Августинцы. Каноники, братья и другие

Плазма - это частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности положительных и отрицательных зарядов практически одинаковы. Поэтому в целом плазма является электрически нейтральной системой.

Определяется отношением числа ионизированных атомов к их общему числу

В зависимости от степени ионизации плазма подразделяется на слабо ионизированную ( - доли процента), частично ионизированную ( - несколько процентов) и полностью ионизированную ( = 100%). Слабо ионизированной плазмой является ионосфера - верхний слой земной атмосферы. В состоянии полностью ионизированной плазмы находится Солнце, горячие звезды. Солнце и звезды представляют собой гигантские сгустки горячей плазмы, где температура очень высокая, порядка 10 6 - 10 7 К. Искусственно созданной плазмой различной степени ионизации является плазма в газовых разрядах, газоразрядных лампах.

Существование плазмы связано либо с нагреванием газа, либо с излучением различного рода, либо с бомбардировкой газа быстрыми заряженными частицами.

Ряд свойств плазмы позволяет рассматривать ее как особое состояние вещества. Плазма - самое распространенное состояние вещества. Плазма существует не только в качестве вещества звезд и Солнца, она заполняет и космическое пространство между звездами и галактиками. Верхний слой атмосферы Земли также представляет собой слабо ионизированную плазму. Частицы плазмы интенсивно взаимодействуют с внешними электрическими и магнитными полями: из-за большой подвижности заряженные частицы плазмы легко перемещаются под действием электрических и магнитных полей. Поэтому любое нарушение электрической нейтральности отдельных областей плазмы, вызванное скоплением частиц с зарядом одного знака, быстро исчезает. Возникающие электрические поля перемещают заряженные частицы до тех пор, пока электрическая нейтральность не восстанавливается и электрическое поле не становится равным нулю.

Между заряженными частицами плазмы действуют кулоновские силы, сравнительно медленно убывающие с расстоянием. Каждая частица взаимодействует сразу с большим количеством окружающих частиц. Благодаря этому наряду с хаотическим тепловым движением частицы плазмы могут участвовать в разнообразных упорядоченных движениях. В плазме легко возбуждаются разного рода колебания и волны. Проводимость плазмы увеличивается по мере роста степени ионизации. Электропроводность и теплопроводность полностью ионизированной плазмы зависят от температуры по законам

соответственно. При высокой температуре полностью ионизированная плазма по своей проводимости приближается к сверхпроводникам.

Ионизация атомов межзвездной среды производится излучением звезд и космическими лучами - потоками быстрых частиц, пронизывающими пространство Вселенной по всем направлениям. В отличие от горячей плазмы звезд температура межзвездной плазмы очень мала.

Управление движением плазмы в электрических и магнитных полях является основой ее использования как рабочего тела в различных двигателях для непосредственного превращения внутренней энергии в электрическую - плазменные источники электроэнергии, магнитогидродинамические генераторы. Для космических кораблей перспективно использование маломощных плазменных двигателей. Мощная струя плотной плазмы, получаемая в плазмотроне, широко используется для резки и сварки металлов, бурения скважин, ускорения многих химических реакций. Проводятся широкомасштабные исследования по применению высокотемпературной плазмы для создания управляемых термоядерных реакций.

Августинский орден

Августинский орден – последний большой нищенствующий орден католической церкви, ведет свое начало от св. Августина. Последний, после своего крещения, с несколькими единомышленниками образовал в местности Тагасты (388) духовную общину, достигшую по причине всеобщего уважения к ее основателю, большого процветания. Правилом для нее сначала служило лишь Евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми указаниями, данными Августином в своих двух речах «De moribus clericorum» и в 2 посланиях к монахиням в Гиппоне (423). Впоследствии в Италии, по ее образцу, образовались еще другие общины, напр. Иоаннбониты, Тосканские эремиты, Бритинианцы и друг. Все они были объединены папой Иннокентием IV под общим именем Августинского ордена и 17 января 1244 г. получили так назыв. «Правило св. Августина», происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 г. был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии, орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 г. его устав был расширен: во главе ордена стоит генерал-приор, живущий в Риме, ему помогают влиятельные дефиниторы (советники), каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Устав не строгий, но кроме обыкновенных постов предписываются еще особенные. Одежда Августинцев состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V причислил Августинцев (1567 г.) к 4 нищенствующим орденам (Доминиканцы, Францисканцы, Кармелиты и Августинцы). В XIV столетии, с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и Саксонская (1493), к которой принадлежали Штаупитц и Лютер. Thomas de Iesus в Португалии (умер в 1582) основал орден босоногих Августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 г. особенное устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам и т.д. Монахини Август. ордена собирались еще в Гиппоне вокруг сестры св. Августина, Перпетуи. Александр III в 1177 г. основал в Венеции монастырь этого ордена и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха I, Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI ст., Августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла реформация, то многие Августинцы в Германии примкнули к ней, тем не менее в XVIII столетии еще существовали 42 провинции, не считая конгрегаций и викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти уничтожен, в Австро-Венгрии же и Италии сильно ограничен.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мальтийский орден Мальтийский орден – история мальтийского ордена, члены которого прежде назывались иоаннитами и родосскими рыцарями, начинается с 1530 г., когда рыцари получили от императора Карла V в ленное владение Мальту с двумя соседними островами, Гоццо и Комино,

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Тевтонский орден Тевтонский орден иначе называемый также прусским или немецким орденом, во время своего многовекового существования пережил несколько стадий развития.I. Т. орден был основан в 1128 г. в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Орден Суворова Имена Александра Невского – победителя крестоносцев на Чудском озере в 1242 году, А. В. Суворова – гениального полководца, мастера стремительных атак и молниеносных переходов и М. И. Кутузова – непревзойденного тактика контрударов – в годы войны Великой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Орден «Победа» Среди советских полководческих орденов особое место занимает орден «Победа», которым награждали только за руководство операциями стратегического

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Орден Ушакова и орден Нахимова Ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского чаще всего вручались командирам сухопутных подразделений, частей и соединений. Удостаивались их и командиры ВВС, но крайне редко – моряки (за исключением морской

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Орден Мужества Орден учрежден также указом Президента РФ от 2 марта 1994 года одновременно с орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом «За военные заслуги», орденом Почета и орденом Дружбы.Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Орден Почета Орденом Почета награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Орден Дружбы Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении

Августин_

Августинцев орден

Августинцев орден - последний большой нищенствующий орден католической церкви , ведущий своё начало от св.Августина. После крещения Августин с несколькими единомышленниками образовал в местности Тогасты в 388 духовную общину , достигшую по причине всеобщего уважения к её основателю большого процветания. Правилом для неё сначала служило лишь евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми указаниями, данными Августином в своих речах "De moribus clericorum" и в двух посланиях к монахиням в Гиппоне (423 ). Позже по её образцу в Италии были образованы др.общины, напр., иоаннибониты, тосканские эремиты, бритинианцы и др. В грамоте английского короля Кнута аббатству св.Августина в Кентерберри н.XI в. указывалось: "Знайте, что я пожаловал Богу и святому Августину и братии право владеть своей сакой и сокой (право юрисдикции - авт.), получать штрафы за нарушение мира, за кровопролитие в жилом доме, за заграждение пути, за воровство, совершенное на их земле, право захвата и содержания под стражей воров из числа их собственных людей в пределах города и вне его, право сбора пошлин на земле и на воде, а также пользоваться правом, называемым theames (право поручительства в суде), и кроме того, соответственные права над всеми аллодистами (собственниками), которых я им дал. Я не желаю допускать, чтобы в любое их касающееся дело вмешивался кто-либо, за исключением их управляющих, которым они это поручат". Папа Иннокентий IV объединил все августинские общины под общим именем Августинского ордена и 17 ЯН 1244 получили т.н. "Правило святого Августина", происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии. Орден был изъят из обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 устав ордена августинцев был расширен. Во главе ордена стоял генерал-приор, живущий в Риме. Ему помогали влиятельные дефиниторы (советники); каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Устав не строгий, но кроме обыкновенных постов предписываются ещё особенные. Одежда августинцев состояла из белого шерстяного подрясника с наплечником, чёрной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V в 1567 причислил августинцев к четырём нищенствующим орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы ). В XIV в. с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, в т.ч. Саксонская (1493 ), к которой принадлежал Лютер.


Thomas de lesys в Португалии (ум.1582) основал орден босоногих августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 особое устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским о-вам. Монахини Августинского ордена собирались ещё в Гиппоне вокруг сестры св.Августина, Перпетуи. Александр III в 1177 основал в Венеции монастырь этого ордена и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха I Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в н.XVI в. Августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал ок.2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла реформация, то многие августинцы в Германии примкнули к ней. Т.н.м., в XVIII в. ещё существовали 42 провинции , не считая конгрегаций и викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти был уничтожен, в Австро-Венгрии и Италии сильно ограничен.

[лат. Ordo Fratrum Eremitarum S. Augustini, OESA; с 1969 Ordo Fratrum S. Augustini, OSA; Орден братьев св. Августина], историческое название католич. монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV «Licet Ecclesiae catholicae» 4 мая 1256 г. В орден, структура к-рого была намечена еще в марте 1244 г., при папе Иннокентии IV , объединились группы аскетов и еремитов Сев. Италии (джанбониты, бреттинцы, вильхельмиты (вышли из ордена в 1266), католич. бедняки Ломбардии, а также А.-е. Тосканы). Принятие Устава блж. Августина определило название ордена, ставшего после изъятия его из юрисдикции епископов (1244, 1289), по мере постепенного перемещения братьев из еремиториев в городские обители и с соответствующей санкции папы (1265, 1295, 1303), одним из четырех главных нищенствующих орденов католич. Церкви.

Во внутренней организации А.-е. ориентировались на устав доминиканцев . Статуты ордена были приняты в 1290 г. в Регенсбурге (Бавария), существенно переработанные редакции появились в 1686, 1895, 1925 и 1968 (Вилланова, США) гг. Во главе ордена - генеральный приор (Prior generalis), избираемый на 6 лет. Cовет при приоре образуют 4 ассистента и генерал-прокуратор, к-рый ведает делами ордена при Римской курии . А.-е. подразделяются на провинции во главе с провинциалами (Prior provincialis), избираемыми на 4 года. Конвентами (общинами) руководят приоры, назначаемые либо провинциалом и его советниками, либо капитулом конвента. Основные вопросы жизни ордена решаются капитулами разных уровней (конвента: неск. раз в году; провинции: каждые 4 года; ордена - генеральный капитул, обладающий верховной властью: каждые 6 лет). Одеяние А.-е. черного цвета (в конвенте и в отсутствие доминиканцев разрешено также белое облачение); они носят спускающийся сзади заостренный капюшон и кожаный ремень.

Основной деятельностью А.-е. изначально было пастырское служение, проповедь и занятия теологией. К ордену принадлежат более 70 блаженных и святых, из А.-е. вышли многие епископы и кардиналы, с нач. XIV в. 40 епископов А.-е. занимали должность ризничего Св. апостольского престола (Sacrista Sacri Palatii Apostolici), к-рый с 1929 г. одновременно является генеральным викарием папы в Ватикане, где А.-е. имеют приход св. Анны. Девиз А.-е.: «Любовь моя - груз мой» (лат. Amor meus pondus meum).

А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной - в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви , расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер . Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской , оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов - 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 - священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).

В миссионерской деятельности А.-е. проявили себя гл. обр. в эпоху Великих географических открытий, причем особой активностью отличались испан. и португ. А.-е., действовавшие со 2-й четв. XVI в. в Америке, Азии и Африке. Испан. А.-е. основали свои обители в 1533-1610 гг. в Юж. Америке, в 1602 г.- в Японии, в 1680 г.- в Китае. На Филиппинах А.-е., прибывшие в 1564 г. под руководством Фра Андреаса де Урданета, явились первыми христ. миссионерами. Португ. А.-е. в 1572 г. закрепились в Индии, а затем и на восточно-африкан. побережье. В наст. время А.-е. ведут миссионерскую работу в Китае, Японии, Нов. Гвинее, Австралии, Конго, Нигерии, Камеруне, Бразилии и Перу.

Как условие апостольской деятельности ордена уже в XIII в. рассматривалось фундаментальное религиозно-богословское образование проповедников. Влиятельная в ср. века Августинская школа теологии просуществовала до нач. XIX в. Высшим учебным заведением ордена является Коллегия св. Моники в Риме. С XVII в. А.-е. взяли на себя заботу об образовании и воспитании юношества, открывая гимназии и интернаты. Отдельные провинции ордена и в наст. время финансируют научные Августинские ин-ты, занимающиеся исследованием творений блж. Августина, трудов теологов Августинской школы и историей ордена. В Вюрцбурге (Германия) работает Ин-т Восточной Церкви нем. августинцев (Das Ostkirchliche Institut der deutschen Augustiner), нацеленный на диалог с Восточными христ. Церквами, издающий ж. «Штудии о Восточных Церквах» (Ostkirchliche Studien, с 1952) и книжную серию «Восточное христианство» (Das östliche Christentum, с 1936). Подготовкой патрологов и поддержкой исследований в области патристики занимается Августинский ин-т патристики (Institutum Patristicum Augustiniana) в Риме, к-рый соединен с Латеранским ун-том (см. Папские высшие учебные заведения) и издает журналы «Analecta Augustiniana» и «Augustinianum». Выходящий в Лëвене ж. бельг. А.-е. «Augustiniana» с 1976 г. регулярно публикует библиографию по всем сферам деятельности А.-е. и их истории. Среди А.-е. немало выдающихся ученых, как, напр., основоположник учения о наследственности Г. Мендель.

Второй орден. Августинки

Орден охватывает как жен. мон-ри созерцательного образа жизни, строгий затвор, так и конгрегации, подвизающиеся в апостольском служении (Конституции августинцев. Рим, 1978. № 44-54, 57). Начиная с XIII в. ряд жен. мон-рей, следующих Уставу Августина, переходят под опеку А.-е., к-рые и сами основывают обители для женщин. Они подчинялись уставу, конституциям, руководству ордена и пользовались его «защитой, советом и поддержкой» (Грамота о приеме в орден мон-ря в Оберндорфе (Юго-Зап. Германия), 1264 - AАug 23, 136). К 1394 г. их число предположительно достигло 500 конвентов, сосредоточенных преимущественно в Италии и Испании. В XVI в. появляются конгрегации августинок, обладающие внутренней автономией. В наст. время их число приближается к 80. Их апостольское служение охватывает образование и воспитание, помощь в пастырском служении и миссионерстве. После Тридентского Собора конвенты августинок нередко передавались в юрисдикцию епископов. По данным 1997 г., орден насчитывал 1030 монахинь, подвизавшихся в 81 мон-ре (преимущественно в Италии, Испании и Мексике). К ордену реколлекток принадлежат 459 сестер в 39 обителях, дискальцеаток - 55 сестер в 7 конвентах (Annuario Pontificio 1999. P. 1509). В большинстве жен. мон-ри А.-е. объединены в федерации и подчиняются уже не руководству ордена, а местным епископам. Созерцательность А.-е. сочетают, как правило, с воспитанием девушек и детей-сирот.

Третий орден

Папа Бонифаций IX разрешил принимать в орден А.-е. в качестве терциариев только женщин (1400), а Павел II - и мужчин (1470), именуемых «мантеллати» (итал. mantellati - облаченные в плащ). Расцвет третьего ордена приходится на XVII-XVIII вв.

Августинская школа (Via Augustiniensium)

При Эгидии Римском (Колонна) , первом магистре А.-е., в Парижском ун-те (с 1285) были выработаны принципы орденской доктрины, сочетавшей в себе августинизм и томизм и делавшей особый упор на экклезиологию , а с XIV в.- на мариологию ; теология А.-е. испытала влияние также концептуализма У. Оккама . «Старая» Августинская школа, официально учрежденная в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 г.; «новая» была основана Э. Норисом и объединила теологов из ордена А.-е. XVII-XVIII вв. в полемике с кальвинистами (см. Кальвинизм), последователями М. Байюса , и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римини , Уголино из Орвието (Ɨ 1347), Иоанном из Базеля (Ɨ 1392), Августином Фаварони (Ɨ 1443), А.-е. исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к к-рому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, ее поддержки. Хотя идеи Лютера, принадлежавшего к А.-е., близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в т. ч. на акты Тридентского Собора (А. Цумкеллер). Определенную роль в развитии богословия А.-е. сыграла книжная культура гуманизма , распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Нек-рые из теологов-А.-е., как, напр., Варфоломей Урбинский († 1350), составивший обширные флорилегии из сочинений святых Августина и Амвросия Медиоланского , выделялись глубокими познаниями в патристике , в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо (Ɨ 1307), Александр из Сан-Эльпидио (Ɨ 1326), Августин Триумфус из Анконы (Ɨ 1326), Генрих из Флаймара (Ɨ ок. 1340) и Томас из Страсбурга (Ɨ 1357).

Теологи «новой» школы, Э. Норис, Д. Л. Берти (1696-1766) и Ф. Беллелли (1675-1742), отрицали не только реальность, но и саму возможность изначального существования чистой человеческой природы, т. е. не испытавшей воздействия благодати или же греха. Они видели присутствие благодати как в людях до грехопадения (соответственно обладающих здоровой и сильной волей, позволяющей самостоятельно, без участия т. н. действенной благодати, желать добра и творить добро), так и в падших. После грехопадения человек нуждается в «действенной благодати», освобождающей его волю от сковывающих ее низменных желаний, и в «достаточной благодати» (gratia sufficiens), помогающей сохранить приверженность добру на деле. Учение «новой» школы вызвало обвинения в ереси янсенизма idem . Erbsünde, Gnade, Rechtfertigung und Verdienst nach der Lehre der Erfurter Augustinertheologen des Spätmittelalters. Würzburg, 1984; Wild B . Die Augustiner. Freiburg, 1968; Luijk B . v . Le monde augustinien du XIII au XIX s.: (Atlas). Assen, 1972; Wernicke M . K . Kardinal Enrico Noris und seine Verteidigung Augustins. Würzburg, 1973; Rano B . The Order of Saint Augustine. R., 1975; Gindele E . Bibliographie zur Geschichte und Theologie des Augustiner-Ordens biz zum Beginn der Reformation. B.; N. Y., 1977; Gavigan J . Le Monache Agostiniane Italiane nell"Ottocento // Analecta Augustiniana. 1978. N 41. P. 353-429; Ayape E . Breve noticia de las monjas Agustinas Recoletas // Recollectio. 1979. N 2. P. 333-350; Tack Th . Women in the Augustinian Order // The Tagastan. 1983. N 29. P. 87-100.

Н. Ф. Усков

Августинцев орден. Последний большой нищенствующий орден католической церкви, ведет свое начало от святого Августина. Последний, после своего крещения, с несколькими единомышленниками образовал в местности Тогасты (388) духовную общину, достигшую по причине всеобщего уважения к ее основателю большого процветания. Правилом для нее сначала служило лишь евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми указаниями, данными Августином в своих речах «De moribus clericorum» и в двух посланиях к монахиням в Гиппоне (423). Впоследствии в Италии, по ее образцу, образовались еще другие общины, например, иоаннибониты. Тосканские эремиты, бритинианцы и другие. Все они были объединены папой Иннокентием IV под общим именем Августинского ордена и 17 января 1244 года получили так называемое «Правило святого Августина», происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 году был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии. Орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды.

В 1580 году устав ордена августинцев был расширен. Во главе ордена стоит генерал-приор, живущий в Риме; ему помогают влиятельные дефиниторы (советники); каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Устав не строгий, но кроме обыкновенных постов предписываются еще особенные. Одежда августинцев состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V причислил августинцев (1567) к четырем нищенствующим орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы). В XIV столетии с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и Саксонская (1493), к которой принадлежал Лютер. Thomas de lesys в Португалии (ум. 1582) основал орден босоногих августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 году особое устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам.

Монахини Августинского ордена собирались еще в Гиппоне вокруг сестры святого Августина, Перпетуи. Александр III в 1177 году основал в Венеции монастырь этого ордена и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха 1 Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI века Августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла реформация, то многие августинцы в Германии примкнули к ней; тем не менее в XVIII веке еще существовали 42 провинции, не считая конгрегаций и викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти был уничтожен, в Австро-Венгрии и Италии сильно ограничен. В настоящее время орден Августинцев насчитывает около 10000 членов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Грамота короля Кнута аббатству святого Августина в Кентерберри начала XI века (Англия):

«Знайте, что я пожаловал Богу и святому Августину и братии право владеть своей сакой и сокой (право юрисдикции - авт.), получать штрафы за нарушение мира, за кровопролитие в жилом доме, за заграждение пути, за воровство, совершенное на их земле, право захвата и содержания под стражей воров из числа их собственных людей в пределах города и вне его, право сбора пошлин на земле и на воде, а также пользоваться правом, называемым theames (право поручительства в суде), и кроме того, соответственные права над всеми аллодистами (собственниками), которых я им дал. Я не желаю допускать, чтобы в любое их касающееся дело вмешивался кто-либо, за исключением их управляющих, которым они это поручат».