Что такое 3 рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть. Положение Русской православной церкви

Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов прославился своими произведениями, сюжеты для которых брал из обычных жизненных ситуаций. Им были соблюдены все характерные для написания басен особенности: наличие нравоучения в начале или конце повествования, в роли главных героев выступают животные, особая роль иронии и аллегории как приемов.

Сюжет басни «Стрекоза и Муравей», которую мы сейчас будем анализировать, не оригинален. До Крылова к нему обращались как Эзоп, так и Лафонтен. Иван Андреевич же интерпретировал известную историю на русский лад и ввел в нее привычных нам героев.

Яркость образов главных героев достигнута за счет такого приема, как сравнение. Стрекоза – ветреная и безответственная особа, которая проводит свои дни в праздности, веселясь и не зная никаких забот. Эта ленивая дама даже не заботится о завтрашнем дне. Чего не скажешь о Муравье. Этот персонаж отличается мудростью и продуманностью. Он обо всем заботится наперед. Муравей трудолюбив и серьезен.

Эти два героя на страницах басни выступают на контрасте друг с другом. Автор противопоставляет две человеческие черты характера: лень и трудолюбие.

Стрекоза предпочитает развлекаться. Для нее жизнь – это постоянный непрекращающийся праздник. Пока вокруг хватает еды, тепло и хорошо, ей можно ни о чем не беспокоиться. Но вот приходят холода. И уже горой накапливаются проблемы, которые Стрекоза решить попросту не в состоянии. Она сразу вспоминает Муравья и бросается к нему с призывом о помощи. Но строгий трудяга помнит постоянные смешки и колкости в свой адрес и отказывает в поддержке замерзающей Стрекозе. Этот поступок справедлив и за него не стоит судить Муравья.

Мораль басни проста и понятна: только трудолюбием можно добиться тепла, уюта и сытной еды на столе. Причем она не выносится в отдельные строки. Крылов вкладывает ее в слова Муравья, смысл которых таков: летом ты пела, а теперь пойди и попляши.

У других авторов Муравей помогает Стрекозе. Но Крылов решил поступить иначе. Его развязка более драматична. И это верно. Ветреная и беззаботная Стрекоза никогда не научится жизни и трудолюбию, если ее не проучить. Не надо оказывать медвежью услугу. Да и такие люди вряд ли оценят добро.

Образ Муравья вызывает уважение. Этот трудяга не дает лениться себе и побуждает к действию других.

Тема: "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», маски Стрекозы и Муравья, карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой, “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, .

Используемые методы и приёмы: информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.

Ход урока.

I . Организационный момент (психологический настрой).

Добрый день, ребята! Посмотрите на меня своими лучезарными глазками, сделаем глубокий вдохмедленный выдох и тихонько сядем.

- Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

(Ответы учащихся)

Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

II . Постановка темы и целей.

1) Разгадывание ребуса.

Ребята, напомните, как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент? ("Труд человека кормит, а лень портит") СЛАЙД 1.

Какие произведения уже прочитали? (Р. Сеф "Лопата", Е. Карганова "Лекарство без рецепта",

К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла", Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться", С.Баруздин "Бревно", рус. нар. сказка "Кому горшок мыть", С.Маршак "Старуха, дверь закрой!", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени")

Что общего в этих произведениях? (Они все о труде.)

Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека. Что такое псевдоним? (вымышленное имя)

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов) СЛАЙД 2.

2) Постановка целей и задач на урок.

Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями.

Что вы о нём знаете? Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)

III Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией И.А. Крылова СЛАЙД 3.

Родился будущий знаменитый писатель в бедной семье армейского офицера, и поэтому Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости» вместе с детьми одного богатого помещика.

Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Ване пришлось поступить на работу. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике и к языкам. Он читал и писал на французском, немецком, итальянском, английском языках. А в 50 лет Крылов начал изучать греческий язык и за два года овладел им в совершенстве. Его считали одним из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

Крылову поставили памятники в разных городах. А в Санкт – Петербурге памятник имеет название «Дедушке Крылову».

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, СЛАЙД 4.
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? (басни)

Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.

2. Актуализация знаний.

Что такое басня?

(Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.)

В басне есть нравоучение? Как оно называется?

В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

3. Речевая разминка

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. (текст на слайде)

Без работы хоть убей, СЛАЙД 5.

Жить не может … (муравей)

Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)

(Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией; 2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением).

4. Сообщение учащихся о стрекозе и муравье

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.

Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

СЛАЙД 6.

Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет. Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» - тлю и при этом никогда не спят.

СЛАЙД 7.

Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.

Итак, ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?

Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)СЛАЙД 8.

Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Потому что это герои

произведения.)

5. Работа над басней "Стрекоза и Муравей"

1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса

Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.

2) Беседа по первичному восприятию

Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?

3) Словарно – лексическая работа

Были ли непонятные слова и выражения?

Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить. СЛАЙД 9.

попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

нужда - недостаток в необходимом

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

кум, кумушка - родственники

до вешних дней - до весенних дней

мурава - молодая трава

резвость - подвижность, веселость

голову вскружило - обо всём забыла

6) Чтение басни учащимися

Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

7) Гимнастика для глаз .

После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

8) Анализ текста басни и выборочное чтение

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")

Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)

Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)

Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)

Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)

Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это?

Как бы вы поступили на его месте?

Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)

Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!") СЛАЙД 10.

Как вы понимаете данные слова?

IV Физминутка АУДИОЗАПИСЬ "ЗВУКИ ЛЕСА".

Поработали, пора и немного передохнуть. Во время физминутки девочки на минутку становятся стрекозами, а мальчики - муравьями. Выполняйте на месте действия, о которых буду говорить.

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела.

Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и опять трудиться поспешил. »

V Закрепление изученного материала

1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа.

Продолжим разговор о героях басни Крылова.

На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем)

2. Работа над пословицами. Парная работа.

На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы. СЛАЙД 11.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Делу - время, потехе -час.

На какую тему данные пословицы?

Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.

Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?

А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.

3. Чтение басни по ролям.

- Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? (Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)

С какой интонацией будете читать слова Муравья?

Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?

Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

V . Итог урока

Итак, мы прочитали и разобрали басню.

Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)

В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")

Как вы понимаете эти строки?

Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?

Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI . Домашнее задание (на выбор). СЛАЙД 12.

Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями):

2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

4) Инсценировать басню.

VII . Самооценка

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII . Выставление оценок

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский

Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.

Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»

Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.

Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.

Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно. И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.

В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.

У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле». Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы. А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».

Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.

Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.

У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.

Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:

«До того-ль голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило!»

А в словах «И до вешних только дней Прокорми и обогрей» слышна затаенная мечта неисправимой Стрекозы о том, что как только придут радостные весенние дни, она у Муравья и лишнего дня не останется, а упорхнет на луга и на цветы.

В своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» Крылов обнаружил совершенно свободное творчество. Его произведение коренным образом отличается от басни Лафонтена и перевода Хемницера. В басне Лафонтена Стрекоза не обращается по-родственному к муравью. И помощь она просит с обещанием вернуть долг с процентами. Такая ситуация более характерна для западного менталитета. При этом Стрекоза у Лафонтена полна раскаяния и обещает исправиться. А у Крылова природная легкомысленность стрекозы показана более достоверно, с подчеркиванием неисправимости попрыгуньи. И ни о каком займе с процентами попрыгунья из басни Крылова даже не помышляет. Она рассчитывает на бескорыстную помощь муравья.

В варианте басни Крылова даны характерные приметы нашей страны и черты, присущие русскому народу, с семейным взглядом на жизнь, с любовью к природе и с патриархальными обычаями. Действующие герои басни у Крылова в отличие от Лафонтена отличаются живым характером. Все это дает основание называть басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» оригинальной.

Иван Андреевич в своем варианте басни «Стрекоза и Муравей» устами Муравья укоряет людей за лень, беззаботность, праздность, легкомыслие. Люди с такими пороками часто забывают о будущем, не трудятся, ничем не обеспечивают себя на черный день и поэтому часто попадают в беду. Трудолюбивый Муравей, который на сложное время, то есть на зиму, успел устроить себе запасы, услыхав речь легкомысленной Стрекозы, которая все лето только пела, а теперь голодает, выносит ей суровый приговор: «Ты все пела? Это дело! Так поди же попляши».

Красавица-попрыгунья Стрекоза и домовитый Муравей – герои басни Крылова. Весёлое стихотворение о непростой жизни.

Басня Стрекоза и муравей читать

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни Стрекоза и муравей

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Басня Стрекоза и муравей - анализ

Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова "Стрекоза и муравей". Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню "Цикада и муравей" Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Прозаическая басня Эзопа "Кузнечик и муравей" выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово "муравей" (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.


Вот перевод басни Лафонтена "La Cigale et la Fourmi" / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, -
Обещает ей Цикада. -
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» -
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

Как мы видим, Цикада не просто просит у Муравьихи еды, она просит еды в долг. Однако Муравьиха лишена ростовщических наклонностей и отказывает соседке, обрекая её на голодную смерть. То, что Лафонтен между строк предрекает цикаде смерть, понятно уже из того, что главной героиней выбрана именно цикада. В диалоге Платона "Федр" про цикад рассказано следующее предание: "Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут".

Иван Крылов, задумав переложить басню Лафонтена на русский язык, столкнулся с тем, что цикада в России тогда была мало известна и Крылов решил заменить её другое насекомое женского пола - стрекозу. Однако в то время стрекозой называли двух насекомых - собственно стрекозу и кузнечика. Поэтому "стрекоза" у Крылова прыгает и поёт, как кузнечик.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое все пела». -
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Муравей Крылова гораздо более жесток, чем муравьи Эзопа или Лафонтена. В других сюжетах Кузнечик и Цикада просят лишь еды, т.е. подразумевается, что теплый кров на зиму у них всё же есть. У Крылова же Стрекоза просит у Муравья не просто еды, но и теплого крова. Муравей, отказывая Стрекозе, обрекает её на смерть не только от голода, но и от холода. Этот отказ выглядит ещё более жестоким, учитывая, что мужчина отказывает женщине (у Эзопа и Лафонтена общаются однополые существа: у Эзопа - мужчины, а у Лафонтена - женщины).

Стрекоза и муравей. Художник Е.Рачев

Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева

Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой

Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова

Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина

Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов

Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева

Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов

Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.

Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.