Соловьев об учителях. Владимир Соловьёв и учителя: тайна отношения. "Мои дети – не пробирки": пермских школьниц отстранили от занятий из-за пробы Манту


Саксайуаман – мегалитический
храмовый комплекс, расположенный на высоте 3701 м над уровнем моря на
северной окраине города Куско (Перу). Пожалуй, это один из самых
невероятных по своей красоте и энергетике памятников архитектуры,
который достался современным людям в наследство от цивилизации,
предшествовавшей инкам.

От особенностей конструкции Саксайуамана
попросту захватывает дух: камни, вырезанные непонятным способом и
подогнанные друг к другу с потрясающей точностью, сочетание острых краёв
и гладких поверхностей стен.

Современные археологи считают, что самые старые части этого города были
построены кильке (цивилизацией доинковского периода) тысячу лет назад,
однако в племенах инка рассказывают древние легенды о том, что город был
построен в глубокой древности – его создали боги, спустившиеся с небес.

Здесь вы можете увидеть удивительные фото древних мегалитических
сооружений, составляющих комплекс. Каменная кладка Саксайуамана – это
огромные стены, состоящие из камней весом более 50 тонн, подогнанных
друг к другу, как части большого «тетриса», так плотно, что кажется,
будто они сплавлены вместе. Между ними невозможно просунуть даже лист
тончайшей бумаги. Как будто неведомый великан согнул их и слепил, как
пластилин.

Во многих местах Саксайуамана встречаются так называемые «троны» или
«кресла». Как объясняют гиды, это древние алтари, однако подобная
интерпретация выглядит не слишком убедительной. Возможно, вырезанные из
очень твёрдого материала (с такой впечатляющей лёгкостью, будто скала
представляла собой кусок масла) плоские поверхности были чем-то другим.

Трудно поверить, что всё это было
сделано тысячи лет назад, поскольку даже современные обрабатывающие
инструменты не всегда могут справиться с подобной задачей. Что уж и
говорить о древних народах, с которыми ну никак не ассоциируются такие
циклопические инсталляции.

Зачастую стены составляют камни разных геометрических форм и размеров (у
некоторых из них 12 и больше граней), собранные очень эстетично, как
идеальный конструктор – с гладкими поверхностями, точностью и плавностью
переходов. Такие же закруглённые углы можно увидеть в других местах
планеты. В том же Египте, например.

Археологи и специалисты в области
архитектуры и строительства ломают головы: как древние каменотёсы
достигали подобной точности в обработке? Это во-первых. А во-вторых,
каким образом им удавалось перетащить неподъёмные глыбы и поставить их
на место? Какими инструментами и приспособлениями? Неужели всё-таки
присутствует фактор инопланетного вмешательства, и легенды инков говорят
правду о богах, спустившихся с небес? Но сколько же было таких богов,
если похожими сооружениями они застроили всю Землю?

С этим вопросом необходимо тщательно разобраться. Мы должны рассмотреть
разные теории. Инопланетная – самая фантастическая из них. Существует и
другая, более «приземлённая». Согласно этой теории, мегалитические
комплексы землян были построены с помощью ныне утраченной технологии. В
далёком прошлом цивилизации Южной Америки, Евразии, Африки и других
частей мира имели в своём распоряжении древний метод, который позволял
вырезать, транспортировать и устанавливать многотонные каменные блоки в
порядке, предусмотренном строителями. Современной технике не под силу
переместить некоторые из этих мегалитов, не говоря уже о том, чтобы
установить их в нужное положение.

Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Стоунхендж, пирамиды – это далеко не полный
перечень. Таких сооружений сотни. Саксайуаман – лишь одно из них. По
мнению ряда исследователей, таких как Ян Петер де Йонг, Кристофер
Джордан и Хесус Гамарра, у древних цивилизаций Перу и Боливии была
секретная технология, которая позволяла размягчать камни.

В качестве доказательства они приводят
гладкие гранитные стены Куско, похожие на гигантские стеклообразные
структуры, что возможно лишь при воздействии сверхвысоких температур –
не менее 1100 градусов по Цельсию. На основании этого учёные сделали
вывод: «Древний человек владел продвинутой технологией, которая
позволяла ему плавить камни, которые затем размещались в нужном
положении – среди заранее уложенных жёстких полигональных блоков – и
остывали.

Всё это составляет необыкновенную
загадку, которая бросает вызов сегодняшнему рациональному пониманию.
Конечный продукт – идеально сформированные камни, которые оставались
надёжно зафиксированными среди других камней в практически идеальной
манере, создавая впечатление, будто мегалиты были расплавлены в нужном
положении. Прочно зафиксированные, камни размещаются в таком положении,
что между ними нельзя просунуть даже лист бумаги. И всё это было
достигнуто тысячи лет назад».

Йонг и Джордан уверены, что плавить камень умели не только в древних
Перу и Боливии; они считают, что доказательства подобной технологии
можно найти по всему земному шару. Этот способ мог бы объяснить, как
строили свои сооружения инки, майя, ацтеки, ольмеки, а также
цивилизации, населявшие Центральную и Южную Америку в глубокой
древности. Во многих комплексах можно найти странные отметины – как
будто камень обрабатывали, когда он был в «мягком» состоянии. Но как же
размягчали монолиты?

Британский топограф и путешественник, подполковник Перси Фосетт рассказал об этом поистине невероятную историю.

В лесах на склонах гор Боливии и Перу обитает маленькая птичка, похожая
на зимородка. Она делает свои гнёзда над рекой – в аккуратных круглых
отверстиях на поверхности скальных откосов. Эти отверстия может увидеть
каждый, но добраться до них нелегко. Как правило, будущие «гнёзда»
встречаются лишь там, где живут эти птички.

Однажды полковник выразил удивление: как повезло птицам найти такие
удобные отверстия – аккуратные, будто их выдолбили дрелью. Оказалось,
что эти отверстия птицы делают сами. Они прилетают к обрыву, держа в
клюве листья какого-то растения, а затем, цепляясь за скалу, как дятлы
за дерево, начинают тереть её поверхность круговыми движениями до тех
пор, пока лист не искрошится. Тогда они снова улетают и возвращаются с
листьями, продолжая процесс натирания.

Через три-четыре раза птичка больше не приносит свежие листья. Она
начинает долбить камень острым клювом и – о чудо! – скала начинает
крошиться, как мокрая глина; в ней образуется круглое отверстие,
достаточно глубокое для того, чтобы птица могла свить гнездо.

Был ещё один случай. Вместе с другими европейцами и американцами он
отправился в горный лагерь, расположенный в Серро-ди-Паско (центральная
часть Перу). На месте раскопок им удалось обнаружить глиняный сосуд с
непонятной жидкостью, надёжно запечатанный воском. Бутыль открыли,
думая, что в ней находился алкогольный напиток чича, популярный среди
местного населения.

Густая, тягучая жидкость в сосуде пахла
не очень приятно, и компания решила, что первым попробовать её должен
один из местных индейцев. Однако дегустация не состоялась, поскольку
эксперт долго и отчаянно сопротивлялся. В результате бутылка разбилась, а
через десять минут скала под этим местом стала мягкой, как влажный
цемент. Камень превратился в пасту и стал похожим на воск, из которого
можно было лепить всё что угодно.

Вскоре Фосетту посчастливилось увидеть и само растение, сок которого
давал такой фантастический эффект – около 30 см высотой, с тёмными
красноватыми листьями.

В качестве примера приведу ещё одно мнение. Свою попытку воспроизвести
строительство Саксайуамана и Ольянтайтамбо предпринимал француз Жан-Пьер
Протцен из Калифорнийского университета. Несколько месяцев он
экспериментировал с различными методами формирования и подгонки тех же
скальных пород, которые некогда использовали инки или их
предшественники. Временем создания каменных сооружений Куско Протцен
считал 1438 год., когда пришёл к власти Девятый Инка Пачакути, якобы
приказавший построить столицу его зарождавшейся империи. Он обнаружил,
что удивительные постройки были сделаны очень простыми средствами:

«Камни отбирались из обвалов или просто отламывались – от скальных
выступов, клиньями. Если была необходимость расколоть крупные блоки,
использовались большие каменные отбойники. Для дальнейшей обработки
камней использовались более мелкие полукилограммовые молотки – до тех
пор, пока камень не приобретал требуемую форму.

Подгонка одного камня к другому
производилась методом проб и ошибок, путём стёсывания уже уложенных
камней. Эксперименты показывают, что этими методами камень может быть
добыт, обколот, обтёсан и подогнан без больших усилий и за короткое
время».

Но объясняет ли эта теория точность в пределах долей миллиметра,
сочетание техники и эстетики, геометрию стыков, зачастую искривлённых?..
Протцен был изумлён «степенями свободы, позволяющими двигать блоки
вокруг и внутри позиции». Эта проблема привела его к ряду вопросов
относительно погрузки и перевозки камней, ответить на которые он так и
не смог. Протцен также отметил, что резаные отметины, найденные на
некоторых камнях, поразительно напоминают незаконченный обелиск в
египетском Асуане. Таким образом, строительство мегалитических
сооружений до сих пор остаётся неразгаданной тайной.

Елена Муравьёва для сайта neveroyatno.info

Лабораторная работа № 1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Цель работы : исследовать изменение со временем температуры остывающей воды, построить график изменения температуры с течением времени, сравнить количества теплоты отданное остывающей водой за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

Приборы и материалы : сосуд с горячей водой (70 о С – 80 о С), секундомер, термометр.

1.Какое движение называют тепловыми?

2.Какое состояние называют тепловым равновесием?

3.Какое свойство тел положено в основу измерения температуры?

4.Какую энергию называют внутренней?

5.От чего зависит и от чего не зависит внутренняя энергия?

6. Изменилась ли внутренняя энергия

камня при перемеще нии его из положения 1

в поло жение 3? Почему?

7. У первого сосуда стенки сплошные,

а второй сосуд имеет двой ные стенки,

между которыми находится воздух.

В каком из сосу дов вода остынет быстрее?

Поче му?


Порядок выполнения работы

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность термометра.

2. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу

Время, t, мин.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Температура, t, °С

3. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени.

t, °С

0 t, мин

4. Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания.

5. Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур. В области каких температур вода остывает быстрее?


Лабораторная работа № 2

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Цель работы : определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы : калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан, холодная и горячая вода.

Примечание : Калориметр – прибор, позволяющий измерять количество теплоты, выделяющейся и поглощающейся в процессе теплопередачи. Он устроен таким образом, чтобы максимально уменьшить теплообмен с внешними телами, не находящимся в калориметре. Простейший калориметр состоит из двух сосудов, один из которых – алюминиевый – вставлен в другой. Между сосудами образуется воздушный промежуток. Алюминиевый сосуд имеет блестящую поверхность, что уменьшает излучение энергии. Так же сокращает потери энергии слой воздуха, обладающего плохой теплопроводностью, между сосудами.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Горячая вода! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!

Тренировочные задания и вопросы

1.Какую физическую величину называют количеством теплоты?

2.От каких величин зависит количество теплоты, переданное телу при нагревании?

3. Если мензурки 1 и 2 получат одинаковое

количество тепло ты, то в какой из них

темпера тура воды станет выше? Поче му?

4.Опишите процесс теплообмена,

происходящий при погружении в калориметр

с горячей водой тела, имеющего комнатную

Температуру.

5.На рисунке приведены графики зависимости

температуры от времени при нагревании двух

жидкостей одинаковой массы на одинаковых нагревательных приборах. Чем различаются процессы нагревания этих жидкостей и почему?

t, °С

0 t, мин

Порядок выполнения работы

1.Отмерьте мензуркой 100 мл холодной воды.

2.Измерьте термометром температуру холодной воды t 1 .

3.Отмерьте мензуркой 100 мл горячей воды. Перелейте во внутренний стакан калориметра горячую воду.

4.Измерьте термометром температуру горячей воды t 2

5.Перелейте в калориметр с горячей водой холодную воду. Осторожно помешивая воду, измерьте температуру полученной смеси t.

6.Рассчитайте количество теплоты Q 2 , отданное горячей водой по формуле: Q 2 = с m 2 (t 2 - t )

Q 1 , полученное холодной водой по формуле: Q 1 = с m 1 (t - t 1 )

8.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса холодной

воды,

m 1 , кг

Начальная температура холодной воды,

t 1 , ºС

Температура полученной смеси,

t , ºС

Количество теплоты, полученное холодной водой,

Q 1 , Дж

Масса горячей

воды,

m 2 , кг

Начальная температура горячей

воды,

t 2 , ºС

Количество теплоты, отданное горячей водой

Q 2 , Дж

9.Постройте график зависимости количества теплоты от температуры холодной и горячей воды (на одном графике).

10. Сравните количества теплоты Q 1 и Q 2 и сделайте соответствующие выводы.

Лабораторная работа № 3

Измерение удельной теплоёмкости твердого тела

Цель работы : научиться измерять и сравнивать с табличными данными удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Приборы и материалы : тело на нити, калориметр, стакан с холодной водой, термометр, весы, разновес, измерительный цилиндр(мензурка), сосуд с горячей водой.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Горячая вода! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!

Тренировочные задания и вопросы

1.Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью вещества?

2.Кубики из алюминия нагрели на 1 °С. Какое количество теплоты нужно для этого?


3. В чугунном котелке нагревали воду. Какой

график зависи мости количества теплоты от

времени построен для воды, а какой для

котелка?

4.В двух непрозрачных сосудах вода

находилась при той же температуре.

Затем сосудам сообщили равные

количества теплоты, и температура в

них повысилась. В каком из сосудов

воды больше? Почему?


Порядок выполнения работы

1.Налейте во внутренний стакан калориметра 100 мл воды комнатной температуры.

2.Измерьте температуру воды в калориметре t 1 .

3.Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте её температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра t 2 ).

4.Измерьте температуру воды t в калориметре после опускания цилиндра.

5.С помощью весов определите массу m 2 металлического цилиндра, предварительно осушив его салфеткой.

6.Результаты измерений занесите в таблицу.

Масса воды в калориметре,

m 1 , кг

Начальная температура воды,

t 1 , º C

Масса

цилиндра,

m 2 , кг

Начальная температура цилиндра

t 2 , º C

Общая температура воды и цилиндра

t , º C

7.Рассчитайте количество теплоты Q 1 , которое получила вода при нагревании: Q 1 = с 1 m 1 (t - t 1 )

8. Количество теплоты Q 2 , отданное металлическим цилиндром при

охлаждении: Q 2 = с 2 m 2 (t 2 - t )

9. Так как Q 1 = Q 2 , то с 1 m 1 (t - t 1 )= с 2 m 2 (t 2 - t ) => c 2 =

10.Сравните полученное значение удельной теплоемкости цилиндра с таблицей и определите, из какого материала сделан цилиндр.

11.Найдите абсолютную и относительную ошибку измерений.

Отсюда абсолютная погрешность измерения удельной теплоемкости равна:

12.Окончательный результат запишется следующим образом: с=с 2 ±Δс 2 .

13.Сделайте соответствующие выводы.

Лабораторная работа № 4

Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра

Цель работы : определить относительную влажность воздуха.

Приборы и материалы : термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана!

Тренировочные задания и вопросы

1.Какой пар называют насыщенным?

2.Каково важнейшее свойство насыщенных паров?

3.Что показывает относительная влажность воздуха?

4.От чего и как зависит относительная влажность воздуха?

5.Заполните таблицу, используя психрометрическую таблицу.

t сухого

t влажный

Δt

φ

°C

°C

°C

%

Порядок выполнения работы

1.С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – t сух термометр лабораторный.

2.Оберните резервуар термометра лабораторного марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.

3.Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.

4.Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит t влаж .

5. Результаты измерений занесите в таблицу.

Место проведения опыта

Показание сухого термометра

Показание влажного термометра

Разность показаний термометров

Относительная

влажность воздуха

t сух , °С

t вл , °С

Δ t , °C

φ, %

Кабинет

Коридор

Улица

6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха.

7. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам?

Лабораторная работа № 5

Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках

Цель работы : научиться собирать простейшую электрическую цепь, пользоваться амперметром, измерять силу тока на различных участках цепи, и убедиться на опыте в том, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова на любом участке цепи.

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, электрическая лампочка, амперметр, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

Тренировочные задания и вопросы

1.На рисунке изображена электрическая цепь. Из каких элементов состоит эта цепь? Нарисуйте схему электрической цепи.



2.На рисунке изображены шкалы амперметров.

Какова цена деления каждого прибора? Каковы

пределы измерения этих приборов? Каковы

показания приборов?



3.Какова сила тока в лампах?

4.Что означает выражение: «сила тока – физическая величина»?

5.Какое явление используется для установления эталона единицы силы тока?

6.Как включают амперметр в схемах электрических цепей?

Порядок выполнения работы

1. Возьмите амперметр в руки, обратите внимание на знаки «+» и «-», подставленные у зажимов прибора.

Внимание! Нельзя присоединять амперметр к зажимам источника без какого-либо приемника тока, соединенного последовательно с амперметром. Можно испортить амперметр!

Клемму амперметра со знаком + обязательно соединяют с проводником,

который идет от полюса со знаком + источника тока.

2. Рассмотрите шкалу амперметра. Определите:

Цену деления амперметра. Предел измерения амперметра. Погрешность измерения амперметра

3.Соберите электрическую цепь по рисунку 1. Запишите показания амперметра. Нарисуйте схему соединения приборов в цепь


4. Включите амперметр так, как показано на рисунках 2 и 3. Зарисуйте схемы соединения цепи. Снимите показания амперметра в обоих случаях.



5.Запишите показания амперметра в таблицу:

№ опыта

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Показания амперметра

I , A

6. Сравните результаты измерений силы тока в трех опытах и сделайте соответствующие выводы

Лабораторная работа № 6

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы : научиться включать вольтметр в цепь, измерять напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали.

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, два резистора, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения.

Тренировочные задания и вопросы

1.Что характеризует напряжение?

2.Как называется прибор для определения напряжения и как он включается на участке цепи?

3. Определите цену деления шкалы вольтметра,

изображенного на рисунке. Каков предел

измерений этого прибора? Чему равно на пряжение

на электрической лампочке?

4.Перечертите схему электрической цепи и

проставьте на схеме символы соответствующих

приборов.

5. Внимательно рассмотрите схемы на рисунке. Все ли в них пра вильно? Если обнаружите ошибки, укажите их и начертите правиль ные схемы цепей.


Порядок выполнения работы

1.Рассмотрите шкалу вольтметра. Определите основные характеристики прибора: предел измерения вольтметра, цена деления шкалы вольтметра, погрешность измерения вольтметра

Внимание! Клемму вольтметра со знаком + обязательно соединяют с клеммой проводника, которая идет от полюса со знаком + источника тока. Никогда не ставьте вольтметр последовательно с источником тока и другими элементами электрической цепи. Испортите амперметр!

2. Соберите электрическую цепь по рисунку 1. Запишите показания вольтметра.


3.Соберите электрическую цепь по рисунку 2. Запишите показания вольтметра. Нарисуйте схему соединения приборов в цепь.


4. Соберите электрическую цепь по рисунку 2. Запишите показания вольтметра. Нарисуйте схему соединения приборов в цепь.


5.Результаты измерения напряжения запишите в таблицу.

№ опыта

Опыт 1 (U 1 )

Опыт 2 (U 2 )

Опыт 3 (U)

Показания вольтметра,

U, В

6. Вычислите сумму напряжений U 1 + U 2 на обеих спиралях и сравните её с напряжением U . Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 7

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника

Цель работы : убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, два резистора, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, реостат.

Правила техники безопасности.

Тренировочные задания и вопросы

1.От каких величин зависит сопротивление проводника?

2.Как вы понимаете утверждение о том, что удельное сопротивление меди равно 0,017 ?

3. Пользуясь графиком, определите

сопротивления провод ников 1 и 2.

Сделайте вывод о характере зависимости

между сопротив лением проводника и

углом наклона графика.

4.Как математически выразить закон Ома?

5.Какая зависимость существует между

силой тока и сопротивлением на участке цепи с постоянным напряжением?

6.Вольтметр, присоединенный к горящей электрической лампе накаливания, показывает 120 В, а амперметр – силу тока в лампе 0,08 А. Чему равно сопротивление этой лампы? Начертите схему электрической цепи?

7. При напряжении на концах проводника 12 В сила тока 2 А. Какова сила тока при напряжении 3 В?

Порядок выполнения работы

1.Соберите цепь, последовательно соединив источник питания, амперметр, резистор, реостат, ключ. Начертите схему этой цепи.


2. .При трех положениях реостата произвести измерения силы тока в цепи и напряжения на концах первого резистора.

3.При трех положениях реостатах произвести измерения силы тока и напряжения на концах другого резистора.

4.Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

Первый резистор

Второй резистор

5.Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения. Результаты вычислений занесите в таблицу.

6. По данным измерений постройте график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах для двух резисторов.

7. Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем

Лабораторная работа № 8

Регулирование силы тока реостатом

Цель работы : научиться включать в цепь реостат и регулировать с его помощью силу тока в цепи.

Приборы и материалы : лабораторный источник питания, ползунковый реостат, ключ, соединительные провода, амперметр.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Тренировочные задания и вопросы

1.Каково назначение реостата в электрической цепи?

2.Почему в реостатах используют проволоку с большим удельным сопротивлением?

3.Как на схемах электрических цепей принято обозначать реостат?

4. Обмотка реостата, изготовленная из константановой проволоки длиной 16 м, имеет сопротивление 40 Ом. Вычислите сечение этой проволоки.

Порядок выполнения работы

1.Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.

2.Составьте цепь, включив неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ. Начертите схему этой цепи


3.Замкните цепь и отметьте показания амперметра.

4.Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.

5.Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Положение ползунка реостата

Полное сопротив- ление реостата

Сопротив- ление реостата уменьша- ется

Среднее положение ползунка реостата

Сопротивление реостат увеличивается

Сила тока

I , A

6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 9

Измерение работы и мощности тока в электрического тока

Цель работы : научиться измерять работу и мощность электрического тока.

Приборы и материалы : лабораторный источник тока, электрическая лампа, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения.

Тренировочные задания и вопросы

1.Как можно выразить работу через такие физические величины?

2.С помощью каких приборов можно измерить работу, совершаемую электрическим током?

3.Расчитайте мощность тока в

электродвигателе, используя

показания приборов, изображенных

на рисунке. Как она изменится при

перемещении ползунка реостата вправо?

4.Запишите формулы для расчета

мощности, в которые входят

а)сила тока и сопротивление;

б)напряжение и сопротивление.

5. В электрические цепи, изображенные на рисунке, включены одинаковые лампы, но в первой цепи - последовательно, а во второй - параллельно. При каком соединении этих ламп мощность тока в них будет больше? Напряжение на источнике тока в обеих цепях одинаково.


Порядок выполнения работы

1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно. Параллельно лампе подключите вольтметр. Начертите схему электрической цепи.


2.Измерьте силу тока и напряжение на лампочке. Запишите результаты измерений в таблицу с учетом погрешности.

3.Вычислите мощность тока в лампе. Результаты вычислений занесите в таблицу.

Сила тока

Напряжение

Мощность

Работа

Стоимость

I+ΔI, А

U+ΔU, В

P, Вт

А, Дж

Руб, коп

4.Измерьте время горения лампы а вашем опыте и вычислите работу тока в лампе. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

5.Расчитайте стоимость электроэнергии, израсходованной вами во время выполнения лабораторной работы.

6.Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 10

Сборка электромагнита и испытание его действия

Цель работы : научиться собирать электромагнит из готовых деталей и изучить принцип его действия; проверить на опыте от чего зависит магнитное действие электромагнита.

Приборы и материалы : лабораторный источник тока, реостат, амперметр, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка, детали для сборки электромагнита, железный гвоздь.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить из нагрузки, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю!

Тренировочные задания и вопросы

1.Вокруг чего существует электрическое поле?

2.Вокруг чего существует магнитное поле?

3.Как можно изменить магнитное поле катушки с током?

4.Что называют электромагнитом?

5.При замыкании ключа северный

полюс стрелки N повернулся к

ближнему к нему концу катушки.

Какой полюс у этого конца катушки

при замыкании цепи?

6. Как изменится действие

магнитного поля катушки на

стрелку при смещении

ползунка реостата влево? вправо?


Порядок выполнения работы

1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.

2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки ℓ 1 и силу тока I 1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1

3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние ℓ 2 I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1

Катушка

без сердечника

ℓ 1 , см

I 1 , А

ℓ 2 , см

I 2 , А

4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние ℓ 3 от катушки до стрелки и силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2.

5.Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние ℓ 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2

Катушка

с сердечником

ℓ 3 , см

I 3 , А

ℓ 4 , см

I 4 , А

6.Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

электромагнита на стрелку.

7.Из готовых деталей соберите электромагнит. Катушки соедините между собой последовательно так, чтобы на их концах получились разноименные полюсов. С помощью магнитной стрелки установите расположение полюсов электромагнита. Начертите схему электромагнита и покажите на ней направление тока в его катушках.

8.Сделайте соответствующие выводы.

Лабораторная работа № 11

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Цель работы : познакомиться на модели электродвигателя постоянного тока с его устройством и работой.

Приборы и материалы : модель электродвигателя, лабораторный источник питания, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Не прикасайтесь руками к вращающимся деталям электродвигателя.

Тренировочные задания и вопросы

1.На каком физическом явлении основано действие электрического двигателя?

2.Каковы преимущества электрических двигателей по сравнению с тепловыми?

3.Оъясните, почему вращается рамка с током, помещенная в магнитное поле.

4.Где используется электрические двигатели постоянного тока?

5.Рассмотрите модель электродвигателя. Укажите на рисунке основные его части.





Порядок выполнения работы

1.Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, модели электродвигателя, ключа и реостата, соединив все последовательно. Начертите схему в тетради.

2. Приведите двигатель во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их.

3. Измените направление тока в цепи. Наблюдайте за вращением подвижной части электродвигателя. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 12

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений

Цель работы : научиться получать и исследовать различные изображения, даваемые линзой, в зависимости от положения предмета относительно линзы.

Приборы и материалы : собирающая линза, экран, электрическая лампочка, линейка, лабораторный источник питания, ключ, соединительные провода.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Не трогайте линзу руками и не прикладывайте линзы к глазам.

Тренировочные задания и вопросы

1.Что называют: 1)оптическим центром линзы; 2)главной оптической осью; 3)главным фокусом линзы; 4)фокусным расстоянием?

2.Перечертите рисунок в тетрадь, покажите, на нем области тени и полутени.

3.Сравните оптические плотности граничащих сред в случаях, приведенных на рисунке.



4.Постройте изображения, даваемые линзами и охарактеризуйте изображения.




Порядок выполнения работы

1.Определите фокусное расстояние линзы. Для этого при помощи линзы получите на экране четкое изображение окна. Расстояние от линзы до изображения равно фокусному расстоянию. Определите оптическую силу линзы.

2.Поместите горящую электрическую лампочку на расстоянии d, большем, чем двойное фокусное расстояние линзы. Получите четкое изображение лампочки. Измерьте расстояние от линзы до изображения f, размеры лампочки и размеры ее изображения. Запишите результаты в таблицу.

Расстояние от предмета до линзы

Характеристика изображения

Размеры предмета

Размеры изображения

Расстояние от линзы до изображения

Действительное или мнимое

Увеличенное или уменьшенное

Обратное или прямое

d>2F

d=2F

3.Поместите лампочку на расстоянии, равном двойному фокусному, между фокусным и двойным фокусным и меньше фокусного. В каждом случае получите изображение и выполните те же измерения.

4.Для каждого случая постройте ход лучей в линзе.

d < F


F < d < 2 F


d =2F


d > 2 F


5.Вычислите увеличение линзы в каждом случае. Увеличение линзы равно отношению размера изображения H к размеру предмета h:

6.Сделайте соответствующие выводы.

*

*
http://storm100.livejournal.com/2598391.html "С какой пьяной радости учитель должен получать много?!"

... Острота вопроса и неподдельная страсть, которые вложил телеведущий в оценку представителей педагогического цеха очевидно были вызваны стремлением поддержать премьер-министра, который посоветовал молодому учителю из Дагестана, недовольному своей зарплатой, идти в бизнес. Высказывание попало в Интернет и вызвало бурю возмущения. Подставить плечо премьеру и руководителю правящей партии в предвыборный период - дело совести, чести и геройства телеведущего. Ничего личного - налицо последовательное и неуклонное отстаивание государственных интересов. Чем, как известно, В. Соловьев истории и ценен. Но сдается мне, что тем самым он оказал премьер-министру медвежью услугу...
...
А. П. Чехов еще в начале прошлого века писал, что нищий учитель - позор страны. А призывы Ленина поднять учителя на недосягаемую высоту так и остались благими пожеланиями на протяжении всего советского и постсоветского периода. В 2012 году, в соответствии с майскими указами Президента, зарплата бюджетникам была поднята. Но к настоящему времени инфляция все съела, и уровень реальных доходов учителей вернулся к 2013. Тут уж не до жиру - быть бы живу...
...
Почему я, с трудом преодолевая брезгливость, называю телеведущего коллегой? Исходя из биографической справки, найденной в Интернете.

Герой телеэкрана учился в элитной спецшколе №27 с изучением ряда предметов на английском языке, где обучались дипломаты, дети и внуки членов ЦК КПСС. Сегодня - эта школа №1232 с углубленным изучением английского языка. Судя по всему, школа дала своему выпускнику неплохие знания иностранного языка, что позволило ему в будущем ряд лет жить в Америке. Почему школа? Но не институт же стали и сплавов, который он к своей чести окончил с красным дипломом. Следовательно, наряду с гуманитарными дисциплинами, в школе хорошо было поставлено преподавание математики и предметов технического цикла.

Поразительно, но до 1990 года звезда телеэкрана преподавала физику, математику и астрономию в родной 27 школе.

Но, наконец, настало то время, когда В. Соловьев сполна отблагодарил своих бывших учителей и коллег. Как нельзя кстати, накануне нового учебного года, звезда призывает «прекратить вечное придыхание любви к учителям», обосновывая этот призыв, режет правду матку: «Я что всех учителей вспоминаю добрым словом»? Как говорил Станиславский, верю, не всех. Что поделать - массовая профессия, в отличие от набора телеведущих, при приеме на работу учителей кастинг не проводится.

«Всем людям снятся страшные сны про школу». Но это как кому повезет. (В скобках замечу, что телезрителям после еженощных ток-шоу В. Соловьева ожидать сладких снов не приходится.)

И наконец, прожженный острослов дает волю прорвавшимся наружу эмоциям: «Педагогические вузы набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они должны получать как банкиры, не меньше, чем Соловьев»?

Вот он - момент истины! Браво, телеведущий! На голубом глазу высказав, сей омерзительный и оскорбительный пассаж в адрес миллиона с лишним людей, вы, наконец, достигли цели. — Убедили меня в существовании в стране пятой колонны, которая подрывает основы государства. Одно из двух: либо вы обнажили собственную низость, либо открыли страшную государственную тайну. После вашего выступления, все разговоры о повышении престижа учительского труда выглядят обманом. Будем думать. Низкий вам электоральный поклон за это.


Евгений Ямбург

Заслуженный учитель России

Опубликовано 23.08.16 16:40

Евгений Ямбург назвал телеведущего "услужливым пиарщиком".

Директор столичной школы №109, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ и член общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург назвал известного российского телеведущего Владимира Соловьева "услужливым пиарщиком". Такую характеристику он заработал после своих высказываний об учителях.

Так преподаватель отреагировал на слова Соловьева, произнесенные им во время прямого эфира на радиостанции "ВестиФМ", когда он комментировал высказывание премьер-министра Дмитрия Медведева о низких зарплатах учителей.

"Зачастую инткббээ педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями. […] С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю", - в частности сказал Соловьев.

В итоге Ямбург в блоге "Эха Москвы" написал, что своим высказыванием "коллега Соловьев" нанес "непоправимый урон линии партии и правительства в предвыборный период".

"Почему я, с трудом преодолевая брезгливость, называю телеведущего коллегой? Исходя из биографической справки, найденной в интернете. Герой телеэкрана учился в элитной спецшколе №27 с изучением ряда предметов на английском языке, где обучались дипломаты, дети и внуки членов ЦК КПСС. Сегодня - это школа №1232 с углубленным изучением английского языка. Судя по всему, школа дала своему выпускнику неплохие знания иностранного языка, что позволило ему в будущем ряд лет жить в Америке. Почему школа? Но не институт же стали и сплавов, который он к своей чести окончил с красным дипломом. Следовательно, наряду с гуманитарными дисциплинами, в школе хорошо было поставлено преподавание математики и предметов технического цикла. Поразительно, но до 1999 года звезда телеэкрана преподавала физику, математику и астрономию в родной 27 школе. Но, наконец, настало то время, когда В. Соловьев сполна отблагодарил своих бывших учителей и коллег. […] Браво, телеведущий! На голубом глазу высказав, сей омерзительный и оскорбительный пассаж в адрес миллиона с лишним людей, вы, наконец, достигли цели. Убедили меня в существовании в стране пятой колонны, которая подрывает основы государства. Одно из двух: либо вы обнажили собственную низость, либо открыли страшную государственную тайну. После вашего выступления все разговоры о повышении престижа учительского труда выглядят обманом. Будем думать. Низкий вам электоральный поклон за это", - пишет заслуженный учитель.

Как , 4 августа 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступая на форуме "Территория смыслов" на Клязьме предложил учителям, которые недовольны низкой зарплатой, идти в бизнесе. Слова главы правительства вызвали бурную реакцию общественности.

Я иногда смотрю передачи Соловьева на ТВ и вчера обратил внимание на то, что среди приглашенных политиков на передаче не было Сергея Миронова. Странно, подумал я, время предвыборной кампании, а глава партии не пришел. Рейтинговое время, рейтинговая передача - нельзя просто так взять и не прийти в такое время на телевидение без причины..

И тут мне попадается в сети интересная информация, которая объясняет эту ситуацию и которую я как-то пропустил.

Вы уже в курсе? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу..

Оказывается, некоторое время назад Соловьев позволил себе в радиоэфире назвать учителей сбродом, отбросами и пьянью.

Вот вы можете послушать это сами:

Мало того, на сайте Change.org было опубликовано обращение в Генпрокуратуру РФ с просьбой привлечь к ответственности телеведущего Владимира Соловьева за его недавнее высказывание об учителях. Автором петиции стал житель Мурманска Владимир Покоевец, который усмотрел в словах Соловьева, сказанных в эфире «Вести FM», нотки экстремизма.

Конечно же все понимают, что это выступление было в ответ или скорее всего в поддержку высказываний Премьера Медведева о том, что "не надо сравнивать зарплату силовиков и учителей. Говорит, не страшно, что вторые получают меньше, а энергичный педагог найдет, как заработать "

Нет, конечно экстремизм ему никто не предъявит, но все же ситуация отвратительная. И вот почему я так думаю.

Во-первых, Соловьев публичное лицо, которое выступает на всю страну и все его слова сразу начинают относить ко многим людям. Если он говорит об учителях, не называя фамилий, то все учителя воспринимают это на свой счет. Мало того, слушатели начинают под эти определения подводить ВСЕХ учителей.

Во-вторых, я достаточно плотно знаком с работой учителя, т.к. у моего хорошего друга оба родителя - учителя в школе и я насмотрелся и наслушался, что там происходит, как приходится работать с современными учениками и современными требованиями к учебному процессу. Требования эти зачастую бестолковый и маразматические. Бюрократии и очковтирательства огромное море. И при всем при этом зарплата совершенно оставляет желать лучшего. Да, если поспрашивать учителей - можно даже услышать достаточно средние и приемлемые суммы по зарплате, но поверьте, с учетом бешеных требований она не кажется большой.

Конечно же, зарплата должна безусловно соответствовать качеству работы учителя. Но зачастую добиться этого качества мешают как раз требования Министерства образования и мутные правила местных начальников от образования. Учителя и так крутятся между ними как могут на несколько ставок и дополнительных нагрузок и тут ему предъявляют, что он сброд и отбросы.

Учитель, как и военный, как и врач должен гордиться своей профессией и своей зарплатой. Учителя - это профессия, которая чуть ли не из поколение в поколение должна передаваться вместе со своими знаниями, подходами и умениями. Если учителей всех поголовно называют сбродом, как он должен себя ощущать в этой профессии? Говоря о какой то критики сферы преподавания, Соловьев позволил себе просто вылить ушат грязи на всех учителей поголовно. Это все мерзко и противно. Это все уровень базара за бутылкой пива на кухне, а не на государственном канале.

А вы что думаете об этом случае? Стоит ожидать учителям извинений?