Варианты огэ по русскому год. Онлайн тесты гиа по русскому языку. Примеры тестовых заданий

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ МЯСА

В состав мяса входят следующие ос­новные ткани: мышечная, жировая, кост­ная и соединительная (сосуды, связки, сухожилия, апоневрозы и др.). Мышечная ткань. Эта ткань состав­ляет в среднем 50-60% мяса. Основные показатели мышечной ткани: цвет, за­пах, консистенция, вкус.

Цвет мышц красный, но у различ­ных видов убойных животных он отли­чается значительным разнообразием от­тенков. Наиболее густой красный цвет присущ мясу лошади, у мелкого рогатого скота мясо кирпично-красного цвета, у крупного рогатого скота - малиново-красного, у свиней - светло-красного или красновато-серого.

Красный цвет поперечно-полосатой мускулатуры обусловлен содержанием в ней белка миоглобина. Цвет зависит не только от вида животного, но и от других факторов (возраст, пол, степень откорма, нагрузка, которую выполняла мышца, термическое состояние, степень обескровливания, степень свежести, срок хранения).

Бледная окраска мышц у откормлен­ных и мало работающих животных связа­на с незначительным содержанием в ней миоглобина и свидетельствует о слабой интенсивности окислительных процессов. Запах у мяса специфический. Говя­дина и баранина имеют своеобразный аро­матный запах, в частях туши около вы­мени мясо пахнет молоком; свинина имеет запах жира. Легко ощущается запах мяса парного; мясо охлажденное (0...4°С) из­дает очень слабый запах; мясо, подверг­шееся действию низких температур, за­паха не имеет.

Консистенция парного мяса плот­ная, у охлажденного - упругая. Ямка от надавливания на такое мясо пальцем быстро восполняется. Мясо оттаянное имеет пониженную консистенцию, при надавливании на такое мясо пальцем остается ямка. У подмороженного и за­мороженного мяса консистенцию не оп­ределяют.

Вкус мяса зависит от многих факто­ров. Вареное и жареное мясо большин­ства убойных животных имеет аромат­ный, приятный вкус. Низкие вкусовые качества имеет мясо некастрированных или поздно кастрированных самцов, ста­рых и много работавших животных. На­личие кормовых (рыбный и др.) и лекар­ственных (камфорный и др.) запахов мо­жет быть причиной непригодности мяса для пищевых целей.

По анатомо-морфологическому стро­ению мышечная ткань представляет со­бой многоядерную тканевую структуру. Первичные волокна - миофибриллы - покрыты тонкой соединительной оболоч­кой - сарколеммой. Под сарколеммой расположены ядра. Миофибриллы состо­ят из светлых изотропных и темных ани­зотропных дисков. В смежных миофиб-риллах одинаковые диски лежат на од­ном уровне, поэтому при гистологическом исследовании хорошо видны поперечные темные и светлые полосы. Эти мышцы называют поперечно-полосатыми.

Протоплазма мышечных волокон со­стоит из саркоплазмы и сократительного вещества, белковый состав их различен.

Мышечные волокна соединены в пуч­ки, крупные пучки составляют мышцы, окруженные плотными соединительно­тканными образованиями - фасциями. Между мышцами имеется слизистое ве­щество - муцин, облегчающее скольже­ние соседних мышц при сокращении от­носительно друг друга.

Жировая ткань. В мясе имеется жи­ровая ткань, накапливающаяся в виде больших или меньших отложений в клет­ках рыхлой соединительной ткани. Ко­личество жировой ткани в тушах круп­ного рогатого скота может быть 2-25%, в свиных тушах содержание жировой тка­ни может достигать 40%.

У истощенных животных жировые клетки плоские или веретенообразные, заполнены протоплазмой. При поступле­нии в организм животных значительного количества кормов в протоплазме таких клеток откладываются мельчайшие кап­ли жира, они постепенно увеличивают­ся, затем сливаются и заполняют всю клетку; протоплазма и ядро оттесняются к периферии клетки, соединительноткан­ная оболочка растягивается и становится более плотной. У откормленных живот­ных клетки соединительной ткани напол­нены жиром и приобретают шарообраз­ную форму.

Отложение жира у животных при от­корме происходит в определенной зако­номерности: в большей степени жир от­кладывается около внутренних органов, затем между мышцами и в подкожной клетчатке. Жир, находящийся вокруг внутрен­них органов, называют внутренним. Он может быть: околосердечный, околопо­чечный, летошный (покрывает книжку), рубцовый, рубашечный (жир сальника), оточный (жир брыжейки). Его масса у крупного рогатого скота составляет 0,5-6,4%, у овец - 0,2-5,4%, у свиней - 1,9-6,8%.

Кроме внутреннего жира различают жир наружный, или подкожный. У сви­ней его называют шпиком.

При отложении жира между мышеч­ными пучками мясо на разрезе имеет мраморный рисунок (мышцы красные, а жир белый или желтоватый). При описа­нии такого мяса практики используют термин «мраморность». Эта характерис­тика свидетельствует о высоких пище­вых, кулинарных и товарных достоин­ствах мяса.

У крупного рогатого скота отложение подкожного жира происходит неравно­мерно - в первую очередь жир откла­дывается на крупе, около маклоков, в кожной складке щупа и в мошонке; в дальнейшем при достаточном кормлении жировые отложения распространяются на крестцовую часть хребта, область пояс­ничных позвонков, лопаток и подгрудка; в последнюю очередь жир откладывается в межреберных пространствах и верхней части шеи. При недостаточном кормле­нии исчезновение жира из организма про­исходит в обратной последовательности.

У свиней и овец подкожный жир от­кладывается более равномерно. У овец

отложение подкожного жира происходит в большей степени под кожей и меньше между мускулами и около внутренних органов. У коз жир откладывается мень­ше под кожей, очень незначительно меж­ду мускулами и больше около внутрен­них органов. Некоторым животным при­суща способность откладывать жир в специальные жировые депо (курдюк - у курдючных овец, горб - у верблюда). У молодых животных жир откладывает­ся в большей степени между мускулами, у старых - в подкожной клетчатке.

Жир убойных животных различных видов отличается друг от друга по цвету, запаху, консистенции, вкусу, темпера­туре плавления и застывания и другим показателям. Например, жир свиной - белый, конский - серый, говяжий - желтый или желтоватый (имеет крася­щее вещество - липохром). Температу­ра плавления и застывания жира зави­сит от соотношения насыщенных и нена­сыщенных жирных кислот.

Общая масса жировой ткани в туше зависит от вида животного, возраста, упи­танности и других факторов. Она может варьировать: у крупного рогатого скота - 1,5-10,1%, у овец- 0,6-7,5%, у сви­ней - 12,5-40% и более.

Костная ткань. Содержание костей от массы туши разных животных составля­ет от 7 до 32%. Это отношение колеблет­ся в зависимости от упитанности, поро­ды и вида животного.



Кости подразделяют на трубчатые (ко­сти конечностей) и губчатые (плоские и смешанные). Из трубчатых костей при вываривании получают в среднем 9,8% жира и 29,6% клейдающих веществ; из губчатых - 22% жира и 37-55% жела­тина. Губчатые кости являются более цен­ными в пищевом отношении, чем кости трубчатые.

Соединительная ткань. Соединитель­нотканные образования имеют много раз­новидностей - рыхлая соединительная

и фиброзная ткань, жировая (оболочки клеток), ретикулярная, эластичная, хря­щевая, костная и т. д. В узком смысле к соединительной ткани относят сухожи­лия, связки, фасции, наружный и внут­ренний перимизиум мышечной ткани. Выход соединительной ткани от массы туши крупного рогатого скота составля­ет 9,7-12,4%.

Чем больше соединительнотканных образований, тем качество мяса хуже, та­кое мясо жестко и менее питательно. Со­единительнотканные образования сильно развиты в мясе старых животных, много работающих, низкой упитанности; этих образований больше у некастрированных животных по сравнению с самками.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Химический состав мяса весьма сло­жен и зависит от вида животного, возрас­та, пола, упитанности, уровня кормления и других факторов. Существенно изменя­ется химический состав мяса животных при тяжелых патологических состояниях.

В химический состав мяса входят: вода, белки, жиры и липоиды, углево­ды, экстрактивные вещества, минераль­ные вещества, витамины, ферменты и гормоны.

Химический состав мышечной тка­ни. Важнейшей составной частью мышеч­ной ткани являются белки. Содержание белков составляет около 20%; вода - 70-77%, остальные вещества - 3-10%. Белки мышечной ткани разделяют на две группы: белки плазмы и белки стре­мы (рис. 20). Белки плазмы составляют до 85-87% всех белков; они имеют по­лужидкую консистенцию, экстрагируют­ся холодной водой или слабыми раство­рами солей и являются полноценными. Белки стромы плотные, не экстрагиру­ются холодными растворами солей и яв­ляются неполноценными.

Белки плазмы относятся к классу альбуминов и глобулинов. Альбумины нейтральны, растворимы в воде, слабых растворах кислот и щелочей, не осажда­ются при диализе, с трудом высаливают­ся. Глобулины имеют кислую реакцию, не растворимы в дистиллированной воде и в кислотах, не экстрагируются щелоча­ми и растворами солей; они осаждаются при диализе и высаливаются.

Основной белок мышечной ткани - миозин. При экстрагировании водой он не растворяется, но растворим в раство­рах солей. Миозин обладает АТФ-ферментативной активностью. Белок актин лег­ко соединяется с миозином и образуется актомиозин. Актомиозин может возни­кать только при отсутствии аденозинтрифосфорной кислоты, поскольку при на­личии ее актомиозин распадается на пер­воначальные компоненты. Актомиозин обладает высокой вязкостью и сократи­тельной способностью. Этот белковый комплекс при жизни животного играет большую роль в мышечных сокращени­ях под действием нервных импульсов, а после убоя животного - в процессе по­смертного окоченения мышц. Миозин и актин относятся к глобулинам.

Миоген растворим в воде. Он занима­ет как бы среднее положение между аль­буминами и глобулинами, так как ему присущи определенные признаки и той, и другой группы белков. Глобулин X об­ладает всеми характерными свойствами глобулинов. Миоальбумин является ти­пичным альбумином. Миоглобин пред­ставляет собой альбумин. Содержание его обусловливает красный цвет мускулату­ры. В нем содержится пигментная груп­па «гем», такая же, как и в белке кро­ви - гемоглобине.

Белки клеточных ядер - нуклеопротеиды - содержат фосфор, они раство­римы в слабых растворах щелочей.

Содержание определенных фракций белков в мышечной ткани непостоянно, оно существенно изменяется вследствие посмертных изменений. Различные виды белков составляют от всех белков, содер­жащихся в мышечной ткани, примерно следующие пропорции: миозин - 40%, актин - 15%, миоген - 10%. глобулин X - 20%, миоальбумин - 1 – 2%, мио­глобин - около 1%, коллаген и эластин - 10%", нуклеопротеиды - доли процента.

Экстрактивные вещества подразде­ляют на азотистые и безазотистые. К азо­тистым экстрактивным веществам отно­сятся креатин, креатинофосфорная кис­лота, креатинин, пуриновые основания, аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), аденозиндифосфорная кислота (АДФ), отдельные аминокислоты и аммиачные соли. Одно из главных азотистых экс­трактивных веществ - карнозин - спо­собен усиливать отделение желудочного сока. Креатин содержится в мышцах в виде креатинфосфорной кислоты, при кипячении с кислотами она переходит в креатинин, обладающий восстанавлива­ющими свойствами. Азотистые экстрак­тивные вещества составляют 0,7% мышечной ткани. Они некалорийны, введе­ние их в организм повышает тонус нерв­ной системы.

Безазотистыми экстрактивными ве­ществами являются гликоген (животный крахмал), глюкоза, молочная кислота, инозит, различные фосфорные соединения. Гликоген расходуется во время работы мышц, при этом он переходит в молочную кислоту. В последующем происходит об­ратный синтез гликогена. В мышцах ра­бочих животных (лошадь, верблюд и др.) гликогена содержится больше 1%, а в мышцах крупного и мелкого рогатого скота, свиней - менее 1%.

Глюкоза, молочная кислота, инозит образуются из гликогена в процессе по­смертных изменений мышечной ткани. Эти соединения, как и азотистые экс­трактивные вещества, придают мясу спе­цифический вкус и аромат.

Вода в мясе находится в различных формах: в виде моно-, ди- и тригидролов и в виде окиси дейтерия. Высушиванием мышечной ткани можно определить толь­ко свободную воду; воду, связанную с молекулой белка, высушиванием опреде­лить невозможно. Существованием гид-ратносвязанной воды объясняются мно­гие биохимические явления, происходя­щие в мясе при хранении. Содержание воды в мышечной ткани изменяется в основном в зависимости от возраста и упитанности животного.

Минеральные вещества представле­ны макроэлементами, микроэлементами и солями металлов. Всего в состав жи­вотного организма входит до 34 элемен­тов. Введение в организм микроэлемен­тов с пищей имеет большое физиологи­ческое значение, так как последние входят в состав гормонов и ферментов. Общее содержание золы в мышечной тка­ни равно 0,7-1,2%.

Химический состав жировой ткани. Липиды и липоиды (жироподобные веще­ства) подразделяют на: 1) простые жиры; 2) сложные жиры, включающие кроме жирных кислот и глицерина другие со­единения - фосфолипиды, сульфолипиды; 3) стерины - высокомолекулярные спирты - холестерин, лецитин. Помимо видимых жировых отложений между от­дельными мышцами или мышечными группами имеется и протоплазматический жир, откладывающийся в саркоплазме мышечного волокна. Жиры и липоиды в воде не растворимы, при экстрагирова­нии мяса они извлекаются из плазмы и образуют эмульсию.

Физико-химические константы жира являются видовыми признаками, хотя они могут изменяться под воздействием различных факторов.

Химический состав соединительной ткани. Соединительнотканные образова­ния состоят из коллагена, эластина и миостромина. Коллаген - основной бе­лок соединительной ткани; он входит в состав рыхлых и плотных соединитель­нотканных образований. В холодной воде коллаген нерастворим, под воздействием воды, нагретой выше 70°С, он переходит в желатин и в таком виде усваивается организмом человека. Желатин способен набухать в холодной и растворяться в горячей воде.

Эластин входит в состав эластиче­ских волокон соединительнотканных пе­регородок, стенок артерий, выйной связ­ки крупного рогатого скота. Он не рас­творим ни в холодной, ни в горячей воде; организмом эластин не усваивается. Кол­лаген и эластин относятся к неполноцен­ным белкам.

На химический состав мяса влияют многие факторы.

1. Вид животного. Количество белков в мясе различных видов животных отли­чается относительным постоянством: го­вядина 2-й категории содержит 21% бел­ков, баранина 2-й категории- 22,4%, свинина мясная - 16,5%, конина сред­ней упитанности - 21,5%. Лишь в мясе индейки количество белка может дости­гать 24%.

Соотношение фракций белков в мясе различных видов животных неодинако­во. Белковый коэффициент (соотношение альбуминов к глобулинам) тем выше, чем больше содержание гликогена.

2. Возраст животного. В мышечной ткани молодых животных по сравнению с животными взрослыми содержится больше воды и гликогена и меньше жира. Молодые животные обладают бо­лее активной системой различных фер­ментов, а интенсивность окислительных процессов препятствует образованию жира. С возрастом происходит извест­ная стабилизация в составе мышечной ткани. Например, мясо крупного рога­того скота 2-3-летнего возраста приоб­ретает физико-химические показатели, изменяющиеся в дальнейшем сравни­тельно мало.

3.Пол животного. Мышцы самок об­ладают большей способностью к набуха­нию вследствие меньшего содержания соединительной ткани.

4.Работа животного. Под влиянием работы в мышцах создаются благопри­ятные условия для окислительных про­цессов. У тренированных животных мыш­цы более богаты веществами, имеющи­ми энергетическое значение (гликоген и др.). Кислые рационы в большей сте­пени улучшают условия для окислитель­ных и синтетических процессов, чем щелочные.

5.Откорм животного. Откорм моло­дых животных (особенно в первый год жизни) способствует развитию мышечной ткани; у взрослых животных откорм при­водит главным образом к отложению жира. Окислительные процессы в мышцах при откорме понижаются. Увеличение в мышцах жира влечет за собой от­носительное уменьшение воды. Общее количество воды в мышцах остается при этом почти неизменным.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

I. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВА

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЛОВА.
ОМОНИМИЯ МОРФЕМ И СЛОВОФОРМ

Основной единицей языка является слово. Слово может состоять из более мелких значимых компонентов - морфем. Морфема - это мельчайший отрезок слова, имеющий самостоятельное значение.

Морфема, слово и предложение различаются по степени семантико-структурной самостоятельности и являются единицами разных уровней. Морфема является частью слова и играет по отношению к нему подчиненную роль, в то же время слово в составе словосочетания и предложения само является подчиненным компонентом. При соединении единиц соблюдается принцип уровневой однопорядковости , заключающийся в том, что слова, словосочетания и предложения не могут соединяться с морфемами как единицами низшего порядка без "снижения" своего уровня. Снижение уровня (уровневое снижение ) - это приобретение словом, словосочетанием или предложением ранга морфемы. Сочетание слова, словосочетания или предложения с морфемой рассматривается как единица следующего за морфемой уровня, т.е. как слово. Нарушение принципа уровневой однопорядковости (т.е. соединение слова, словосочетания или предложения с морфемами) и снижение уровня наблюдается при образовании сложных слов на базе словосочетаний или предложений (см. раздел "Сложные слова").

Помимо уровневой характеристики, морфему, слово и словосочетание (а также предложение как разновидность последнего) отличают друг от друга признаки синтаксический, морфологический и семантический (основные признаки), а также акцентное и графическое оформление (дополнительные признаки). Таким образом, основными дифференциальными признаками морфемы, слова, словосочетания и предложения являются:

Морфема. Сочетается только с морфемами. Синтаксически несамостоятельна: выступает в предложении только как компонент слова. Морфологически нечленима и несамостоятельна: включается в словоизменительную парадигму только как компонент слова. Семантически несамостоятельна: является номинативно неактивной единицей (т.е. не может служить средством называния предметов объективной действительности, не может выполнять номинативную функцию).

Слово. Не может сочетаться с морфемами. Синтаксически самостоятельно и едино: является самостоятельным членом предложения, не может выступать в качестве нескольких членов предложения. Может быть подвержено морфологическому членению. Между компонентами слова (являющимися морфемами) не существует синтаксической связи. Морфологически самостоятельно и едино: включается в словоизменительную парадигму как единое целое, компоненты которого не способны к морфологическому изменению. Семантически самостоятельно: является номинативно активной единицей (т.е. может служить средством называния предметов объективной действительности, может выполнять номинативную функцию). Является монономинантом : указывает только на один класс однородных предметов, т.е. имеет один референт.

Словосочетание и предложение. Не могут сочетаться с морфемами. Синтаксически самостоятельны при синтаксической независимости компонентов, которые объединены синтаксической связью. Компоненты морфологически самостоятельны и включаются в разные словоизменительные парадигмы. Семантически самостоятельны при семантической независимости (номинативной активности) компонентов. Являются полиноминантами : представляют действительность расчленение - как предмет и признак.

Слово как самостоятельное синтаксическое, морфологическое и семантическое единство обычно оформляется как одна акцентная и графическая единица (однако при отсутствии прочих признаков наличие объединяющего ударения и слитное написание не делают структурное образование словом). (См. раздел "Акцентное и графическое строение сложных слов".)

Помимо "классических" единиц ("классических" морфем, слов и словосочетаний), в языке существуют единицы, обладающие признаками разных типов (близость таких

единиц к тому или иному "классическому" типу зависит от характера присущих им признаков), а также образования с нечетко выраженными, нейтрализованными, типовыми признаками (см. раздел "Нейтральные образования"). Существование в языке промежуточных единиц, т.е. структур с неполным набором типовых признаков, свидетельствует о преемственности между простым и сложным в языке, о связи между разными его уровнями.

Морфема, передающая конкретное вещественное значение, называется корнем слова. Морфемы, имеющие более абстрактное категориальное значение, называются аффиксами . Аффиксы соотносят слово с более крупными разрядами слов. Например, в слове reader конкретное вещественное значение передается корнем read-, тогда как аффикс -еr имеет абстрактный характер и соотносит слово с более крупными разрядами слов: включает слово в лексический класс с общим значением деятель и грамматический класс "существительное". В слове aimless конкретное вещественное значение передается корневой морфемой aim-, аффикс-less соотносит это слово с грамматическим классом "прилагательное" и включает это прилагательное в лексическую группу с общим значением лишенный какого-л. качества, признака, свойства .

Аффиксы разделяются на префиксы (предшествуют корню) и суффиксы (следуют за корнем). Аффиксы выполняют в языке двоякую функцию: служат для образования слов - словообразовательные аффиксы - и для изменения грамматической формы одного и того же слова - формоизменительные (словоизменительные) аффиксы (окончания, флексии). Формоизменительными в английском языке являются только суффиксы.

Часть слова до формоизменительного суффикса называется основой . Основа может быть производной (содержит словообразовательные аффиксы) и непроизводной (совпадает с корнем). Например, основы слов overnighter, unpreparedness, blacken являются производными; основы слов king, bus, stop - непроизводными.

Производная основа поддается морфологическому членению. Необходимым условием морфологической членимости основы является наличие у каждого из выделенных компонентов собственного значения, что возможно лишь в том случае, если выделенные компоненты входят в том же значении в состав других слов. Наличие смысла лишь у одного из компонентов не делает основу морфологически членимой.

Например, после выделения компонента -ееr в слове pioneer (по аналогии с profiteer, racketeer, mountaineer) остается компонент pion-, не имеющий самостоятельного значения и не встречающийся в других словах; после выделения компонента in- в слове incident (по аналогии с injustice, inexperience, inaction) не остается значимого корня. Следовательно, морфологическое членение слов pioneer и incident невозможно. При делении слова на морфемы прежде всего необходимо вычленить корень. Наиболее четко корень выделяется в том случае, если в языке имеется внешне совпадающее с ним, т.е. омонимичное ему, слово. Например, корни broad-, paper-, peace- четко выделяются в словах broad-shouldered, paper-covered, peaceful, peaceminded, так как в языке существуют омонимичные им слова broad, paper, peace. Корень можно вычленить и в том случае, если в языке нет омонимичного ему слова. Корень, не имеющий омонимичного слова, но вычленяемый в ряде слов, называется связанным . Значение связанного корня выявляется путем сопоставления значений родственных слов (т.е. слов с одним и тем же корнем). Примерами связанного корня могут служить scrib- / scrip- (describe, prescribe, inscribe, inscription, prescription); graph- (biography, geography, autograph, photograph, telegraph); circ- (circle, circulate, circular, circus); phone- (lingua-phone, telephone, phonograph, phonetics).

Умение делить слова на морфемы имеет практический смысл: помогает правильному их осмыслению и правописанию. Многие типичные орфографические ошибки являются следствием неправильного выделения префикса и корня. Например, написание слов disease, encircle, divide как desease, incircle, devide является результатом неправильного семантико-морфологического анализа этих слов .

Слово как понятие лексикологии есть совокупность грамматических форм. Грамматические формы слова (словоформы ) - разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга только

по своему грамматическому значению. Лексическое (вещественное) значение всех словоформ одинаково. Так, в понятие слова student входят формы student, students, student"s, students"; в понятие слова fly включаются формы fly, flew, is flying, has been flying, will fly и др.

Внешне грамматические формы одного и того же слова различаются формоизменительными суффиксами. Для современного английского языка характерны омонимия (т.е. внешнее сходство при различии значения) формоизменительных суффиксов, в том числе нулевой флексии, и их малочисленность.

Нулевая флексия - значимое отсутствие формоизменительного суффикса. Поскольку слово есть совокупность форм и каждая из них воспринимается в сравнении, отсутствие положительно выраженного грамматического показателя (отсутствие формоизменительного суффикса) тоже имеет определенное грамматическое значение. Например, в случае существительного house значение нулевой флексии - "общий падеж, единственное число", в случае прилагательного small - "положительная степень". Отсутствие окончания в форме dance, противопоставленной только форме dances, служит признаком общего падежа единственного числа, но признаком множественного или единственного числа настоящего времени, если dance входит в систему форм dances, is dancing, has been dancing, danced и т.д.

Большое количество грамматических форм с нулевой флексией - одна из особенностей современного английского языка.

Грамматическая форма слова, имеющая нулевую флексию, омонимична его основе. Например, форма положительной степени прилагательного hot (т.е. hot- + нулевая флексия) внешне не отличается от основы hot-, входящей в состав сложных слов hot-headed, red-hot и др.; форма общего

падежа единственного числа существительного enemy (т. е, еnеmу- + нулевая флексия) внешне совпадает с основой enemy- в составе сложных слов enemy-held, enemy-encircled и др. Омонимия основы и формы слова может затруднить дифференциацию сложного слова и словосочетания (см. раздел "Сложные слова").

Вследствие омонимии словоизменительных суффиксов (в том числе нулевой флексии) отдельные формы слов, являющихся разными частями речи, могут иметь внешне одинаковое, т.е. омонимичное, грамматическое оформление. Например, форма множественного числа существительного (things , cats ) внешне выглядит так же, как и форма третьего лица единственного числа глагола (sings , eats ); форма прошедшего времени правильного глагола (the method he suggested ) внешне не отличается от причастия (the method suggested ). Внешне одинаковое грамматическое оформление имеют инфинитив (to ask, to come, to sit), форма общего падежа единственного числа существительных (а dog, a bird, a hat), форма повелительного наклонения глагола (Turn round. Speak softly.), форма положительной степени прилагательного (big, soft, small), форма множественного числа настоящего времени глагола (They sing. They sleep.) и др. Для установления значения словоформ, содержащих омонимичные суффиксы, необходимо установить, в какую систему форм, т.е. парадигму, входит каждая из них. Например, чтобы определить, формой какой части речи является gnaws, нужно знать, каковы остальные формы этого слова. Так как остальными словоформами являются gnawed, gnawing, has been gnawing, можно сделать вывод, что gnaws - форма глагола.

Омонимия формоизменительных аффиксов (в том числе нулевой флексии) в сочетании с лексической омонимией (т.е. омонимией корней) приводит к тому, что отдельные формы категориально различных слов , т.е. слов, являющихся разными частями речи, могут внешне не отличаться друг от друга. Например: Knife cuts heal slowly. If he cuts down that tree, there will be more light in the room. The wire cut into his hands. Cut it in two. He took a knife and made a deep cut . Cut flowers wither in the sun. Oil and water do not mix. Oil the metal parts to prevent rusting. Polish hinges with metal polish. A lot hinges on small things.

Широко развитая омонимия форм категориально различных слов - одна из особенностей современного английского

языка, которая может затруднить понимание английского текста. Перевод предложений, содержащих формы с аффиксами, имеющими омонимы, требует особого внимания. Например: Chance dogs doctors" practice. (A. Cronin). Quality leather straps compliment watches. (Advertisement ). Card cheats doctor the cards. (R. Stout).

Слова, содержащие словообразовательные аффиксы, называются производными ; слова, не имеющие таких аффиксов,- непроизводными (корневыми ). Слова reasonable, restlessness, writer - производные, слова big, bite, hot, red - непроизводные (корневые). При установлении структурного типа слов принимаются во внимание только словообразовательные аффиксы. Так, несмотря на то, что слова danced, (is) speaking, boys состоят из двух морфем, они не являются производными, так как суффиксы в их составе не словообразовательные, а формоизменительные.

Непроизводные слова не закреплены словообразовательными аффиксами за частью речи и могут внешне не дифференцироваться категориально: red, hot, small - прилагательные; tank, hair, nose - существительные; get, lose, melt - глаголы. Fast, hard, deep могут быть формами прилагательного и наречия. В случае омонимии формоизменительных аффиксов установить категориальное значение отдельно взятой словоформы непроизводного слова невозможно. Например, не зная значения корня, нельзя сказать, являются ли формы gnat, whelk, whick, wart, moot, mooch формами существительного, прилагательного или глагола.

Для английского языка характерно существование большого количества непроизводных слов. Предложения, состоящие только из непроизводных слов, могут иногда представлять трудность для перевода (Plants discharge gas. Air pockets cause bumps. Fashion favours pure new wool. Mortar knits bricks.).

Словообразовательный суффикс является одним из показателей принадлежности слова к части речи. По словообразовательному суффиксу, не имеющему омонимов за пределами одной части речи, можно определить категориальную

принадлежность слова, даже если значение корня неизвестно. Например, ясно, что слова susceptibility, relegation - существительные, egregious, supervacaneous - прилагательные, exorcise, extemporise - глаголы. Суффиксы, имеющие омонимы за пределами одной части речи (см. ниже), показателем категориальной принадлежности слова служить не могут.

Многие словообразовательные суффиксы имеют омонимы. Так, суффикс прилагательного -ish, обозначающий оттенок, слабую степень качества (greenish, reddish), имеет омонимы, значение которых неодобрение (childish behaviour, old-ladyish ways) и принадлежность к определенной нации (English, Turkish). Существуют омонимичные суффиксы -еr: -er 1 имеет значение деятель (photographer, speaker); -еr 2 имеет значение инструмент, аппарат, приспособление (computer, mixer).

Для английского языка характерна также омонимия словоизменительных и словообразовательных аффиксов. Например: -ing 1 - суффикс причастия (shouting people); -ing 2 - суффикс герундия (Digging the frozen ground was difficult); -ing 3 - суффикс отглагольного существительного (early warning); -ing 4 - суффикс прилагательного, образованного от причастия (sliding doors); -ed 1 - суффикс формы прошедшего времени правильных глаголов (Не disagreed with me); -ed 2 - суффикс причастия (the child frightened by the noise); -ed 3 - суффикс прилагательных (a walled garden; a uniformed policeman; a quick-tempered woman, a long-eared dog). Словообразовательные суффиксы -er 1 и -еr 2 омонимичны формоизменительному суффиксу прилагательного (bigger, smaller).

Обозначая только принадлежность и выступая в составе существительных в функции определения, суффикс -"s образует форму притяжательного падежа и является формоизменительным (lion"s skin, Michael"s parents). В составе существительных, используемых в других синтаксических функциях, суффикс -"s является словообразовательным и образует слова со значением дом, место жительства (at Michael"s, at the Stones") или предприятие, торговая фирма, магазин (at the photographer"s, to the dry cleaner"s). Присоединяясь к именам собственным, -"s образует также слова, называющие торговое предприятие или фирму по имени основателя или владельца (Macy"s, Woolworth"s, Shraft"s).

Суффикс -s является формоизменительным, если он образует форму множественного числа того же слова

(intention - intentions, window - windows), и словообразовательным, если он образует слово с новым лексическим значением (authority - authorities, cloth - clothes).

Некоторые употребительные родственные слова,
различающиеся словообразовательным
суффиксом
-s

authority 1) авторитет ; 2) власть, полномочия authorities начальство, власти, руководство
cloth 1) материя ; 2) кусок, отрез материи clothes одежда
colour цвет colours знамена
custom обычай customs таможня
damage вред, ущерб, повреждение damages 1) убытки ; 2) компенсация за убытки
development развитие developments события
disturbance 1) беспокойство ; 2) нарушение покоя disturbances волнения, демонстрация
direction направление directions инструкция, руководство
duty долг, обязанность duties 1) служебные обязанности ; 2) пошлина
draught тяга, сквозняк draughts шашки
glass 1) стекло ; 2) стакан glasses очки
honour честь honours 1) награда ; 2) почести
humanity человечество the humanities гуманитарные науки
picture картина the pictures кино
power сила, мощь powers власть, полномочия
talk разговор talks официальные переговоры
work работа works 1) завод ; 2) собрание сочинений

Переводу предложений, в состав которых входят непроизводные слова, и предложений, содержащих элементы (формы и морфемы), имеющие омонимы, должен предшествовать очень внимательный семантико-синтаксический анализ, помогающий установить синтаксическую функцию каждого слова.

Следует иметь в виду, что предложения, омонимичные в своей начальной части, могут быть совершенно различными. Например:

Таким образом, структурными особенностями современного английского языка, о которых говорилось выше и которые необходимо учитывать при практическом овладении языком, являются:

  • 1) большое количество непроизводных слов, категориальную принадлежность которых невозможно установить по одной форме, если эта форма не содержит формоизменительного суффикса, характерного только для одной части речи;
  • 2) большое количество форм, имеющих нулевую флексию; широко развитая омонимия формы слова и основы, затрудняющая в ряде случаев дифференциацию слова и словосочетания;
  • 3) малочисленность формоизменительных аффиксов; широко развитая омонимия формоизменительных аффиксов (в том числе нулевой флексии), приводящая в сочетании с лексической омонимией к омонимии форм категориально различных слов;
  • 4) омонимия словообразовательных и формоизменительных аффиксов.

В слове disease корень ease- и отрицательный префикс dis- (ср. disapprove, displease, disprove) в отличие от слова deceased, этимологически связанного с глаголом cease. В глаголе encircle префикс не отрицательный (как в inaccurate, informal, incomplete), а имеет значение включения (ср. enclose, encage, enchain). Отнесение глагола divide к гнезду с отрицательным префиксом de- (по аналогии с decode, demobilise, demilitarise) ошибочно. Основа глагола divide - непроизводная. (То divide - от латинского divide делить .)

Ради краткости в словарях и в лингвистической литературе для обозначения слова указывается одна из его грамматических форм, которая рассматривается как представитель слова в целом. В английском языке такой формой для глагола является инфинитив, для существительного - форма общего падежа единственного числа, для прилагательного - форма положительной степени и т.д. Это необходимо учитывать в практической работе, в частности, при работе со словарем: прежде чем обращаться к словарю, необходимо всегда восстановить основную форму слова, т.е. ту, которая представляет в словаре данное слово.

Дополнительную трудность (как в двух последних примерах) создает возможное несовпадение синтаксических характеристик частей речи в русском и английском языках (в частности синтаксическая особенность английского существительного, заключающаяся в том, что оно может выступать в роли определения, не меняя формы и не требуя предлога).

ОГЭ-2015

Вариант 1.

одно

Желаем успеха!

Часть 1

Часть 2

Как проявить любовь и доброту?

(1)Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. (2)Ей посвящают великое множество произведений. (3)Каждому хочется понять магическую природу любви. (4) И большинство желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

(5) Каков самый ценный подарок для любого человека? (6)Конечно, это любовь и доброта. (7)Они всегда идут рядом, они словно одно целое. (8) Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

(9)Как это сделать? (10)Легко и просто. (11)Особых усилий не потребуется. (12)Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. (13)И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. (14)А значит, и для себя.

(15)Простая отзывчивость к людям уже означает добро.

(16)Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! (17)Попробуйте сделать это в общественном транспорте.(18) Можете начать с малыша. (19) Это самый благодарный человечек. (20) Он не подумает ни о чем плохом, он просто улыбнется в ответ, показывая пару своих зубиков.

(21)Поддержите своего коллегу. (22)Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент.

(23)Мужчины могут подать руку молодой маме с ребенком или пожилой старушке (старику), выходящим из автобуса.

(24)Быть может, ждет внимания больной друг или родственник. (25)Если нет возможности навестить лично, можно отправить открытку, подписанную собственноручно, или букетик цветов с коробочкой вкусных конфет.

(26)Возможно, соседка-старушка ждет - не дождется, чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба. (27)И не важно, что у нее есть дети, которые очень любят её. (28)Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. (29)А вы можете доставить радость пожилому человеку.

(30) А главное, не забывайте о самых близких – родителях! (31) Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. (32)Именно им достается меньше всего приятных слов от нас. (33)Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то, само собой разумеющееся. (34) Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. (35) Позвоните, скажите им об этом! (36) Или напишите.

(37)А может, кого-то просто надо выслушать. (38) Даже если это совсем чужой человек.

(39)Возможно, именно сейчас ему это очень необходимо. (40)Подарить любовь и доброту легко. (41)Надо просто начать.(42) Пройдёт немного времени, и вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

*(Из статьи Виктории Бессоновой “Как проявить любовь и доброту?”. Интернет-журнал “Школа жизни.ру”)

2. обоснования ответа на вопрос: “Как проявить любовь и доброту?”.

1) Родителям необязательно говорить о своей любви, они и так об этом знают.

2) Соседке-старушке необходимо помочь, если у неё рядом нет близких людей.

3) Принято улыбаться только знакомым людям.

4) Можно собственноручно подписать открытку или подарить цветы.

3. эпитет.

1) Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте.

2) Попробуйте сделать это в общественном транспорте.

3) Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

4) А главное, не забывайте о самых близких – родителях!

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 5 – 12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 1 – 8 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-) подчиняется правилу «В прилагательном, образованном с помощью суффикса –Н- от существительного с основой на –Н-, пишется –НН-».

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное слово «чаровница» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении 22 словосочетание « искренний комплимент » , управление .

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 15 – 22 найдите предложение

Ответ: __________________________________________.

10. обозначающую запятую при вводном слове.

Мелочи,(1) на которые мы порой не обращаем внимания,(2) могут поднять настроение до небес.

Возможно,(3) именно сейчас они не могут быть рядом.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. сочинительной связью.

Возможно,(1) соседка-старушка ждет - не дождется,(2) чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба.

Вы можете улыбнуться, (3) и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ!

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 25 – 30 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 33 – 42 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Вводное слово или предложение – в грамматике: интонационно обособленное слово или предложение внутри другого предложения, выражающее разные виды отношения говорящего к тому, о чём он говорит».

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Словаря русского языка С.И.Ожегова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: “Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать”.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . доброта? нное Вами определение. «Что такое доброта?», один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ-2015

Вариант 2.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья?(3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.(4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет.(6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.(7) Кроется ли она в здоровье?(8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.(10) А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай»(11) Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12) И ещё – «вникай сам».

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15) А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я – то здоровый».(16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас».(18) Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19) Но не самую важную.(20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой.(21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь.(22) Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. (В. Розов)

*В.С.Розов – русский советский драматург, сценарист.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится основная информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Где кроется самая сердцевина счастья?”.

1) Сердцевина счастья кроется в здоровье.

2) Сердцевина счастья – в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде.

3)Сердцевина счастья зависит от самой личности.

4) Сердцевина счастья зависит от окружающих человека хороших людей

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1 ) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

2) Ж изнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.

3) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?»

4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде?

Ответ: ________________________________.

4. приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 9 – 16 выпишите слово, в котором правописание –Н (-НН) подчиняется правилу «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН- ».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «вникай» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении словосочетание « в удобной квартире » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 1– 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Сёстры спрашивали: «Розов,(1) что ты такой весёлый?»

Конечно, (2) да, (3)но в то же время и нет.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Замечу сразу,(1) я только размышляю, (2)а не изрекаю истины, (3) к которым сам только стремлюсь.

И да,(4) и нет.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Константина Георгиевича Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 . «Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь ». Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова счастье? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ-2015 Вариант 3.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1) Сострадание – активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14) Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.
(28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову) *С.Львов – известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Как помочь тем, кто страдает от равнодушия? ”.

1) Бесчувственным людям не надо помогать, им и так хорошо.

2) Людям, наделённым сочувствием, легко жить.

3) Воспитывать со дня рождения в себе сочувствие.

4) Воспитывать сочувствие, когда появятся свои дети.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Бесчувственным кажется, что им хорошо.

2) Если её настроить на волну высокой человечности.

3) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

4) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 24 – 33 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением «приближение».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 13 – 19 выпишите слова, правописание -Н- (-НН-) в которых подчиняется правилу «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется –Н- ».

Ответ: ________________________________.

6. Замените слово «мудрый» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении 19 словосочетание « по душевной потребности » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 24 –33 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. вводном слове.

Их,(1) как правило,(2) уважают окружающие.

Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут,(3) а дети обманут их надежды,(4) они не отступят от своей нравственной позиции .

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. подчинительной связью.

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,(1) чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, (2)кто в беде.

Но это им только кажется,(4) не наделены они, (5) а обделены.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 18 –26 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 14–21 найдите сложное предложение с бессоюзной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Константина Георгиевича Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова». Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь”. Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова сострадание? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОГЭ-2015 Вариант 4.

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

(2)Родина – это очень много. (3)Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. (4)Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. (5)Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. (6) Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. (7)Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

(8)Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (9)И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. (10)Но всякое дерево имеет корни. (11) Без корней его повалил бы даже несильный ветер. (12)Корни питают дерево, связывают его с землёй.(13) Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. (14)Это наша история. (15)Это наши деды и пращуры. (16)Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. (17)Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

(18)Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля, легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

(19)Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (20)Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.

(21) С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире… (22)Представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. (23)Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…

(24) Человек должен вырастать сыном своей страны.

(25)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и откуда всё начиналось. (26)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (27)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (28)Любовь надо воспитать. (В. М. Песков)

*Василий Песков - известный журналист, фотокорреспондент, писатель.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа не содержится информация текста, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “ Из чего вырастает любовь к Родине? ”.

1) Растущие города и малые деревеньки.

2) Игрушки, сказки, весь окружающий тебя мир.

3) Символ России – берёзка.

4) Гордость за своё Отечество.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .

1) Человек должен вырастать сыном своей страны.

2) Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

3) Корни питают дерево, связывают его с землёй.

4) Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 1–8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 8 – 16 выпишите слово, правописание –Н- (-НН-) в которых подчиняется правилу «–Н- пишется в суффиксах прилагательных -АН- – -ЯН- , обозначающих «из чего сделано» (слово-исключение).

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное слово «пращур» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените в предложении 16 словосочетание « в деревянных игрушках » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 19 – 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособлении уточняющих членов предложения.

Совершая дела великие, (1)мы должны знать,(2) откуда пошли и как начинали.

Родина – это растущие города и малые,(3) в десять дворов,(4) деревеньки.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Это самолёт в небе, (1)и птицы, (2)летящие на север над нашим домом.

И всё, (3)что мы делаем доброго, (4)прибавляет сил ему.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 19 –25 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 12 – 19 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.В.Виноградова «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В.Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста «Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и и откуда всё начиналось». Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания любовь к Родине ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь к Родине?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Вариант 1. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

бескорыстно

волшебница

комплиментсискренностью

позвонитескажите

Вариант 2. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

размышляю

загипсованный

понимай, пойми. думай

в квартире с удобствами

кроется она(она кроется)

Вариант 3. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

приходить

наделеныобделены

попотребностидуши

онразговаривает

Вариант 4. Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

взрастившая

деревянных

предокродоначальник

вигрушкахиздерева

корнипитаютсвязывают

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2018 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку состоят из трех частей.

Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.

В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).

К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.

В демострационном варианте ОГЭ 2018 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2018 год

Шкала пересчёта первичного балла

  • за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по русскому языку

В демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку 2009 года подверглись изменениям критерии оценивания.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку были внесены следующие изменения :

  • было изменено задание С2 ,
  • было исключено альтернативное задание (С2.2)

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку принципиальных изменений по сравнению с демонстрационным вариантом 2013 года не было.

В 2015 году в демострационный вариант ОГЭ по русскому яыку были внесены следующие изменения:

  • Количество заданий в работе было сокращено с 18 до 15 .
  • Максимальный балл за выполнение работы был уменьшен с 42 до 39 .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
  • Были добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение)

В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2018 годов по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена (ГИА-9).
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по русскому языку.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов.
Пособие предназначено для учителей и методистов, учащихся 9 классов основной школы для подготовки к Основному государственному экзамену (ГИЛ-9).

Примеры тестовых заданий.

В привычной суете и занятости учёбой, друзьями, компьютером, спортом мы не находим времени оглянуться вокруг себя и увидеть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять. Первый подснежник, пробивающая асфальт травинка, багровый закат, звёздное небо - привычные нашему взору явления можно перечислять бесконечно, ибо это частица нашего бытия, это то, что окружает нас в течение всей жизни. Летом мы I слушаем шелест листьев, видим прекрасные розы и скромные полевые цветы. Наступает осень, и в ней тоже радующее глаз буйство красок. Идёшь через парк и глаз оторвать не можешь от пышного.
разноцветного ковра, устилающего землю. А как прекрасны осенние цветы хризантемы, жёлтые, красные, оранжевые, белые, крупные и мелкие, одинаково украшающие наши будни и праздники! Остановитесь в изумлении перед красотой, и ваше сердце вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, обрадуйтесь - и жизнь наполнится новым светом, и силы появятся для преодоления тягот бытия, (139 слов) (По Л. Задорожной)

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы.
Вариант 1
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 2
Часть 1 .
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 3
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 4
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 5
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 6
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 7
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 8
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Вариант 9
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3 .
Вариант 10
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Ответы.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ (ГИА-9) 2015, русский язык, 9 класс, основной государственный экзамен, типовые тестовые задания, Егораева Г.Т., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ (ГИА-9) 2015, Русский язык, 9 класс, Тренировочные тестовые задания, Егораева Г.Т.
  • ОГЭ (ГИА-9) 2015, практикум по русскому языку, работаем над сочинением на лингвистическую тему (С2), Егораева Г.Т.
  • ОГЭ (ГИА-9) 2015, русский язык, 9 класс, основной государственный экзамен, 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности, Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.
  • ОГЭ (ГИА-9) 2015, практикум по русскому языку, выполнение заданий части 3, сочинение на лингвистическую тему, Егораева Г.Т.

Следующие учебники и книги:

  • ОГЭ (ГИА-9), практикум по русскому языку, подготовка к выполнению заданий по синтаксису, пунктуации, орфографии, лексике и фразеологии, Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., 2015
  • ОГЭ (ГИА-9) 2015, русский язык, 9 класс, основной государственный экзамен, типовые экзаменационные задания, Нефёдова Н.А., Алешникова Е.Л., Заяц Е.В., Петрова Н.А., Чадина Ю.А.