Для чего и как мы дышим 4. Презентация к уроку по ЗОЖ (4 класс) на тему: Для чего и как мы дышим. Как устроены лёгкие

Памятка «Для чего и как мы спим?»

Что ты делаешь, когда в твоём фотоаппарате садится батарейка? Ты её выбрасываешь. Но если твой фотоаппарат работает от аккумулятора, ты его постоянно заряжаешь. В нём накапливается энергия, и фотоаппарат снова готов к работе. Представь себе, что наш организм – тоже своеобразный аккумулятор. Про человека, который много работает, всё успевает, не жалуется на усталость, говорят, что он очень энергичный. Значит мы тоже «работаем» благодаря энергии. Когда мы бодрствуем, энергия расходуется на движение, речь, эмоции, переваривание пищи и выведение шлаков. Все наши органы трудятся. Но к концу дня энергия ослабевает, её количество уменьшается, и мы чувствуем себя уставшими, слабыми, сонными. Значит, наш аккумулятор сел. Тогда мы ложимся спать. Во время сна мы заряжаемся энергией. Как это происходит?

Состояние сна относится к нервной деятельности человека. Когда человек спит, он не общается с внешним миром. А значит, его нервная система не получает никаких сигналов и находится в покое. Замедляется работа мозга и всех внутренних органов. Кровь медленнее течёт по нашим сосудам, мышцы расслаблены, «спят» органы пищеварения. Наш организм потребляет во время сна намного меньше энергии, чем днём. Она накапливается, и утром мы встаем бодрыми и полными сил. Мы «подзарядились».

Ну а если ты долго перед сном играешь в компьютерные игры, твоя нервная система наберёт много сильных впечатлений и не сможет расслабиться во время сна. Она будет продолжать «переваривать» увиденное тобой, и ты всю ночь будешь смотреть страшные сны. Конечно, утром ты будешь чувствовать себя разбитым и вялым.

Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов.

Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном. Сон при свежем воздухе полезен для здоровья.

Перед сном не стоит сильно наедаться, смотреть по телевизору «ужастики» и засиживаться перед компьютером.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Памятка Как выучить стихотворение Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню 1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. 2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные...

  2. МОУ СОШ №1 г. Альметьевска Исследовательская работа. На тему:От каких величин зависит(действие силы). Давление в твердых телах. § От чего зависит результаты действия силы? Научный...

  3. Памятка для родителей «Слушаем музыку дома» Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.1. Ставьте...

  4. Правила поведения во время каникул 1. Соблюдай правила ПДД 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами 3. Соблюдай правила поведения в общественных местах...

  5. Охрана животных. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 532 просмотров
    • - 11 041 просмотров
    • - 10 510 просмотров
    • - 9 592 просмотров
    • - 8 602 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Урок 6. Для чего и как мы дышим

Цели:

Сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.

Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Назови основные отличия живых организмов от неживых тел.

Живые организмы отличаются от неживых тел способностью к обмену веществ (питание, дыхание, выделение), способностью реагировать на внешнюю среду, расти и размножаться.

Вопрос 2. Какое значение имеет кислород в жизни организма?

Кислород нужен организму для жизнедеятельности его клеток: он использует кислород для дыхания.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.

В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.

Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость .

Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: "Когда я ем, я глух и нем"

Из гортани воздух попадает в трахею . Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи , затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.

А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.

А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.

Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.

Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.

Смотрим фильм…

Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.11

Задание посвящено заболеваниям дыхательных путей. Учащийся должен соединить названия болезней с органами, которые они поражают. Большинство болезней получили своё название оп органу, в котором они локализуются.

Задание 2. Рабочая тетрадь стр.11

Задание 3. Рабочая тетрадь стр.12

Задание 4. Рабочая тетрадь стр.12

"У пылесоса внутри шланга вставлены металлические кольца. Они делают шланг прочным и не дают ему сжиматься, когда воздух всасывается. Объясни, почему внутри стенок трахеи расположены прочные хрящевые кольца."

Это задание объясняет наличие в стенках трахеи хрящевых колец: они придают стенкам трахеи прочность. Расширение объема грудной клетки и вслед за тем лёгких приводит к отрицательному давлению в дыхательном тракте, что и обеспечивает всасывание воздуха. Однако если бы стенки трахеи были мягкими, то они могли бы просто сплющиться за счет этого отрицательного давления. По той же причине инженеры вставили металлические кольца в шланг, чтобы не дать ему сжаться, когда воздух всасывается. "Чтобы при вдыхании воздуха стенки трахеи не сжимались, они укреплены хрящевыми кольцами" .

Задание 5. Рабочая тетрадь стр.12

Задание 6. Рабочая тетрадь стр.12

"Посчитай, сколько вдохов ты делаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов в минуту после этого. Сравни результаты и сделай вывод. Объясни, почему изменилась частота дыхания".

Задание основано на проведении опыта, в результате которого учащиеся удостоверятся в том, что частота дыхания возрастает по мере увеличения физической нагрузки. "При физической нагрузке клеткам требуется больше кислорода, поэтому частота вдохов возрастает".

ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

ДЛЯ ЧЕГО И КАК МЫ ДЫШИМ
Цель: сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях
органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации «Строение дыхательной системы».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
Без пищи и без воды человек может жить несколько дней, а без воздуха никто
не может жить даже 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания
человек не может жить?
Гипотезы: Без кислорода погибают клетки; клетки используют кислород для
дыхания, то есть разрушения органических веществ и получения из них энергии.
Актуализация.
Учитель. Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел.
Дети. Живые организмы отличаются от неживых тел способностью к обмену
веществ, способностью реагировать на внешние раздражители, ростом и
размножением.
Учитель. Какое значение имеет кислород в жизни организма?
Дети. Кислород нужен организму для жизнедеятельности его клеток,
которые используют кислород для дыхания.
Работа с учебником.
Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 28 и объясняют, в чем
ошиблась Лена.
Дети. Воздух, который мы выдыхаем, содержит меньше кислорода и больше
углекислого газа, чем воздух вокруг нас.
Ученики определяют тему урока.
Дети. На уроке мы будем знакомиться с очень важной для жизни человека
системой органов – дыхательной.
III. Совместное открытие знаний.

Учитель. В чем заключается роль органов дыхания?
Дети. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но
и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.
Работа по рисунку на с. 28.
Учащиеся рассматривают рисунок и перечисляют этапы пути кислорода,
проникающего в наш организм.
Работа с текстом (с. 28–29).
Дети читают текст и называют путь кислорода, поступающего в
организм.
Дети. Воздух через ноздри попадает в носовую полость, затем в гортань, из
гортани воздух попадает в трахею, трахея разветвляется на две трубки – бронхи,
они ведут в легкие.
После работы с текстом учащиеся дают разумный совет.
Разумный совет. Не смейся, не говори, когда во рту еда.
Учитель. Какие органы дыхания и пищеварения участвуют в формировании
звуков?
Дети. Голосовые связки, носовая полость, язык, зубы и губы.
Учитель. Где происходит обмен газов?
Дети. В легких.
Вопрос: Как же мы дышим?
Учитель вместе с учениками проделывает опыт, показывает работу
диафрагмы на модели.
С помощью этого опыта мы можем увидеть изменения объема пузыря
(«легкое»).
Учитель. Какие признаки появляются при простуде?
Дети. Чихание, кашель.
Учитель. Какова роль чихания и кашля?
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на с. 31.
Дети. При чихании прочищается носовая полость, при кашле – трахея,
бронхи и легкие.
После прочтения текста на с. 31 дети самостоятельно дают разумные
советы, как можно избежать заболевания.
«Заболел – сиди дома», «Сними мокрую одежду», «Не стой на сквозняке»,
«Одевайся по погоде».

IV. Самостоятельное применение знаний.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Задание 1 посвящено болезням дыхательных путей и их локализации.
Дети соединяют стрелочками насморк с носовой полостью, трахеит – с
трахеей, воспаление легких – с легкими, ангину – с глоткой и гортанью,
бронхит – с бронхами.
Задание 2 позволяет убедиться в том, что частота дыхания
увеличивается по мере увеличения физической нагрузки.
V. Подведение итогов.
Учитель. В чем важность системы органов дыхания?
Дети. Важность определяется необходимостью ежеминутно доставлять
кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.
Домашнее задание. Тема 6, вопросы (на выбор).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Для чего и как мы дышим

Функции легких. Основная функция легких - газообмен (обогащение крови кислородом и выделение из нее углекислоты). Поступление в легкие насыщенного кислородом воздуха и выведение выдыхаемого, насыщенного углекислотой воздуха наружу обеспечиваются активными дыхательными движениями грудной стенки и диафрагмы и сократительной способностью самого легкого в сочетании с деятельностью дыхательных путей.

Макро-микроскопическое строение легкого. Сегменты легких состоят из вторичных долек занимающих периферию сегмента слоем толщиной до 4 см.

Интересный факт Правое легкое большего объема, чем левое (приблизительно на 10%), в то же время оно несколько короче и шире, во-первых, благодаря тому, что правый купол диафрагмы стоит выше левого (влияние объемистой правой доли печени), и, во-вторых, сердце располагается больше влево, чем вправо, уменьшая тем самым ширину левого легкого.

Как поступает воздух в лёгкие Человек не может без кислорода.При вдохе, когда грудная клетка расширя­ется, воздух «засасывается» в легкие. Сначала вдыхаемый воздух поступает в но­совую полость, где согревается, увлажняется и очищается от пыли; поэтому очень важно ды­шать носом, а не ртом. Затем воздух пере­ходит в носоглотку и гортань.

Органы дыхания важная часть организма

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Что и как мы носим за спиной"

На классном часе рассматриваются вопросы: что предпочтительнее -портфель или ранец, как правильно выбрать ранец, как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка....

Рекомендации для родителей и как помочь своему ребёнку в изучении английского языка.

Дыхание - единственный способ получить необходимый для организма кислород, без которого нам никак не обойтись. Ведь если попробовать задержать дыхание, долго не дышать никак не получится. А всё потому, что организм будет настойчиво "требовать" очередную порцию кислорода.

Зачем нам кислород? Всё просто и сложно одновременно. Без кислорода невозможен обмен веществ. Наш головной мозг не сможет работать без постоянной кислородной подпитка, так как и все прочие внутренние органы.

Именно кислород участвует в расщеплению питательных веществ, способствует выделению энергии и снабжению каждой клетки организма. Дыхание еще называют газообменом, так как в организм попадает воздух, из которого забирается кислород, после этого остается углекислый газ, который необходимо вывести из организма.

Как мы дышим

Если задуматься, как мы дышим , обнаружится довольно своеобразный парадокс: дыхание - единственная функция нашего организма, которая подчиняется не только бессознательному управлению, но и может быть проконтролирована нами сознательно. В качестве примера сознательного управления дыханием могут служить различные дыхательные техники, практикуемые в йоге, например. Чтобы понять, какие органы задействованы придыхании, рассмотрим устройство дыхательной системы.

Через ноздри воздух попадает в полость носа, здесь он нагревается и очищается от пыли и мелких частиц, взвешенных в воздухе. Очищенный и нагретый в носовой полости воздух попадает в гортань. Она представляет собой полость, по обеим сторонам которой находятся голосовые связки. Трахея берет начало у нижней части полости гортани и представляет собой трубку, состоящую из хряща и мягкой ткани. В нижней части трахея разделяется на две трубки - бронхи.

Дальше - лёгкие. Они располагаются в грудной полости по обе стороны от сердца. Легкие и сердце защищены грудной клеткой (рёбрами и грудиной). Под лёгкими располагается диафрагма - куполообразная мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Чтобы мы могли вдыхать, необходимо увеличить объем грудной клетки, для этого существуют так называемые дыхательные мышцы, расположенные между рёбрами.

Диафрагма опускается вниз, межреберные мышцы раздвигают ребра и воздух начинает поступать в дыхательную систему. При выдохе диафрагма поднимается вверх, ребра возвращаются в исходное положение и прижимают легкие, соответственно, воздух выталкивается.

По форме легкие напоминают конус, основание которого направлено вниз. Каждое легкое покрыто специальным "мешком" - плеврой. Она состоит из двух слоев, между которыми содержится небольшое количество жидкости. Внешний слой плевры прилегает к поверхности грудной клетки и диафрагме, а внутренний слой непосредственно к легким. Плевра защищает легкие и помогает дыхательным движениям.

Как устроены лёгкие

Бронхи являются основой лёгких. Они разветвляются подобно дереву и составляют своеобразный "скелет" для мягких тканей легкого. Из-за своей формы и внешнего вида ответвления бронхов ещё называют "бронхиальным деревом".

Правое и левое легкое несколько отличаются по строению. Принято делить каждое легкое на доли. Правое состоит из трех долей, а левое из двух. Доли, в свою очередь, делятся на более мелкие дольки. Каждая из них не больше 25 миллиметров в длину и 15 миллиметров в ширину, по форме они напоминают пирамиду. В вершину пирамиды входит бронх, а внутри он делится на 18-20 бронхиол.

Стенки бронхиол состоят из маленьких мешочков – альвеол. Состоят они из соединительной ткани и волокон, способных растягиваться и сжиматься. В каждом легком взрослого человека насчитывается до 400 миллионов альвеол. Вдыхаемый воздух, пройдя воздухоносные пути, бронхи и бронхиолы, попадает в альвеолы. Там кислород попадает в кровь капилляров через стенки альвеол. Таким же образом углекислый газ возвращается в легкие и выводится из них при выдохе.

Если "раскатать" лёгкие, которые размером всего лишь с человеческую ладонь, они займут площадь ковра для борьбы дзюдо - примерно 200 кв.м., а объём лёгких - 5 литров. Вот только используется он далеко не полностью. Для дыхания нам достаточно 0,5 литра, 1,5 литра - это остаточный объем воздуха, а 3 литра образуют резервный объем воздуха.

В разном возрасты мы дышим по-разному: чем старше мы становимся, тем реже мы дышим. Подсчитано, что новорожденный вдыхает-выдыхает 35 раз в минуту, ребенок - 25 раз, подросток - 20 раз, а взрослому достаточно вдохнуть-выдохнуть 15 раз в минуту. Путём несложных арифметических расчётов мы получим средний дыхательный цикл на протяжении нашей жизни - 18 раз в минуту.

Мы делаем 1000 вдохов в час, 26 000 - за сутки, 9 миллионов - за один год. Мужчины и женщины делают неодинаковое количество вдохов-выдохов: мужчина - 670 миллионов, а женщина - 746 миллионов. Объем воздуха, который жизненно необходим за одну минуту - 8,5 литров, 500 литров в час, 12 000 литров в сутки, 4 миллиона литров в год. В течение жизни мужчина вдыхает 317 миллионов литров воздуха, а женщина - 352 миллиона литров.

За своими лёгкими, так же как и за всем организмом, нужно следить. Так что даже "лёгкий" кашель нельзя пускать на самотёк: последствия могут быть непредсказуемыми. Есть сомнения в благополучии дыхательной системы - сходите к врачу и регулярно делайте флюорографию, это поможет предупредить некоторые заболевания.