Специализированный детский сад для аутистов. Может ли ребенок с РАС посещать обычный детский сад? Причины, вызывающие агрессию – насилие и ограничение

Минчанка Юлия Вишневская открыла специализированный частный детский сад, чтобы развивать своих двух дочерей с аутизмом. «Белсат» посетил одно из занятий Юлии с детьми.



Чтобы открыть садик, пришлось продать квартиру

Детский сад находится в одном из спальных районов Минска, на первом этаже многоэтажной высотки. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь внутрь, — интерьер почти полностью белого цвета и множество разноцветных вывесок и изображений.

Хозяйка сада, Юлия Вишневская, рассказала, что к открытию дошкольного учебного заведения ее подтолкнула собственная семейная ситуация. У Юлии две маленькие дочери с аутизмом. В обычный садик женщина их отдать не могла, а найти человека для присмотра, который бы знал, как работать с такими детьми, не получилось. Тогда Юлия решила сама набираться знаний и опыта, чтобы воспитывать не только своих дочерей, но и помочь другим детям с аутизмом. Следующим шагом стало открытие собственного детского сада.

Первой трудностью на пути реализация идеи стала финансовая. Юлия рассказывает, что, чтобы сделать первые шаги, пришлось продать собственную квартиру в Гомеле. Чтобы получить средства, Юлия приняла участие в проекте телеканала ОНТ «Мой бизнес». Но в главный отбор ее не взяли, мол, садик — это не бизнес. В то же время несколько коммерческих организаций совместно выделили Юлии средства — всего десять тысяч долларов.

Деньги пошли на приобретение оборудования — цветных принтеров, смарт-доски и т.д.

Программ для работы с детьми с аутизмом в Беларуси нет

Следующей трудностью стал поиск специалистов для работы в саду. В Беларуси таких специально обученных людей нет.

«К нам приезжают много иностранных специалистов, которые готовы делиться своим опытом, но почему-то системой это у нас не становится, — говорит Юлия. — Все на уровне родительских инициатив, каких-то эпизодических курсов».

Сейчас сад — частное учреждение. Юлия говорит, что были и амбиции сделать его государственным.

«Но если мы становимся государственным учреждением, то автоматически должны выполнять государственные стандарты образования, — отмечает хозяйка сада. — Аутисты очень выбиваются из массы всех остальных детей, для них невозможно составить некий единый стандарт».

На государственном уровне разработкой программ для детей с аутизмом в Беларуси никто не занимается, утверждает Светлана Кот, работница в саду.

«Если для детей с умственной недостаточностью, для инвалидов по зрению возможна общая программа, с каждым аутистом нужно несколько раз провести занятия, а потом для него индивидуально написать программу, которая будет учитывать его особенности развития, — отмечает специалист. — Нам нужна отдельная структура, которая бы занималась диагностикой и написанием программ для таких детей».

Каждый посетитель сада имеет свою индивидуальную программу, рассчитанную на полгода. Программы мобильные, могут быть дополнены в любой момент.

Садик для детей с аутизмом — белые стены и яркие цвета

Чем же отличается садик для детей с аутизмом от всем нам привычного детского сада?

Пространство в таком садике должно быть четко структурированным. Детки должны заниматься различными видами активности в разных местах — например, в правом углу учеба, в левом — игры.


Расписание включает специализированные занятия, прогулку, гимнастику, полив цветов, музыкальное занятие, работу с дефектологом.

Каждое занятие продумывается так, чтобы ничто не отвлекало, которое у детишек с аутизмом очень трудно занять. После каждого занятия — перерыв на игру с игрушкой.


Юлия обращает наше внимание на то, что в садике интерьер преимущественно белого цвета, а вещи, на которых нужно акцентировать внимание детей во время занятий, раскрашены в яркие цвета. Предметов в комнате, где проходит работа с ребенком, не должно быть много, и они должны иметь свои места — дети-аутисты любят, чтобы все было в порядке. В садике две смены, и в каждой по три ребенка. Больше садик себе позволить сегодня не может.

Работает садик двадцать часов в неделю. Цена за месяц занятий — 520 долларов.

«Но мы с нашей деятельности не получаем прибыль, — говорит Юлия. — Мы работаем на самообеспечении. Прибыль идет на оплату специалистов и аренды».

Юлия рассказывает, что в садик уже есть очереди.

«Нам даже из Москвы звонили, предлагали приехать к нам и здесь снимать квартиру, так как для них это получается дешевле».

По словам Юлии, часто приходится сталкиваться с тем, что звонят родители, очень хотят попасть в садик, но когда слышат цену, говорят, что не могут себе это позволить.

«Но если эта услуга для большинства вообще недоступна, то лучше пусть будет в дорогом варианте, чем ее вообще не будет», — подчеркивает наше собеседник.

Эксперт: «Мы отстаем от Европы и США на 40 лет»

После садика ребенок может пойти в частную школу или в интегрированный класс, которые были созданы в Беларуси специально для аутиста по инициативе общественной организации «Дети. Аутизм. Родители». Но несмотря на попытки создавать интеграционные классы и сады для детей с аутизмом, ситуация с дошкольным и школьным образованием таких детей в Беларуси выглядит достаточно уныло, утверждает Татьяна Голубович, руководитель общественного объединения «Хорошее дело. Помощь людям с аутизмом».

«Наша система образования настолько консервативная, что очень трудно организовать среду, которая бы помогала ребенку с аутизмом развиваться правильно», — говорит Татьяна.

Женщина отмечает, что в белорусском обществе существует огромная проблема понимания такого явления, как аутизм, да и вообще — людей, отличающихся от большинства.

«Но мне кажется, что это все придет к нам, когда общество научится понимать, что есть разные люди, разные дети, — говорит Татьяна. — И что вообще не надо делить детей — вот это аутист, аллергик, астматик и т.д. Это в первую очередь дети. И они, и их семьи должны иметь шанс получить помощь и жить, как все».

Татьяна отмечает, что в Западной Европе и США существует огромное количество программ и организаций, помогающих детям с аутизмом. Мы отстаем от них лет на тридцать-сорок.

«Наша система образования не принимает мировой опыт реабилитации этих детей и тратит огромное количество ресурсов, времени на изобретение собственных, инновационных методов работы с такими детьми. Тем самым просто крадут время у людей».

Сад для детей-аутистов очень важен, так как работать с такими детьми надо начинать с самого раннего возраста, говорит Татьяна. Ведь чем раньше эта работа начнется, тем больше шансов будет у ребенка пойти в обычную школу, научиться говорить, общаться с другими, дружить.

Детский аутизм представляет собой отклонение в психофизиологическом развитии, основное проявление которого заключается в коммуникативных нарушениях. К сожалению, до сих пор не существует какой-либо специальной системы дошкольных учреждений для аутистов, поэтому малыши со слабовыраженными нарушениями могут посещать общеобразовательные детские сады, а ребята с глубоким аутичным расстройством, как правило, посещают детсады для умственно отсталых деток. Безусловно, умственная отсталость и аутизм – это абсолютно разные вещи, но в этих учреждениях работают детские психологи − специалисты по нарушениям развития. Кроме того, группы малочисленны, что позволяет уделять больше внимания каждому ребенку.

Ребенок-аутист в детском саду адаптируется очень тяжело по сравнению с остальными сверстниками. Такие детки отличаются повышенной тревожностью, их страхи и переживания фиксируются на продолжительное время. Аутисты требуют дополнительного внимания и осторожности в обращении.

Для того чтобы ребенок-аутист быстрее и легче адаптировался к новой обстановке, ему нужно помочь наладить отношения со сверстниками: вовлекать в коллективные игры, пресекать возможное агрессивное или неадекватное обращение, проявлять доброжелательность.

Детские сады для детей с нарушениями умственного и физического развития

Аутизм − это не единственная серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям. Детки с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата также имеют особенности развития и нуждаются в посещении специализированных дошкольных заведений, в которых предусмотрены особые педагогические методики и методические пособия.

В такие дошкольные заведения детки комплектуются с учетом уровня начальной подготовки, возраста и степени нарушения слуха. При этом решающее значение имеет не возраст (как в обычных ДДУ), а развитие речи у малыша.

Детские сады для глухих работают по программе, которая по многим разделам совпадает с общеобразовательной, но учитывает специфику развития таких детей. Так, особое значение уделяется формированию навыков произношения и чтения по губам.

У деток с нарушениями зрения, как правило, нарушается координация движений, с трудом формируются навыки самообслуживания и в результате притупляется стремление к трудовой деятельности. Именно поэтому детские сады для слепых основными своими задачами должны ставить формирование таких личностных качеств, как активность, самостоятельность и трудолюбие. Эффективность в этом воспитательном направлении достигается в результате переориентации ребенка с позиции опекаемого на позицию заботящегося о других.

Вопрос: Здравствуйте. Мы из Крыма. Ребёнку сейчас 5 лет 8 месяцев. С 3 лет посещает сад обычный. В 4 года поставлен диагноз — аутичные черты. На обследовании настояли в саду. В заключении МПК указано: рекомендовано пребывание в ДОУ, занятия с психологом и логопедом. При этом получаем инвалидность.

С заключением мы пришли к заведующей садом, где получили отказ, так как они не могут нам предоставить такие условия. Хотя в саду работает практикующий психолог, которая тоже отказалась заниматься с ребёнком, ссылаясь, что у неё нет права заниматься с такими детьми.

В итоге через наши жалобы в отдел образования с нами заключили договор на кратковременное пребывание в саду и только в сопровождении мамы как тьютора.

Мы работающие родители, и бабушки наши теперь заграничные, проживают на Украине. Я работаю по сменному графику. В гороно порекомендовали нанимать няню в те дни, когда некому с ним в сад ходить. Имея старшего ребёнка студента и оплачивая частные занятия с психологом и дефектологом, это накладно.

Сейчас Крым вступил в правовое поле РФ, и в саду сказали, что договор утратил силу. В городе нет коррекционной группы или сада. Ребёнка деть некуда. Помогите! Что нам сделать для ребёнка. Наталья

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Ваш вопрос весьма сложен и требует объемного ответа. Поэтому постараюсь указать наиболее верные способы решения проблемы Вашего ребеночка.

Нормы Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон) включают много требований об обеспечении образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), например:

  • об обязанности органов федеральной, региональной и муниципальной власти создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ (п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона);
  • о включении в федеральные государственные образовательные стандарты образования специальных требований по образованию лиц с ОВЗ (ч. 6 ст. 11 Закона);
  • об административной ответственности образовательной организации и ее должностных лиц за нарушение или незаконное ограничение права на образование и требований Закона (ч. 7 ст. 28 Закона);
  • о приеме на обучение детей с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) (ч. 3 ст. 55 Закона);
  • о системе обязательных мероприятий по организации получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79 Закона), которые, например, включают:

1) обязательное обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ согласно адаптированной образовательной программой (для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида);

2) обязательное создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; и так далее.

Наиболее полные разъяснения по вопросу организации дошкольного образования детей с ОВЗ отражены в письме Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Вместе с этим, распоряжением Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года № 555-р «О подготовке учебных заведений Республики Крым к новому 2014/2015 учебному году и к работе в осенне-зимний период» (rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_232225.doc ) предусмотрено открытие дополнительных инклюзивных классов и групп для детей с ОВЗ в общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях в соответствии с желанием родителей и возможностями учебных заведений .

Нормы открытия инклюзивной (комбинированной) группы в ДОО обозначены в п. 1.11-1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», согласно которым

рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья.

То есть, согласно вышеуказанным требованиям Закона, распоряжения СМ РК, рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 по Вашему требованию в ДОО, который Вы посещаете должны были открыть инклюзивную (комбинированную) группу с разработкой для Вашего ребенка специальной адаптированной программы коррекционного развития и созданием соответствующих специальных условий.

Значит, Вам целесообразно ПИСЬМЕННО (!) обратиться в районную прокуратуру, Минобразования РК, к Детскому омбудсмену с вопросом о нарушении прав на получение инклюзивного образования Вашим ребенком, нарушении требований федерального законодательства и распоряжения Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года № 555-р, с тем, чтобы Вашего ребенка обеспечили соответствующим адаптированным образованием согласно ИПР.

Если будет ПИСЬМЕННЫЙ отказ, то он должен быть мотивирован – на основании какого документа Ваш ребенок не может получить соответствующего образования. В этом случае можно оспорить в судебном порядке подобный документ республиканской власти или муниципалитета.

Желательно, если таковые есть, приобщить к этому письменному обращению родителей других детей с ОВЗ, которые испытывают подобные трудности (направить коллективное заявление вышеуказанным адресатам).

У всех родителей разные возможности по созданию условий для здоровья их детей, но сегодня мы расскажем и напомним о важном факторе, который может обеспечить для своего ребёнка каждый родитель и сделает многое! Давайте вспомнии как часто и какое количество ежедневно мой ребёнок пьёт простую воду?🤔 Мы постоянно интересуемся этим у родителей и, к сожалению, лишь пару раз слышали в ответ, что ребёнок хорошо и много пьёт и вообще любит это дело. Всё остальные родители говорят о том, что их ребёнок пьёт очень мало и вообще с этим есть проблемы, задумываются (ну я надеюсь) о том, что нужно обратить на это вопрос серьёзное внимание. Поскольку вопрос действительно важный, влияющий можно сказать на все, напрямую на динамику восстановления ребёнка! Разберёмся. У большинства наших детишек проблемы либо с кишечником, либо с витаминно-микроэлементным составом крови, плохой лимфоток, густая кровь, все что способствует течению воспалительных процессов, снижению иммунитета. И конечно все это сказывается на работе мозга и нервной системы. Мы же продвинутые родители и помним, что все системы организма взаимосвязаны? Вода- это качество лимфотока и качество крови. Многим мамам детей с аутоспектром можно даже дальше не обьяснять. Недостаток влаги или хроническое обезвоживание существенно снижает ферментальную активность. В переносе кислорода и питательных веществ тоже участвует вода. Вода циркулирует с кровью и позволяет усваивать человеку все минералы, витамины и соли. А если воды мало, то даже если ребёнок ест здоровую, содержащую витамины еду, они все равно плохо усваиваются. А на что влияет этот недостаток см. в посте о рационе питания. Вода выводит токсины. Большинство вредных веществ выходят из организма вместе с мочой и потом. Это особенно важно для детей в аутоспектре. Из-за обезвоживания обостряются хронические заболевания, нарушаются процессы вещественного обмена, повышает риск развития различных инфекций и заболеваний, поскольку недостаток влаги в первую очередь понижает работоспособность иммунной системы. Это тоже относится к детям в аутоспектре и к частоболеющим. Вода принимает участие в процессах пищеварения, предотвращает застой шлаков. Если мы хотим наладить работу кишечника, то без питьевого режима никуда. В наличии суставной жидкости, играющей роль смазки при работе суставов и мышц играет роль вода,способствующая лимфотоку. Мы не говорим уже о сердечно-сосудистой системе. При недостаточном количестве влаги в организме наша лимфа и кровь очень быстро загустевают, циркуляция сильно замедляется, а вещества не могут подниматься от конечностей по сосудам. Ещё раз. Страдает весь организм, включая могз и нервную систему. Самое главное, что бы вы как читатель видели связь между нашими публикациями и эти советы помогали вам! Поделитесь что у вас с питьем? Любит ребёнок пить или нет? Знали о важности питьевого режима для здоровья мозга?

Инклюзивная программа обучения - такое понятие появилось в системе столичного образования несколько лет назад. Оно предполагает, что в детском саду или в школе одновременно обучаются здоровые дети и дети с ограниченными физическими возможностями.

Несколько лет назад федеральное правительство начало несколько национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Образование». Он предполагает награждение грантами лучших педагогов страны, а также лучшие школы страны. В рамках нацпроекта был проведен и отбор лучших дошкольных образовательных учреждений. В Москве в номинации «Детский сад будущего» первым был удостоен гранта детский сад № 1465.

Сад этот, расположенный в Центральном округе столицы, применяет в своей работе инклюзивные методики обучения.

Во всех группах детского сада любимая игра малышей называется «Круг». Вариантов игры несколько. Например, в младшей группе ребятишки садятся в круг. Воспитатель выставляет в центр круга разных игрушечных зверей. Потом участники игры закрывают глаза, а ведущий убирает одну из игрушек. Дети должны угадать, какого предмета не хватает. В средней группе в «Круг» любят играть с колокольчиком. Кто-то берет в руки колокольчик и читает стишок. После этого передает колокольчик кому-то из товарищей. Тот, в свою очередь, должен тоже прочитать стишок и снова передать его.

В нашем детском саду мы решаем одну из важных задач образовательного процесса - интеграцию детей с ограниченными физическими возможностями в среду, где находятся здоровые малыши. В этом им помогают психологи, логопеды, дефектологи, - говорит заведующая детским садом № 1465 Мария Прочухаева. - К нам приходят дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и имеющие проблемы развития. У нас есть дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, различными формами выраженных нарушений психического и речевого развития. Они не занимаются в отдельной группе, а находятся в группах вместе с остальными ребятами. Это и называется инклюзивное обучение.

В детском саду организованы три возрастные группы: средняя 3,5-4,4 года, старшая - 5-6 лет, подготовительная - 6-8 лет. В каждой группе обычно бывает 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм» и ребенок с ДЦП. Часть занятий они посещают отдельно друг от друга, но большую часть времени проводят вместе.

Педагоги детского сада применяют уникальные, разработанные Московским психолого-педагогическим университетом методики дошкольного образования для здоровых детей и для детей с различными заболеваниями. Так, дети-аутисты очень любят рисовать, что-то делать руками, играть с водой.

Для них создана специальная «мокрая комната» с небольшим бассейном, в котором плавают различные игрушки. Малыши, погружая их, исследуют, как ведут себя в воде вещи, сделанные из разных материалов - пластика, дерева.

Также аутисты часто занимаются в песчаной комнате, где можно делать фигурки из песка. А вот в керамической или художественной мастерских дети с диагнозом «аутизм» часто творят вместе со здоровыми ребятишками.

Наш детский сад был открыт в 1996 году, а четыре года назад мы сделали у себя экспериментальную площадку по инклюзивному обучение, - продолжает рассказывать Мария Прочухаева. - У нас уже есть последователи, как в других детских садах, так и в средних общеобразовательных заведениях.

Чтобы в сад могли ходить дети-колясочники, здание дошкольного образовательного заведения пришлось немного реконструировать. На первом этаже были оборудованы просторный туалет и душевая. Рядом с лестницей на первый этаж строители сделали специальный пандус для колясок.

В качестве награды за победу в конкурсе «Детский сад будущего» дошкольное образовательное учреждение № 1465 комбинированного типа получило грант в размере одного миллиона рублей.

Мы потратили его на оснащение сенсорной комнаты, установив бассейн с пластиковыми шариками. Это очень полезная терапия для больных и здоровых детей, - говорит заведующая детским садом. - Также было приобретено компьютерное оборудование, чтобы записывать наши методики работы и тиражировать их, ведь я знаю много детских садов, готовых работать по схожим методикам.

Говорят родители
- «Изюминка детского сада - это комбинированный состав детей. Опыт показывает, что такое соседство очень положительно влияет на всех детей. И, конечно же, в таком детском саду высокопрофессиональный коллектив и отличное оснащение».

- «Это просто какой-то детский оазис. Очень многие относятся скептически из-за соседства в группе особенных детей, но это просто больше наше взрослое восприятие. Лучше программы и более грамотного подхода к детям, детской психологии я не встречала. Мои друзья сначала отнеслись скептически и даже с недоумением, как я могла отдать своего сына в сад, где присутствуют особенные дети. Теперь после нескольких лет похода в сад, мои друзья и родственники, говорят так: «Ну, вам повезло у вас садик просто замечательный».