Схема транспортной развязки на привокзальной площади. Семь территорий благоустройства. От теста к капитальному благоустройству

Четыре месяца привокзальная площадь была в состоянии тестового благоустройства: с помощью столбиков, краски, скамеек и вазонов на ней изменили схему движения и создали общественные пространства. Результаты тестирования и будущий проект реконструкции сегодня обсуждали в Общественной палате города.


Привокзальная площадь попала в список городов-участников федеральной программы «ЖКХ и городская среда». Особое внимание уделяется работе с жителями, как наиболее заинтересованной стороне в вопросах улучшении города, - в Саратове для этого проводили опросы перед началом работ и сбор предложений в процессе тестирования.

Ольга Баталина, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выразила согласие с тем, что оптимальная транспортная развязка - это ключ к решению проблем Привокзальной площади.

«И вся дискуссия сейчас идет о том тестовом варианте, который существует эти шесть месяцев. Мы сделали из него выводы, разработчики предложили иное решение - но нам сегодня во время слушаний не оценить, насколько оно лучше, чем тестовое решение. Поэтому можно взять небольшую паузу, чтобы сделать две вещи. Первое - оценить текущее предложение транспортных потоков, сделанное с привлечением экспертов. Второе - доработать, оптимизировать, обсудить и представить конструкторскому бюро и экспертам как итоговое. Если мы решим, что там будет двустороннее, это одна история, если одностороннее - другая. Ваша площадь в таком виде существует уже десятки лет, но за это время сильно изменилась транспортная нагрузка. Тестовое благоустройство позволило не в теории, а в жизни понять, что нужно убрать, а что оставить. Реальные работы будут произведены в следующем году», - говорит Ольга Баталина.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Дмитрий Тепин сообщил, что проект будет реализован уже в 2018 году.

«Совместно с федеральной программой „Комфортное жилье“ сегодня созданы все условия для того, чтобы найти правильное решение, которое позволит на следующий год реализовать будущие проекты. Мы принимаем 5-летнюю программу, в которой есть место Привокзальной площади, и пешеходным зонам, и транспортным развязкам».

Денис Филиппов, заместитель генерального директора АИЖК, рассказал, что в обсуждении проекта участвовали как специалисты, так и простые горожане.

«В мае мы сделали на Привокзальной площади тестовое благоустройство. Это первый случай в России, никто раньше такого не делал. Проект основан на лучших европейских практиках. Я считаю, что половина проекта уже принадлежит жителям города».

Перед началом зимы некапитальные объекты с площади будут убраны. Создание единой зоны общественного транспорта, площадок для посадки-высадки и запуск двустороннего движения по Аткарской улице позволили разделить потоки, повысить доступность вокзала и сделать схему движения интуитивно понятнее. Систематизация парковки позволила создать отдельные зоны для стоянки, которые не мешают всем остальным, уверена Алена Жмурова, руководитель проекта комплексного развития городской среды Саратова:

«Изменения должны повышать комфорт людей, которые пользуются пространством. Для людей, приезжающих на вокзал с тяжелыми чемоданами, предназначен посадочный фронт, это не парковка, которая здесь запрещена, это стоянка. Подобные решения уже применяются в большинстве городов России и мира относительно крупных транспортных хабов (аэропорты, вокзалы)».

По результатам наблюдений за проектом «в поле» было решено отказаться от парковки в карманах в пользу закрытой парковки за шлагбаумом, которую в будущем можно будет обратно превратить в сквер.

Желанов Виталий Анатольевич, председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова, назвал этот прогрессивный проект лицом города.

«Обстановка меняется - меняется трафик и отношение к транспорту. Задача проекта - сделать лицо города».

От предложений по созданию подземной парковки с торговлей и замене памятника Дзержинскому было решено отказаться. Строительство парковки займёт длительное время и обойдётся жителям в большую сумму, а объекты торговли привлекут новый транспорт на уже перегруженную площадь.

Решения тестового благоустройства, по мнению Виталия Кудрявцева, заведующего кафедрой «Дизайн архитектурной среды» САДИ СГТУ им. Гагарина Ю.А., вывели транспортную схему на европейский уровень.

Архитекторы реконструировали одну из центральных площадей Саратова в пробном режиме. После сбора пожеланий от жителей проект смогут изменить

Рабочие занимаются благоустройством привокзальной площади в Саратове (Фото: «КБ Стрелка»)

Привокзальную площадь в Саратове реконструировали в тестовом режиме. Речь идет о временном благоустройстве сроком на один год, стало известно на форуме «Среда для жизни: квартира и город», который организовали Министерство строительства и ЖКХ России, АИЖК и «КБ Стрелка». Такой метод впервые использовали для городского благоустройства в России, написано на стендах, установленных на форуме.

В 2017 году на саратовской привокзальной площади появилась новая разметка, которая изменила схему движения автотранспорта. В частности, все остановки автобусов перенесены в одно место, а автомобили теперь могут избежать кругового объезда привокзальной площади: прилегающий отрезок Аткарской улицы стал двусторонним, в результате чего машины получили возможность проехать на Большую Казачью улицу, минуя вокзал.

Еще одно новшество затронет центральную зону привокзальной площади. Сквер объединят с площадью, где находится памятник Дзержинскому, в одно непрерывное общественное пространство. Сейчас между сквером и площадью находится проезд для автомобилей. Этот проезд закроют для движения и сделают пешеходным, говорится в презентации проекта.


Новый план и схема движения на привокзальной площади в Саратове (Фото: Игнат Бушухин)

В 2017 году все перечисленные меры реализуют с помощью временной разметки. Третьим пунктом благоустройства станет установка мягких столбиков, которые будут разделять полосы движения на дороге, а также визуально разграничивать пешеходные и автомобильные зоны.

Полноценное благоустройство привокзальной площади в Саратове планируется завершить в 2018 году, утверждает «КБ Стрелка». В мае 2017 года часть работ проведут в тестовом режиме, чтобы собрать отзывы о проекте от местных жителей. Два пункта приема отзывов поставят на улице рядом с железнодорожным вокзалом. Там любой желающий сможет высказать свое мнение о проекте, написано на стендах форума «Среда для жизни: квартира и город». После получения рекомендаций от горожан «КБ Стрелка» сможет внести изменения в разработанный план благоустройства.

Ход работ по благоустройству привокзальной площади. Май 2017 года

Проект новой привокзальной площади в Саратове разработало голландское архитектурное бюро West8. Все работы пройдут при поддержке ГУПП «Институт Саратовгражданпроект». Помимо новой схемы движения и увеличения пешеходной зоны проект предусматривает установку скамеек, контейнеров с зелеными насаждениями, расширение тротуаров и ликвидацию наружной рекламы с фасадов прилегающих зданий. У города также появится новый дизайн-код, указывает «КБ Стрелка».

Финальным этапом станет размещение 47 парковочных мест, которые заменят нелегальную стоянку, существующую на площади в настоящий момент, написано в презентации проекта. Рядом с вокзалом окажутся четыре парковочных кармана для инвалидов. Еще ближе обустроят специальную площадку для посадки в такси, следует из макетов АИЖК.