Типы и виды мышления. Виды мышления. Рациональное и иррациональное мышление

Интересного человека можно встретить повсюду - будь то далекая страна, в которую вы приехали на пару дней, или будь то ваш сосед, на которого вы раньше не обращали внимание. Встречая уникальный образ у вас появляется возможность сделать потрясающий портрет. О том, как работать и как фотографировать незнакомых людей мы сегодня расскажем вам в этой статье.
Тут вы найдете несколько интересных советов, которые помогут вам подготовится к съемке и сделать прекрасный портрет незнакомого человека на улице.

Приятная встреча

Будьте приветливы и общительны. Помните фразу из песенки «Дружба начинается с улыбки...»? Так вот, пусть эти слова станут вашим девизом в съемке уличных портретов и фотографировании незнакомцев, улыбайтесь, так вы непременно расположите человека к себе. Возможно, человек не сразу захочет фотографироваться и не перестанет вас смущаться, но ему однозначно будет приятно общение с вами. Ваша задача фотографировать живые эмоции и искреннее счастье, поэтому подождите пока человек расслабиться, и привыкнет к вашему присутствию и к камере.

Общение

Слова, знаки, действия, делайте все возможное, чтобы общаться с человеком, и показать свой интерес к нему. Только в живом и искреннем общение проявляется настоящая сущность человека, которая и нужна для хорошего портрета. Проявление искреннего характера придает фотографии большей драматичности. Главное, ведите себя естественно без фальши, притворства и лицемерия, проявите настоящий интерес к этому человеку, его жизни и его проблемам. Заставьте его забыть о том, что у вас в руках фотоаппарат. Создав комфортную и приятную обстановку можно расслабиться и самому. Вам будет значительно приятнее работать, зная, что человек хорошо к вам относится. Искренне полюбите того, кого фотографируете, тогда это обязательно будет взаимно, и только тогда у вас получится по-настоящему достойная фотография.

Психологическое преимущество

Как только вы почувствуете, что он/она уже чувствует себя более уверенно и не боится камеры, зажмите кнопку спуска затвора и следите за каждым движением вашей модели. Портрет не должен быть вынужденным или наигранным, он должен быть естественным, поэтому пускай человек будет занят собой и своей жизнью, а вы просто должны поймать удачный момент. Помните, разница между шедевром и посредственностью, настолько незначительна, что перейти эту грань очень просто. Так же, как заклинатель змей, который немного расслабившись, может быть укушен, вы – упустив нужный момент, не сделаете хороший кадр. Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и творите.

Переходите к активным действиям

Все, что было описано выше - очень хорошо, но не стоит забывать и о главной цели – портретной съемке. Следите за происходящим, наблюдайте и контролируйте ситуацию, ожидая подходящего момента для кадра. Ведя живую беседу с моделью, сразу же представляйте то, каким должен быть ваш снимок, куда лучше встать, в каком ракурсе незнакомец будет выглядеть лучше всего, как падает свет, какие настройки установлены на вашей фотокамере, помните обо всем этом и постепенно, в ходе общения готовьтесь к предстоящему кадру.

Сделайте все красиво, не стоит перебивать разговор человека щелчком затвора, это как минимум не красиво по отношению к собеседнику. Выберите подходящий и корректный момент, и только потом делайте снимок. Уважайте свою модель и его личную жизнь. После того, как вы сделаете красивый портретный снимок, обязательно поблагодарите свою модель, скажите о том, как приятно было с ним работать. Было бы прекрасно, если бы вы поинтересовались адресом электронной почты человека и потом прислали бы ему фотографию.

12:23 pm - Как снимать незнакомых людей?

Если вам интересны жанры уличной, репортажной и других видов фотографий, где главные герои - люди, то вы наверняка задавались вопросом: как выразительно снять незнакомого человека, чтобы это не было «фото на паспорт» и чтобы не получить при этом «по шапке»? В этой статье я поделюсь своими соображениями на эту тему и личным опытом съёмки незнакомых людей.

Краткое содержание статьи

Можно ли снимать незнакомых людей?
Постановка или не постановка?
Непостановочная фотография
«Передник» и «задник». Совмещение
Проработка сюжета
Деконцентрация, или как посчитать ворон
Съёмка от живота
Маскировка под видеооператора
«Автопортрет»
Подставное лицо
Работа в паре
Неожиданность
Провокация
«Не снимай!»
Подружиться с персонажами
Войти в дом
Вместо заключения

Чуть забегая вперёд, скажу, что на самом деле и по шапке иногда получать приходится, и решать внутренние этические проблемы, не говоря о юридической стороне дела. Можно ли вообще снимать незнакомых людей? Не является ли это вторжением в их частную жизнь? Как к этому относятся христиане, мусульмане, буддисты и представители других религиозных конфессий? Можно ли снимать полицейских? Можно ли снимать в аэропортах, на вокзалах, в метро? Можно ли снимать в супермаркетах и частных магазинах? В каких странах какие действуют ограничения? ... Вопросов, связанных со съёмкой незнакомых людей очень много, и ответить на них однозначно, увы, невозможно.

Можно ли снимать незнакомых людей?

Давайте представим ситуацию - в общественном месте у девушки задралась юбка, и на долю секунды стали видны трусики. Фотограф успел снять. Имеет ли он право опубликовать такую фотографию? Чёткого ответа на этот вопрос нет, к тому же это будет зависеть от законов и обычаев той или иной страны. Но в большинстве случаев одним из основных критериев ответа будет согласие или несогласие самой девушки на подобную публикацию.

Давайте теперь представим, что девушка заметила, что её сняли в непристойном виде, и потребовала удалить фотографию (засветить плёнку). Должен ли фотограф повиноваться? В данном случае есть однозначный ответ - требовать этого девушка не может. Но дальше вступает в силу юридический вопрос, связанный с публикацией такого снимка. Даже если предположить, что снимать можно всё что угодно, далеко не всё из этого можно публиковать и далеко не во всех целях. Например, особые ограничения обычно действуют относительно использования тех или иных фотографий с изображением людей в рекламе.

Теперь предположим, что в данной конкретной стране, где вы сделали фото и планируете его опубликовать, закон в ситуации с девушкой на вашей стороне. То есть вы можете совершенно законно опубликовать её фотографию с задранной юбкой. Но вы точно знаете, что модели это не понравится. Как поступить? И вот тут вступает в силу уже не юридический, а этический вопрос. То есть вопрос вашего личного отношения к этой ситуации.

Александр Петросян , Санкт-Петербург, 2011

Если говорить о творческих задачах фотографов, скажем, о задачах уличной, непостановочной художественной, репортажной или жанровой фотографии (любая терминология условна), то лично я предпочитаю не создавать потенциально конфликтные ситуации. Другими словами, если я случайно сниму выразительную фотографию девушки с задраной юбкой, я как минимум глазами и жестами (указывая на фотокамеру) дам ей это понять в явном виде. И если увижу недовольство, то скорее всего использовать такой снимок не буду. Хотя, если вдруг потом окажется, что снимок очень выразительный, то не исключено, что мне будет сложно от него отказаться, и я преступлю внутренние этические ограничения. При этом, если это будет возможно, я постараюсь связаться с этой девушкой, и объяснить ей, почему этот снимок достоен публикации.

Но есть ещё один момент. Что касается девушек, то часто бывает так, что они не только не против фото в трусиках, но и явно желают этого. Поэтому, на мой взгляд, и имеет смысл хотя бы через общение жестами сразу после съёмки расставит точки над i.

Постановка или не постановка?

Итак, мы условно договорились, что снимать незнакомых людей в общественных местах можно. Но как сделать так, чтобы они не позировали в кадре? Нужно ли это делать? Опять-таки, однозначного ответа на эти вопросы нет. Есть множество выразительных фотографий, где незнакомые люди позируют, и не меньше, где они ведут себя так, словно не замечают фотографа. Иногда они действительно его не замечают, но иногда это только так кажется. На самом деле, это не имеет значения, т.к. с точки зрения фотографии важен лишь конечный результат, то есть насколько выразительным получился снимок. Более того, с этой точки зрения результата даже не имеет значения, постановочная ли была фотография или нет. Хотя для многих стрит-фотографов это принципиальный момент, лично я к нему отношусь спокойно.

Как-то раз я наблюдал реакцию студентки курса «Введение в композицию», которая узнала, что её любимая фотография "Kiss at the Hôtel de Ville" Роберта Дуано, которую она считала идеалом спонтанно снятой чувственности, на самом деле постановочная. Студентка расплакалась, узнав про «фальшь», как она сама сказала - мир рухнул в её глазах, везде обман. Опытный преподаватель смог убедить её в том, что художественной ценности снимок от этого не теряет.

"Kiss at the Hôtel de Ville", Robert Doisneau, 1950

То, что снимок постановочный, выяснилось в 90-х годах. Дуано уже раньше видел эту парочку, которая училась в актерской школе неподалеку. В то время ему нужен был снимок для журнала LIFE для статьи о романтической истории в Париже. Поэтому он просто попросил будущих актеров позировать ему для фотографии. Впоследствии, узнав, что Дуано страшно прославился и разбогател на этом снимке, они пытались отсудить у него часть денег, но это уже другая история (насколько я знаю, не получилось).

Непостановочная фотография

Провести чёткую границу между постановочной и непостановочной фотографией очень сложно. Например, вот что гласит история создания этого снимка из серии «Американская девушка в Италии, Флоренция» Рут Оркин.

«Американская девушка в Италии, Флоренция, 1951», Ruth Orkin, 1951

Рут была во Флоренции в начале 1950-х годов, где она встретила Джинкс Аллен, и попросила ее быть моделью для фотографии в The Herald Tribune. Во время съёмки Рут обратила внимание на то, как жадно итальянцы разглядывают Джинкс, идущую по улице. Тогда она попросила модель пройтись еще раз. Результат был тем же – молодые люди не спускали глаз с красавицы Аллен, забыв про фотографа.

На вопрос «Это постановачная фотография?», который часто задают известному фотографу Стиву Маккарри, он любит отвечать: «Никакой постановки, что вы! Я просто попросил подойти ближе.»

Steve McCurry

«Передник» и «задник». Совмещение

Пожалуй, классический метод съёмки незнакомых людей появился во времена Анри Картье-Брессона и, очевидно, с его участием. Метод заключается в поиске выразительного «задника» (в роли которого могут выступать, например, геометрически выразительные изгибы улиц в сочетании с необычным освещением) и совмещении его с не менее выразительным «передником» (в роли которого обычно выступает человек или группа людей).

Под «задником» и «передником» условно понимается задний и передний планы. Причём на самом деле, в роли «передника» может не обязательно выступать именно передний план, это может быть и средний, и даже задний план. Важно то, что это нечто живое, что появляется в заранее продуманном (выдуманном) фотографом кадре на основе статического каркаса.

Чаще всего, снимая таким способом, фотографы сначала ищут хороший «задник», и потом ждут, когда в кадре появится нужный им «передник». Классические примеры - некоторые фотографии самого Брессона.

Henri Cartier-Bresson

Henri Cartier-Bresson

Бывает и наоборот, сначала фотограф находит в толпе выразительные «передник», и бежит за ним до тех пор, пока не появится подходящий «задник», в который этот «передник» можно красиво вписать. Мы не можем со 100% уверенностью говорить о том, что именно так был сделан, например, этот снимок Алекса Уэбба. Но, судя по необычному персонажу, он вполне мог быть сделан именно так.

Подобный подход активно используется и в наше время, и не только в уличной, но и репортажной фотографии. Пожалуй, овладеть классическими приёмами имеет смысл, но необходимо помнить, что это самый простой способ снимать незнакомых людей. Иногда он может сработать, но чаще всего с его помощью получаются довольно однотипные и маловыразительные фотографии в духе «шагающий человек на фоне обшарпаной стенки». Мир не стоит на месте, поэтому и нам, фотографам, нужно двигаться дальше и придумывать новые формы взаимодействия с окружающим миром. Я бы даже сказал, новые формы его познания.

Проработка сюжета

Часто уличных фотографов заинтересовывает какое-то конкретное место - перекрёсток улиц, подземный переход или, скажем, отражение витрин в сочетании с необычным светом. Попадая в такое место, мы реагируем на светотеневую композицию, изобразительные формы (например, геометрические), на положение объектов съёмки (людей, животных) и чувствуем - тут может произойти что-то выразительное, сложиться необычный кадр. Постояв на месте несколько минут, как правило, можно дождаться интересной ситуации или подобрать выгодный ракурс. Малоопытный фотограф обычно удовлетворяется первым результатом, и радостно бежит дальше. Фотографы поопытнее часто прорабатывают сюжет до «упора», который обычно определяется изменением света или реакции людей. На это может легко уйти как 20-30 минут, так и 2-3 часа. За это время иногда накапливается несколько сотен снимков, которые потом предстоит разобрать и выбрать один-единственный (чаще) или несколько (реже), если они складываются в серию.

Есть много свидетельств тому, как известные фотографы прорабатывают сюжеты - часто это происходит весьма и весьма тщательно. Например, вот сколько кадров ушло у Элиота Эрвита на съёмку одной из самых известных его фотографий:

Я бы мог остановиться на этом или аналогичном примере, но нам неизвестно, сколько конкретно времени потратил на съёмку того или иного сюжета тот или иной фотограф, и какие именно соображения им двигали. Полагаю, эти детали могут оказаться интересными для обмена опытом. Поэтому позволю себе привести пример из собственной практики.

Для того, чтобы сделать эту фотографию, мне потребовалось около 20 минут, в течение которых я снял около 70 кадров. Удалив технический брак, для выбора осталось 59 файлов.

Может показаться, что мусульманские женщины на переднем плане отворачиваются от фотографа. На самом деле это не так. Сначала я увидел интересный по форме и свету «задник» во дворе Новой мечети в Стамбуле, но там никого не было. Я подошёл вплотную и начал ждать, делая вид, что снимаю архитектуру. Вокруг было много людей, и я чувствовал, что свято место пусто не бывает - кто-то должен обязательно придти и сесть на этот парапет. Это случилось буквально через несколько минут, причём удачно - с обеих сторон столба одновременно подошли и сели две мусульманки. Я для них изначально был почти частью интерьера, ведь не я подошёл к ним, а они сами зашли ко мне в кадр. Первые пару минут они ещё косились на меня как на странного типа, но вскоре забыли, хотя я стоял всего в 1,5 метрах от них. Следующие 15 минут, практически не двигаясь с места, я ловил в кадре людей, появляющихся в освещённых его частях.

При такой съёмке часто бывает так, что первые кадры более удачны. Но не всегда (что, в частности, демонстирует предыдущий пример). В любом случае, если вы проработали сюжет до конца, и потом выбрали именно первые кадры, вы уже будете полностью уверены в том, что они действительно лучшие.

У тщательной проработки сюжета есть свои минусы. Когда мы только увидели нечто интересное и делаем первые кадры, обычно нами движут чувства и ощущения, а не логическое мышление. Как только мы начинаем прорабатывать сюжет дальше, хотим мы этого или нет, в работу включается логика. И это большая опасность для эмоционального упрощения кадра (хотя, например, с точки зрения компановки или геометрии он может быть наоборот, усложнён).

Один из самых известных русскоязычных фотографов, Георгий Пинхасов, говорит (цитата не дословная, а комбинированная из нашего устного общения):

«Для фотографа качество деконцентрации очень важно. Этому не учат в школах, там наоборот заставляют концентрировать своё внимание... А ведь именно когда мы начинаем считать ворон, у нас появляется шанс сделать хорошую фотографию, т.к. в этом момент у нас отключено рациональное восприятие и работает только эмоциональное.»

Самое интересное заключается в том, что когда мы начинаем «считать ворон», то есть, например, неожиданно для себя поворачиваться в другую сторону и делать пару «случайных» кадров, а затем продолжать снимать основной сюжет, то и для окружающих нас незнакомых людей такой поворот тоже оказывается совершенно неожиданным. Соответственно, выгодным с точки зрения отсутствия в кадре позирующей реакции на фотографа.

В качестве примера, опять-таки, позволю себе привести ситуацию из личной практики, т.к. и в этом случае тоже необходимо продемонстрировать процесс. Во время недавних съёмок в Грузии меня очень заинтересовали прыгающие с кораблей дети в порту Батуми. Я потратил на этот сюжет 1 час 40 минут, сделав за это время около 350 фотографий, из которых осталось 242 после удаления технического брака. Из всех этих снимков мне понравился разве что вот этот, и то с оговорками:

В какой-то момент времени, неожиданно для себя, я развернулся на 180 градусов и увидел других детей, наблюдающих за процессом. Некоторые из них тоже прыгали в воду, но в данную минуту отдыхали. Каким-то загадочным образом среди них оказался маленький мальчик в инвалидной коляске, уже потом я понял, что это брат кого-то из купающихся. Ни на что особо не надеясь, я сделал несколько кадров «для проформы» (или, скорее по привычке), и продолжил снимать купальщиков.

Уже потом, отсматривая съёмку, я понял, что один из нескольких «случайных» кадров, которые я сделал, отвлёкшись от основного сюжета, был самым удачным кадром за почти 2-часовую фотосессию. И по выразительности, и по свету, и по цвету, и по «естественности» поведения людей (то есть отсутствию явной их реакции на фотографа). Вот он:

Съёмка от живота

Рассмотрим ещё несколько распространённых приёмов, как можно незаметно снимать незнакомых людей. Незаметность фотографа обычно рассматривают не в рамках задачи «скрыться с места преступления», а в ракурсе композиционно-художественных задач фотографии. Часто (но не всегда) люди, не замечающие фотографа ведут себя естественно, это может создавать у зрителя выгодное ощущение незаметного присутствия в снимаемой сцене.

Один из самых незатейливых способов снимать незаметно - это не подносить видоискатель (или экран камеры) к глазу. В этом случае фотограф нажимает на спуск камеры, которая висит у него на шее, или находится в опущенной руке.

Так как съёмка таким способом плохо контролируется (и визуально, и технически, например, в плане резкости), результат часто получается неожиданный. Чаще всего неожиданно плохой, но иногда может получиться и неожиданно интересным. Дополнительной выразительности таким кадрам добавляет смещённая книзу (необычная для стандартного взгляда) точка съёмки.

Опять-таки, мы не можем с уверенностью говорить о том, что этот кадр Дэвида Алана Харвея был сделан от живота, но судя по ракурсу и сюжету, это вполне могло быть именно так.

David Alan Harvey

Кстати, благодаря лёгкой руке Сергея Максимишина , термин «съёмка от живота» используется не только в прямом, но и переносном смысле. На своих мастер-классах Сергей учит снимать не «от головы», а наоборот, ненадолго отключив в данный момент мыслительные процессы («от живота»). То есть действуя интуитивно, повинуясь чувствам, а не логике.

Маскировка под видеооператора

Этот метод я придумал сам, хотя уверен, что до него догадались и многие другие. Я давно заметил, что люди намного спокойнее реагируют на видеосъёмку, чем на фото. Видео часто снимают просто для себя, на память о поездке. Даже если видео делается на большую профессиональную фотокамеру, процесс не воспринимается как профессиональный. Потому что профессиональное видео у обычных людей ассоциируется как минимум со специальными большими видеокамерами, тяжёлым штативом, оператором в наушниках, выносным или радиомикрофоном.

Если вас заинтересовало что-то происходящее, но вы не хотите обращать на себя внимание (особенно актуально на открытых пространствах), можно сделать так. Отвернуться от происходящего на 180 градусов, перевести фотокамеру в режим Live View (фокусировка и кадрирование по экрану), и начать плавно вести камеру на вытянутых руках, медленно поворачиваясь вокруг собственной оси. Всем своим видом при этом вы выражаете, что вас интересует только лишь панорамный вид и плавность видеозаписи. В реальности вы не делаете видеозапись, а просто ждёте нужного момента, чтобы сделать серию снимков.

Удобно это делать с предварительно поднятым зеркалом, чтобы не сотрясать воздух привлекающими внимание звуками. Также удобно для подобных целей использовать небольшие беззеркальные камеры наподобие Sony Nex-7 или Fujifilm xPro-1, т.к. такие камеры ещё меньше ассоциируются у обывателей с профессиональной деятельностью, а также более тихие.

«Автопортрет»

Ещё один способ незаметной съёмки - сделать вид, что вы снимаете автопортрет. Естественно, снимать его необходимо на фоне того, что вас, собственно, интересует. В процессе «настройки», когда вы как буд-то случайно водите камерой в разные стороны, на самом деле активно нажимаете кнопку спуска, снимая не себя, а то, что происходит за вами.

Выглядит это примерно так.

Артём Житенёв

И вот что примерно при этом можно получить.

Артём Житенёв

По моей практике это не особо эффективный способ, т.к. я предпочитаю снимать на широкоугольник с ярковыраженным передним планом. В этом случае, как ни крути, передний план всегда состоит из физиономии фотографа, поэтому приходится делать кроп угловой части кадра. Но тем не менее, в некоторых случаях этот метод вполне может сработать, особенно при съёмке на объектив с нормальным или большим фокусным растоянием.

Подставное лицо

Весьма достоен внимания, на мой взгляд, способ незаметной съёмки с «подставным лицом». Когда фотограф появляется в интересующем его общественном месте с человеком, которого он якобы фотографирует. Причём это может быть не обязательно «якобы», вполне можно совмещать постановочную и непостановочную фотографию. Для окружающих наблюдателей модель в этом процессе является отвлекающим моментом. Когда фотограф работает с моделью, всем вроде бы понятна его задача. Когда же фотограф начинает просто снимать незнакомых ему людей, это всегда вызывает вопросы - «А зачем вы снимаете?», «Для кого снимаете?», «Где будут опубликованы эти фотографии» и т.д. Обычные люди почти не готовы поверить, что снимать можно просто для себя, в рамках художественных задач, а не для СМИ или новостных агентств.

Появление в процессе съёмки человека-модели делает этот процесс понятным обычным людям, и они перестают нервно на него реагировать. При этом фотограф может довольно свободно в нужный момент переводить объектив чуть в сторону на интересующие его объекты и ситуации.

Например, именно благодаря такому подходу мне удалось сделать вот этот снимок:

На самом деле я снимал модель, испанскую девушку. Мы нашли интересное место, и я попросил её несколько раз пробежаться мимо. В какой-то момент из-за угла вышел выразительный индус, но он не стал уходить в сторону от камеры, т.к. видел, что я снимаю не его. На самом деле, я, конечно же, не упустил возможность нажать на спуск, как только он подошёл достаточно близко. Девушка-модель в это время обходила меня сзади для очередного дубля.

В некоторых ситуациях этот метод оказывается весьма полезным, но в некоторых - абсолютно незаменим. Например, съёмка в общественных банях практически невозможна без «подставного лица», т.к. в противном случае у окружающих возникает слишком много вопросов к фотографу. Так много, что расчехлить камеру становится сложно даже просто в предбаннике.

Триполи, Ливан, турецкая баня. В роли «подставного лица» - Александр Железняк .

Работа в паре

В роли «подставного лица» может выступать не только модель, но и другой фотограф. Именно поэтому часто оказывается очень эффективно снимать вдвоём. Если к тому же это будет ваш единомышленник, близкий по творческому духу человек, готовый пожертвовать частью своих кадров ради выразительности ваших (как и вы ради его), то весьма вероятно, вы получите не только интересные фотографии, но и большое удовольствие от совместного творческого процесса.

Судя по всему, этот подход был известен ещё Картье Брессону.

Henri Cartier-Bresson

Благодаря работе в паре с Андреем Зейгарником , мне, например, удалось сделать вот этот снимок:

Примерно в течение получаса мы стояли прямо у ворот рынка во вьетнамском городе Каобанг, пытаясь поймать тени от света фар проезжающих мотоциклов и людей на переднем плане. Поодиночке мы бы привлекли к себе слишком много внимания, т.к. находились в очень непривычном для местных людей виде (обвешанные фотокамерами) в весьма неудобном для статического нахождения месте (почти на проходе). Мы же непринуждённо шутили, весело смеялись, и вообще выглядели как туристы, которые просто кого-то ждут. В итоге на нас не обращали внимания, не обходили нас стороной, проходя аккурат перед нашими камерами, что нам и было нужно.

Неожиданность

Пожалуй, один из классических способов снимать незнакомых людей, это неожиданная для них съёмка. Фотограф приближается к интересующему его человеку (или группе людей), не акцентируя своё внимание на них. Например, делая вид, что он просто идёт мимо. Переферийным же зрением он отслеживает ситуацию, и как только она складывается самым выгодным образом (достаточное приближение к сюжету, выразительный свет, момент) - резко вскидывает камеру и делает серию кадров. Чем больше неожиданности в действиях фотографа, тем ближе он может подобраться к объекту съёмок.

Надо, правда, понимать, что неожиданное появление фотографа может вызвать и неожиданную реакцию. Некоторые люди с тренированной спортивной реакцией могут неожиданно даже для себя среагировать на резкое движение в их поле зрения вблизи их лица. И эта реакция может быть физически неприятной для фотографа, т.к. это может быть всё что угодно вплоть до удара по камере. Если вы используете неожиданную тактику, будьте и сами готовы к неожиданностям.

Тактику, близкую к неожиданной, пару лет назад продемонстрировал на видеозаписи Артём Житенёв . Чем вызвал бурные дискуссии этического характера - насколько корректно «бросаться» на людей с камерой. Ответ на этот вопрос будет всегда индивидуален и зависеть от личных задач каждого конкретного фотографа. Но не стоит забывать и о том, что для необычных фотографий часто необходима определённая дерзость (в хорошем смысле этого слова).

Очень правильная, на мой взгляд, цитата из этого видео:

Нужно быть открытым миру. Если ты где-то спрячешься, за какую-то дверь или окошко, и будешь из окошка снимать, ничего не получится. Нужно быть в гуще событий, с этими людьми вместе, и сразу всё откроется.

Действительно, одна из самых распространённых среди начинающих фотографов ошибок при съёмке незнакомых людей, это использование длиннофокусных объективов. С их помощью действительно можно сделать кадры, где люди не будут тебя замечать, но очень редко такие кадры получаются выразительными. Во-первых, чисто геометрически у длиннофокусного объектива очень мало возможностей по компановке планов и выбору ракурсов. Во-вторых, при съёмке издалека очень сложно добиться ощущения сопричастности. Подсмотренные с большого расстояния сюжеты и выглядят как подсмотренные издалека, безучастные. В-третьих, оказывается, реакция на фотографа часто оказывается наоборот, крайне важна для той самой выразительности, которую ищут фотографы.

Провокация

До сих пор наши рассуждения в основном касались съёмки незнакомых людей таким образом, чтобы в кадре не была видна их реакция. Однако часто именно реакция на фотографа раскрывает совершенно новые пласты для творческих снимков.

Некоторые фотографы специально снимают интересующих их персонажей явно, не скрывая этого. Это довольно небезопасная тактика, но она действительно может дать весьма необычные и выразительные результаты. Один из мастеров «провокации» персонажей (в хорошем смысле слова) - питерский фотограф Александр Петросян . Вот, что, например, он рассказывает про снимок, сделанный на Красной площади во время шоу ретро-автомобилей:

(записано по воспоминаниям с мастер-класса А. Петросяна в Москве)

Я увидел этого человека и очень близко к нему подошёл. Резко достал камеру и сделал кадр почти в упор. Для него это оказалось настолько неожиданно, что он опешил и не знал как реагировать. Не то ударить, не то отвернуться. Так и стоял несколько секунд в недоумении. Потом спросил - «ты зачем это сделал»? И вот тут настаёт ответственный момент, иначе можно и по шапке получить. Не знаю почему, но вместо того, чтобы дать дёру, я наоборот придвинул своё лицо почти вплотную к его лицу, и сказал железным голосом: «Так надо!». После чего развернулся и ушёл. Человек от неожиданности опешил второй раз, и так и остался стоять в этой позе.

«Не снимай!»

Даже фотографии, где реакция людей читается явно как «не снимай!», могут оказаться очень интересными.

Harry Gruyaert, Morocco

Артём Житенёв

Подружиться с персонажами

Ну, и пожалуй, самый нетривиальный способ съёмки незнакомых людей, это с ними познакомиться. Это уже ближе к репортажным задачам, нежели к задачам уличной фотографии. Но тем не менее, никто не проводит жёстких границ между стилями, и методы, используемые в одних целях, вполне могут сработать для других. Да и рассуждаем в этой статье мы не про стили, а про съёмку незнакомых людей.

В качестве примера приведу несколько снимков из серии "Living Proof" Дэвида Алана Харвея. Эту серию он снял в разных местах, в основном в 2006 году. На снимках присутствует много людей, которые живут в замкнутых обществах, и которых сложно даже увидеть, не то, чтобы сфотографировать - гангстеры, рэпперы, наркоманы и др. Чтобы их снять, необходимо специально искать пути доступа в разные гетто, через знакомства (вплоть до знакомств случайного характера). Достаточно нетривиальная и рискованная задача съёмки незнакомых людей.

David Alan Harvey
USA. South Bronx, New York. 2006. "Grillz," corner hangout.

David Alan Harvey
USA. Los Angeles, California. 2006. Young Dre with friends...

David Alan Harvey
FRANCE. Paris. 2006. Rappers in North Paris.

Войти в дом

Если говорить о способах съёмки незнакомых людей через знакомство с ними, то, конечно, нельзя не упомянуть про возможность пообщаться с обычными людьми. Более того, это интересно не только в плане фотографии.

Вероятно, это может показаться странным, но многие люди любят новые знакомства, любят гостей, любят порасспрашивать про жизнь, и рассказать про свою. Лично я побывал более, чем в 30 странах, и почти везде, где мне удавалось пообщаться с обычными людьми (не задействованными в туристической или околотуристической сфере), я встречал радушный и абсолютно бескорыстный приём.

Если вы не ведёте себя агрессивно, если вы интересуетесь жизнью людей искренне, а не формально, если вы доброжелательны, вежливы, если у вас есть чувство юмора - скорее всего, вам не составит труда проникнуть глубже, чем просто улица или общественное место. А это возможность снять жизнь, недоступную человеку нелюбознательному, узнать семейные истории и традиции, увидеть оригинальные интерьеры и открытых людей.

Обычно такие знакомства начинаются с того, что вы перекидываетесь парой слов, скажем, с хозяином дома, который курит у калитки двора, или облокотившись на забор. Здравствуйте! Привет. Какой у вас дом красивый, сами строили? Нет, еще от отца остался, а что нравится? Необычно. А вы откуда? Мы из Москвы приехали, ходим смотрим как вы тут живете. Нравится? Еще бы! Очень у вас тут люди доброжелаительные, девушки красивые, и парни весёлые. А мы любим хороших людей фотографировать... Слово за слово, и вас уже зовут пить чай и знакомят с семьёй.

Первые полчаса про камеру лучше забыть. Люди ещё плохо вас знают, и как правило, напрягаются при виде камер. Некоторым просто некомфортно, а некоторые всё ещё не уверены, что правильно сделали, пустив вас в дом. Ими двигало искреннее гостеприимство, а если вы сразу перейдёте к делу, то у хозяев может сложиться ощущение, что их использовали.

С другой стороны, не стоит вводить ваших новых знакомых в заблуждение. Не стоит прятать камеры, лучше наоборот, изначально всем видом показывать, что вы фотограф. Но когда вас пустили в дом, чаще всего лучше забыть про камеры хотя бы на полчаса. И лишь спустя некоторое время, когда вы уже нашли общий язык с хозяевами, как бы опомнившись, вы бьёте себя по лбу «Семён Семёныч! У меня ж фотоаппарат с собой. А можно у вас дома пофотографировать на память? Я жа такого больше нигде не увижу».

Насколько я знаю, очень хорошо справляется с подобными задачами узбекский фотограф Анзор Бухарский, который очень любит снимать в сельской местности. Вот несколько его фотографий в качестве примера.

И да, не забудьте взять у хозяев адрес, чтобы прислать им потом фотографии. А если придёте к ним ещё раз, обязательно захватите угощение.

Вместо заключения

Вопросы, связанные со съёмкой людей вообще, и незнакомых людей в частности, довольно объёмны и разнообразны. Осветить их целиком в одной статье вряд ли представляется возможным. И уж совершенно точно, это невозможно сделать объективно, т.к. сама задача и отношение к ней слишком индивидуальны.

Тем не менее, надеюсь, что соображения и опыт, которым я делюсь на страницах этой статьи, могут оказаться полезными. Со своей стороны буду благодарен за любые встречные соображения, дополнения и советы на основе вашей практики съёмки незнакомых людей. Спасибо!

Все самое интересное у нас!

«Фреймвей» – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Мышление – психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Особенности процесса

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.

Основные понятия

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие – есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление и другие психические процессы

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь – процесс общения, опосредованный языком. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки – языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Виды мышления

  • Мышление без образное (англ. imageless thought) – мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
  • Мышление визуальное. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы.
  • Мышление дискурсивное (discursus – рассуждение) – опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.
  • Мышление комплексное (англ. complex thinking) – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.
  • Мышление наглядно-действенное – один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.
  • Мышление наглядно-образное – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
  • Мышление образное – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.
  • Мышление практическое (англ. practical thinking) – процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.
  • Мышление продуктивное (англ. productive thinking) – синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, – это задача познать самого себя.
  • Мышление теоретическое – основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Основные мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Этапы развития мышления

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни. Дальнейшее развитие и совершенствование этой способности протекает в связи: а) с жизненным опытом ребенка, б) его практической деятельностью, в) овладением речью, г) воспитывающим влиянием школьного обучения. Этот процесс развития мышления характеризуется следующими особенностями:

  • В раннем детском возрасте мышление ребенка носит наглядно-действенный характер оно связано с непосредственным восприятием предметов и манипулированием с ними. Отражаемые при этом связи между вещами вначале носят генерализованный характер, лишь под влиянием жизненного опыта сменяющийся в дальнейшем более точной дифференцировкой. Так, уже на первом году жизни ребенок, обжегшись о блестящий чайник, отдергивает руку и от других блестящих предметов. В основе этого действия лежит образование условнорефлекторной связи между кожным ощущением ожога и зрительным ощущением блестящей поверхности предмета, о который ребенок ожегся. Однако в дальнейшем, когда прикосновение к блестящим предметам в ряде случаев не сопровождалось ощущением ожога, ребенок начинает связывать это ощущение более точно с температурными особенностями предметов.
  • На этой стадии ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению: у него возникают понятия (пока еще очень элементарные) о вещах и существующих между ними связях только в процессе непосредственного оперирования с вещами, реального соединения и разъединения вещей и их элементов. Ребенок этого возраста мыслит только о том, что является предметом деятельности; его мышление о данных вещах прекращается вместе с прекращением деятельности. Ни прошлое, ни тем более будущее не являются пока еще содержанием его мышления; он еще не способен планировать свою деятельность, предвидеть ее результаты и целенаправленно стремиться к ним.
  • Овладение ребенком речью к концу второго года жизни значительно расширяет его возможности обобщения вещей и их свойств. Этому содействует называние разных предметов одним и тем же словом (слово «стол» одинаково обозначает и обеденный, и кухонный, и письменный столы, помогая таким образом ребенку образовать общее понятие о столе), а также обозначение одного предмета разными словами с более широким и более узким значением.
  • Образуемые при этом ребенком понятия вещей пока еще очень сильно связаны с их конкретными образами: постепенно эти образы благодаря участию речи становятся все более и более обобщенными. Понятия, которыми ребенок оперирует на данной стадии развития мышления, вначале носят просто предметный характер: в сознании ребенка возникает недифференцированный образ предмета, о котором он думает. В дальнейшем этот образ становится более дифференцированным в своем содержании. Соответственно этому развивается и речь ребенка: вначале в его словаре отмечаются исключительно имена существительные, затем появляются прилагательные и, наконец, глаголы.
  • Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте. Общение с взрослыми, от которых дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. В связи с этим мышление ребенка получает возможность сосредоточиться на явлениях, которые только мыслятся и уже не являются объектом его непосредственной деятельности. Содержание понятий начинает обогащаться за счет мыслимых связей и отношений, хотя опора на конкретный, наглядный материал еще долго остается, вплоть до младшего школьного возраста. Ребенка начинают интересовать причинные связи и отношения вещей. В связи с этим он начинает сравнивать и сопоставлять явления, более точно выделять их существенные признаки, оперировать при этом простейшими абстрактными понятиями (материала, веса, числа и т.д.). При всем том мышление детей дошкольного возраста отличается несовершенством, изобилует многочисленными ошибками и неточностями, что стоит в связи с отсутствием необходимых знаний и недостаточностью жизненного опыта.
  • В младшем школьном возрасте у детей начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности. Этому содействуют программа и методы обучения, направленные на сообщение детям определенной системы знаний, усвоение путем упражнения под руководством учителя определенных приемов мышления (при объяснительном чтении, при решении задач на определенные правила и т. д.), обогащение и развитие в процессе обучения правильной речи. Ребенок все в большей и большей степени начинает пользоваться в процессе мышления отвлеченными понятиями, однако в целом его мышление продолжает опираться на конкретные восприятия и представления.
  • Способность к абстрактно-логическому мышлению развивается и совершенствуется в среднем и, особенно в старшем школьном возрасте. Этому содействует усвоение основ наук. В связи с этим мышление учащихся старших классов школы протекает уже на базе научных понятий, в которых отражаются наиболее существенные признаки и взаимосвязь явлений. Учащиеся приучаются к точному логическому определению понятий, их мышление в процессе обучения приобретает плановый, осознанный характер. Это выражается в целенаправленности мышления, в умении строить доказательства выдвигаемых или разбираемых положений, проводить их анализ, находить и исправлять допущенные в рассуждении ошибки. Большое значение при этом приобретает речь – умение ученика точно и ясно выразить свои мысли в словах.

Стратегии мышления

При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.

  • Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.
  • Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.
  • Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к успеху в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ. Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Если у вас фиксированное мышление, то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи. Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если интеллект у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.

Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста.

  • Не оставайтесь беспомощными. Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.

Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

  • Отдайтесь страсти. Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.

Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное – лишь развлечение.

  • Действуйте. Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: страх и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом – делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.
  • Пройдите лишний километр или два. Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного.
  • Ожидайте результатов. Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться мотивированным и подталкивает к улучшениям.
  • Будьте гибкими. Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не получат результат.
  • Исследования показывают, что жевательная резинка способствует улучшению мыслительных способностей. В результате жевания резинки повышается приток крови к головному мозгу. Такие люди имеют лучшие способности к концентрации внимания и запоминанию информации. Хорошо использовать жевательные резинки, которые не содержат сахара, чтобы избежать любых побочных эффектов.
  • Когда вы учитесь, старайтесь активизировать все органы чувств. Разные части головного мозга запоминают разные сенсорные данные. Например, за распознание и запоминание картинок отвечает одна часть головного мозга, а за звуки – другая.
  • Как было уже сказано, головоломки на самом деле могут быть очень полезными. Они заставляют вас серьезно поразмышлять над чем-то. Они стимулируют работу мозга, а также пробуждают в человеке способность осмысления. Постарайтесь купить журнал с головоломками, чтобы побольше упражняться.
  • После здорового сна вам будет легче думать.
  • Медиация способствует улучшению мышления. Каждый день уделяйте таким занятиям 5 минут утром и столько же времени перед сном.

Поступающей из окружающего мира. Мышление осуществляется в ходе течения мыслей, образов, различных ощущений. Человек, получая какую-либо информацию, способен представить как внешнюю, так и внутреннюю сторону конкретного предмета, предугадать изменение его во времени, представить этот предмет в его отсутствие. Что такое тип мышления? Существуют ли какие-то методики для определения типов мышления? Как ими пользоваться? В этой статье мы рассмотрим основные типы мышления, их классификацию и особенности.

Общая характеристика мышления

Изучая информацию о типах и видах мышления, можно прийти к выводу, что для их определения не существует единой характеристики. Мнения ученых и психологов в чем-то похожи, в чем-то различны. Классификация основных типов мышления - вещь довольно условная, так как наиболее характерные типы и виды мышления человека дополняются их производными, индивидуальными формами. Но прежде чем перейти к рассмотрению различных типов, хотелось бы выяснить, как протекает сам процесс мыслительной деятельности. Мышление можно разделить на некоторые умственные операции, в результате которых образовывается понятие.

  • Прежде всего, посредством анализа человек мысленно разбивает целое на составные части. Это происходит вследствие стремления к более глубокому познанию целого путем изучения каждой его части.
  • В результате синтеза человек мысленно соединяет отдельные части в единое целое, либо группирует отдельные признаки, свойства предмета или явления.
  • В процессе сравнения многие типы и виды мышления способны выделять общее и различное у предметов или явлений.
  • Следующей операцией процесса мышления является абстракция. Это одновременное мысленное отвлечение от несуществующих свойств при выделении существенных признаков предмета.
  • Операция обобщения отвечает за систематизацию свойств предмета или явления, сведение воедино общих понятий.
  • Конкретизация - это переход от общих понятий к единому, конкретному случаю.

Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие - основную единицу мышления.

Практическое (наглядно-действенное) мышление

Психологи делят типы мышления человека на три группы. Рассмотрим первый тип - наглядно-действенное мышление, в результате которого человек способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации на основании полученного ранее опыта. Из самого названия исходит, что изначально происходит процесс наблюдения, метод проб и ошибок, потом, исходя из этого, формируется теоретическая деятельность. Этот тип мышления хорошо объясняется следующим примером. Человек сначала на практике научился измерять свой земельный участок при помощи подручных средств. И лишь потом на основе полученных знаний постепенно была сформирована геометрия, как отдельная дисциплина. Здесь практика и теория неразрывно связаны между собой.

Образное (наглядно-образное) мышление

Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.

Абстрактно-логическое мышление

Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом. Развивая этот тип мышления еще с раннего возраста, в будущем можно будет не беспокоиться о проблемах с решением важных задач. Абстрактно-логическое мышление имеет три формы, рассмотрим их:

  • Понятие - это объединение одного или нескольких однородных предметов при помощи существенных признаков. Данную форму мышления начинают развивать у маленьких детей, знакомя их со значением предметов, давая им определения.
  • Суждение может быть простым и сложным. Это утверждение либо отрицание какого-либо явления или взаимосвязи предметов. Простое суждение имеет вид короткой фразы, а сложное может быть в виде повествовательного предложения. «Собачка гавкает», «Мама любит Машу», «Водичка мокрая» - именно так мы учим малышей рассуждать во время знакомства их с внешним миром.
  • Умозаключение - это логический вывод, следующий из нескольких суждений. Начальные суждения определяются как предпосылки, а конечные - как заключения.

Каждому по силам самостоятельно развивать логический тип мышления, для этого существует масса головоломок, ребусов, кроссвордов, логических задач. Правильно развитое абстрактно-логическое мышление в будущем дает возможность решить множество задач, которые не позволяют иметь тесный контакт с изучаемым предметом.

Типы экономического мышления

Экономика - это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.

Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления - как постоянного и неизменного.

Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.

Философское мышление

Предметом философии является духовный опыт человека, как психологический и социальный, так и эстетический, моральный и религиозный. Как само мировоззрение, так и типы философского мышления берут свое начало в продуктивном сомнении в правильности повседневных мнений. Рассмотрим основные особенности этого типа мышления:

  • Концептуальная обоснованность - это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
  • Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
  • Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
  • Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.

Рациональный тип мышления

Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации. Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально. Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать.

Иррациональное мышление

Иррациональное мышление не подчиняется логике и контролю над своими действиями. Иррационалисты - деятельные личности. Они берутся за многие дела, однако в их действиях просматривается нелогичность. Их мысли и суждения основываются не на реальных фактах, а на ожидаемом результате. Иррациональное мышление может основываться на искаженных умозаключениях, на преуменьшении или преувеличении значимости каких-либо событий, персонализации либо сверхобобщении результата, когда человек, единожды потерпев неудачу, делает соответствующий вывод на всю жизнь.

Синтезирующий тип мышления

При помощи данного типа мышления человек на основе различных фрагментов и кусков информации создает целостную картину. Люди-энциклопедисты, библиотекари, офисные работники, ученые, программисты-энтузиасты - все они являются представителями синтезирующего мышления. От них невозможно дождаться интереса к экстриму и путешествиям, их привычным полем деятельности является постоянная рабочая рутина.

Люди-аналитики

Наблюдатели, люди, которые способны докопаться до первопричины события, любители размышлять о жизненном пути, имея в своем арсенале лишь несколько фактов, детективы и следователи - это типичные представители аналитического типа мышления.

Это своего рода научный тип мышления, сильной стороной которого является логика. Этот тип восприятия информации можно сравнить с рациональным, но он более долгосрочен. Если рационалист, решая одну проблему, быстро переходит к решению следующей, то аналитик будет долго копаться, оценивать развитие событий, обдумывать, что могло послужить первопричиной.

Идеалистический тип мышления

Наиболее часто встречающиеся типы мышления человека включают мышление идеалистическое. Оно характерно для людей с несколько завышенными требованиями к окружающим. Они подсознательно пытаются отыскать ранее созданные идеальные образы в окружающих, они склонны питать иллюзии, что влечет за собой разочарование.

Идеалисты максимально точно могут оперировать в своих решениях социальными и субъективными факторами, они стараются избегать конфликтных ситуаций, считая их ненужной тратой времени. По их мнению, все люди могут договориться между собой. Для этого им важно правильно определить конечную цель. Их стандарты могут показаться слишком завышенными, однако качество работы таких людей действительно высокое, а поведение - образцовое.

Люди «Зачем?» и люди «Почему?»

Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.

Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.

Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.

Методика «Тип мышления»

На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.

Определение типа мышления может помочь в выборе профессии, многое рассказать о человеке (его склонности, стиль жизни, успех при освоении нового вида деятельности, интересы и многое другое). Прочитав вопрос теста, стоит ответить утвердительно, если вы соглашаетесь с суждением, и отрицательно, если нет.

Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.

Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.

Являются общими для всех людей, хотя каждый человек обладает рядом определенных познавательных способностей. Другими словами, каждый человек может принимать и развивать различные процессы мышления.

Содержание:

Мышление не является врожденным, а скорее развивается. Несмотря на то, что все личностные и когнитивные характеристики людей мотивируют предпочтение одному или нескольким типам мышления, некоторые люди могут развивать в себе и практиковать любой тип мышления.

Хотя традиционно мысль интерпретируется как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным. То есть, нет единого способа осуществления процессов мышления и рассуждений.

Фактически, было определено много определенных способов мышления. По этой причине сегодня идея состоит в том, что люди могут представить разные способы мышления.

Типы мышления человека

Следует отметить, что каждый тип мышления человека более эффективен в выполнении конкретных задач. Определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления.

Поэтому важно знать и учиться развивать разные типы мышления. Этот факт позволяет максимально использовать когнитивные способности человека и развить разные способности для решения различных задач.


Дедуктивное мышление — это тот тип мышления, который позволяет сделать вывод, заключение из ряда предпосылок. То есть, это психический процесс, который начинается с «общего», чтобы достичь «конкретного».

Этот тип мышления фокусируется на причине и происхождении вещей. Он требует детального анализа аспектов проблемы, чтобы иметь возможность вести выводы и возможные решения.

Это метод рассуждений, который очень часто используется в повседневной жизни. Люди анализируют элементы и повседневные ситуации, чтобы делать выводы.

Помимо повседневной работы, дедуктивное мышление имеет жизненно важное значение для разработки научных процессов. Это основано на дедуктивном мышлении: он анализирует связанные факторы, чтобы развить гипотезы и сделать вывод.


Критическое мышление — это умственный процесс, основанный на анализе, понимании и оценке того, как организовано знание, которое претендует на представление вещей.

Критическое мышление использует знания, чтобы добраться до эффективного вывода, более разумного и оправданного.

Поэтому критическое мышление аналитически оценивает идеи, чтобы привести их к конкретным выводам. Эти выводы основаны на нравственности, ценностях и личных принципах личности.

Таким образом, благодаря такому виду мышления когнитивная способность сочетается с личностными чертами личности. Поэтому он определяет не только способ мышления, но и способ бытия.

Принятие критического мышления напрямую влияет на функциональность человека, поскольку оно делает его более интуитивным и аналитическим, позволяя ему принимать хорошие и мудрые решения, основанные на конкретных реалиях.


Индуктивное мышление определяет способ мышления, который противоположен дедуктивному. Таким образом, этот способ мышления характеризуется поиском объяснений об общем.

Получение заключений в крупном масштабе. Оно ищет отдаленные ситуации, чтобы превратить их в похожие и, таким образом, обобщает ситуации, но не прибегая к анализу.

Поэтому цель индуктивного мышления состоит в изучении тестов, которые позволяют измерить вероятность аргументов, а также правила построения сильных индуктивных аргументов.


Аналитическое мышление-это разбивка, разделение и анализ информации. Характеризуется упорядоченным, то есть представляет собой последовательность рационального: идет от общего к частному.

Оно всегда специализируется на поиске ответа, поэтому в поиске аргументов.


Следственное мышление сосредоточено на исследовании вещей. Делает это тщательным, заинтересованным и настойчивым образом.

Оно состоит из смеси творчества и анализа. То есть, часть оценки и исследования элементов. Но его цель не заканчивается самой экзаминацией, а требует формулирования новых вопросов и гипотез в соответствии с исследованными аспектами.

Как следует из его названия, этот тип мышления является основным для исследований и разработок и эволюции видов.


Системное или систематическое мышление — это тот тип рассуждений, который возникает в системе, образованной различными подсистемами или взаимосвязанными факторами.

Оно состоит из высоко структурированного типа мышления, целью которого является понимание более полного и менее простого представления о вещах.

Попытайтесь понять функционирование вещей и решить проблемы, которые порождают их свойства. Это подразумевает разработку сложного мышления, которое до сих пор применялось к трем основным направлениям: физике, антропологии и социополитике.


Творческое мышление включает в себя когнитивные процессы, которые создают способность к созданию. Этот факт мотивирует разработку элементов новыми или отличными от остальных через мысль.

Таким образом, творческое мышление может быть определено как приобретение знаний, характеризующихся оригинальностью, гибкостью, пластичностью и текучестью.

Сегодня это одна из самых ценных когнитивных стратегий, поскольку она позволяет формулировать, строить и решать проблемы по-новому.

Разработка такого типа мышления непростая, поэтому существуют определенные методы, которые позволяют достичь этого.


Синтетическое мышление характеризуется анализом различных элементов, которые составляют вещи. Его основная цель — уменьшить идеи по определенной теме.

Оно состоит из типа жизненно важных аргументов в пользу обучения и личного изучения. Мысль о синтезе позволяет более напомнить элементы, поскольку они подвергаются сводному процессу.

Это личный процесс, в котором каждый человек формирует значительное целое из тех частей, которые представляет субъект. Таким образом, человек может помнить несколько особенностей концепции, охватывая их в более общем и представительном понятии.


Вопросительное мышление основано на вопросах и вопросе о важных аспектах.

Таким образом, вопросительное мышление определяет способ мышления, который возникает из-за использования вопросов. В этом рассуждении всегда есть причина, потому что именно этот элемент позволяет развивать собственное мышление и получать информацию.

Посредством поднятых вопросов получены данные, позволяющие выработать окончательный вывод. Этот тип мышления в основном используется для решения вопросов, в которых наиболее важным элементом является информация полученая через третьих лиц.

Разнообразное (Дивергентное) мышление

Разнообразное мышление, также известное как латеральное мышление, представляет собой тип рассуждений, который обсуждает, сомневается и последовательно ищет альтернативы.

Это процесс мышления, который позволяет генерировать творческие идеи посредством исследования множества решений. Он представляет собой антитезу логического мышления и имеет тенденцию проявляться спонтанно и плавно.

Как следует из названия, его основная цель основана на расхождении с ранее установленными решениями или элементами. Таким образом, оно настраивает тип мышления, тесно связанного с творческим.

Оно состоит из типа мышления, которое не кажется естественным в людях. Люди склонны ассоциировать и связывать подобные элементы друг с другом. С другой стороны, разнообразное мышление пытается найти разные решения для тех, которые выполняются в обычном режиме.

Конвергентное мышление

С другой стороны, конвергентное мышление — это тип рассуждений, противоположных разному мышлению.

Фактически, дивергентное мышление управляется нейронными процессами в правом полушарии мозга, конвергентное мышление будет определяться процессами в левом полушарии.

Оно характеризуется функционированием через ассоциации и отношения между элементами. У него нет возможности вообразить, искать или исследовать альтернативные мысли и обычно приводит к созданию единой идеи.

Интеллектуальное мышление

Этот тип рассуждений, недавнего появления и придуманный Майклом Гелбом, делает ссылку на комбинацию между расходящейся и сходящейся мыслью.

Таким образом, интеллектуальное мышление, который включает в себя аспекты деталей и оценщиков конвергентного мышления и связывает их с альтернативными и новыми процессами, связанными с расходящимся мышлением.

Развитие этого рассуждения позволяет связать творчество с анализом, постулируя как мысль с высокой способностью к достижению эффективных решений в нескольких областях.

Концептуальное мышление

Концептуальное мышление предполагает развитие рефлексии и самооценку проблем. Оно тесно связан с творческим мышлением, и его главная цель — найти конкретные решения.

Однако, в отличие от разного мышления, этот тип рассуждений фокусируется на обзоре ранее существующих ассоциаций.
Концептуальное мышление подразумевает абстрагирование и отражение, и оно очень важно в разных научных, академических, повседневных и профессиональных сферах.

Оно также характеризуется развитием четырех основных интеллектуальных операций:

Субординация: состоит из связывания конкретных понятий с более широкими понятиями, в которые они включены.

Координация: она состоит в том, чтобы связывать конкретные концепции, включенные в более широкие и более обобщенные понятия.

Инфраординация: имеет дело с определенной взаимосвязью двух понятий и направлена ​​на определение специфических особенностей понятий, отношений с другими.

Исключение: оно состоит из обнаружения элементов, которые характеризуются тем, что они отличаются или не равны другим элементам.

Метафорическое мышление

Метафорическое мышление основано на установлении новых связей. Это очень творческий тип рассуждений, но он не фокусируется на создании или получении новых элементов, а на новых отношениях между существующими элементами.

С помощью такого типа мышления можно создавать истории, развивать воображение и генерировать через эти элементы новые связи между хорошо дифференцированными аспектами, которые разделяют некоторые аспекты.

Традиционное мышление

Традиционное мышление характеризуется использованием логических процессов. Оно фокусируется на решении и фокусируется на поиске похожих реальных ситуаций для поиска элементов, которые могут быть полезны для разрешения.

Обычно оно разрабатывается с помощью жестких и заранее разработанных схем. Это одна из основ вертикального мышления, в которой логика приобретает однонаправленную роль и развивает линейный и последовательный путь.

Это один из наиболее часто используемых типов мышления в повседневной жизни. Оно непригодно для творческих или оригинальных элементов, но оно очень полезно для решения повседневных ситуаций и относительно простое.