Древние города и его жители. Древнерусский город. История городов русских. История земли Полоцкой

"Воры в законе" появились в первые десятилетия советской власти. Сначала их существование было оправдано, затем власть начала с ними расправляться и стравливать друг с другом.

Сочувствующие

Со времен реформ Петра I преступный мир в Российской империи становился все более влиятельным, появились специализации, к концу XIX века кастовая система бандитского мира была уже сформировавшейся. Кардинальные изменения в систему воровского мира внесла революция и Гражданская война.

Многие из тех, кто до этого шел "воровским путем" оказались среди "сочувствующих" большевизму. Помогая "красным", они могли отомстить ненавистному царскому режиму. Из уголовников вышел Георгий Котовский, командиром Красной армии был даже легендарный вор Мишка Япончик, не чурался связей с криминалитетом и Коба, будущий Иосиф Сталин.

После завершения Гражданской войны многие красные командиры, имевшие уголовное прошлое, так и не смогли отучиться от своих прежних привычек. Новой власти, которая всячески отстаивала свою легитимность, такие элементы больше не были нужны. По этой причине они просто ликвидировались, проводились "чистки. Тогда воровской мир и понял, что заигрывать с политикой намного опаснее, чем воровать. И воры решили остаться при прежних интересах.

Кодекс воровских понятий начал формироваться в конце 20-х - начале 30-х годов. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, падение мировых цен на зерно привело к тому, что вторым экспортным сырьем стал лес, который, в отличие от зерна, нужно не просто собирать, а валить, и валить не в самых тепличных условиях (одна из причин появления ГУЛАГа).

Во-вторых, коллективизация, которая стимулировала рост преступности. Эти факторы сложились, и страна столкнулась с явлением, про которое сегодня любят говорить поговоркой "пол страны сидело, пол страны охраняло". Огромное количество людей, оказавшихся за решеткой, долгие срока, "этапы длинные" - все это способствовало тому, что лагерь превратился в отдельную биосферу, организация общежития в которой требовало не только внешнего, но и внутреннего управления. Таким элементов внутренней власти и стали воры.

Короли зон

Показательно, что сама система воровского общества была с самого начала прямой калькой с системы организации партийной власти. "Делегатов" и "секретаря" выбирали голосованием на сходках, для неофитов нужны были две рекомендации от других воров. Важнейшим было соблюдение дисциплины, следование воровским законам: не заводить семью, не работать, не копить богатств (все сдавать в "общак"), не иметь квартиры (жить на "малине").

Как пишет Варлам Шаламов в "Очерках уголовного мира": "Вор – ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в "правилках", вырабатывающих важные вопросы подземной жизни".

Воры стали своеобразными "королями" целой лагерной страны. Несмотря на то, что им по закону было запрещено сотрудничать с администрацией, они контролировали все процессы, которые происходили в зоне. Для государственной системы такой порядок самоорганизации был даже удобен.

Читаем у того же Шаламова: "С ворами считается начальство. Блатари – хозяева жизни и смерти в лагере. Они всегда сыты, умеют "достать", когда все остальные – голодны. Вор не работает, пьянствует, даже в лагере, а крестьянский парень вынужден "пахать". Воры его и заставляют "пахать" – так они ловко приспособились".

Воры и война

Во время войны часть воров "перековалась" и пошла служить. Политзаключенных в штрафные батальоны и роты не брали, а вот представители криминала, осужденные за нетяжкие преступления могли попробовать "искупить кровью" и отправлялись в штрафные роты.

Впрочем, надо сказать, что большой сознательностью и патриотизмом воры не отличались, многие из них дезертировали и средства к существованию находили при помощи грабежа, воровства и спекуляций.

В 1942 году, в самый разгар войны, на Тишинском рынке в Москве была даже проведена массированная облава на воров. Страна, которая отражала фашистскую угрозу, вынуждена была бороться и с внутренним врагом в лице воров.

Большой резонанс вызвало задержание в 1952 году банды Павленко. В 1941 году Павленко дезертировал, при помощи друзей "сколотил" сообщество, которое, прикрываясь проведением военно-строительных работ занималась мародерством, грабежами, расстрелами. Костяк организации составляли уголовники, которых Павленко одел в военную форму и справил им по липовым наградным листам звания и медали. Себя Павленко сделал "полковником", во время задержания у него были найдены генеральские погоны.

Сучьи войны

После войны многие из блатных, воевавших на фронте, вернулись в лагеря. Зона их не приняла, воры-старозаконники считали всех тех, что сотрудничал с государством, изменниками, "ссучившимися". Что говорить, если по воровскому закону даже ударивший по просьбе "начальника" в рельс считался "подсученным".

Вернувшиеся с фронта блатари были готовы к тому, что их не примут. В 1948 году на пересылке в Ванинский порт был объявлен "новый закон". Началась настоящая война, кровавая и длительная, ножи и оружие собиралось по всей Колыме.

Воровской мир любит театральность. Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд - целование ножа. Поцеловавший нож терял всякие права в воровском мире и навсегда становился "сукой". Отказников убивали, но не просто, а перед смертью ещё и "трюмили" - избивали и давили металлическими дверями.
В ходе "сучьих войн" было сформировано также и третье воровское сообщество - "беспредельщины". Они с равной ненавистью относились и к старым ворам, и к "сукам".
Сучьи войны существенно проредили воровское сообщество, раскололи его. Инициировалась агрессия как изнутри, так и снаружи. Стравливая воров, власти вполне успешно решали свои задачи.

Белый лебедь

Решительной инициативой власти по расколу и уничтожению воров-законников было создание отдельной тюрьмы для блатарей - "Белый лебедь". Она была построена ещё в 1938 году, но до 1955 года здесь содержались не только уголовники, но и "политические". В 55-м же "политических" перевели в колонию, расположенную в Мордовии, и "Белый лебедь" стал настоящей "банкой с пауками".
Ворам, как мы уже знаем, запрещается работать, но кто будет работать в колонии, если кроме воров там никого нет? Внутри колонии постоянно шли бунты, восстания, которые жестко подавлялись.

В 1980 году в "Белом лебеде" было создано ЕПКТ (единое помещение камерного типа), заслужившая себе недобрую славу среди воров всех мастей. В ЕПКТ отправляли рецидивистов со всей страны (около 4, 5 тысяч), здесь "раскороновали" 130 воров в законе.

Это была очень эффективная мера борьбы с "законниками". Анатолий Жогло, полковник милиции, ветеран ГУБОПа МВД дал следующий комментарий этой методике исправления воров: "В практике советской лагерной системы воровские войны были одним из самых существенных способов искоренения этой касты. Иногда такие противостояния провоцировали сами воры, иногда для этого создавались особые условия по инициативе руководства страны".

"Воры в законе" появились в первые десятилетия советской власти. Сначала их существование было оправдано, затем власть начала с ними расправляться и стравливать друг с другом.

Сочувствующие

Со времен реформ Петра I преступный мир в Российской империи становился все более влиятельным, появились специализации, к концу XIX века кастовая система бандитского мира была уже сформировавшейся. Кардинальные изменения в систему воровского мира внесла революция и Гражданская война.

Многие из тех, кто до этого шел "воровским путем" оказались среди "сочувствующих" большевизму. Помогая "красным", они могли отомстить ненавистному царскому режиму. Из уголовников вышел Георгий Котовский, командиром Красной армии был даже легендарный вор Мишка Япончик, не чурался связей с криминалитетом и Коба, будущий Иосиф Сталин.

После завершения Гражданской войны многие красные командиры, имевшие уголовное прошлое, так и не смогли отучиться от своих прежних привычек. Новой власти, которая всячески отстаивала свою легитимность, такие элементы больше не были нужны. По этой причине они просто ликвидировались, проводились "чистки. Тогда воровской мир и понял, что заигрывать с политикой намного опаснее, чем воровать. И воры решили остаться при прежних интересах.

Кодекс воровских понятий начал формироваться в конце 20-х - начале 30-х годов. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, падение мировых цен на зерно привело к тому, что вторым экспортным сырьем стал лес, который, в отличие от зерна, нужно не просто собирать, а валить, и валить не в самых тепличных условиях (одна из причин появления ГУЛАГа).

Во-вторых, коллективизация, которая стимулировала рост преступности. Эти факторы сложились, и страна столкнулась с явлением, про которое сегодня любят говорить поговоркой "пол страны сидело, пол страны охраняло". Огромное количество людей, оказавшихся за решеткой, долгие срока, "этапы длинные" - все это способствовало тому, что лагерь превратился в отдельную биосферу, организация общежития в которой требовало не только внешнего, но и внутреннего управления. Таким элементов внутренней власти и стали воры.

Короли зон

Показательно, что сама система воровского общества была с самого начала прямой калькой с системы организации партийной власти. "Делегатов" и "секретаря" выбирали голосованием на сходках, для неофитов нужны были две рекомендации от других воров. Важнейшим было соблюдение дисциплины, следование воровским законам: не заводить семью, не работать, не копить богатств (все сдавать в "общак"), не иметь квартиры (жить на "малине").

Как пишет Варлам Шаламов в "Очерках уголовного мира": "Вор – ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в "правилках", вырабатывающих важные вопросы подземной жизни".

Воры стали своеобразными "королями" целой лагерной страны. Несмотря на то, что им по закону было запрещено сотрудничать с администрацией, они контролировали все процессы, которые происходили в зоне. Для государственной системы такой порядок самоорганизации был даже удобен.

Читаем у того же Шаламова: "С ворами считается начальство. Блатари – хозяева жизни и смерти в лагере. Они всегда сыты, умеют "достать", когда все остальные – голодны. Вор не работает, пьянствует, даже в лагере, а крестьянский парень вынужден "пахать". Воры его и заставляют "пахать" – так они ловко приспособились".

Воры и война

Во время войны часть воров "перековалась" и пошла служить. Политзаключенных в штрафные батальоны и роты не брали, а вот представители криминала, осужденные за нетяжкие преступления могли попробовать "искупить кровью" и отправлялись в штрафные роты.

Впрочем, надо сказать, что большой сознательностью и патриотизмом воры не отличались, многие из них дезертировали и средства к существованию находили при помощи грабежа, воровства и спекуляций.

В 1942 году, в самый разгар войны, на Тишинском рынке в Москве была даже проведена массированная облава на воров. Страна, которая отражала фашистскую угрозу, вынуждена была бороться и с внутренним врагом в лице воров.

Большой резонанс вызвало задержание в 1952 году банды Павленко. В 1941 году Павленко дезертировал, при помощи друзей "сколотил" сообщество, которое, прикрываясь проведением военно-строительных работ занималась мародерством, грабежами, расстрелами. Костяк организации составляли уголовники, которых Павленко одел в военную форму и справил им по липовым наградным листам звания и медали. Себя Павленко сделал "полковником", во время задержания у него были найдены генеральские погоны.

Сучьи войны

После войны многие из блатных, воевавших на фронте, вернулись в лагеря. Зона их не приняла, воры-старозаконники считали всех тех, что сотрудничал с государством, изменниками, "ссучившимися". Что говорить, если по воровскому закону даже ударивший по просьбе "начальника" в рельс считался "подсученным".

Вернувшиеся с фронта блатари были готовы к тому, что их не примут. В 1948 году на пересылке в Ванинский порт был объявлен "новый закон". Началась настоящая война, кровавая и длительная, ножи и оружие собиралось по всей Колыме.

Воровской мир любит театральность. Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд - целование ножа. Поцеловавший нож терял всякие права в воровском мире и навсегда становился "сукой". Отказников убивали, но не просто, а перед смертью ещё и "трюмили" - избивали и давили металлическими дверями.
В ходе "сучьих войн" было сформировано также и третье воровское сообщество - "беспредельщины". Они с равной ненавистью относились и к старым ворам, и к "сукам".
Сучьи войны существенно проредили воровское сообщество, раскололи его. Инициировалась агрессия как изнутри, так и снаружи. Стравливая воров, власти вполне успешно решали свои задачи.

Белый лебедь

Решительной инициативой власти по расколу и уничтожению воров-законников было создание отдельной тюрьмы для блатарей - "Белый лебедь". Она была построена ещё в 1938 году, но до 1955 года здесь содержались не только уголовники, но и "политические". В 55-м же "политических" перевели в колонию, расположенную в Мордовии, и "Белый лебедь" стал настоящей "банкой с пауками".
Ворам, как мы уже знаем, запрещается работать, но кто будет работать в колонии, если кроме воров там никого нет? Внутри колонии постоянно шли бунты, восстания, которые жестко подавлялись.

В 1980 году в "Белом лебеде" было создано ЕПКТ (единое помещение камерного типа), заслужившая себе недобрую славу среди воров всех мастей. В ЕПКТ отправляли рецидивистов со всей страны (около 4, 5 тысяч), здесь "раскороновали" 130 воров в законе.

Это была очень эффективная мера борьбы с "законниками". Анатолий Жогло, полковник милиции, ветеран ГУБОПа МВД дал следующий комментарий этой методике исправления воров: "В практике советской лагерной системы воровские войны были одним из самых существенных способов искоренения этой касты. Иногда такие противостояния провоцировали сами воры, иногда для этого создавались особые условия по инициативе руководства страны".

Кодекс вора

Воры в законе относятся к элите преступного мира и обладают огромной властью. Короновать и лишить короны вора может только сходка (собрание воров в законе), участники которой предварительно рассылают запросы (малявы) во все колонии и регионы, собирая сведения о претенденте.

Вором в законе может стать человек:

  • имеющий рекомендации от двух авторитетов;
  • не замеченный в общении с представителями власти;
  • без карточных долгов;
  • с послужным списком, в котором отсутствуют прощенные оскорбления;
  • не замеченный в гомосексуальных связях.

Если сведений, порочащих честь вора, не поступает, вора инициируют (коронуют). Короны как таковой не существует, это понятие условное. Но авторитету делают наколку либо в виде сердца, пробитого кинжалом, либо парящего орла с короной. При этом дается клятва следовать воровскому уставу и покончить с собой в случае предательства.

Раньше воры в законе не имели права заводить постоянные отношения с женщинами и иметь семью, копить деньги и ценности. Все, за исключением доли, отдаваемой в общак (воровскую кассу), должно было спускаться на азартные игры и кутежи.

Сейчас эти правила изменились: авторитеты ездят на дорогих автомобилях и строят трехэтажные особняки. Правда, по-прежнему не носят оружие и не вступают в какие-либо отношения с властями. Это за них делают те, кто стоит на иерархической лестнице ниже их: пацаны, быки и шестерки.

В конце прошлого века, когда воровской мир пережил коммерциализацию, появилось еще одно новшество: статус вора в законе стало возможным купить. Такие авторитеты получили название «апельсинов». Они обладают меньшей властью и не имеют права голоса на сходках, но убить их, как и других законников, могут только по решению сходки. Однако, если верить статистике, им это не особо помогает.

Воровские наказания

У воров в законе действует своя система наказаний:

  • пощечина. Применяется в ответ на оскорбление, причем «сдачи» давать нельзя. Вроде бы ничего страшного, но наносится урон репутации: «битого» вора уже не уважают;
  • удар по ушам. Аналог приказа об увольнении. Корона снимается в двух случаях: за нарушение воровского закона и по состоянию здоровья. В первом случае законник низводится до уровня рядового преступника, лишается доступа к общаку и своего участка, с которого снимает «доходы»;
  • смерть. Ее присуждают за измену. Предательством считается заложить подельников, украсть общак, убить авторитета без санкции сходки или выйти из дела, завязав с преступностью. Раньше убить вора мог только равный вор, сейчас для этого нанимают киллера (палача).

История Мишки Япончика

Родоначальником воров в законе считается Мишка Япончик, хотя он умер раньше появления воровского кодекса. В 1908 году он попал на каторгу как политзаключенный, откуда вернулся в 1917-ом уже вором.

Историки утверждают: ничего нового Япончик в воровской кодекс не ввел. Создавая общак и используя эти деньги для поддержки семей погибших или попавших в тюрьму воров, он лишь следовал правилам, учрежденным русскими воровскими артелями в 15-ом веке.

Надо отдать ему должное: он сам не ходил на «мокрые» дела и членам своей группировки тоже запрещал иметь дело с оружием. Япончик, он же Моисей Винницкий, успел послужить даже в Красной Армии, собрав собственный полк. Однако при попытке самовольно вернуться в Одессу был расстрелян.

История Япончика

Вячеслав Кириллович Иваньков, прозванный в воровском мире Японцем за своеобразный разрез глаз, позже перенял прозвище своего знаменитого предшественника - Япончика. Родившийся в Москве в 1940-м году, он уже в 14 лет начал воровать.

В 60-х годах стал членом банды Монгола, и, как рассказывали очевидцы, шел, не задумываясь, на любое, самое рискованное дело, даже когда на кармане имел неплохие деньги. Иваньков был неоднократно судим за разбойный грабеж, посягательство на жизнь милиционера, нанесение умышленных тяжких повреждений.

Выйдя на волю в 1991-м г., через год он перебирается в США, где сразу попадает под наблюдение ФБР. Там за вымогательство ему дают 9 лет тюрьмы, после чего экстрадируют в Россию. В 2009-м г. на Иванькова было совершено покушение: киллер выстрелил ему в живот. Довезти до больницы живым Япончика не удалось.

История Саши Севера

Саша Север, или Северный, получил известность благодаря песне Михаила Круга «Владимирский централ». Родился Александр Валентинович Северов в 1951-м г. в Саранской области на зоне, где его мать отбывала срок за мошенничество. Нужно сказать, что семья Северовых сидела вся: мать 44 года, отец - 27, сестра - 22.

Саша Север был осужден 8 раз и отдал тюрьме почти 30 лет жизни. В отличие от других законников он любит публичность и не отказывается общаться с прессой. Это идет вразрез с воровскими законами, но сгубил его другой поступок: Север принял участие в судебном разбирательстве по делу «смотрящего» Твери и дал против него показания, чем, как говорят, и заработал лишение короны.

Такова история воров в законе в лицах. Их романтизируют и даже пытаются сделать героями, но суть от этого не меняется: они были и остаются преступниками.

Наказания вора в законе (Блатные санкции)

1) Пощёчина - её, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползётся слух - битый, мол.

2) Удар по ушам - церемония разжалования вора в законе. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона. Хотя разжалование может быть и почётным - по состоянию здоровья. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемещается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно.

3) Смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошёл на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Первый из них - пощечина. Ее, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползется слух - битый, мол. За очередную провину, которая раньше сходила с рук, может последовать вторая санкция - удар по ушам.

Бить по ушам - лишать воровского титула. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемешается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно, ибо другой воровской группировки подобного размаха (как, скажем, польских воров середины 50-х) нет. Он не сможет переметнуться и к бандитам, которые не любят законников, а те отвечают взаимностью. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона.

Третья блатная санкция, самая жесткая - смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошел на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Отойти от дел вор может лишь по серьезной болезни. Недомогание в счет не берется: им страдает добрая часть воров - тюремно-лагерный режим здоровья не прибавляет. Когда вор "бракуется" медкомиссией ИТУ, физически не в состоянии посещать сходки и идти на дело, он может попросить братву отправить его на пенсию. Братва сама проведет "врачебно-трудовую экспертизу" и отпустит вора с миром и почестями. Воры не лишаются титула, а лишь переименовываются на вор в короне. Во всех случаях судьбу больного законника решает братва, а не он сам. В противном случае он - изменник.

Изменник приглашается на очередную сходку, даже не ведая, что на повестке дня - его жизнь. Вор, обнаруживший предателя, оповещает об этом братву. Собравшиеся воры требуют подтверждений. Затем слово дается подозреваемому. Если он не сумеет доказать, что это - ложь, дела его плохи. Был случай, когда подозреваемый вор сначала наградил обидчика пощечиной, а лишь затем доказал свою невиновность. После этого братва одобрительно загудела. Поэтому, собирая сходку, вор-обвинитель запасается уликами, чтобы не подорвать собственный авторитет.

Если предатель уличен, братва выбирает способ казни. Иногда стараются имитировать самоубийство. Жертве предлагают исполнить вторую часть воровской клятвы, раз первая была нарушена: беспрекословно принять смерть за измену.

С самоубийцей меньше пыли. Тут и посмертная записка типа: "В моей смерти прошу никого не винить", и пистолет в руке, и единственная дырка в голове. Изменнику вручают пистолет с одним патроном. Выбора у вора нет, и он даже рад такой казни, ибо порой карают еще хуже. Считается, что такая смерть - везение.

Если вор, чувствуя свою кончину, не явился на встречу - назначают еще и палача. Среди законников бывает свой ликвидатор, работающий под "несчастный случай". Он поумнее, с фантазией, имеет в своем репертуаре дюжину способов отправить жертву на тот свет так, чтобы в милицейской сводке и в дальнейшем следственном деле стояло: "в результате ДТП", "в результате неправильного обращения с огнем" или т. п. Их жертвы "курят в постели", "не умеют плавать", "неосторожны на дорогах", "пользуются самолечением". Иногда эти киллеры имеют в своем арсенале соблазнительных девиц, которых подсовывают жертве. После бурной ночи с красоткой ей (жертве) уже не проснуться.

Сходка может выбрать особо жестокий способ казни, всё зависит от вины. В Тюменской области был случай, когда приговоренного запихнули в отрезок строящегося нефтепровода и заварили вход. Чтобы доползти к выходу, пришлось преодолеть десяток километров. Когда через неделю вор увидел свет, то нормально соображать уже не мог. Он долго лечился у психиатров, искололся транквилизаторами, но обрести прежнее душевное спокойствие так и не сумел. Вор боялся темноты, шарахался от металлических предметов, в тесных помещениях с ним случалась истерика, везде чудился запах ржавчины. Лишь с помощью гипноза из больного удалось вытащить историю с нефтепроводом, но это лечения не продвинуло. Наконец, промучившись два года, пациент во время очередного ночного кошмара выбил окно и выпрыгнул с четвертого этажа психиатрической лечебницы.

В 30-х годах особой популярностью пользовались "бетонные боты": смертника ставили в таз и заливали бетоном, затем бросали среди болота или сталкивали в ставок. Казнь родилась именно в России, а не среди американских или итальянских гангстеров. Однажды вору выкололи глаза, отрезали язык и вбили по гвоздю в уши, якобы за то, что он сдал свою обману и указал на общак. На разборку вор не явился и попытался спастись бегством. Палач настиг его в поезде. Говорят, что казнь проходила прямо в купе. Закончив процедуру, палач оставил на столике записку: "Имеющий уши - да не услышит, имеющий очи - да не увидит".

В зоне казнь происходила, как правило, в промышленном секторе, среди механизмов, агрегатов, котлов и печей. Здесь киллеру есть, где развернуться. Он может и не работать под несчастный случай, а специально устроить показуху, дабы другим неповадно было. Головы жертв попадают в шестерни и под прессы, животы натыкаются на штыри, причем раз десять. Приговоренный может взять "на язык" 380 вольт переменного тока или оказаться под тонной "внезапно" рухнувшего штабеля бревен

В последние годы среди новых воров появилась четвертая блатная санкция - финансовая. Принцип ее прост: подставил - плати. Штрафы назначает воровская община. Наказывают за опоздание на сходку, за срыв сделки, за то, что наследил. Сумма иногда достигает миллиона долларов.

В былые времена убить вора-изменника мог лишь равный по титулу, то есть вор в законе. Теперь нравы и законы изменились. Новые законники, привыкшие все делать чужими руками, верны себе и в этом вопросе. Для казни зачастую приглашается киллер со стороны. Среди изменников попадаются настолько крутые, что нанимают нескольких убийц, знакомых с гранатометами, снайперским стрелковым оружием и взрывными работами. Вора могут сопровождать телохранители и возить бронированный автомобиль. Заколотить такого в трубу или расплющить прессом голову весьма проблематично.

Суд воровской жесток, но упразднить его никогда не пытались. Однажды один известный законник самодовольно заметил: "Кто судит от имени государства? Судебная коллегия из нескольких человек. Вора же судят полсотни воров, а то и больше. Все они присяжные с равноправным голосом".

Коронация

Коронация - инициация (посвящение) вора. Правом коронации обладает сходка, по поручительству двух авторитетных воров. Не может быть коронован человек, имеющий плохую репутацию: сотрудничество с властями (службу в госучереждениях), карточный долг, прощёное оскорбление, принадлежность к гомосексуалистам. Иногда коронацию проводят за очень большие деньги, после этой процедуры таких "воров в законе" называют "Апельсинами". Если на сходках "апельсины" пытаются показать доминирующую роль, по сравнинию с ворами в законе, то они исключаются из общака и не имеют право держать базар на сходках. Коронацию могут провести и на свободе, и в зоне. Хотя большим уважением пользуется коронация в колонии или тюрьме. Некоторые из воров считают, что венец нужно вручать только в тюремной больнице или на пересылке. Корона - это символ. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуировку: сердце, пробитое кинжалом - "смерть за измену". В воровском клане существуют ещё наколки, указывающие на законника. Скажем, парящий орёл с короной над головой (его накалывают на груди - Степан Разин), карточные масти внутри креста, подключичные звезды. Но их наносят после коронации.

Аркаим. Есть имена уже сами по себе обладающие какой-то притягательной магической силой. Когда впервые я узнал о загадочной “Стране городов”, то почувствовал острую необходимость узнать как можно больше об этом месте, ощутить свою сопричастность с ним. Меня словно тянула туда некая сила, как тянет человека желание посетить места, где он когда-то родился. Наконец, эта мечта сбылась.

Как часто можно сейчас услышать, что закончилась эпоха географических открытий, что на Земле не осталось белых пятен, что наша планета изучена вдоль и поперек. Можно себе представить, насколько скучной и пресной стала бы жизнь, если бы это было правдой. К счастью, это не так, и Аркаим наглядное тому подтверждение. Ведь найден он не сто лет назад, а в 1987 году и не в дебрях Амазонки или безлюдных островах Тихого океана, а на изученном-переизученном Южном Урале.

Аркаим – это настоящий клубок загадок, которые еще предстоит разгадать. Занимается этим Лаборатория археологических исследований Челябинского государственного университета. О тайнах “Страны городов” мне поведали Ульянов Иван и Новиков Игорь, принимавшие участие в археологических раскопках древних городов.

Сразу следует отметить, что Аркаим является современником пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры, а как астрономический комплекс наблюдения за небесными светилами, его смело можно поставить в один ряд с легендарным Стоунхенджом. Расцвет этой загадочной цивилизации приходился на 17-18 века до нашей эры. В ее истории больше вопросов, чем ответов.

Итак, кто они, жители этой древней страны? Увы, даже специалисты пока остерегаются давать точное название. Как в известной сказке были “жители Изумрудного города”, так и здесь их называют “жители Страны городов”.

Есть гипотеза, принадлежащая Мэри Бойс, согласно которой именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя “арья”. Отсюда и пошел широко известный термин “арийские народы”. Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности – “Ригведу” и “Авесту”.

Загадка принадлежности жителей Аркаима к тому или иному народу тесно связана с загадкой их появления в этих местах. Никто не может точно сказать, откуда они пришли? Хотя для исследователей является совершенно очевидным инородность, непохожесть этой цивилизации на другие культуры, распространенные тогда в этом регионе. На сегодняшний день имеется три предположения по данному вопросу.

Согласно первому, они двигались с юга на север, медленно перемещаясь из Средней Азии. Согласно второй, они шли с запада на восток, как передовая часть так называемого абашевского круга племен, проживающих в Предуралье. И, наконец, согласно третьему предположению, не претендующему, правда, на научность, это некие пришельцы, которые внезапно появились здесь невесть откуда.

Кстати, о слабых местах первых двух предположений говорит тот факт, что городов типично аркаимского типа не обнаружено ни в Средней Азии, ни в Предуралье.

В Стране городов на сегодняшний день насчитывается до 20 поселений. Протяженность территории составляет 400 километров с севера на юг и 200 километров с востока на запад. Располагаются они в основном по притокам реки Тобол и Урал. Общая площадь памятника древности составляет ни много, ни мало – 20 тысяч квадратных километров, а площадь раскопок – 8 тысяч квадратных километров. Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов.

Так первые из них имели яйцевидную, овальную форму. Затем им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые: гражданскими, административными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадраты располагаются по периметру территории, а круги – в центре.

Во время исследовательских работ были выявлены еще некоторые любопытные закономерности. Так Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток, как бы намечая ориентир для дальнейшего продвижения. Нужно отметить, что им навстречу двигались воинственные, вооруженные до зубов кочевые племена, так называемые “варяги бронзового века”. Так вот, все говорит о том, что эти костоломы панически боялись жителей Страны городов. На юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, наткнувшись на поселения, они покорно обогнули их и удалились восвояси. Чем их так напугали аркаимцы, можно только догадываться.

Нужно сказать, что в центральной части страны вообще не обнаружено следов военных стычек, как не обнаружено какого-либо более-менее серьезного вооружения. Все это говорит о том, что воинственное окружение по какой-то причине относилось к инородцам с большим уважением и ссориться с ними не решалось.

Одним из доказательств того, что аркаимцы были “люди не местные”, является материал, из которого строили города. Этим материалом было дерево! Кто хоть раз бывал в степи, прекрасно понимает, что найти даже маленький кустик для разведения костра, в тамошних краях бывает очень большой проблемой. Что уж здесь говорить о строительстве деревянных крепостных стен! Кстати, до сих пор коренные жители степей живут в юртах и глинобитных мазанках, но никак ни в деревянных избушках.

Конечно, аркаимцы проживали на границе лесостепной зоны, где деревья имелись в небольшом количестве. Именно они и шли на строительство городов. Но здесь следует отметить, что совершенная технология строительства говорит о том, что лес для аркаимцев был привычным, традиционным строительным материалом. Там, где они жили раньше, его было много!

Есть еще одна удивительная загадка, связанная с Аркаимом. Керамист Александр Иванович Гудков, изучая находки глиняных изделий, заметил, что в пределах одного поселения имеется керамика, относящаяся к самых разным культурам! Тогда изготовлением глиняной утвари занимались в основном женщины. Создавалось впечатление, будто мужчины набирали себе жен из самых разных племен и народов, которые потом делали посуду, согласно своим местным традициям.

Наверняка многие помнят период китайской культурной революции, когда каждая крестьянская семья была обязана иметь индивидуальную доменную печь, чтобы плавить чугун. Тогда Китай вырвался впереди планеты всей по количеству чугуна на душу населения. Но, как всегда, новое – это хорошо забытое старое, потому что уже тогда в каждом аркаимском доме стояла металлургическая печь! Нужно отметить, что плавильные технологии при этом были достаточно совершенны, а на дворе стоял 1800 год до нашей эры.

С аркаимской металлургией связана еще одна загадка. Всем понятно, что для того, чтобы плавить металл, нужна руда. Так как жители Страны городов весьма увлекались бронзовыми изделиями, требовалось много руды. Геологи же говорят, что руды в этих краях на доступной глубине почти не было, за исключением небольшого рудника “Воровская яма”. Но и в этом случае на поверхности руды было явно недостаточно, да и находилось она довольно далеко. Учитывая, что ни самосвалов, ни паровозов тогда еще не придумали, возникает вопрос, как они доставляли к месту плавки тонны руды?

Есть еще три момента, которые заставляют задуматься. Во-первых, при анализе бронзовых изделий на содержание мышьяка выяснилось, что часть бронзы – местная, а часть – явно не уральского происхождения. Во-вторых, для выплавки металла требуется огромное количество угля, то есть переработанной древесины. Палеоботаники же утверждают, что лес тогда в здешних степных краях гуще не был. И, в-третьих, когда в восстановленной археологами печи пытались выплавить металл, его оказалось так мало, что о промышленном производстве изделий и речи быть не могло.

Следующая особенность Аркаима – устройство самих поселений. Город окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом – вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, но добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая огибала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было никаких шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 метров, ширина рва – 7 метров, глубина – 3 метров. Диаметр города составлял 160 метров. Ров заполнялся водой только в весеннее половодье.

Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, были расположены жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходов между домами не было. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь. Весь комплекс состоял из 35 домов во внешнем круге и 25 домов – во внутреннем. Над каждым домом были установлены дымоходы.

Дом состоял из двух частей – хозяйственной и жилой. В хозяйственной части находился погреб, доменная печь и колодец. Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня.

Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.

Город строился по принципу ракушки, постепенно добавляя сектор за сектором. Оказывается, определить в каком направлении развивался город, можно изучая изделия из бронзы и керамики – чем совершеннее изделия, тем моложе городской район. Выяснилось, что первым возник юго-западный район, потом – восточный и северный. В “новостройках” находились самые совершенные металлургические печи, почти отсутствовали следы ремонта и модернизации. Во внутренних домах печи перестраивались по 2-3 раза.

Со временем внутренний ров, оставшийся с тех пор, когда не было второго кольца, стал мешать горожанам и его перекрыли бревенчатым настилом. Получилась своеобразная деревянная мостовая и ливневая канализация одновременно. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.

Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал и превращался в монолит, который даже сейчас бывает сложно разрушить ломом.

Чем занимались аркаимцы? Главным образом, скотоводством и металлургией. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Не были найдены мечи и копья, а только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, необходимые в хозяйстве, но не на войне. Летом они перемещались на колесницах. На чем ездили зимой, пока установить не удалось.

В общем, это были сугубо мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Они жили тихо, мирно и богато. Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала! И потому самой большой загадкой является дальнейшая судьба этой древней цивилизации.

В один прекрасный день 16-го века до нашей эры жители всех городов одновременно собрали нужные вещи, сожгли города и исчезли в неизвестном направлении!

Эта последняя загадка, пожалуй, наиболее сильно занимает умы исследователей Аркаима. Совершенно очевидно, что жители сожгли города сами – они сделали это организованно, поджигая их с разных сторон. Время на сборы было вполне достаточно, потому что взяли все необходимое, оставив только ненужные, сломанные или просто утерянные вещи. Такую картину можно наблюдать и в Аркаиме, и Синташте, и Устье… Что послужило причиной ухода – непонятно, ясно одно – паники не было.

Есть предположение, что разразилась экологическая катастрофа – лес вырубили, рудники истощились, скот вытоптал пастбища – и аркаимцы вынуждены были покинуть эти места. Может это так, но вот куда они ушли в поисках новых природных ресурсов, до конца непонятно. Есть похожие поселения в Азии, Турции, но похожи они только по форме, но не по содержанию. Так что главное в изучении Аркаима еще впереди. Возможно, кому-то удастся найти следы этой удивительной цивилизации, и снова права окажется библейская истина: “Ищите и обрящите”!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЕГО ЖИТЕЛИ
Цели и задачи: познакомить учащихся с организацией внутреннего
пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой
площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать
навык конструирования из бумаги, графический навык; учить выделять средства
художественной выразительности в произведениях живописи; развивать
композиционное мышление; воспитывать интерес к культуре и истории русского
народа.
О б о р у д о в а н и е: для учителя – методические таблицы, репродукции;
для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при
Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.».
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворение Н. П. Кончаловской «Где теперь
Москва­столица, жили раньше зверь да птица»; стихотворение М. Познанской.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь. Прочитайте ребус и узнайте тему урока.
О т в е т: город Москва.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь. «С мала ключика студена потекла река, невелика начиналась
матушка Москва», – пелось в старинной песне. Начиналась Москва с
Боровицкого холма. Когда­то здесь был густой сосновый бор.
При чтении стихотворений учитель демонстрирует изображения
поселения древних славян на берегах реки Москвы.
1 ­ й у ч е н и к.
Москва­река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

2 ­ й у ч е н и к.
3 ­ й у ч е н и к.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться.
За тыном – тын, за домом – дом.
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы,
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.
Н. П. Кончаловская
Читатель мой, бывал ли ты
На башне Университета?
Видал ли с этой высоты
Столицу нашу в час рассвета?
Когда за дымкой голубой,
А в летний зной – совсем лиловой
Москва­река перед тобой
Лежит серебряной подковой.
Все видно с высоты такой –
Бульвары, площади и парки,
Мосты повисли над рекой,
Раскинув кружевные арки.
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой,
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…
Давай займемся стариной!
Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда­то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц – перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…
4 ­ й у ч е н и к.
Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал
С девятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую, большую реку.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры.
Вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая,
В глубинах москворецких вод
Икру метала рыбья стая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу,
Купцам сбывали в города
И лен, и воск, и мед, и птицу.
Из года в год богатый сбыт
Мехам бобра, медвежьим шкурам.
Водой и сушей путь открыт
В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.
Все это были города
Руси лесистой и огромной.
Столицей Киев был тогда,
Была Москва деревней скромной.
5 ­ й у ч е н и к.
Учитель демонстрирует репродукцию картины А. М. Васнецова «Кремль
при Дмитрии Донском».
Учащиеся рассказывают о том, какое впечатление производит произведение
А. М. Васнецова, и называют средства художественной выразительности.
У ч и т е л ь. Москва представляла собой грозную крепость, возведенную из больших
белокаменных блоков. Они были плотно пригнаны друг к другу и скреплены прочным
известковым раствором.
Башни выступали за линию стен, так что можно было поражать врага под самыми стенами.
По специальным желобам защитники могли лить кипящую смолу, забрасывать врага большими
камнями. Бойницы предназначались для стрельбы из лука. На площадках некоторых башен и в
отверстиях больших круглых бойниц внутри башни впервые были установлены пушки,
стрелявшие круглыми каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие.
А. М. Васнецов на переднем плане картины изобразил две башни (круглую и
четырехугольную) и участок стены между ними. В башнях и стенах находятся бойницы,
расположенные в несколько рядов. Верхняя площадка башни ограждена большими зубцами,

которые скрывали воинов во время боя. От круглой башни к реке идет крепкий частокол из
толстых заостренных бревен: это ряд наружных дополнительных укреплений Кремля. Вдали
на заднем плане слева видны верхушки еще трех башен. Участок стены справа от круглой
башни – граница будущей Красной площади.
Художником запечатлено еще не завершенное строительство. На башнях – строительные
леса. На верхней площадке круглой башни один из работников при помощи ворота поднимает
наверх большие бревна. Они пойдут на покрытие башни.
А. М. Васнецов представил Кремль с юга, со стороны Москвы­реки. На первом плане –
много лодок под парусами. Это суда с товарами, приплывшими из разных концов Руси. На
берегу реки, у подножия кремлевской стены, шла оживленная торговля. Слева видны крытые
торговые ряды, там много людей, туда плывут суда с товарами. У стен Кремля вообще очень
многолюдно. Кроме купцов из других городов, в Москву стекаются окрестные крестьяне,
ремесленники, воины. Вскоре предстоят великие события – битва за освобождение от
ненавистного ига татаро­монгольских ханов.
Внутри Кремля, за стеной, расположены деревянные дома, срубленные из толстых бревен.
Это – терема, жилища князя, митрополита и ближних бояр. Внешне дом князя почти не
отличается от других жилых домов. Каменных жилых помещений в Москве XIV в. еще не
было. Из камня строились только оборонительные сооружения и церкви. Две из них показаны
на картине. Ближе к центру – главная церковь в Москве – Успенский собор. На заднем плане
справа – еще одна церковь. Оба собора построены в характерном для древнерусской
церковной архитектуры стиле: шлемообразные купола, строгие белые стены, отсутствие
внешних украшений. Все это подчеркивало простоту, силу и величие, отражало рост
народного самосознания накануне смертельной схватки с врагом.
На картине Васнецова Кремль производит впечатление сурового и воинственного.
По указу Ивана III была освобождена от строений площадь за кремлевской стеной и рвом
(теперь Красная площадь).
На ней возник московский торг – главный рынок города. Московские купцы и
ремесленники использовали каждый уголок площади. Даже на мосту через ров стояли лавки,
где продавались рукописные книги. Торговали и на плавучем мосту через Москву­реку. К
нему подходили корабли и прямо в лавки сгружали товары.
Учитель демонстрирует репродукцию картины А. М. Васнецова
«Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.».
Учащиеся по картине рассказывают о том, как выглядит кремль, как идет
торг, каков характер построек.
У ч и т е л ь. А сейчас мы отправимся в посад.
Посадом в глубокой древности называли поселения или слободы,
построенные вокруг Кремля. Посад обычно окружали стеной, валом или рвом. В
случае нападения врагов жители посада сжигали свои дома, чтобы было видно
продвижения неприятеля, а сами «отсиживались», как тогда говорили, в Кремле.
При Иване IV посад состоял из трех частей: Китай­города, Белого и Земляного
города. Здесь и были сосредоточены торговля и ремесло. Здесь же жили
торговцы и ремесленники: гончары, каменщики, ямщики, хамовники (ткачи),

мясники, повара. Память об этих поселениях­слободах сохранилась в названиях
улиц Кузнецкий Мост, Мясницкая, Тверская­Ямская, Поварская и др.
Характер жилых построек в посаде древнерусского города соответствует
сельскому деревянному дому с усадьбой.
Учащиеся повторяют движения за учителем.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Как только солнышко взойдет,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звонят куранты в ранний час,
На башне луч играет,
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.
М. Познанская
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и я:
1) индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;
2) коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города»
(объемное решение в пространстве) из индивидуально изготовленных на
предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.

Э т а п ы р а б о т ы:
а) вырезание из четырехгранной призмы силуэта крыльца. Для этого на одной
из граней намечается рисунок силуэта крыльца, затем призма сжимается и по
силуэту режутся сразу две грани. Работа ведется от общего к частному. После
смены мест сжатия призмы вырезается силуэт на оставшихся ее двух гранях;
б) вырезание из четырехгранной призмы меньшего размера верхней башенки
(для этого призма сжимается и по намеченному силуэту режется снаружи, затем
внутренняя вырезанная часть каждой грани складывается вовнутрь или
отрезается);
в) конструирование шатровой крыши в виде четырехгранной пирамиды с
разрезами у основания вдоль ребер (для этого ребра у основания немного
подрезаются, затем нижние грани пирамиды складываются наружу);
г) совмещение выполненных деталей в единую постройку.
Основная часть класса выполняет индивидуальные конструкции каменных
палат. Группа «главных художников» работает над композицией «Образ
древнерусского города», используя ранее изготовленные конструкции.
Лучшие работы учащихся по конструированию каменных палат включаются в
коллективное объемное изображение древнего города.
IV. Итог урока.
Анализ работы.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением княжеской
дружины.