Олимпиадные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! - повторил Лёня громче. - Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)На рас­све­те мы с Лёнькой на­пи­лись чаю и пошли на мшары ис­кать глу­ха­рей. (2)Идти было скуч­но.

– (3)Ты бы, Лёня, рас­ска­зал чего-ни­будь по­ве­се­лей.

– (4)Чего рас­ска­зы­вать? - от­ве­тил Лёнька. - (5)Разве про ста­ру­шек в нашей де­рев­не. (6)Ста­руш­ки эти - до­че­ри зна­ме­ни­тей­ше­го ху­дож­ни­ка По­жа­ло­сти­на. (7)Ака­де­мик он был, а вышел из наших пас­ту­шат, из соп­ли­вых. (8)Его гра­вю­ры висят в му­зе­ях в Па­ри­же, Лон­до­не и у нас в Ря­за­ни. (9)Не­бось ви­де­ли?

(10)Я вспом­нил пре­крас­ные, чуть по­жел­тев­шие от вре­ме­ни гра­вю­ры на сте­нах своей ком­на­ты в доме у двух хло­пот­ли­вых ста­рух. (11)Вспом­ни­лось мне и пер­вое, очень стран­ное ощу­ще­ние от гра­вюр. (12)То были порт­ре­ты ста­ро­мод­ных людей, и я никак не мог из­ба­вить­ся от их взгля­дов. (13)Толпа дам и муж­чин в на­глу­хо застёгну­тых сюр­ту­ках, толпа се­ми­де­ся­тых годов де­вят­на­дца­то­го сто­ле­тия, смот­ре­ла на меня со стен с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем.

– (14)При­хо­дит как-то в сель­со­вет куз­нец Егор, - про­дол­жил Лёня. - (15)Нечем, го­во­рит, чи­нить то, что тре­бу­ет­ся, по­то­му да­вай­те ко­ло­ко­ла сни­мать.

(16)Встре­ва­ет тут Фе­до­сья, баба из Пу́стыни: (17)«У По­жа­ло­сти­ных в доме ста­ру­хи по мед­ным дос­кам ходят. (18)Что-то на тех дос­ках на­ца­ра­па­но - не пойму. (19)Эти доски и при­го­дят­ся».

(20)Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным, ска­зал, в чём дело, и по­про­сил эти доски по­ка­зать. (21)Ста­руш­ка вы­но­сит доски, завёрну­тые в чи­стый руш­ник. (22)Я взгля­нул и замер. (23)Мать чест­на́я, до чего тон­кая ра­бо­та, до чего твёрдо вы­ре­за­но! (24)Осо­бен­но порт­рет Пугачёва - гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь. (25)«Да­вай­те мне доски на хра­не­ние, иначе их на гвоз­ди пе­ре­пла­вят», - го­во­рю ей.

(26)3апла­ка­ла она и го­во­рит: (27)«Что вы! (28)Это на­род­ная цен­ность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спас­ли мы эти доски - от­пра­ви­ли в Ря­зань, в музей.

(30)Потом со­зва­ли со­бра­ние, чтобы меня су­дить за то, что доски спря­тал. (31)Я вышел и го­во­рю: (32)«Не вы, а ваши дети пой­мут цен­ность этих гра­вюр, а труд чужой по­чи­тать надо. (33)Че­ло­век вышел из пас­ту­хов, де­сят­ки лет учил­ся на чёрном хлебе и воде, в каж­дую доску столь­ко труда вло­же­но, бес­сон­ных ночей, му­че­ний че­ло­ве­че­ских, та­лан­та...»

– (34)Та­лан­та! - по­вто­рил Лёня гром­че. - (35)Это по­ни­мать надо! (36)Это бе­речь и це­нить надо! (37)Ведь прав­да?

(По К. Г. Па­у­стов­ско­му) *

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892-1968 гг.) - рус­ский пи­са­тель и пуб­ли­цист, ма­стер ли­ри­ко-ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

Пояснение.

15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.

Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.

В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.

15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.

В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.

Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.

Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.

Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.

Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

8 класс Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

а) Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;

б) собака, Бобик, животное, Барбос.

2. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

3. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

4. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Нес Медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку-вот напасть-

Пчелы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало. (Я. Козловский)

5. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке? Дождик льет - кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод -

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод. (Л. Яхнин)

6. Объясните разницу в значении слов абонент-абонемент, факт - фактор,

болотный - болотистый, эффектный - эффективный. Как называются такие слова?

7. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова

лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.

8. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

Ур...ган занес дом...к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с,сс)т...лалась зеленая лужайка, по кр...ям её р...с ли д...ревья со спел...ми сочн..ми пл...дами, на п...лянках в...днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв..тов. В воздух... п...рхали крошеч(?)ные птиц... св.. .ркавшие своим ярким оп..рением. На ветках д...ревьев с..дели (золотисто)зелевые и (красно)грудые п...пугаи и кр...чали высок...ми стра(н,нн)ыми г...л...сами. (Не)(в)далеке журч...л прозрач(?)ный поток в воде р.,звились с...ребр...(н,нн)ые рыбки.

Пока девочка (не)рещительно ст. ..яла на пороге из(за) д...ревьев по...вились самые забавные и милые человеч(?)ки каких только можно вообразить. Му...чины одетые в голубые барх...тные к...фтаны и у...кие п...нт...лоны ростом были не выше Элли на ногах у них бл...стели голубые б..тфорты с отв...ротами. Но больше всего Элли понрав...лись (остро)конеч(?)ные шляпы; их в...рхушки укр...шали хрустальные шар...ки а под широкими полями нежно зв...нели маленькие бубен(?)чики.

Даны три глагола: поступать, ценить, гордиться. И три существительных с предлогами: по праву, по достоинству, по совести. Как расставить перед ними глаголы, чтобы получились три устойчивых словосочетания?

Какое из этих названий животных по составу отличается от остальных?

1)Коровушка, 2) заинька; 3) лисонька;

4) корюшка; 5) курочка.

Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Петя Ошибкин выполнил задание так:

Пауза, приехать, какао, оазис, сияет, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк.

Прав ли Петя? Поясните свой ответ.

Найдите сказуемое.

1) Я люблю петь.

2) Я попросил свою сестру спеть.

Сделайте синтаксический разбор словосочетания буду(?)щее радио.

В каком из словосочетаний представлен не такой способ связи, как в остальных?

1) моя книга; 2) мамина книга; 3) ее книга;

4) эта книга; 5) интересная книга.

Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа – Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван – Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум – Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложения:

Кот видит коричневую корову

Юноша видит белую сумку

Что устарело в перечисленных ниже устаревших словах?

1)пиит; 2) продавщик; 3) зело; 4) истукан; 5) присоветовать; 6) вечор; 7) огнь.

1- Все слово в целом; 2- значение; 3 – отдельная морфема; 4- часть звукового состава.

10. Представьте, что вы – опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 4 морфемы, а другие- 3. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».

Олимпиадные задания

по русскому языку и культуре речи

I – II курс

Дорогой студент, внимательно прочитайте задания. Рекомендуем, перед тем как вносить ответы в бланк, написать их на черновике. За каждое правильно выполненное задание Вы получите один балл. Помните, что в каждом задании только один правильный вариант ответа, кроме задания № 3. Желаем удачи!

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

А) коровы Б) медведя В) мыши

Г) свиньи Д) дельфина

2. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое слово имеет единственное значение?

А) полька Б) француженка В) чешка

Г) финка Д) голландка

3. Отметьте верные фонетические пропорции. Для успешного выполнения задания вам необходимо затранскрибировать предложенные слова.

А) борец: боец = моряк: маяк

Б) пруд: прут = плод: плот

В) брюква: буква = дрёма: дома

4. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах: книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль ?

А) 1 склонение Б) 2 склонение В) 3 склонение

Г) разносклоняемые имена существительные

Д) несклоняемые имена существительные

5. Недавно в библиотеку ДГТТ поступило 76495 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут ознакомиться студенты?

А) с семьдесят шесть тысяч четыреста девяносто пятью

Б) с семьюдесятью шестью тысячами четырьмястами девяноста пятью

В) с семидесятью шестью тысячами четырьмястами девяноста пятью

Г) с семидесяти шести тысяч четырехсот девяносто пятью

Д) с семьюдесятью шестью тысячами четырестами девяностами пятью

6. Некоторые устойчивые словосочетания «помещают» животных в определенные места: [чувствовать себя] как рыба в воде, [бежать] как крыса с тонущего корабля и т.п. вот пять животных: белка, слон, собака, синица, журавль – и пять мест: 1) в руках, 2) в небе, 3) на сене, 4) в колесе, 5) в посудной лавке. Расположите места в том порядке, в каком идут соответствующие им животные.

А) 1-5-2-3-4 Б) 3-5-2-4-1 В) 4-1-2-5-3 Г) 4-5-3-1-2 Д) 5-4-1-3-2

7. Согласно известной математической шутке,такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам, - это:

А) бисектрисса Б) биссектрисса В) биссектриса

Г) бесектриса Д) биссектриса

8. Вот три глагола: 1) поступать, 2) ценить, 3) гордиться. А вот – три существительных с предлогами: а) по праву, б) по достоинству, в) по совести. Как расставить перед ними глаголы, чтобы получились три устойчивых словосочетания русского языка?

А) 1 – б, 2 – а, 3 – в Б) 1 – а, 2 – в, 3 – б

В) 1 – в, 2 – б, 3 – а Г) 1 – б, 2 – в, 3 – а

Д) 1 – в, 2 – а, 3 – б

9. Вот отрывок из знаменитого стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Сколько в нем имен прилагательных?

А) одно Б) три В) четыре Г) пять Д) семь

10. На первый взгляд кажется, что все эти названия станций московского метро образованы одинаково. Но на самом деле при образовании одного из них произошли некоторые дополнительные изменения. Что это за название?

А) Варшавская Б) Киевская В) Серпуховская

Г) Братиславская Д) Смоленская

11. Какие слова пишутся с дефисом после корня –пол-:

1) (пол)ложки 2) (пол)чайной ложки 3) (пол)огурца

4) в(пол)оборота 5) в(пол)силы

А) никакие Б) все В) все, кроме5 Г) 1,3 Д) 1, 3, 4

12. Существительные дом, конь, окно, поле относятся ко 2-му склонению. Сколько из приведенных ниже существительных тоже относятся ко второму склонению: растение, животное, здание, пальто, время, путь?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5 Д) 6

13. Сколько слов из предложенного списка имеют в именительном падеже единственного числа окончание –а (а не –о )?

Бельишк…, воришк…, городишк…, домишк…, зайчишк…, землишк…, мужичишк…, лгунишк…, носишк…, пальтишк…, ружьишк…, муравьишк…

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 7

14. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti - не беречься?

Как будет по-литовски: не прижиматься, беречься?

А) nesiglausti , saugotis Б) nesiglaustis, saugotisi

В) nesiglausti, sisaugoti Г) neglaustis, sisaugotis

Д) nesiglausi , saugotisi

15. История неразрывно связала некоторые имена и понятия: геростратова слава, пиррова победа… Вот шесть имен: Ахиллес, Геркулес, Дамокл, Прокруст, Сизиф, Эзоп . А вот восемь понятий: 1)труд, 2) язык, 3) каша, 4) кинжал, 5) ложе, 6) столбы, 7) пята, 8) меч . Какие из восьми понятий не связаны ни с одним из шести имен?

А) 6, 8 Б) 4, 6 В) 3, 4 Г) 3, 8 Д) 4, 2

16. От названий частей тела часто образуются уменьшительные слова, которые могут приобретать и переносное значение, например: взять ребенка за ручку (прямое значение), дверная ручка (переносное значение). Вот шесть таких уменьшительных слов: глазик, ножка, носик, спинка, зубик, горлышко. Сколько среди них слов имеющих переносное значение?

17. Вот несколько существительных: круг, площадь, катет, гипотенуза, произведение, дробь. Сколько из них являются не только математическими терминами?

А) одно Б) два В) три Г) четыре Д) пять

18. Вот несколько существительных: местоимение, наречие, предлог, союз, частица. Сколько из них являются не только названиями частей речи?

А) одно Б) два В) три Г) четыре Д) пять

19. Даны слова: пики, трефы, черви, бубны. Сколько из них таких, которые употребляются не только как названия карточной масти?

А) ни одного Б) одно В) два Г) три Д) четыре

20. С каким из данных существительных прилагательное круглый имеет не такое значение, как с остальными?

А) отличник Б) сирота В) дурак Г) год Д) поднос

21. Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идет. Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье ?

А) все Б) все, кроме 1 В) все, кроме 2 Г) все, кроме 4 Д) 2 и 3

22. В каком из предложений предлог за используется не в том смысле, что в остальных?

А) Мальчик спрятал игрушку за спину.

Б) Мяч закатился за ворота.

В) Отец взял сына за руку.

Г) Солнце зашло за тучу.

Д) Семья поехала отдыхать за границу .

23. Каждое из пяти приведенных ниже слов употреблено в прямом и переносном значении. В каком из слов перенос значения произошел не по тому признаку, что во всех остальных?

А) колокольчик (звенит колокольчик – цветет колокольчик)

Б) класс (дружный класс – просторный класс)

В) шапка (вязаная шапка – шапка снега)

Г) яблоко (вкусное яблоко – глазное яблоко)

Д) игла (швейная игла – сосновая игла)

24. Когда возникают новые слова, старые слова порой приобретают новые значения. Ниже приведены пять примеров таких новых значений. Одно из них соотносится со старым значением того же слова не так, как остальные четыре. Какое?

А) диск (со звукописью) Б) хворост (кондитерское изделие)

В) дипломат (чемоданчик) Г) хвост (очереди)

Д) крыло (самолета)

25. Даны существительные: яблоко, абрикос, вишня, черешня, слива, айва, виноград, крыжовник. Какое из них существенно отличается от остальных по значению?

А) яблоко Б) абрикос В) вишня Г) слива Д) айва

26. Учитель спросил, где было Бородинское сражение. Петя сказал: «Под Бородиным », Вася: «Под Бородином », коля: «Под селом Бородино », Миша: «Под селом Бородиным ». Кто из них построил фразу правильно?

А) только Петя Б) только Вася В) только Коля

Г) Вася и Коля Д) Петя и Миша

27. Отметьте все верные утверждения о фамилиях, использующихся в русском литературном языке:

1) все фамилии русского происхождения склоняются

2) никакие иноязычные фамилии не склоняются

3) фамилии украинского происхождения на –ко не склоняются

4) есть такие фамилии, которые склоняются, относясь к лицу мужского пола, и не склоняются, относясь к лицу женского пола.

А) 1 Б) 3, 4 В) 1, 3, 4 Г) 2, 3 Д) 1, 2

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть (3) и пролетел над самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.

А) 1, 2, 3, 4, 5, 6 Б) 1, 2, 4, 6 В) 2, 5, 6 Г) 1, 2, 3, 4, 6

29. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Илья входил на двор с важным видом, человека, который хорошо работал.

Б) Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем.

В) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

Г) Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который был так сильно напуган и превратился в его раба.

30. Отметьте все ребусы, в которых зашифровано одно и то же слово:



А) 1, 2, 3 Б) 1, 2, 4 В) 1, 3, 4 Г) 1, 2 Д) 2, 4

31. Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?



А) Булгаков Б) Достоевский

В) Толстой Г) Тургенев Д) Гончаров

Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.

Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Справедливость

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <...> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <...> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <...> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <...> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <...> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <...> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <...> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на "виллисе" до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <...> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <...> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость - умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. "Смелость города берёт" - гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость - это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<...> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова "геройство". По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа "Горячий снег", Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<...> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела "венценосные замашки" и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть "мерзости жизни" и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

Олимпиада по русскому языку. 5 класс.

Формулировка задания

Ответ

Балл

Кто герои басни А.Сумарокова, если они произносят такую фразу:

О как, о как нам к вам, к вам, боги, на гласить!

Лягушки. «Звукоподражательные» повторы звуков [кв], подсказывает это

2+1 дополнительно за разъяснение

Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Казак.

В каком, из приведенных ниже словосочетаний, нет переносного смысла? Выпишите его.

Обвести вокруг пальца; смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

Согнуть палец.

Подберите 2 группы слов с одинаковыми корнем -ТОЛК- , но с разным значением.

Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.

Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п.

Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова: чело, ланиты, уста, очи, выя.

Чело- лоб

Ланиты- щеки

Уста- рот

Очи- глаза

Выя- шея

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Когда папа был мал..ньким, он очень любил всё вкус(?)ное. Он любил к..лб..су. Он любил сыр. Он любил к..тлеты. А хлеб он (не)любил потому что ему всё время говорили Ешь с хлебом!

А хлеб ве..ь невкус(?)ный. Его ес(?)ть со..сем неинт..рес(?)но. Так думал глупый мал..нький папа. И он поч(?)ти (не)ел хлеб (за)ча..м и (за)обедом. И даже (за)уж..ном. Он делал из хлеба шарики. Он ост..влял корки на ст..ле. Он прятал хлеб под скат..ртью. Он г..в..рил, что уже с(?)ел свой хлеб. Но это была неправда. Он твёрдо решил, что когда выраст..т б..льш..м, то во..се (не)буд..т ес(?)ть хлеба. И своих детей тоже никогда (не)буд..т заст..влять ес(?)ть хлеб.

Такая сатира на безграмотные стихи была опубликована в газете. Подчеркните те слова, в которых неверно выделено ударение.

ГрАвер за грАвюру грОша достОин.

Несем из магАзина в пОтрфеле медь.

Может быть, стИхи писАть не стОит,

А лУчше в библиОтеке со слОварем посидЕть?

В одном африканском племениживет семья из четырех челове. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца - Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак -рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Большое поле без цветка

Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.

1. Они хотели устроить более лучшую жизнь.

2. Его вклад в общее дело был существенен.

1. Они хотели устроить лучшую жизнь. Они хотели устроить более хорошую жизнь.

2. Его вклад в общее дело был существенным.

10. Составьте предложения, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох. (20+ 15)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, мило-сердие.

2. Как образованы слова пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, пол-яблока, полуостров?

3. Определите, являются ли грамматически одушевленными следующие слова: дуб, кедр, мертвец, матрешка. Аргументируйте свой ответ.

4. Прочитайте и запишите предложения. Определите части речи выделенных слов. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.

1) Впереди были спортсмены-лыжники.

2) Штормовое море бушевало вокруг .

3) Посредине площади стоит памятник поэту.

4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне .

5. Исправьте ошибку в следующем примере. Укажите причину неправильного построения предложения:

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

6. Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами. Очень быстро (бежать); очень тесно; очень темно; очень мало.

7.Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

Деревенский старожил Сад колхозный сторожил.

8. Придумайте слова с указанными ниже морфемами (частями слова). Укажите, какая это часть речи.

ащ

ем

ешь

им

ущ

вш

ем

9. Придумайте три синонима к слову быстро . Запишите их по степени возрастания действия.

10.Какой глагол, родственный глаголу петь , в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?

Формулировка задания

Ответ

Балл

Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Докажите.

Каким способом образованы выделенные слова?

Птицы возвращаются весной . Мостовая вела к самому морю. Вокруг озера росли сосны.

Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? Выпишите.

Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений?

Как объяснить, что в словах: ТРЕНОЖНИК, СТРЕНОЖИТЬ (лошадь), ТРЕНОГИЙ (табурет) пишется буква Е?

Расставьте в предложении необходимые знаки препинания, подчеркните слова как члены предложения.

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Каждый день к докт..ру Айболиту пр..ходили зве-ри лечи(т, ть)ся. Лисиц... крол...ки тюлени...слы в.. .рблюжата все пр.. ходили к нему и...д...лека. У кого б...дел ж...вот у кого — зуб. Каждому докт...р д...вал л...карство и все они сейчас же вызд.. равливали.

Однажды пр...шёл к Айболиту бе...хвостый к...злёнок и доктор пр...шил ему хвост.

А потом из д...лекого леса пр.. шла, вся в сл..зах, медвед...ца. Она жал..бно ст...нала и хныкала: из лапы у неё т...рчала большая заноза. Доктор выт..щил занозу промыл рану и смазал её своей чудодействе(н, нн)ой мазью.Боль у медвед...цы с...ю же

м..нуту прошла.

— Чака! — закр...чала медвед...ца и весело поб...жала домой — в б…рлогу к своим медвежатам.

А потом пр...шли два цыплёнка и пр...вели ин-дюка который отр...вился гр...бами

п...ганками.

Каждому каждому д... вал доктор лекарство и все в тот же миг вызд...равливали и каждый говорил ему «чака».

Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме. Ор(?)ентир, и (л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз..мпляр, тр..буна, конве..р, ад…ютант, к..м..тет, ..тм..сфера, пр..т..ндент, о(к,кк)упация, х..р..ктеристика, пр..з..дент, ..гре(с,сс)ия.

1. Для того, чтобы не заблудиться выбрать правильное направление, нужны _____________.

2.Пространство с четко очерченными границами называю ___________________.

3.Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют _____________________.

4.Большая удача для коллекционера - приобрести редкостный ___________________.

5.На должность, даже на руку и сердце нужно найти ___________________.

6.желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему _____________________.

7.Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть _______________________.

Какое слово (слова) образовано от славянского слова ОКО, имеющего значении «глаз»? Выпишите. Аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

10. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

Олимпиада по русскому языку. 8 класс.

Формулировка задания

Ответ

Балл

Ур...ган занес дом...к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с,сс)т...лалась зеленая лу-жайка, по кр...ям её р...с ли д...ревья со спел...ми сочн..ми пл...дами, на п...лянках в...днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв..тов. В воздух... п...рхали крошеч(?)ные птиц... св.. .ркавшие своим ярким оп..рением. На ветках д...ревьев с..дели (золотисто)зелевые и (красно)грудые п...пугаи и кр...чали высок...ми стра(н,нн)ыми г...л...сами. (Не)(в)далеке журч...л прозрач(?)ный поток в воде р.,звились с...ребр...(н,нн)ые рыбки.

Пока девочка (не)рещительно ст. ..яла на поро-ге из(за) д...ревьев по...вились самые забавные и милые человеч(?)ки каких только можно вообра-зить. Му...чины одетые в голубые барх...тные к...фтаны и у...кие п...нт...лоны ростом были не выше Элли на ногах у них бл...стели голубые б..тфорты с отв...ротами. Но больше всего Элли понрав...лись (остро)конеч(?)ные шляпы; их в...рхушки укр...шали хрустальные шар...ки а под широкими полями нежно зв...нели маленькие бубен(?)чики.

Даны три глагола: поступать, ценить, гордиться. И три существительных с предлогами: по праву, по достоинству, по совести. Как расставить перед ними глаголы, чтобы получились три устойчивых словосочетания?

Какое из этих названий животных по составу отличается от остальных?

1)Коровушка, 2) заинька; 3) лисонька;

4) корюшка; 5) курочка.

Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Петя Ошибкин выполнил задание так:

Пауза, приехать, какао, оазис, сияет, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк.

Прав ли Петя? Поясните свой ответ.

Найдите сказуемое.

1) Я люблю петь.

2) Я попросил свою сестру спеть.

Сделайте синтаксический разбор словосочетания буду(?)щее радио.

В каком из словосочетаний представлен не такой способ связи, как в остальных?

1) моя книга; 2) мамина книга; 3) ее книга;

4) эта книга; 5) интересная книга.

Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложения :

Кот видит коричневую корову

Юноша видит белую сумку

Что устарело в перечисленных ниже устаревших словах?

1)пиит; 2) продавщик; 3) зело; 4) истукан; 5) присоветовать; 6) вечор; 7) огнь.

1- Все слово в целом; 2- значение; 3 - отдельная морфема; 4- часть звукового состава.

10. Представьте, что вы - опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 4 морфемы, а другие- 3. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».

А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? - чуть не плакала дорога.

Олимпиада по русскому языку с ответами. 9 класс.

I. Нормы русского литературного языка

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:

Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш

Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой - современным:

[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова:

Моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.

В каких словах пропущена буква н?

II. История русского языка

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.
А) Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Иную жизнь и берег дальний.
(А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")
Б) Медлить нечего: "Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Слово «инженер» является заимствованным.
А) Из какого языка заимствовано слово «инженер» и каково его первичное значение?
Б) В 1647 г. в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается уже в другом значении.
В) Определите, в каком значении слово «инженер» употреблялось в 1647 г., а также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
-А каков Германн!- сказал один из гостей, указывая на молодого инженера…
- Вы его знаете? - спросила Лизавета Ивановна.- Нет! Он военный или статский?
- Военный.
- Инженер?
- Нет. Кавалерист.
- А почему вы думали, что он инженер?
Г) В каком значении слово «инженер» употребляется в современном языке?

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

III. Язык художественных произведений

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Прощанье».

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его (1830 г.).

А) Проведите лингвистический анализ стихотворения (речеведческий, языковой).

Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.

IV. Современный русский язык

1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный».

Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».

2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:

Glausti - прижимать, neglausti - не прижимать, rodytis - казаться, nesirodyti - не казаться, saugoti - беречь, nesisaugoti - не беречь.

Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Рвать - … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Много - ….

Обмануть - …

5. Прочитайте фрагмент поэмы Е. Баратынского «Бал».

Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух!

О каком очерке идет речь? Какие значения слова «очерк» вы знаете?

6.Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово,

Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре очерк на тему «Книга».

Олимпиада по русскому языку 10 - 11 класс

1. Расставьте ударения в словах: ворожея, жалюзи, позвонит, ломоть, гренки.

2. Какие из нижеприведённых удвоенных согласных могут встречаться в исконно русских словах?

а) гг; б) дд; в) жж; г) мм; д) нн; е) рр; ж) тт.

3. В старой орфографии (до реформы 1917 - 1918 года) для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы - Е и Ѣ (ять). Так, слова: белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый - записывались так: бѣлизна, стрѣлять, бѣднота, вѣрить, жена, перина, темнота, медовый. Как в старой орфографии записывались слова: пчела, свеча?

4. Как называется наука о происхождении слов?

а) этиология ; б) этология ; в) энтомология ; г) этимология ; д) этнология .

5. Русская поговорка гласит: Не было ни гроша, да вдруг алтын! А сколько это - алтын ?

6. Вам, конечно, знакомо слово диджей . Оно появилось как слитное прочтение “по буквам” англоязычной аббревиатуры DJ - ‘disk jockey’. Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?

а) модем ; б) пейджер ; в) пиар ; г) ток-шоу ; д) хакер .

7. Хотя слово брезг - диалектное, слова, производные от этого корня, есть и в литературном русском языке. Что же означает это слово?

а) ‘рассвет’; б) ‘ворчание’; в) ‘брызги’; г) ‘берег’; д) ‘брезент’.

8. В каком слове есть окончание ?

а) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.

9. В каком из этих слов приставка стоит после корня?

а) двустишие ; б) камнепад ; в) водопровод ; г) антинародный ;

10. Какой из этих союзов по смыслу существенно отличается от остальных?

а) если ; б) ежели ; в) коли ; г) ибо ; д) раз .

11. Определите части речи выделенных слов (1) и (2) в стихотворении А.С. Пушкина:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

(1)Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

(2)Живее сладкого свиданья.