Технологические карты уроков умк бабайцевой

1. Основание + кислота соль + вода

КОН + HCl
KCl + H 2 O.

2. Основание + кислотный оксид
соль + вода

2KOH + SO 2
K 2 SO 3 + H 2 O.

3. Щелочь + амфотерный оксид/гидроксид
соль + вода

2NaOH (тв) + Al 2 O 3
2NaAlO 2 + H 2 O;

NaOH (тв) + Al(OH) 3
NaAlO 2 + 2H 2 O.


Реакция обмена между основанием и солью протекает только в растворе (и основание, и соль должны быть растворимы) и только в том случае, если хотя бы один из продуктов – осадок или слабый электролит (NH 4 OH, H 2 O)

Ba(OH) 2 + Na 2 SO 4
BaSO 4 + 2NaOH;

Ba(OH) 2 + NH 4 Cl
BaCl 2 + NH 4 OH.


Термостойки только основания щелочных металлов за исключением LiOH

Ca(OH) 2
CaO + H 2 O;

NaOH ;

NH 4 OH
NH 3 + H 2 O.


2NaOH (тв) + Zn
Na 2 ZnO 2 + H 2 .

КИСЛОТЫ

Кислотами с позиции ТЭД называются сложные вещества, диссоциирующие в растворах с образованием иона водорода Н + .

Классификация кислот

1. По числу атомов водорода, способных к отщеплению в водном растворе, кислоты делят на одноосновные (HF, HNO 2), двухосновные (H 2 CO 3 , H 2 SO 4), трехосновные (H 3 PO 4).

2. По составу кислоты делят на бескислородные (HCl, H 2 S) и кислородсодержащие (HClO 4, HNO 3).

3. По способности кислот диссоциировать в водных растворах их делят на слабые и сильные . Молекулы сильных кислот в водных растворах распадаются на ионы полностью и их диссоциация необратима.

Например, HCl
H + + Cl - ;

H 2 SO 4
H + + HSO.

Слабые кислоты диссоциируют обратимо, т.е. их молекулы в водных растворах распадаются на ионы частично, а многоосновные - ступенчато.

СН 3 СООН
СН 3 СОО - + Н + ;

1) H 2 S
HS - + H + , 2) HS -
H + + S 2- .

Часть молекулы кислоты без одного или нескольких ионов водорода Н + называется кислотным остатком . Заряд кислотного остатка всегда отрицательный и определяется числом ионов Н + , отнятых от молекулы кислоты. Например, ортофосфорная кислота H 3 PO 4 может образовать три кислотных остатка: H 2 PO- дигидрофосфат-ион, HPO- гидрофосфат-ион, PO- фосфат-ион.

Названия бескислородных кислот составляют, добавляя к корню русского названия кислотообразующего элемента (или к названию группы атомов, например, CN - - циан) окончание - водородная: HCl – хлороводородная кислота (соляная кислота), H 2 S – сероводородная кислота, HCN – циановодородная кислота (синильная кислота).

Названия кислородсодержащих кислот также образуются от русского названия кислотообразующего элемента с добавлением слова «кислота». При этом название кислоты, в которой элемент находится в высшей степени окисления, оканчивается на «…ная» или «…овая», например, H 2 SO 4 – серная кислота, H 3 AsO 4 – мышьяковая кислота. С понижением степени окисления кислотообразующего элемента окончания изменяются в следующей последовательности: «…ная» (HClO 4 – хлорная кислота), «…оватая» (HClO 3 – хлорноватая кислота), «…истая» (HClO 2 – хлористая кислота), «…оватистая» (HClO- хлорноватистая кислота). Если элемент образует кислоты, находясь только в двух степенях окисления, то название кислоты, отвечающей низшей степени окисления элемента, получает окончание «…истая» (HNO 3 – азотная кислота, HNO 2 – азотистая кислота).

Одному и тому же кислотному оксиду (например, Р 2 О 5) могут соответствовать несколько кислот, содержащих по одному атому данного элемента в молекуле (например, HPO 3 и H 3 PO 4). В подобных случаях к названию кислоты, содержащей наименьшее число атомов кислорода в молекуле, добавляется приставка «мета…», а к названию кислоты, содержащей в молекуле наибольшее число атомов кислорода – приставка «орто…» (HPO 3 – метафосфорная кислота, H 3 PO 4 – ортофосфорная кислота).

Если же молекула кислоты содержит несколько атомов кислотообразующего элемента, то к ее названию добавляется числительная приставка, например, Н 4 Р 2 О 7 – дву фосфорная кислота, Н 2 В 4 О 7 – четырех борная кислота.

Н 2 SO 5 H 2 S 2 O 8

S H – O – S –O – O – S – O - H

H - O - O O O O

Пероксосерная кислота Пероксодвусерная кислота

Химические свойства кислот


HF + KOH
KF + H 2 O.


H 2 SO 4 + CuO
CuSO 4 + H 2 O.


2HCl + BeO
BeCl 2 + H 2 O.


Кислоты взаимодействуют с растворами солей, если при этом образуется нерастворимая в кислотах соль или более слабая (летучая) по сравнению с исходной кислота

H 2 SO 4 + BaCl 2
BaSO 4 +2HCl;

2HNO 3 + Na 2 CO 3
2NaNO 3 + H 2 O + CO 2 .


Н 2 СО 3
Н 2 О + СО 2 .


H 2 SO 4(разб) + Fe
FeSO 4 + H 2 ;

HCl + Cu .

На рисунке 2 показано взаимодействие кислот с металлами.

КИСЛОТА - ОКИСЛИТЕЛЬ

Металл в ряду напряжения после Н 2

+
реакция не идет

Металл в ряду напряжения до Н 2

+
соль металла + Н 2

в min степени

H 2 SO 4 концентриро-

Au, Pt, Ir, Rh, Ta

окисления (с.о.)

+
реакция не идет

/Mq/Zn

от условий

Сульфат металла в max с.о.

+
+ +

Металл (остальные)

+
+ +

HNO 3 концентриро-

Au, Pt, Ir, Rh, Ta

+
реакция не идет

Металл щелочной/ щелочноземельный

Нитрат металла в max с.о.

Металл (остальные; Al,Cr, Fe, Co, Ni при нагревании)

ТN +


+

HNO 3 разбавленная

Au, Pt, Ir, Rh, Ta

+
реакция не идет

Металл щелочной/ щелочноземельный

NH 3 (NH 4 NO 3)

Нитратметал

ла в max с.о.

+
+

Металл (остальные в ярду напряжений до Н 2)

NO/N 2 O/N 2 /NH 3 (NH 4 NO 3)

от условий

+

Металл (остальные в ряду напряжений после Н 2)

Рис.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С МЕТАЛЛАМИ

СОЛИ

Соли – это сложные вещества, диссоциирующие в растворах с образованием положителльно заряженных ионов (катионов – основных остатков), за исключением ионов водорода, и отрицательно заряженных ионов (анионов – кислотных остатков), отличных от гидрокисид – ионов.

Основания (гидроксиды) сложные вещества, молекулы которых в своём составе имеют одну или несколько гидрокси-групп OH. Чаще всего основания состоят из атома металла и группы OH. Например, NaOH – гидроксид натрия, Ca(OH) 2 – гидроксид кальция и др.

Существует основание – гидроксид аммония, в котором гидрокси-группа присоединена не к металлу, а к иону NH 4 + (катиону аммония). Гидроксид аммония образуется при растворении аммиака в воде (реакции присоединения воды к аммиаку):

NH 3 + H 2 O = NH 4 OH (гидроксид аммония).

Валентность гирокси-группы – 1. Число гидроксильных групп в молекуле основания зависит от валентности металла и равно ей. Например, NaOH, LiOH, Al (OH) 3 , Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3 и т.д.

Все основания – твёрдые вещества, которые имеют различную окраску. Некоторые основания хорошо растворимы в воде (NaOH, KOH и др.). Однако большинство из них в воде не растворяются.

Растворимые в воде основания называются щелочами. Растворы щелочей «мыльные», скользкие на ощупь и довольно едкие. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов (KOH, LiOH, RbOH, NaOH, CsOH, Ca(OH) 2 , Sr(OH) 2 , Ba(OH) 2 и др.). Остальные являются нерастворимыми.

Нерастворимые основания – это амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью ведут себя, как кислоты.

Разные основания отличаются разной способностью отщеплять гидрокси-группы, поэтому признаку они делятся на сильные и слабые основания.

Сильные основания в водных растворах легко отдают свои гидрокси-группы, а слабые – нет.

Химические свойства оснований

Химические свойства оснований характеризуются отношением их к кислотам, ангидридам кислот и солям.

1. Действуют на индикаторы . Индикаторы меняют свою окраску в зависимости от взаимодействия с разными химическими веществами. В нейтральных растворах – они имеют одну окраску, в растворах кислот – другую. При взаимодействии с основаниями они меняют свою окраску: индикатор метиловый оранжевый окрашивается в жёлтый цвет, индикатор лакмус – в синий цвет, а фенолфталеин становится цвета фуксии.

2. Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды:

2NaOH + SiO 2 → Na 2 SiO 3 + H 2 O.

3. Вступают в реакцию с кислотами, образуя соль и воду. Реакция взаимодействия основания с кислотой называется реакцией нейтрализации, так как после её окончания среда становится нейтральной:

2KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2H 2 O.

4. Реагируют с солями, образуя новые соль и основание:

2NaOH + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4.

5. Способны при нагревании разлагаться на воду и основной оксид:

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O.

Остались вопросы? Хотите знать больше об основаниях?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Металла и гидроксильной группы (ОН). Например, гидроксид натрия - NaOH , гидроксид кальция - Ca (OH ) 2 , гидроксид бария - Ba (OH ) 2 и т.д.

Получение гидроксидов.

1. Реакция обмена:

CaSO 4 + 2NaOH = Ca(OH) 2 + Na 2 SO 4,

2. Электролиз водных растворов солей:

2KCl + 2H 2 O = 2KOH + H 2 + Cl 2 ,

3. Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов или их оксидов с водой:

К + 2 H 2 O = 2 KOH + H 2 ,

Химические свойства гидроксидов.

1. Гидроксиды имеют щелочной характер среды.

2. Гидроксиды растворяются в воде (щелочи) и бывают нерастворимыми. Например, KOH - растворяется в воде, а Ca (OH ) 2 - малорастворим, имеет раствор белого цвета. Металлы 1-ой группы периодической таблицы Д.И. Менделеева дают растворимые основания (гидроксиды).

3. Гидроксиды разлагаются при нагреве:

Cu (OH ) 2 = CuO + H 2 O .

4. Щелочи реагируют с кислотными и амфотерными оксидами :

2KOH + CO 2 = K 2 CO 3 + H 2 O.

5. Щелочи могут реагировать с некоторыми неметаллами при различных температурах по-разному:

NaOH + Cl 2 = NaCl + NaOCl + H 2 O (холод),

NaOH + 3 Cl 2 = 5 NaCl + NaClO 3 + 3 H 2 O (нагрев).

6. Взаимодействуют с кислотами:

KOH + HNO 3 = KNO 3 + H 2 O .

Как универсального инструмента проектиро-вания процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структуриро-ванным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД, обеспечить согласованные действия учителя и учащихся, гибко применять эффективные приемы и формы, осуществить интегративный контроль результатов деятельности.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям русского языка общеобразовательных учреждений.

Пособие прошло испытание и получило сертификат Института содержания и методов обучения РАО и соответствует требованиям методическим, педагогическим, эргономическим, установленным в ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России № 1897
от 17.10.2010) и НД МТБ РАО 3-2006.

Уроки 1–2. Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи. Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке 3

Урок 3. Русский язык – один из богатейших языков мира. Понятие о литературном языке 7

Уроки 4–5. Орфограмма. Части слова 13

Уроки 6–7. Безударные гласные в корне слова 17

Уроки 8–9. Непроизносимые согласные 22

Урок 10. Гласные и, у, а после шипящих 27

Уроки 11–12. Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги 33

Урок 13. Разделительные ь и ъ 40

Урок 14. Диктант 45

Урок 15. Анализ диктанта, работа над ошибками 48

Урок 16. Части речи (самостоятельные и служебные части речи) 52

Уроки 17–18. Имя существительное 56

Уроки 19–20. Три склонения существительных, и–е в окончаниях существительных 65

Уроки 21–22. Подробное изложение «Отважный пингвиненок» 71

Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь – первая половина апреля) 75

Уроки 23–24. Имя прилагательное 76

Урок 25. Падежные окончания прилагательных 80

Урок 26. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге 86

Уроки 27–28. Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами 92

Урок 29. Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов 98

Уроки 30–31. Правописание безударных личных окончаний глаголов, -ишь , -ешь в глаголах 105

Урок 32–33. Не с глаголами, -тся и -ться в глаголах 111

Урок 34. Наречие 116

Урок 35. Роскошь человеческого общения. (Как вести беседу?) 121

Уроки 36–37. Служебные части речи. Предлоги и союзы 128

Урок 38. Частицы и междометия 134

Урок 39. Диктант 139

Урок 40. Анализ диктанта, работа над ошибками. 142

Уроки 41–42. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний 146

Урок 43. Понятие о тексте. 151

Уроки 44–45. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа 157

Уроки 46–47. Виды предложений по цели высказывания 161

Уроки 48–49. Виды предложений по интонации. Связь предложений в тексте 168

Урок 50. Тема и основная мысль изложения 173

Уроки 51–52. Выборочное изложение по рассказу И. С. Тургенева «Воробей» 179

Урок 53. Члены предложения. Грамматическая основа 183

Урок 54. Подлежащее. Способы выражения подлежащего 188

Урок 55. Сказуемое. Способы выражения сказуемого 193

Уроки 56–57. Тире между подлежащим и сказуемым. 197

Урок 58. Распространенные и нераспространенные предложения. 202

Урок 59. Второстепенные члены предложения 207

Урок 60. Дополнение 213

Урок 61. Определение 218

Урок 62. Обстоятельство. 224

Урок 63. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор простого предложения 228

Урок 64. Диктант 234

Урок 65. Анализ диктанта, работа над ошибками. 237

Урок 66. Предложения с однородными членами 241

Уроки 67–68. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах 248

Урок 69. Текст: идея текста 253

Уроки 70–71. Изложение, близкое к тексту 260

Уроки 72–73. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением 265

Уроки 74–75. Предложения с вводными словами 269

Уроки 76–77. Сложное предложение. Союзное и бессоюзное сложное предложение 276

Урок 78. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное 283

Уроки 79–80. Предложения с несколькими придаточными: придаточное внутри главного 289

Урок 81. Разбор сложного предложения 293

Урок 82. Простые и сложные предложения (повторение) 299

Урок 83. Диктант 305

Урок 84. Анализ диктанта, работа над ошибками 308

Уроки 85–86. Для чего нужен план? 312

Уроки 88–89. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 322

Уроки 90–91. Речевой этикет 326

Урок 92. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» 335

Уроки 93–94. Как связать предложения в тексте? 340

Уроки 95–96. Подготовка к сочинению с грамматическим заданием (употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» 345

Урок 97. Диктант 354

Урок 98. Анализ диктанта, работа над ошибками 357

Литература 361

▫ Челюсти питов- это да. Я видела, как он шину таскал в зубах, как легкую палочку, а потом прыгал в высоту метра на 2. Ему до лица высокого человека прыгнуть - пара пустяков. С такими собачками лучше не шутить.
▫ Здравствуйте, Сергей Викторович, есть ли реальная возможность включить службу в армии РФ, после 01.10.1993.Спасибо за иск.
▫ Вот кстати незнакомцы - не часто, но ситуации возникают. На улице, бывает, дети подходят: можно собачку погладить? Тут по ситуации. В наморднике - дело понятное. Но Джесс такого не любит. По ней сразу видно: `ирокез` поднялся по хребту - недовольна. Не, я её усажу (если не сильно лезут, обниматься - не надо, гладить - ну пусть уж немного). Она просто моську отвернёт, если что-то не так. А если кто-то более-менее знакомый - она и лапку даст сама, и спокойно себя ведёт. Погладили, пара слов туда-сюда - пока, Джесс, пока, дети. Но это не часто бывает. Некоторые на улице заговаривают - обычно из числа тех, у кого есть или были питы. Другое дело дома... Ей же как понимается? Зашёл в квартиру - всё: потенциальный если не друг, то желателен для хозяев (ну, раз зашёл!). Это надо бежать знакомиться и радоваться (питы вообще очень любопытны, особенно в привычных условиях). Родственников, соседей, тех, кто бывает часто - она прекрасно знает, а радость пита может просто достать порой) Это лизун, прыгун, хвостом колотун, носом тыкун и всякое такое. Все привыкли, жестом покажут, чтобы не напирала (Джесс не слышит, но мимику, жесты - понять может). Пальцем погрозишь - Нельзя! - она и уймётся. Ненадолго, правда) А вот если незнакомые... Вот на днях к нам несколько раз приходили мастера из `Ростелекома`, заменяли модем; время от времени газовщики с обходами - ну и так далее. Тогда приходится её закрывать в комнату: кто-то боится собак; кто-то совершенно не боится, но этот скун и друХ будет мешать, ибо возлюбит по определению: `О, ты пришёл к нам?! ЗдОрово! Это так классно, давай дружить, вот лапа, вот ещё одна, дай лизну - ведь ты друг!`. Так что пусть немного посидит одна. С ней ничего страшного не случится, зато суеты не создаст. Фиса - ну... Фиса - отдельная история. Порой её тоже приходится закрывать - но тут по иным причинам. Потому что всё, что не постоянно в доме - это повод для разборок и немедленной демонстрации `Кто в доме хозяин?! А что, ещё НЕ ПОНЯЛИ?!` - причём `хозяин` подразумевает `хозяйка`. И это не про НВ и не про меня... Хозяйка тут одна - это кошка. Дело даже не в иерархии (которую Фиса понимает). Её `стая` - это мы и Джесс. Остальные - это лишние. И церемоний не будет. А такого допускать не хочется - Фиса имеет сложный характер и цапнуть может за милую душу. По опыту собственному знаю: это ни-че-го хорошего. Да что там - прямо скажу: это, зараза, больно. =================== Джесс не кусака, но, когда играет - хоть силу и рассчитывает, стараясь не куснуть, а `пожать` руку - но там челюсти мама дорогая, клыки тоже. Она не специально, заиграется - чувствительно бывает. Но, повторюсь: силу рассчитывает и повреждений не наносит. Когтями может царапнуть. Тут без обид: она ж их втягивать не может и, хоть и не царапается специально, полоснуть может просто потому, что не понимает этого.
▫ Если хозяин способен не подпустить собачку к незнакомцам, какие проблемы, гуляй, где хочется... Все-таки собачий укус -это пытка не для слабонервных.
▫ Жара (как и холод) - `больной вопрос` для короткошёрстного стаффорда (а если ещё и окрас чёрный... у-у-у-у). У нас местность позволяет гулять с собакой так, чтобы было комфортно и тем, кто появится `на горизонте`, и нам с собакой. Мы живём в нескольких десятках метров от лесопосадки. Это не парк, гулять в саму посадку народ не ходит. Порой на своих местечках собираются не особо шумные мужички - эти `засидки` всем известны. На праздники компании порой в посадку приходят. Но не сидят же ноги к голове, да и не сутками напролёт. Посадка большая, всем хватает места. В жару Джесс охотно купается. Для этого мы ходим на `собачий пляж` - уютную отмель на набережной. Всё равно набережная - закрытое для купания место (у нас официально разрешенное место - городской пляж; но, собственно, любители и посидеть, и окунуться - всегда найдут местечко выше пляжа по течению - зато там собак никто не купает. Просто надо дно знать и не стараться махнуть через Волгу - она тут 4 км шириной). Если на `собачьем` народ (там песочек, порой детвора собирается) - мы или обходим стороной, или на поводке, если дети не близко. Тем более я постоянно рядом - мне ведь никто не запрещает зайти в воду по колено, а Джесс больше и не надо: из неё пловец тот ещё, больше лапами по дну). =========================== Вот таким образом и гуляем-купаемся. Что касается `комментариев` - с такими столкнулся один раз. Когда какие-то перегревшиеся дамы из числа отосланных на набережную работниц пройтись граблями по лужайкам (не факт, что из коммунальной службы - тут и у работников администрации могут субботник запросто засубботить) - когда дамы (а пуще всех одна) пытались мне что-то `за жисть` пояснить... Где гулять, где не гулять. Их вольные интерпретации правил и объективной реальности меня не тронули, а присутствие с ними двух помощников из числа мужчин (которые не проявляли никакого интереса к попыткам поскандалить) - не обеспокоило. Я даже объяснять даме не стал ничего, просто отошёл в сторону.