Процесс обучения строится на получении определенных теоретических знаний и приобретении навыков их использования в обычной жизни и профессиональной деятельности. Организацию этого процесса трудно представить без участия преподавателей и учителей, работа которых и заключается в том, чтобы обеспечить учащихся необходимой информацией, а также проконтролировать качество ее усвоения. Они выполняют настолько близкие функции, что не многие видят разницу между учителем и преподавателем. Тем не менее, она существует и отражает конкретные профессиональные цели.
Определение
Учитель – специальность, которую приобретают выпускники педагогических институтов и средних специальных учебных заведений, готовящих педагогические кадры для работы в начальных классах общеобразовательной школы. Получая диплом, они становятся основным звеном учебно-воспитательной системы, которая в современных условиях ориентирована на то, чтобы научить школьников учиться – самостоятельно добывать необходимые знания.
Преподаватель – квалификация выпускников университетов, реже – академий, которая дает право лицу, получившему соответствующий диплом, заниматься научно-преподавательской деятельностью в области своей специализации.
Сравнение
Прежде всего, в том, что перед ними стоят разные задачи. Для учителей они заключаются в необходимости развить у младших школьников навыки обучения и предоставить ученикам средних и старших классов возможность использовать их для усвоения учебного материала, предусмотренного государственными общеобразовательными программами.
В учительской практике используются специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Его теоретическая основа обеспечивает выпускникам перспективу обучения в высших учебных заведениях, а приобретенные ими умения пользоваться информацией как инструментом для совершенствования своих знаний в той или иной сфере позволяют легко адаптироваться в системе высшей школы.
Задача преподавателя – в полном объеме предоставить учащимся необходимую научную и методическую информацию по конкретному предмету и организовать контроль над качеством ее усвоения. В обязанности преподавателя не входит обучение студентов или курсантов в том виде, как оно осуществляется в школе. Взамен школьных методик преподаватель применяет лекционно-зачетную систему, в которой основная работа по изучению предмета выполняется самими учащимися. Они пользуются лекциями как одним из источников, но должны самостоятельно находить около 80 % информации, чтобы освоить программу курса, обязательную для зачета или сдачи экзамена.
Цель урока, который проводит учитель по своему предмету, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть учительской работы. Она состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка.
Преподаватель не занимается вопросами воспитания. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.
Слово «учитель» имеет и более широкое значение. Учителем называют духовного наставника, человека, обладающего особыми знаниями, постижение которых – долгий путь нравственного совершенствования. В роли учителя в этом смысле слова может выступать и преподаватель, если его личность настолько значима, что заслуживает преклонения и почитания со стороны учеников.
Выводы сайт
- Преподаватель – квалификация, которая присваивается выпускникам учебных заведений, имеющих статус университета или академии. Учитель – педагогическая специальность.
- Цель преподавательской деятельности – предоставление научной и методической информации. Учитель обучает учеников предмету и формирует у них навыки самостоятельной учебной работы.
- Преподаватель не занимается воспитанием студентов. Учитель выполняет триединую задачу обучения, воспитания и развития личности школьника.
- Преподаватель может принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе учебного заведения. Учитель занимается практической работой, хотя в ней организация и проведение уроков тоже может сочетаться с разработкой инновационных методов обучения, инновационных учебно-педагогических технологий и различных научно-методических материалов.
- Преподаватель проводит курс лекций, организует практику и лабораторные занятия. Учитель занимается с учениками на уроках, тип которых определен требованиями школьной программы.
Имя-отчество первой учительницы, помогавший выводить буквы, помнит каждый. Преподавателя ВУЗа, который растолковал математику (к которой, как тебе казалось, у тебя не было способностей) забыть невозможно. Преподавателя курсов, снявшего, наконец, языковые барьеры, вспоминаешь каждый раз, когда выезжаешь за границу.
Конечно, мы вспоминаем с благодарностью тех, кого можно назвать учителями от Бога. Ведь это не просто профессия, это – призвание. Особенно в нашей стране.
Учителям доверяют, но не все хотят ими стать
В августе этого года ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения – спросил россиян , представителям каких профессий они доверяют больше всего. Наибольшее доверие россияне сегодня испытывают к учителям (представителям этой профессии доверяют 66% опрошенных) и ученым (66%).
Но несмотря на такие высокие показатели доверия, согласно данным опроса ВЦИОМ в октябре 2012 года, отдать своих детей в учителя захотели всего 4 % опрошенных. На вопрос «Если у Вас есть подрастающие дети или внуки, какую профессию, род занятий Вы бы для них пожелали?», 24% россиян выбирают медицинскую сферу. Учителя, спортсмены, госслужащие занимают самые низкие места в рейтинге популярности родителей – по 4%.
Не факт, что дети будут согласны с родителями, когда подрастут. Но эти ответы красноречиво говорят о том, что профессия учителя на сегодняшний день уважаема, но невысоко оплачиваема.
Зарплата преподавателя
В 2011 году зарплата федеральных бюджетников, по данным Минздравсоцразвития, составила в среднем 30 500 рублей. В этом году им зарплату еще не поднимали. В Самаре и Екатеринбурге средняя зарплата, для сравнения, – около 20 000 рублей.
Для работников федеральных государственных учреждений есть хорошая новость: с 1 октября 2012 года зарплата у них повысится на 6%. Правда, большинство бюджетных учреждений (включая школы, местные больницы, поликлиники и т. п.) находится в региональном или муниципальном подчинении. Повышать ли зарплату своим бюджетникам, решать местным властям. Но, скорее всего, это ожидается.
Плюсы профессии
Конечно, цена на рынке труда – весомая причина выбора будущей профессии. Но далеко не единственная. В профессии учителя есть неоспоримые плюсы.
- Рабочий день короче
По норме педагог работает от 18 до 36 часов в неделю, причем часы сверх установленной нормы непременно должны оплачиваться в соответствии с получаемой ставкой (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191).
Заметьте: обычная норма тех, кто работает в офисе, – 40 часов в неделю.
- Отпуск длиннее
Отпуск преподавателей составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ).
Вспомним, что обычный срок ежегодного оплачиваемого отпуска – 28 дней.
Плюс преподаватели имеют право на длительный отпуск сроком до года с сохранением должности. Но не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы (ст. 335 Трудового кодекса РФ).
- Пенсия досрочно
Пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность. Об этом говорится в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Где работать
- Школа
В школе есть несколько направлений работы для учителя.
Учитель начальных классов – своего рода, няня для детей, только начавших обучение в школе. Большой упор на воспитательскую функцию.
Учитель-предметник преподает свой предмет или смежные (например, русский язык и литературу).
Классный руководитель выполняет еще и организаторские функции, следит за успеваемостью класса, проводит родительские собрания, развлекательные мероприятия для своих учеников.
Согласно типичной должностной инструкции учителя, он:
- учит и воспитывает обучающихся;
- способствует их социализации, формированию культуры личности, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
- осуществляет связь с родителями.
Согласно типичной должностной инструкции преподавателя, он:
- учит обучающихся;
- организует и контролирует их самостоятельную работу;
- формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
- Курсы
Особым спросом сейчас пользуются языковые курсы. И если на немецкий, французский, испанский люди идут «для души», английский – must have практически на любой работе. Поэтому бывшие школьные учителя и те, кто учился на переводчиков, часто находят себе рабочее место в частных языковых школах.
- Репетиторство
Многие школьные учителя «подтягивают» своих учеников и учеников из других школ по своим дисциплинам. Многие преподаватели ВУЗов берутся за репетиторство будущих абитуриентов. Для большинства это – прежде всего источник дополнительного заработка, т.к. зарплаты учителей невысоки.
- Детский сад
Здесь у педагога, в основном, воспитательные функции, ведь к нему приходят дети, которым только предстоит начать общаться в группе, писать, читать и т. д.
Что должен знать преподаватель
- специфику своего предмета;
- учебные программы по своему предмету (предметам);
- педагогику, возрастную и педагогическую психологию;
- методики преподавания;
- основы законодательства в области образования России;
- нормативные документы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в котором он трудится.
Должность преподавателя можно получить, имея среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование. Если это касается специфических предметов, например, пения, должно быть еще и музыкальное образование.
Но также преподавателем может стать выпускник ВУЗа, продолживший обучение в аспирантуре или бакалавриате.
Отметим, что преподаватели должны периодически повышать свою квалификацию. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в пять лет, конкретную периодичность устанавливает руководство учебного заведения.
Карьерный рост
Карьера специалиста
Совершенствуя свои знания и навыки в рамках своей предметной области, преподаватель может добиться: победы на конкурсах профессиональных достижений, выиграть грант, и, таким образом, повысить свой тарифный разряд и заработную плату.
Карьера ученого
Параллельно преподаванию можно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или доктора наук.
Карьера управленца
В школе: можно стать завучем или директором. В вузе: можно стать старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета или ректором.
« – это у нас семейное, притом, что ни родители, ни дедушка с бабушкой не учились этой профессии специально. Я пошла преподавать после ВУЗа (не педагогического), потому что как раз появилась возможность – пригласили вести дополнительные уроки по рекламе для одаренных детей нашего города. Из плюсов: шикарные и креативные ученики, с ними всегда было интересно работать, фонтанировали идеями! Еще такая работа всегда держит в тонусе, всегда готовишься к занятиям, много нового сама узнаешь, смотришь ролики, читаешь литературу! Отпуск все лето, неполный рабочий день. Из минусов: маленькая зарплата; начальство, которому важны только первые места в конкурсах, а на детей самих плевать; да и атмосфера не дружелюбная в коллективе, но, может, это у нас так было.»
Катя, преподаватель