Где правый берег невы. Окружение и транспортная доступность

Усть-Ижора – Пелла – Невский пятачок – Кировск – Синявинские высоты – Ладожский мост

Левый берег Невы сегодня плотно застроен поселками да заводами. Однако и здесь есть на что посмотреть. Например, линии обороны Ленинграда времен блокады. Увидеть здесь можно не только памятники, но и остатки окопов, куски ржавой колючей проволоки и «рваный металл», который производит больше впечатления, чем любые монументы. Здесь же встречаются остатки старинного Архангельского трак-та, вдоль которого стоят постройки XVIII – XIX веков. На маршруте можно посмотреть здания, входившие в ансамбль дворца Екатерины, ныне «работающие» в судостроительной промышленности. Современные заводы тоже интересны: вы можете увидеть десятки кораблей, стоящих на берегу в доках. Своеобразное зрелище.


Знаете ли вы, как прокладываются современные дороги? Прямые как стрела, лежат они в стороне от всех населенных пунктов. Иное дело было в старину, когда дороги каждому селу кланялись! Одна из старинных дорог связывала Петербург с северной Россией. Архангельский тракт проходил по левому берегу Невы до Шлиссельбурга, а далее по берегам Ладожского канала тянулся на восток. Романтическая была дорога, с деревянными мостами, причем некоторые были подъёмными. Одни части доро-ги были мощеными, на других путники утопали в глубоких грязных колеях. Особенно «хорошо» было двигаться по тракту в глинистых местах после дождя. Сегодня, конечно, о тракте мало кто вспоминает, вместо него построено шоссе, лишь в неко-торых местах совпадающее с историческим маршрутом. Выезжая из Петербурга по Шлиссельбургскому шоссе, прямиком попадаем (соответствующий знак) в Усть-Ижору, где можно увидеть сохранившийся кусок мощеной Архангельской дороги.

Усть-Ижора – муниципальный округ в составе Колпинского района Санкт-Петербурга. Расположен при впадении реки Ижора в Неву, отсюда произошло его названия. До 1997 года округ имел статус посёлка. Первое упоминание датируется VIII веком.

В Усть-Ижоре на первом же светофоре поверните налево на узенькую дорожку, и, принимая на развилках сначала правее, а затем левее, выедете к Неве.

Мощёная дорога идет прямо по крутому берегу реки . Проехав до конца дороги, попадаете в центр села, довольно интересное место – к устью реки Ижоры.

С одной стороны, эта точка на карте ДОЛЖНА быть известна каждому школьнику России, с другой - многие вообще не знают об этом знаменитом месте, в посёлке, который оказался напрочь забыт …

Музей невелик, главный экспонат – сама диорама. Зайти в него стоит обязательно: вы сможете увидеть на картине места, которые посетили во время этой поездки. Особый интерес представляют выставленные перед музеем танки. Их пять. Мы привыкли к Т-34 на постаментах. Их много по всей стране. Но в войне принимали участие и другие виды подобной техники. Последний экспонат, восстановленный танк КВ-1С, занял место у музея в январе 2007 года. Рядом с ним стоят Т-26, Т-38, КВ-1.

Выбралась сегодня в ещё один район, который давно собиралась исследовать. Для меня Правый берег всегда был одним большим "белым пятном", как и Север. Но если в последнее время, в основном благодаря тому, что я работаю на севере города, эти места стали слегка приоткрываться мне, то Правобережье по-прежнему "терра инкогнита". Хотя в своё время я прочла немало книг, посвящённых Питеру и его истории, о Правобережье там говорилось вскользь и чуть ли не скороговоркой.
Собственно пешая часть маршрута у меня была короткой - небольшой отрезок Октябрьской набережной от Володарского моста до Промзоны на Октябрьской наб.104.
Кому интересно - прошу под кат)))

Итак, вернувшись, я подняла источники, порылась в книгах и в сети. И вот что узнала.
Ещё во времена Великого Новгорода на Правом берегу Невы существовало несколько поселений, границы которых сейчас определить довольно трудно. Земли эти в конце Х века отходят к Спасскому Погосту Водской пятины, а потом к Орешковской волости всё того же Великого Новгорода. Первые достоверные сведения о существовавших на Правом берегу Невы селениях относятся к 1500 и 1573 годам. Это так называемые переписные и Обыскные книги. По ним взимались подати в казну. Деревушки были маленькие - 2-3 двора, что было довольно обычным явлением в те времена. Нередко деревни состояли и из одного двора вообще. Так в переписной книге знаменитой боярыни Морозовой упоминается более 700 деревень, большинство из которых были однодворными. Это для примера. Итак, Правый берег Невы в XVI веке имел такие деревни:
Дубок Верхний - в начале современной Октябрьской набережной.
Рог - Примерный адрес Октябрьской набережной
Марковская (по шведской карте 1676 года - Marskie - by) - на территории современного грузового речного порта;
Борисковичи - на Неве (Boreskowitz - by по карте 1676 г.) - на месте современной территории комбита тонких и технических сукон им.Тельмана (Октябрьская набережна, 50).
Глезнёво (Classdoba) - у Володарского моста, а также несколько деревень в устье реки Утки.
Деревеньки были населены русскими, занимавшимися хлебопашеством и рыбной ловлей. Однако после того, как в 1617 году по Столбовскому миру эти земли отошли к Швеции, русское население покинуло эти места, а ни их место шведы переселили финнов. Потому что вдруг обнаружили, что захватили огромные территории, на которых практически никто не живёт. Русские, правда, в Приневье остались, но их количество сократилось. К тому же русское православное население шведы всячески третировали и дискриминировали по религиозному признаку, так что многие бежали в Россию и поток беженцев не иссякал. Но задержались шведы в этих краях недолго - в 1703 году Пётр Первый взял Ниеншанц и на вновь отвоёванных землях основал Петербург. В 1711 году Правобережье включили в состав Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии (с 1708 по 1710 года губерния именовалась Ингерманландской). Через полвека, согласно указу Екатерины II, Правый берез оказался разделённым между Петербургским и Шлиссельбургским уездами. В 1848 году участок севернее Новосаратовской колонии до Малой Охты был включён в состав Полюстровской волости Санкт-Петербургского уезда. Такое положение сохранилось до 1917 года.

С 30-х годов XIX века властями осуществлялись попытки установить пожарный, санитарный и полицейский надзор над окраинами города. Но только 8 июня 1871 года комитетом Министров утверждено решение, по которому в окрестностях города, поделённых на 4 полицейских участка - Шлиссельбургский, Петергофский, Полюстровский и Лесной была образована постоянно действующая пригородная полиция.
С того момента жители Правого берега впервые смогли официально сказать, что живут в окрестностях Петербурга.
Тогда же появилась общая для всех здешних селений нумерация домов по набережной (или дороге) Правого берега Невы. По переписи тех лет на всём участке, включая Новокаратовку, насчитывалось 211 домов, почти сплошь - деревянных. Но на хозяйственное обустройство новых территорий у властей денег не было. А положение на пригородном Правом берегу было таково:
- освещение практически полностью отсутствовало.
- дорог хороших не было, единственная приличная дорога на протяжении 3 вёрст была в Новосаратовке (её можо вдеть и сейчас).
- отсутствовала железная дорога.
- каменных строений было мало. Таким образом вопрос о присоединении Правого берега к городу в хозяйственном отношении был забыт на долгие годы.
Под названием Правый берег в разные годы существовало от 3 до 7 селений, чёткой границы между которыми не было. Помимо вышеупомянутых, существовали:
-Клочки
-Киновия Александро-Невского монастыря
-Весёлый Посёлок
-Малая рыбацкая слобода (гнилая Рыбацкая слобода)
-Сосновка
- Уткина Заводь
- Новосаратовка
Это предыстория. нынешний Правый берег входит в состав Невского района Санкт-Петербурга. Река Нева делит Невский район на две части - Левобережную и Правобережную. Левобережная часть издавна была более устроена и заселена, она лучше была связана с центром города - от Александро-Невской Лавры по нынешнему проспекту Обуховской обороны, называвшемуся тогда Шлиссельбургским трактом, ходил паровик. Что и не удивительно. Исторически левый берег Невы начал заселяться раньше. На левом ее берегу находятся исторические местности Щемиловка, Смоленское, Белевское поле, Александровка, Мурзинка, Усть – Славянка, Рыбацкая. На правом берегу Невы расположены Веселый Поселок, Сосновки, Станция Нева, Уткина заводь.
(Источник - http://www.peterburg.biz/nevskiy-rayon.html#ixzz460oaQbQR)
Правый берег был глухими выселками. Мостов через Неву не было. Сейчас их четыре:
-Мост Александра Невского;
-Финляндский железнодорожный мост;
- Володарский;
-Вантовый, или Большой Обуховский.
Кроме Вантового все остальные мосты разводные. Плюс метро. Правобережная линия открылась в конце 80-х годов ХХ века. Хотя застраиваться Правый берег Невы начал уже в 20-х годах прошлого века, по Генеральному плану 1925 года. Согласно ему на правом берегу должны были располагаться жилые районы, а левый берег должен был оставаться промышленным. Первый участок набережной (от Финляндского железнодорожного моста до Володарского моста) был построен в 1932-1939 годах. В 1957-1959 годах соорудили ещё один участок - до ГЭС-5 «Красный Октябрь» (сейчас - Правобережная ТЭЦ).
Всё это время магистраль носила название набережной Правого берега реки Невы. Однако в 1973 году её переименовали в честь Октябрьской революции.
Так что цель моего путешествия - жилой городок на Октябрьской набережной - это памятник того времени.
Однако, начну по порядку.
на метро я решила не ехать, а потому вышла на Краснопутиловскую улицу, села на 72 автобус, доехала до пл. Конституции, где пересела на 27 троллейбус. Когда-то этот маршрут ходил и по Краснопутиловской тоже -от Круглой пл., но потом какие-то умники его сократили. И теперь он ходит от пл. Конституции. Это один из самых длинных троллейбусных маршрутов в Питере. Он связывает почти все южные районы - Кировский, Московский,Фрунзенский и Невский. Идёт он до ст. Нева - до виадука на Народной, от которого начинается Мурманское шоссе. на 27 я переехала Володарский мост и вышла сразу за ним. Моей целью был, как я уже сказала, жилой городок на Октябрьской набережной.
Идти решила дворами - по набережной слишком шумно и пыльно. За современными жилыми домами мне попалась вот эта церковь

"Отлично!" - подумала я, - "Зайду-ка! Заодно узнаю, что это за храм!"
Но меня ждало разочарование. Церковь оказалась не действующей, на куполах не было крестов, а я это не заметила сразу. Да и территория вокруг неё была огорожена.

Прекрасное здание в псевдорусском стиле. Адрес - Октябрьская наб.72. И только придя домой я с удивлением узнала, что это вовсе не храм, а особняк А.В. Чернова!!! Построен в в 1891-1893 годах, архитектор А. И. фон Гоген при участии А. И. Кузнецова. Вот те раз! А посмотреть - ну церковь и церковь...

Вокруг здания расположен обширный парк. Попасть на территорию, насколько я поняла - невозможно, к тому же она охраняется собаками. В свободное от охраны время собаки ловят ворон. И довольно успешно. Как раз, когда я изучала через решётку особняк, собаки трепали пойманную ворону.
Придя домой, я пошерстила интернет и вот что мне удалось узнать про этот особняк:
Второе название - усадьба Сосновка. В настоящее время в здании расположено некое НПО "Даймонд". Усадьбу со всех сторон окружают современные жилые дома. Больше мне ничего выяснить не удалось, так что буду благодарна за дополнительные сведения.
А я двинула дальше.
Шла, как уже говорила, дворами. По набережной слишком шумно и пыльно. А вот дворы - чистые и довольно тихие. Дома в основном - панельные пятиэтажки 70-80-х годов.

Разгромленный детский садик. За ним, собственно, и начался жилой городок. Официальный адрес - октябрьская наб. 90-96. Жилмассив для рабочих ГЭС №5. Она же Правобережная ТЭЦ.
Построен в в 1926-1927 гг. Архитекторы Г.Д.Гримм и В.А.Альванг. Типичный памятник архитектуры конструктивизма, популярного в 20-первой половине 30-х годов ХХ века.

Покраска домов восстановлена историческая, характерная именно для конструктивизма. Хотя балконы не совсем конструктивистские.

Не знаю, как там внутри, но дворы чистые, возле домов детские площадки, много детей, рядом с домами стоят хорошие машины, в окнах стеклопакеты.


Вид на Неву.

Общий вид городка навевает ассоциации со Скандинавией. Я по ней поездила и вобщем знаю тамошний архитектурный стиль. Да и конструктивизм у скандинавов тоже в почёте был, только назывался функционализм.

Набережная. Впереди по ходу видны кубические корпуса ТЭЦ, она же ГЭС-5 (что означает "Государственная электростанция", а вовсе не "гидроэлектростанция"), для рабочих которой и был построен городок. Кто сейчас там живёт - не знаю. Возле набережной ошвартованы пассажирские теплоходы - там Речной порт. Впереди виден Вантовый мост.

Чуть дальше по набережной - красивая башенка в средневековом стиле. Возможно - водонапорная башня. Хотя некоторые источники утверждают, что это - пристрельная башня Александровского завода, который находился на другой стороне Невы. По ней настраивали прицелы орудий. Вот умели раньше даже самые утилитарные вещи делать красиво!


За башенкой стоял вот такой особнячок, видимо, административный корпус какого-то предприятия, снова навеявший мне мысли о Скандинавии.

Рядом была автобусная остановка, где я села на автобус №4, доехала до м. "ул. Дыбенко" и на метро вернулась домой.

В книге Петра Сорокина история Невского региона рассматривается в широком территориальном и временном контексте - от ледникового периода до современности. Одним из центральных эпизодов в ней является Невская битва 1240 г. в устье реки Ижоры, неразрывно связанная в сознании народа с образом Александра ­Невского - святого покровителя Санкт-Петербурга. Многие исторические события, происходившие на Неве в эпоху викингов, во времена Крестовых походов на Балтике и Северной войны 1700-1721 гг., оказались малоизвестны или забыты. А эти места помнят Александра Невского, Петра Великого, Александра Меншикова, ­Екатерину ­Великую и последнего российского императора Николая II. Забытыми оказались и многие памятники. Все это нашло отражение на страницах предлагаемой читателю книги. Исторические документы, многие из которых ранее не публиковались, дополняются в книге данными, полученными в ходе археологических исследований автора. Издание иллюстрировано фотографиями, гравюрами, рисунками, планами и картами. Оно рассчитано на всех интересующихся историей Невского края и России.

496 руб


Книга рекордов Петербурга выходит в свет впервые. В ней собраны необычайные, уникальные явления петербургской жизни и истории - все, что можно назвать самым-самым: первым или последним, крупнейшим или наименьшим…В книге и все исключительное, неповторимое, невероятное.

96 руб


Издание посвящено первому зодчему Петербурга.
Книга, основанная на обширных данных кандидатской диссертации автора, повествует о знаменитых сооружениях Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость с собором, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры и др.), а также о первых звеньях его планировки.
Книгу можно использовать в качестве путеводителя по историческим местам.

212 руб


Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим.

66 руб


Санкт-Петербург. История и архитектура

Предлагаем вашему вниманию богато иллюстрированный альбом САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА.
На свете немного найдется городов с такой удивительной судьбой, какая выпала Санкт-Петербургу, блистательной северной столице: он был создан могучей волею одного человека, Петра Великого. Городу было суждено родиться и вырасти на приневских землях, до XI в. входивших в Водскую пятину Великого Новгорода, занимавшего север Великой Русской равнины. Невские берега издавна привлекали шведов, стремившихся обосноваться в этих краях надолго, и потому важной частью общерусского дела считалось удержание новгородских границ, препятствующих шведской колонизации.

710 руб


Общеизвестна историческая и художественная значимость Санкт-Петербурга. Этот великий город на Неве представляет собой уникальный музей - собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным.
На страницах этой книги любознательный читатель найдет ответы на сотни самых разных вопросов об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга. Книга может использоваться в качестве учебного пособия в школах при подготовке к занятиям по истории города, краеведению, литературе. Она незаменима и как источник информации о Санкт-Петербурге для любого российского читателя, желающего ближе познакомиться с одним из красивейших городов мира.

355 руб


По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты

Северная столица очень любима и часто посещаема российскими и иностранными туристами. Прибыв в город на Неве, все они следуют приблизительно по одним и тем же маршрутам: в обязательном порядке гуляют по Невскому и Дворцовой площади, посещают Петергоф и Эрмитаж, любуются Исакием и Медным всадником, обязательно фотографируются у «Авроры»... Гостям в первую очередь стремятся показать самые красивые места города. А ведь в Петербурге еще так много проспектов и улиц, переулков и площадей, которые не относятся к так называемому парадному Петербургу. Автор приглашает читателей пройтись вместе с ним по тихим, малоизвестным, «по теневым, по непарадным» улицам города. Поверьте, они того заслуживают.

541 руб


"Строгий, стройный вид..."

Книга об архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков: о наиболее значительных памятниках - шедеврах архитектуры, о великих зодчих - Растрелли, Ринальди, Кваренги, Львове, Росси и других

Правый берег Невы

Правый берег Невы

Исторический район в восточной части Ленинграда, к югу от Малой Охты, ограничен на севере линией соединительной ветки Октябрьской ж. д., на востоке р. Оккервиль, на юго-востоке границей города. В XIX - начале XX вв. П. б. Н. - промышленная окраина; в 1830-40 х гг. здесь открыты писчебумажная фабрика Варгунина и суконная фабрика Торнтона, вокруг них возникли рабочие посёлки. В 1918-22 в южной части района построена электростанция «Красный Октябрь» (ТЭЦ 5), в 20 х гг. - фабрика технических сукон (вместе с бывшей фабрикой Торнтона входит в состав Тонких и технических сукон комбината имени Э. Тельмана) и Невский химический комбинат, бывшая фабрика Варгунина реконструирована (ныне фабрика имени Володарского). В 20-30 х гг. сооружён жилмассив для рабочих ТЭЦ 5 (архитекторы Г. Д. Гримм и В. А. Альванг), в конце 30 х гг. - набережная П. б. Н. (ныне Октябрьская набережная) и Володарский мост. В 60 х гг. застроен район Народной улицы и улицы Новосёлов (руководитель проекта - архитектор Д. С. Гольдгор), в 1968 началось строительство на территории бывшего Весёлого посёлка. Продолжением Центральной дуговой магистрали на П. б. Н. стал проспектом Большевиков. В 1979 на Невском воинском кладбище (Дальневосточный проспект, 2) открыт мемориальный комплекс «Невский мемориал» (архитекторы Д. С. Гольдгор, А. В. Аланне, А. П. Изотов, Л. Г. Могилевский).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Правый берег Невы" в других словарях:

    - [невиновный] прил., употр. наиб. часто Морфология: прав, права, право, правы; правее 1. Правым называют того, кто не имеет за собой вины. Разберись, кто из них прав. | Чувствую себя правым. 2. Фраза Досталось и правому и виноватому употребляется… … Толковый словарь Дмитриева

    1. ПРАВЫЙ, ая, ое. 1. Расположенный в той стороне, которая противоположна левой. П. глаз. П ое ухо. Стрельба на правом фланге. В правой части зала. П ая перчатка; п. сапог (предназначенный для правой руки или ноги). Деревня осталась по правую… … Энциклопедический словарь

    правый - I ая, ое. см. тж. правые, право 1) а) Расположенный в той стороне, которая противоположна левой. Пра/вый глаз. П ое ухо. Стрельба на правом фланге. В правой части зала … Словарь многих выражений

    ЗАНЕВСКАЯ СТОРОНА - Правый берег Невы … Словарь Петербуржца

    ПРОЛЕТАРСКАЯ ПУСТЫНЯ - Правый берег Невы … Словарь Петербуржца

    Координаты: 59°50′35″ с. ш. 30°57′11″ в. д. / 59.843056° с. ш. 30.953056° в. д. … Википедия

    - (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над …

    I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Весёлый посёлок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Весёлый посёлок Примерная карта Весёлого посёлка Город: Санкт Петербург Административный район города … Википедия

Книги

  • Университетская набережная , Соловьева Татьяна Алексеевна. Вместе с петербургским историком Татьяной Соловьевой мы продолжаем интереснейшие прогулки по Санкт-Петербургу, начатые с набережных левого берега Невы - Дворцовой, Английской и…