365 дней где. Почему бывают високосные годы? Какой год високосный

Рождественский Всеволод Александрович (1895-1977)

Всеволод Александрович Рождественский - советский русский поэт, в начале 1920-х годов входивший в число младших акмеистов. Родился 29 марта (10 апреля) 1895 года в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Отец, Александр Васильевич (1850-1913), преподавал Закон Божий в Царскосельской гимназии с 1878 по 1907 год. В этой гимназии Всеволод начал учиться. В 1907 году семья была вынуждена переехать в Санкт-Петербург. Выпускник Первой петербургской классической гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который не окончил из-за начавшейся войны.

Первый сборник стихов - «Гимназические годы» - вышел в 1914 году. Всеволод Рождественский входил во второй «Цех поэтов», влиянием поэтики акмеизма отмечены его сборники «Лето» и «Золотое веретено» (1921). Является автором ряда оперных либретто, песен, стихотворных переводов и двух книг: «Страницы жизни» и «Шкатулка памяти».

Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».

Участник Великой Отечественной войны. Имеет награды - орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды (1944), медаль «За боевые заслуги» (1942).

ИЗ ТЕТРАДИ СТАРОГО КНИГОЛЮБА

Стареют книги… Нет, не переплёт,

Не тронутые плесенью страницы,

А то, что там, за буквами, живёт

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полёт,

Былых легенд иссохла медуница,

И до конца никто уж не поймёт,

Что озаряло наших предков лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,

Как водолазы в сумрак Атлантиды.

Былых веков надежды и обиды

Не только стёртый начисто пунктир:

Века в своей развёрнутой поэме

Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

V. Кошка

В Египте я считалась божеством,

Мне благовонья возжигали храмы.

В Стовратных Фивах восхищались дамы

Моим густым надушенным пушком.

Над Нилом, чудодейственной рекой,

Среди песков пылающей пустыни

Меня все чтили в образе богини

С кошачьей остроухой головой.

Когда я путь кончала на земле,

Где мне жилось без горя и печали,

Мой труп холстом священным пеленали,

Предав благоухающей смоле.

И мумией среди земных царей,

Где спят Тутанхамон и Сети Третий,

И я вкушаю сон тысячелетий,

А дух мой бродит около людей.

Меня не чтили Греция и Рим,

Но запросто в глухом средневековье

У ведьм я колдовала в изголовье

Ночным зелёным угольком своим.

В норе алхимика и мудреца

Бока мне грела тайная реторта,

Казалась я живым подобьем чёрта

Художникам и мастерам резца.

Век девятнадцатый милее мне.

Моих зрачков изменчивая призма

Любила брать уроки Романтизма

У Гофмана в чердачной тишине.

Лунатиком вдоль черепичных крыш

Бродила я, когда все кошки серы,

И грелась на коленях у Бодлера,

Когда в окне дремал ночной Париж.

Эдгара По переводил поэт;

О кошке, замурованной в подвале,

О призраках на маскарадном бале,

Об ужасах в преданьях прошлых лет.

Зверьком домашним стала я давно,

Все навыки уюта я постигла,

Карикатурой сфинкса или тигра

Средь вас отныне жить мне суждено.

Но не забудь: я всё же божество,

Исполненное лести и коварства.

Моё в Египте начиналось царство,

Ты стал невольным данником его.

Вглядись в мои янтарные зрачки -

Ведь я любовь твою напоминаю,

Когда, мурлыча нежно, выпускаю

Царапнувшие сердце коготки.

Я некогда богинею была,

Пришла к тебе из тьмы тысячелетий

И потому всегда живу на свете

Как воплощенье и добра и зла.

VI. Психея

Психея, милая Психея,

Видений смутных не зови.

Тоской девичьей пламенея,

Что можешь знать ты о любви?

Когда одна в мечте туманной

Ты шла вдоль виноградных лоз,

Тебя с налёта вихрь нежданный

Вдруг подхватил и ввысь унёс.

Но было ль так на самом деле

Иль просто древний миф воскрес -

Не всё ль равно! Тогда умели

Жить в окружении чудес.

Ты билась в ужасе и муке,

Как птичка, схвачена силком,

Тебя неведомые руки

Несли в объятьи вихревом.

Был мрак вокруг, с Аидом схожий,

Пришёл твой час на брачном ложе

Изведать таинство любви!»

Но кто он, странный похититель?

В какой он облик воплощён?

Злой гений или небожитель?

Чудовище или дракон?

В смятенье страстном и тревоге

Она подумала в тот час:

«Порой и к смертным девам боги

Слетали в Греции у нас.

И на Данаю Зевс из тучи

Спускался золотым дождём,

И по волнам нёс бык могучий

Европу на хребте крутом.

А Дафна стала веткой лавра

И тем себя уберегла.

О, если бы не Минотавра

Судьба в супруги мне дала!»

«Меня ты видеть не должна.

И не дерзай коснуться тайны -

Она священна и темна».

Но любопытство деву мучит

(Живёт в ней женщин естество):

«Ах, как бы разглядеть получше

Лицо супруга моего!»

Тихонько соскользнула с ложа,

Зажгла светильник. Огонёк

Дрожит в руке её… И что же?

Пред ней - о чудо! - юный бог.

Из-за повязки тёмно-синей

Рассыпав золото кудрей,

Спит обнажённый сын богини,

Сам луконосец-чародей.

И сразу робость в ней угасла.

Склонилась, дышит горячо.

Светильник дрогнул. Капля масла

Ожгла бессмертное плечо.

И бог вскочил в порыве гнева,

На беспощадный щурясь свет.

«Так вот зачем, земная дева,

Ты преступила мой запрет!

К чему? Владычица Вселенной,

Любовь мудрее мудреца,

И горе тем, кто дерзновенно

Сорвет покров с её лица!

Её нельзя измерить взглядом,

Проникнуть разумом до дна -

Ведь в ней с земным и тленным рядом

Бессмертья скрыта глубина».

И бог, как тучка розовея,

Растаял в блеске голубом…

Осталась бедная Психея

Одна на берегу пустом.

Куда как мудры были греки!

Храня существованья нить,

Они умели в человеке

Страсть и рассудок разделить.

У них Эрот носил повязку,

Пуская стрелы наугад,

И тот, кто верил в эту сказку,

Был вечной мудростью богат.

Всеволод Рождественский. Из тетради старого книголюба

// Аврора. - 1976. - № 3. - С. 25-27.

Не напрасно поэзию Всеволод Рождественский впитывал как "науку счастья". Встреча с Александром Блоком очень многое определила в стихотворных пристрастиях. Тяготение к точности и строгости акмеизма прошло, начались волшебство и магия внутренней музыки словес. Когда Блок разорвал отношения с акмеистами, Рождественский остался с Блоком, чтобы не писать "без божества, без вдохновенья". Науку поэзии можно освоить легко, если вкус безупречен. И в этой уверенности своей тоже оказался прав поэт Всеволод Рождественский.

Стихи о войне

Великая Отечественная война сделала поэта ополченцем буквально в первый же день. "На защиту Ленинграда" - эта газета отправляла своего корреспондента на любые, даже самые сложные, задания. Далее он был прикомандирован к Седьмой армии и выполнял любую военную работу. Одновременно слагались и стихи. В 1943-м вышла книга "Голос Родины", а в 1945-м - "Ладога". Это были самые разные свидетельства о том, что поэт переживал, что поэт видел, слышал и чувствовал. Оды и сатиры, очерки и баллады, корреспонденции и песни.

Но, как и раньше, любое поэтическое слово Всеволода Рождественского было прозрачно и чисто. Этот мастер - в лучшем смысле этого слова - традиционалист: классическое искусство обогащено огромным, сложнейшим жизненным опытом первой половины двадцатого века, оно прошло через многие искусы, возвращалось из многих тупиковых ответвлений стилевого лабиринта, но перед читателями явилось в строгих поэтических формах, наполненных чистотой живого дыхания.

Послевоенное время

Война была трудной. Почти сразу после её окончания, в 1947-м, вышла книга "Родные дороги", после чего поэт замолчал на одиннадцать лет. После военных стихов очень не сразу душа настроилась на прежний мир и лад. А писать вне этого состояния мог кто угодно, только не Всеволод Рождественский. Репрессии его коснулись только полицейские, ещё до революции, когда в Петербургском университете, словно метлой, выметалось инакомыслящее студенчество. Помимо поэтической работы, Всеволод Александрович мог заниматься ещё очень и очень многим.

Конечно же, он воспользовался этими умениями во время ожидания душевного равновесия. Занимался переводами, писал оперные либретто (их написано и поставлено пятнадцать, среди них много опер, ставших классикой). Последний период творчества - уже поэтического - почти целиком занимает тема русского искусства. Написаны циклы стихотворений, посвящённые самым великим зодчим на Руси. Поэт философствует, созерцая родные пейзажи. И очень большое место в его творчестве занимают мемуары.

Кавказ

Любовь к этим благодатным и благодарным краям зародилась ещё в 20-х годах, и именно сюда возвращался время от времени Всеволод Рождественский всю свою жизнь. Эти путешествия нашли своё отражение в стихотворениях "Цей", "Охотник Вассо", "Кавказская встреча" и многих других. Здесь находил поэт неиссякаемый источник для своего творчества.

Горные циклы - подлинные стихотворные шедевры. Мощная красота здешней природы была способна дополнить милые пейзажи тихвинской деревни и аристократическую стройность царскосельских видов. притягивало поэта, словно магнит, отсюда присущий поэту оптимизм приобретает некую первозданность, а вдохновение заряжается, как ружьё.

10. IV. 1895, Царское Село (ныне Пушкин)-

31. VIII. 1977, Ленинград.

Всеволод Александрович Рождественский родился 29 марта 1895 г. в г. Царское Село (ныне Пушкин), в преподавательской семье, там же учился в гимназии, которую закончил уже в Петрограде, в 1914 г. Осенью того же года поступил студентом в Петроградский университет (филологический факультет). В конце 1916 г. был призван к отбыванию военной службы в царской армии, в запасной электротехнический батальон «на правах вольноопределяющегося» и в январе 1917 г. после сдачи соответствующих экзаменов получил чин прапорщика инженерных войск.

После свержения самодержавия в феврале 1917 г. на должности заведующего учебными классами оставался в своей части, входящей в состав войск военно-революционного комитета.

После победы Октября вернулся в университет для продолжения курса. Весной 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в защите Петрограда от банд Юденича, продолжал службу в учебно-опытном минном дивизионе в звании комвзвода.

В 1924 г. демобилизовался и вновь вернулся в университет, который и закончил в 1926 г.

Так как его воинская часть все время входила в состав Ленинградского гарнизона, он имел возможность заниматься и основным делом своей жизни,

т. е. литературой. Еще в 1918 г. Алексей Максимович Горький привлек его к работе в основанном им издательстве «Всемирная литература» в качестве поэта переводчика. В 1921 г. он выпустил первые свои стихотворные сборники «Лето» и «Золотое веретено». С этого времени началась его работа как профессионального литератора. В 1934 г. Рождественский был принят членом в Союз писателей СССР.

За почти пятидесятилетний срок своего творческого пути Всеволод Александрович выпустил около двух десятков стихотворных сборников, не считая своей постоянной работы в области перевода классиков западной прогрессивной литературы.

Рождественский принимал участие в общественной жизни Союза писателей, неоднократно избирался в члены правления его Ленинградского отделения, участвовал в выездных Всесоюзного правления. Ряд лет вел творческие семинары по работе с молодыми авторами. Состоял членом редколлегии журнала «Звезда», а позже – членом редколлегии журнала «Нева».

В июне 1941 г. вступил в армию народного ополчения и в качестве военного корреспондента был назначен в газету «На защиту Ленинграда». В январе 1942 г. был переведен в 8- ю армию Волховского фронта. Всю войну провел на фронтах: Ленинградском, Волховском, Карельском и закончил ее демобилизацией в мае 1945 г. в звании военного корреспондента, капитана административной службы запаса.

В 1955 г. снят с военного учета по достижению предельного возраста.

Имел ряд правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне – орден Отечественной войны II степени ряд медалей.

По возвращении с фронтов продолжал свою литературную деятельность, которую считал основным делом своей жизни.

И я служу народу моему –

Быть может, той единственной строкою,

Которую твердит, готовясь к бою,

Артиллерист в грохочущем дыму:

«И я служу народу моему!»

Когда в ночи, взрывая дождь и тьму,

Взвивается сигнальная ракета,

Чтоб взять на цель последнюю тюрьму, -

Строкою, славящей победу света,

И я служу народу моему.

И в час, когда на солнечной поляне

Сойдемся мы при кликах ликований

Я, как заздравный кубок, подниму

Строфу мою: в годину испытаний

И я служу народу моему.

Он стоял над тем, что было садом

Седину склонив, не видя слез

Точно старый вяз, который рядом

С разоренною теплицей рос.

Солью борода его намокла,

И когда побрел он вдоль пруда,

Под ногой похрустывали стекла,

У колен шуршала лебеда.

В свисте ветра, в злом грачином гаме

Яростно сжимались кулаки…

А уже на запад за лесами

Двигались родимые полки.

Все выше солнце. Полдень серебрится.

Лес провалился по пояс в снега.

Кружок бойцов. Обветренные лица.

Суровых истребителей врага.

Остер их глаз, а губы плотно сжаты,

Шинель осыпал колкий снежный прах.

У каждого родные автоматы,

Без промаха разящие в боях.

Они в кругу уверенном, суровом

И закаленном дружеством войны

Летят душой за командирским словом,

Глядят в простор морозной целины.

Все крепче стужа, глубоки сугробы,

Но ширится и рвется на простор

Высокой мести и священной злобы

В снегах блокады поднятый костер.

Колеса вздыбленной трехтонки

Запутанные провода,

И тут же, в брошенной воронке,

Как небо синяя вода.

Здесь, в предосенней позолоте,

В лесу, просвеченном насквозь,

За шагом шаг ползти пехоте

В огонь и грохот довелось.

Но бой ушел. Далеко где-то

Рокочут дымные леса

И – ветра свежего примета-

Горит заката полоса.

Могила бойца

День угасал, неторопливый, серый,

Дорога шла неведомо куда, -

И вдруг, под елкой, столбик из фанеры-

Простая деревянная звезда.

Охваченный кустами поворот.

Я наклонился к маленькой дощечке:

«Боец Петров» и - чуть пониже - год.

Сухой венок из побуревших елок,

Сплетенный чьей- то дружеской рукой,

Осыпал на песок ковер иголок,

Так медленно скользящих под ногой.

А тишь какая, точно не бывало

Ни взрывов орудийных, ни ракет…

Откуда он? Из Вологды, с Урала,

Рязанец, белорус? - Ответа нет.

Но в стертых буквах имени простого

Встает лицо, скуластое слегка,

И серый взгляд, светящийся сурово,

Как русская равнинная река.

Я вижу избы, взгорья ветровые,

И, уходя к неведомой судьбе,

Родная непреклонная Россия,

Я низко-низко кланяюсь тебе.

    - [р. 29.3(10.4).1895, Царское Село, ныне г. Пушкин], русский советский поэт. Учился на историко филологическом факультете Петроградского университета (1914‒16). Участник 1 й мировой войны 1914‒18 и Гражданской войны 1918‒20. Печатается с 1910.… … Большая советская энциклопедия

    Рождественский Всеволод Александрович - (1895—1977), поэт. Родился в Царском Селе. В 1914 поступил на историко филологический факультет Петербургского университета. Тогда же опубликовал сборник стихов «Гимназические годы». Год прожил учителем в семье М. Горького. В 1919… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Рождественский Всеволод Александрович - (1895 1977), рус. сов. поэт. Судьбе Л. посвящено стих. «Не в силах бабушка помочь...» (1926), а также «Слова. (Лермонтов в Предкавказье)». В ст. «Лирика гнева и печали» («Звезда», 1964, № 10), рассматривая раннюю лирику Л., Р. отмечал своеобразие … Лермонтовская энциклопедия

    РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович - (1895 1977) русский поэт. В сборниках Земное сердце (1933), Окно в сад (1939), Русские зори (1962) верность культурным традициям, тема настоящего и прошлого Санкт Петербурга. Мемуары; работы о А. С. Пушкине … Большой Энциклопедический словарь

    Рождественский Всеволод Александрович - (1895 1977), поэт. Родился в Царском Селе. В 1914 поступил на историко филологический факультет Петербургского университета. Тогда же опубликовал сборник стихов «Гимназические годы». Год прожил учителем в семье М. Горького. В 1919… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Рождественский Всеволод Александрович (1895–1977) – сын царскосельского священника, участник гражданской войны, «подмастерье» «Цеха поэтов» 1921–1923 гг., друг молодого Н. Тихонова, автор аккуратных стихов в классических формах и на классические… … Русские поэты Серебряного века

    Рождественский Всеволод Александрович - (1895 1977), русский поэт. В сборниках «Земное сердце» (1933), «Окно в сад» (1939), «Русские зори» (1962) верность культурным традициям, тема прошлого и настоящего Санкт Петербурга Ленинграда. Мемуары; работы об А. С. Пушкине. * * *… … Энциклопедический словарь

    Рождественский, Всеволод Александрович - современный поэт. Сын преподавателя. Окончил историко филологический факультет Петроградского ун та. Р. один из младших представителей акмеистической поэзии, состоял в "Цехе поэтов" (см.). Два первых сборника стихов Р. (не… … Большая биографическая энциклопедия

    Рождественский Всеволод Александрович - Всеволод Александрович Рождественский (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село 31 августа 1977, Ленинград) русский поэт, в начале 1920 х гг. входивший в число «младших» акмеистов. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Санкт Петербурге Петрограде … Википедия

    Всеволод Александрович Рождественский - (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село 31 августа 1977, Ленинград) русский поэт, в начале 1920 х гг. входивший в число «младших» акмеистов. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Санкт Петербурге Петрограде … Википедия

Книги

  • Большая Медведица , Всеволод Рождественский. Прижизненное издание. Ленинград, 1926 год. Academia. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая. Рождественский Всеволод Александрович (1895-1977) - русский поэт. В противовесбольшинству… Купить за 6650 руб
  • Страницы жизни. Из литературных воспоминаний , В. Рождественский. Всеволод Александрович Рождественский - один из старых мастеров русской советской поэзии, автор многих стихотворных сборников («Золотое веретено», «Окно в сад», «Земное сердце», «Иволга» и…

«Рождественский» в русской поэзии - это не только Роберт Рождественский, настоящая фамилия которого была Петкевич. Всеволод Александрович Рождественский псевдонима, в отличие от классика более позднего периода, не брал - именно так его звали с рождения до смерти (а скончался поэт в последний день лета 1977 года, в возрасте 82 лет).
Хотя Всеволод Рождественский стихи когда-то создавал в «Цехе поэтов» среди других акмеистов, с годами он превратился в поэта-конформиста, строго следующего генеральной линии советской литературы. Оценивать такое решение можно по-разному, но оно явно помогло Рождественскому прожить более долгую и счастливую жизнь, чем многим другим авторам эпохи. Включая лидеров акмеизма.

Юные годы и начало творческого пути
Будущий классик родился 29 марта (10 апреля по новому стилю) 1895 года в Царском Селе под Петербургом. Его отец был преподавателем богословия в Царскосельской гимназии. Естественно, в ней Рождественский и начал образование, которое позже продолжилось уже в столице - в Первой Петербургской классической гимназии. Именно во время его обучения там стихи Всеволода Рождественского впервые были напечатаны - в 1910 году.
После окончания гимназии Рождественский поступил в Университет, но окончить его не успел - началась Первая Мировая война, и поэт был призван в армию. Перед этим, в том же 1914, он издал свой первый сборник стихов - «Гимназические годы».

Всеволод Рождественский в среде акмеистов
К счастью, Первую Мировую поэт пережил. К советской власти, установившейся после неё, Рождественский отнёсся положительно, и страну не покинул, в отличие от многих других поэтов. В начале 1920-х, благодаря Александру Блоку, он начал работать в издательстве «Всемирная литература», где преимущественно занимался переводами.
Тогда же он вошёл в «Цех поэтов», сблизившись с Николаем Гумилёвым. Всеволод Рождественский стихи этого периода писал в том же направлении «экзотического акмеизма», что и Гумилёв - тематикой его произведений становились путешествия, приключения, исторические образы. Конечно, он не имел такого яркого жизненного опыта, как лидер акмеистов, но успешно продолжал этот тренд.
Впрочем, уже в это время он нередко обращался в своём творчестве к пейзажной лирике, которая в поздние годы стала основным направлением поэтического творчества Рождественского.

Позднее творчество Рождественского
Как известно, движение акмеистов просуществовало недолго. После расстрела Гумилёва и начала гонений на Ахматову, Всеволод Рождественский сразу же отошёл от «сомнительного» поэтического общества, и быстро перековался в поэта-конформиста. Нельзя сказать, чтобы стихи Всеволода Рождественского постоянно пропагандировали ценности советской власти, хотя он и обращался, например, к теме «пятилеток».
В основном поэт переключился на совершенно политически нейтральное творчество, лишь ограниченно включая в него прежнюю «гумилёвскую» романтику.
Поэту довелось поучаствовать и во Второй Мировой войне - уже в качестве военного корреспондента. Позже он входил в редколлегии ряда популярных журналов - например, «Звезда» и «Нева». Важное место в послевоенном творчестве Рождественского занимало возрождение Ленинграда - он всю жизнь прожил в бывшей столице, и очень любил этот город.
Помимо прочего, Рождественский довольно много работал с оперными либретто, а также занимался изучением жизни и творчества Александра Пушкина - книга о нём была одной из последних работ поэта.

Poembook, 2013
Все права защищены.