечества.

Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием пер-вых государств.

В этот период, который нередко именуют доисто-рическим , появляется первобытное общество. Для него характер-но отсутствие сословий, имущественного неравенства, государст-венности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.

В первобытную эпоху формируется физический тип современ-ного человека, создаются различные орудия труда, совершенст-вуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, по-степенных открытий, накопления опыта люди создали богатую ма-териальную и духовную культуру . Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготов-лять посуду и разнообразную бытовую утварь.

Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало от-крытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводст-ва, которые до настоящего времени составляют для человека основ-ной источник получения пищи . Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, ми-фах, сказках, легендах.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

  • Палеолит , или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э. ).
  • Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э. ).
  • Неолит , или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
  • Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Дикость, варварство и цивилизация

Существует также и альтернативная периодизация первобытного общества. Один из представителей эволюционной теории Л. Г. Морган (1818-1881) в своей работе «Древнее общество» разделил развитие человечества на этапы дикости , варварства и цивилизации . Первые из них делились, кроме того, на нижнюю, среднюю и высшую ступени. В основу этой периодизации был положен технологический принцип: от гончарной эпохи, этапа дикости осуществлялся переход к нижней ступени варварства, с переходом от окуль-туривания растений к одомашниванию животных — к средней, от железоплавильной эпохи — к высшей ступени.

Дикость

Этап дикости делится на следующие ступени:

  • нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
  • на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
  • на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.

Цивилизация

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове-чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере-хода было возникновение первых государств , развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни . Ци-вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об-щества, следующая за первобытностью.

История первобытных обществ завер-шилась возникновением в Египте и в Дву-речье в конце 4-го тыс. до н. э. древнейших цивилизаций. Человечество вступило в новый этап своего раз-вития. На большей части Земли в течение долгого времени сохра-нялись первобытные племена. Даже в настоящее время некоторые народы несут в своей

1. Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);
2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);
3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.
Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.
Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.
Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35—9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.
Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.
Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.
Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.
Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.
Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.
Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.
Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.
Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.
Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.
В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.
Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?

Примерно в V-IV тысячелетии до н. э . началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, важную роль играли земледелие, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, и имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно, меняется форма семейных отношений, возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывались верхушки родовой аристократии, фактически ведавшей всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепление связей между социальными организациями, развитие системы дарообменных отношений. С переходом от первого брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. По мере развития производственных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создало условие для возникновения классового общества и государства.