Что делать, если близкий человек попал в секту. Как помочь человеку, попавшему в секту

Первое, что нужно понять: заключенный перестает зарабатывать, а пенсию по потере кормильца вам никто не даст.

Рассчитывать на его доходы нельзя: по закону он, работая на зоне, должен получать не менее минимального размера оплаты труда в регионе. На практике этого почти никогда не происходит. Зарабатывает он там гроши, которых хватает на пару пачек сигарет. Рассчитывать на то, что он, допустим, будет платить алименты, точно не приходится. Мало того: если «повесить» на него исполнительный лист и потребовать платить эти алименты, чего он делать не сможет, это нанесет ему прямой вред: невыполненные обязательства фактически закрывают ему путь к досрочному освобождению.

Заключенный (даже если он лишь обвиняемый) – постоянный источник расходов. Имущество заключенного, даже жилье, может быть арестовано в обеспечение иска. Жить в нем будет можно, а вот продавать, например, – нет.

Если есть кредиты, с банком нужно попытаться договориться об отсрочке. Некоторые банки идут навстречу, хотя тюремное заключение не является форс-мажором, и кредитор вполне может взыскивать деньги с заключенного, описывать его имущество и слать в зону исполнительный лист. Процедуру персонального банкротства в тюрьме пока еще никто не применял, как это работает, никто не знает.

Заключенный (даже если пока он лишь обвиняемый) – постоянный источник расходов.

Первый из них – адвокат.
К выбору адвоката нужно относиться предельно ответственно, лучше всего опираться на рекомендации людей, уже получивших его услуги в схожей ситуации. Впрочем, в некоторых случаях адвокат не очень нужен. Они не творят чудес, и если человека обвиняют в том, что он реально совершил и был пойман за руку, то проще всего при помощи назначенного адвоката пойти на сделку со следствием, признать вину и получить небольшой срок в особом порядке.

Вторая статья расходов – передачи.
Главное правило – в точности выполнять просьбы заключенного: он лучше знает, что ему нужно. Если он просит леденцы, надо передать леденцы, а не шоколадные конфеты (например, потому, что его соседи могут решить, что он богач и его можно начать «доить»). При этом очень важно передавать витамины, лук, чеснок, сало. В тюрьме иммунитет падает, там распространен туберкулез и другие неприятные болезни.

Третья статья расходов – свидания.
Обычно лагеря находятся не в том регионе, в котором живет семья заключенного, дорога стоит дорого. А еще нужно что-нибудь привезти, да и комнаты для длительных свиданий в местах лишения свободы часто бывают платные. Это незаконно, но к этому надо быть готовым (стоят обычно от 700 до 1 000 рублей в сутки, как дешевая гостиница).

И последняя важная статья расходов – освобождение и реабилитация.
Тюрьма очень сильно портит здоровье, после освобождения нужно пройти полное обследование, вылечить зубы и все остальное. Наркоману (их в тюрьмах очень много, не меньше четверти) нужно не дать сорваться: они часто умирают от передозировки после тюрьмы, потому что возвращаются к привычным до перерыва дозам, так что лечить надо начинать сразу. Остальным – не дать спиться, сорваться и вернуться в тюрьму. Очень важна психологическая реабилитация.

После тюрьмы, устроившись на работу, бывший заключенный начинает возмещать ущерб, нанесенный его преступлением. Лагерные зарплаты таковы, что можно и нужно продемонстрировать намерение возмещать ущерб, написав заявление и отчисляя долю своей копеечной зарплаты. Это, в целом, полезный шаг, который в сочетании с другими факторами может приблизить условно-досрочное освобождение. А после тюрьмы уже одними намерениями не отделаться.

Больше информации ищите на сайте организации "Русь сидящая". (https://zekovnet.ru/), там есть специальный раздел, посвященный финансовой грамотности заключенных. Они же предоставляют бесплатную помощь, к ним можно обратиться в трудной ситуации.

Иногда своим отчаянием или суетой мешают врачам спасать больного и вредят своему собственному здоровью.

Психотерапевт Иван Фенин советует, как правильно вести себя в такой ситуации.

Основное правило

Прежде всего нужно принять то, что случилось, как свершившийся факт. Обычно разум отказывается сделать это, и начинаются разговоры: «может, все не так плохо», либо человек впадает в истерику.

Многие пытаются рассуждать: «а что было бы, если бы», винить себя, пострадавшего – это никому никогда не приносит пользы, а только растравляет и отвлекает от более насущных в данный момент целей.

Самое разумное – сказать себе: «да, это случилось, и случилось с нами. Этого уже не изменишь». А дальше действовать исходя из ситуации.

Ошибки родных

1-я ошибка.

Нужно проверить диагноз.

Очень мешают врачам те, кто начинает советоваться со «своими» специалистами, требует вызвать консультанта, устроить консилиум. При тяжелом состоянии больного все это бесполезно – врача, занимающегося скоропомощной ситуацией, никто не выбирает. Не принято также переводить пациента из одной больницы в другую: сначала пытаются сделать все возможное в том лечебном учреждении, куда он попал. Лечащий врач совершенно не обязан слушать главных врачей из других больниц, высоких чиновников, известных консультантов – он на своем рабочем месте и подчиняется только своему начальству. И если он добросовестный врач, то сделает все возможное, чтобы вернуть пациента к жизни.

К тому же, в последнее время врачи работают по принципам доказательной медицины, а это означает, что врач лечит больного не как ему кажется или хочется, а по определенным международным стандартам, по отработанным четким схемам, которые научно проверены на большом количестве пациентов. Эти схемы достаточно эффективны, и врач не имеет права действовать иначе.

Поэтому самое главное для родственников пациента – не метаться, не давать врачу советы, не высказывать претензии, а поверить ему. Если этого нет, то и врачу работать труднее, и шансы на успех ниже.

2-я ошибка.

Доктор, а что дальше?

Большой ошибкой становится попытка строить прогнозы, требовать как можно скорее обнадеживающих результатов. Медицина не всесильна. Не нужно об этом забывать. Есть границы усилий врачей и самых последних достижений медицины.

3-я ошибка.

Суетливость и многословие.

Некоторые стараются задать врачу как можно больше вопросов, по несколько раз спрашивают одно и то же, строят предположения. И не думают о том, что это время врач отнимает от больных, которые ждут в палате.

Есть и такие, кто начинает рассказывать о своих трудностях, о том, как же они сообщат страшную новость бабушке, у нее ведь у самой десять лет назад был инсульт, а что подумает тетя, у нее же только что родилась внучка… Для врача – это ненужные подробности, которые отвлекают его от проблем гораздо более серьезных.

Родственники часто злоупотребляют хорошим отношением врача – просят номер его мобильного телефона и звонят в любое удобное им время, подолгу расспрашивают. Если врач дал свой мобильный, звонить ему лучше во время дежурства, а не домой, когда он должен отдохнуть.

Спокойствие,только спокойствие!

Разумнее вести себя спокойно и настроиться на долгое ожидание, не выдумывать ничего и не строить планы на будущее – для этого еще будет время.

Если врач пригласил вас для разговора, постарайтесь прийти на встречу в назначенное время, узнать о состоянии, спросить то, что необходимо. И терпеливо ждать. Если больной в коме, то даже приходить к нему не стоит, достаточно просто звонить врачу и узнавать об изменениях в его состоянии.

Родственники могут и помочь. Рук медсестер всегда не хватает. То, что нужно, в хорошем лечебном учреждении выполняется. Однако есть необходимые, но необязательные для медсестер процедуры ухода: если больной лежачий, то ему регулярно нужно отшелушивать кожу на тех местах, где она постоянно соприкасается с постельным бельем, промывать, подстригать ногти, чистить уши. Сестры это делают, когда у них есть время, а когда много работы более серьезной – могут отложить, сделать наспех. Больному лучше, если этим займутся близкие. Тогда все это выполняется регулярно, да еще и родными, любящими руками. Если пациент в сознании, ему приятно, что он ухожен, что о нем заботятся – это поднимает его тонус, дает моральную поддержку.

Имеет смысл приносить в больницу дополнительные средства гигиены, памперсы, шампунь, туалетную бумагу. На это денег лечебному учреждению не выделяется, это не медицинские товары, хотя для ухода за лежачими больными совершенно необходимы.

Что касается дополнительных лекарственных средств, которые иногда, к сожалению, приходится приносить родственникам, то они все находятся под строгим контролем, в шкафчике у старшей сестры, ключ от которого никому не выдается.

Например, после лечения антибиотиками часто развиваются грибковые заболевания у пациентов, а в «скорой помощи» антигрибковых средств нет, их в реанимации не положено. Тут и понадобится ваша помощь.

Как быть, если близкий человек попал в секту? Как ему помочь, о чём стоит говорить, а о чём лучше промолчать? Практические советы от того, кто имеет опыт общения с людьми, попавшими под влияние деструктивных культов. Своими мыслями делится миссионер и апологет из Санкт-Петербурга, специалист в области сектоведения Виталий Питанов.

Любое отпадение от Бога есть страдание и смерть. Но многие люди выбирают этот путь. Почему? На своём многолетнем опыте я пришёл к выводу, что главное оружие против Церкви - это ложь. Вспомните, отцом чего является сатана. Отцом лжи. Секты - это организации, которые базируются на лжи. А сектанты - это люди, у которых нет возможности отделить ложь от истины.

Главные задачи апологета - не только предоставить человеку инструментарий, который поможет ему преодолеть ложь, пленившую его, но и дать альтернативу его взглядам: если вы разрушаете веру человека, но ничего взамен ему не даёте, лучше не занимайтесь апологетикой.

Что же касается результатов апологетической деятельности, помните: Иисус Христос не всех сделал христианами, и не рассчитывайте, что кто-то из нас может превзойти Его.

Кроме того, апологету требуется умение провести сравнительный богословский анализ: вы должны знать не только свою веру, но и тараканы в голове у своего оппонента.

Сектанты - это люди искренние, они за свою веру реально готовы страдать, у них есть искреннее желание служить Богу, но идут они по ложному пути, и важно им это показать. Именно поэтому необходимо грамотное и - обязательно - уважительное общение с сектантом. Иначе он просто не захочет вас выслушать.

Понадобится узнать психологию сектанта, понять, почему он вошёл в секту. Это может быть, например, гордыня, когда человек хочет быть причастным к какой-то эзотерической тайне; или он не видел смысла жизни и обрёл его в секте; или же к сектантам его толкнула банальная лень, ведь так заманчива идея о том, что для достижения чего-то в жизни достаточно заняться магией и манипулированием.

С чего начинать беседы с сектантом? Первое - поставить диагноз: путём вопросов разобраться, во что верит человек, почему он считает ложь истиной и что ему это даёт. На этом этапе вы слушаете, не вступая в спор, а просто задаете вопросы, которые помогают вам глубже понять человека. Дальше - зондаж его мнения о Православии, почему он отвергает православную веру и что, по мнению собеседника, в Церкви надо изменить, чтобы он готов был стать православным.

Следующий шаг - найти точки соприкосновения. Помните: христианство надо оценивать по идеалам, которые оно предлагает, а не по людям, которые до этого идеала не дотягивают: человек побеждается идеалами, а не критиканством.

Важно не допустить разрыва отношений с человеком, который попал в секту, иначе вы сможете за него только молиться. Чтобы иметь шанс переубедить его, общаться со столь непростым собеседником нужно неукоснительно вежливо, сколь бы сложным ни был разговор. Сектанту должно быть с вами комфортно, а потому никогда не ведите себя свысока - разговор надо вести «на равных». Нельзя нападать на убеждения своего визави, или же он «закроется» и на этом ваша миссионерская работа закончится.

В беседе с человеком из секты не оперируйте терминами православного богословия - он или не знает о них, или понимает их превратно. Речь апологета должна быть доступной для тех, к кому он обращается. Точно формулируйте свои мысли. Если человек не понимает, о чём вы говорите, он просто от вас уйдёт.

При этом нет нужды изображать из себя всезнайку: не можете дать ответ на какой-то вопрос - признайтесь в этом. Скажите, что изучите тему к следующему разу. Сможете ответить на вопрос себе - сможете ответить и другим. Себе не ответите - и другим не сможете доказать. Что в Православии главное, а что второстепенно? Как в жизни человека проявится то, что Христос - Богочеловек? Для сектанта эти слова ни о чём, но важно, чтобы он понял, как это знание влияет на его жизнь. Поэтому читайте догматику, святых отцов. Не можете ещё на какой-то вопрос ответить - снова читайте.

Избегайте говорить одновременно с собеседником - надо слышать человека и слушать. Не пытайтесь говорить больше, чем он. Некоторые ошибочно считают, что миссионерство - в многословии. А оно - в умении слышать людей и отвечать на реальные вопросы.

Нужно избегать споров, ведь они ничего не доказывают, а лишь порождают вражду. Ваша задача - искать истину, а не пытаться что-то доказать. Никогда не требуйте, чтобы ваш собеседник соглашался, что он был в чём-то не прав.

В сектах людей соблазняют не откровенным злом, а красивой формой, обещанием хороших вещей, но мало кто может отличить ложь от истины.

Сталкиваясь с человеком, попавшим под влияние деструктивного культа, люди зачастую просто собирают информацию о сектах и скидывают ему полученные данные. Вот только действенность такой тактики обычно близка к нулю: во-первых, во многих сектах адептам делают «прививку» от убеждений подобного рода. Например, говорят: «Как гнали первых христиан, так будут гнать и вас». Поэтому не спешите «выдавать компромат», дождитесь момента, когда человек будет готов слушать имеющуюся информацию.

Во-вторых, люди самолюбивы, каждый считает себя самым умным. Поэтому нет смысла просто выдавать тезисы - лучше через систему наводящих вопросов предложите человеку подумать над темой. Плоды таких размышлений он будет воспринимать своими, а не чем-то навязанным извне. А вот готовый, «разжёванный» материал он не примет.

В третьих, важнее не то, что вы говорите, но как. Ведя беседу с сектантами, помните: никакой догматики. Говорите о жизни, о том, что людей волнует - счастье, радость, воспитание детей, семейная жизнь. У сектантов очень утилитарный подход.

Беседы с сектантами - дело очень ответственное, ведь если человека попытались вывести из секты и это сорвалось, то следующим, кто постарается это сделать, будет тяжелее, чем вам. В то же время важно понимать: может быть, Бог не хочет, чтобы человек вышел из секты через вас. Поэтому используйте простой подход - делай, что можешь, а дальше будь что будет.

Виталий Питанов - известный российский сектовед. В конце восьмидесятых годов увлекался духовными поисками, занимался неоиндуизмом и оккультизмом, был главным редактором оккультного журнала «Хранитель». В конце девяностых годов, разочаровавшись в оккультизме и неоиндуизме, порвал с ними. Принял христианство и стал членом Русской Православной Церкви. Вскоре получил благословение заниматься апологетической деятельностью. Несколько лет возглавлял программу «Прозрение» в отделе по делам молодёжи в Санкт-Петербургской епархии. Позже перешёл работать в Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств. Автор ряда книг, статей и радиопередач, посвящённых современному сектантству и оккультизму. Бакалавр теологии. В настоящее время является сотрудником православного апологетического центра «Ставрос».

В основе публикации -
фрагменты доклада Виталия ПИТАНОВА
на обучающем семинаре «Миссия и милосердие»,
опубликованные белорусским православным
информационным порталом «Собор.by»

Фото Александра Семеняко

Сектантские учения, как бы их ни запрещали, до сих пор популярны. Люди под влиянием сектантов отдают все свои деньги, недвижимость и другие ценные вещи. Тем более сегодня сектанты могут называться как угодно: от школы духовного развития до языковых курсов.

В августе 2017 года Минюст РФ признал "Свидетелей Иеговы" экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны. Также были громкие скандалы с участниками другого движения — саентологии.

Развитие сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными потребностями людей буржуазного общества. Постоянный стресс конкурентной борьбы, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, равнодушие окружающих - заставляют отчаявшегося человека искать утешения либо в алкогольном дурмане, либо в мареве религиозного восторга.

Риск попасть в секту есть у каждого человека. В основном это касается тех людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию: смерть близкого человека, банкротство, развод, неприятности на работе и так далее. В это время человеку необходима поддержка и гарантия, что все будет хорошо, говорят психологи.

Адептов различных течений учат определять, какому человеку нужна помощь. Дальше сектант подходит к человеку и заводит нужный разговор.

Иногда сектантами становятся "из любопытства". Это касается в первую очередь успешных бизнесменов, которые многого добились в жизни и теперь хотят овладеть каким-то сверхзнанием.

Также адептами различных учений становятся люди с нездоровой психикой. Кстати, даже родственники не всегда могут понять, что человек болен и ему нужна помощь психиатра или психолога.

Если ваш близкий человек стал членом секты, то его нельзя разубеждать или ругать. Об этом сектанта-новичка будут предупреждать его новые наставники. Тем самым вы еще больше убедите его в правильности выбора и окончательно испортите отношения.

Сохраняйте доверительные отношения. Доверие необходимо. Только в этом случае человек будет прислушиваться к вашему мнению.

Обратитесь за помощью к специалисту-психологу.

Если эта секта запрещена в России, стоит обратиться за помощью в правоохранительные органы.

После выхода из секты человеку потребуется помощь. Это и поддержка близких людей, помощь психолога или психиатра.

Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

После первоначального “распознавания” не пытайтесь разубеждать вашего близкого – это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские “учителя” заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, “одержимы диаволом” или слишком привязаны к “этому злому миру” и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного “сойти с пути спасения”, покинуть новообретенную “истинную семью”, “отказаться от “освобождающего знания” и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его “организацию” (термин “секта”, естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача – отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача – сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег – это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого “зомбированного” робота, в которого он превратился.

Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную “нить Ариадны”, по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного “консультирования по выходу” из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.

Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена “Освобождение от психологического насилия” (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций “Журнала практического психолога” (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.

Изучайте словарь “вашей” секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям – эффекта все равно не будет.

В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа – “специалиста по фактам” (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача – пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект.

Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.

К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (список см. в конце материала О ЦЕНТРЕ). Там вам постараются помочь.

Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.