Шуя, город - ивановская область - россия. Путешествуем по России. Шуя. Ивановская область

Все мы с детства крепко-накрепко выучили, что именно труд сделал из обезьяны человека. Однако если разобраться точнее, то наши древние обезьяноподобные предки, наверное, почувствовали себя людьми когда у них появилась возможность этим трудом заниматься – первые, примитивные орудия труда. И как символично, что, по сведениям историков, возможно самыми первыми ножами были естественно острые без заточки случайные осколки яшмы – возможно, первого самоцвета, который познало человечество на заре мира, в мрачном и прекрасном каменном веке…

Из досье:
Яшма - кремнистая, осадочная или осадочно-метаморфическая горная порода с различными включениями. Твердость 6,5-7,0 по шкале Мооса, плотность 2,6 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный. Другие названия: яшмовый агат, мясной агат, кровавая яшма, швейцарский ляпис, немецкий ляпис, гелиотроп, тигровый камень, базанит, яспис, плазма.

Яшма – верный друг человека, со стажем, не много не мало, в сто тысяч лет. Залежи яшмы не всегда скрываются в толще гор – часто она выходит на поверхность в виде валунов и скал, что позволило использовать ее для создания орудий – то был первый способ применения этого самоцвета, однако уже достаточно скоро, с появлением в жизни людей металлических руд, яшма постепенно перешла в разряд материалов декоративных. Из нее, благо встречалась она во множестве, резали фигурки богов и магические печати в Египте, изготавливали геммы и амулеты для тяжело больных в Риме, клали в кровати рожениц в Греции… Ювелирные украшения, предметы религиозного культа, интерьерные детали, мозаичные полы в античных храмах – всюду была яшма желанной гостьей. Ее любили на Западе и на Востоке, где яшма наравне с нефритом и жемчугом удостоилась чести стать самоцветом, который выделяли из общей массы китайские императоры. Яшму первые христиане посвятили Апостолу Петру, который по легенде держит ключи от Рая, яшму упоминают в Библии в числе 12 камней, нашиваемых на нагрудник Первосвященника и 12 самоцветов, лежащих в основании Небесного Града Иерусалима. А император Византии Мануил согласно преданию подарил монахам горы Афон волшебную чашу из яшмы, способную исцелить от любого недуга и обезвредить яд. Популярность яшмы не иссякла и в темные Средние века, когда ее полюбили алхимики, которые делали из нее посуду для опытов и хранения магических ингредиентов. Авиценна объявлял яшму универсальным средством от болезней органов живота, а другое суеверие, что яшма помогает в делах сердечных, побудило знаменитого поэта Пушкина приобрести браслет из зеленой яшмы…

Кстати о цвете – здесь яшма также выбивается из общей массы непрозрачных поделочных камней, потому что разнообразие окраски у нее удивительное. Яшмы бывают всех цветов радуги, от фиолетового до красного, от черного до белого, причем могут быть не только однородны по текстуре – ленточные яшмы сплошь идут пестрыми полосками, порфировые – пятнистые и крапчатые, пестроцветные – прихотливая сеточка прожилок и трещинок, словно цветной мрамор… Бывают яшмы с пятнами и включениями – например, темно-зеленая яшма с пятнами кровавого цвета зовется «гелиотроп». А самые удивительные яшмы – пейзажные, когда на едином фоне «нарисована» другим цветом картина: дерево, лесной пейзаж, лицо человека, да так, что порой и не угадаешь, кто постарался, мастер или сама Природа; пейзажные яшмы часто вставляют в рамы и вешают, словно произведения искусства. Настоящая «ярмарка желаний» для талантливого камнереза – из яшмы, которая легко поддается резцу, но в то же время тверда и прочна, можно создать все что угодно. Красота яшмы вдохновляла не одного писателя – ее поэтически называют то кирпичной, то сургучной, то фарфоровой, то ситцевой, то парчовой… Интересно, что прелесть яшмы – в буквальном смысле этого слова скрывается внутри, потому что красива она именно на срезе глыбы, снаружи же необработанная яшма представляет собой грубый кусок породы.

В России к яшме отношение особое – наряду с малахитом и родонитом она входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, ставших истинными символами русского камнерезного искусства. Было так не всегда – вплоть до 18-го века яшмы в России не добывалось, хотя и тогда из нее, еще привозной, любили вытачивать парадные кубки, ковши и блюда. А с открытием уральских самоцветных кладовых слава русской яшмы загремела по всему миру, ибо разновидностей этого камня этого там обнаружилось в избытке, включая очень крупные куски, поэтому из яшмы была возможность вытачивать массивные произведения искусства, не прибегая к утомительной технике инкрустации, привычной для редкого малахита или лазурита. Совпавшее с появлением камнерезных станков открытие яшмовых богатств сделало этот самоцвет традиционной частью великосветского интерьера: из яшм делали камины, облицовочные панели для стен и колонн, скульптуру, парадную посуду, столешницы, торшеры, часы, подсвечники, шкатулки, рамы для зеркал, мозаичные полы… Памятником самоцветной пышности стали знаменитые агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, стены, наличники дверей, оконные карнизы и колонны которых практически полностью покрыты пестрыми зелеными и красными красочными яшмами, которые великолепно сочетаются с золоченой бронзой. Но самая славная страница российской «яшмовой истории» – это вазы, те самые «каменные цветки», которые во множестве изготавливали для царских резиденций гранильные фабрики. Множество их представлено сегодня в Эрмитаже Санкт-Петербурга: серо-зеленые, коричнево-золотистые, сургучные яшмы превратились в гигантские сосуды, предназначавшиеся изначально не для букетов цветов – какие же цветы могут быть достойны такого обрамления – но для того чтобы, подобно античным мраморным вазам, становиться базой для десятков светильников в пору празднеств. Размеры ваз поражают – нередко диаметр был более метра. А самая великая – это «Царица ваз» из зеленой с волнистым узором яшмы, покрытая резным растительным орнаментом; ее вес 19 тонн, высота более 2 м, диаметр 5 м. Из-за такой массивности под нее подвели специальный фундамент, а чтоб она попала в Эрмитаж, мастера были вынуждены разобрать часть наружной стены, так как в двери она не проходила.

Слава яшмы не померкла и в наши дни: например, в советское время яшма оставалась популярнейшим самоцветом. Из нее сделаны пилоны Мавзолея В. И. Ленина, серо-голубая яшма стала основой каминов в Большом Кремлевском Дворце. Да и сегодня яшма – основной материал римской и флорентийской мозаики, из нее делают и мелкие предметы декора, такие как подсвечники, шкатулки, статуэтки, настольные наборы, вазы и пепельницы, и столешницы для каминов, детали мебели и подоконные доски. Ювелирные изделия из яшмы, особенно бусы и кулоны, также очень красивы, тем более что несколько сортов разноцветных яшм образуют прекрасные сочетания.

Яшма – такой же великолепный лекарь, как горный хрусталь и сердолик. По даосским верованиям яшма считалась «камнем жизни», так как она продлевает жизнь и улучшает состояние всего организма. Красной яшме приписывали в Китае свойство лечить любые женские болезни, останавливать кровотечение и очищать внутренние органы. С древности известно, что яшма – хороший помощник при эпилепсии, лихорадке и припадках. Ее влияние на беременность и роды также очень положительно – она уменьшает боль и обеспечивает благополучный исход. Литотерапевты считают яшму, особенно зеленую, средством от бессонницы, ночных кошмаров и психических заболеваний. Простудные заболевания также подвластны яшме. Интересно, что лекарство, приготовленное и настоянное в яшмовой посуде, многократно усиливает свои свойства.

Энергетически яшма – прежде всего «домашний» талисман. Она очищает пространство жилища от посторонних влияний, приносит благополучие, спокойствие и достаток, позволяет обитателям дома «крепко стоять на ногах». Яшмовые емкости и шкатулки – самое лучшее вместилище для дорогих вашему сердцу вещей и денег. А предметы из яшмы вытянутой формы (вазы, статуэтки) снимают утомление и стресс простым к ним прикосновением. Интересно, что камень этот может действовать на расстоянии на того человека, чей портрет вставлен в яшмовую оправу или выложен яшмовой мозаикой. Вообще любое изделие из яшмы в доме – источник неиссякаемой жизненной энергии. А подарив близкому человеку талисман из яшмы, вы обеспечите ему полную защиту от любого негатива.

Украшения из красной яшмы особенно полезны девушкам, которые хотят усилить свою привлекательность, а также амбициозным карьеристам – они улучшают отношения с начальством. А коричневая яшма – талисман ученых и исследователей, она помогает концентрации умственных и душевных сил, пробуждает ответственность; украшение с коричневой яшмой хорошо подарить нерадивому студенту или школьнику. Лучше всего действует яшмовое украшение, оправленное в серебро. Астрологически яшма более всего показана людям, рожденным под знаком Девы, но вообще носить ее могут все знаки Зодиака – знакам Огня рекомендуется яшма оранжевой и красной гаммы, знакам Воды – яшма синей и серой гаммы, знакам Земли – яшма зеленой и коричневой гаммы, знакам Воздуха – белая и желтоватая.

Яшму, наверное, с полным правом можно назвать одним из самых красивых самоцветов – и одним из самых значимых в многоступенчатой истории человеческой цивилизации. Труд ли сделал человека из человекообразного, и как оно было на самом деле – мы достоверно не знаем. Но одно известно наверняка: прекрасные прихотливые узоры яшмовых срезов вполне могли быть магическими орудиями, когда-то подарившими нам то щемящее чувство прекрасного, которое отличает нас от животных и делает человека – человеком.

От «Золотого кольца» в районе Иванова есть небольшое ответвление к востоку; дорога ведет нас в старинные селения Шую и Палех.

Город Шуя и река Шуя

Город Шуя назван по реке Шуе, которая впадает в Тезу. У ивановской речки Шуи есть несколько тёзок. Это реки в бассейне Онежского озера, Белого моря, притоки Орши, Унжи. Поэтому есть тёзки и у города Шуи, например на Валдае: «…между большими стволами сосен внизу виднеется деревенька. Горстка домов. Дымы из труб. По равнине к деревне ползет воз с сеном. У крайней избы бегают две собаки, сороки ныряют в воздухе над домами и огородами. Находишь по карте название деревушки. Шуя… Идешь по гребню, и между соснами справа долго маячит сонная Шуя» (См. Песков В. М. Валдайский иней - в кн.: Лесные глаза. М., 1979, с. 101.)

Каково происхождение названия речки Шуи? Нашей, ивановской, да и остальных?..

Довольно распространена версия о славянских корнях этого гидронима: название Шуя объясняется славянским шуйца-«левая». Ивановская Шуя действительно лежит на левом берегу реки Тезы. А шуйца могла противопоставляться деснице… Но все дело в том, что ареал названия с основой шуя на карте России практически нигде не смыкается с ареалом названий с основой десн- . О чем это может говорить? Скорее всего о том, что основы принадлежат языкам разных семей. Значит, название Шуя не славянское? Так какое же?

Топонимика города Шуя

Значение названия Шуя пытались выяснить еще в XVIII в. Первым это сделал историк И. Н. Болтин (1735-1792): он подчеркивал древность города и утверждал, что слово шуя сарматского (!) происхождения и означает «столица». Конечно, такое предположение было наивным.

Очевидно только одно: название это не славянское, а имеет в своей основе финно-угорский корень, что вполне обосновано с исторической точки зрения. Можно предположить, что таким корнем мог быть suo - «болото» (существует, например, в современном финском языке). В городе Шуе долгое время было большое болото - прямо рядом с крепостными укреплениями, а улица поблизости именовалась Болотной. Начальный звук этого слова мог звучать как ш или как нечто среднее между ш и с (вспомним карело-финское «шепелявое» с ). Поэтому русскими слово могло быть воспринято и передано с начальным ш . Ну а я (а) , по-видимому, показатель женского рода (ведь название относится к слову «река»), возникший уже на русской почве. Производящей основой гидронима могло стать и слово suja, имеющее в некоторых угро-финских языках значение «талый», а также «открытый». В марийском языке эта основа имеет значение «половодье». С точки зрения принципов номинации такая гипотеза вполне жизненна.

В плане дальнейшей разработки этой версии можно проанализировать и то, что для самодийских и прафино-угорских языков характерна словообразовательная модель, обязательно включающая географический термин, определяющий характер объекта. С этой точки зрения название Шуя может быть образовано не просто из «болото» (шуо), а из «болотная река» (шуо-оя). В то же время ученым известны и славянские гидронимы Шуя, другие русские реки и речки с названием Шуя могут быть переведены не как Болотные реки, а как Левые.

Шуя как Борисоглебская слобода

Город на реке Шуе не сразу воспринял ее название. В исторических документах он именуется то Шуей, то Борисоглебской слободой. Параллелизм прослеживается и в таком факте: в грамоте Ивана Грозного дворянам Лазаревым прямо говорится, что имение их находится в Борисоглебском, или Шуйском, стане. Почему Борисоглебская слобода? Дело в том, что такое название носил шуйский посад (Владимирские губернские ведомости, 1846, № 11; Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с, 3.). Образовано оно было по церкви в честь Бориса и Глеба (т. е. Борисоглебской). Упоминание в источниках Шуи как Борисоглебской слободы, думается, также не случайно: значение торгово-ремесленного посада было более велико по сравнению с небольшим острогом - собственно городом Шуей.

И в летописях, и в актовых документах топоним Шуя появляется почти одновременно - в первой половине XVI в. В летописях мы находим его под 1539 г.: тогда Шуя пострадала от набега казанского царя Сафа-Гирея. Древнейший документ, упоминающий Шую,- грамота Ивана Грозного: «…пожаловал есми Игнатья Борисовича Голохвастова городком Шуею с правдою и с пятном и с корчмою в кормленье» (Цит. по: Описание города Шуи…, е. 5-6.). Упоминание о Шуе как о городе встречаем и в известной духовной грамоте Ивана Грозного, датируемой июнем - августом 1572 г.: «Да сына же своего Федора благословляю, даю ему город Суздаль… да город Шую с волостми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами» (См.Духовные и договорные грамоты…, с. 442.).

Василий Шуйский и Шуя

Сам топоним Шуя также послужил основой для другого имени собственного, иного разряда. Какого? Откроем страницы драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»; одним из главных действующих персонажей является боярин Василий Шуйский. После долгой борьбы и интриг ему удается взойти на некоторое время на русский престол. Род Шуйских действительно связан с городом Шуей. В начале XV в. с присоединением Суздаля к Москве бывшие суздальские князья получили в удел город Шую с прилегающими землями, и от князя Василия Кирдяны и его сына Юрия пошел род Шуйских. Подобная фамилия возникла отнюдь не случайно; как пишет профессор А. М. Селищев, ранние фамильно-словесные знаки вызваны были феодально-владельческой тенденцией к определению принадлежности того или иного феодала к своему роду; среди этих фамилий было много таких, которые определяли территориально область, принадлежавшую феодалу,- Елецкий, Звенигородский, Мосальский и др. (См. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ.- В кн.: А. М. Селищев. Избранные труды, М., 1968, с. 97.)

Шуя — город и острог

Город Шуя рос и строился по обычному плану, типу: крепость + посад. Вот только за деревянными укреплениями в центре города закрепилось наименование «острог», ранее не встречавшееся в нашем историко-топонимическом путешествии по «Золотому кольцу» России. В грамотах XVII в., где речь идет о Шуе, читаем: «Город и острог».

Территория Шуйского муниципального района изначально составляла часть так называемой Ростово-Суздальской земли, которая в 1097 году выделилась в особое княжество. Впоследствии из Ростово-Суздальской земли, в результате удельного дробления, образовались 3 удела, один из которых – наш – Суздальско-Нижегородский – включал, в том числе, Шую с прилегающими территориями и просуществовал до 1392 года, войдя затем в состав Московского государства.

О древности шуйских земель во многом говорит современный герб Шуйского муниципального района, внесённый в Государственный геральдический регистр под № 1400: «В червлении серебряный обращённый и обернувшийся сокол, раскрывший крылья вправо, коронованный княжеской шапкой естественных цветов (пурпурной, с золотыми дугами, серебряным жемчугом, лазоревой державой с золотыми украшениями и крестом и горностаевой опушкой), и сопровождённый по углам четырьмя косвенными трилистными золотыми крестами». Княжеская шапка намекает на князей и бояр Шуйских, вотчиной которых в 14 веке была данная территория. Сокол – герб Суздаля – говорит о родовых корнях Шуйских – нижегородско-суздальских князях. Кресты символизируют 4 древних монастыря, расположённых на территории района (Николо-Шартомский в Введенье, известный с 1425 года, Свято-Успенский и Благовещенский в Дунилове, Воскресенско-Феодоровский в Сергееве).

Шуйская сторона не одно столетие была связана с представителями царствующих фамилий. Родственники одной из жён Ивана Грозного – Марфы Собакиной – владели селом Ильинское или Телешовским погостом Шуйского района (хоть этот факт и оспаривают некоторые историки), первая жена Петра Великого жила, по преданию, в дуниловском Благовещенском монастыре, селом же в этот период начала 18 века владел её отец Фёдор Лопухин.

Шуя - один из древних городов России, в русских летописях упоминается с конца XIV в., хотя как поселение, вне сомнений, возник гораздо раньше. Есть основания предполагать, что Шуя существовала уже в XIII в. и входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Возможно, Шуя была в числе городов-крепостей, строившихся на землях княжества по указанию великого князя Юрия Всеволодовича перед нашествием Батыя. После образования в 1350г. Суздальско-Нижегородского княжества, Шуя вошла в его состав.

Наиболее раннее упоминание о Шуе связано с князем Василием Кирдяпой, которому она была дана московским князем Василием Дмитриевичем. Сын Кирдяпы, Юрий, стал основателем знаменитого рода князей Шуйских, игравших значительную политическую роль в середине XVI-начале XVII вв. К этому роду принадлежал царь Василий Иванович Шуйский (годы правления 1606-1610). В самом начале XV в. Шуя - центр маленького удельного княжества, которым правили князья Шуйские. Позднее Шуя в течение нескольких столетий входила в Суздальский уезд.

Об истории города до начала XVII в. известно мало. Среди главных причин этого - утрата всех древних актов Шуи в Смутное время, а также отсутствие археологических исследований города. Можно отметить лишь несколько вех в его развитии, относящихся к XVI в. Значительным фактом в истории города этого периода является разорение Шуи казанским ханом Сафа-Гиреем в 1539 г., о чем упоминается в Никоновской летописи. Во время правления Ивана Грозного Шуя в 1548 г. была отдана «в кормление» боярину И.Б. Голохвастову, а в 1565 г. Шуя и Телешовская волость в числе других 19 городов были причислены к опричнине; городу были пожалованы новые земли. По духовной грамоте Ивана Грозного Шуя в 1572 г. была отдана во владение его сыну Федору.

Со 2 четверти XVII в. начинается становление Шуи как промыслового и торгового города. Этому немало способствовало и удобное географическое положение на судоходной реке Тезе, сообщающейся через Клязьму и Оку с Волгой, и обилие подсобных ремесел, развивающихся ввиду низкого плодородия почв. Судоходство на Тезе впервые упоминается в 1614 г. Местные купцы отправляли товары во все понизовые волжские города до Астрахани, а с Макарьевской ярмарки, крупнейшей в России в те годы, проходившей ежегодно на левом берегу Волги у стен Макарьева Желтоводского монастыря (ныне территория п. Макарьево Нижегородской области), они возвращались с рыбой, солью, хлебом и другими товарами. В шуйском гостином дворе, который упоминается уже в 1629 г., в середине XVII в. находилась лавка английской торговой компании.

Наиболее древним и одним из отличительных для Шуи промыслов было мыловарение и, когда в 1781 г. учреждались гербы русских городов, Шуе неслучайно был дан герб с брусом мыла. Высочайше утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: <Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ красномъ полh, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городh мыльные заводы>. Красный цвет поля герба аллегорически говорит о богатой событиями истории Шуйской земли. В дореволюционный период в России был утверждено всего три герба городов нынешней Ивановской области: Кинешма, Лух и Шуя.

В царствование Михаила Федоровича главным ремесленным делом стало кузнечное. Среди шуйских ремесленников в документах 2 половины XVII в. упоминаются кожевники, скорняки, сыромятники. Кроме того, в XVII в. Шуя была одним из центров суздальской школы иконописи. Происхождение местного иконописания, по-видимому, восходит к более древнему времени, а традиции его были продолжены впоследствии в знаменитых школах Палеха и Холуя. Одним из шуйских мастеров был изограф Герасим Тихонов сын Иконников. Именно он в 1654 г. написал икону Шуйско-Смоленской Божией Матери, признанную впоследствии чудотворной (с конца 1930-х гг. считается исчезнувшей).

При Петре I начали возникать мелкие текстильные предприятия (в частности, изготовлявшие паруса). Позднее, около 1755 г., первую полотняную мануфактуру основал шуйский купец Яков Игумнов, а в начале царствования Екатерины II появились полотняные предприятия купцов Шилова, Корнилова, Носова и др. К концу XVIII в. текстильная промышленность заняла ведущее место в экономике Шуи. В XIX в. Шуя стала в ряд экономически наиболее развитых уездных городов. В этот период она прочно заняла одно из ведущих мест в текстильной промышленности России.

Во второй половине XIX и в начале XX в. Шуя была не только крупным торгово-промышленным центром, но и отличалась хорошим благоустройством и довольно высоким уровнем просвещения и культуры. К началу XX в. Шуя - один из крупнейших городов Владимирской губернии. По численности населения она в два-три раза превосходила такие города, как Ковров и Муром, и лишь немного уступала губернскому Владимиру. За счет роста промышленности со 2 половины XIX в. к началу XX в. Шуя имела развитую текстильную промышленность и многочисленный рабочий класс, в основном не порвавший с деревней. В 1918 г. образована Иваново-Вознесенская губерния, куда и перешел город Шуя, с 1929 г. Шуя стала районным центром Ивановской области.

В настоящее время Шуя - исключительно интересный по архитектуре и градостроительному ансамблю город Центральной России. Редкая по сохранности застройка XVIII-начала XX в. донесла до наших дней атмосферу среднерусского купеческого города.


Третий по численности населения город Ивановской области, Шуя славится одной из самых высоких колоколен в Европе и живописными речными пейзажами.


Город Шуя расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы в 32 км к юго-востоку от областного центра Иваново. Через город с севера на юг протекает река Теза (приток Клязьмы), протяженность которой в городской черте составляет 6,6 километров.

Места тут рыбные, хотя в самом городе экология оставляет желать лучшего: много промышленных предприятий. С другой стороны, все 60000 жителей Шуи потенциально обеспечены работой: помимо обязательного текстиля (это же Ивановская область!), тут выпускают гармони и аккордеоны, мебель, компьютеры и «Шуйскую водку» - главный местный сувенир.


Шуя. Торговые ряды.

Здесь родился поэт Константин Бальмонт и всё, что связано с его памятью, в городе тщательно сохраняется.


Турист любит диковинки, и как минимум две из них в Шуе есть: та самая высоченная колокольня Воскресенского собора начала XIX века (высота 106 метров, в России выше только колокольня Петропавловского собора в Питере, но в категории «отдельно стоящая колокольня» выигрывает таки Шуйская) и самая большая в России коллекция сосудов с секретами, представленная в местном краеведческом музее.

Среди причин, по которым стоит посетить Шую, ценители назовут и ту самую «Шуйскую водку» - на самом деле, продукцию одноименного ликеро-водочного завода: настойки, наливки и собственно водку без вкусовых примесей. За пределами области они не продаются, так что за этими «сувенирами» придется прокатиться в Шую, что многие и делают.

История, легенды и факты

Первое упоминание о Шуе датируется 1393-1394 годами. Но статус города Шуя получила лишь полтора века спустя, в 1539 году.

Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» - болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).

В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X-XI веков.

Шуйское княжество

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы - одного из князей Суздальских.

Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский - последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых.

Василий Иванович Шуйский - русский царь.

Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.

князь Дмитрий Михайлович Пожарский

Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.

Шуя и венценосные особы


Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору. В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 - литовцами.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I

Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне - чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета,


которая любила охотиться в окрестных лесах.

Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II.

Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан - богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.

Шуйское купечество и текстильный промысел

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы - в 1654 году в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую полотняную мануфактуру, в доказательство чего ему был выдан на устройство фабрики из шуйской воеводской канцелярии билет.

В 1781 году российская императрица Екатерина Великая

издала указ об образовании Владимирского наместничества и утвердила герб города Шуи.

Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард - символ губернского города Владимира; в нижней части - «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова и подъячего Селиверста Иванова 1629 года. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

С давних времён развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах.

С середины XVIII века в Шуе появились ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 году. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности.


Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. А. И. Посылин первый завёл бумагопрядильную фабрику на 11 000 веретён, действовавшую посредством паровых машин.

Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 году. «Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчётливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве», - так писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.





Шуя сегодня.



.Здесь с 1876 по 1884 гг. учился К.Д. Бальмонт.

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ

Из глубокой старины до нас дошли предания о валунах. Так, само слово «валун» происходит от имени бога Вала (Валу), который упоминается и в «Книге Велеса», и в индийских гимнах, в Ригведе.
В «Книге Велеса» (Троян I, 2:4) сказано: «И там мы сложили песни наши об Индре и Вала. И стали мы верующими, и были вместе с Богами…» В гимнах Ригведы (I 32, I 56, I 80 и др.) и в «Книге Коляды» (III а) даны эти песни. Там рассказано, что бог Валу обратился в великий валун и укрыл в себе небесные тучи-коровы, отчего прекратились дожди. Потому Индрик вместе с богом Огня Семарглом и Бармою по велению Вышня ударили по валуну и раскрыли его. И тогда из камня вышли тучи-коровы, явился бог хмеля и мудрости Квасура. Также в камне разверзлась крыница, струившая волшебный мёд. Это были и солнечный мёд поэзии, и святая вода, и пламя, очищающее мир, и само ведическое знание.
Эта история повторялась и в иные эпохи. Тогда Синей Звездой, обернувшейся на земле Синим Камнем, упал Велес, иное воплощение Валу. Велес также родился из Синего Камня. Из бел-горюч камня Алатыря родился Дажьбог и Коляда. И каждый раз после удара по камню бога огня, Дажьбога либо Перуна, в этом камне раскрывалась крыница, струившая волшебный мёд. То есть каждый раз речь шла о воплощении на Земле одного из ликов Всевышнего, о даровании людям ведического знания.

В христианское время сей бог-камень стал отождествляться с , ибо имя его по-гречески значит «камень»: «Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Именно поэтому люди почитали святые камни в Петров день (12 июля, он же древний Велесов день), а также в день Иоанна Крестителя ( , 7 июля).
С богом Купалою Велеса связывает не только близость сроков древних праздников (дня Купалы и дня Велеса-камня), но и содержание их. Так, по ведическому видению, в день Купалы и в Велесов день боги купала и Велес - младенцы. Их, согласно песням, поющимся в эти дни, крадут в люлечке-лодочке и уносят в дальние страны: Купалу уносят гуси-лебеди, а Велеса - бог Пан («Книга Коляды» III г; Х а) и Купала, и Велес плывут в эти дни по речке в Навь, в загробный мир.
Таково содержание и самого праздника Купалы, который справляется кое-где и поныне. Верующие пускают куклу Купалы-Велеса (либо его матери Ночи-Купальницы) по речке на плоту либо в лодочке, отправляют её в Навь.
В местных сказаниях о святых камнях всегда говорится о том, что эти камни «плавают».
Так, Шутов камень «приплыл» по реке Кимекше «на Купалу, на Ивана-хорошие-травы, когда траву первый раз закашивают».
Переславский Синь-камень также «приплыл» к Ярилиной горе по Плещееву озеру.
Возможно, что и Кремлёвский камень некогда «приплыл» по Москва-реке к Боровицкому холму, после чего и явилось там святилище бога Велеса.

Источник:
Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.




Copyright © 2015 Любовь безусловная