Екатеринбургская организация высотка в белоруссии. Слонимская телевышка - самое высокое строение в беларуси. «Вид на библиотеку эта башня не испортит»

«Комсомолка» узнала, как будет выглядеть будущий комплекс российской компании, ради которого пожертвовали Московским автовокзалом [фото]

Фото: Ольга ИВАШЕНКО

Изменить размер текста: A A

Сейчас на пересечении улицы Филимонова и проспекта Независимости большая стройка. К концу 2018 года там вырастет многофункциональный общественно-деловой комплекс «Газпром Центр». О том, каким он будет, мы расспросили заместителя председателя Белорусского союза архитекторов, главного архитектора филиала по строительству комплекса ОАО «Газпром трансгаз Беларусь » Михаила Гаухфельда .

«Вид на библиотеку эта башня не испортит»

Если строительство офисных зданий в центре и вдоль проспекта Независимости не прекратится, то через 5 - 10 лет центр Минска и проспект остановится и захлебнется в пробках, - сразу заинтриговал Михаил Львович. - Это фактор, который нужно учитывать при размещении крупных офисных, торговых и жилых зданий. Чем больше мы их размещаем в центре, вдоль проспектов, тем больше шансов, что они из парадных, пешеходных, как задумывались в 50-е годы ХХ века, превратятся в транспортные магистрали с пробками. Надо срочно строить объездные кольцевые магистрали вокруг центра и дублеры проспекта Независимости. Это основная проблема градостроительства Минска сегодня.

Чтобы отчасти решить проблему, минские градостроители еще в 80-е годы задумали создание двух крупных деловых центров, но не в центре города, а в местах с удобной транспортной доступностью на пересечении кольцевых и радиальных магистралей. Первый такой центр - вокруг Национальной библиотеки, второй - на месте старого аэропорта «Минск-1».

Судя по опыту строительства «Маяка Минска», где задумывали деловой центр, а строят жилой комплекс, есть опасения, что и с территорией бывшего аэропорта «Минск-1» может случиться то же самое.

- А с комплексом «Газпрома» не случится?

Нет, такого точно не произойдет, жилых зданий там не будет. Это современный деловой центр.

- А нет опасения, что газпромовская высотка затмит Национальную библиотеку? Она ведь будет намного выше.

Нет, библиотека расположена таким образом, что вокруг нее большая свободная парковая территория, она в любом случае будет смотреться как центр ансамбля. Газпромовскую башню сознательно отодвинули от проспекта, чтобы при выезде из центра города Национальная библиотека была видна со всех точек. Однако, как архитектор, я не могу не сказать, что одна градостроительная ошибка все же сделана. Увы, здание офиса «Дана Молл » закрыло библиотеку со стороны въезда в город…

«Уникальный проект и «зеленые» технологии»

- Эта стройка - одна из самых обсуждаемых. Многие опасаются, не будут ли газпромовские небоскреб и высотки выбиваться из единого облика проспекта?

Комплекс «Газпрома» разместили в соответствии с генпланом города - и как деловой центр, и как одно из высотных зданий. Градостроители планируют, что аналогичные центры появятся и в других точках города, где они предусмотрены генпланом, чтобы придать столице облик современной европейской столицы.

Комплекс «Газпрома» - это пример деловых центров, которые сейчас строят в крупнейших городах мира. И тот случай, когда инвестор не собирается экономить каждую копейку, а хочет получить современный объект мирового уровня. Цифры - не тайна. В строительство офиса и многофункционального комплекса «Газпром» планирует вложить примерно 500 миллионов долларов. Разумеется, в процессе строительства суммы могут меняться.

- Чем все же уникальна эта стройка? Кроме денег?

Во-первых, это крупнейший международный проект. Сюда придут многие российские, белорусские и международные компании. В него заложены интересные архитектурные и инженерные решения. Как уже известно, здесь будет самое высокое здание Минска, и для его строительства применят новейшие технологии.

Во-вторых, будут и другие интересные решения. Так, в центре комплекса будет амфитеатр на тысячу мест. Его сцена - это фонтан, но плоский, при необходимости его легко можно превратить в сцену. Здесь будут проходить концерты и фестивали. А зимой фонтан-сцена будет превращаться в каток. В стилобатной части комплекса (обычно цокольный этаж одного или общий цокольный этаж нескольких зданий. - Авт.) запроектирован уникальный конгресс-центр с трансформируемыми залами - главный на 900 мест и пять малых суммарно на 800 мест. Кроме конгрессов и конференций в нем можно будет проводить концерты, выставки, другие мероприятия. Аналогичных залов в Минске пока нет. В составе комплекса запроектирован паркинг почти на 1500 автомобилей, что, в отличие от других бизнес-центров Минска, создаст действительно комфортные условия для работников и посетителей. Все инновации трудно перечислить.

Московский газпромовский комплекс - исключительно деловой, и вход туда по пропускам. Минский будет доступен всем. Наверху башни будет четырехэтажный ресторан разных ценовых категорий. Вертолетной площадки не будет, потому что здание остроконечное. Она предусмотрена на территории комплекса.

Строительство ведется по «зеленым» технологиям, то есть с максимальным использованием возобновляемых источников энергии. У комплекса даже будет свой энергетический центр, где из газа по самым современным технологиям будут получать электричество, тепло и холод на нужды всего комплекса. Это значит, что он будет мало зависеть от городских ТЭЦ и прочего.

- Что значит «проектирование комплекса ведется одновременно со строительством»?

Еще 10 лет назад предполагалось, что строительство можно вести, грубо говоря, прямо с картинки. Наломав дров на многих объектах, все поняли, что с эскиза строить нельзя. Надо сделать полноценный архитектурный проект, и когда он будет согласован и пройдет госэкспертизу, можно вести дальнейшее поэтапное проектирование параллельно со строительством. Это сложнее, но все понимают, что такой крупный комплекс проектировать пришлось бы еще года три. А потом - утверждать, и только потом строить.

«Развязка эстетически стала несколько хуже. Зато дешевле».

- Что будет с развязкой? То на нее есть деньги, то нет…

Газпром финансирует 50% стоимости строительства развязки и уже все по договору оплатил. Естественно, прежде чем подписать инвестиционный договор, были озвучены предварительные суммы. Но так получилось, что оговоренная сумма, после того как подготовили первый вариант развязки, была превышена в несколько раз. Понятно, что город не мог сам оплатить предложенный вариант развязки. Поэтому «Минскинжпроект » проект переделал. В результате сократили затраты на эстакадные путепроводы. Могу сказать, что если раньше эстакада была порядка 150 м, то сейчас ее уменьшили до размеров, позволяющих пустить улицу Филимонова под проспектом, как это сделано на остальных развязках. Убрали подземные пешеходные переходы под проспектом. Понятно, что эстетически и функционально это стало несколько хуже. Ушел и уникальный пешеходный мостик через улицу Филимонова. Переходить дорогу минчане будут по зебре через проспект и улицу Филимонова. Под развязку также ушла часть парковой территории Слепянской водной системы.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Общая площадь участка, на котором построят «Газпром Центр», - 8,27 га, это примерно 12 футбольных полей.

Площадь застройки - 4,5 га.

Чтобы начать стройку, пришлось выкопать 480 000 кубометров грунта. Для сравнения: чтобы приступить к стройке торгового центра «Столица» (сейчас - самого глубокого строения в Минске), с площади Независимости вывезли 460 000 кубометров земли.

Глубина котлована под «Газпром Центр» - 12 метров. В нем могло бы поместиться не самое мелкое по белорусским меркам озеро.

Площадь всех зданий, которые построят в комплексе «Газпром Центр» - 264 000 м². Для сравнения: общая площадь здания Национальной библиотеки - 113,7 тыс. м².

Высота газпромовской башни составит 189 м, в то время как высота строящегося небоскреба «Парус», который сейчас называют самым высоким в Минске, только 133 м. И то вместе с антенной.

ПОДРОБНОСТИ

Вокруг башни будет торговая улица и парк

Здания в комплексе «Газпром Центр» обещают уникальные и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения организации городского и офисного пространства. Это будет мини-город, в котором минчане смогут работать, отдыхать, заниматься спортом... Создателем идеи проекта стала международная компания, NBBJ одна из самых инновационных в сфере архитектуры и дизайна, с офисами в Китае , США и Великобритании .

Центром композиции будет остекленная башня высотой 189 метров. Она станет самым высоким зданием в Беларуси. Вокруг небоскреба разместятся пять зданий по 12 - 15 этажей. Вместе они будут напоминать силуэт факела - символ компании Группы «Газпром».

Здесь разместится штаб-квартира компании, офисные здания, гостиничный комплекс с конгресс-центром, спортивный центр с бассейнами, банями, спортзалами, теннисным кортом на крыше, медицинско-диагностический центр с уникальным оборудованием, обучающий детский центр с музеем, торговая улица с бутиками и предприятиями питания, паркинг на 1500 автомобилей.

В мини-городе расположится торговая улица, амфитеатр, зона отдыха, наземный и подземный паркинги, кафе-рестораны.

Между комплексом и проспектом Независимости создадут продолжение парка вдоль Слепянской водной системы.

Это не правда, что все белорусы к архитектуре и дизайну своего жилья относятся консервативно и редко экспериментируют.. Многие из них, с нашей точки зрения, выглядят как минимум оригинально.

Дом-купол

Недалеко от Минска две сестры построили один из самых необычных домов в Беларуси. В нем нет углов, вместо фасада — сплошная кровля. Это , диаметр основания — одиннадцать с половиной метров, высота — шесть метров. Снаружи он выглядит достаточно скромным по размерам, однако его общая площадь 130 м², жилая — 76 м². Местные прозвали дом-купол «летающей тарелкой» или «Озеро-Арена».

Дом с чертями

В Ратомке этот дом знают абсолютно все, можно сказать, что он стал местной достопримечательностью. Главная его — нестандартное декорирование фасадов, крыши, забора — везде черти, демоны и черепа. О хозяине дома известно лишь то, что он бизнесмен. О том, что он человек с фантазией, можно было заподозрить и по машине, тюнингованной черепами. Дом он начал строить еще лет десять назад, потом бросил. Года два назад появился и возобновил работы. И вот что выходит…



Черная дача

Раньше это было двухэтажное блокированное строение с цокольным этажом из силикатного кирпича. После реконструкции оно получило фасад из перфорированного металла. Теперь это местная достопримечательность в дачном поселке возле Раубич.

Дом на воде

На водохранилище под Минском есть дом — нечто среднее между яхтой и коттеджем.

Площадь его основания-палубы — более 180 м², (в длину — 19 метров, в ширину — 9,5). Держится он на поверхности воды благодаря «фундаменту» из специальных железобетонных блоков. Каркас дома — из лиственницы, перекрытия из СИП-панелей, внутренние стены отделаны ламинатом. Передвигается же плавдом при помощи двух моторов, установленных на носу и корме. Изнутри это обыкновенный дом с уютным интерьером, в нем есть кухня и гостиная, спальни, туалет и ванная.

В доме есть система отопления, поэтому в нем можно жить вплоть до наступления суровых морозов. Электричество вырабатывает гибридная солнечная электростанция на 3 кВт.

На втором этаже — стеклянный павильон, очень похожий на помещение летнего кафе. На третьем открытая палуба — место для принятия солнечных ванн.

Плавающая баня

И еще один плавающий объект недвижимости — . Строение не маленькое — на понтоне уместилось здание с парилкой, гостиной с огромным столом и окнами в пол. Есть на борту и душевая, и санузел.

Черный музей

«В одном заповеднике, на краю темного-темного леса, есть . В нем есть три темные-темные комнаты…» Примерно так можно начинать описание уникального музея мифологии в Березинском заповеднике.

В этом строении нет даже окон. Снаружи оно полностью черное: фундамент, стены, крыша. Идея была в том, чтобы снаружи здание не было чем-то примечательным, кроме своей формы. Суть же строения должна передавать его внутренняя часть.

По задумке, этот музей будет знакомить людей с дохристианской историей: с тем, во что верили наши предки. Так как речь идет о религии, то это нашло отражение во внешней форме здания. К домику лесничего примыкает входная группа из реек, которая по силуэту напоминает некое культовое сооружение с острой крышей.

Дом из дров

Вероятно, это единственный пока дом, построенный по технологии « ». Для строительства используются сосновые чурбаки небольшого диаметра. Складываются такие стены очень быстро, скрепляющий раствор — глина, солома, песок.

Это строение похоже на дом хоббита — приземистое, с поросшей травой крышей. Внутри всего одна комната площадью в 15 «квадратов».
Треть помещения занимает печь с лежанкой. Напротив самодельная двухъярусная кровать. Пол из спилов, промежутки между ними заполнены глиной. Электричество к этому дому не подведено, освещается светодиодными лампочками от аккумулятора. Дом построен в деревне Мирное, в Гомельской области.

Хоббитский дом из глины

Еще один дом в селе Мирное, но теперь уже из соломы и глины. Строительство его обошлось в невероятную сумму — чуть больше тысячи долларов. По форме он круглый, окна — овальные, крыша — земляная.

Изнутри дом кажется больше, чем снаружи. Центральная комната, которую можно было бы назвать гостиной-столовой, является еще и спальней и рабочим кабинетом. Вся площадь дома 45 м². Все удобства — летний душ и туалет, — пока только во дворе.

Дом-яйцо

Этот еще только собираются строить, но уже сейчас о нем много разговоров. Вместо стен у него — округлая крыша. Собираться будет как конструктор из запатентованных «урбан-блоков» вручную. Прототип обещали показать в августе 2018 года.

(Всего 45 фото)

1. Наше путешествие по Минску началось с крыши которая находится прямо рядом с вокзалом. Немного передохнув с поезда, мы сразу решили нарушить несколько местных законов и залезли повыше.

2. Тут мы провели закат и направились на Немигу. Немига - самый центр Минска, где сосредоточены все органы государственной власти республики Беларусь.

4. Без спальников и пенок было очень холодно, поэтому мы решили продолжить лазить.

5. Очень красивая башенка рядом с Министерством обороны. В России появление на крыше рядом с Минобороны сулит большие проблемы, но в Минске всем наплевать.

6. На ней же произошел первый наш запал, слезая по пожарной лестнице нас заметил военный. Дождавшись пока мы слезем, начал подзывать к себе. Самое забавное в этой ситуации то, что он стоял на месте, и действительно ждал пока мы подойдем. В Минске не принято убегать от военных, милиции и тд? Наверное, он был шокирован, что нарушители от него убежали.

8. Троицкое предместье и Телевышка.

9. Остров слёз и река Свислочь.

10. Дворец спорта и крытый каток.

11. Это пожалуй самое высокое здание Минска. Сюда мы прошли прямо через главный ход в количестве (7 человек). При этом нас видела вся охрана, но она даже соизволила спросить куда мы идем.

12. Импровизация в роли kirbase. Лезем в гостиницу "Беларусь" которая в данный момент находится на реконструкции.

13. Залезть на крышу гостиницы очень просто, нужно подняться по газовой трубе 8 метров, открыть окно в саму гостиницу, и подняться 20 этажей по лестнице. После всех этих действий вы окажитесь на крыше.

14. С которой открывается, пожалуй, лучший вид на город.

15. Парк Победы, Комсомольское озеро.

16. Площадь Победы.

18. Национальная библиотека Республики Беларусь.

19. Это единственное найденное нами место в городе где есть Wi-Fi. А еще крыша библиотеки оформлена как смотровая площадка, подняться наверх можно всего за 30 русских рублей.

20. Красивая башенка с часами прямо напротив главного здания КГБ. Никаких систем охраны и сигнализаций.

22. Это пожалуй лучшая наша ночевка за всю поездку. В башенке тепло, чисто, и главное есть .

24. Площадь Независимости.

25. Дом правительства Республики Беларусь, где-то здесь сидит . Любой снайпер может легко сюда пробраться.

26. Под площадь построен подземный торговый центр «Столица», прямо как у нас на Манежной!

27. Костёл Святых Симеона и Елены.

28. Олимпийский стадион «Динамо».

29. Решил немного поспать на мачте освещения.

32. Ну и под конец самое интересное. Минское метро. Говорят, это одно из самых охраняемых систем метро, особенно после террактов. Везде понаставили камер и датчиков, но несмотря на это мы все равно залезли без проблем.

33. Ночная прогулка в Минский метрострой на строительство продолжения Московской линии, на станции Михалово-Грушевка-Институт Культуры (действ.) В данный момент построена на 80% Грушевка, а Михалово пока на стадии котлована.

34. Попасть в тоннели оказалось очень легко, ночью на стройке никого нету, и большая часть стволов ведущих в метрострой не имеет даже забора.

Комплекс "Газпрома" высотой почти 200 метров появится через четыре года напротив Национальной библиотеки. В здании будет оборудован панорамный ресторан и смотровая площадка.

Высотное здание Газпрома станет центральным объектом нового многофункционального комплекса возле Национальной библиотеки, сообщил Minsknews.by . Более высокими зданиями смогут похвастаться лишь немногие столицы Европы – Москва, Киев, Варшава, Вена, Мадрид, Париж и Лондон.

Подготовительные работы на стройплощадке в районе пересечения проспекта Независимости и улицы Филимонова уже начались. О масштабном проекте рассказал заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, начальник проектного отдела ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" Михаил Гаухфельд .

– Многофункциональный комплекс группы "Газпром" в Минске станет завершающим звеном нового крупнейшего градостроительного ансамбля, который сейчас формируется вокруг Национальной библиотеки, – отметил Михаил Гаухфельд. – Подъезжая к центру Минска с московского направления, слева увидите сначала "Магнит Минска", потом торгово-офисную часть комплекса "Маяк Минска", затем центральное звено ансамбля – здание библиотеки, а в конце перспективы – новый комплекс "Газпрома". С другой стороны проспекта в будущем планируется возвести еще одно высотное здание за существующим бизнес-центром "Александров пассаж".

Центром композиции станет остекленный высотный объект сложной конфигурации – это офис для группы "Газпром" высотой более 180 м, в котором будут двухсветные пространства вестибюлей и других помещений, а на самом верху прозрачной башни расположится многоуровневый ресторан с обзорной площадкой. Там посетители смогут не только попробовать уникальные блюда, но и полюбоваться прекрасными панорамами города.

Вокруг главной высотки построят еще пять зданий, где разместятся офисы класса "А" для крупных отечественных и зарубежных компаний и гостиница уровня "четыре звезды плюс". Эти объекты будут 12-15-этажными. Естественно, в каждом из сооружений запланированы кафе и рестораны для работающих и посетителей.

По концепции силуэт и цветовое решение основных составных частей комплекса должны ассоциироваться с газовым факелом – символом группы "Газпром". В вечернее время этому образу будет способствовать архитектурная подсветка всех строений и территории.

Кроме перечисленных сооружений, проектируют также объекты социальной направленности: спортивный, медицинский, детский центры и другие.

Все здания расположатся на 2-4-этажном подземно-наземном основании – стилобате, который займет большую часть всего участка, выделенного под застройку. За счет перепада рельефа два этажа стилобата со стороны ул. Филимонова будут открыты. Там проектируется торговая зона с бутиками, конгресс-центр на 1000 мест с залом-трансформером, где можно будет проводить симпозиумы, концерты и другие массовые мероприятия. Основной объем подземной части стилобата займет паркинг для легковых автомобилей.

На кровле стилобата в центре между зданиями задумана пешеходная площадь с открытым амфитеатром на 1000 зрителей, где возможны культурно-массовые мероприятия. На площади также будет зона отдыха с фонтаном, а зимой на этом месте можно ставить елку и заливать каток.

Чтобы попасть на территорию комплекса со стороны Национальной библиотеки, над ул. Филимонова построят пешеходный мостик с велодорожкой.

– Когда только начинались переговоры о возможном строительстве комплекса, минчан встревожило сообщение о необходимости переноса на новое место автовокзала "Московский". Одно время шла речь о том, что оригинальное сооружение сохранят и впишут в новую застройку в ином функциональном назначении.

– Действительно, было много дебатов о том, чтобы сохранить вокзал и приспособить его под новые функции. В 2012 году в УП "Минскпроект" под моим руководством были сделаны варианты такого решения. Учитывая объем предполагаемого строительства нового комплекса и необходимость одновременного возведения транспортной развязки на этой территории, в результате переговоров руководства ОАО "Газпром" с городскими властями было достигнуто соглашение: инвестор перечисляет деньги за перенос здания вокзала на новое место, а освободившуюся площадку полностью использует под новый объект. По условиям договора, группа "Газпром" на 50% финансирует и строительство двухуровневой развязки на перекрестке ул. Филимонова и пр. Независимости. На время ее возведения часть территории вплоть до здания существующего автовокзала будет использоваться как временная трасса пр. Независимости. Под это решение и пошло последующее проектирование двух объектов.

Сегодня инвестор перечислил средства, которые в двойном размере перекрывают стоимость переноса "Московского", что позволяет построить новый современный объект в любой точке города, удобной для населения. При желании властей Минска и горожан можно сохранить и облик вокзала на новом месте. Архитектурно и технически сегодня это решается довольно просто.
Что касается развязки Филимонова-Независимости, то средства на ее возведение также перечислены. Проект сооружения уже готов. После прохождения экспертизы заказчик развязки УП "Гордорстрой" приступит к ее строительству. ОАО "Газпром" в лице дочерней компании "Газпром трансгаз Беларусь" выполнил инвестиционные обязательства перед городом еще в прошлом году.

Каковы сроки возведения?

– Они очень сжатые, директивные. В 2018 году должны быть построены и транспортная развязка, и наш объект, поэтому в нынешнем году начнется подготовительный период на двух площадках параллельно. К концу года движение пойдет в объезд части проспекта, а на перекрестке начнется возведение путепровода. На нашей части будет идти устройство котлована, который сопоставим по величине с котлованом под ТЦ "Столица" с паркингом на пл. Независимости. Возведение зданий стартует с фундаментов головного офиса как самого трудоемкого. Одновременно проектируют еще две новые улицы: одна пройдет за нашим комплексом и соединит Филимонова и Макаенка, другая свяжет эту новую улицу с пр. Независимости.

Строительство 2-уровневой развязки

Непосредственно рядом с новым комплексом вскоре начнутся работы по строительству развязки. В паспорте объекта значится, что работы продлятся более двух лет, с июня 2014-го по ноябрь 2016-го. Судя по представленным горожанам изображениям, проспект Независимости приподнимут, а улица Филимонова останется снизу.

«События развивались стремительно. Гондольеров с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, а застройку капитально уплотнили. Вместе с первоначальным проектом исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов». Николай Янкойть написал про пять последних разочарований в области градостроительства: Минск-Сити, скоростной трамвай, стадион «Динамо», Хмаринские пасеки и «Маяк Минска».

«Маяк Минска»: как накрылся 78-этажный минский небоскреб

«Жить в крупном мегаполисе, пользоваться всеми возможностями развитой инфраструктуры, но при этом наслаждаться тихим спокойствием, великолепной архитектурой и прекрасными, почти уходящими в горизонт и увлекающими своей красотой видами. Разве это возможно?» Разумеется, невозможно. Впрочем, когда в 2008 году строительство «Маяка Минска» только начиналось, рекламному буклету очень хотелось поверить. Проект загадочной английской компании Zomex Overseas Limited, победивший в конкурсе на застройку района рядом с Национальной библиотекой, разрывал в клочья все шаблоны минской архитектуры.

Минску обещали ведущих архитекторов Великобритании и Франции, а жителям нового района - искусственные каналы с гондольерами, 78-этажный зеркальный небоскрёб в дубайском стиле и «крупнейший в Европе торговый центр площадью 200 000 кв.м». Последний пункт, кстати, автоматически исключал из Европы Турцию и Россию: на момент утверждения минского проекта уже работал вдвое больший стамбульский Cevahir, а в Москве рыли котлован под пятисоттысячный «Авиа Парк».

Далее события развивались стремительно. Гондольеров вместе с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, застройку капитально уплотнили, а зеркальные поверхности домов приобрели привычные «брилевичские» оттенки розового, красного и коричневого. Вместе с первоначальным проектом ZomexOverseas исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов. В 2012 году поугасли и надежды на настоящий небоскрёб: минская компания «Белинте-Роба», заменившая городу всех этих британцев (по некоторым данным, по личному составу от британцев неотличимая), представила общественности обновлённый проект «Маяка».

Казалось бы, испортить проект сильнее уже сложно - и всё же на этом его в покое не оставили. Уже через несколько месяцев 35-этажный «Маяк» был заподозрен в намерении подавить распластавшийся через дорогу «один из важнейших символов белорусской государственности». К весне 2013 на просторах сети появился новый проект.

Словно в насмешку ординарные бело-голубые высотки получили имена художников: «Кандинский», «Сезанн», «Матисс», «Дали» и даже «Пикассо». Кстати, газпромовская 200-метровая башня, проект которой представили годом позже, расположится с другой стороны от Национальной библиотеки, но «подавлять» он будет только одно строение - Московский автовокзал.

Справедливости ради отметим, что план постройки огромного торгового центра сохранили неизменным и уже начали потихоньку реализовывать. К тому же в районе уже выстроена эффектная школа по проекту бюро белорусского архитектора Юлии Скорыниной . Впрочем, от глаз большинства минчан это здание будет скрыто «Пикассо» и сотоварищами.


Почему безликий «Северный» не стал «Хмаринскими пасеками»

Возводить новый жилой район между Новинками и МКАДом было решено в конце нулевых. Николай Ладутько хвастался , что район станет крупнейшим жилым массивом в городе, Министерство здравоохранения обещало выстроить здесь самую большую в стране клиническую больницу, УП «Минскградо» запланировало продолжение улицы Карастояновой до третьего транспортного кольца, да и само строительство третьего кольца было не в последнюю очередь привязано именно к началу работ над «Северным». Проект утвердили на пресловутом «самом высоком уровне» и включили в план развития города от 2010 года.

Из безликого «Северного» район переокрестили в «Хмаринские пасеки», и весной 2011 экскаваторы начали расчищать площадку под первую очередь жилья. Сказочной архитектуры от «Пасек» никто не ждал - зато новый массив девятиэтажек имел все шансы стать самым зелёным и экологически чистым жилым районом Минска.

А потом строительство внезапно свернули. Президент вдруг вспомнил, что земли между Новинками и МКАДом особенно хороши в качестве пахотных, и заявил, что строить на них какое-то там жильё - «самое жёсткое уголовное преступление». Вслед за президентом грудью стал на защиту зерновых и Ладутько. Забыв о недавних обещаниях изменить район до неузнаваемости, Николай Александрович прочитал прессе несколько лекций о невероятной новинковской урожайности, подчёркивая, что никаких районов на плодовитых землях город строить не собирается. Экскаваторы уехали, названия остались на бумаге. Строительство третьего кольца тоже приутихло.

Вполне вероятно, что ещё два проекта жилых районов - Щомыслица за МКАДом на юго-западе и Дегтярёвка на западном выезде из города - свернулись из-за того же запрета на застройку пахотных земель. Продовольственная безопасность - превыше всего, а для жилья, если что, и Уручье можно уплотнить.

Стадион «Динамо»: как надежда умирает последней

В реконструкции «Динамо» нуждалось ещё с начала 90-х. В 1999-м на стадионе даже прошёл ремонт: советские скамейки заменили пластиковыми сидениями, а наскоро достроенный перед Олимпиадой-80 козырёк условно «законсервировали»: пускать туда людей уже было слишком опасно, но на демонтаж денег не хватило. Наконец, в июне 2012 года минская мэрия подписала договор с венгерской компанией «Грабоплан». К радости футбольных болельщиков, стадион пообещали преобразить всего за 28 месяцев.

Однако к концу осени ремонт так и не начался, а Мингорисполком внезапно объявил открытый архитектурный конкурс на новый проект. Обязательным условием было сохранение фирменной «римской» аркады, а из легкоатлетического стадион должен был превратиться в полностью футбольный: беговые дорожки обещали убрать, трибуны - приблизить к газону. Венгры из «Грабоплана» оторопели , но всё же высказали надежду на сотрудничество. Победителем конкурса стало лаконичное решение немецкой компании GMPInternational, строившей арены для чемпионата мира в ЮАР и чемпионата Европы в Польше и Украине. На этой радостной ноте стадион наконец закрылся на ремонт.

Однако вскоре стало понятно, что немецкая продуманность Минску не по карману. Инвесторов не нашлось, государственных денег - тем более: футбольный стадион, поди, не ледовый дворец. За 2013 год в рамках «реконструкции» строители разобрали полкозырька и сняли половину кресел.

Наконец, в начале 2014-го появилась информация о новом варианте реконструкции. Футбольный стадион в центре города показался властям слишком неудобным объектом: парковок к нему не настроишь (ведь соседние территории уже давно отданы под отели и казино), да и 40 тысяч злых футбольных фанатов в центре города - несомненная опасность для хрупкой государственности. В феврале «Минскпроект» представил общественности новый план на «Динамо».

На новом проекте стадиону вновь вернули дорожки, более того, «Динамо» решили сделать именно легкоатлетическим объектом. Количество зрительских мест с планируемых 45 тысяч уменьшили до 20. Проект национального футбольного стадиона выбросили из центра в Заводской район, а из ближайших планов - на следующую пятилетку. «Грабоплан» и вообще подал на руководство «Динамо» иск в суд за неправомочное расторжение контракта.

Вслед за надеждой на удобный европейский стадион в центре города умирают и надежды на то, что хоть какая-то реконструкция состоится в ближайшие несколько лет: с момента разговоров о 28 месяцах ремонта прошло уже два года, а сам ремонт ещё только-только начался. Даже «толкучка» вокруг «Динамо» по-прежнему подаёт признаки жизни.

Почему скоростной трамвай так и не заменил метро

Десять лет назад минские власти впервые заговорили о разработке комплексной схемы общественного транспорта. Именно тогда зазвучала первая конкретика о третьей линии метро, а четыре городские транспортные организации - Минскпассажиравтотранс, Минскгорэлектротранс, Минский метрополитен и Управление транспорта и связи Мингорисполкома - вошли в состав единого Минсктранса. План развития расписали аж до 2030 года. Понимая, что метрополитен за счёт застройки и уплотнения жилых районов вскоре начнёт трещать по швам, а неповоротливые автобусы всё чаще будут провоцировать пробки на больших перекрёстках, транспортники нашли новый приоритетный путь развития. Экологичный, быстрый и к тому же недорогой - скоростной трамвай.

Начать планировалось с продления трамвайных путей с площади Мясникова до объединения с линией на Комсомольское озеро. Затем из полученного кольца должны были выстроить быстрые рельсы до Сухарева, Чижовки и Курасовщины - этим районам трамвай мог бы заменить метро, которое туда точно не проведут ещё десятки лет. У Восточного автовокзала трамвай даже планировали ненадолго пустить под землёй. Финальным аккордом стало бы огромное полукольцо от Минск-Арены до Ангарской. Впридачу скоростные трамваи собирались запустить в Силичи и Логойск.

В пику всем трамваененавистникам одна за другой появились новости о введении в Минске бесшумных составов и о внедрении светофоров , автоматически реагирующих на приезд трамвая. Транспортники на пальцах объясняли журналистам, чем и насколько трамвай лучше метрополитена, автобусов и маршруток, причём доказательства звучали достаточно убедительно даже для тех, кто никогда не катался в эталонных немецких трамваях. К 2011-му для запуска проекта была готова практически вся документация, а в Серебрянке даже начали дорожные работы.

Однако внезапно проект свернули по тривиальной причине: нет денег. «Станем побогаче - поднимем вопрос снова», - обещал Минсктранс, опуская прекрасный проект в мусорный бак. Судя по всему, в ближайшие лет двадцать Сухарево и Чижовка останутся ни с чем.

Запасной аэродром: почему не будет Минск-Сити

В 2007 году власти города поведали народу, что столица просто зудит от срочной необходимости постройки настоящего даун-тауна. Площадь под проект нашлась на удивление быстро: город вспомнил, что рядом с центром есть громадный и довольно бесполезный аэропорт. Уже к маю появилась утверждённая концепция: «Минск-1» решили снести, а соседний Минский авиаремонтный завод - вынести за черту города. Ждать инвестора тоже долго не пришлось: российская нефтяная компания «Итера» пообещала вложить в «Минск-Сити» запредельные 30 миллиардов долларов.

В отличие от фантастической по белорусским меркам скорости принятия решений, первые эскизы нового района от УП «Минскградо», мягко говоря, не впечатляли.

Вскоре свой вариант предложило российское архитектурное бюро «Лозинский и партнёры»; получилось значительно интереснее. Центральный небоскрёб должен был своими очертаниями напоминать нам всем взлетающего аиста.

От предварительных эскизов Мингорисполком и «Итера» перешли к реальным действиям: в 2008 году был объявлен крупный тендер, в котором поучаствовали по-настоящему серьёзные архитектурные компании - американская NBBJ , британская RMJM , интернациональная Aedas . Увы, особого резонанса в городе тендер не вызвал, а большинство участников постеснялось выкладывать свои проекты в открытый доступ. Всё, что осталось для истории в сети, - миниатюрные рендеры, которые, впрочем, могут дать приблизительное представление о том, каких красот мы в Минске уже точно не увидим.

Особенно впечатлял смелый, стильный и брутальный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата - одного из немногих, кто выложил рендеры проекта на своём сайте .

Водный канал, делящий район на две части, должен был точно повторять контур взлётно-посадочной полосы исчезающего «Минск-1».

Впрочем, ожидать, что нынешние городские власти выберут демонические чёрные высотки Эгераата, было бы по меньшей мере глупо. Победителем тендера стал старый добрый проект Лозинского с аистом-небоскрёбом. Впрочем, аист тоже выглядел не так уж плохо; дело было за реализацией. К этому времени «Итера» протрезвела и тихонько уменьшила сумму инвестиций до 5 млрд.

И тут грянул экономический кризис. Какое-то время властям было совсем не до строительства, а когда в 2012 к вопросу «Минск-Сити» решено было вернуться, оказалось, что пыл «Итеры» окончательно остыл. Всё, что к этому моменту было построено, - несколько бюджетных панелек. Как они увязывались с утверждённым проектом - неизвестно. В итоге «Итеру» отстранил от проекта лично Лукашенко. Панельки рушить, конечно, не стали.

В 2013 Мингорисполком решил начать с чистого листа. От проекта с аистом окончательно отказались, а в поисках решений объявили ещё один конкурс. По громким именам новое шоу не уступало предыдущему: среди участников числились американские гиганты HOK , модные нью-йоркцы PerkinsEastman , влиятельные Sasaki . Однако приоритеты городских властей изменились: вместо люкс-апартаментов новый проект должен был включать пять очередей жилья эконом-класса, а высоту зданий ограничили 75 метрами (что, кстати, в переводе на национальные единицы равно Одной Библиотеке). Размах эскизов, соответственно, сошёл на нет.

Первое место в конкурсе не отдали никому, поскольку среди проектов не нашлось работы, «обладающей комплексом градостроительных идей, которые можно было бы реализовать в полном объеме». «Правильную» работу было поручено сварганить минским архитекторам, и те справились за два месяца. Вскоре прессе сообщили, что этот вариант проекта - финальный.

Весной 2014 года был объявлен новый конкурс среди инвесторов, но его результаты Мингорисполком почему-то так и не опубликовал. В июле на одной из встреч с горожанами Николай Ладутько «напомнил» всем о победе английских архитекторов, чем окончательно запутал ситуацию: искали ведь вроде инвесторов, а нашли архитекторов.

Кажется, история только начинается; впрочем, ждать от «Минск-Сити» футуристичных пейзажей на грани фантастики уже не стоит.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter