Виды помощи психолога. Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Личностные качества психолога. Методы психологии - возможные критерии классификации и виды

Психологическая помощь - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи

· Психопрофилактика(предупреждение).

· Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

· Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

· Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

· Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

· Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

· Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.

Первая встреча

Процесс психологической помощи начинается со встречи.

В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное- 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.

Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?

Информация . В принципе желательно (так показывает практика консультативной работы во многих странах), чтобы до первой встречи, допустим, во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для со+ держательной работы.

Психодиагностическое обследование . В ряде случаев (профконсультация или иная ситуация, требующая внемедицинской психотерапии) полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится до консультативной беседы, лучше, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.

Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?

Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него. Нежелательно: спорить с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан во всем соглашаться с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать им с места - непрофессионально); хвалить клиента или обнадеживать без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой специалист и т.п.). Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов+консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов+консультантов:

физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по+разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент-с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственными; люди разнятся в своих оценках степени соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие “лику профессии”, степень видимого благополучия и т.д.). Эти и многие другие обстоятельства, не говоря уже о репутации и авторитете, играют свою роль в проведении первой встречи.

Перейдем теперь к описанию собственно консультативной беседы . Начнем с определения. Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой “глубинным интервью”, консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы. Консультативная беседа, в зависимости от этапа работы, бывает начальной, процессуальной, завершающей и поддерживающей. В задачи начальной консультативной беседы входят: расположение клиента к себе и снятие напряжения; установление контакта; поощрение обсуждения проблематики и определение (при необходимости) временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление информации; установление рабочих (сотруднических, партнерских) отношений с клиентом- того, что называется “рабочий контакт”; поощрение самопонимания, собственной активности и ответственности; формировании реалистичных ожиданий в отношении совместной работы. Одна из наиболее трудных задач - поощрение клиента рассказывать о себе и своих проблемах. Даже если клиент испытывает доверие к консультанту и не чувствует никаких межличностных барьеров, в действие, активируя сопротивление, могут включаться психологические защиты, тем более когда человека волнуют очень личные, подчас интимные проблемы. Если к тому же человек обратился за помощью не сам, а был направлен другим специалистом, педагогом или, чаще всего, знакомыми или родителями, сопротивление нередко представляет собой значительное затруднение для консультанта. Ясно, помимо всего прочего, что ни один человек, в каком бы возрасте он ни был, не придет к другому, чужому человеку, без особой на то причины просто так, “по душам” поговорить на темы, которые не всегда можно открыть не только близкому другу, но и самому себе. Проговаривание, признание субъективных барьеров, которые пришлось преодолеть клиенту, выражение в связи с этим уважения и положительного, понимающего отношения- один из возможных ключей к снижению сопротивления. Вопросы, относящиеся к состоянию клиента, к его самоощущению в обстановке консультирования также помогают снять напряжение. Основная начальная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы послужить катализатором, “облегчителем” процесса коммуникации. Чрезвычайно важно прочувствовать человека, уловить его нужды, переживания, устрем думышленно продемонстрирует свои потребности и проблемы. Недаром Фрейд говорил о том, что “тайна человека сочится через поры его кожи”. Хотя клиент может прямо и не сказать о том, что его волнует больше всего (в сущности, порой он и не осознает свои подлинные проблемы), уже первая встреча дает богатый материал для понимания личности, вероятной проблематики и реальных, хотя и подспудных нужд клиента.

Завершение первой консультативной беседы - не менее важное дело, чем ее начало. Критерии положительного завершения именно первой встречи настолько важны, что в современной литературе их выделяют как основание для предпочтения в выборе психолога и психотерапевта. Практика показывает, что именно последние минуты первой встречи могут вызвать ощущение дискомфорта как у консультанта, так и у консультируемого. Главным основанием для возникновения чувства разочарования, ощущения непонятости или обращения не по адресу чаще всего - при всех равных и в профессиональном отношении безукоризненных параметрах - является ощущение незавершенности ситуации. В самом деле, у врача пациент получает направление на анализ или рецепт, у юриста - консультацию и руководство к действию, а у психолога- обманутые ожидания: не только не выписали рецепт, но даже не дали совета... Поэтому весьма существенным моментом является именно словесное, означенное завершение встречи и беседы при потенциальной незавершенности данной ситуации.

Приведем некоторые ключевые завершающие реплики:

К сожалению, на сегодня наше время истекло. Наша следующая встреча, как мы говорили, может состояться во вторник в 14 часов. Если вы примете окончательное решение о нашей совместной работе в том объеме, который мы обозначили, пожалуйста,

позвоните мне накануне.

Что ж, сегодня нам удалось, если и не полностью, то, по крайней мере, отчасти, увидеть, что с вами происходит. Надеюсь, наша дальнейшая работа позволит углубить процесс. Итак, до вторника?

Сегодня мы о стольком переговорили... И, знаете, мне кажется, что еще больше осталось невысказанным. Если вы действительно решили разобраться и с этой ситуацией, и в себе, я буду ждать вашего звонка до конца недели, чтобы точнее оговорить дату и расписание нашей работы.

Первая встреча, первая консультативная беседа вводит клиента в контекст психологической помощи как специфической по содержанию и по целям психосоциальной практики. Конечно, она далеко не исчерпывает и даже частично не может охватить весь многосложный репертуар психотехник, которыми пользуется психолог в зависимости от проблематики клиента, интенсивности и характера психологической помощи и собственных предпочтений. Детально техники консультативной и психотерапевтической работы будут рассмотрены в следующих разделах, где дается подробный анализ психологических парадигм, используемых в практике психологической помощи. Сейчас же, согласно логике изложения, мы охарактеризуем основные коммуникативные техники, владение которыми требуется при любой, тем более первой, консультативной беседе, и разъясним некоторые рабочие и процедурные моменты, относящиеся к самой ситуации психологической помощи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЕ И ЭТИКЕТ

Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позволяют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санкционированными авторитетом науки и практики техническими приемами, прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что “все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п. Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи, психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие клиента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря, например, на требование безусловно положительного отношения к клиенту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже наоборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психологию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт профессионала. А чаще всего - некий обобщенный инвариант, содержащий коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации первой встречи коммуникативные техники.

Молчание . Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тягостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти непреодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важнейших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот,- канун инсайта. Распознать психологический и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться им, - большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), перефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент продолжает молчать- помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или “Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продолжается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и принять его как данность.

Эпатическое слушание . Консультант внимательно слушает клиента, невербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам клиента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскрытию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рассказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и говорящий) - не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный резонанс переживаниям клиента.

Прояснение . Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.

Психолог. Быть может, какое-то ощущение особенно сильно заставляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?

Клиентка. Не знаю.

Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно только “не знаете” или присутствуют и какие-то другие чувства?

Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда болит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может... (плачет).

Рефлексивная вербализация . Относится к разновидностям вербализаций, назначение которых - усиление эмоционально+смыслового резонанса высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии, характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не мотивационно-причинный, а эмоционально-модальный пласт высказываний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций- от “эхо-вербализаций” до “вербализаций-генерализаций”.

Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при правильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций - предоставить клиенту возможность самому проинтерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.

Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у него чудесная жена.

Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...

Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?

Клиент. Да, черт побери! Не то слово...

Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складывается впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления неадекватных защит и сопротивления.

Самораскрытие . Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий: техника должна применяться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что его переживания понимают и разделяют.

Конфронтация . Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требующая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском направлении она вообще не используется) техника создает определенное напряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством. Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений. Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстраненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.

Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатление одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят понять.

Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухода от напряжения, связанного с усилиями понять, - это посещение психологов? Выгода получается многократная. Чувство собственной значимости возрастает: ведь я - загадка. Ответственность с себя снимается - “пусть они думают”, откладывается принятие решения, не так ли?

Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заключается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента и, наоборот - путем демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых вопросов и нежелание психолога-консультанта упрощать их. Текущее подведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи. Помимо чисто профессиональных, технических аспектов психологической помощи в процессе установления отношений, в ходе первой встречи возникает множество на первый взгляд незначительных, высказываемых и невысказываемых вопросов, которые, тем не менее, следует предусмотреть и учесть. Эти вопросы в совокупности характеризуют профессиональный этикет поведения психолога-консультанта и общую атмосферу ситуации.

Рассмотрим простейшие из этих вопросов.

Курение . Иногда клиенты, нервничая, спрашивают, можно ли закурить. Воспретить курение клиенту - нетактично. Это может быть воспринято как давление или нежелательное ограничение свободы. Поощрять курение - негигиенично и вредно для здоровья. Один из приемлемых способов поведения состоит в том, чтобы отделить процесс курения от консультативной беседы. Тактичность и уместность мотивировок, партнерский тон обращения поможет снять напряжение, побуждающее клиента к курению.

Ведение записей . Любой способ фиксации информации (магнитофонные записи, заметки и т.п.) должен непременно обсуждаться с клиентом и при малейшем возражении безусловно отвергаться. Однако после завершения встречи психолог вправе зафиксировать в своем рабочем дневнике существенные моменты общения, поведения или переживаний клиента, чтобы осмыслить их и основательнее подготовиться к следующей встрече.

Частые опаздывания . Если клиент- чаще, конечно, женщина - регулярно опаздывает к заранее оговоренному времени, следует проработать возможные причины опозданий: сопротивление, демонстрация, снижение мотивации и т.п. Опоздание психолога на встречу, если оно не вызвано неблагоприятным стечением обстоятельств, также требует, помимо извинения, особой проработки.

Вопросы оплаты . В тех случаях, когда психолог консультирует в условиях частной практики, следует специально и заранее оговорить стоимость услуг и порядок оплаты (почасово, по результату) на взаимно приемлемых основаниях. В связи со спецификой психологической помощи взимание платы за услуги психолога может не зависеть от успешного или иного исхода действий психолога.

Ориентировка клиента во времени . Практика показывает, что разъяснение клиенту временных рамок работы, включая общую ориентировку в возможных сроках консультативной работы в целом и длительность каждой отдельной встречи, - важный и в процедурном, и в поведенческом отношении момент. Психолог должен чувствовать себя свободным, сообщая клиенту об окончании времени встречи, анализируя отношения клиента со временем, поскольку за соответствующим поведением могут скрываться весьма важные для психологической проработки основания.

Одежда и имидж консультанта . Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога (мужчины или женщины) должны соответствовать общепринятым в обществе стандартам. Излишний макияж, слишком броская, дорогая или, наоборот, чересчур демократизированная одежда, подчеркнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения- все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специалиста, подрывая доверие к нему еще до начала совместной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда - все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность в клиента в то, что ему смогут помочь.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.

  • Алгоритм оказания неотложной помощи. 1. Вызвать машину скорой медицинской помощи
  • Арина - 1.Как Вы считаете, возможно ли при помощи магии достигнуть многого в жизни?
  • Б) неукоснительно выполнять распоряжения ответственного за оказание медицинской помощи при массовых происшествиях
  • Безопасное напряжение и безопасная величина тока. Способы помощи пострадавшим, получившим электротравму

  • Основные направления деятельности психологической службы

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это:

    · выявление и разрешение конфликтных ситуаций

    · оказание помощи в решении личных проблем

    · развитие межличностных отношений

    ПСИХОДИАГНОСТИКА - это:

    · возможность получить точную научно-обоснованную информацию о себе, своих потенциальных и профессиональных способностях, личностных характеристиках, индивидуальных особенностях и т.д.

    ТРЕНИНГ - это:

    · помощь в саморазвитии и самовоспитании и т.д.

    ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

    Организация лекций и информативных семинаров, направленных на повышение психологической грамотности, специальная организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование.

    КОРРЕЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

    · решение личностных психологических проблем

    · формирование эффективных коммуникативных умений

    · коррекция личностных качеств и умений

    · помощь в саморазвитии и самовоспитании.

    Понятие «психологическая помощь». Основные виды психологической помощи

    Психологическая помощь -- область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

    Виды психологической помощи

    § Психопрофилактика(предупреждение).

    § Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике -- лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

    § Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

    § Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

    § Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

    § Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

    § Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

    Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

    Принципы психологической помощи

    Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

    Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

    1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

    2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

    3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

    4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

    5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

    Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

    Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

    Виды психологии:

    Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

    Клиническая психология

    В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

    Аномальная психология

    Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

    Когнитивная психология

    Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

    Сравнительная психология

    Этот вид изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

    Консультативная психология

    Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

    Психология развития

    Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

    Педагогическая психология

    Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

    Биологическая психология

    Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

    Другие виды психологии:

    Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.
    Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.
    Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.
    Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.
    Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.
    Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.
    Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.
    Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.

    Претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

    Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

    НЛП

    Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

    НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

    Психоанализ

    Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

    В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

    Гештальтпсихология

    Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

    В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

    Расстановки по Хеллингеру

    Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

    Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

    Гипноз

    Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

    Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

    Позитивная психотерапия

    Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

    Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

    Клиент-центрированная терапия

    Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

    Арт-терапия

    Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

    Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

    Телесно-ориентированная терапия

    Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

    В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

    Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

    Коучинг

    Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

    Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

    Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

    Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

    Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

    В данной статье вкратце будет рассказано о тех направлениях психологии, которые наиболее часто используются сегодня.

    Я очень просто попробую объяснить разницу между подходами в психологическом консультировании.

    Когнитивно-бихевиоральное консультирование

    Начнем, пожалуй, с когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральная) терапии. Когниции (мысли, образное представление) + поведение закладываются в нас с первых дней жизни, а какие-то передаются с генами по наследству. Одни нам помогают жить и продвигаться, другие, напротив, создают всевозможные препятствия, а случается и так, что человек теряет не только смысл жизни, но и саму жизнь.

    Приведу очень простенький пример из учебного материала. Девушка пришла к психологу с жалобой на то, что ее молодой человек не дарит ей цветы каждый день. Получается, в ее когнициях заложено, что мужчина должен себя вести именно таким образом.


    Психолог предлагает ей чуть-чуть изменить свое восприятие и в дальнейшем (ну или хотя бы попробовать один разочек) воспринять ситуацию как «Было бы неплохо, чтобы мой мужчина дарил мне цветы каждый день, ну или через день». При таком подходе ситуация будет выглядеть не настолько критичной и вполне терпимой.

    И вот такой пример с изменениями в способе поведения. Женщина пришла к психологу с запросом изменить хоть что-то в ее жизни. Она очень устала, много работает, двое детей, муж, мама живет с ними, дома каждый день скандалы, она уже просто не помнит, когда в доме была тишина.

    В этой ситуации психолог просит ее привести пример самого типичного дня в их семье. Клиентка: «Я прихожу домой с тяжелыми сумками, переступаю порог и вижу - мусор не вынесен, кот голодный, муж сидит перед телевизором».

    В данной ситуации психолог может, например, предложить клиентке позвонить перед выходом из магазина, чтобы ее встретили. А придя домой, - перед тем как начать кричать, - оставить сумки, сходить вымыть руки, приготовить себе (ОДНОЙ!) чай или кофе или просто выпить сок, воду, а после этого начинать ругать всех и вся. Только вот захочется ли, ведь вспомните, как часто мы кричим в пылу, а успокоившись, думаем «Зачем?».

    Повторюсь, я очень просто описала это направление. На самом деле все гораздо сложнее, ведь не зря говорят – «привычка вторая натура», и избавиться от нее или хоть чуть-чуть что-то изменить ой как не просто. А еще психолог должен понимать, не нанесут ли его вмешательства еще больший вред, и насколько психика клиента готова к переменам. Ведь у некоторых людей их привычки - единственное, что их держит на плаву. Психолог должен быть осторожен.

    Десенсибилизация и переработка движением глаз EMDR ДПДГ

    Метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях. Когда человек переживает травматический опыт или дистресс, это переживание может «перекрывать» возможности его механизмов совладания, тогда память и стимулы, ассоциирующиеся с событием, перерабатываются неадекватно и дисфункционально сохраняются в изолированных областях памяти.


    Цель терапии - переработать эти стрессовые воспоминания и позволить пациенту развить более адаптивные механизмы совладания. Последние исследования оценивают ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР. Практическое руководство «Международного Общества Изучения Стресса» категоризует ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР у взрослых. Несколько международных руководств включают ДПДГ как рекомендованное лечение после физической травмы.

    Гештальт подход

    Гештальт (нем. Gestalt – образ, фигура) в консультировании - целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму. Весь мир вокруг нас мы воспринимаем как фон, а наиболее важное и значимое для себя мы выделяем из фона - это и есть «гештальт». Фраза «гештальт закрылся» говорит о том, что человек удовлетворил свою потребность в чем то, что было для него важно.

    Чем больше у человека незакрытых гештальтов (неразрешенных ситуаций, желаний, потребностей), тем сложнее ему двигаться вперед. У человека происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить чувства, мысли и поведение.

    Задача гештальт терапевта состоит в том, чтобы при помощи техник и упражнений гештальт-терапии найти первичную или главную незаконченную ситуацию и отреагировать ее хотя бы символически.

    Приведу простой пример - еПустой стул». Гештальт-консультант сажает клиента на стул и ставит перед ним пустой, клиенту предлагают представить, что на стуле сидит тот, с кем клиенту приходится разрешить конфликт…

    Гештальт-«молитва» Фрица Перлза:

    Я - это я.

    А ты - это ты.

    Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

    А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

    Я есть я.

    А ты есть ты.

    Арт-терапия, терапия творчеством

    «Я не знаю, о чем говорить…». Эту фразу нередко слышат психологи, работающие в различных направлениях. Слышат это и арт-терапевты, но в чем преимущество арт-терапии, так это в том, что говорить тут вовсе не обязательно.

    Для занятий арт-терапией Вам не нужно уметь рисовать, лепить, танцевать. Достаточно иметь желание изменить свою жизнь к лучшему.

    Арт–терапия очень щадящий вид психологического консультирования. Ее используют для работы как с взрослыми, так и с детьми. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе.

    При помощи арт-терапии Вы можете не только проработать свои фобии и тревоги, но и найти внутренние ресурсы, открыть для себя новые возможности.


    В арсенале у арт-терапевта множество материалов и техник:

    Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала,

    Интерактивные техники,

    Групповой рисунок,

    Стимульное рисование,

    Сочетание художественной экспрессии с движением и танцем, музыкальным - исполнением, драматической формой,

    Групповые игры и упражнения на основе музыки,

    Различные варианты песочной терапии,

    Работа с объектами (предметная скульптура, инсталляция),

    Техники ландшафтной арт-терапии: ландшафтная скульптура и театр,

    Различные варианты работы с глиной, ориентированные на телесное самосознание,

    Телесно-ориентированные техники,

    Работа с масками,

    Использования материала мифов и сказок,

    Фототерапевтические техники и упражнения для индивидуальной, парной и коллективной работы,

    Фототерапевтические методы работы с психической травмой,

    Арт-терапевтические техники, ориентированные на семейные ресурсы,

    Арт-терапевтическая работа со сновидениями.

    И это далеко не весь перечень.

    Если у Вас есть желание помочь себе справляться с трудностями, найти внутренние ресурсы для движения вперед, но по какой-то причине Вам сложно об этом говорить, Вам стоит обратиться к арт-терапевту.

    Экзистенциальная психология

    Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – это одно из направлений «гуманистической психологии», в которой рассматривается взаимоотношение человека с жизнью и смертью. Экзистенциальная психология базируется на уникальности каждого человека.

    Экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие конфронтации человека со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

    Одной из задач экзистенциального психолога является восстановление гармонии между внутренним миром и внешним.

    В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

    То, как работает экзистенциальный психолог, коротко описать невозможно. Но метод замечательно работает. Он помогает найти смысл жизни, а как следствие и обрести жизнь!

    Психоанализ

    Я уверена, что каждый человек, который знает слово психология, следующими произнесет имя Зигмунд Фрейд и психоанализ.

    Временем зарождения психоанализа принято считать конец девятнадцатого - начало двадцатого века. И с тех пор не перестают говорить о психоанализе.

    Говорят много и всегда с запалом (психоаналитик скажет «возбужденно»). Его ругают и обвиняют во всех смертных грехах. Его ненавидят и им восхищаются. Одни его презирают, другие относятся с уважением. Для одних психоанализ прекрасная возможность разобраться с проблемами, а для других нечто непонятное и пугающее. О том, сколько ходит мифов и фантазий по поводу психоанализа и денег, даже перечислять не буду.

    А теперь подумайте, можно ли более ста лет говорить о том, что не имеет значения?

    Попробую популярно, насколько это возможно, рассказать о психоанализе.

    Каждому из нас известно, что многие вещи мы делаем осознано. Фрейд заметил, что за осознанными действиями скрыты глубинные неосознаваемые поступки, влечения, желания. Занимаясь врачебной практикой, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые желания могут ухудшать жизнь, а также быть причиной нервно-психических расстройств. Пытаясь помочь своим пациентам, Фрейд на практике открыл, что лучший способ излечить пациента - это найти первоисточник конфликта. Так зародился метод исцеления души - психоанализ.

    Фрейд нередко менял свои взгляды и убеждения относительно своих теорий и он не боялся сказать о том, что в чем-то заблуждался. Его ученики и соратники продолжили дело Фрейда. А кто-то пошел своим путем. Психоанализ не стоит на месте. Он продолжает развиваться, углубляться и меняться вместе со всем миром.

    На сегодняшний день мы имеем кроме классической теории влечений Зигмунда Фрейда также эго-психологию, теорию объектных отношений, Кляйнианский психоанализ, Структурный психоанализ Ж. Лакана, Селф-психологию Х.Кохута, интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон), Интерсубъективный подход (Р. Столороу), Юнгианский психоанализ.

    Если Вы решите, что Вам необходимо обратиться к психоаналитику, не важно, в каком направлении тот работает, Вы должны ему задать следующие вопросы:

    1. Есть ли у него документ о переподготовке в области психоаналитического консультирования? (для практики в психоаналитическом направлении недостаточно иметь высшее психологическое образование).

    2. Прошел ли он (проходит в настоящее время) личный анализ (вести прием, согласно стандартам, можно только после 65 часов личного анализа, и это требование оправдано на практике).

    3. Есть ли у него супервизор (специалист, который корректирует работу психоаналитика).

    4. В каком сообществе состоит психоаналитик, к которому Вы обратились.

    На все эти вопросы Вам обязаны ответить. Любую информацию об интересующем Вас специалисте Вы при желании имеете право проверить в сообществе, о котором Вам сообщил специалист.

    Если же Вам отказали в ответе хоть на один из выше приведенных вопросов, или в организации слыхом не слышали о таком специалисте, бегите как можно дальше от подобных «психоаналитиков»!