Что такое фразовое ударение. Фразовое ударение в английском языке. Фразовое и логическое ударение

фра́зовое ударе́ние

интонационно-просодическая единица, оформляющая законченность фразы и выражение её коммуникативного типа. Иногда в этом значении употребляется термин «интонационный центр». В большинстве языков реализуется в зоне последнего ударного слога фразы; оформ­ля­ет­ся разного типа комбинациями интонационных средств - мелодикой, интенсив­но­стью, длитель­но­стью. В нейтральном произнесении зона Ф. у. не воспринимается как особо выделен­ная, маркированная, поэтому Ф. у. иногда называют нейтральным или автома­ти­зи­ро­ван­ным («Сего­дня хорошая пого́да», «Горит восток зарёю но́вой»). Первоначально Ф. у. называли логиче­ским (т. е. смысловым), однако такое представление о Ф. у. не позволяло различать нейтраль­ное произнесение и произнесение с нарочитым подчёрки­ва­ни­ем: «Пожалуйста, дайте мне пальто» и «Пожалуйста, дайте мне пальто» (а не шапку). В советском языкознании термин «логическое ударение» обычно закреп­ля­ет­ся за подчёрк­ну­тым выделением слова во фразе. Различаются следующие типы логического ударения: контрастивные и эмфати­че­ские. Пример контрастивного ударения: «У меня этих проблем нет» (а у других есть), «Сегодня приедет Маша» (а не кто-то другой). Эмфатическое ударение передаёт отношение говорящего к сообща­е­мо­му: «Мне очень понравилась ваша дочь». Иногда только наличие или отсутствие подобного ударения помогает оценить смысл фразы, ср.: «Мы ежемесячно посылаем туда учите­лей» и «Мы ежемесячно посылаем туда учителей» (ясно, что часто).

При анализе содержательной стороны высказывания Ф. у. часто связывают с выражением каких-либо содержательных категорий: определённости​/​неопределённости, новизны, актуаль­но­го членения, важности. Однако прикреплённость Ф. у. дела­ет его недостаточным для выражения этих категорий, поэтому, например, в славянских языках Ф. у. коррелирует с нейтральным порядком слов, при котором новые, неопределённые имена располагаются к концу высказы­ва­ния, ср.: «Одна женщина рассказала мне одну необычайную историю» → «Одна женщина рассказала мне необычайную историю» (неопределённость объекта остается) → «Женщина рассказала мне необычайную историю» (субъект становится опреде­лён­ным).

Особого вида ударение представлено во фразах типа «Тише, бабушка спит!», «Папа пришёл!», «Чаплин умер!», где выделение не означает ни контраста, ни эмфазы именно на этом слове, но относится ко всему высказыванию в целом. Подобного рода ударения можно назвать ударениями «экстраординарного введения в ситуацию» и считать подобные фразы коммуникативной инверсией нейтральных фраз с Ф. у.

Логическое ударение способствует различению многообразных смысловых оттенков сообще­ния, например: John amused Mary ‘Джон развлекал Мэри’ (однократное событие), John amused Mary (результативно и многократно); «Поступки Билла надоели ему» («он» = «Билл»), «Поступки Билла надоели ему» («он» ≠ «Билл»). Дискуссионным является вопрос о том, наклады­ва­ет­ся ли логическое ударение на Ф. у. (тогда, в случае неконечного положения, имеет место сдвиг Ф. у.), или они существуют независимо. В последнем случае остаётся нерешённым, сколько логических ударений может быть в одной фразе и как (количественно и качественно) выражается при этом Ф. у. Неясным остается и соотношение фразового и синтагма­ти­че­ско­го ударений, в основном вопрос стоит об их количественной выраженности.

В англоязычной традиции термин «фраза» (phrase) соответствует не русскому термину «фраза» (в значении «выска­зы­ва­ние»), а скорее русскому полнозначному фонетическому слову или словосочетанию, поэтому возможны терминологические недоразумения: для фразы «Сего­дня мне нет покоя» в английской традиции можно говорить о трёх Ф. у. (на словах «сего­дня», «нет», «покоя»), в русской - об одном Ф. у. на слове «покоя» в нейтральном произнесении.

Ф. у. известно практически всем языкам, но его выражение различается не только в зависи­мо­сти от коммуникативного типа высказывания, но и от языка к языку. Различается и степень выраженности Ф. у.: в тех языках и конструкциях, где оно выражено ярче, словесная просодия в большей степени подчиняется фразовой, а фразовая интонация в большей степени грамматикализована.

Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963; Брызгунова Е. А., Звуки и интонации русской речи, М., 1969; Торсуева И. Г., Интонация и смысл высказывания, М., 1979; Светозарова Н. Д., Интонационная система русского языка, Л., 1982; Николаева Т. М., Семантика акцентного выделения, М., 1982; Schmerling S. F., Aspects of English sentence stress, Austin, 1976.

Ударение в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделения одного слога речевого потока не фоне других.

В лингвистике чётко различаются словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид ударения - логическое, назначение которого - в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении. Также существует эмфатическое ударение, которое используется для уточнения какой-либо информации.

В отечественной англистике обычно различают словесное ударение и фразовое.

Словесное ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Эта объединяющая функция словесного ударения осуществляется за счет выделения одного из слогов в слове (ударного), который «подчиняет» остальные (безударные) .

Ударение - необычайно сложное явление. Существует множество подходов (в том числе отечественных, британских, американских) и в плане выявления его типологии, и в плане выявления его многочисленных функций. По Д. Джонсу ударение может быть описано как усилие, с которым говорящий произносит звук либо слог .

Английские фонетисты Кристал и Гимсон единодушны во мнении, что в английском слове ударение или акцент представляют собой сложное явление, которое характеризуется изменениями интенсивности, высоты тона, качества и количества звука. Динамические и тонические характеристики ударения в английском слове превалируют над всеми остальными .

С тем, что ударение может выражаться любым из основных акустических параметров или любым набором этих параметров, соглашались и соглашаются практически все исследователи звукового строя. Например: «Ударение можно определить как вершинообразующее выделение, реализуемое разными путями: с помощью экспираторного усиления, с помощью повышения тона, с помощью удлинения, с помощью тщательной и энергичной артикуляции того или иного гласного» (Трубецкой) ; «…ударение может выражаться и повышением голоса, и усилением его» (Якобсон); «ударение - это выделение одного слога внутри слова по сравнению с другими его слогами. Важнейшими средствами такого выделения являются интенсивность, выдыхание, высота тона и длительность» (Семереньи).

В языкознании существует два способа категоризации статуса ударения: фонологический и фонетический. При первом подходе ударение обычно трактуется как выделение одного из слогов слова, воспринимаемое на слух. Фонетическим подходом к ударению можно назвать такой, когда ударение тоже понимается как выделение одного из слогов слова, но при этом связывается с конкретными акустическими параметрами.

Различия в степени ударения, последовательность распределения главного и второстепенного ударения, различное количество ударений в слове создают акцентные типы слов, а распределение ударений по слогам слова образуют акцентные структуры слов. Иными словами, словесное ударение, выделяя тот или иной слог слова реализуется в акцентной структуре слова и непосредственно связано с вариативностью её характеристик в речевом потоке.

Под ударением принято понимать выделенность слога. Фразовым ударением, за редким исключением, выделяется тот же слог в слове, что и словесным ударением. Тем самым, словесное и фразовое ударения оказываются связанными друг с другом теснейшим образом .

Под фразовым ударением понимается выделенность слов в высказывании. Оно организует высказывание, служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения .

При изучении лингвистических интонационных единиц фразовое ударение подразделяется на два типа: централизованное и децентрализованное. Такое подразделение связано с выделением двух типов смыслового центра: состоящего из одного или более индивидуально выделенных слов и представленного всей фразой в целом. Под смысловым центром понимается слово или слова, на которых говорящий хочет сосредоточить внимание слушающего. Между децентрализованным и централизованным ударением существует разница, заключающаяся в том, что во фразе с децентрализованным ударением смысловая связь между словами более тесная. Поэтому вся фраза и воспринимается как единый смысловой центр. При децентрализованном ударении слова получают индивидуальную выделенность, и поэтому связь между ними менее тесная .

Традиционно принято различать три степени фразового ударения: главное, второстепенное и слабое. Для целей настоящего исследования предлагается принять четырехстепенную градацию ударения: ударение первой, второй, третьей и четвертой степени. Каждый последующий тип ударения представляет собой ступень в ослаблении выделенности. Например:

The "Russian team "took part in the "winter O? lympics.

Слова Russian, took и winter несут ударение первой степени. Слова team и part несут ударение второй степени, которое по сравнению с ударением первой степени несколько ослаблено и характеризуется примерно тем же тональным уровнем, что и предыдущие слова, несущие ударение первой степени. Слова с ударением третьей степени, в данном случае слово Olympics , обычно характеризуются низким тональным уровнем. Понятие ударения четвертой степени синонимично безударности .

Расстановка ударения в предложении обусловлена прежде всего семантико-синтаксическими факторами. Выделяя определённый слог слова, фразовое ударение выделяет всё слово как целостную единицу. Но не каждое слово в предложении выделяется ударением.

Фразовое ударение, способное различаться по силе, определяется, во-первых, задачей выражения определенного содержания всего предложения: смысловым весом слов, т.е. их смысловыми отношениями, а также эмоциональными и стилистическими моментами. Во-вторых, фразовое ударение в известной мере определяется грамматической структурой предложения, которая, в свою очередь, находится в определённой зависимости от задачи выражения данного содержания. В-третьих, фразовое ударение до некоторой степени определяется ритмической организацией предложения, ритмическими речевыми навыками носителей данного языка. Семантический, грамматический и ритмический факторы фразового ударения тесно связаны друг с другом и все важны для определения места и степени фразового ударения, однако семантический фактор является в английском языке ведущим .

Общее правило гласит: чем важнее слово, тем сильнее его ударение. Фразовое ударение обычно получают наиболее важные по содержанию, так называемые знаменательные слова - существительные, прилагательные, числительные, смысловые глаголы, наречия, вопросительные и указательные местоимения

Итак, в английском предложении ударными являются следующие части речи:

Существительные: The `table is in the `room.

Прилагательные: The picture is `beautiful.

Числительные: Tom is e`leven.

Наречия: Helen speaks English `well.

Смысловые глаголы: I `want to `go to the river today.

Вопросительные местоимения (what, where, when, why): `What do you know about it? ` When will he come home? `Why do you look sad?

Указательные местоимения: this, that, these, those в начале предложения: `This is a book and that is a note-book. `These books are on the desk and `those ones are on the shelf .

Ударение обычно не падает на служебные слова - вспомогательные глаголы, глаголы-связки, предлоги, союзы, частицы, личные и возвратные местоимения, артикли . Все безударные слова произносятся вместе с тем ударным словом, с которым они связаны по смыслу. Гласные или слоги, попавшие в предложении в неударное положение, произносятся как нейтральные гласные или совсем выпадают.

Следует также отметить случай, когда после глагола следует наречие, и оба слова вместе формируют практически новый глагол. Так в словосочетаниях go away, give up, put down, leave out, turn round, come on, etc., обычно оба слова получают ударение.

Итак, безударны в английском предложении:

Вспомогательные глаголы: What do you do in the evening?

Модальные глаголы: He can speak English very well.

Глагол to be: This is a large house.

Предлоги: We go to the country in summer.

Частицы: We want to see the new film.

Союзы: I like this picture, but my brother likes that photo.

Артикли: I have a beautiful toy. The toy is in the box.

Личные и притяжательные местоимения: She is at home, and he is in the garden. Give me your textbook, please.

Вспомогательные и модальные глаголы, а также глагол to be бывают ударными в следующих случаях:

В начале общего вопроса: `Is it big? `Do you like it? `Can you do it?

В кратких ответах на общий вопрос: `Is it dark here? - Yes, it `is. Do you like it? - Yes, I `do. Can you do it? - Yes, I `can.

В кратких отрицательных формах: It `isn"t on the table. I `don"t like it. I `can"t tell you about it.

В конце предложения или синтагмы после безударных слов: I don"t know where he `is.

Но если перед безударным словом в конце предложения или смысловой группы стоит ударное слово, то безударное слово ударение утрачивает: I don"t know where `Nick is. I don"t think `Kelly can .

Примечание:

В полных отрицательных формах ударной является лишь частица, глагол - безударен: It is `not on the `table. I do `not `like it. He can`not `do it.

В русском предложении cлова не выделяются так резко фразовым ударением и оно падает почти на каждое слово; русская речь, по сравнению с английской, производит впечатление более плавной. Конечно, и в русской речи есть слова, которые не выделяются ударением, но их не так много.

Сравните:

``Я `стал расс`казывать ей об `этом инци`денте, но `она `так ниче`го и `не поня`ла". - I be`gan `telling her about the `incident, but she `didn"t under`stand `anything .

В английском языке происходит чередование ударных и безударных слогов, что создаёт определённый ритм английской речи. При большом количестве многосложных слов в русской речи и при свободном ударении, ритм русского предложения не столь ясно уловим, как в английской речи. Если же произносить английские предложения, ставя ударения по законам русского языка, то такая английская речь будет звучать как чтение по слогам. Поэтому совершенно необходимо знать особенности фразового ударения в английской речи .

Наряду с фразовым ударением в английской речи существует и логическое ударение, которое представляет собой интонационное выделение обычно одного слова, выражающего самое основное, главное в сообщении. Для слушателей это обычно бывает какая-либо новая информация, ранее им не известная. Под логическим ударением могут стоять любые слова, как знаменательные, так и служебные.

Фразовое ударение выделение слов ударением в предложении.

Неударные слова

В английском языке неударными обычно становятся такие слова, как артикли , вспомогательные и модальные глаголы (за исключением тех случаев когда они начинают вопрос, выступают в слитных отрицательных формах или заканчивают краткий ответ), личные, притяжательные, относительные и возрастные местоимения, подавляющее большинство предлогов, сочинительные и подчинительные союзы .

Ударные слова

Ударными, как правило, бывают все знаменательные слова: существительные , прилагательные , числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения. Например:

  • Mary is ↓ clever.
  • I can"t do it ↓ now.

В русском языке ударными бывают обычно не только знаменательные , но и служебные слова .

Несоблюдение особенности английского фразового ударения затрудняет понимание речи. Одной из типичных ошибок является выделение ударением английских личных и притяжательных местоимений, вспомогательных глаголов, предлогов, а также ударение каждого слова - так, как это типично для русского языка.

В английском языке наблюдается тенденция произносить ударные слоги в предложении с определенным ритмом, через равные промежутки времени. Это означает, что скорость произнесения неударных слогов и слогов, стоящих между двумя ударными, меняется в зависимости от их количества.

Если таких слогов много, то они произносятся быстрее, если их мало - они произносятся медленнее. Это и придает английскому предложению определенный ритм .

В русском языке отсутствует четко выраженная ритмическая организация, что создает известные затруднения для изучающих английский язык.

Кроме правильного распределения фразового ударения необходимо обратить внимание на значительно большую силу произнесения ударных слогов по сравнению с безударными.

Произносительная форма изолированного слова, написанного в словаре, может сильно отличаться от произносительной формы того же слова в потоке речи.

Большинство служебных слов имеет целый ряд форм произношения: одну - две сильные (любое из этих слов может получить фразовое ударение для придания ему «большего веса» ) и слабые формы.

Не все фразовые ударения равноценны. В случае необходимости выделения по смыслу какого либо слова, которое говорящий считает особенно важным, под ударение могут быть поставлены и такие слова, которые обычно бывают неударными, а знаменательные слова, обычно имеющие фразовое ударение, могут его терять.

В английском языке, как и в русском, логическое ударение может не совпадать с фразовым. Слово, выделенное логическим ударением, определяет смысл всего высказывания и подразумевает противопоставление.

Отфразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой выдыхания слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением». В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, например: С конца августа в воздухе начинает холодеть.

Но часто встречаются предложения с двумя и несколькими логическими ударениями. Например: Блеснули долы, холмы, нивы.

Здесь однородные члены: долы, холмы, нивы - логически выделяются, становятся ударными.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художественной (сценической) речи: «Ударение - это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе».

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении.

Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части (куска). Последняя фраза басни Крылова «Свинья под дубом» звучит так: Когда бы вверх I могла поднять ты рыло, I тебе бы видно было, I что эти желуди I на мне растут ... Из всех ударений, отмеченных подчеркиванием, самым сильным является сочетание на мне . Такое логическое выделение обусловлено содержанием басни: свинья вредила тому дереву, плодами которого она питалась.

В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены, например в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова». За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Приведу некоторые из них:

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменен
о местоимением. Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Например: Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.

3. При сопоставле нии постано вк а логического ударения этому правилу не подчиняется. Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленый. Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? Например: Это приказ командира .(При перестановке слов так же: Это командира приказ ) .

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай. Н а полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый...

7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Федор. Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе чтец, читая произведение в данной аудитории. Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическими ударениями. Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка эта является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к подчеркиванию... - первый шаг к распространению ударения на то, что ударения не требует; это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше нет важного, потому что все важно, где все имеет значение, и потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем - понять нельзя, ибо, когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает её).