В чем заключается иносказательность басен крылова примеры. Старт в науке. Внимание! Чёрный ящик

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?

После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Задачи:

    Изучить историю происхождения басен.

    Познакомиться с баснями И. А. Крылова.

    Провести сравнительный анализ басен.

Объект исследования - басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно - исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно - исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев - 10, Осел, Собака, Овцы - 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея - 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» - всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» - неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» - глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» - жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте - хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта - хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

В басне «Лисица и Сурок» - желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» - рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? - Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» - умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд - то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» - умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По - своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека - Собаке , которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака - это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» - клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» - «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, -

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» - это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» - умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» - умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! -

С насмешкой отвечал Жужу, -

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» - желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», -

«Конечно, - Лошадь отвечала, -

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел , ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих , а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок» , где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца» , в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея , наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм - медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях» , герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Используемая литература.

    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. - М.: «Московский рабочий», 2015.

    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. - М.: «Kнигa», 2014.

    ru.wikipedia.org›wiki/

    Степанов Н. Л. Басни Крылова. - М.: «Художественная литература», 2011.

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

Басни И.А. Крылова
Тип урока - обобщение.
Цели.
1.Закрепить и обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова;
2.формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
3.Обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова.
4.Развивать навыки выразительного чтения, речь, творческое мышление, умение инсценировать басню, воображение, память, умение работать со словарём.
5.Воспитывать интерес к чтению, книгам, доброе и чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь, сочувствие. Воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам; Оборудование. Портрет И.А. Крылова; волшебная шкатулка; декорации к басням; черный ящик; карточки с цитатами из ранее изученных басен, рисунки учащихся;
выставка книг И.А. Крылова.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости!
Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей.
Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.
Давайе поприветствуем их!
1.Организационный момент.
Мы приветствуем гостей- дорогих учителей!
Улыбнемся мы друг-другу, ведь улыбка дарит чудо!
2. Речевая разминка
Из- под Костромы, из-под Костромищи,
Везет Сенька на санках Саньку и Соньку,
А сам скороговорками так и сыплет:
Мол у гусыни усов не ищи, не сыщешь,
мол каков Савва,такова и слава.
Скороговорил, скороговорил,
Да так всех скороговорок так и не выскороговорил.
– Прочитайте медленно. Что вы прочитали? (Скороговорку.)
– Прочитайте орфографически (как пишем).
– Прочитайте орфоэпически (как произносим).
– Прочитайте медленно, а затем с ускорением.
– Прочитайте быстро, выговаривая при этом все звуки правильно.

3.Вводная беседа.
Учитель. Прочтите записи на доске и подумайте, что объединяет эти произведения.
“Мартышка и Очки”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”.
Дети. Это басни И.А. Крылова.
У. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Д. Мы будем говорить об И.А. Крылове, его баснях.
(На интерактивной доске портрет баснописца, Выставка книг с баснями И.Крылова).
У. Посмотрите внимательно на портрет баснописца, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?
Д. Добрый, с проницательными глазами, мудрый человек.
Биография И.А.Крылова (рассказывает ученик)
И.А.Крылов умер на 70 году жизни и написал более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни.
Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча друг другу и боевые генералы, и солдаты, мелкие чиновники и даже император Александр 1 и Николай 2. Почему?
Да, потому, что в этих баснях всем есть уроки. Басни Крылова современны и сейчас.
У. Крылов учит людей узнавать самих себя, учит мудрости жизни.
В.Г. Белинский так говорил о Крылове: “Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым”.
А сам Крылов о себе говорил: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. А вот что это за пороки, вы скажете в конце урока.
4. Обобщение пройденного материала
– Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова: (слайд с определениями):
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

– По каким признакам мы можем определить, что это произведение басня?
.
интересный короткий занимательный сюжет;
мало описаний;
много диалогов;
героев обычно несколько;
главный герой выражает основную идею;
героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;
басни обычно пишутся в стихотворной форме;
используется прием иносказание;
в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;
высмеиваются человеческие пороки.
5.– А теперь обратимся к нашим помощникам. Справочному бюро.
(К доске прикреплена табличка:“справочное бюро”. За столом сидят два ученика. У них на столе необходимые словари и справочники. Из словаря они зачитывают необходимую информацию.)
Немного истории.
Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными.
И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык.
Многие Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова.
Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
– Поняли ли вы, в чём заключается иносказательность? Приведите примеры.
(Учащиеся приводят свои примеры).
Вывод. В баснях высмеиваются недостатки и пороки людей. В них вместо людей изображаются животные, птицы, растения, наделённые чертами характера человека.
– Кем был И.А.Крылов? (Баснописец.)
– Как вы понимаете смысл слова баснописец?
– Что из уроков вы узнали о баснописце Крылове?
Творчество И.А. Крылова
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина,
а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой
и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни.
Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен..
– Сегодня на уроке мы будем выполнять задания, которые помогут вспомнить басни И.А.Крылова. Работать будем в группах.
И вот первое задание.
6. Повторение изученных басен. (Работа в группах).
Задание 1 Я начну, а вы продолжите…
“Чем кумушек считать трудиться…”
“Ай, Моська! Знать, она сильна…”
“Ты все пела?..”
“Когда в товарищах согласья нет…”
Задание2

Карточка 1-й команде
“...Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
Как называется эта басня?
Когда мы используем эти слова?
Задание 3.
Карточка 2-й команде
“...Чем кумушек считать трудиться,
Как называется эта басня?
Назовите героев произведения.

Выставка рисунков
Учитель показывает рисунки, выполненные учащимися, дети должны отгадать название басни.
Задание 4.
– Ребята, вам необходимо соединить иллюстрацию с моралью басни.
На доске:
“Лебедь, Рак и Щука”, “Стрекоза и Муравей”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки” и др.
Прочитайте басню «мартышка и очки» (стр15 хрестоматия)
– Перечитайте мораль басни “Мартышка и Очки”. Если бы не было морали в басне, то бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?
– Чем отличаются слова “невежа” и “невежда”? (Обращаемся в справочное бюро.)
Задание 5.“Волшебная шкатулка”
Крылатые крыловские слова (Чтение стихотворения учеником)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился в своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты
С ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
– Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?
Обретя возможность “летать”, “крылатые крыловские слова” оказались в нашей “волшебной шкатулке”. Кто желает первым заглянуть в нее?
В “волшебной шкатулке” лежат карточки с цитатами из изученных басен И.А. Крылова. Ученики по очереди достают карточки, читают вслух написанное, вспоминают название басни,
Перед вами “волшебная шкатулка”. В ней 5 вопросов. На доске вывешены ответы. Вам нужно из шкатулки достать вопросы, их необходимо соотнести с ответами на доске.
В шкатулке есть один лишний вопрос, поэтому будьте внимательны.
Вопросы.
1. “Соседка, перестань срамиться… – тебе ли со Слоном возиться?”
2. “Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты лето?”
3. “Что случилось с Чижом?”
4. “Приятель, здорово! Где ты был?”
5. “Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
Ответы.
1.“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас-
Песни, резвость, всякий час,
Так, что голову вскружило”.
2. “Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.
3. “Но Мишенькин совет лишь попусту пропал…”
4. Чижа захлопнула злодейка-западня.
– Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Хочется, чтобы вы вспомнили, что случилось с Голубем из басни “Чиж и Голубь”.
– Прочитает эту басню (Катерина)
Задание 6. Физкультминутка.
Задание 7.Конкурс эрудитов. (Командам раздаются сетки кроссворда с вопросами).

У. 1. Кого “по улицам водили, как будто на показ”? (Слон).
2. Кто смеялся “вперед чужой беде”? (Голубь).
3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна).
4. У кого к зиме под листом “был готовый стол, и дом”? (Муравей).
5. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона).
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись. (Рак). 8. Кто “без драки” хочет “попасть в большие забияки?

Вопросы
1. Героиня басни "Квартет".
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?
4. У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?
5. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.
У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето".

Задание 8.Внимание! Чёрный ящик!!!
а) С помощью этого предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “Что там за рожа?”
(Ученики отвечают на вопрос. Достаётся из “чёрного ящика” зеркало.)
– Давайте вспомним эту басню.
(“ Зеркало и Обезьяна”.)
– Какие слова из басни стали крылатыми?
– Прочитайте пословицы в учебнике на стр. 137. Какая из пословиц схожа по смыслу с крылатым выражением басни?
(Выслушиваются мнения учеников).
– Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
б) А теперь другой предмет, “дух, которого героиню пленил”; предмет “с которого глаз она не сводит”.
(Выслушиваются ответы детей. Достаются из ящика кусочек сыра.)
– Чтение басни Крылова “Ворона и лисица”.
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доброй слушательницей Ворона?
– Почему Лисице удалось достичь цели?
– Какие слова басни стали крылатыми?
Задание 9. Какие герои басен здесь зашифрованы?

– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а
Ответы: Лисица, Осел, Моська,
Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
квол
пухет
райвеум
губоль
ёсол
лсон
Ответы:
Волк,Петух, Муравей,Голубь, Осел,Слон
. Задание 10. Следующий конкурс называется «путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?
1 ."Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".
Надо "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".
2 "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"
Надо: "Петушок".
1. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".
Надо: "Взялись".
2. "Ворона гавкнула во все воронье горло".
Надо: "Ворона каркнула".
1. "Мартышка к старости слаба ушами стала".
Надо: "Глазами".
2. "Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит".
Надо: "Шавка говорит".

Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказалась команда...
Она награждается грамотой в номинации "Лучшие знатоки басен Крылова" и книгой "
века, в век Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?
Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Чему учат басни? (ответы детей)
дружбе
трудолюбию
усердию
честности
доброте
отзывчивости
благородству
благодарности
добывать знания
Так что же это за пороки, которые любил “пощипать” Крылов. Что же высмеивают басни?
лесть
ложь
глупость
лень
безнравственность
невежество
хвастовство
болтливость
7. Мы сегодня вспомнили басни Крылова. Инсценировали, читали по ролям.
А сейчас, я проверю, как каждый из вас усвоил материал. Вам необходимо выбрать правильный ответ в тесте.

Тест
1. Басня – это:
а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.
2. Невежа – это:
а) Грубый, невоспитанный человек;
б) Малообразованный, малокультурный человек;
г) Несведущий, невоспитанный человек.
3. Кто сказал “Вперёд чужой беде не смейся…”:
а) Обезьяна
б) Голубь
в) Слон
4. Героиня, которая увидела “в зеркале образ свой..”:
а) Мартышка;
б) Ворона;
в) Стрекоза.
5. У кого к зиме “ Под листком был готов и стол и дом”:
а) Мышь;
б) Муравей;
в) Стрекоза.
6. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:
а) Ворона;
б) Кукушка;
в) Лисица.
7. Кто без драки “Хочет попасть в большие забияки”?:
а) Голубь;
б) Моська;
в) Слон.
8. Один из героев, который “везти с поклажей воз взялся”?:
а) Карп;
б) Голубь;
в) Рак.
9. Кого “По улицам водили, как будто на показ”?:
а) Слона;
б) Кота Ваську;
в) Льва.
10. Кому читал повар нравоучения, а он слушал и ел?:
а) Петуху;
б) Коту Ваське;
в) Волку.

8. Подведение итогов урока
– Что особенно запомнилось на уроке?
– Что произвело большое впечатление? У кого появился интерес к басням Крылова? Хочется ли вам ещё прочитать другие его басни?
9. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.
Справочное бюро: Рассказ о памятнике И.А.Крылову в С-Петербурге.
И.А.Крылову поставлены памятники в Москве, Твери, С.-Петербурге. О самом первом памятнике вы и услышите сейчас.
(Рассказывает ученик.)
Первый памятник было решено поставить в С.-Петербурге на собранные народные деньги Сбор денег шёл два года. Решено было поставить в Летнем саду. В конкурсе победил скульптор Пётр Клодт.
Памятник, который задумал Клодт: Крылов сидит в обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читает ребятишкам свои басни.
Но дальше скульптор задумал показать сами басни. Точнее их героев. Герои басен изображены на барельефе памятника.
Прежде чем их изобразить Клодт вместе с художником Агиным стали рисовать эскизы животных. Для этого ему нужны были живые звери.
С царской охоты прислали волка, дядя из Новгорода – медведя, художник Боголюбов с острова Мадера прислал забавную макаку.
Потом появились осёл, журавль, лисица, овца, ягнята. Все они жили в клетках в мастерской. Со всеми ними происходили забавные истории.
Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года.
Когда все работы были закончены всех животных передали в зверинец. У скульптора остались только кот, петух и, Журя..
Но и сегодня вы их можете увидеть всех вместе. Правда, бронзовых в Летнем саду Петербурга.

Сочинение

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹...› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Цель:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
  • Развивать навыки выразительного чтения, речь, творческое мышление, умение инсценировать басню, воображение, память, умение работать со словарём.
  • Воспитывать интерес к чтению, книгам, доброе и чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь, сочувствие.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, Даля, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации к басням, портрет Крылова, фотография памятника Крылову в Петербурге, таблички с выдержками из басен, табличка “справочное бюро”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Осип орёт, Архип не отстаёт
Кто кого переорёт
Осип охрип, а Архип осип.

– Прочитайте медленно. Что вы прочитали? (Скороговорку. )
– Прочитайте орфографически (как пишем).
– Прочитайте орфоэпически (как произносим).
– Прочитайте медленно, а затем с ускорением.
– Прочитайте быстро, выговаривая при этом все звуки правильно.
– Что высмеивает народ этой скороговоркой?
– В каких литературных жанрах высмеиваются недостатки людей?
– Сегодня у нас урок-обобщение по произведениям И.А.Крылова.

(На доске портрет баснописца, Выставка книг с баснями И.Крылова).

3. Работа по теме урока

1. Обобщение пройденного материала

– Что такое басня?
– По каким признакам мы можем определить, что это произведение басня?
– Кем был И.А.Крылов? (Баснописец.)
– Как вы понимаете смысл слова баснописец?
– Что из уроков вы узнали о баснописце Крылове?
– Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно. Как понимаете смысл этого слова?

(Выслушиваются ответы учеников)

– А теперь обратимся к нашим помощникам. Справочному бюро.

(К доске прикреплена табличка “справочное бюро”. За столом сидят два ученика. У них на столе необходимые словари и справочники. Из словаря они зачитывают необходимую информацию.)

– Поняли ли вы, в чём заключается иносказательность? Приведите примеры.

(Учащиеся приводят свои примеры).

Вывод. В баснях высмеиваются недостатки и пороки людей. В них вместо людей изображаются животные, птицы, растения, наделённые чертами характера человека.

– Сегодня на уроке мы будем выполнять задания, которые помогут вспомнить басни И.А.Крылова. И вот первое задание.

2. Крылатые крыловские слова

(Чтение стихотворения учеником)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился в своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты
С ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

– Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Внимание! Чёрный ящик!!!

а) С помощью этого предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “Что там за рожа?”

(Ученики отвечают на вопрос. Достаётся из “чёрного ящика” зеркало.)

– Давайте вспомним эту басню.

(Инсценировка басни “ Зеркало и Обезьяна”.)

– Какие слова из басни стали крылатыми?
– Прочитайте пословицы в учебнике на стр. 137. Какая из пословиц схожа по смыслу с крылатым выражением басни?

(Выслушиваются мнения учеников).

– Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

б) А теперь другой предмет, “дух, которого героиню пленил”; предмет “с которого глаз она не сводит”.

(Выслушиваются ответы детей. Достаются из ящика кусочек сыра.)

– Посмотрите инсценировку басни Крылова “Ворона и лисица”.
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доброй слушательницей Ворона?
– Почему Лисице удалось достичь цели?
– Какие слова басни стали крылатыми?

в) Какие ещё крылатые слова из басен Крылова вы знаете?

4. Физкультминутка

5. Ответы и вопросы. “Волшебная шкатулка”

Перед вами “волшебная шкатулка”. В ней 5 вопросов. На доске вывешены ответы. Вам нужно из шкатулки достать вопросы, их необходимо соотнести с ответами на доске. В шкатулке есть один лишний вопрос, поэтому будьте внимательны.

Вопросы.

  1. “Соседка, перестань срамиться… – тебе со Слоном возиться?”
  2. “Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты лето?”
  3. “Что случилось с Чижом?”
  4. “Приятель, здорово! Где ты был?”
  5. “Ах, я, чем виноват?”
  6. “Чем кумушек считать, трудиться
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”

Ответы.

1. “Молчи!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…”

2.“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас-
Песни, резвость, всякий час,
Так, что голову вскружило”.

3. “Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.

4. “В кунсткамере, мой друг,
Часа там три ходил…”

5. “Но Мишенькин совет лишь попусту пропал…”

– Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Хочется, чтобы вы вспомнили, что случилось с Голубем из басни “Чиж и Голубь”.
– Прочитаем эту басню по ролям.

(Чтение басни по ролям.)

– Какое выражение из этой басни стало крылатым? Когда мы его употребляем?

6. Обобщение по теме. Мораль басни

Каждая басня заканчивается моралью.

– А что такое мораль басни?

(Выслушиваются ответы детей. Обращаются к справочному бюро.)

– А сейчас игра.

(На доске вывешиваются иллюстрации к басням Крылова. На другой половине доски на листочках мораль басни).

– Ребята, вам необходимо соединить иллюстрацию с моралью басни.

На доске :

“Лебедь, Рак и Щука”, “Стрекоза и Муравей”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки” и др.

– Перечитайте мораль басни “Мартышка и Очки”. Если бы не было морали в басне, то бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?
– Чем отличаются слова “невежа” и “невежда”?

(Ответы детей. Чтение из словаря учениками из справочного бюро).
Видеофильм басни “Мартышка и очки”.

7. Заключение

1. Мы сегодня вспомнили басни Крылова. Инсценировали, читали по ролям.
А сейчас, я проверю, как каждый из вас усвоил материал. Вам необходимо выбрать правильный ответ в тесте.

Тест

1. Басня – это:

а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.

2. Невежа – это:

а) Грубый, невоспитанный человек;
б) Малообразованный, малокультурный человек;
г) Несведущий, невоспитанный человек.

3. Кто сказал “Вперёд чужой беде не смейся…”:

а) Обезьяна
б) Голубь
в) Слон

4. Героиня, которая увидела “в зеркале образ свой..”:

а) Мартышка;
б) Ворона;
в) Стрекоза.

5. У кого к зиме “ Под листком был готов и стол и дом”:

а) Мышь;
б) Муравей;
в) Стрекоза.

6. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:

а) Ворона;
б) Кукушка;
в) Лисица.

7. Кто без драки “Хочет попасть в большие забияки”?:

а) Голубь;
б) Моська;
в) Слон.

8. Один из героев, который “везти с поклажей воз взялся”?:

а) Карп;
б) Голубь;
в) Рак.

9. Кого “По улицам водили, как будто на показ”?:

а) Слона;
б) Кота Ваську;
в) Льва.

10. Кому читал повар нравоучения, а он слушал и ел?:

а) Петуху;
б) Коту Ваське;
в) Волку.

2. И.А.Крылов умер на 70 году жизни и написал более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча друг другу и боевые генералы, и солдаты, мелкие чиновники и даже император Александр 1 и Николай 2. Почему? Да, потому, что в этих баснях всем есть уроки. Басни Крылова современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.

3. Рассказ о памятнике Крылову в С-Петербурге.
И.А.Крылову поставлены памятники в Москве, Твери, С.-Петербурге. О самом первом памятнике вы и услышите сейчас.

(Рассказывает ученик.)

Первый памятник было решено поставить в С.-Петербурге на собранные народные деньги Сбор денег шёл два года. Решено было поставить в Летнем саду. В конкурсе победил скульптор Пётр Клодт.

Памятник, который задумал Клодт, Крылов сидит в обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читает ребятишкам свои басни.

Прежде чем их изобразить Клодт вместе с художником Агиным стали рисовать эскизы животных. Для этого ему нужны были живые звери. С царской охоты прислали волка, дядя из Новгорода – медведя, художник Боголюбов с острова Мадера прислал забавную макаку. Потом появились осёл, журавль, лисица, овца, ягнята. Все они жили в клетках в мастерской. Со всеми ними происходили забавные истории.

Когда все работы были закончены всех животных передали в зверинец. У скульптора остались только кот, петух и, Журя.. Но и сегодня вы их можете увидеть всех вместе. Правда, бронзовых в Летнем саду Петербурга.

8. Подведение итогов урока

– Что особенно запомнилось на уроке?
– Что произвело большое впечатление? У кого появился интерес к басням Крылова? Хочется ли вам ещё прочитать другие его басни?
– Захотелось ли вам увидеть памятник баснописцу в Петербурге?

9. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.

Что такое иносказание и для чего оно используется писателями? Как много существует различных художественных средств, с помощью которых автору удается приукрасить свое произведение, сделать его ярче и интереснее? Каждый слышал про гиперболу, метафору, сравнение, эпитет и другие художественные средства выразительности.

Иносказание: определение

Согласно Большому Энциклопедическому словарю, иносказание - средство выразительности со скрытым смыслом. В строгом значение — это то же самое, что и аллегория, когда одно явление изображают с помощью другого явления, предмета или существа.

Но что такое иносказание в широком смысле? Можно сказать, что это высказывание, которое не лежит на поверхности. А чтобы понять автора, нужно немного подумать. Возможно, стоит несколько раз прочитать и тогда удастся разгадать, для чего же было использовано данное художественное средство.

Виды иносказаний

Как уже говорилось ранее, иносказание - Или, наоборот, аллегория является подвидом этого средства выразительности. Чаще всего данный вид используют для изображения каких-либо идей в виде некого образа в мифологии и сказках. Например, изображая льва, автор подразумевает силу и ловкость, изображая зайца - показывает трусость. Так, образы животных через иносказание указывают на ту или иную черту, свойственную и человеку.

Что такое иносказание в виде олицетворения? Это наделение неживого существа или предмета человеческими качествами. Здесь могут использоваться как существительные, так и глаголы. Например, в сказках и стихотворениях можно часто встретить такие фразы и слова, как "солнце заиграло", "пришла волшебница-зима" и "царица-ночь".

Иносказание: примеры из литературы

В произведениях часто используют различные приемы, в том числе и иносказание. Это могут быть как отдельные слова или словосочетания, так и целые произведения в виде басен, сказок и даже рассказов. Такие художественные средства можно встретить в сочинениях В.М. Гаршина, романах Анатоля Франса или

В баснях И.А. Крылова присутствуют в изобилии иносказания. В этих произведения автор часто сравнивает человека с каким-либо животным. Салтыков-Щедрин также прибегал к этому выразительному средству и использовал его в своих сказках.

Так что такое иносказание и почему оно так часто используется поэтами и писателями? Это художественное средство считается одним из основных в литературоведении. Иносказание используется авторами для раскрытия абстрактного понятия добра и зла, ума и глупости, щедрости и алчности.