Что ты знаешь о вильяме завоевателе. Вильгельм I Завоеватель — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Поход на Англию

Слева направо: мать Марии Каллас, Мария Каллас, её сестра и отец. 1924 год

В 1937 году вместе с матерью она приезжает на родину и поступает в одну из афинских консерваторий, «Этникон одеон», к известному педагогу Марии Тривелла.

Под ее руководством Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию - роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Столь знаменательное событие произошло в 1939 году, который стал своеобразным рубежом в жизни будущей певицы. Она переходит в другую афинскую консерваторию, «Одеон афион», в класс выдающейся колоратурной певицы испанки Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса и помогла Каллас состояться как оперной певице.

В 1941 году Каллас дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини. Здесь она работает до 1945 года, постепенно начиная осваивать ведущие оперные партии.

В голосе Каллас заключалась гениальная «неправильность». В среднем регистре у нее слышался особый приглушенный, даже как бы несколько сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование. Не случайно говорили о магии ее голоса, о том, что она завораживает аудиторию своим пением. Сама певица называла свой голос «драматической колоратурой».

В 1947 году она получила первый престижный контракт - ей предстояло петь в опере Понкьелли "Джоконда" на Арене ди Верона, самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все величайшие певцы и дирижеры XX века. Спектаклем дирижировал Туллио Серафин, один из лучших дирижеров итальянской оперы. И вновь личная встреча определяет судьбу актрисы. Именно по рекомендации Серафина Каллас приглашают в Венецию. Здесь под его руководством она исполняет заглавные партии в операх «Турандот» Дж. Пуччини и « » Р. Вагнера.

Мария Каллас в опере Джакомо Пуччини "Турандот"

Мария без устали совершенствовала не только свой голос, но и фигуру. Истязала себя жесточайшей диетой. И достигла желаемого результата, изменившись фактически до неузнаваемости. Она сама так фиксировала свои достижения: "Джоконда 92 кг; Аида 87 кг; Норма 80 кг; Медея 78 кг; Лючия 75 кг; Альцеста 65 кг; Елизавета 64 кг". Так таял вес ее героинь при росте 171 см.

Мария Каллас и Туллио Серафин. 1949 год

В самом знаменитом театре мира - миланском «Ла Скала» - Каллас появилась в 1951 году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж. Верди.

Мария Каллас. 1954 год

Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль. Образы Каллас всегда были полны трагизма. Ее любимыми операми были "Травиата" Верди и "Норма" Беллини, т.к. их героини приносят себя в жертву любви и этим очищают душу.

Мария Каллас в опере Джузеппе Верди "Травиата" (партия Виолетты)

В 1956 году ее ждет триумф в городе, где она родилась, - в «Метрополитен-опера» специально подготовили для дебюта Каллас новую постановку «Нормы» Беллини. Эту партию наряду с Лючией ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти критики тех лет причисляют к высшим достижениям артистки.

Мария Каллас в опере Винченцо Беллини "Норма". 1956 год

Впрочем, не так-то просто выделить лучшие работы в ее репертуарной веренице. Дело в том, что Каллас к каждой своей новой партии подходила с чрезвычайной и даже несколько необычной для оперных примадонн ответственностью. Спонтанный метод был ей чужд. Она трудилась настойчиво, методично, с полным напряжением духовных и интеллектуальных сил. Ею руководило стремление к совершенству, и отсюда бескомпромиссность ее взглядов, убеждений, поступков. Все это приводило к бесконечным столкновениям Каллас с администрацией театров, антрепренерами, а порой и партнерами по сцене.

Мария Каллас в опере Винченцо Беллини "Сомнамбула"

На протяжении семнадцати лет Каллас пела практически не жалея себя. Исполнила около сорока партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, пела на радио и телевидении.

Мария Каллас оставила сцену в 1965 году.

В 1947 году Мария Каллас познакомилась с богатым промышленником и фанатом оперы Джованни Батиста Менегини. 24-летняя малоизвестная певица и ее кавалер, почти вдвое старше, стали друзьями, потом заключили творческий союз, а через два года обвенчались во Флоренции. Менегини всегда играл при Каллас роль отца, друга и менеджера, а мужа - в самую последнюю очередь. Как сказали бы сегодня, Каллас была его суперпроектом, в который он вкладывал прибыль от своих кирпичных заводов.

Мария Каллас и Джованни Батиста Менегини

В сентябре 1957-го на балу в Венеции Каллас познакомилась со своим земляком, мультимиллиардером Аристотелем Онассисом. Уже через несколько недель Онассис пригласил Каллас вместе с мужем отдохнуть на своей знаменитой яхте "Кристина". Мария и Ари на глазах у изумленной публики, не страшась пересудов, то и дело уединялись в апартаментах хозяина яхты. Казалось, мир еще не знал такого сумасшедшего романа.

Мария Каллас и Аристотель Онассис. 1960 год

Каллас впервые в жизни была по-настоящему счастлива. Она, наконец, полюбила и была абсолютно уверена, что это взаимно. Впервые в жизни она перестала интересоваться карьерой - престижные и выгодные контракты один за другим уходили из ее рук. Мария оставила мужа и переехала в Париж, поближе к Онассису. Для нее существовал только Он.

На седьмом году их отношений у Марии появилась последняя надежда стать матерью. Ей было уже 43. Но Онассис жестоко и безапелляционно поставил ее перед выбором: или он или ребенок, заявив, что у него уже есть наследники. Не знал он, да и не мог знать, что судьба жестоко ему отомстит, - в автокатастрофе погибнет его сын, а несколькими годами позже от наркотической передозировки умрет дочь...

Мария панически боится потерять своего Ари и соглашается на его условия. Недавно на аукционе "Сотбис" среди прочих вещей Каллас был продан и меховой палантин, подаренный ей Онассисом после того, как она сделала аборт...

Великая Каллас думала, что достойна великой любви, а оказалась очередным трофеем самого богатого в мире грека. В 1969 году Онассис женится на вдове американского президента Жаклин Кеннеди, о чем сообщает Марии через посыльного. В день этой свадьбы Америка негодовала. "Джон умер во второй раз!" - кричали газетные заголовки. И Мария Каллас, отчаянно умолявшая Аристотеля пожениться, по большому счету тоже умерла именно в этот день.

В одном из последних своих писем к Онассису Каллас заметила: "Мой голос хотел предупредить меня о том, что вскоре я встречусь с тобой, и ты изничтожишь и его, и меня". Последний раз голос Каллас звучал на концерте в Саппоро 11 ноября 1974 года. Вернувшись в Париж после этих гастролей, Каллас фактически больше не покидала своей квартиры. Утратив возможность петь, она потеряла последние нити, связывающие ее с миром. Лучи славы выжигают все вокруг, обрекая звезду на одиночество. "Только когда я пела, я чувствовала, что меня любят", - часто повторяла Мария Каллас.

Эта трагическая героиня постоянно играла выдуманные роли на сцене и, по иронии судьбы, ее жизнь стремилась превзойти трагизм ролей, которые она играла в театре. Наиболее известной партией Каллас была Медея - роль, как будто специально написанная для этой чувствительной и эмоционально непостоянной женщины, олицетворяющей трагедию жертвы и предательства. Медея пожертвовала всем, включая отца, брата и детей, ради залога вечной любви Ясона и завоевания золотого руна. После такой самозабвенности жертвенности Медея была предана Ясоном так же, как Каллас была предана своим любовником, судостроительным магнатом Аристотелем Онассисом, после того как она пожертвовала своей карьерой, своим мужем и своим творчеством. Онассис изменил своему обещанию жениться и отказался от ее ребенка после того, как он завлек ее в свои объятия, что заставляет вспомнить судьбу, выпавшую на долю вымышленной Медеи. Страстное изображение волшебницы Марией Каллас потрясающе напоминало ее собственную трагедию. Она играла с такой реалистической страстью, что эта роль стала для нее ключевой на сцене, а затем в кино. Фактически, последним значительным выступлением Каллас была роль Медеи в артистически разрекламированном фильме Паоло Пазолини.

Одна из выдающихся певиц прошедшего века Мария Каллас при жизни стала настоящей легендой. К чему бы ни прикоснулась артистка, все озарялось каким-то новым, неожиданным светом. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым, свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты.

Мария Каллас (настоящее имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке, в семье греческих эмигрантов. Несмотря на небольшой достаток, родители решили дать ей певческое образование. Необыкновенный талант Марии проявился еще в раннем детстве. В 1937 году вместе с матерью она приезжает на родину и поступает в одну из афинских консерваторий, «Этникон одеон», к известному педагогу Марии Тривелла.

Под ее руководством Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию - роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Столь знаменательное событие произошло в 1939 году, который стал своеобразным рубежом в жизни будущей певицы. Она переходит в другую афинскую консерваторию, «Одеон афион», в класс выдающейся колоратурной певицы испанки Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса и помогла Каллас состояться как оперной певице.

В 1941 году Каллас дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини. Здесь она работает до 1945 года, постепенно начиная осваивать ведущие оперные партии.

Ведь в голосе Каллас заключалась гениальная «неправильность». В среднем регистре у нее слышался особый приглушенный, даже как бы несколько сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование. Не случайно говорили о магии ее голоса, о том, что она завораживает аудиторию своим пением. Сама певица называла свой голос «драматической колоратурой».

Открытие Каллас произошло 2 августа 1947 года, когда никому не известная двадцатичетырехлетняя певица появилась на сцене театра «Арена ди Верона», самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все величайшие певцы и дирижеры XX века. Летом здесь проводится грандиозный оперный фестиваль, во время которого и выступила Каллас в заглавной роли в опере Понкьелли «Джоконда».

Спектаклем дирижировал Туллио Серафин, один из лучших дирижеров итальянской оперы. И вновь личная встреча определяет судьбу актрисы. Именно по рекомендации Серафина Каллас приглашают в Венецию. Здесь под его руководством она исполняет заглавные партии в операх «Турандот» Дж. Пуччини и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера.

Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль.

В самом знаменитом театре мира - миланском «Ла Скала» - Каллас появилась в 1951 году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж. Верди.

Знаменитый певец Марио Дель Монако вспоминает:

«Я познакомился с Каллас в Риме, вскоре после ее прибытия из Америки, в доме маэстро Серафина, и помню, что она спела там несколько отрывков из «Турандот». Впечатление у меня сложилось не самое лучшее. Разумеется, Каллас легко справлялась со всеми вокальными трудностями, но гамма ее не производила впечатления однородной. Середина и низы были гортанными, а крайние верхи вибрировали.

Однако с годами Мария Каллас сумела превратить свои недостатки в достоинства. Они стали составной частью ее артистической личности и в каком-то смысле повысили исполнительскую оригинальность. Мария Каллас сумела утвердить свой собственный стиль. Впервые я пел с ней в августе 1948 года в генуэзском театре «Карло Феличе», исполняя «Турандот» под управлением Куэсты, а год спустя мы вместе с ней, а также с Росси-Леменьи и маэстро Серафином отправились в Буэнос-Айрес…

…Вернувшись в Италию, она подписала с «Ла Скала» контракт на «Аиду», но и у миланцев не вызвала большого энтузиазма. Столь гибельный сезон сломил бы кого угодно, только не Марию Каллас. Ее воля могла сравниться с ее талантом. Помню, например, как, будучи сильно близорукой, она спускалась по лестнице в «Турандот», нащупывая ступени ногой столь естественно, что никто и никогда не догадался бы о ее недостатке. При любых обстоятельствах она держала себя так, будто вела схватку со всеми окружающими.

Как-то февральским вечером 1951 года, сидя в кафе «Биффи Скала» после спектакля «Аида» под управлением Де Сабаты и при участии моей партнерши Константины Араухо, мы разговаривали с директором «Ла Скала» Гирингелли и генеральным секретарем театра Ольдани о том, какой оперой лучше всего открыть следующий сезон… Гирингелли спросил, считаю ли я «Норму» подходящей для открытия сезона, и я ответил утвердительно. Но Де Сабата все никак не решался выбрать исполнительницу главной женской партии… Суровый по характеру, Де Сабата, так же как Гирингелли, избегал доверительных отношений с певцами. Все же он повернулся ко мне с вопросительным выражением лица.

«Мария Каллас» - не колеблясь ответил я. Де Сабата, помрачнев, напомнил о неуспехе Марии в «Аиде». Однако я стоял на своем, говоря, что в «Норме» Каллас станет подлинным открытием. Я помнил, как она победила неприязнь публики театра «Колон», отыгравшись за свою неудачу в «Турандот». Де Сабата согласился. Видимо, кто-то другой уже называл ему имя Каллас, и мое мнение оказалось решающим.

Сезон решено было открыть также «Сицилийской вечерней», где я не участвовал, поскольку она непригодна для моего голоса. В тот же год феномен Марии Менегини-Каллас вспыхнул новой звездой на мировом оперном небосводе. Сценический талант, певческая изобретательность, необычайное актерское дарование - все это самой природой было даровано Каллас, и она сделалась ярчайшей величиной. Мария встала на путь соперничества с молодой и столь же агрессивной звездой - Ренатой Тебальди.

1953 год положил начало этому соперничеству, продлившемуся целое десятилетие и разделившему оперный мир на два лагеря».

Великий итальянский режиссер Л. Висконти услышал Каллас впервые в роли Кундри в вагнеровском «Парсифале». Восхищенный талантом певицы, режиссер вместе с тем обратил внимание на неестественность ее сценического поведения. На артистке, как он вспоминал, была огромнейшая шляпа, поля которой раскачивались в разные стороны, мешая ей видеть и двигаться. Висконти сказал себе: «Если я когда-нибудь буду работать с ней, ей не придется так мучиться, я позабочусь об этом».

В 1954 году такая возможность представилась: в «Ла Скала» режиссер, уже достаточно знаменитый, поставил свой первый оперный спектакль - «Весталку» Спонтини с Марией Каллас в главной роли. За ним последовали новые постановки, в числе которых и «Травиата» на той же сцене, ставшая началом всемирной славы Каллас. Сама певица писала позднее: «Лукино Висконти означает новый важный этап в моей артистической жизни. Никогда не забуду третьего действия „Травиаты“, поставленной им. Я выходила на сцену подобно рождественской елке, наряженная как героиня Марселя Пруста. Без слащавости, без пошлой сентиментальности. Когда Альфред бросал мне в лицо деньги, я не пригибалась, не убегала: оставалась на сцене с распростертыми руками, как бы говоря публике: „Перед вами бесстыдница“. Именно Висконти научил меня играть на сцене, и я храню к нему глубокую любовь и благодарность. На моем рояле только две фотографии - Лукино и сопрано Элизабет Шварцкопф, которая из любви к искусству учила всех нас. С Висконти мы работали в атмосфере истинного творческого содружества. Но, как я говорила много раз, важнее всего другое: он первый дал мне доказательство, что мои предшествующие искания были верными. Ругая меня за различные жесты, казавшиеся публике красивыми, но противоречившие моей природе, он заставил меня многое передумать, утвердить основной принцип: максимальная исполнительская и вокальная выразительность с минимальным использованием движений».

Восторженные зрители наградили Каллас титулом La Divina - Божественная, который сохранился за ней и после смерти.

Быстро осваивая все новые партии, она выступает в Европе, Южной Америке, Мексике. Перечень ее ролей поистине невероятен: от Изольды в опере Вагнера и Брунхильды в операх Глюка и Гайдна до распространенных партий своего диапазона - Джильды, Лючии в операх Верди и Россини. Каллас называли возродительницей стиля лирического бельканто.

Примечательна ее интерпретация роли Нормы в одноименной опере Беллини. Каллас считается одной из лучших исполнительниц этой роли. Вероятно, осознавая свое духовное родство с этой героиней и возможности своего голоса, Каллас пела эту партию на многих своих дебютах - в «Ковент-Гарден» в Лондоне в 1952 году, затем на сцене «Лирик-опера» в Чикаго в 1954 году.

В 1956 году ее ждет триумф в городе, где она родилась, - в «Метрополитен-опера» специально подготовили для дебюта Каллас новую постановку «Нормы» Беллини. Эту партию наряду с Лючией ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти критики тех лет причисляют к высшим достижениям артистки. Впрочем, не так-то просто выделить лучшие работы в ее репертуарной веренице. Дело в том, что Каллас к каждой своей новой партии подходила с чрезвычайной и даже несколько необычной для оперных примадонн ответственностью. Спонтанный метод был ей чужд. Она трудилась настойчиво, методично, с полным напряжением духовных и интеллектуальных сил. Ею руководило стремление к совершенству, и отсюда бескомпромиссность ее взглядов, убеждений, поступков. Все это приводило к бесконечным столкновениям Каллас с администрацией театров, антрепренерами, а порой и партнерами по сцене.

На протяжении семнадцати лет Каллас пела практически не жалея себя. Исполнила около сорока партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, пела на радио и телевидении.

Каллас регулярно выступала в миланском «Ла Скала» (1950-1958, 1960-1962), лондонском театре «Ковент-Гарден» (с 1962), Чикагской опере (с 1954), нью-йоркской «Метрополитен-опера» (1956-1958). Зрители шли на ее спектакли не только для того, чтобы услышать великолепное сопрано, но и для того, чтобы увидеть настоящую трагическую актрису. Исполнение таких популярных партий, как Виолетта в «Травиате» Верди, Тоска в опере Пуччини или Кармен, принесло ей триумфальные успехи. Однако не в ее характере была творческая ограниченность. Благодаря ее художественной пытливости ожили на сцене многие забытые образцы музыки XVIII-XIX веков - «Весталка» Спонтини, «Пират» Беллини, «Орфей и Эвридика» Гайдна, «Ифигения в Авлиде», и «Альцеста» Глюка, «Турок в Италии» и «Армида» Россини, «Медея» Керубини…

«Пение Каллас было поистине революционным, - пишет Л.О. Акопян, - она сумела возродить почти забытый со времен великих певиц XIX века - Дж. Пасты, М. Малибран, Джулии Гризи - феномен „безграничного“, или „свободного“, сопрано (итал. soprano sfogato), со всеми присущими ему достоинствами (такими, как диапазон в две с половиной октавы, богато нюансированное звучание и виртуозная колоратурная техника во всех регистрах), а также своеобразными „недостатками“ (чрезмерной вибрацией на самых высоких нотах, не всегда естественным звучанием переходных нот). Помимо голоса уникального, мгновенно узнаваемого тембра, Каллас обладала огромным талантом трагической актрисы. Из-за чрезмерного напряжения сил, рискованных экспериментов с собственным здоровьем (в 1953 году она за 3 месяца похудела на 30 кг), а также из-за обстоятельств личной жизни карьера певицы оказалась недолгой. Каллас оставила сцену в 1965 году после неудачного выступления в роли Тоски в „Ковент-Гардене“».

«ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО!» – МАРИЯ КАЛЛАС

Была удивительно красива. Ею восхищались, ее боялись. Однако при всей своей гениальности и противоречивости она всегда оставалась женщиной, желающей быть любимой и нужной. В 1957 году греческая певица находилась на вершине известности. Ей только исполнилось 34. Ее фигура приобрела восхитительную стройность после того, как тремя годами раньше она скинула половину веса. Лучшие кутюрье мира мечтали о том, чтобы Каллас появлялась в созданных ими туалетах.

В ожидании любви

Но купаясь в славе, она все равно чувствовала себя одинокой. Муж, известный импресарио Джованни Батиста Менегини, или Титта, как называли его многие, был на 30 лет старше. Но вот осенью 1957 года Мария оказывается на балу в Венеции, устроенном в ее честь. В тот вечер она и познакомилась с черноволосым мужчиной невысокого роста. Он носил большие очки в роговой оправе, из-под которых на собеседника устремлялся пронзительный и слегка насмешливый взгляд. Незнакомец поцеловал ей руку, и они обменялись сначала по-английски, а потом по-гречески ничего не значившими словами. Его звали Аристотель Онассис…

Принадлежавшая ему яхта бросила якорь в венецианской бухте. Он представил Марии свою супругу Тину – красивую женщину, подарившую ему двоих детей – Александра и Кристину.

Наваждение Марии Каллас

c Джованни Батиста Менегини

Вторая их встреча состоялась там же, в Венеции, на светском рауте – только через два года. Она явилась на прием с мужем, а он с женой. Но это не помешало Онассису весь вечер не сводить с Марии пристального взгляда. А потом он пригласил ее, разумеется, с мужем на яхту «Кристина». Но певицу ждали в лондонском театре «Ковент Гарден». Сначала миллиардер оторопел, услышав отказ. Однако, поразмыслив, решил вместе с семьей тоже отправиться в Лондон, где заказал 17 мест на спектакль «Медея», в котором пела Мария . Он устроил в шикарном отеле «Дорчестер» грандиозный прием в честь примадонны. Вот на этом-то незабываемом приеме, во время которого все утопало в розах, Онассис и сумел покорить сердце Марии . У его жены был понурый вид, муж Марии тоже выглядел полководцем, проигравшим сражение. Но все вели себя так, как будто ничего не случилось. А потому Каллас и ее супруг приняли новое приглашение Онассиса совершить путешествие на яхте «Кристина».

22 июля 1959 года яхта отправилась в семнадцатидневное плаванье. Мария веселится, как девочка, появляясь вечерами в умопомрачительных одеяниях, слегка шокирующих окружающих. А во время остановки в Портофино она купила себе рыжий парик, выкрасив губы вишневым цветом. Вместе с Онассисом она появляется в многочисленных магазинчиках портовых городов, где одного ее взгляда на какой-нибудь из туалетов достаточно, чтобы он скупил половину магазина. И вот наступила ночь в Эгейском море, когда Мария осталась в каюте Онассиса, вернее – Ари, как она его уже стала называть.

А 8 августа в Стамбуле Мария и ее супруг, покинув яхту, сели на самолет и возвратились в Милан. На своей вилле Сирмионе Каллас старается ни о чем не говорить. Она вся в ожидании. Очень скоро, 17 августа, сюда на огромной машине приезжает Онассис. Джованни пытается протестовать, но уже не в состоянии помешать происходящему. Буквально через час несчастный супруг остается один, провожая печальным взглядом удаляющийся автомобиль, который навсегда увозит его жену.

Мария Каллас – или женщина, или певица…

Это было похоже на наваждение. Но вначале – просто мировой скандал. Она – дива из див, оперная богиня, обладательница голоса столетия и он – самый богатый человек планеты Аристотель Онассис оказались всего-навсего женщиной и мужчиной.

с Аристотелем Онассисом

Уже 8 сентября Мария в пресс-коммюнике официально сообщила о своем разрыве с супругом. Сама дива купается в счастье. Она на вершине блаженства. Но если в любви Мария счастлива, то с певицей Каллас не все благополучно. В течение 1959 года она пела всего в десяти спектаклях.

14 ноября Каллас официально развелась с Джованни Менегини. А спустя год развелся Онассис. Теперь любовники могли быть все время вместе, Мария надеется на то, что он женится на ней. Однако тот не торопится. Но им очень хорошо вместе. Конечно же, ему частенько приходится оставлять ее одну, садиться в самолет и отправляться на другой конец света. В 1960 году она проводила в одиночестве дни на «Кристине» и выступила всего лишь в шести оперных спектаклях…

Она решила поселиться в Париже в доме на авеню Фош, чтобы «перехватывать» Ари во время его путешествий между Лондоном и Монте-Карло, где находились офисы империи миллиардера. Мария постепенно отказывается от карьеры певицы. «У меня больше нет желания петь, – призналась она в одном из своих интервью. – Я хочу жить. Жить, как любая женщина».

Другая

Наступает весна 1963 года. Новое путешествие на борту «Кристины». Среди почетных гостей – супруги Гримальди: князь Ренье и его жена Грейс, а также принцесса Ли Радзивилл, которая приходилась родной сестрой Жаклин Кеннеди. К этому времени Ари купил в Эгейском море остров Скорпиос для Марии , чтобы, по его словам, превратить в гнездышко их любви. Однако все замечают, что он увлечен красавицей Радзивилл. Через нее он отправляет приглашение ее сестре Жаклин. Марии не нравится, что ее дорогой Ари так падок на знаменитостей. «Ты же выскочка», – бросает она ему. «А ты беда моя», – резко отвечает он ей.

В конце концов Мария отказывается путешествовать вместе с Жаклин. Она остается в Париже. Но спустя некоторое время во многих газетах мира появляется фотография, на которой ее дорогой Ари снят прогуливающимся среди развалин Эфеса вместе с Жаклин. Правда, осенью он возвращается к Марии и просит прощения, которого без труда добивается. Она вновь счастлива и покупает новую квартиру на авеню Жорж Мандель. И Ари приходит к ней, ненадолго отрываясь от своих бесконечных дел и разъездов. Но земля ушла у нее из-под ног, когда 17 октября 1968 года она узнала из сообщения для прессы о том, что Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди через три дня собираются пожениться на том самом острове Скорпиос…

Что же еще было унизительным в этой десятилетней истории? Небольшой эпизод с браслетом работы Картье, подаренным Онассисом Джеки Кеннеди, или поистине драматический сюжет с беременностью Каллас , когда ей исполнилось сорок три? Онассис не позволил ей родить. «Подумайте, как бы наполнилась моя жизнь, если бы я устояла и сохранила ребенка», – сокрушалась Мария .

Мария Каллас, уже без него

Прошло два года. Они оказались далеко не самыми лучшими для Марии Каллас . Она страдала, ненавидела и ждала. И однажды ночью он пришел. Потом последовали еще несколько ночных встреч… Визиты Онассиса становятся все более частыми, в особенности после того, как он убедился, что его брак с Жаклин ведет в тупик. Хватает и неприятностей с детьми, в особенности с дочерью Кристиной, которая, как перчатки, меняет мужей и любовников. Но более всего его потрясла гибель сына Александра. Все рушится. И только Мария по-прежнему рядом с ним.

Но и для нее многое уже в прошлом, прежде всего карьера певицы. Она уже не может сниматься в кино, записывать пластинки, выступать с концертами. И наступает самое страшное для нее: в 1975 году Ари умирает в американском госпитале во Франции. Марии не позволили даже появиться в комнате, где находился умерший. Теперь она «одна, потерянная и забытая», как пела охваченная глубокой грустью в опере Пуччини «Манон Леско».

Однажды утром в сентябре 1977 года, почувствовав сильное головокружение, она отправилась в ванную комнату, но, не дойдя до нее, упала и уже не поднялась. Через несколько недель ее прах был развеян над Эгейским морем, которое она, как и ее Ари, очень любила.

ФАКТЫ

: «У меня нет соперниц. Когда другие певицы будут петь так, как я пою, играть на сцене так, как играю я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами».

«Публика всегда требует от меня максимума. Это плата за славу, и очень жестокая плата», – .

В 2002 году личные письма и фотографии оперной дивы Марии Каллас были проданы с аукциона за 6 тысяч долларов. Шесть писем написаны Марией ее приятельнице и репетитору Эльвире де Идальго в конце 1960-х годов и посвящены отношениям с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом.

О жизни Марии Каллас снято два фильма: «Каллас и Онассис» Джорджо Капитани (2005) и «Каллас навсегда» Франко Дзеффирелли (2002).

Обновлено: Январь 13, 2017 автором: Елена

Начало пути.

Вильгельм I Завоеватель (1027.28 - 1087), будущий король Англии родился в 1027 или 1028 году.

Был внебрачным сыном Роберта Дьявола, герцога Нормандского, и Арлетты, дочери дубильщика кож из Фалейса. В 1034 году Роберт предпринял паломничество в Иерусалим. Не имея законных сыновей, он наказал нормандской знати признать законным наследником Вильгельма. Узнав о смерти Роберта во время этого похода (1035), они выполнили его поручение, хотя молодой граф и был еще мальчиком. Последующие двенадцать лет стали периодом разгула и анархии своевольных баронов. Трое опекунов Вильгельма были убиты, и долгое время родственники опасались за него, полагая, что его жизнь может постичь та же участь. Пройдя суровую школу жизни, Вильгельм обнаружил недюжинные способности в ведении войн и управления страной. Ему было лишь двадцать лет, когда он с помощью своего сюзерена Генриха I, короля Франции, подавил вспыхнувшее восстание в провинциях Бессин и Котанген. Восставшие хотели свергнуть герцога и поставить на его место правителя его родственника Гая Брионского. Усилив свою армию войсками короля Генриха, Вильгельм встретился с восставшими и разбил их при Вал-ес-Дюне, около Каена (1047). Заговорщиков это не остановило, но победа молодого герцога весьма укрепила его положение.

Через год он присоединился к армии Генриха, чтобы сразиться с их общим врагом Джеффри Мартеллом, графом Анжуйским. С согласия местных жителей Джеффри захватил приграничный укрепленный город в провинции Алансон. Герцог осадил крепость, взял ее штурмом и отомстил горожанам, надсмехавшимся над Вильгельмом в связи с его неблагородным происхождением. В 1049 году он захватил замок Домфрон. принадлежавший Анжу.
В 1051 году герцог посетил Англию, и, по мнению многих историков, во время этого визита английский король Эдуард Исповедник, состоявший в родственных связях с Вильгельмом, пообещал ему английский трон. Два года спустя Вильгельм еще раз дал понять о своем намерении занять английский трон. Женившись на Матильде, дочери Болдуина V Фландрского. Предком Матильды по материнской линии был английский король Альфред Великий. Свадьба состоялась вопреки запрету католической церкви заключать браки между родственниками, который был наложен папским советом в Реймсе в 1049 году. Однако в конце концов папа Николай II разрешил заключить брак (1059). Выполняя епитимью, Вильгельм и его жена основали аббатство Святого Стефана и Святой Торицы в Каене. Но этот брак осложнил политическую обстановку. Встревоженный близким соседством Нормандии с Фландрией, Генрих I объединил свои силы с войсками Джеффри Мартелла и начал войну с Вильгельмом. В Нормандию союзники вторгались дважды. И каждый раз исходом кампании была решающая победа нормандца. Вторжение 1054 года завершилось победой при Мортемере. В 1058 году арьергард французов был наголову разбит при Варавилле на реке Дайв. В период между двумя войнами Вильгельм усилил свои позиции, аннексировав Майен в счет компенсации своих расходов на войну с анжуйцами. Вскоре после поражения при Варавилле Генрих I и Джеффри Мартелл умерли. Вильгельм тут же окончательно захватил Майен, принадлежавший Анжуйской династии, сделав это якобы в интересах графа Герберта II, после смерти которого в 1062 году Майен был присоединен к Нормандии официальным путем.

Завоевание Англии.

Незапланированный визит в Нормандию в 1064 году фактического правителя Гарольда II, отстранившего от власти Эдуарда Исповедника, усилил притязания Вильгельма на английский трон. Очевидно, Гарольд пообещал поддержать герцога в выполнении его намерений. Возможность для вторжения в Англию представилась в 1066 году. После смерти Эдуарда и коронации Гарольда II (после этого Вильгельм обвинил Гарольда в клятвопреступлении и использовал это как повод для вторжения и завоевания короны, обещанной Исповедником в случае, если у того не будет наследников). Однако Вильгельм столкнулся с большими трудностями, стараясь заручиться поддержкой нормандской знати для этой кампании. Он использовал то уговоры, то угрозы. В остальном же препятствий к вторжению не было. Вильгельм заручился нейтралитетом германского императора Генриха IV и одобрением папы Александра II. Выгодный союз герцог заключил с Тостигом, братом Гарольда, высланным из Англии несколькими годами раньше. Благодаря вторжению войск Тостига в Северную Англию Вильгельм и его люди беспрепятственно высадились в Певенси.

Это произошло 28 сентября 1066 года, а 14 октября в сражении при Гастингсе армия Гарольда была разбита. В рождество Вильгельм был коронован в Вестминстере.
Но прошло еще пять лет, прежде чем герцог завладел западом и севером Англии. В начале 1067 года он прошел по всему югу, собирая пошлины, отбирая земли у тех, кто сражался против него, и строя замки. Свой успех Вильгельм решил отпраздновать в Нормандии. Однако, как только он пересек Ла-Манш, в Нортумбрии, Уэльсе и Кенте вспыхнули восстания, и в декабре герцогу пришлось вернуться. В течение всего 1068 года Вильгельм посылал отряды против жителей Эксетера и Йорка, которые поднимали восстания под руководством сторонников Гарольда. В 1069 году в Дархеме англичанами был убит нормандец Роберт Каминс, которому Вильгельм подарил графство Нортумбрия. В это же время на севере Англии наследником английского короля провозгласили Эдгара Ателинга, последнего представителя западносакской династии. Датский король, тоже имевший свои виды на английский трон, послал свой флот на помощь восставшим. Объединив силы, датчане и англичане взяли Йорк, несмотря на усиленную охрану его двумя нормандскими гарнизонами. Примчавшись в Йорк, Вильгельм вынудил датчан вернуться на корабли и окружил город. Одновременно король подверг земли к северу от Дархема такому опустошению, что следы разрушений были видны даже спустя шестьдесят лет. Однако к английской знати он отнесся с дальновидным милосердием. Командующий датским флотом ярл (граф у скандинавов) Осберн был подкуплен и увел свои корабли. В начале 1070 года присоединение северных земель Англии было завершено походом армии Вильгельма на Четерские болота, где правителем этого графства он поставил своего человека.

Управление.

О мерах, которые Вильгельм принимал для укрепления своей власти, современники писали очень подробно, но в хронологическом порядке их трудно восстановить. Раздел провинций между сторонниками Вильгельма происходил, очевидно, одновременно с покорением страны. На каждом этапе завоеваний один из последователей герцога получал свою награду. Таким образом, формировались обширные, но разбросанные по всей стране феодальные владения, занесенные (в 1086 г.) в " Земельную опись" Англии (кадастровую книгу). Графства периода правления западносаксонских королей пришли в упадок. Новые графы, связанные с Вильгельмом узами крови и дружбы, владели отдельными поместьями. За границами королевского домена было много более мелких вассалов, принесших присягу королю и подчинявшихся королевской юрисдикции. Прежнюю систему управления через шерифов и суды графств и округов Вильгельм оставил без изменений, но люди, которых Вильгельм наградил землями, владели ими по нормандским законам и находились в тесной личной связи с самим королем. Однако герцог заставил наиболее влиятельных представителей нормандской знати признавать и постановления местных судов. Таким образом, старая система налогообложения поддерживала королевскую власть и вносила порядок в феодальную жизнь страны. А король, располагая обширными личными владениями, практически не зависел от налогов собственных вассалов. Несмотря на недовольства, высказываемые по поводу издаваемых Вильгельмом законов об использовании леса и введения непосильных налогов, герцогу удалось завоевать уважение своих английских подданных. Со временем они признали его законным наследником Эдуарда Исповедника и стали относиться к нему как к защитнику от феодального гнета. Такое отношение англичан можно объяснить тем, что герцог в первую очередь сам уважал закон, а также тем, что в свое время, подтвердив законы Эдуарда, он получил поддержку от церкви. Записи в кадастровой книге говорят о том, что практически все представители английской знати были лишены земель, хотя так Вильгельм должен был обойтись лишь с теми, кто поднял против него оружие. Англичане было практически отстранены от всех важных постов как в церкви, так и в государстве. Данные о политике Вильгельма после 1071 года очень скудны и разноречивы. Вероятно, основное внимание он уделял управлению страной, обходясь без юридического и финансового институтов. Доведенных до совершенства при последующих королях - Генрихе I, младшем сыне Вильгельма, и Генрихе II из новой династии Плантагенетов. Очень немногие из его помощников стали по-настоящему известными людьми. Вильгельм Фиц-Осберн, граф Херефордский, правая рука герцога в Нормандии, погиб во время гражданской войны во Фландрии(1071). Одо, епископ Байо, сводный брат Вильгельма, лишился расположения герцога и попал в тюрьму по обвинению в измене (1082). Другой сводный брат Вильгельма, Роберт Мортенский, граф Корнуолла, не проявил способностей к управлению страной. Старший сын герцога Роберт, хотя и имел титул графа Майена, выполнял лишь поручения отца. А другой сын, будущий король Вильгельм II Рыжий, всегда помогавший герцогу, никогда не занимал официального поста. Завоеватель доверял двум прелатам: Ланфранку Кентерберийскому и Джеффри Коутенскому. В делах государства они принимали участие не меньшее, чем в делах церкви. Но и сам король трудился не покладая рук: участвовал в заседаниях суда, руководил советами и церемониями и, наконец, проводил военные операции.

В 1072 году Вильгельм предпринял кампанию против Малькольма, шотландского короля. Тот женился на сестре Эдгара Ателинга Маргарет и стал подбивать на восстание англичан. Завидев армию герцога, неприятель сразу же сдался, принял вассальную зависимость и согласился выдать Эдгара Ателинга, которого тут же наделили землей и допустили ко двору Вильгельма. Из Шотландии король вернулся в Майен, жители которого, воспользовавшись беспорядками 1069 года, заставили уйти со своей земли нормандские гарнизоны. Вильгельму не составило труда покорить графство, хотя и повстанцам и помогал граф Фульк Анжуйский (1073). Заговор графов Херефорда и Норфолка, в котором принимал участие граф Нортхемптон, был раскрыт Ланфранком в отсутствие короля. Но Вильгельм счел нужным вернуться, чтобы решить вопрос о наказании и пресечь волнения и недовольство англичан. Решение о казни графа Нортхемптонского было принято герцогом после долгих колебаний, хотя и полностью соответствовало английскому законодательству. Столь жестокое отношение к человеку, считавшемуся, по мнению многих, невиновным, стало одним из темных пятен в карьере Вильгельма. В 1076 году герцог вошел в Бретань, чтобы поймать сбежавшего графа Норфолкского, но Филипп, король Франции, пришел на помощь бретонцам. И Вильгельму пришлось отступить перед сюзереном. Несколько последующих лет были омрачены ссорой между королем и его старшим сыном Робертом. В 1083-1085 годах в Майене поднялось второе восстание, В 1085 году до Англии дошли вести о том, что Кнут Святой, король Дании, собирается выдвинуть претензии на свои владения в Англии. Его затея не увенчалась успехом, но дала повод для созыва известного собрания свободных граждан в Солсбери. На нем Вильгельм принес клятву всем землевладельцам Англии уважать их права, одновременно получив в ответ феодальную присягу не только от своих непосредственных вассалов, но и всех арьервассалов, обязав их нести военную службу в пользу короля (1085).
Видя, что опасность еще не миновала, герцог взялся за составление "Земельной описи" Англии (1086), с уточнением обязанностей феодалов по отношению к королю. В 1087 году он пересек границу французской провинции Вексин, чтобы нанести ответный удар гарнизону Манта за набеги, совершаемые им на территории герцога. Войска Вильгельма захватили, разграбили и подожгли город. Но когда он въехал в город, чтобы осмотреть руины, его конь споткнулся, упал и сбросил всадника на горящие угли. С сильными болями его привезли в Руан, где он и умер 9 сентября 1087 года. Вильгельм был похоронен на территории монастыря Святого Стефана в Каене. Доска, установленная на его могиле перед высоким алтарем, сохранилась до сих пор, но его кости были разбросаны гугенотами в 1562 году.

Характер.

В век распутства Вильгельм отличался верностью в браке, воздержанностью и искренней набожностью. Проводя политику завоеваний, герцог совершенно сознательно шел на применение самых жестоких мер, но в то же время был чужд бессмысленному кровопролитию и жестокости. Единственный случай опустошения города без действительной на то причины сильно преувеличен. Вильгельм был не лишен алчности, но его отношение к церкви говорит о бескорыстии и благородстве. Это был высокий полный человек со статной осанкой и неимоверной физической силой. Несмотря на лобные залысины, он всегда коротко стригся, а также носил короткие усы.
От Матильды (она умерла в 1083 году) у Вильгельма было четверо сыновей: Роберт, герцог Нормандский, Ричард (убит во время охоты) и будущие короли Вильгельм II и Генрих I,- а также пять или шесть дочерей. Об одной из них, известно, что она вышла замуж за Стефана, графа Блуа.

Вильгельм I Завоеватель.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Вильгельм I Завоеватель (William thé Conqueror) (1027 или 1028, Фалез, Франция,-9.9.1087, Руан), герцог Нормандии (1035), король Англии (1066-87). Усилив герцогскую власть в Нормандии, сумел создать сильное, хорошо обученное войско из тяжеловооруж. коппых рыцарей и пехоты (ок. 10 тыс. чел.). С этими силами 28 сент. 1066 высадился на юж. берегу Англии и 14 окт. в сражении у Гастингса разбил англо-саксонские войска короля Гарольда, к-рый был убит в бою. Став англ, королём, осуществил централизацию политич. власти, усилил закрепощение англ, крестьянства. В годы правления В. I произошло неск. крестьянских восстаний, к-рые жестоко подавлялись.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Вильгельм Бастард

Вильгельм I
Вильгельм Завоеватель, Вильгельм Нормандский, Вильгельм Бастард
William the Conqueror, William of Normandy, William the Bastard
Годы жизни: 1027 - 9 сентября 1087
Годы правления: 14 октября 1066 - 9 сентября 1087
Отец: Роберт I, герцог Нормандии
Мать: Гарлева
Жена: Матильда Фландрская
Сыновья: Роберт, Вильгельм, Ричард, Генрих
Дочери: Аделиза, Сесилия, Адела, Агата, Констанция, Матильда

Согласно легенде, матерью Вильгельма была простая женщина по имени Гарлева, которую любил герцог Нормандии Роберт, прозванный за неукротимый характер Дьяволом. Вильгельм считался незаконнорожденным, однако отец так любил его, что, отправляясь в паломничество в Иерусалим, назначил своим наследником. Во время паломничества Роберт умер, и бароны Нормандии подняли бунт, не желая иметь своим герцогом бастарда. Из-за своего малолетства Вильгельм не мог принимать участие в боевых действиях, и ему пришлось ждать, пока в герцогстве не установится мир. Это произошло в 1042 г., когда победили сторонники Вильгельма, и молодой герцог был посвящен в рыцари. Первым же своим указом Вильгельм амнистировал всех бунтовщиков, однако мир в Нормандии установился не скоро. В 1044 г. друг детства Вильгельма, Гвидо Бургундский, организовал заговор, и Вильгельму пришлось просить помощи у короля Франции Генриха I. На этот раз Вильгельм сурово покарал бунтовщиков, разрушив замки даже тех вассалов, которые показались ему подозрительными.
В 1056 г. Вильгельм женился на Матильде, дочери Фландрского графа Бодуэна V. Сватовство Вильгельма было своеобразным: дождавшись Матильду на вызоде из церкви города Брюгге, он схватил ее, бросил в грязь и нанес несколько ударов, после чего вскочил на коня и ускакал. От побоев Матильда заболела, однако неожиданно заявила родителям, что выйдет замуж только за Вильгельма. Свадьба состоялась в том же году в замке О.
Вскоре испортились отношения между Вильгельмом и прежним союзником, французским королем Генрихом. В 1059 г. Генрих, вступив в союз с правителями Анжу, Мэна и Пуату, напал на Нормандию. Вильгельм долго избегал открытой битвы, а затем неожиданно напал на арьергард французской армии, разделившейся надвое во время переправы через реку Дива. Поражения так потрясло Генриха, что он на следующий год скончался.
Разобравшись с Францией, Вильгельм взялся за Англию. В Нормандии у родственников жены скрывался во время датского нашествия английский король Этельред Безрассудный с детьми, среди которых был Эдуард Исповедник. Вильгельм утверждал, что именно ему Эдуард завещал английский престол. Более того, он заручился поддержкой в борьбе за английскую корону своего единственного конкурента Гарольда Годвинссона, заставив того поклясться на святых мощах. Тем сильнее был удивлен Вильгельм, когда узнал, что после смерти Эдуарда королем был избран Гарольд.
Вильгельм сумел склонить на свою сторону общественное мнение в континентальной Европе и убедить папу Александра II, что Гарольд совершил святотатство, нарушив клятву. Папа прислал Вильгельму буллу, одобрявшую вторжение в Англию, и Вильгельм начал готовиться к войне. Он собрал армию из 60 тысяч человек, включая наемников из разных стран, и вторгся в Англию на 400 больших и 1000 легких судах. Гарольд, вынужденный вести войну на два фронта и отбивавшийся в это время на севере страны от викингов, собрал небольшую армию и бросился к Гастингсу, где укрепился Вильгельм. Решающая битва состоялась 14 октября. Гарольд успешно оборонялся, пока нормандцы обманным маневром не выманили его из-за укрепления, а затем обратили в бегство и разбили.
Разгромив основные силы англичан, Вильгельм двинулся на север, захватил Дувр и подошел к Лондону, не предпринимая штурма. Измученные постоянными войнами лондонцы сами сдались на милость победителю. Эдгар Королевский сын признал Вильгельма королем Англии, а архиепископ Йоркский Элдред короновал его в Вестминстере. Вильгельм построил в Лондоне крепость Тауэр, ставшую его резиденцией, и отправился завоевывать остальную страну. К 1070 г. вся Англия оказалась под властью Вильгельма, и хотя местами еще вспыхивали восстания, завоевание Англии можно было считать закончившимся. Земли, принадлежавшие старой англо-саксонской знати, были конфискованы и розданы нормандским дворянам, пришедшим с Вильгельмом. Было упразднено саксонское "обычное право", а вместо него введены нормандские законы. Государственным языком вместо саксонского стал нормандский диалект французского языка.
В 1083 г. умела королева Матильда, и уже ничто не мешало тираническим наклонностям Вильгельма вырываться наружу. Покорив саксов, он начал утверждать свое превосходство над бывшими соратниками. С этого года стал взыматься налог на землю не только с саксов, но и с нормандцев. Вильгельм приказал произвести "розыск" - перепись всех земельных владений в Англии, чтобы знать в чьи руки попали те или иные земли после завоевания, сколько десятин в каждом поместье, какой доход приносит тот или иной город или село. Результатом его стала составленная в 1086 г. "Великая книга", названная саксами "Книгой Последнего Суда". Вильгельм объявил себя наследником всех земель Эдуарда и Гарольда, всех общественных земель и городов, кроме тех, которые он пожаловал особыми грамотами. В королевских лесах под страхом смертной казни была запрещена охота. Этот закон, скорее всего, был направлен не против охотников, а против многочисленных разбойников, живших в лесах. По окончании "розыска" Вильгельм собрал всех землевладельцев страны - около 60 тысяч человек, которые принесли ему клятву верности.
В 1087 г. Вильгельм уехал в Нормандию, чтобы решить некоторые проблемы, возникшие в результате действий французского короля. Проезжая по пожарищу города Мант, конь Вильгельма наступил на горячие угли, сбросил седока и ранил его копытом в живот. Шесть недель Вильгельм мучился от боли. Не помогли даже щедрые пожертвования церкви, и 9 сентября Вильгельм скончался.
Перед смертью он объявил своим наследником в Нормандии старшего сына Роберта Куртуа, которого в свое время проклял и изгнал с острова, а Англию вручил в руки Господа, однако пожелал на словах, чтобы новым королем стал его второй сын Вильгельм Рыжий.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Брокгауз и Ефрон сообщают:

Вильгельм Завоеватель - король Англии (1066-1087) род. в 1027 г. и был побочным сыном нормандского герцога Роберта II Дьявола. В 1033 г., когда Роберт Дьявол отправился на богомолье в Палестину, В. был признан его наследником. При известии о смерти Роберта (1035), нормандские бароны и во главе их родственники умершего герцога восстали против его незаконнорожденного преемника, и только вмешательство французского короля Генриха I, который был сюзереном и опекуном В., сохранило за ним престол. Юность Вильгельма прошла в войнах с соседями (особенно с гр. Анжуйским, Годефруа Мартелом, и с французским королем), из которых он вышел победителем, подчинив Нормандии графство Мэн (1060), и в борьбе с баронами, которых ему удалось принудить к полному повиновению. Предмет особых забот В. составляла нормандская церковь: он сам руководил духовными соборами и старался поднять умственный и нравственный уровень духовенства. Сотрудником его в церковных преобразованиях был приор знаменитой бекской школы Ланфранк.

В 1051 г. В. посетил своего родственника, английского короля Эдуарда Исповедника, и впоследствии стал утверждать, что бездетный Эдуард во время этого свидания назначил его своим наследником, хотя такое назначение, без согласия витенагемота, не имело законной силы. Тем не менее, когда в 1066 г. умер Эдуард и английский престол перешел к его шурину Гарольду, В. заявил свои притязания, ссылаясь на завещание Эдуарда, на свое родство с ним (его отец был племянником матери Эдуарда, Эммы) и на клятву самого Гарольда - в случае смерти Эдуарда способствовать избранию В. английским королем. Притязания В. поддерживал папа Александр II; он отлучил Гарольда от церкви и возложил на В. миссию привести Англию к покорности св. престолу. Под знамена В. собрались с разных концов западной Европы рыцари и простые воины, жаждавшие приключений и быстрого обогащения. Численность его войска простиралась до 60000. Нормандский флот отплыл из гавани С. Валери (в устье Соммы) и 29 сентября 1066 г. пристал к берегам Англии у Певенси, близ Гастингса; около этого города вскоре и произошла битва, которая отдала Англию в руки Вильгельма. Немногие города оказали сопротивление норманнам. Лондон провозгласил королем последнего представителя англосаксонской династии, Эдгара Этелинга, и готовился к обороне; но, когда на сторону В. стали один за другим переходить светские и духовные магнаты, граждане Лондона отправили к В. депутацию, и во главе ее стоял сам Эдгар Этелинг. В. очень заботился о том, чтобы возложить на себя корону не в качестве завоевателя, а в качестве законного наследника Эдуарда, и короновался в Вестминстере с соблюдением всех обычных обрядов. Гарольд и его сторонники были объявлены изменниками; их земли подверглись конфискации и были розданы сподвижникам В. Но никаких важных изменений в англо-саксонских законах не было произведено на первых порах; привилегии Лондона В. подтвердил особой грамотой. Свое положение В. считал настолько упроченным, что на следующую весну уехал в Нормандию. Вскоре после его отъезда вспыхнуло восстание, вызванное насилиями норманнов. Возмутившимся англосаксам помогали валлийцы и некоторые норманские бароны, недовольные В.

Вернувшийся В. восстановил порядок и построил целый ряд замков, в которых разместил норманские гарнизоны. Но брожение продолжалось, и в 1068 г., когда в устье Гумбера появился флот датского короля Свена, возмущение охватило весь запад Англии. Добившись, путем подкупа, мира у датчан, В. жестокими мерами принудил мятежников к покорности; он подвергнул страшному опустошению восставшие области, причем особенно пострадала страна на севере от р. Гумбера. Последнее, в такой же степени как и прежнее неудачное восстание англо-саксов, которое поддерживал шотландский король Малькольм III, относится к 1071 г. Мятежи последующих лет уже не имеют характера национальной борьбы, и причиной их является своеволие или честолюбие норманских баронов. Таково, например восстание баронов под предводительством старшего сына В., Роберта, который добился того, что отец отдал ему в управление Нормандию (1080).

Последовательный ряд восстаний англо-саксов изменил положение В.; после их усмирения он владеет Англией уже не только на правах преемника Альфреда Великого и Эдуарда Исповедника, но и по праву завоевания. Этот двойственный характер его власти выразился в его правительственной системе, которая представляет соединение прежнего англо-саксонского строя с нормандским феодализмом. Почва для установления феодального порядка была уже подготовлена, так как еще до появления норманнов феодальная система землевладения распространилась на большую часть крупных земельных участков, и аллодиальная собственность оставалась, в виде исключения, в руках самых знатных родов. Раздавая своим норманнам земли на феодальных основаниях, В., в тоже время, старался принять меры против последствий феодализма. Английская феодальная система, введенная норманским завоеванием, очень существенными чертами отличается от континентальной. Владения многих баронов достигали очень значительных размеров, но они были разбросаны по всей стране, и это обстоятельство служило препятствием образованию системы крупных поместий. В графствах В. ввел управление шерифов - чиновников, которые получали назначение и находились в непосредственной зависимости от короля. Большие графства, созданные Канутом Вел., были уничтожены, и только в трех местах В. основал палатинаты (честерский, дергемский и кентский); два из них были отданы духовным лицам, которые, разумеется, не могли передавать своей власти по наследству. В то же время противовесом феодализму служили старые английские учреждения, отчасти сохраненные В. Он усилил систему круговой поруки десятен (frankpledge) и сохранил суды сотен и графств. Всякий вассал, кроме той присяги, которую он приносил сеньору, обязан был еще давать клятву верности королю. Оплотом против феодализма служила организация церкви. Низложив кентерберийского архиепископа Стигаида, В. возвел на его место Ланфранка и большую часть английских прелатов заместил нормандскими. Зависимость церкви от короля была увеличена: епископ приносил королю ленную присягу; королевский вассал не мог быть отлучен от церкви без дозволения короля. Светская и церковная юрисдикции были строго разделены. Постановления соборов получали утверждение от короля. Сношения церкви с папой были также подчинены его контролю. Относительно св. престола В. вообще держался вполне независимо и на требование Григория VII принести ленную присягу отвечал гордым отказом. В 1086 г. В. велел составить подробную перепись земельных участков и повинностей, связанных с землевладением; запись эта носит название Domesdaybook и на ряду с "Leges et Consuetudines Willelmi etc. " ("Англо-саксонское право с добавлениями и изменениями В.") является главным источником для знакомства с внутренней историей Англии при В. Завоевателе.

Перед смертью Вильгельму пришлось вести войну с возмутившимися баронами Нормандии и помогавшими им соседними французскими владетелями. Объезжая пылавшие развалины взятого им города Манта, Вильгельм был сброшен с седла и получил смертельный ушиб. Его перевезли в Руан, где он и умер (7 сентября 1087 г.). Старший сын Вильгельма Роберт наследовал ему в Нормандии, второй, Вильгельм - в Англии.

Кроме общих сочинений, см. Aug. Thierry, "Histoire de la conquete de l"Angleterre par les Normands"; Planche, "The Conqueror and his companions"; Freeman, "History of the Norman Conquest of England" и его же, "William the Conqueror".

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Родоначальник династии:

Вильгельм I Завоеватель - король Англии, правивший в 1066- 1087 гг. Родоначальник Нормандский династии.

Жена: с 1056 г. Матильда, дочь графа Фландрского Балдуина (+ 1083 г.).

Отец Вильгельма, герцог Роберт Нормандский, был прозван за неукротимые страсти Робертом Дьяволом. По преданию, возвращаясь однажды с охоты, он встретил у ручья девушку из Фалеза, мывшую белье со своими подругами. Ее звали Гарлева. Красота девушки поразила герцога. Он пожелал ее любви и послал одного из доверенных приближенных с предложением к ее семейству. Отец Гарлевы сначала был оскорблен притязаниями Роберта, но потом, по совету одного отшельника, согласился принять его и отослал к герцогу свою дочь. Роберт очень любил ее, а рожденного Гарлевой сына воспитал с такой заботливостью, словно он был его законным ребенком.

Через семь лет Роберт отправился в Иерусалим и назначил Вильгельма своим наследником. Он умер во время паломничества. После этого гордые нормандские бароны стали бунтовать против совершившегося избрания, говоря, что незаконнорожденный не может начальствовать над сыновьями датчан. Несколько лет противники и сторонники Вильгельма вели между собой упорную войну, в которой он не мог участвовать из-за своего малолетства. Наконец, в 1042 г., после взятия замка Арк, мир был восстановлен. В том же году Вильгельм впервые одел доспехи и был посвящен в рыцари. Это событие было днем торжества для всей Нормандии: времена смуты закончились, и теперь в стране был хозяин. Первым актом правления нового герцога был ордонанс против виновных в убийстве, поджигательстве и грабеже. Затем он повелел своим подданным сложить оружие и даровал амнистию участникам предшествующих возмущений. Но до окончательного умиротворения Нормандии было еще далеко. В 1044 г. Вильгельм едва не пал жертвой заговора, среди участников которого был друг его детства Гвидо Бургонский. Вильгельм попросил помощи у французского короля Генриха 1. В то время между Капетингами и нормандскими герцогами еще существовала традиционная дружба. Король лично явился к Аржансону во главе большой армии своих вассалов. Бунтовщики тоже не теряли времени и успели собрать под свои знамена 20 тысяч человек. Ожесточенная битва произошла в 1046 г. на равнине Дюн неподалеку от Казна. Мятежники долгое время отражали смелые атаки герцога и его союзников. Но некоторые из предводителей инсургентов перешли на сторону Вильгельма, и это решило исход сражения в его пользу.

После победы имя Вильгельма было овеяно громкой славой. Он вполне воспользовался своим успехом, приказав разрушить замки тех вассалов, которые казались ему подозрительными. Действие этой меры было громадно и благотворно: усобицы и мятежи прекратились. Страна успокоилась под властью своего герцога. Возросшее могущество Нормандии вскоре ощутили на себе все соседи. В 1048 г. Генрих призвал Вильгельма оказать ему помощь в войне с Жоффруа, графом Анжуйским. Это вовлекло его в тяжелую войну с анжуйцами, продолжавшуюся до 1054 г. От постоянных войн характер Вильгельма становился все более жестоким и мстительным. Пишут, что однажды он осаждал город Алан-сон. Горожане, стоя на стенах, начали колотить по принесенным шкурам и кричать: «Кожа! Кожа!», чтобы напомнить Вильгельму о кожевенном ремесле его деда. Вильгельм пришел от этого в такой гнев, что тотчас же велел отрубить руки и ноги всем попавшимся ему пленным, а пращникам перебросить эти кровавые члены в город. С восстановлением спокойствия Вильгельм стал подыскивать себе невесту и остановил выбор на Матильде, дочери Балдуина, графа Фландрского. Поначалу его сватовство не имело успеха. Тогда герцог прибег к следующему виду ухаживания. Он тайно прибыл в Брюгге, где находился Балдуин со своим семейством, подстерег Матильду на церковной паперти и, при выходе из церкви, схватил ее, бросил в грязь, нанес несколько сильных ударов, а затем вскочил на коня и быстро удалился. От этих побоев Матильда сделалась больна, однако решительно объявила отцу, что выйдет замуж только за Вильгельма Нормандского. Граф сдался на ее уговоры, и свадьба состоялась в 1056 г. в замке О.

В том же году пришли в расстройство отношения с французским королем. Генрих, обеспокоенный усилением прежнего союзника, стал собирать силы для похода в Нормандию. Вильгельм благоразумно уклонился от решительной битвы, но, узнав, что брат короля Эд с большим отрядом французских рыцарей отделился от главного войска и находится под Мортимером, внезапно напал на него и нанес тяжелое поражение. Французы ушли из Нормандии, и Вильгельм возобновил войну с Жоффруа Анжуйским, которому помогали графы Мэн и Пуату. В 1059 г. король Генрих присоединился к их союзу против Нормандского герцога и вторгся в его страну. Как и в прошлый раз Вильгельм избегал открытого сражения и выжидал время для внезапного удара. Узнав, что Генрих собирается перейти через Диву, он скрытно приблизился к месту переправы. Когда передовой отряд Генриха был уже на другом берегу, нормандцы внезапно напали на королевский арьергард. Множество французов было перебито, другие сдались на милость победителя. По свидетельству хронистов, в Нормандии еще никогда не бывало такого огромного числа пленных. Король в бессильной ярости наблюдал с другого берега за разгромом своей армии, но ничем не мог ей помочь. Он не смог перенести это поражение и умер в следующем году. После этого Нормандия упокоилась.

Однако герцог Вильгельм был не тот человек, который мог жить в покое. Разделавшись с французскими делами, он стал помышлять о завоевании Англии. Обстоятельства благоприятствовали ему. Вскоре после того, как Эдуард III Исповедник, дальний родственник Нормандского герцога, занял английский престол, он принял у себя молодого Вильгельма. Существует предание, что тогда же он обещал передать ему власть над страной после своей смерти. Знали об этой договоренности очень немногие. В 1065 г. в Нормандии находился граф Уэссекский Харальд, имевший на Эдуарда огромное влияние. Вильгельм завел с ним разговор о своих претензиях на английский престол. Харальд, хотя и был очень удивлен тем, что Нормандский герцог рассчитывает сделаться королем Англии, обещал оказать ему всяческую поддержку. Немного погодя Вильгельм обманом принудил его поклясться в этом над святыми мощами. Между тем, умирая, Эдуард призвал английских вельмож провозгласить королем Харальда. Когда затем Вильгельм потребовал у Харальда соблюдения данной клятвы, тот отвечал, что принес ее под влиянием насилия и, кроме того, обещал то, чем не имел права распоряжаться. Тогда Вильгельм открыто провозгласил, что в том же году придет требовать свои владения и будет преследовать клятвопреступника на суше и на море. Но прежде, чем начать поход, он постарался обратить в свою пользу общественное мнение Европы. Перед папским двором он начал тяжбу против Харальда, обвиняя того в святотатстве. Он просил, чтобы Англия была осуждена церковью и объявлена собственностью первого, кто ее займет. Всем было очевидно, что герцог Нормандский не имел никаких законных прав на английскую корону. Даже принимая во внимание его родство с матерью Эдуарда Исповедника, королевой Эммой, следовало признать Харальда, брата жены последнего короля, более законным преемником. К тому же Вильгельм был еще и незаконнорожденным. Тем не менее папа Александр II взялся разбирать его жалобу и предложил Харальду оправдаться в возведенных обвинениях. Харальд, однако, не хотел признать себя подсудным Риму и даже не отправил туда своего посла. Не дождавшись ответчика, папа отлучил его от церкви и поручил Вильгельму вступить во владение Англией, чтобы привести ее к послушанию апостольскому престолу. В глазах современников нарушение клятвы, данной над мощами святых, казалось страшным преступлением, поэтому притязания Вильгельма, при всей спорности его прав, выглядели более справедливыми. Общественное мнение на континенте склонилось в пользу нормандского герцога. Это давало ему ощутимую моральную поддержку. Но утвердиться в Англии он мог лишь силой оружия.

Вильгельм стал готовиться к походу со всей возможной тщательностью. Собственных средств для завоевания такой большой страны у него не было. Но он так ловко повел дело, что вскоре имел в избытке и деньги, и солдат. Пишут, что герцог призвал к себе самых могущественных и богатых людей Нормандии, со всеми говорил отдельно, с глазу на глаз, и просил помощи. Ни у кого не хватало духа отказывать в этих просьбах. Одни снабжали его кораблями, другие - людьми, третьи - деньгами. Вскоре привезли из Рима священную хоругвь и буллу, одобрявшую вторжение в Англию. При известии об этом усердие удвоилось. Вильгельм объявил свой призыв на войну и в соседних странах; он предлагал большое жалование и участие в разграблении Англии каждому крепкому человеку, решившемуся служить ему копьем, мечом или арбалетом. К нему явилось множество рыцарей и любителей приключений со всей Франции. Сборным пунктом для всех кораблей и войска было назначено устье реки Дивы. Когда все было готово, противные ветры долго препятствовали переправе. Наконец, 27 сентября погода установилась, и 400 больших кораблей, сопровождаемые 1000 легких перевозных судов, вышли в море. Всего под знамена герцога собралось около 60 тысяч человек.

Не встречая сопротивления, нормандцы высадились 28 сентября на побережье Англии близ Гастингса. Вскоре стало известно о подходе Харальда и англосаксов, занявших укрепленную позицию на склоне холмов в семи милях от лагеря нормандцев. Попытки решить дело переговорами ни к чему не привели, и 14 октября началась решительная битва. Свою конницу герцог построил тремя отрядами, одним из которых, составленным из нормандского рыцарства, он командовал сам. Впереди и по флангам была построена пехота. Начало битвы сложилось неудачно для нормандцев. Саксы, укрытые за высоким палисадом, стояли крепко и отразили все атаки нападавших. Растерянность нормандцев усилилась, когда прошел слух, что Вильгельм убит. Началось бегство. Герцог бросился наперерез отступавшим и, сняв шлем, закричал: «Я здесь, смотрите на меня - я жив, и Бог поможет нам победить!» Нормандцы возобновили штурм, но не могли ни отбить ворот, ни сделать пролома. Тогда герцог прибегнул к хитрости. Чтобы выманить англичан из их укреплений и расстроить их ряды, он велел одному из своих отрядов произвести нападение, а потом удариться в бегство. Видя это беспорядочное отступление, саксы потеряли хладнокровие и бросились в погоню. В некотором расстоянии другой отряд, нарочно подготовленный, присоединился к мнимым беглецам, которые тотчас повернули лошадей и со всех сторон встретили ударами копий и мечей нестройно бежавших англичан. В это время был сделан пролом в укреплении: туда ворвались нормандцы и пошла рукопашная схватка. Под Вильгельмом убили лошадь, но он продолжая сражаться на запасной. Вскоре Харальд и его братья были убиты. Остатки английского войска без вождя и без знамени продолжали борьбу до ночи. С наступлением темноты вожди саксов рассеялись и большей частью погибли дорогой от ран и боевого изнурения. Нормандские всадники преследовали их и никому не давали пощады.

От Гастингса Вильгельм пошел на север, опустошая все на своем пути. Он взял Дувр, овладел побережьем и повернул на Лондон. Остановившись неподалеку от этого города, нормандцы не предпринимали штурма, надеясь, что настроение горожан переменится, и не ошиблись - лондонцы вскоре пришли в унынье от голода и внутренних смут. Эдгар, избранный после смерти Харальда королем, в сопровождении архиепископа и знати приехал в неприятельский лагерь и покорился Вильгельму. Вильгельм был провозглашен королем и коронован в Вестминстере архиепископом Иоркским Эльдредом. Остановившись пока в Баркинге, он разослал во все местности, уже изъявившие ему покорность, своих комиссаров. Те составили точные описи всевозможной собственности, общественной и частной. Все участники гастингской битвы были объявлены лишенными своего имущества, а их обширные земельные владения поделены между нормандскими баронами и рыцарями, принявшими участие в завоевании. Отстроив в Лондоне мощную крепость - Тауэр, которая должна была стать его резиденцией, Вильгельм в 1067 г. отправился на завоевание остальной части страны. Жители Эксетера закрыли перед ним ворота. Нормандцы окружили город и осаждали его 18 дней. Борьба велась с большим ожесточением. Наконец, горожане сдались на милость победителя. Затем были завоеваны берега Соммерсета и Глочестера. Убежищем недовольных стал север Англии. В 1068 г. Вильгельм двинулся против них, взял Оксфорд, Варвик, Лейчестер. Дерби и Ноттингем. Нормандцы овладели Линкольном и подступили к Йорку. Неподалеку от этого города их встретило объединенное войско англосаксов и скотов. Превосходство в коннице и вооружении позволило Вильгельму одержать победу. Преследуя бегущих, нормандцы ворвались в Йорк и истребили здесь всех жителей, от младенца до старика.

В 1069 г. из Ирландии приплыли с небольшим войском сыновья Харальда Эдвин и Годвин. Они высадились у Соммерсета, и сейчас же все окрестное население восстало и присоединилось к ним. Однако мятеж вскоре был подавлен с большой жестокостью. Центром борьбы против завоевателей сделался после этого Честер. На помощь восставшим нортумбрийцам прибыли 240 кораблей из Дании. Датчане высадились в заливе Гумбера и, поддержанные англичанами, подступили к Йорку. После упорного штурма они ворвались в город и перебили несколько тысяч нормандцев. Молодого Эдгара опять провозгласили королем. Узнав об этом, Вильгельм послал большие деньги вождю датчан Осбиорну и убедил его весной отплыть обратно в Данию. Клятвами и уступками он сумел удержать от мятежа жителей южной Англии и в начале 1070 г. с лучшими войсками быстро подошел к Йорку. После ожесточенного штурма он во второй раз взял Йорк и двинулся на север. Вся Нортумбрия была жестоко опустошена, множество людей перебито, остальные в страхе разбежались по лесам и горам. Вильгельм преследовал врагов вплоть до развалин большой римской стены, а затем вернулся в Йорк. Земли, лежащие к северу и югу от Гумбера, были поделены между завоевателями по тому же порядку, который соблюдался при разделе земель южных областей. Сам Вильгельм не пошел дальше Гексгама, его военачальники сами завершили завоевание Нортумбрии. Оставалось овладеть страной, прилегавшей к Честеру. После зимы, проведенной на севере, Вильгельм отправился на него походом. Он прошел непроходимыми дотоле для конницы путями через горную цепь, протянувшуюся от юга на север через всю Англию, и вступил победителем в Честер. Здесь и в Стаффордеон велел строить крепости и щедро раздал награды своим войскам.

После этого открытое сопротивление нормандцам прекратилось, но то и дело вспыхивали восстания, которые Вильгельму приходилось подавлять. Тогда же у короля возникли распри со старшим сыном Робертом. Все началось с того, что молодой человек стал требовать у отца Нормандию. Вильгельм отказал. Последовала жестокая ссора, во время которой младшие сыновья приняли сторону отца. Роберт бежал в Руан и попытался захватить цитадель. Ему не повезло, и он едва смог избежать плена. После долгих скитаний он укрылся в замке Герберуа, сделавшемся вскоре прибежищем всех врагов Вильгельма. В конце концов, король вынужден был осадить его.

Бароны постарались примирить сына с отцом. Однако согласие между ними было недолгим: Роберт вновь уехал из Англии, а Вильгельм проклял его и лишил наследства.

В 1083 г. умерла королева Матильда, не раз смягчавшая душу Завоевателя своими советами. По свидетельству древних историков, после ее кончины Вильгельм безгранично предался своим тираническим наклонностям. Вероятно, здесь подразумевалось то, что, достигнув полного господства над туземцами, он с тех пор начал утверждать личное превосходство над товарищами своих побед. В этом году он потребовал уплаты податей с каждой гиды земли во всем королевстве, без различия со всех владельцев - и саксов, и нормандцев. С этого года развиваются начала взаимного недоверия и тайной вражды между королем и его старыми друзьями. Они обоюдно обвиняют друг друга в жадности и себялюбии. Чтобы обосновать на прочных началах свои требования податей или денежных служб, говоря языком этого века, Вильгельм велел произвести великий поземельный розыск и составить всеобщий реестр о всех переменах в собственности, происшедших в Англии вследствие завоевания: он захотел узнать, в чьи руки на всем пространстве королевства перешли владения саксов, сколько в каждом поместье было десятин земли, какое число десятин могло быть достаточно для содержания с доходов воина и как велико число военных людей в каждой области или графстве, до каких сумм простирались доходы городов, местечек, сел, какая именно была собственность каждого графа, барона и шевалье. Из числа своих законоведов и хранителей казны Вильгельм выбрал доверенных помощников, которым поручил отправиться в объезд по всем графствам Англии и учредить повсюду розыскные отделения. Великий розыск продолжался шесть лет. Результатом всех этих трудов стала так называемая «Великая книга», куда были внесены имена всех собственников или держателей земли в Англии с перечислением их имущества. Саксы называли ее Книгой Последнего Суда. Она как бы подвела итог завоеванию, совершившемуся двадцать лет назад, и закрепила юридически переход собственности из одних рук в другие. Более всего выгоды из этого передела получил король. Вильгельм объявил себя наследником и владельцем всего того, что имели короли Эдуард и Харальд, а также всех общественных земель и городов, кроме тех, которые он пожаловал особыми грамотами. Все, кто не мог представить таких грамот, лишались своих владений. Далее Вильгельм потребовал, чтобы каждое имение уплачивало в казну ту же подать, какую оно платило во времена Эдуарда. Это притязание особенно возмущало нормандцев, которые считали свободу от уплаты налогов основой своей политической свободы. Тогда же были обнародованы строгие законы Вильгельма против охоты, запрещавшие каждому англичанину охотиться (или даже находиться с оружием) в королевских лесах. Нарушителей ждало жестокое наказание. Законы эти были, видимо, направлены против многочисленных разбойников, искавших в лесах убежище. Охота в королевских лесах (в их число были включены все большие леса Англии) стала отныне привилегией, которую мог жаловать только сам король.

В 1086 г., по окончании розыска, Вильгельм созвал общее собрание всех предводителей завоевания. Всего собралось около 60 тысяч человек, причем каждый из них был владельцем участка земли, по крайней мере, достаточного для содержания боевого коня и полного вооружения. Все они возобновили клятву верности королю. Распустив своих вассалов, Вильгельм в 1087 г. отправился в Нормандию. По совету медиков он не покидал постели и воздерживался от еды, стараясь избавиться от своей чрезмерной тучности. От забот о своем здоровье он был вскоре отвлечен войной с французским королем Филиппом 1, захватившим некогда графство Вексенское в Нормандии. Устав от долгих переговоров, Вильгельм.летом того же года вновь захватил спорные земли. И вот, когда нормандцы ворвались в город Мант-на-Сене, королевский конь, скакавший по пожарищу, ступил на горячие угли, опрокинулся и поранил Вильгельма в живот. Больного короля перенесли в Руан. В течение шести недель он томился от боли, и с каждым днем болезнь его все усиливалась. Вильгельм послал деньги в Мант на восстановление сожженных им церквей, выпустил заключенных и раздал большую милостыню. Но эти меры не помогли. Чувствуя приближение смерти, он объявил нормандским герцогом после себя старшего сына Роберта (с которого, однако, не снял проклятия), а Англию вручил в руки Господу. От себя он пожелал, чтобы королем был избран его средний сын Вильгельм. Младшему, Генриху, он дал только 5000 фунтов серебра.

Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.