Дерматоглифика отпечатки пальцев расшифровка. Дерматоглифика: о чем рассказывают отпечатки пальцев. Что означают холмы

Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье. Берндт Даниельсен, ее отец, был капитаном норвежского флота и очень религиозным человеком. Мать, Клотильда Ронзелен, датчанка, напротив, отличалась свободомыслием, что, без сомнения, унаследовала ее дочь. В юности Карен иногда сопровождала отца в его путешествиях.

Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 г. вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом ив 1913 г. окончила его лучшей студенткой в группе.

В том же 1913 г. Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда. Фрейда, хотя и смотрела на них критически.

Основные положения социокультурной теории личности Хорни
Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Базальная тревога. К. Хорни исходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека.

Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).

Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.

Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Невротические потребности - это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
- услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
- отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
- агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Заключительные комментарии

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния вза имодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формиро вания личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура ха рактера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

254 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток . Изучение клинических случаев и на блюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталки вающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополага ющим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она

дискутировала с Фрейдом, -это решающая роль физической анатомии в обус ловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни

полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявле ния о том, что женщинами движет ≪зависть к пенису≫, являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более ши рокой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных

влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным

неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным

открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карен Хорни (Karen Homey), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, не подалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко веру ющим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе

своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучали сомнения в сво их достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности.



Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

Позднее она призналась: ≪Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной≫ .

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой жен Карен Хорни: социокультурная теория личности 255

Карен Хорни (18854952).

щиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила

Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни

получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В тече ние следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитиче ском институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов де прессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке

самоубийства .

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее

личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа все это при вело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с

мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она рабо тала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподава нием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные

Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психо аналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала

лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхож дение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквали фицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого

она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого

института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три

основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда

относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая

256 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхож дениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания

в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учены ми, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла

ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние

на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюде ния над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали

поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением

влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межлич ностных отношений.

Развитие личности Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор мирования структуры и функционирования личности у взрослого .

Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по

вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений

Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше го развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии

личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Ногпеу, 1939]. Удовлетворение

охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни

придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического

выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В дан ном случае основополагающий мотив -быть любимым, желанным и защищен ным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении

этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем

самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероят нее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родите лей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно

патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей мо гут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сума сбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так же оказание явного предпочтения его братьям и сестрам [Ногпеу, 1945]. Однако

основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей явля ется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребе нок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время

испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт

приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате

поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направля ется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психо Карен Хорни: социокультурная теория личности 257

логической защиты, цель которой -подавление враждебных чувств по отноше нию к родителям, чтобы выжить [Ногпеу, 1950, р 18].

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной

возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они про являются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базаль ная тревога, ≪ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциаль но опасного мира≫ [Ногпеу, 1950, р. 18] Базальная тревога -это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности -является одной из осново полагающих концепций Хорни

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым ком понентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В об щем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощуще ние безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге Соответственно, этио логию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях меж ду ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и Согласно Хорпи, базальная тревога

развивается на основе чувства

одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном

окружении.

(Е. Budd Giay Jeioboam)

258 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться

нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце

концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждо го. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к фор мированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получив ших название невротических потребностей, или невротических тенденций

Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стиля ми поведения.

Таблица 5-3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

1. В любви и одобрении

2. В руководящем партнере

3. В четких ограничениях

4, Во власти

5. В эксплуатировании других

6. В общественном признании

7. В восхищении собой

8. В честолюбии

9. В самодостаточности и не зависимости 10. В безупречности и неопро вержимости Проявления в поведении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со сто роны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к крити ке, отверганию или недружелюбию

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться

в одиночестве; переоценка любви -убежденность в том, что любовь

может решить все

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное

значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребователь ность, довольствование малым и подчинение другим

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное

отношение к слабости Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть ≪тупым≫ в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их Желание быть объектом восхищения со стороны других; представле ние о себе формируется в зависимости от общественного статуса

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостат ков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны

окружающих

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия;

страх неудачи

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отноше ниях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Карен Хорни: социокультурная теория личности 259

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, ис пользует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возмож ных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если

этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потреб ность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает

потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни

поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потреб ность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. ≪Если он

нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви≫ [Ногпеу, 1942, р. 39]. Короче говоря, потребность определен но имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить

ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге ≪Наши внутренние конфликты≫ (1945) Хорни разделила список

из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий пред ставляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью дос тижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие

заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жиз ни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешитель ность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому

типу, руководит иррациональное убеждение: ≪Если я уступлю, меня не тронут≫ [Ногпеу, 1937, р. 97].

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защища ли и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажет ся, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим

поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стра тегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуу мов, которые придерживаются защитной установки: ≪Мне все равно≫. Такие

люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибоч ным убеждением: ≪Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке≫ [Ногпеу, 1937, р. 99].

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя

увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они

утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным

наслаждениям -они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии

характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

260 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис ходя из иллюзорного убеждения: ≪У меня есть власть, никто меня не тронет≫

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь -это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он

рассматривает с позиции: ≪Что я буду от этого иметь?≫, независимо от того, о чем

идет речь -деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враж дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге

всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на

повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных

стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци альными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие

стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас.

Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии

конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых

этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у

больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только

одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из

этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением

Фрейда в отношении женщин [Ногпеу, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение

Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность муж чин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к

заключению, что психоанализ был создан ≪мужским гением, и почти все, кто раз вивал идеи психоанализа, были мужчинами≫ [Ногпеу, 1926/1967, р. 54]. Надо

отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала

большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного на правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, Карен Хорни: социокультурная теория личности 261

чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон тексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно ценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически

сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не

признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они

признавали мужское ≪превосходство≫. Социальные системы, с их мужским доми нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала ≪переоценку≫ жен щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги ям. ≪В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску линными -такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо да, право выбирать партнера≫ [Ногпеу, 1939, р. 108].

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают

многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст

между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной

ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967].

Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо

согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением .

Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные

исследователи.

Заключительные комментарии

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяс нение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся опи санием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно

к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу

применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется

также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, не смотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она

много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким обра зом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

262 а Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности РЕЗЮМЕ

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоана литическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эрик сон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как

объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксо на эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение

социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для

теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное

развертывание жизненных стадий -результат взаимодействия биологического со зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или

решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло гических конфликтов: 1) базальное доверие -базальное недоверие; 2) автоно мия -стыд и сомнение; 3) инициативность -вина; 4) трудолюбие -неполно ценность; 5) эго-идентичность -ролевое смешение; 6) интимность -изоляция;

7) продуктивность -инертность, застой; 8) эго-интеграция -отчаяние. Инди видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека.

В его психосоциальной теории нашли выражение:

Сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преоб ладание влияния социальных факторов) и изменяемости;

ш умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости.

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория

Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований.

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания

поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения под ростков -проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребле ние алкоголя и наркотиков -объяснялись как частичное отражение кризиса

идентичности.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уде ляя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого

предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчуж денность стали определяющими признаками жизни современного человека. Опре деленной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществля Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни ш 263

благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключитель но человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стрем лениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность

в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность

в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием

способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого соци альными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы

характера -рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель раз вития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия опре деляет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим факто ром в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потреб ности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует

удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной

враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная трево га -ощущение беспомощности во враждебном мире -является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с

целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными

базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на раз личные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни

объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация ≪от людей≫, ≪против людей≫ и ≪к людям≫. У невротиче ской личности обычно преобладает одна из них.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису;

она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к

женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также

считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие

своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.

Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому

доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности жен щины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитиче ский подход Фрейда к личности?

2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте

является эго-идентичность-ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то

степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на

другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любов ные отношения)?

264 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности 3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности -это борьба на протяжении

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.

Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это явилось отправной точкой в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией.

Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше­го развития личности. Согласно ее убеждениям решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей для обеспечения физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности.

Основным результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности.

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из осново­полагающих концепций Хорни.

Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги -- физиологическую и психологическую. Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение, им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности -- Ид и Супер-Эго.

А с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение, о нем окружающих. Т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я.

Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и не насыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.

Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей, так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису", являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Биографический очерк

Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: "Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной" (Rubins, 1978, р. 14).

<Карен Хорни (1885–1952).>

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента - политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978).

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью - Йорк, где читала лекции в Нью - Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во - первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во - вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью - Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В - третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945). Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности . В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира" (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

<Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.>

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей , или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в табл. 5–3 вместе с соответствующими стилями поведения.

Таблица 5–3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни