Приемы эмпатического слушания. Правила эмпатического слушания. Выделяют три уровня развития эмпатии

Как позитивно воздействовать на жизнь людей

Предисловие

Когда, несколько лет назад, мы встретились, то сразу же почувствовали огромное притяжение друг к другу. Мы ощущали себя почти братьями. Между нами было очень много общего, несмотря на то что каждый занимался разной деятельностью. Джим последние 30 лет вращался в деловых кругах, где учил людей добиваться успеха. За это время он основал всемирно известную организацию. Джон же последние 28 лет работал в некоммерческой структуре. Он - пастор, духовный руководитель и оратор. В США его признали одним из тех, кто вносит основной вклад в развитие принципов руководства и духовного роста.

Присоединяйтесь к нам и продолжайте читать данную книгу. Мы дадим вам много советов, расскажем развлекательные и познавательные истории, поделимся потрясающими идеями, которые помогут изменить вашу жизнь, а также жизнь всех людей, на которых вы будете оказывать влияние.

Благодарности

В нашей жизни есть особенные люди, чья помощь и поддержка помогли написать данную книгу.

Спасибо Маргарет Максвелл, чья поддержка помогла ее мужу стать человеком, оказывающим влияние на людей.

Спасибо Нэнси Дорнан с ее невероятной способностью оказывать влияние на мужа, семью и сотни тысяч людей во всем мире.

Спасибо Миа Бринк, ее идеи и помощь помогли разработать данный проект.

Спасибо Стефани Уэтзел за редакторскую работу над книгой и чтение корректуры.

Спасибо Линде Эггерс за огромную помощь, какую когда-либо оказывали человеку.

Спасибо Чарли Уэтзелу, нашему писателю, за сотрудничество в работе над книгой.

Введение

Кем вы хотели стать в детстве? Мечтали ли вы стать известным певцом или актером? А как насчет того, чтобы стать президентом США? А может быть, вы хотели стать олимпийским чемпионом или самым богатым человеком в мире? У всех есть мечты. Несомненно, что некоторые из них вам удалось осуществить. И не важно, какого успеха вы достигли, ведь у вас все еще остаются мечты, которые вы хотите реализовать в жизни. А мы, в свою очередь, хотим помочь вам осуществить ваши мечты и реализовать свои возможности.

Давайте начнем с того, что проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на список людей, приведенный ниже. Здесь перечисляются самые разные люди, но всех их объединяет нечто общее. Попробуйте понять: что это?

ДЖОН ГРИШАМ

ДЖОРДЖ ГАЛЛУП

РОБЕРТ Э. ЛИ

ДЕННИС РОДМАН

ДЖЕЙМС ДОБСОН

ДЭН РАТЕР

ХИДЕО НOMO

ДЖЕРРИ И ПАТТИ БОМОН

РИЧ ДЕВОС

МАТЬ ТЕРЕЗА

БЕТ МАЙЕРС

ПАБЛО ПИКАССО

АДОЛЬФ ГИТЛЕР

ТАЙГЕР ВУДС

ЭНТОНИ БОНАКУРСИ

АЛАНИС МОРРИСЕТТЕ

ГЛЕННЛЕТЕРВУД

БИЛЛ КЛИНТОН

ДЖОН УЭСЛИ

АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР

Способность оказывать влияние не появляется у человека сразу же.

Она развивается постепенно.

Удалось вам понять, что же общего между всеми этими людьми? Конечно, их объединяет не профессия, так как в список включены писатели и государственные деятели, спортсмены и художники, миссионеры и диктаторы, актеры и бизнесмены. Сюда входят как мужчины, так и женщины, некоторые замужем, а некоторые нет, все разного возраста. Здесь представлены разные этнические группы и национальности. Некоторые из них знамениты, и, вероятно, вы узнали их имена. Но уверены, что о некоторых из них вы никогда не слышали. Итак, в чем же разгадка? Что же между всеми ними общего? А ответ такой: все они являются людьми, способными оказывать влияние на людей.

Каждый человек обладает способностью оказывать влияние

Мы составили данный список наугад, поместив туда как известных людей, так и людей, с которыми мы знакомы. Вы можете так же легко составить свой список. Мы сделали это, чтобы проиллюстрировать следующую мысль: каждый человек обладает способностью оказывать влияние на людей. Не имеет значения, кем вы являетесь и чем занимаетесь. У политического деятеля, например, президента США, - огромное влияние не только на жизнь сотен миллионов людей в своей стране, но и во всем мире. Артисты, например, Мадонна и Арнольд Шварценеггер, часто оказывают влияние на целое поколение людей в одной или нескольких странах. А учителя, например, Гленн Летервуд, у которого учился Джон и сотни других мальчиков в воскресной школе, влияют на жизнь своих учеников и косвенно - всех людей, на которых будут влиять их ученики, когда вырастут.

Но чтобы оказывать влияние на людей, вам совсем не надо заниматься публичной деятельностью, постоянно требующей от вас быть на виду. На самом деле, если в жизни вы хоть каким-то образом соприкасаетесь с людьми, значит, вы можете оказывать на них влияние. Все, что вы делаете - дома, в церкви, на работе или на футбольном поле, - производит впечатление на людей. Американский поэт и философ Ралф Уолдо Эмерсон сказал: «Каждый человек для кого-нибудь является героем и оракулом, и все, что бы он ни говорил, воспринимается как непреложная истина».

Если вы хотите добиться успеха и оказывать позитивное влияние на свой мир, то вам надо научиться этому. Например, если вы менеджер по продажам и хотите продавать еще больше товаров, то вам надо уметь влиять на покупателей. Если вы директор фирмы, то ваш успех зависит от способности оказывать влияние на служащих. Если вы тренер, то вам удастся создать команду победителей, если спортсмены будут чувствовать ваше влияние. Если вы пастор, то способность затрагивать души людей и привлекать в церковь все больше прихожан зависит от способности оказывать на них влияние. Если вы хотите, чтобы у вас была крепкая здоровая семья, то надо научиться оказывать положительное влияние на детей. Какие бы цели вы ни ставили перед собой в жизни, вы сможете достигнуть их быстрее, с большей эффективностью, а ваш вклад будет ощущаться дольше, если вы научитесь оказывать влияние на людей.

Если в жизни вы хоть каким-то образом соприкасаетесь с людьми, значит, вы можете оказывать на них влияние.

Забавная история, связанная с темой этой книги, произошла во время правления президента Калвина Кулиджа. Однажды утром президент Кулидж завтракал вместе с гостем, накануне вечером приехавшим в Белый дом. Гостю хотелось произвести на президента хорошее впечатление. Он обратил внимание, что, когда Кулиджу подали кофе, тот взял чашку, налил кофе в глубокое блюдце, а затем неторопливо положил туда кусочек сахара

и добавил сливки. А так как гость не хотел нарушать правил этикета, то он последовал примеру главы государства: налил кофе в блюдце, а затем добавил туда сахар и сливки. Затем он стал ждать следующих действий президента. Каково же было его удивление, когда президент позвал своего кота и поставил блюдце на пол! Нет никаких сведений, что гость сделал после этого.

На всех людей человек оказывает влияние по-разному

Интересно изучить способность оказывать влияние. Хотя человек и оказывает воздействие почти на всех окружающих, но на каждого он влияет на разном уровне. Чтобы убедиться в этом, в следующий раз, когда придете в гости к своему лучшему другу, попробуйте отдавать команды его собаке.

Возможно, вы об этом и не думали, но на инстинктивном уровне, скорей всего, вы чувствуете, на кого вы имеете большое влияние, а на кого - нет. В качестве примера возьмите 4 - 5 человек, с которыми вместе работаете. Когда вы предлагаете новую идею или вносите какое-нибудь предложение, реагируют ли они все на это одинаково? Конечно же нет. Одного ваши идеи вдохновляют, другой воспринимает их скептически (без сомнения, вы сами можете определить их реакции). В то же время, тому же самому человеку, без восторга относящемуся к вашим предложениям, могут нравиться все идеи начальника или одного из коллег по работе. Это только показывает, что ваше влияние на этого человека не так сильно, как на кого-нибудь другого.

Авторитет нужно заслужить - обмануть окружающих, щеголяя умными фразами и раздувая щеки в нужны моменты, не получится. Но немного ускорить процесс можно и даже нужно. Стимулируем признание заслуг, чтобы не тратить годы на доказательство очевидного.

Прежде чем мы начнем обсуждение, нам надо определиться, что это такое – оказывать влияние на других. И что это значит для вас.

Дадим определение этому понятию: Влияние – способность человека или предмета быть неодолимой силой или производить эффект на действия, поведение, мнения и т. д. других людей.

Влиять – вынуждать или склонять (кого-либо) к каким-либо действиям. Джон Максвелл, автор многих бестселлеров, говорит, что "Быть лидером – значит оказывать влияние. Ни больше, ни меньше".

Если лидерство – это влияние, то обратное тоже должно быть верным. Значит, влияние – это лидерство. Так ли это? Я бы добавил, что влияние лишь тогда превращается в лидерство, когда оно ведет к положительным результатам.


Влияние и авторитет

Влияние - это нечто большее, чем просто желание быть лидером или указания, которые мы раздаем тем, что нас слушает. Оно зависит от того, что люди чувствуют в нас, и что они видят в нас каждый день. Оно зависит от того, что вы демонстрируете своим поведением, а не от ваших слов.

Прежде чем мы начнем обсуждение, нам надо определиться, что это такое - оказывать влияние на других. И что это значит для вас.

Влияние - способность человека или предмета быть неодолимой силой или производить эффект на действия, поведение, мнения и т.д. других людей. Влиять - вынуждать или склонять (кого-либо) к каким-либо действиям.

Быть лидером - значит оказывать влияние


Если лидерство - это влияние, то обратное тоже должно быть верным. Значит, влияние - это лидерство. Так ли это? Я бы добавил, что влияние лишь тогда превращается в лидерство, когда оно ведет к положительным результатам.

Между тем, оказывать влияние можно двумя способами. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Оно может быть корыстным и попыткой манипулировать другими, но также может быть освобождающим и преображающим. И от наших мыслей и действий зависит, каким оно будет.

Чтобы стать сильной личностью, сначала необходимо развить ее у себя, а только затем правильно преподнести окружающим. Только после этого они начнут воспринимать вас в качестве влиятельной персоны. Конечно, в теории сделать это намного проще. Поэтому, если было принято решение развить личность, необходимо приготовиться к кропотливой и долгой работе над собой.

Что предпринять для этого? Если есть желание стать авторитетным человеком, как Вячеслав Моше Кантор , необходимо потратить много времени на работу над собой. Далее об этом подробнее.

Первое. Сначала нужно научиться справляться с потрясениями, научиться терпению, избавиться от лишней импульсивности при решении проблем.

Второе. Нужно уметь крепко стоять на ногах при любых обстоятельствах. Если человек считает, что способен выдержать даже самые сильные потрясения, это еще не означает, что его можно считать сильной и влиятельной личностью. Ведь в самый неожиданный момент могут настигнуть проблемы разного характера. Поэтому нужно устойчивому отстаиванию своих позиций в продолжительном временном промежутке.

Третье. Не нужно зависеть от других людей и их привычек. Если у человека имеется такая зависимость, значит, его вредные привычки будут преобладать над ним. Таким образом, сложно превратиться в сильную персону.

Знания. Влиятельный человек не может быть глупым. Для этого нужно иметь ученую степень. Важно знать больше, чем окружающие Вас люди.

Связи. Чем больше у человека близких людей, тем большее количество отношений он строит, поэтому сильнее и авторитетнее становится. Не отказывайте людям в помощи, указывайте им правильный путь, поддерживайте в разных ситуациях. Задумайтесь о построении вокруг себя разных связей, что обязательно сильно поможет в будущем.

Уверенность. Человек всегда почувствует, когда перед ним находится сильная персона. Уверенному в себе человеку всегда верят и идут за ним.

Став влиятельной персоной, необходимо использовать имеющуюся силу на благое дело. Не проходите мимо людей, которым нужна помощь. Это важный признак сильного человека, которого ценят и уважают в обществе.

Достигнув определенного статуса в сфере бизнеса или заняв руководящую должность, многие люди начинают задаваться вопросами авторитетности и . Стать авторитетом в коллективе в некоторых случаях — вынужденная потребность.

Совершенно неважно, предстоит ли человеку управлять большим отделом, или у него в подчинении находится несколько сотрудников, или он планирует занять лидирующую позицию, будучи хорошим исполнителем. Для успешной реализации рабочих проектов каждый руководитель, или просто стремящийся к лидерству сотрудник, должен знать те составляющие, из которых и складывается понятие «авторитет».

Важность авторитетов. Почему так важен статус в коллективе?

Авторитет на работе — это признание, которым пользуется сотрудник в среде своих подчиненных, а также среди вышестоящего начальства. Статус человека на руководящей должности часто подразделяют на две категории:

  • Должностной статус. Формальные функции занимаемой должности.
  • Субъективный статус. Реальное влияние личности руководителя на работу коллектива.

При обладании реальным статусом влияния, человек полностью соответствует занимаемой должности, имеет твердые моральные принципы и руководствуется ими во время принятия решений. Именно субъективный статус личности определяет истинный авторитет среди коллег.

При авторитетном начальнике коллектив работает слаженно, выполняет производственные задачи успешно. Также высокий уровень авторитета руководителя влияет на комфортное состояние каждого сотрудника во время работы. Потому что начальник-лидер всегда сможет «защитить» своих подчиненных перед вышестоящим руководством, несет ответственность за рабочий процесс, дает советы, ставит четкие цели. В этом и заключается важность авторитета руководителя.

Авторитет и псевдоавторитет. Ощутимые различия

Черты псевдоавторитетного руководителя

  • Излишняя гордость.
    Порождается высокомерием начальника или неформального лидера, его стремлением к переоцениванию собственных заслуг, к болезненной реакции на критику. Такая модель поведения порождает подавленность и страх в коллективе;
  • Педантизм.
    Такой начальник никогда не может оценивать свой коллектив объективно, страдает от собственной некомпетентности, пытаясь скрыть ее за излишней мелочностью. Отсюда вытекает недовольство сотрудников, невыполнение поставленных целей;
  • Резонерство.
    Пространные нравоучения, которыми любит «сыпать» лидер, быстро надоедают его подчиненным, не несут никакой пользы. В заданиях нет конкретики, соответственно, возрастает риск их неверного исполнения;
  • Любовь к подкупу.
    Принцип «ты — мне, я – тебе» хорош при поощрении подчиненных, но если на нем построены все межличностные отношения среди сотрудников, микроклимат коллектива рискует дать «серьезную трещину»;
  • Доброта и понимание.
    Руководители, проявляющие излишнюю чуткость к сотрудникам, имеют все шансы размыть границы деловых отношений. Отсюда вытекают прогулы «по уважительным причинам», нарушение субординации, невыполнение поставленных задач и полный крах авторитета.
  • Увеличение дистанции.
    Когда начальник сводит все отношения с коллективом к минимуму? общается с работниками только посредством сухих распоряжений, он этими действиями лишает себя возможности грамотно руководить рабочим процессом в целом.

В противовес всем вышеперечисленным моделям, ведущим к неэффективному функционированию на работе, стоит модель «человека – лидера», который может завоевать уважение благодаря своим деловым качествам, личным характеристикам, а также навыкам межличностного общения.

Методы влияния на людей в коллективе

Полная уверенность в себе – вот тот фактор, который идет рука об руку с успехом. Как заставить себя уважать? Как влиять на людей в собственном коллективе? Как стать авторитетом? Для ответа на эти важные вопросы и были созданы определенные методы влияния на людей, которыми пользуются многие руководители и авторитетные подчиненные. Рассмотрим их подробнее.

Метод активного слушателя

Взаимовыгодное сотрудничество, построенное на искреннем уважении, подразумевает, что коллективный лидер умеет слушать других людей, вычленяя самое главное из их проблемы. Активное слушание способствует большинству успешных проектов, т.к. только слушая, можно понять потребности собеседника. Паузы, повторы, уточнения, высказывание отношения к сказанному гарантированно принесут пользу всем участникам диалога.

Метод высокой репутации

Именно личные качества, нравственное поведение и живой интерес к рабочему процессу складываются в понятие «хорошая репутация», при этом неважно, насколько высокий статус у этого человека. Сотрудник с плохой деловой репутацией никогда не сможет добиться должного признания ни среди коллег, ни среди партнеров. Сохранение высокого статуса достигается ежедневной работой над собой, верным подходом к решению проблем, уверенностью в себе.

Метод компромисса

Поскольку лидер – это не робот, отдающий приказы, а человек, живущий интересами своего коллектива, то от его коммуникабельности будет зависеть и его статус. Эффективный поиск компромисса принесет лидеру намного больше «очков», чем открытая конфронтация с кем-либо. Умение находить компромисс – это целое искусство, как ради большего пренебречь меньшим, и грамотный руководитель должен уметь правильно расставлять приоритеты.

Метод последовательности и честности

Если авторитетный руководитель что-то обещает, то он всегда сдержит слово. Тем, кто любит «приврать для красного словца» стоит избавиться от этой дурной привычки, так как люди вскоре перестанут воспринимать сказанное всерьез.

Метод спокойствия

Хотите, чтобы вас услышали, — говорите тише. Непреложная истина, которой следует большинство успешных руководителей. Умение держать себя в руках даже в стрессовых ситуациях, контролировать голос и интонацию помогают должным образом влиять на собеседника и сохранять авторитет.

Манипулятивные методы

Плох тот руководитель, который не умеет в определенные моменты прибегать к . Даже легкие формы манипуляции помогут изменить отношение собеседника к ситуации, склонить его к своей точке зрения. Их нужно знать и уметь применять, однако для повышения статуса в коллективе лучше использовать цивилизованные способы влияния на собеседника. Именно они способствуют развитию и укреплению деловых отношений, личностной ценности руководителя.

Так как же гарантированно завоевать уважение в коллективе?

Достаточно быть профессионалом в своей сфере, владеть навыками межличностного общения, излучать уверенность в себе, давать дельные советы и рекомендации, всегда держать слово. Хороший руководитель не задумывается, как влиять на людей, он с ними взаимодействует . Люди с четкими принципами и развитыми деловыми качествами обычно занимают руководящие должности, а те из них, кто еще умеет держать дистанцию и ладить с людьми, и вовсе обречены на успех.