Социальный эксперимент относится к группе методов. Социальный эксперимент в социологии. Психологические эксперименты: Альберт и крыса

Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.

В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.

Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.


Краеведение и история

Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения - это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.

Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов - это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».


Краеведение и обществознание

Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба - важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее - мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм - собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.

Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России - многотысячелетнего уклада жизни человека - в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.


Краеведение и религия

Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения - подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода - одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» - первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.

В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг - ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров - ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.

Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов - автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) - создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».


Краеведение и политика

Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.

Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.

В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки - это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед - это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.

Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края - краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края - опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, - тоже краевед.

Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.

Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

краеведение

краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

краеведение

Я, ср. Изучение отдель-ных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oсoбенностей.

прил. краеведческий, -ая, -ое. К музей. К. кружок.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

краеведение

    Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-л. крае (3).

    Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

краеведение

изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.

Краеведение

всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. ≈ комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. ≈ отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. ≈ сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941≈45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. ≈ наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры ≈ курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах ≈ практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) ≈ общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.

Википедия

Краеведение

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, а также энтузиасты из местного населения.

Примеры употребления слова краеведение в литературе.

Быть может, краеведение потому так и интересовало их, что оба родились и выросли и этом городе.

И если это верно, то краеведение , как общее дело, возможно только через кооперацию.

В музее краеведения Полина Исидоровна намеревалась встретить порог второго Пятилетия, был декабрь.

В музее краеведения , перед которым тщательно к празднику были разметены снега, зажгли большое количество электрических ламп -- там заседала новая комиссия.

И глубоко за полночь последним разбудили Ивана Авдеевича Грозу, сказали, чтоб сейчас же собирался в музей краеведения , проводили.

У него имелись особые основания задеть Таню, свою партнершу по парте, соседку по интернату, друга и союзника во всем, что касалось краеведения , походов в горы, взглядов на жизнь и еще многого другого, о чем не пишут и не говорят вслух.

Я знаю людей, которые спасли себя, занявшись медициной, краеведением или сельским хозяйством.

Видите ли, - говорит Белов, - я занимаюсь краеведением , в частности народным творчеством.

Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги.

Публичная библиотека - это не единственное место, где можно получить информацию, и если вас интересовало краеведение , события последних лет, лучше не ходить в библиотеку.

Крепса, поддержанной Мурманским обществом краеведения , Мурманский окружной совет и земельный отдел ходатайствовали перед Ленинградским облисполкомом о создании в западной части бассейна озера Имандра - на обширной площади Чуна- и Монче-тундры - заповедника широкого научного профиля.

Пять тысяч лауреат перевел в Иркутск, на пополнение библиотеки музея краеведения , пять тысяч - Кяхтинскому краеведческому музею, пять тысяч - в Томск, на материальную помощь студентам горного отделения.

Отчеты хранились в Штабе туризма и краеведения - специально выделенной нам большой комнате, - и теперь любой отряд, собираясь в поход, пользовался ими и получал у дежурного консультанта нужную информацию.

Как-то Александр Александрович Остапец-Свешников, тогда молодой кандидат, а ныне - доктор педагогических наук и президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения , сказал мне: - Возможно, ты делаешь интересное и нужное дело.

1.1. Понятие краеведения

"Краеведение" - это не только форма общественного движение, но и наука, научная дисциплина интегрирующего характера, методология и методика, которая используется широкими слоями общественности; это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы и общества своего края.

Туристские организации и общества определяют "краеведение" как созидательную деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социо-культурных и экологических условий жизни своего края. Краеведение – это и изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географического положения и культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.

По определению академика С.В. Колесника, краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. Существуют и другие определения, например, краеведение – это научно-популярная деятельность и способ освоения историко-культурных ценностей, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы, общества своего края. В своих исследованиях краеведение использует данные разных наук – геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и других. Под малой территорией понимается административный район, город, село и пр. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае комплексно, т.е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода информации. На этой территории явственнее сказывается взаимная зависимость исследуемых явлений, поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер – географический или даже страноведческий. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время.

1. Страна, местность, область.

2. В России – административный термин, обычно применяемый к областям, имеющим внешнюю границу, или исключающим автономную республику (область).

3. Географический термин обозначает значительную по пространству и обособленную область.

В узком смысле краем называется любая, хотя бы и незначительная часть территории (округ, бывший уезд).

Всестороннее изучение края, включает целый комплекс явлений и процессов, и, прежде всего:

      Природу и все ее элементы (геологию, рельеф, полезные ископаемые, почву, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;

      Естественные процессы в жизни природы, в том числе те, которые частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т.д.);

      Историческое прошлое и демографию (этнографию, топонимику);

      Экономическую жизнь (состояние экономики, промышленность, транспорт и пр.);

      Культурную и духовную жизнь населения, (искусство, фольклор, архитектуру, художественные промыслы).

Можно ли требовать, чтобы каждый краевед работал по всем разделам изучения края? Конечно, нет. Одни краеведы работают в обществах охраны природы, другие – в обществах охраны памятников истории и культуры и, наконец, тысячи являются активистами туристских организаций.

В краеведении выделяют несколько направлений:

    Природное или физико-географическое краеведение подробно занимается состоянием физико-географической характеристики края – географическое положение, климатические условия, рельеф местности, почвы (природные ресурсы) особенности растительного и животного мира, уникальные ландшафты (природные достопримечательности).

    Историческое краеведение – на основе таких наук как археология, искусствоведение, этнография - составляет характеристику исторического развития края (анализируются основные исторические события, происходившие на данной территории, изучается история заселения и застройки края, исследуется происхождение названий и т.д.).

    Экологическое краеведение занимается экологией края, т.е. анализом всех элементов живой и неживой природы. Раньше экологическое краеведение входило в природное краеведение, но позже оформилось в самостоятельное направление.

    Искусствоведческое краеведение занимается изучением культурной и духовной жизни края (архитектура, народное творчество, зодчество, искусство, традиции и обычаи населения и т.д.

    Литературное – изучает места жизни и деятельности известных поэтов и писателей, а также литературных героев.

Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические приемы этих наук. Однако комплексный характер краеведения, его практическая устремленность, крупномасшабность позволили выработать свои, специфические методы изучения и картографирования края, а также определить основные этапы краеведческого исследования.