«Определение поэзии», анализ стихотворения Бориса Пастернака. Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Определение поэзии

Б.Л.Пастернак. Определение поэзии.

языка и литературы 1-ой квалификационной ка-

тегории МКОУ «Кременская СОШ» Клетского

района Волгоградской области.

Б.Л. Пастернак «Определение поэзии»

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Иногда в медитации есть лакуна в обычной совести, внезапная и полная открытость. Это происходит только тогда, когда вы перестаете думать о медитации, медитации и медитации. Это проблеск реальности, внезапная вспышка, которая редко встречается сначала, но постепенно постепенно. Это может быть не разрушительный и взрывной опыт, а только момент большой простоты.

С одной стороны, можно сказать, что процесс медитации включает в себя обучение и, следовательно, развитие серии здоровых психических качеств, но с другой точки зрения можно сказать, что медитация состоит в том, чтобы вновь открыть и обитать в этом что мы уже, в чем мы наиболее достоверны. Поэтому в отношении медитативного процесса есть две точки зрения, две точки зрения, как действительные, так и полезные, два подхода, которые не исключены, а скорее, в их взаимодополняющей форме, усиливают друг друга.

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

В предыдущей главе мы описали подход, который медитация рассматривает как культивирование здоровых психических качеств, теперь мы попытаемся рассматривать взаимодополняющий подход. Следующая цитата из тибетской традиции хорошо описывает эту смену перспективы.

Медитация не предназначена для. «Медитация не означает» означает, что это не метод, а не делать. Мы не участвуем в какой-либо деятельности, мы не хотим ничего навязывать, питать что-либо, ничего не добавлять. Мы ничего не делаем: мы просто. Мы можем сравнить его с соком под названием «только сок», чтобы указать, что ничего не было добавлено, и ничего не было отнято. Так и наша практика: только бытие. Мы просто держим себя в состоянии внимания и голого наблюдения. «Жить - значит» означает, что практика состоит в том, чтобы жить в Бытии.

Ан вселенная – место глухое.

Поэзия часто говорит о себе самой устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе это представлено величайшими именами, такими как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова. Свое оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Б.Л. Пастернак, который вступал в поэзию в составе футуристической группы «Центрифуга», но испытал к тому, же и сильнейшее воздействие А. Блока и А. Белого. Таким образом, мнение это явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:

Мы акклиматизируем то, что мы есть на самом деле. Хотя это обычно используется, слово медитация не совсем уместно и в некотором смысле вводит в заблуждение: оно не соответствует глубокому смыслу санскритских терминов Бхавана и Дхьяна или тибетского термина Гом. На самом деле, например, словарь Заничелли содержит следующие значения слова медитации: «рассмотрите для длительного и тщательного рассмотрения», «подготовьте или подумайте с умом», «сконцентрируйте мышление или размышление», остановитесь на рассмотрении тщательно.

Интересно отметить, что медицинские слова и медицина также вытекают из медиумов, и поэтому в термине «медитация» возможно снова найти смысл «заботы» о себе. Храм был пространством неба, что пожелания окружали его литоны, чтобы наблюдать за полетом птиц внутри себя и, таким образом, совершать предсказания. Этот дискурс на двух терминах медитации и созерцания - это не ленивая и искусственная диссертация, но она также соответствует нашей древней созерцательной традиции различным видам практики и ментальным состояниям.

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Это мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихотворений поэта стала устойчивым образом поэзии во всем его творчестве, своеобразным ее определением.

Позже, в стихотворении, которое так и называется «Определение поэзии» (оно входит в цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя – жизнь», изданной в 1922 году), автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства (поэзии), чем перечисление явлений окружающего мира:

Посмотрим, как описывает их Уиллигис Йегер. Созерцательная молитва: древнехристианская традиция. Понятие - это слово, которое использовалось в средние века для молитвы без конкретного объекта. Это была высшая форма молитвы и цель всех учений. Были различные формы молитвы: оратио, медитация и созерцание. Тереза ​​д'Авила дала нам еще более точную классификацию: устная молитва, умственная молитва, медитация и молитва памяти. После этих форм Тереза ​​говорит нам, что начинается настоящая созерцательная молитва: молитва молчания и созерцания.

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье льдинок,

Это – ночь, леденящая лист

Это двух соловьев поединок.

Поэзия, по Пастернаку, имеет своим истоком саму жизнь во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо, поэзия является и творчеством, и чудотворчеством. Поэзия творит «образ мира в слове явленный».

Четыре формы молитвы Терезы затрагивают интеллектуальные и сенсорные способности людей. То есть они связаны с чувствами, чувствами и разумом. Эти формы молитвы касаются содержания сознания, то есть посредством образов, слов, метафор или природы, стимулируются силы души. Мистики называют эту медитацию. Созерцание, с другой стороны, возможно только тогда, когда разум, память и достигнут тишины. В созерцании все психические силы действуют пассивно. Когнитивный контент не принимается; религиозные образы, видения, внутренний диалог и благочестивые мысли.

Стихотворение «Определение поэзии» относится к философской лирике, так как посвящено осмыслению такого понятия, как творчество.

Тема стихотворения вынесена в заглавие – «Определение поэзии. В нем автор называет предмет, о котором пойдет речь. Однако разговор получается не прямым, а окольным – он ведется ассоциативно, около предмета. И поэтому заглавие здесь обязательное, так как несет разъяснительную функцию.

Созерцание - это чистое наблюдение. Что-то происходит с молитвой. Это возрождение нашей истинной божественной сущности. В учении Дзог-чена важное значение имеет различие между «медитацией» и «созерцанием». Мысль может возникнуть, и она возникает даже во время созерцания, но она не обусловлена ​​ею, потому что она освобождает себя, если она оставлена ​​как есть. В созерцании ум не прилагает никаких усилий, и делать или делать нечего. Все, что существует, так оно и есть, самосовершенствование. С другой стороны, Дзог Чен намеревается «медитировать» многие практики, которые включают в себя работу ума, цель которой - позволить человеку войти в состояние созерцания.

В этом стихотворении бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, одно из определений без ущерба может быть заменено другим, а подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью. Действительно, на первый взгляд, странный ряд: «свист, щелканье льдинок, ночь леденящая лист, поединок соловьев, горох, слезы вселенной, Фигаро».

Такая практика может включать различные способы сосредоточения взгляда на достижение спокойного состояния, различные методы отображения и т.д. итак, в так называемой медитации вы должны сделать некоторую работу со своим умом, в то время как в созерцании нет. Намкхай Норбу - Кристалл и путь света.

Здесь это не особое место, где бы мы ни находились: это означает, что нет нигде, определенного места, за пределами, которое есть рай или чистая земля, куда мы хотели бы пойти или быть. Теперь, сейчас, настоящий момент не является конкретным временем, в любое время он всегда присутствует: прошлое - это память, в которой мы живем в настоящем, будущее - это планирование или фантазия, которую мы испытываем в настоящем. Когда вы спокойно останавливаетесь здесь, и теперь вы не беспокоитесь о завтрашнем дне, вы не мотивированы стремлением к выигрышу, вы не обусловлены успехами неудач дуализма, и поэтому действия не выполняются в рамках подготовки к сказочному будущему, а суммарно, значимый и исполняющий сам по себе.

Однако вспомним, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». К тому же звуковой портрет поэзии в первой строфе не должен удивлять («свист», «щелканье»), а «ночь» и «пенье соловьев» вообще являются непременным атрибутом любовной лирики. Учитывая замечание Пастернака, что « …лопатками в дореволюционной Москве назывались стручки зеленого гороха … Под слезами вселенной в лопатках разумелся образ звезд, как бы держащихся на внутренней стенке лопнувшего стручка, - следует отметить оригинальность и точность ассоциативного мышления поэта. Фигаро – опера Моцарта «Женитьба Фигаро».

Силезия указал на это, сказав: «Роза не имеет причины, потому что она расцветает, потому что она процветает». Здесь и сейчас это центр, который ни внутри, ни снаружи, а где-то еще, является центром, который всегда присутствует и в то же время как-то даже скрыт. Когда вы спокойно живете здесь, и теперь сенсорные переживания не отрицаются или не развязываются во имя какого-то превосходного опыта, и вы не отрицаете или не таете умственный уровень мыслей и эмоций: этот скрытый центр, но также всегда доступный, является пространством широкие и удобные, где естественно гармонизировать и интегрировать как сенсорный уровень, так и ментальный уровень, как ценные украшения, которые обогащают само пространство.

Во второй строфе с поэзией отождествляется и горох, и звезды, и музыка – все, чем богат мир… В результате такого восприятия действительности весь мир обнаруживает необыкновенную цельность: все предметы бытия связаны между собою, превращаются один в другой, так что музыка оборачивается градом («низвергается градом на грядку»), а звезда – рыбой («и звезду донести до садка»). В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал – вселенная глуха к поэзии. Но главное, на мой взгляд, не в этом, а в том, что поэзия – есть и она воплощение и единство всего, что только существует на свете.

В этом широком пространстве нет особого объекта, что-то особенное, чтобы размышлять или молиться или просто привлекать внимание: здесь нет никого, кто бы противостоял, и мы не питаем никакой активности в сознании. Поскольку нет конкуренции, нет усилий, нет воли, есть чувство покоя, внутреннего удовлетворения, свободы и радости. Если мы начнем с нашего непосредственного опыта, мы увидим, что существует постоянный поток переживаний, которые, когда они более связаны с чувствами, используются, чтобы рассматривать их как внешние переживания, то есть исходящие из «вне», тогда как когда они более связаны с умом мы привыкли смотреть внутрь, потому что они происходят из «здесь».

Все образы в стихотворении не только наглядны, но и сочетаются по принципу смежности, метонимически. Пастернак стремится многократно и многопланово определить суть поэзии. Соединенные в одном ряду разнородные понятия: «туго налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «леденящая лист ночь», «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках» и т.д. создают многогранную картину действительности, активизируют разные типы восприятия. Семикратный повтор конструкций (анафора) с ключевым словом «это» не оставляет впечатления поэтического приема, а кажется вполне понятным желанием поэта наиболее полно определить поэзию.

В этом пространстве, в этой уникальной среде, вначале необходимо диктовать предмет, что он знает, от объекта, что известно. На практике ваша задача - понять разницу между сердцем и сердцем. Мы можем знать ощущения в теле; мы можем знать чувства, движения энергии, умственные образования, идеи, впечатления, концепции, воспоминания и фантазии. Мы должны знать все это как деятельность. Если мы не признаем их деятельностью, что произойдет? Мы становимся активными и вовлечены в эту деятельность.

С точки зрения созерцательного опыта можно сказать, что в начале практики мы можем ощущать большую ясность медитативного объекта в сочетании с большей ясностью субъекта. Он развивает то, что в некоторых традициях называют «свидетелем»: то есть, поскольку мы менее вовлечены, отождествляемся с нашими сенсорными и познавательными переживаниями, поскольку мы развиваем воспоминания, присутствие и признание, кажется, есть «наблюдатель», который «немного» смотрит на наш собственный опыт; В то же время мы можем узнать, как объекты чувств и ума становятся яснее, восприятие становится более тонким и более острым.

В стихотворении поэт обнаруживает единство не только высоких, но собственно поэтических тем: природы, любви и искусства – в них постоянно входят, их пронизывают бытовые реалии («ночь», «льдинки», «пение соловья», «музыка» и «грядки», «горох», «садок»). Использование разговорно-бытовой лексики («лопатки», «завалился», «хохотать») в поэтическом контексте на общем фоне межстилевой и книжной лексики («низвергается», «сыскать», «доньях» и т.д. усиливает) выразительность, неожиданность восприятия. Говоря о поэтике стихотворения, нельзя не отметить и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор: « слезы вселенной», «небосвод завалился», «звездам б хохотать»… Оно еще раз подтверждает, что поэзия – это реальный мир предметов, явлений, чувств окружающей действительности. В стихотворении также используется звукопись (аллитерация): «… круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь леденящая лист») (с, ш л , д , ) и др., которая усиливает выразительность и значимость данных слов.

Типичным примером этого является то, что как только вы входите в ясное и расслабленное состояние ума, мы «замечаем» звук часов в комнате, которую мы раньше не замечали, или ощущаем телесные ощущения, которые в нормальном состоянии внимания заметить; По мере того как созерцательное состояние углубляется, мы можем заметить появление и исчезновение мыслей, пока мы не сможем осознать намерение возникновения мысли без ее полной формы. Это, однако, только этап пути, который при правильной поддержке и направленности приводит нас к восприятию простого восприятия знания: то есть как субъект, так и субъект, естественно, светят, как они находятся на заднем плане, растворяются, и это что остается, то, что выходит на первый план, - это просто поток восприятия знания.

Стихотворение написано дольником, который делает стихотворение более ритмичным и акцентирует внимание на особо значимых словах. Рифма – перекрестная, в первой и третьей строках – усеченная.

Таким образом, поэзия, по мнению Б.Л. Пастернака, не есть нечто искусственное, противостоящее жизни, но – часть жизни, составляющая человеческого бытия. Отожествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу – все это, в сущности, служит одной единственной цели. Стихи, сочиненные самой природой, не могут быть подделкой. Так автор утверждает подлинность написанного. Подлинность, достоверность, по Б. Пастернаку, - главная особенность истинного искусства. Каким же образом достигается эта подлинность? Самое важное здесь – «не искать голоса жизни, звучащего в нас». Поэтому обостренная впечатлительность, повышенная восприимчивость ко всем ощущениям, ко всем движениям окружающего мира – главная черта подлинной поэзии. Именно это и утверждает Б.Л. Пастернак в своем стихотворении «Определение поэзии».

Нисаргадатта Махарадж описывает этот способ восприятия и бытия следующим образом. В триаде «тот, кто знает», «знает», «объект знания», только «знание» реально. «Я есть» и «это» иллюзорны. Нет никаких определений, кроме того, что есть «знание». В эпистемологии взаимной причинности как то, что известно, так и то, что он знает, являются неуловимыми. Ни один из двух не может быть установлен или определен как статичный, самосуществующий объект. Джоанна Мэйси - Взаимная причинность в буддизме и теория общих систем.

Повседневная жизнь в так называемых развитых странах, безусловно, очень сложна и врожденна, а термин «простота» у многих людей может вызвать недостаток или даже бедность. Но слово простота не означает ничего отрицательного или недостатка, но, напротив, оно имеет положительный смысл: оно относится к тому, что не манипулируется, оно не подделано. Более того, простоту не следует путать с тем, чтобы быть простым, глупым или даже с редукционистским взглядом, которое не рассматривает сложность и артикуляцию нашего опыта и мира.

Литература:

    Гиржева Г.Н. Некоторые особенности лирики Бориса Пастернака. /Г.Н. Гиржева// Русский язык в школе. - №1 – 1990 – стр. 54-60.

    Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. М.: Правда, 1990

    Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. /М.Г. Павловец, Т.В. Павловец, Б.Л. Пастернак. Стихотворения – М.: Дрофа, 1998.

    Простота означает внутреннее качество, позволяющее отпустить все, что является искусственным, то есть надстройкой, что добавлено что-то «дополнительно», которое мешает нам распознавать и поддерживать связь с подлинными и естественными: упростить средства для того, чтобы заново открыть то, что было скрыто от надстройки, и снова остановиться в своем естественном состоянии.

    Не только созерцательные традиции указывают нам на путь простоты, даже поэты поют его, как в следующей поэзии Бориса Пастернака. Просветите все, что существует, убедительно, посетив будущее в повседневной жизни. вы не можете потерпеть неудачу в конце, как в «ереси», в невероятной простоте.

    С.Л. Страхов «Русская поэзия XX века в выпускном классе»: Книга для учителя. _ М.: Просвещение, 1999.

    С.Страшнов «Явленная тайна». К урокам по творчеству Б.Пастернака. /Страшнов С.// Литерратура в школе - №1 – 2000 стр. 80-83

    Н.М. Шанский «Среди поэтических строк» Б.Л. Пастернака /Н.М. Шанский // Русский язык в школе - №6 1989 стр. 60-65.


С.Бавин, И.Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века.
Русская государственная библиотека.
Москва: Книжная палата 1993.

Темы стихотворения

Серебряный век

Другие стихи Бориса Пастернака

Выберите стихи... Август Балашов Баллада (Бывает, курьером на борзом...) Без названия (Недотрога, тихоня в быту..) Болезни земли Борису Пильняку Брюсову Быть знаменитым некрасиво... В больнице Венеция Весенний дождь Весна (Весна, я с улицы...) Весна (Все нынешней весной особое...) Весна (Что почек, что клейких...) Весна в лесу Ветер (Кому быть живым...) Ветер (Я кончился...) Во всем мне хочется дойти... Возможность Вокзал Волны Все наденут сегодня пальто... Встав из грохочущего ромба... Вторая баллада Гамлет Годами когда-нибудь в зале концертной... Гроза моментальная навек Давай ронять слова... Двор Девочка Десятилетье Пресни Дик прием был, дик приход... До всего этого была зима Дождь Дорога Дурной сон Душа (Душа моя, печальница...) Душа (О, вольноотпущенница...) Душистою веткою машучи... Ева Единственные дни Зазимки Звезды летом Зеркало Зима Зима приближается Зимнее небо Зимняя ночь (Мело, мело по всей земле...) Зимняя ночь (Не поправить...) Золотая осень Ивака Из поэмы Из суеверья Имелось Импровизация Иней Июль Июльская гроза Как бронзовой золой жаровень... Как у них Когда разгуляется Конец (Наяву ли всё?..) Красавица моя, вся стать... Кругом семенящейся ватой... Ландыши Ледоход Лето в городе Липовая аллея Любимая,- жуть! Когда любит поэт... Любимая,- молвы слащавой... Любить - идти,- не смолкнул гром... Любить иных - тяжелый крест... Любка Магдалина Марбург Март Мельницы Метель Мне хочется домой, в огромность... На пароходе На ранних поездах Не волнуйся, не плачь, не труди... Не как люди, не еженедельно... Не трогать Нежность Никого не будет в доме... Нобелевская премия Ночь О, знал бы я, что так бывает... Образец Объяснение Определение души Определение поэзии Опять весна Осень (Я дал разъехаться домашним...) Отплытие Оттепелями из магазинов... Памяти демона Памяти Рейснер Перемена Петербург Петухи Пиры Плачущий сад По грибы Под открытым небом Подражатели После грозы После дождя Послесловье (Нет, не я вам печаль причинил...) Поэзия Про эти стихи Разлука Раскованный голос Рослый стрелок, осторожный охотник... Свидание Свистки милиционеров Сегодня мы исполним грусть его... Сегодня с первым светом встанут... Сестра моя - жизнь... Сирень Сложа весла Смерть поэта Снег идет Сон Сосны Стога Стрижи Тема с вариациями Тишина Тоска Трава и камни Три варианта Ты в ветре, веткой пробующем... Ты так играла эту роль!.. Урал впервые Уроки английского Февраль. Достать чернил и плакать!.. Шекспир Эхо Я понял жизни цель и чту... Я рос. Меня, как Ганимеда...