Емельянов развивающие голосовые игры. Емельянов - Развитие голоса. Упражнение В.В. Емельянова «Штро-бас» - хххх

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для решения задач экологического воспитания опираемся на следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Открой себя" Е. В. Рылеевой, "Наш дом – природа"
Н. А. Рыжовой, "Мы" Н. Н. Кондратьевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется:

  • природоведческая литература;
  • пособия;
  • схемы, таблицы;
  • дидактические пособия;
  • игры экологического содержания.

I БЛОК. РАБОТА С ДЕТЬМИ

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми мы старались
организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка ". Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других использовали магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушали "звуки природы" и работы получались намного лучше. В детском саду ежемесячно проводились конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", " Времена года", "Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок". Участвовали в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", макет "Природа Башкортостана" (г. Шихан, пещера Шульганташ). Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводили конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети принесли самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Проводили ярмарки ко "Дню урожай". За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы.

С детьми старших и подготовительных групп проводятся викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "День птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу
личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

По экологическому воспитанию разработан проект "Природный мир". (Приложение 1 )

Занятие по уходу за комнатными растениями на тему "Поможем Незнайке". (Приложение 2 )

II БЛОК. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания". Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации , например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов –воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.

Экологическое воспитание в детском саду способствует:

  • формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;
  • формированию бережного отношения к природе.

Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:

  • Базисная программа развития дошкольников «Истоки»,
  • Рыжова Н.А.: «Наш дом — природа»,
  • Николаева С.Н.: «Юный эколог»,
  • Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию»,
  • Кондратьева Е.Е.: «Мы»,
  • Вересов А.: «Мы земляне»,
  • Попова Т.И.: «Мир вокруг нас»,
  • Кочемасова Е.Е.: «Здравствуй, мир!».

Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя

Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений.

Любопытным является исследование, проведенное в Тюменской области. В нем принимало участие более 200 респондентов: 167 воспитателей и 71 заведующая из местных дошкольных учреждений. Исследование проводилось в форме анкетирования. Приведем показательные данные.

На вопрос о том, проводится работа в ДОУ по экологическому направлению воспитателями, не имеющими соответствующего образования или специалистами-экологами , оказалось, что

  • только в 1,4% детсадов занятия проводят специалисты-экологи;
  • в 98,6% случаев занятия проводят воспитатели, не имеющие экологического образования.

Кроме этого, в большинстве своем дошкольные учреждения испытывают недостаток в программно-методических материалах экологической направленности :

  • только 16,9% детских садов обеспечены необходимым оборудованием и методическим материалом в достаточном количестве;
  • в 56,3% детских садах наблюдается недостаток в методматериале;
  • в 26,8% ДОУ нет вообще никаких образовательных материалов экологической направленности.

О необходимости прибегнуть к помощи методиста-эколога заявили заведующие 84,5% дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм :

  • самыми популярными оказались экологические занятия и беседы – 33,9%;
  • экскурсии и фенологические прогулки – 22,6%,
  • наблюдения в природе – 14,5%,
  • досуговые занятия – 10,8%,
  • игры – 9,7%;
  • практическая работа (опыты) – 4,8%,
  • консультации с родителями – 2,2%,
  • тематические выставки – 1,6%.

Формы экологического воспитания в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

Формы работы с детьми

Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения» и другие.

Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями готовит экологические праздники : «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы».

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе . Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.

Дети подготовительной группы могут вести «экологический дневник» , в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.

Формы работы с педагогическим коллективом

Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив нуждается в повышении квалификации, приобретении соответствующих навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры , например, «Экологическое воспитание средствами живой природы», обзоры парциальных программ, семинары «Дидактические игры с экологическим содержанием».

Востребованным оказывается практикум «Новые игровые приемы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников».

Одним из стимулирующих факторов является дух соревновательности. Организуются вернисажи педагогических идей «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».

Для повышения уровня экологической грамотности педагогов выпускаются буклеты по актуальным экологическим проблемам в мире вообще и в городе в частности.

Формы работы с родителями

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике , озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.

Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету .

МБДОУ «Детский сад № 15″ Г. Александровск, Пермский край.

Доклад Экологическое воспитание в ДОУ

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до экологического мировоззрения; сложилась определённая система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
В условиях экологического кризиса экологическое образование приобретает приоритетное значение. Сегодня оно направлено на то, чтобы открыть личности модели возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы.
Экология родного края.

Экологические проблемы в нашем посёлке Оболенск Московской области актуальны, как и в любом регионе нашей страны (грязь и мусор на улицах, вырубка деревьев в лесу, загрязнение близлежащих водоёмов). Это нарушает экологическую безопасность населения посёлка и близлежащего природного окружения. Поэтому в нашем детском саду на протяжении восемнадцати лет экологическое воспитание дошкольников считается приоритетным направлением работы. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.

Приступая к работе по экологическому воспитанию дошкольников, мы поставили перед собой цель – сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, воспитание гуманного отношения к миру, формирование у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения.
Для работы с детьми по экологии в нашем детском саду оборудованы уголки природы и центры исследовательской деятельности в каждой группе.
Содержание работы с детьми второй младшей группы.

Я работаю с детьми, начиная со второй младшей группы. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, а воробьям зимой — крошки хлеба.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому нужно сосредотачиваться, прежде всего, на сенсорном развитии детей. Поэтому я, использую различные ситуации, накапливаю и расширяю его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом: «Что в мешочке?», «Найди такой же», «Разложи по размеру» и т.д. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр мы формируем знания об окружающем мире, воспитываем познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе.

Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных народных сказок, которые хорошо знакомы малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.
Содержание работы с детьми средней группы.

Формы и методы работы с детьми средней группы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Дети средней группы сенситивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения. Интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды деятельности детей, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры, поэтому я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываю потребность созидания, творчества.

Особое внимание обращаю на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому я включаю игру в занятия, труд, наблюдения, продумываю и организую игровые обучающие ситуации.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, и я использую самые различные ситуации, продолжаю его накапливать и расширять – уточняю с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и др. особенности объектов природы. Все эти знания дети получают на занятиях по исследовательской деятельности, они проводятся один раз в неделю по 15-20 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (10 человек) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента в зависимости от сложности.
Содержание работы с детьми старшей группы. Дети старшей группы уже больше знают о природе. Имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже чем у 4 летнего. На данном этапе у детей на занятиях формируются обобщенные представления о временах года, домашних животных и др.

Я использую разные технологии эколого-педагогической работы с детьми старшего возраста:

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности: «любить – значит, беречь», помогают уголки экологического воспитания.
Экологические зоны на участке ДОУ: труд в огороде и цветниках.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Циклы наблюдений, которые проводятся в течение всего года за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке.
Содержание работы в подготовительной группе.

Система работы с детьми в подготовительной к школе группе имеет ряд важных, отличительных особенностей. В начале года детей знакомлю с глобусом и картой, даю самое элементарное представление о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о месте положении России и родного поселка. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны.
Большое значение для детей подготовительной группы имеют занятия углублённо-познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту, дети накопили много конкретных чувственных знаний – на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенные знания в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дети приобретают первые навыки учебной деятельности, учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

— экологические занятия;
— экологические экскурсии;
— экологический кружок;
— экологические конкурсы: КВН, викторины;
— экологические акции;
— обсуждение и проигрывание ситуаций;
экспериментальные лаборатории;
— составление экологических карт;
— ведение «Панорамы добрых дел»;
— ведение календарей природы;
— экологические выставки и экспозиции;
— краеведческие центры;
— экологические праздники;
— экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование — экосистем; соревновательные, игры – путешествиия).

Создание предметно-развивающей среды.

В 2008 году на территории детского сада была оборудована площадка для наблюдений за природой и предсказаний погоды на последующие дни. На ней находятся: солнечные часы, живые барометры (шишки), прибор для определения силы ветра. По солнечным часам дети учатся определять время и наблюдают за движением солнца по небосклонам. Шишки, как живые барометры предсказывают погоду, если погода будет хорошей, то шишки раскрывают свои чешуйки, а если плохая, то чешуйки плотно закрываются. Так шишки защищают свои семена. Прибор определяет силу и направление ветра. Такая технология определения и предсказания погоды очень нравится детям, они чувствуют себя настоящими учеными. В 2009 году на площадке наблюдений была построена метеостанция с точными приборами для определения погоды: термометром, барометром, флюгером и дождемером. Теперь дети после наблюдений за природными барометрами проверяют свои предположения о погоде на точных приборах.
Содержание природоохранных акций.

С 2008 года в нашем саду проводятся природоохранные акции, в которых участвуют дети всего детского сада. В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций с детьми стало одной из интересных форм работы. Природоохранная акция — ряд действий предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Мы проводим несколько акций – «Накормите птиц зимой», «Сохраним ель — красавицу наших лесов», «День Земли», которые разработаны кандидатом педагогических наук С.Н. Николаевой. Кроме них мною разработаны и внедрены в жизнь акции – «Здравствуйте птицы», «Экологическая ситуация в поселке». Эти акции проводятся на протяжении всего года, плавно сменяя друг друга.

1 Акция — «Накормите птиц зимой».

В ее рамках были разработаны мероприятия с детьми, с сотрудниками и родителями. Для детей организуются занятия по ознакомлению и расширению знаний зимующих птиц нашего края. Дети вместе с родителями изготавливают кормушки для птиц, которые потом развешивают на территории детского сада. Дети всю зиму наблюдают за прилетом зимующих птиц на кормушки, ведут дневники наблюдений за птицами. Эта акция помогает детям понять, как тяжело выжить зимующим птицам в холодное и голодное время года.

2 акция — «Сохраним ель – красавицу наших лесов».

Все мероприятия этой акции направлены на сохранение живых елей в лесу в предновогодние дни. Детям нравится эта акция. Они становятся учителями для взрослых, пытаясь своими рисунками (плакатами) рассказать и доказать взрослым, что рубить ели в лесу нельзя.

Дети знакомятся с перелетными птицами, какие из них прилетают первые, какие гнездовья они делают. Мы просим родителей вместе с детьми изготовить скворечники, развешиваем их по территории детского сада. Часть скворечников мы дарим Приокско-Террасному заповеднику на экскурсии для выпускников детского сада. На его территории гнездится очень много птиц. И наша помощь им необходима.

Это праздник пробуждения природы от долгого зимнего сна. Затем праздник переходит в детский субботник, на котором дети собирают сухую траву, для того что бы быстрее выросла зеленая травка и весна радовала нас цветением цветов.

5 акция — «Экологическая ситуация в поселке».

Родилась, как реакция на нежелание жить в грязном поселке. Оболенск наш родной поселок, но жить в красивом поселке, не замечая мусор нельзя. Все мероприятия этой акции направлены на поддержание чистоты в родном поселке. Эта беседы с детьми, беседы детей со своими родителями, поддержание активной позиции детей в борьбе с мусором через детские рисунки, которые развешиваются в центре поселка. Данные акции помогают понять детям, как можно сохранить и приумножить природу родного края.

В 2013 году на основе этой акции я разработала проект «Экологическая ситуация в поселке». За реализацию данного проекта я получила диплом III степени премии губернатора «Наше Подмосковье» в номинации «Экология родного края».

Работа по экологическому воспитанию идет в неразрывной связи с краеведением, воспитанием любви к природе родного края. В нашем детском саду стало традиций посещение выпускниками Приокско-Террасного заповедника. Дети знакомятся с памятниками природы своей местности, узнают об охраняемых животных, проживающих на территории заповедника. Еще одной традицией детского сада стала посадка деревьев на «Аллее выпускников». Выпускники вместе со своими воспитателями и родителями сажают деревья. Тем самым озеленяя свой поселок, и оставляя о себе долгую и хорошую память.

В рамках краеведения и преемственности со школой дети старших и подготовительных групп посещают краеведческий школьный музей. Экскурсовод рассказывает детям об истории нашего поселка Оболенск, в каком году основан, кто были первые жители. Затем детям рассказывают о наших соотечественниках, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны.

После краеведческого музея дети посещают памятник Защитникам Отечества Великой Отечественной войны — Мемориал Славы, который находится не далеко от нашего поселка в д. Станки. Это помогает детям лучше узнать историю своего края и вызывает у детей чувство гордости за людей, которые жили и живут в нашем поселке.

В 2010 году мы силами воспитателей и родителей воспитанников обустроили в нашем детском саду центр краеведения «Русская изба». Теперь и дети младшего возраста приобщаются к истокам нашей культуры.
Еще одной «самой красивой» традицией нашего детского сада стали снежные постройки. Воспитатели вместе с детьми и их родителями делают разные постройки из снега. И с 2005 года наш детский сад «Лесная сказка» в феврале превращается в настоящую сказку.

Все данные мероприятия проводимые по экологическому воспитанию в системе мною и педагогами нашего ДОУперспективная, наиважнейшая задача, в ходе которой дети учатся наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, учатся с любовью относиться к природе своей Родины, и я надеюсь, будут в будущем по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва. Мозаика-Синтез, 2014г.
2.Кондратьева Н.Н. и др. Программа экологического образования детей «Мы» – СПБ: Детство-Пресс, 2003.
3.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. «Сервисшкола» Москва-Ставрополь, 2002г.
5.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
8.Масленникова. О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
9.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2009г.

экологический воспитание дошкольник природа

Замечательные зарубежные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, И.Т. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг) и России (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Н.К.Крупская, В.А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. При изучении окружающей среды перед детьми не ставится задача познать ее как единое природное сообщество с присущими только ему связями и зависимостями, научить дошкольников устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены ими в повседневной жизни. В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой - бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Имеются специальные дошкольные учреждения, располагающиеся в непосредственной близости от лесопарков, парков, скверов. Но большая часть из них ограничивает общение ребенка с природой. Только организация труда в уголках природы и на участках детского сада здесь может происходить. Считается, что подобное возможно, если сам педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на сохранение и приумножение. Постепенно, начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируются единственно верные представления о природе и человеке, как о равноправных партнерах, когда человек защищая природу, не оказывает ей благотворительность, а сохраняет жизнь себе подобным.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями не живой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена оппозиции естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формах отношения к ней.

Важным условием возникновения у детей дошкольного возраста сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребенка и может быть изменено только им. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта».

Исследователи провели интересные эксперименты, в результате которых были выявлены возможности:

формирования у дошкольников знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растений (питание, рост, развитие);

осознания ребенком своей схожести с представителями живой природы;

перевода сопереживания, сочувствия в содействие.

Введение в систему представлений об окружающем мире элементарных знаний о своем организме, подведение детей к пониманию общих для всех живых существ свойств и качеств имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке и на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и т. п.), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе и т. п.). Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я). Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы. При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознательное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное -- живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Многолетние наблюдения педагогов за детьми показывают, что дошкольник уже в пяти - шестилетнем возрасте в основном ориентируется в таких понятиях, как «живая» и «неживая природа», различает их, выделяет характерные особенности «живой» (растет, питается, движется, размножается, изменяется) и «неживой природы» (не растет, не питается, не движется, не размножается, не изменяется). Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста -- отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе -- результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развито у детей недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику. Пути экологического воспитания в детском саду следующие: формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Сильным стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес. Побудительную силу приобретают и общественные мотивы, которые проявляются в стремлении дошкольника сделать что-то необходимое, нужное, полезное для окружающих. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания.

Исходным звеном воспитания положительного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Цель экологического воспитания: именно формирование в ребенке положительного отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном, чувственно - эмоциональном опыте. Знания при этом, отнюдь, не умоляются, но им придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить) и, соответственно меняется методика включения этих знаний в воспитательный процесс. На основе такого психологического подхода можно формулировать принципы экологического воспитания:

  • 1. Цель: Формировать мотивационные основы экологического сознания в фактической мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым (отношение взрослого к природе модель построения взаимоотношений ребенка с окружающим миром).
  • 2. Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех работы, является хорошее понимание воспитателем психофизиологических особенностей для детей этого возраста. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны называть их главные сенсорные свойства, форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познавать видимые составные части предметов и объектов, получить элементарные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование первых умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях это есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является результатом, показателем воспитанности.

Проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослыми деятельности, направленной на поддержание нужных для обитателей зоны природы условий и на общение с ними. Такая деятельность окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

  • -Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • -Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • -Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красот природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • -Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

  • -Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
  • -Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их практической деятельности и в быту;
  • -Проявление активного отношения к объектам природы (действенные заботы, умение оценить действие других людей по отношению к природе).

И так, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему ему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природы.

Формируя гуманное отношение к природе воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то что носит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общей для всех нас Дом, безнравственный. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувство сострадания, сопереживания определяют действенные отношения детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшему в беду.

Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдания и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Отношение к объектам природы является конечным результатом экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднократно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья может быть полезна воспитателям детского сада, родителям, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка:
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Семья, как ячейка общества, воспитывает в нас самые прекрасные качества: трудолюбие, заботу о ближнем, усердность, сочувствие, сопереживание.
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.


Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.


Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы.
Игры бывают разной классификации:
- дидактические игры экологического содержания.
В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т.д.)
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь.
Очень важно в развитии экологического воспитания являются посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурии.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними ухаживает, ребенок начнёт строить из
кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными.
Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.


- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.


И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»


У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко всему, что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.