Техногенные катастрофы 21 века список. Мексиканский залив – экологическая катастрофа XXI века. Самые страшные природные катаклизмы столетия

Каждый год в мире происходят десятки страшных техногенных катастроф, которые наносят существенный вред мировой экологии. Сегодня я предлагаю вам почитать о нескольких из них в продолжении поста.

Петробрайс - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающем в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3 180 тонн). Для сравнения, недавно около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.
Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.
Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

21 сентября 2001 года в французском Тулузе на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.
Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3 00, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попали 63 000 тонны мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млр долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.
Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти всё руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.
Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7.3 миллиарда рублей, включая ущерб экологии. На днях в Хакасии стартовал процесс по делу о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На крупном заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Красный шлам - это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.



22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.
Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

АЭС «Фукусима-1»

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.
Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

Разрушенная электростанция Mari на Кипре

26 апреля мир вспоминает одну из самых крупных техногенных катастроф 20-го века - взрыв на Чернобыльской АЭС. ФБА «Экономика сегодня» подготовило обзор самых известных катастроф последнего столетия.

Почему происходят катастрофы? Чаще всего это нелепое совпадение череды событий и пресловутый человеческий фактор.

Галифакс

6 декабря 1917 года. 3000 тонн взрывчатых веществ в трюме французского военного транспорта “Монблан», вошедшего в канадский порт Галифакс, стали причиной мощнейшей техногенной катастрофы начала 20-го века. Взрыв обнажил дно залива, а детали корабля разметало в радиусе 20 километров. Погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. Город был охвачен пожарами и засыпан обломками. На следующий день здесь ударили морозы, началась буря, а еще через день на Галифакс обрушился шторм. Причина аварии – человеческий фактор: капитан корабля, перевозившего опасный груз, допустил ошибку при маневрировании и столкнулся с другим судном.

«Маяк»

29 сентябрь 1957 года. Закрытый город Челябинск-40 (ныне Озерск). Сильнейший взрыв на предприятии «Маяк», занимавшемся производством оружейного плутония. Из-за выхода из строя системы охлаждения в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ (для сравнения: во время Чернобыльской аварии – 50 млн кюри). Облако радиоактивных веществ накрыло территорию площадью 23 000 км² с населением 270 000 человек в 217 населенных пунктах трех областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Причина – ошибки при эксплуатации хранилища отходов.

Бхопальский химзавод Union Carbide

3 декабря 1984 года. Авария на крупном химическом заводе, производившем средства для уничтожения насекомых-вредителей, в индийском городе Бхопал. За один час, в результате утечки смертоносного газа, отравились более 500 000 человек. Около 4000 человек погибли в день аварии, 8000 в течение двух недель. В округе пожелтела трава, опала листва с деревьев, массово умирали животные. Позднее скончались еще более 16000 местных жителей. Тысячи потеряли зрение. Авария получила название – химическая Хиросима. Последствия катастрофы ощущаются до сих пор. Точная причина аварии не установлена. Однако есть предположение, что тому послужило грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия.

Чернобыль

26 апреля 1986 год. Взрыв на четвертом реакторе. В атмосферу выброшено более ста тонн горящего урана. Эвакуированы более 135 тысяч человек из 30 километровой зоны вокруг станции. На ликвидации последствий аварии были заняты тысячи человек. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! Многие ликвидаторы умерли в течение нескольких дней. Радиоактивное облако накрыло не только многие районы СССР, но и распространилось над рядом европейских стран. Работы по ликвидации последствий этой аварии не завершены даже спустя 30 лет после трагедии. Причина аварии – человеческий фактор. Цена катастрофы - 200 млрд долларов.

Piper Alpha

6 июля 1988. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha. Жертвами аварии стали 167 человек персонала и 226 работников. Выжить в этом аду удалось лишь 59. Взрыв спровоцировала утечка газа, а непродуманные и нерешительные действия персонала лишь усугубили ситуацию. Трубопроводы платформы Piper Alpha были подключены к общей сети с другими платформами, которые продолжали работать и перекачивать нефть и газ. И очень долго эту работу не останавливали, что лишь подпитывало огонь. Цена аварии - 3,4 млрд долларов.

Химический комбинат AZF (Тулуза, Франция )

21 сентября 2001 года. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония, находившиеся на складе готовой продукции. Это повлекло гибель 30 человек, ранения 3,5 тысячи. Также были разрушены и повреждены тысячи жилых домов, более 300 образовательных учреждений. Без крыши над головой остались 40 тысяч человек. Причина – несоблюдение правил безопасности хранения взрывоопасного вещества. Цена – 3 млрд евро.

АЭС «Фукусима-1»

11 марта 2011 года. Сильнейшее землетрясение в Японии (подземные толчки достигали магнитуды в 9 баллов) спровоцировало огромную волну цунами, которая выплеснулась на северо-восточное побережье и повредила 4 из 6 реакторов атомной станции. Тогда была выведена из строя система охлаждения, произошло несколько взрывов. В воздух выброшены йод-131 и цезий-137. Их количество составило 20 % от выбросов после аварии на Чернобыльской АЭС. На ликвидацию аварии уйдет около 40 лет. Цена катастрофы - 74 млрд долларов.

Взрыв газового трубопровода под УФОЙ! 1989г.

Каждый год в мире происходят десятки страшных техногенных катастроф, которые наносят существенный вред мировой экологии.
2000 год

Петробрайс - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающем в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3 180 тонн). Для сравнения, недавно около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.
Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.
Компания «Петробрайс» выплатила 56 долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

21 сентября 2001 года в французском Тулузе на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.
Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3 00, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попали 63 000 тонны мазута.


Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млр долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.
Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.


2007

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти всё руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.
Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.


Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7.3 миллиарда рублей, включая ущерб экологии. На днях в Хакасии стартовал процесс по делу о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На крупном заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.


Красный шлам - это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.



22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.


Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.


Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.
Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

АЭС «Фукусима-1»


11 июля 2011

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.
Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

Разрушенная электростанция Mari на Кипре


2012 год

28 февраля 2012 года на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина (его используют в качестве ракетного топлива) на химзаводе компании «Хэбэй Кээр» в городе Шицзячжуан

18 апреля 2013 в американском городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв.
Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма про Терминатора.



2014 год – год катастроф мировой авиации


В 2014 году в мире произошёл ряд авиационных аварий и катастроф. По предварительным данным, с начала этого года по настоящее время по всему миру произошло примерно 30 авиакатастроф, в результате которого погибли более тысячи человек. Одни аварии и катастрофы случились из-за технических неполадок, ошибок экипажа и естественных причин, а другие произошли из-за умышленной диверсии, которую международное сообщество назвало «преступлением».
Место крушения малайзийского самолёта Боинг 777 на востоке Украины.
Фото: РИА Новости

В истории мировой авиации произошли страшные катастрофы. В 1972 году более 3300 человек погибли при крушении самолетов и вертолетов – самое большое количество жертв авиакатастроф. К настоящему моменту самой страшной катастрофой в истории гражданской авиации стало падение самолёта Боинг 747-200 японской авиакомпании Japan Airlines 12 августа 1985 года, которое унесло жизни 520 пассажиров и членов экипажа. Однако в 2014 году во многих странах мира произошла серия катастроф внутренних и международных рейсов, которые потрясли весь мир из-за их уровня страшности, а также экономического ущерба. Эти катастрофы снова поставили вопрос авиационной безопасности, а также безопасности в мире.
Самые ужасные дни для мировой авиации в 2014 году
8 марта 2014 года пропал с экрана радаров лайнер Боинг 777 авиакомпании Malaysia Airlines, который совершал рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин. Исчезновение этого пассажирского самолёта стало беспрецедентным в современной истории мировой авиации. Многие государства мира приложили совместные усилия и потратили сотни миллионов долларов США для поиска малайзийского лайнера, что стало самой дорогостоящей поисковой операцией в истории. Расследования причин исчезновения Боинга проводятся до сих пор, но информация об исчезнувшем самолёте и судьбе 227 пассажиров и 12 членов экипажа на борту остаётся тайной.
17 мая 2014 года разбился военный самолёт AN-74 TK300 военно-воздушных сил Лаоса. Самолёт с 19-ью высшими военными на борту потерпел крушение на пути в провинцию Сиенг Куанг. Делегация направлялась на празднование юбилея второй дивизии народной армии Лаоса. В результате крушения самолёта погибли четыре высокопоставленных военачальника. Июль 2014 года считается самым страшным месяцем для мировой авиации. 7 июля учебно-тренировочный вертолёт военно-воздушных сил Вьетнама потерпел крушение из-за технической неисправности, в результате чего погибли 18 военных. Спустя неделю после этого, при проведении учений на юге камбоджийской столицы Пномпеня потерпел крушение военный вертолёт, погибли пять человек и ещё один получил серьёзные ранения. 17 июля на юге Республики Корея разбился пожарный вертолёт, в результате чего погибли все пять человек, находившихся на борту. 23 июля тайванский пассажирский самолёт пытался приземлиться в аэропорту города Магун на архипелаге Пэнху. Из-за плохой погоды, пилоты попросили о второй попытке приземления, после чего воздушное судно потеряло связь с авиадиспетчерами. В результате катастрофы погибли 51 человек и 7 остальных получили ранения.

Преступление в воздушном пространстве
Однако самой страшной и шокирующей катастрофой стал тот факт, что малайзийский лайнер Боинг авиакомпании Malaysia Airlines, летевший рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в воздушном пространстве Украины. Катастрофа унесла жизни 298 человек. Прошло почти полгода, но расследование причин крушения самолёта идёт очень медленно, а мировая общественность возмущена тем, что пока ещё не известны те, кто сбил авиалайнер.
Кто сбил малайзийский самолёт? Почему сбили пассажирский самолёт? Почему авиалайнер пролетал над зоной конфликта? Какая информация содержалась в «чёрном ящике» рейса MH17? Пока ещё не найдены должные ответы на эти вопросы. Полномасштабное расследование причин крушения самолёта начало проводиться после катастрофы, но кажется, оно постепенно забывается. Вместо сотрудничества в поисках правды, к настоящему моменту мировая общественность видела только затяжную «словесную войну» между заинтересованными сторонами. Украинское правительство обвинило в крушении Боинга ополченцев на востоке страны, которые использовали зенитно-ракетный комплекс «Бук». Причём, местные силы самообороны опровергли обвинение со стороны киевских властей. Когда Россия возложила на правительство Украины ответственность за крушение малайзийского лайнера, США и Запад обвинили Россию в причастности к данной трагедии.
Трагедия могла бы не произойти, если бы в этом регионе поддерживался мир. Однако общественность сомневается в том, что в современную эпоху быстрого развития технологий расследование точных причин катастрофы не дало окончательного результата. Кто найдёт справедливость для 298 безвинных жертв трагедии? Катастрофа рейса MH17 стала ещё одним доказательством последствий войны между группами интересов, этническими группами, от которой страдают мирные жители. И человечество ещё раз настоятельно призывает к миру.

Из инета

За все время своего существования человек неоднократно оказывал негативное влияние на С развитием современных технологий, стали приобретать более масштабные формы. Ярким подтверждением этого служит Мексиканский залив. Катастрофа, случившаяся там весной 2010 года, нанесла непоправимый ущерб природе. В результате были загрязнены воды, что привело к смерти огромного числа и сокращению их популяции.

Причиной катастрофы стала авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, которая произошла из-за непрофессионализма рабочих и халатности владельцев нефтегазовой компании. Вследствие неправильных действий, произошел взрыв и пожар, повлекший за собой смерть 13 человек, находившихся на платформе и принимавших участие в ликвидации последствий аварии. В течение 35 часов пожар тушили пожарные суда, а вот полностью заблокировать нефть, выливающуюся в Мексиканский залив, удалось лишь через пять месяцев.

По данным некоторых экспертов, за 152 дня, в течение которых из скважины выливалась нефть, в воду попало около 5 млн. баррелей топлива. За это время было загрязнена площадь в 75 000 квадратных километров. Ликвидацией последствий аварии занимались американские военнослужащие и добровольцы со всего мира, съехавшиеся в Мексиканский залив. Нефть собиралась как вручную, так и специальными судами. Общими усилиями удалось достать из воды примерно 810 тысяч баррелей топлива.

Сложнее всего было остановить устанавливаемые заглушки не помогали. В скважины заливался цемент, закачивалась буровая жидкость, но полной герметизации удалось добиться лишь 19 сентября, тогда как авария произошла 20 апреля. Мексиканский залив за этот период превратился в наиболее загрязненное место на планете. Было обнаружено мертвыми около 6 тысяч птиц, 600 100 дельфинов, много других млекопитающих и рыб.

Колоссальный урон был нанесен коралловым рифам, которые не могут развиваться в загрязненной воде. Смертность дельфина афалина увеличилась почти в 50 раз, и это далеко не все последствия аварии на нефтяной платформе. также потерпел значительный урон, поскольку Мексиканский залив был на одну треть закрыт для ловли. Нефть дошла даже до вод прибрежных заповедников, которые были очень важны для и других животных.

Прошло уже три года с момента катастрофы, Мексиканский залив потихоньку оправляется после нанесенного ущерба. Американские океанологи внимательно следят за поведением морских обитателей, а также за кораллами. Последние начали размножаться и расти в обычном для них ритме, что свидетельствует об очищении воды. Но было зафиксировано и повышение температуры вод в этом месте, что может негативно сказаться на многих морских жителях.

Некоторые исследователи предполагали, что последствия катастрофы скажутся на течении Гольфстрим, которое влияет на климат. Действительно, последние зимы в Европе особенно морозные, а вода в самом течении снизилась на 10 градусов. Но доказать, что погодные аномалии связаны именно с нефтяной аварией, ученым пока не удалось.

Крупнейшие техногенные катастрофы XX-XXI веков .

Чрезвычайные ситуации, вызванные техногенными факторами, представляют собой огромную угрозу не только человеческому обществу, но и экологической обстановке в целом. Человек является частью мировой экосистемы, и любое ее негативное изменение приносит вред его здоровью и качеству жизни. Технические чрезвычайные ситуации наносят удар по всем жизненно необходимым природным средам: загрязнения воздушного пространства, воздействие на гидросферу, отравление и деградация поверхностного покрова Земли, разрушение биологических систем, а также уничтожение зданий, коммуникаций, путей сообщения и прочие масштабные бедствия.

Техногенная катастрофа опасна тем, что в процессе ее кульминации освобождаются неуправляемые силы, несущие колоссальные разрушения. Такие катаклизмы развиваются стремительно и носят экстремальную окраску. В результате техногенной чрезвычайной ситуации, как правило, бывает много человеческих жертв и разрушений. Последствия катаклизмов, порой, носят необратимый характер. Техногенные катастрофы принято классифицировать в зависимости от их разрушительных факторов. Выделяют чрезвычайные ситуации с:

Пожарами;

Взрывами;

Выбросом в окружающее пространство опасных ядовитых и токсических веществ;

Разрушениями недвижимых сооружений и конструкций;

Затоплениями;

Разрушением транспорта

Обрывом и уничтожением коммуникаций и сообщения.

В различных программах по гражданской обороне можно выделить более подробные классификации чрезвычайных ситуаций:

Транспортные катастрофы.К транспортным катастрофам следует отнести аварии на железнодорожном транспорте, в том числе товарных поездах, метро, а также обычных и скоростных поездах и электропоездах пригородного сообщения. Кроме того, это чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте, в том числе в тоннелях, на переездах и мостах, Включаются в эту группу морские и речные катастрофы с участием грузовых и пассажирских судов, любого водоизмещения, авиакатастрофы. В состав данной группы следует включить также аварии на трубопроводах. Транспортными считаются аварии, произошедшие на аэродромах, причалах. С участием средств транспорта.

Катастрофы, сопровождаемые взрывами, пожарами, а также их угрозой.К таковым относят взрывы и возгорания в недвижимых объектах бытового и промышленного назначения, а также аварии с участием оборудования и стационарных машин, обнаружение или утрата военных боеприпасов и оружия взрывного характера.

Химические аварии.Здесь имеются в виду любые аварии, связанные с выбросом химических реагентов, обладающих опасными свойствами, либо угроза такого выброса.

Радиоактивные катастрофы.К этой группе относят любые экстремальные ситуации на объектах ядерной энергетики, а также применение ядерного оружия, его испытание или обнаружение, в том числе угрозы таких аварий.

Чрезвычайные ситуации биологического характера.Имеются в виду катастрофы, связанные с выбросом и неконтролируемым распространением опасных биологических компонентов окружающей среды, а также угроза их выброса и распространения.

Разрушения объектов недвижимости.Разрушения единично стоящих сооружений бытового или промышленного назначения или массива зданий, а равно угроза такого катаклизма. К этой категории относят разрушения транспортных магистралей, мостов, тоннелей, иных сооружений транспортного сообщения, а также коммуникаций.

Катастрофы в электроэнергетике.В состав данной группы чрезвычайных ситуаций включены аварии на подстанциях, обрыв и разрушение линий передачи электрической энергии, в результате которых население длительное время лишено возможности получать ее.

Коммунальные аварии.Данный вид катастроф представлен разрывом коммуникаций, канализационными выбросами, а также утратой систем водоснабжения и разгерметизацией иных коммунальных систем и прочие.

Техногенные катастрофы с участием очистных сооружений.К таковым катастрофам относят выброс загрязненных стоков в окружающую среду, угроза такого выброса, а равно неисправность очистных сооружений, повлекшая систематический сброс зараженных или загрязненных объектов.

Аварии гидротехнического происхождения.Основными являются разрушения и прорывы дамб и плотин, вызвавшие затопления, подтопления, сопровождающиеся размывом плодородных поверхностных слоев почвы, а также разрушением построек и коммуникационных сетей. К данной группе относят и затопления без указанных последствий.

Список самых крупных и дорогих техногенных катастроф .

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Итак, вашему вниманию список самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия.

Взрыв на Чернобыльской АЭС. Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего

Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов. Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

Взрыв на глиноземном комбинате Ajkai Timfoldgyar Zrt компании MAL Zrt 4 октября 2010 года, который находится в Венгрии под городом Колонтар в 160 километрах к западу от Будапешта. Взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. После взрыва из резервуара вылилось примерно 1,1 миллиона кубометров токсичных веществ, которые затопили несколько близлежащих населенных пунктов. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.

Гибель буровой платформы Deepwater Horizon. 22 апреля 2010 года,в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.

Остановить утечку нефти удалось только к 4 августа. В воды Мексиканского залива вылилось около пяти миллионов баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. На момент аварии платформой управляла компания Вritish Petroleum.

Судно собирает нефть после взрыва на вышке «Deepwater Horizon» 28 апреля 2010 года. (Chris Graythen/Getty Images)

АЭС «Фукусима-1». 11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5,2 млн терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

Процесс измерения уровня радиации.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС .17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС считается одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики. Погибли 75 человек. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

Бхопальская катастрофа. Ранним утром 3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла авария на химическом заводе. Бхопальскую катастрофу назвали Хиросимой химической промышленности. Всего за час отравления получили свыше полумиллиона человек. Около 4000 человек погибли в день аварии, 8000 в течение двух недель.Это по официальной статистике, но по неофициальным оценкам в первые дни аварии погибли от восьми до десяти тысяч. Гибла и отравленная природа с деревьев опадала листва, трава пожелтела, и повсюду лежали трупы животных. За последующие несколько лет умерли еще почти 16 000 человек. Десятки тысяч ослепли. И сегодня, двадцать девять лет спустя, тысячи людей страдают от последствий крупнейшей в мире техногенной катастрофы.

Причина страшной катастрофы в Бхопале до сих пор официально не установлена. Среди версий преобладают грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия. Доподлинно известно, что в роковую ночь со 2 на 3 декабря на химическом заводе Union Carbide, специализировавшемся на производстве средств для уничтожения насекомых-вредителей, произошла утечка смертельного газа. Ядовитое облако прошлось по соседним территориям, спящие жители просыпались от чувства нестерпимого жжения в горле и глазах.

Серия взрывов на шахте в Кемеровской области. 19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти все руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Взрыв в Тулузе (Франция) на химическом комбинате AZF -21 сентября 2001года,последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония, которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, вина за катастрофу была возложена на руководство комбината, не обеспечившее безопасное хранение взрывоопасного вещества.

В результате ЧП погибли 30 человек, общее число раненых превысило 3,5 тысячи, были разрушены или получили серьезные повреждения тысячи жилых домов и многие учреждения, в том числе 79 школ, 11 лицеев, 26 колледжей, два университета, 184 детских сада, 27 тысяч квартир, без крова остались 40 тысяч человек, фактически прекратили деятельность 134 предприятия. В органы власти и страховые компании поступило 100 тысяч требований по возмещению убытков. Общая сумма ущерба составила три миллиарда евро.

Катастрофа на нефтеперерабатывающем заводе "Петробрас" -В июле 2000 года,в Бразилии в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти. Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.Компания "Петробрас" выплатила 56 миллионов долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

Взрыв на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре 11 июля 2011 года, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск". Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

Гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

Использованные источники информации: lifeglobe.net, ria.ru, planeta.moy.su, www.bbc.co.uk,www.katastrofa-online.ru .

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕФТЯНАЯ АКАДЕМИЯ

Химико-технологический факультет

Кафедра «Охрана труда»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

На тему: Крупнейшие техногенные катастрофы XX-XXI веков.

Студент: Кязымлы Айдан Мехман к.

Группа: 360.1

Руководитель: доц. Исаев А.

Зав. кафедры: проф. Расулов С.Р.