С чего все начиналось. Из бургундии в австрию и испанию

Одна из самых древних наград Европы, топ-лот любого аукциона, предмет законной гордости коллекционера…

Орденский знак состоит из золотой овечьей шкуры, над которой помещен золотой кремень с языками пламени, с синей эмалью и девизом «Pretium laborum non vile - Награда не уступает подвигу». В особо торжественных случаях знак ордена носят на золотой цепи, состоящей из звеньев в виде кресал и кремней. В других случаях для ношения знака используется ярко-красная лента в два пальца шириной.

Австрийский вариант знака ордена представляет золотое изображение овечьей шкуры, соединенное с кремнем и выходящим из него пламенем красного цвета. Все это подвешивается к золотой пластинке с изображением Ясона, убивающего дракона. На ней девиз как на бургундском варианте орденского знака, но на оборотной стороне написано: «Non aluid - Никакой другой». Звенья цепи изображают ружье и кремень в форме латинской буквы «В» (Бургундия).

Согласно статуту, членами ордена могут быть только католики. Они обязаны не носить иных наград, кроме ордена Золотого Руна. Правда, это положение не распространяется на австрийцев и монархов. Праздником ордена считается день святого Андрея.

Короли-рыцари

Знак ордена Золотого Руна, как и многие подобные награды, поначалу служил знаком отличия рыцарского ордена, учрежденного герцогом Бургундским Филиппом Добрым 10 января 1430 года. Этот династический орден Филипп основал по случаю своего бракосочетания с инфантой Португалии Изабеллой, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея. В статуте ордена было записано, что Филипп учреждает его «из-за особой любви и расположения к рыцарству, которому он страстно желает приумножать честь и процветание, дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства… ».

История умалчивает, почему Филипп назвал орден таким странным именем. Предположений на эту тему существует немало. Однако наиболее близким к истине кажется следующее: название ордена появилось под влиянием греческого мифа о путешествии аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Именно в те годы Филипп со своими рыцарями собирался в крестовый поход против турок. А святого Андрея он выбрал в качестве покровителя ордена потому, что древние бургундские короли получили крест именно от этого святого, отчего крест с тех пор и называется андреевским или бургундским.

В статуте ордена были прописаны такие права учредителя и такие нормы повиновения рыцарей, что это впоследствии вызывало множество политических и династических осложнений, тянувшихся вплоть до XX века. В частности, Филипп оставил за собой как главой ордена права экстерриториального награждения — это означало, что ему и его наследникам должны были подчиняться «по рыцарской линии» члены ордена, состоявшие на службе при других дворах. Этим уже были посеяны семена будущих династических конфликтов. Кроме того, в статуте ордена Золотого Руна была еще одна чреватая конфликтами статья. Она гласила: если в Бургундском доме не остается наследника мужского пола, то главой ордена становится супруг наследницы последнего сюзерена.

Очередной герцог бургундский Карл Смелый (1433–1477), сын Филиппа и второй глава ордена, добился избрания в орден своего зятя Эдуарда IV, короля Англии, Фердинанда I, короля неаполитанского, и Иоанна II, короля сицилийского. После смерти Карла его единственная дочь Мария вышла замуж за австрийского эрцгерцога Максимилиана, впоследствии германского императора, который и стал главой ордена Золотого Руна.

Наконец в 1516 году Карл V Великий, император Священной Римской империи, король Испании и глава дома Габсбургов, стал Верховным Магистром ордена. Поскольку под его правлением находилась, практически, вся Европа, орден Золотого Руна стал самой влиятельной рыцарской организацией того времени. Орден получил полную поддержку папского престола, который дал ему особые духовные привилегии. Карл Великий принял в рыцари ордена королей Франции, Португалии, Венгрии, Шотландии и Польши, а также герцогов Баварии, Саксонии, Флоренции, Савойи и Дании.

В 1555 году трон императора Священной Римской Империи перешел к сыну Карла, королю Испании Филиппу II, который был одновременно четвертым главой дома Габсбургов. В 1577 году Филипп II получил от папы Григория XIII исключительное право назначать рыцарей на высокие вакантные посты, что позволило повысить социальный статус рыцарства. Филипп сделал рыцарями ордена Золотого Руна королей Франции, представителей высшей знати Нидерландов, Священной Римской Империи и Италии.

Верховным Магистром ордена Филипп II был до 1598 года, когда он передал власть над семнадцатью провинциями Европы своей дочери Изабелле, а магистерство - Филиппу III, королю Испании и пятому главе дома Габсбургов. Возглавляли орден впоследствии короли Филипп IV и Карлос II.

Со смертью Карлоса II испанская ветвь Габсбургского дома пресеклась. В ноябре 1700 года началась дележка «испанского наследства». На трон Испании стали претендовать французские короли, и в 1701 году испанским королем стал Филипп Анжуйский из дома Бурбонов. Император Карл VI, восьмой глава дома Габсбургов, получил Нидерланды, Сардинию, Неаполь и Милан. Оба новых монарха претендовали на звание Великого Магистра ордена Золотого Руна. Филипп потому, что занял испанский трон и наследовал, таким образом, Карлосу II, последнему главе ордена, а Карл VI потому, что по Утрехтскому договору он стало правителем Нидерландов, входивших во владения основателя ордена Золотого Руна.

С тех пор орден разделился на две ветви - испанскую и австрийскую. На верховенство претендовали обе ветви, спор рассматривал специальный Конгресс в Камбре в 1724 году, но никакого решения не было принято. И два королевских дома с молчаливого согласия стали жаловать знаки ордена Золотого Руна независимо друг от друга.

После первой итальянской кампании Наполеон подписал договор в Кампоформио (1794), по которому Австрия отказывалась от прав на Нидерланды. Орден, имеющий экстерриториальный характер (вот оно, последствие решения Филиппа Доброго!) остался у основателя - бургундского дома.

Испанская ветвь

Она насчитывает уже десять следующих один за другим Великих Магистров. Один раз Магистром была женщина, Изабелла II, королева Испании и глава дома Бурбонов (1833–1868). Альфонсо XIII, король Испании и девятый глава дома Бурбонов (1886–1941), во время гражданской войны был изгнан, но от звания Великого Магистра ордена Золотого Руна не отказался. Однако в изгнании он предпочел не принимать в орден никого.

Генералиссимус Франко (1892–1975), уважая династический характер ордена, не претендовал, в качестве главы государства, на звание Магистра. После самоотречения короля Альфонсо незадолго до его смерти, звание это перешло к инфанту дону Хуану де Бурбон и Ваттенберг, графу Барселонскому и главе испанского дома Бурбонов (1941), который в 1977 году отказался от звания Великого Магистра. С этого времени главой испанской ветви ордена Золотого Руна стал Хуан Карлос I, король Испании, родившийся в 1938 году. Он был членом ордена с 1941 года, как инфант Испании и принц Астурийский.

Сейчас в ордене всего одиннадцать рыцарей, кроме Хуана Карлоса. Из иностранных членов — бывший король Бельгии Леопольд III, бывший король Италии Умберто II, император Японии Хирохито, король Бельгии Бодуэн I и бывший король Греции Константин.

Испанская ветвь приняла знак ордена, отличающийся от традиционно бургундского, — без девиза и разработала свою практику награждения знаками, более, если можно так выразиться, демократическую. Орденом Золотого Руна в Испании награждают не только представителей высшей знати, но и просто выдающихся сограждан. Представления к награде делаются с предварительного согласия кабинета министров Испании и не являются исключительной прерогативой монарха. С 1812 года знаками ордена стали награждать некатоликов и даже нехристиан. В частности, орденом Золотого Руна был награжден герцог Веллингтон, принадлежащий к англиканской церкви, за помощь Испании в борьбе с Наполеоном.

Австрийская ветвь

После разделения ордена Великими Магистрами в Австрии были императоры Франсиск I (1708–1765), Иосиф II (1741–1790), Леопольд II (1742–1792), Франц II (1768–1835), Фердинанд I (1793–1875), Франц-Иосиф I (1830–1916), Карл I (1887–1922). Затем Великим Магистром стал эрцгерцог Отто, шестнадцатый глава дома Габсбургов-Лоррейн. Он родился в 1912 году и являлся законным преемником императора Карла I, умершего в изгнании после провозглашения Австрии республикой в ноябре 1918 года.

После развала Австрийской империи группа патриотически настроенных граждан Бельгии пыталась убедить бельгийское правительство включить в Версальский договор 1919 года специальный пункт о возвращении архивов и сокровищ ордена Золотого Руна на «историческую родину». Основанием служило то соображение, что орден был создан на территории, являющейся в начале XX века бельгийской и что ей управлял преемник бургундского дома. Бельгийский король Альберт отказался от такого пункт в договоре из-за нежелания ссориться с домом Габсбургов-Лоррейн.

Между тем, республиканское правительство Австрии признало, что главенство над австрийской ветвью ордена должно принадлежать дому Габсбургов-Лоррейн. Декретом от 16 сентября 1953 года правительство Австрии признало орден юридическим субъектом международного права. Таким образом, орден сохранил права на архивы и собственность, перевезенные из Брюсселя в Вену при наступлении Наполеона в Бельгии в 1794 году. Австрийское правительство поместило эти ценности в Государственную Сокровищницу и Духовную Сокровищницу в Хофбурге и позволило ордену пользоваться ими в культурных и церемониальных целях.

Австрийская ветвь ордена Золотого Руна сохранила, в отличие от испанской, первоначальный аристократический и религиозный характер. Орденом награждают только членов королевских семей и высшую знать, исповедующих католичество. В рыцарях ордена, помимо императорского и королевского дома Австрии состоят Жан, Великий герцог Люксембургский, Альберт, принц Льежский и Бельгийский, Франсуа-Жозеф II, принц Лихтенштейнский, Жан-Адам, кронпринц Лихтенштейна, Анжело ди Колонья, принц и Великий Магистр Мальтийского ордена.

Орден Золотого Руна (австрийская ветвь) и коробка к нему

В хорошо всем известном романе Алесандра Дюма "Виконт де Бражелон" английский король Карл II, только-только восстановленный на троне, жалует знаки ордена Золотого руна Атосу - графу де Ля Фер - в благодарность за помощь, которую оказал ему бывший мушкетер.
Для Атоса - представителя старой французской аристократии - это высочайшая честь. Ведь, как справедливо замечает сам граф де Ля Фер, в Европе не каждый король имеет такую награду. Вот только Карл II не имел права награждать кого-либо орденом Золотого руна, ибо не был и не мог быть его главой и сам не состоял в нем.
Впрочем, Дюма никогда особенно не церемонился с историей.

Князь Александр Горчаков с орденом Золотого руна:


А какова история этого ордена на самом деле?

В 2014 году в Испании разгорелся пренеприятный скандал. Местная пресса сообщила о том, что известный певец Энрике Иглесиас будет награжден орденом Золотого руна. Новость возмутила многих консервативных политиков, а заодно аристократов, состоящих в родстве с королевской семьей. Как же так, какого-то певца (пусть и очень популярного) награждают старейшим и главнейшим орденом Испании?!

Двору пришлось объясняться, и тут оказалось, что журналисты ошиблись. Орденом Золотого руна наградили другого Энрике Иглесиаса, не дружка Анны Курниковой, а видного уругвайского политика, экономиста и писателя. Общественность успокоилась. Порядок нарушен не был, ибо орден Золотого руна - совсем не та награда, которую можно присвоить известному певцу. Казалось бы!

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Первоначально орден не имел никакого отношения к Испании. Вообще за почти 700 лет своего существования он пережил сразу несколько государств и политических режимов. Основателем и первым главой ордена был Филипп III Добрый, герцог Бургундский.

Этот человек имел полное право считать себя правителем независимого государства. По ходу Столетней войны Бургундия стала верным союзником Англии, направив свое оружие против Франции. Именно бургундские рыцари пленили и передали англичанам Жанну д"Арк, именно Бургундия продолжала воевать уже после того, как Англия вышла из конфликта. Расцвет герцогства пришелся как раз на XV век, когда оно взяло под контроль Фландрию - крупнейший в Европе центр производства шерсти и сукна. В 1430 году Филипп Добрый взял в жены португальскую принцессу Изабеллу . В честь своей свадьбы герцог и учредил орден Золотого руна.

Инфанта Изабелла, супруга Филиппа Доброго
(если бы моей невестой была бы такая "красавица",
я бы тоже учредил орден, символом которого является баран):


Свадьба Филиппа и Изабеллы состоялась 10 января - в день святого Андрея Первозванного. Этот апостол считался покровителем Бургундии. Ему и был посвящен орден Золотого руна.

Существует множество версий, объясняющих выбор названия. Некоторые историки, например, считают, что Филипп таким образом отметил свое богатство, которое принесла ему все та же фламандская шерсть. Существует и красивая символическая трактовка: овца олицетворяет непорочность, золото - высшую духовность.

И все же название это явно связано с тем золотым руном, за которым древнегреческий герой Ясон отправился в лалекую Колхиду. Об этом можно судить по знакам ордена: среди них есть и легендарный корабль аргонавтов, и пламя дракона, охранявшего руно. Знаки ордена вообще имели весьма своеобразный вид. Никакой звезды для него установлено не было. Филипп ввел церемониальные одежды, а также цепь. На этой цепи и носился знак в виде золотого руна - шкуры барана.
Так было первоначально, но со временем знаков стало больше. Мода менялась, и золотую цепь стало носить неудобно. Ее заменила более практичная красная шейная лента.

ИЗ БУРГУНДИИ В АВСТРИЮ И ИСПАНИЮ

Филиппу и в кошмарном сне не приснилось бы, что всего через полвека после учреждения ордена Бургундия утратит свое могущество и независимость. Увы, его сын, Карл Смелый не уберег наследство отца. В 1477 году герцог погиб в битве при Нанси, его владения были поделены между Францией и Габсбургами.

Новый расцвет ордена будет связан с именем его правнука. Речь идет об одном из величайших монархов в истории Европы - Карле V . Император Священной Римской империи, который под именем Карла I был еще и королем Испании. Это в его владениях никогда не заходило солнце.


Карл придавал огромное значение разного рода церемониям, особенно тем, что уходили корнями в далекое прошлое. Не случайно, став императором, он, по примеру древнеримских полководцев, устроил себе триумф, торжественно пройдя со своим войском по улицам Рима.
Карл стал снова проводить награждения и увеличил максимальное число членов ордена до 50, даровав им ряд исключительных привилегий. Например, судить человека, состоящего в ордене, можно было только с согласия его членов. Приказ об аресте должен был быть подписанкак минимум шестью кавалерами, а арестованного даже не могли посадить в тюрьму. На время суда он станговился гостем одного из своих братьев.

Испанский период продолжался до 1700 года, когда испанская ветвь Габсбургов угасла. Последним королем Испании из этой династии был Карл II - бедная жертва серии кровосмесительных браков.

С его смертью трон опустел, что вызвало страшную войну, известную как Война за испанское наследство. В битве за Испанию сошлись Франция и австрийские Габсбурги. В итоге в Мадриде воцарились Бурбоны, но их соперники все равно заявили свои права на господство в ордене Золотого руна.
Судьба его в конце концов была отдельно прописана в мирном договоре. Он стал высшей наградой и в Испании, и в Священной Римской империи. Теперь им награждать могли и испанские короли, и главы дома Габсбургов. А так как именно благодаря этой династии в 1804 году образовалась Австрийская империя, то орден стал высшей наградой сразу двух стран.

Надо сказать, что Испания и Австрия подходили к вопросу награждения по-разному. В Вене решили соблюдать традиции, заложенные еще Филиппом Добрым. То есть в орден принимали исключительно католиков и только мужчин. Во время Венского конгресса австрийцы довольно сильно обидели Александра I , который этого ордена так от них и не получил. Формальным основанием было то, что российский император не принадлежал к католической вере. Вот только в том же 1814 году Австрия сделала единстенное в истории исключение для принца Уэльского, будущего Георга IV . Он был принят в орден Золотого руна как фактический руководитель Британии в годы Наполеоновских войн.


Обиду Александра I сгладили испанцы. Они в вопросах награждения проявляли большую гибкость и вручали орден Золотого руна с большей охотой. Высшей наградой испанского королевства удостоился не только император, но и все три его брата (Константин, Николай и Михаил), а заодно и российский посланник в Мадриде Дмитрий Татищев.

Орден Золотого руна Александра I:


После этого награждение членов семьи Романовых высшим испанским орденом стало доброй традицией. Однако, нужно отметить, что никто из них этот иностранный орден не носил. По крайней мере, на официальных портретах российских императоров ордена Золотого руна нет.

ОРДЕН В НАШИ ДНИ

Австро-Венгрия прекратила свое существование в 1918 году. Вместе со страной приказала долго жить и монархия Габсбургов. Однако последний император Карл I оставил за собой главенство в ордене.

Последний император Австро-Венгрии Карл I
(какая трогательная фотография, но где же орден Золотого руна?):

Сейчас гроссмейстером австрийской ветви является его внук. Габсбурги продолжали проводить награждение даже после того, как потеряли трон.

То же касается и испанских Бурбонов, которые были изгнаны из страны в 1931 году.

После реставрации монархии в Испании орден сохранил свой высокий статус, и теперь его главой является король Филипп VI (как видим, орден на месте!):

Мадрид по-прежнему принимает в орден новых членов, в том числе императора Японии, короля Таиланда и бывшего генсека НАТО Хавьера Солану.
Половые ограничения тоже сняты. Орден Золотого руна уже давно внучают женщинам и даже девочкам. Так, в 2015 году этой награды была удостоена принцесса Леонор - дочь короля Филиппа.

Леонор де Тодес лос Сантос де Бурбон и Ортис,
принцесса Астурийская, инфанта Испанская:

Эх, зря все-таки не дали орден Золотого руна Энрике Иглесиасу! В конце концов, чем он хуже испаснской инфанты? А уж знаменит в мире точно намного больше нее.
К тому же он католического вероисповедания, в отличие, например, от буддистов - японского микадо и таиландского короля, являющихся членами ордена.
Может быть, Иглесиасу не дали орден из-за его бисексуальных наклонностей? Нет! Не может такого быть! Ведь Испания - член Евросоюза, а значит должна придерживаться полной толерантности в этом вопросе. Да и Александру I испанцы орден дали, несмотря на те же самые наклонности, причем задолго до наступления эпохи толерантности, в те времена, когда в Испании еще имели большое вляиние инквизиция и иезуиты.

А, понял! Во всем виновата подружка Энрике - русская теннесистка Анна Курникова !

Нечего было связываться с русской, ведь все они тайные или явные агенты КГБ!!!
Вот и остался бедный весь из себя толерантный Энрике и без русской девушки, и без высшего испанскго ордена!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

«Вообще зима прошла в больших трудах. Брильянтов великий комбинатор достал только на четыреста тысяч… Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста с надписью «Во имя отца и сына и святого духа»... Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого Руна – литой барашек. Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ.

– Золотое Руно, – бормотал старик, – дается за высшую доблесть!

– А у меня как раз высшая, – отвечал Остап, - к тому же я покупаю барашка лишь постольку, поскольку это золотой лом.

Но командор кривил душой. Орден ему сразу понравился, и он решил оставить его у себя навсегда в качестве ордена Золотого Теленка».

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».

Одна из самых древних и почетных европейских наград – орден Золотого Руна – была учреждена герцогом Бургундским Филиппом Добрым 10 января 1430 года по случаю бракосочетания с инфантой Португалии Изабеллой в Брюгге, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея. В то время понятие «орден» означало не просто награду в виде некоего предмета ювелирного искусства, а организацию, Орден рыцарей (как Орден госпитальеров, например), а награда служила знаком отличия человека, ставшего рыцарем Ордена. Так и Филипп создал рыцарскую организацию, «дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства...» Конечно, бургундский герцог преследовал и другие цели: объединение в единую влиятельную и состоятельную организацию представителей правящего сословия; орден должен был связать друг с другом разрозненные владения богатейшего Бургундского дома. Для крупных французских феодалов ордена, союзы, должности и т.д. позволяли прочнее привязать их членов к себе и своей политике. Кроме того, Филипп придал ордену династический и экстерриториальный характер - это означало, что главенство (командорство) в ордене передается по мужской линии и что награждаться могут иностранные лица, которые должны были подчиняться «по рыцарской линии» Магистру, что создало в будущем множество осложнений.

Есть несколько версий, которые объясняют, что же имел в виду основатель ордена, выбрав для него такое название. Понятно, что имеется в виду овечье руно – шкура барана, за которым отправился древнегреческий герой Ясон с аргонавтами в Колхиду (современную Грузию). Но что под этим подразумевал Филипп – то ли аналогию со священным крестовым походом против турок, в который он очень хотел отправиться, то ли семейную легенду, по которой один из предков Филиппа когда-то повторил путь Ясона и попал в плен в Колхиде, то ли, по версии Лафонтена, любовь к некой златокудрой даме – неизвестно, возможно, что все версии в той или иной степени правдивы. К тому же, позже добавились официальные религиозные трактовки символики знака ордена. Так, орден получил второе название – Знак Гедеона – так как с ним стал ассоциироваться библейский эпизод из Ветхого Завета, когда Гедеон (один из судей израильских, народный герой израильтян родоплеменной эпохи) расстилает овечью шерсть, и на нее выпадает роса в знак того, что он победит захватчиков мадианитян. Сам образ руна – символ невинности, агнца, а золото – аллегория высшей духовности, таким образом, поход за Золотым Руном – это путь обретения величия духа, очищения души. Не случайно орден учрежден и в день святого Андрея 10 января: это креститель Бургундии, а древние бургундские короли получили крест именно от него, поэтому андреевский крест называется также бургундским.

Облик самой награды – ордена – за прошедшие века неоднократно менялся, но главные символы остались неизменными до сих пор. Главным знаком является изображение овечьей шкуры – золотого руна, которое изначально носилось на золотой цепи из двадцати восьми звеньев. Руно золотое потому, что им обладал мифический чудесный баран, на котором Зевс поднимался на небеса и который был послан богами, чтобы спасти детей орхоменского царя Афаманта и богини облаков Нефелы - Фрикса и Геллу – от преследований мачехи Ино. Баран поплыл по морю в Азию, но по дороге Гелла упала в море (отсюда Геллеспонт – пролив Дарданеллы). Фрикс добрался до Колхиды и принес барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Оно стало магическим гарантом благоденствия Колхиды.

Самый старый вариант ордена, который можно увидеть на многих парадных портретах европейских монархов, выглядит именно как широкая цепь с подвеской. Руно перехвачено посередине пояском, который крепится к цепи; сама же цепь имеет сложную форму: ее звенья выполнены в виде чередующихся стилизованных кресал и кремней, или иначе говоря, огнива – старинных «спичек», приспособления для розжига огня. Кремень представлял собой конкреции кремнезема, камень, из которого еще древние люди изготавливали наконечники стрел и копий. Если по кремню ударить кресалом – специальной полоской из закаленной стали с мелкими насечками на поверхности, то появится сноп искр, возникающий при воспламенении на воздухе мельчайшей стружки кремня. Искры попадают на материал для розжига (трут) – и – есть огонь. В наши дни тоже можно встретить кресало – в обычных зажигалках.

Причем же здесь огниво? Дело в том, что огниво – это геральдический символ Бургундии и самого Филиппа Доброго. Стилизованные кресала-звенья выполнялись в виде латинской буквы «В» – Burgundia, кремни – в виде плоского овала, покрытого черной эмалью с белыми каплеобразными точками-искрами. Один из девизов ордена – «Ante ferit quam flamma micet» - «Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя» - делает смысл символики огнива понятным и красивым. Звено цепи, к которой крепилось золотое руно (всегда головой вправо), изображало кремень с искрами и языками пламени по бокам. Были даже детские цепи. Ношение золотой цепи стало необязательным в XVI веке; было разрешено носить орден на шейной муаровой ленте красного цвета в два пальца шириной.

Со временем орденский знак изменился, на что во многом повлияла мода. Кроме того, в XVIII веке в результате сложного наследования командорства (сыграл свою роль экстерриториальный характер награды) орден разделился на две ветви: австрийскую и испанскую. Монархи-представители двух ветвей стали награждать орденом независимо друг от друга, поэтому зачастую это были очень разные ювелирные изделия. В XVIII веке награды – показатель достатка и высокого положения; их стали богато украшать драгоценными камнями, особо отличился саксонский курфюрст Август Сильный. Пламя часто символизировали красные камни: рубины, гранаты-пиропы. Орден богато украшался бриллиантами, так, что символы ордена (огонь, кремень, кресало, а также трутница) изображались очень символически (особенно в испанском варианте) или вовсе не изображались (ордена XVIII века в дрезденских «Зеленых сводах»). Однако постепенно орден обрел единый стиль: золотое руно крепится к кремню с пламенем, кремень – к изображению трутницы с дугами синей эмали и девизом ордена на них «Pretium Laborum Non Vile» - «Награда не уступает заслуге (подвигу)». Под трутницей располагается сцена битвы Ясона с драконом, который охранял руно. Девиз герцога Филиппа – «Non Aliud» - «Иного не желаю» – размещался на обороте этого звена (остался в австрийском варианте). Завершается композиция золотым звеном в виде ракушки. В таком виде орден Золотого Руна существует и сейчас, однако, хоть и золотой, он украшен только цветными эмалями: красное пламя, синие дуги, черный кремень. Гораздо интереснее варианты орденов, хранящихся в разных сокровищницах мира.

Самый знакомый россиянам вариант ордена хранится в Алмазном Фонде. Нижняя его часть – золотая подвеска в виде овечьего руна, усыпанного бриллиантами. Верхняя часть украшена пятью огромными бразильскими розово-лиловыми топазами чистейшей воды. Если всмотреться, можно увидеть в рисунке бриллиантов очертания языков пламени.

В сокровищнице Дрездена «Зеленые своды» находятся потрясающие своей роскошью гарнитуры, наборы из разных мужских аксессуаров и украшений (эгретов, пряжек, орденов, аксельбантов, кинжалов, шпаг и т.д.). В каждый гарнитур входили два ордена: Золотого Руна и польский Белого Орла. Несмотря на то, что запрещалось носить орден Золотого Руна с другими наградами, это редкий случай, когда обе эти награды надевались одновременно.

В так называемый алмазный гарнитур входит великолепный орден Золотого руна 1755(56) года, украшенный тремя винно-желтыми бразильскими топазами квадратной ступенчатой огранки. Визуально орден делится на четыре части, рсаположенные друг над другом. Нижняя представляет собой собственно золотое руно, выполненное очень натурально, с матовым золотым блеском, усиленным мягкими складками овечьей шкуры. Поясок, перехватывающий ее, украшен крупным бриллиантом. Руно крепится к композиции из бриллиантов в виде языков пламени, с топазом в центре. Две другие части, по форме напоминающие ромб, схожи: они обе украшены растительными мотивами из бриллиантов с топазами в центре. Всего в этом ювелирном шедевре длиной в 10,9 см и шириной в 8 см 369 бриллиантов.

В бриллиантовый гарнитур тоже входил орден Золотого Руна, который был украшен уникальным зеленым Дрезденским бриллиантом весом в 41 карат – самым большим такого цвета. Потом камень переставили в эгрет, в оправу из драгоценных цветов. К слову о знаменитых камнях, знаменитый синий алмаз Хоупа (алмаз Тавернье) тоже был вставлен в орден Золотого Руна при Людовике XV. Вообще для этого ордена всегда подбирались самые красивые и крупные камни, такие, как огромный прозрачный гранат-пироп, найденный в Северной Богемии (ныне Чехия). Обычно чешские гранаты невелики, но этот имеет вес 468,5 карата. Орден Золотого Руна 1749 года с этим камнем и 318 бриллиантами также хранится в «Зеленых сводах». Еще один украшен тремя крупными и редкими рубиново-красными шпинелями (балэ-рубинами). Таким образом, в саксонской сокровищнице несколько орденов, решенных в разных цветовых гаммах, относящихся к разным гарнитурам. Эти уникальные изделия можно было увидеть в Москве, на выставке «Кабинет драгоценностей Августа Сильного», в 2006 году; ныне все они вернулись в Дрезден.

С XVII века орден Золотого руна перестал рассматриваться как союз рыцарей, окружающих сюзерена. Он меняет свой смысл, а знаки принадлежности к нему превращаются в знаки монаршей милости. Но он оставался высшей наградой Европы и имел такое значение, что монархи-обладатели награды чеканили свои монеты, помещая на них изображения этого ордена. Австрийская ветвь более консервативна и сохранила аристократический и религиозный характер; в ней орденом награждают, как и в Средние века, только членов королевских семей и высшую знать, которые должны быть католиками. Практика награждения испанским орденом Золотого Руна более демократична; среди кавалеров ордена есть не только некатолики, но и нехристиане, и просто выдающиеся люди, не относящиеся к высшему сословию. Все ордена, сохранившиеся в сокровищницах мира, являются дорогостоящими и оцениваются в сумму до полумиллиона долларов.

Интересно, что персонаж романов Александра Дюма граф де ля Фер (Атос) является кавалером трех высших европейских орденов: Золотого Руна, Подвязки (Англия) и Святого Духа (Франция), что поражает увидевшего его с наградами кардинала Мазарини, так как такой набор наград могли собрать только монархи. Дюма в большой степени свободно обращался с историческим материалом, но это не умаляет художественных достоинств его произведений, как многочисленные изменения внешнего вида ордена Золотого Руна не умалили его значения и только прибавили ему притягательности. В символике ордена есть что-то по-настоящему привлекательное, возможно, эти древние символы – огонь, шкура животного – будят смутные подсознательные воспоминания, и так и хочется, как Остапу Бендеру, оставить его себе как некую добычу. Неслучайно в битве Остапа с румынскими пограничниками уцелел только орден Золотого Руна – награда за высшую доблесть.

Две самые почётные военные награды Древнего Египта времён первых династий Нового царства (1540-1290 гг. до н. э.) - орден Льва и орден Мухи. Часто они вручались отличившемуся одновременно.

Если со львом всё понятно, - животное бесстрашное и сильное, то за что награждали орденом Мухи?

Золотые мухи Древнего Египта — буквально «Золото храбрости» — золотые украшения в виде стилизованных мух, награда эпохи Нового царства. При Тутмосе III стандартизованная золотая муха стала высшей боевой наградой Египта. По сути, этот знак был египетским эквивалентом Железного Креста. :)


Награждение ей было открыто для всех чинов, включая рядовых солдат. Орденским знаком был тонкий нашейный обруч, на котором висели три ажурные мухи из золотой проволоки.


В Древнем Египте устраивались специальные церемонии, на которых чествовали победителей. Фараон стал одаривать золотом храбрецов, отличившихся во время освободительных войн и завоевания Сирии.



Потом обычай этот укоренился, и почетные награды стали получать и штатские лица. Иногда вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали многих удостоенных милости фараона. Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались рядом, чтобы приветствовать счастливцев. Во дворце фараона их ждали награды и подарки, а особо отличившимся фараон сам сообщал о повышении в должности и затем бросал с балкона золотые чаши и ожерелья. Военачальники подхватывали на лету эти драгоценные подарки и вешали на шею награжденному иногда по три-четыре ожерелья сразу.


Почему именно муха стала символом воинской доблести? Видный немецкий египтолог Курт Зете предположил, что орден могли назвать в честь шестиногого двукрылого из-за того, что мухи многочисленны, отличаются большой настойчивостью, упорством, назойливостью, бросаются в атаку снова и снова, как их ни гоняй. Эти насекомые досаждали египтянам значительно больше, чем львы, да и сражаться с ними труднее, хотя лев, конечно, много импозантнее мухи, особенно для ордена. Так что орден Мухи должен был свидетельствовать о неустрашимости и упорстве бойца.


Наиболее известны найденные в 1859 году золотые мухи середины XVI века до н. э., пожалованные царице Яххотеп её сыном Яхмосом за её организаторские заслуги в ходе войны с гиксосами. «Орден» из трёх мух (а это единый орден, все сохранившиеся ордена мухи — это ожерелья с несколькими насекомыми), предположительно носившийся на груди, был обнаружен в могиле и с тех пор хранится в Каирском музее.



В могиле царицы Яххотеп I, кроме трёх золотых орденов Мухи найдены также кинжалы и боевые топоры, характерные обычно для мужских захоронений. Длина каждой "мухи" — 9 см, вес всего ожерелья — 249 грамм.


Орден и его уровень, вероятно, зависел от размера мух. В этом плане орден Яххотеп уникален, а вот ожерелий с мелкими мухами, длиной до 1,5 см было много. Помните польский фильм "Фараон"? Там начальник отряда Эннана бежит по пустыне как раз с орденом мухи на груди...



Современник и родственник фараона Яхмоса, военачальник Яхмос-пен-Нехебт носил шесть золотых мух и трёх золотых львов. Другой Яхмос, сын Эбаны, имел трёх золотых мух. Мухи этих Яхмосов известны только по письменным источникам, из которых не ясно, идёт ли речь о единовременном награждении тремя мухами, или о трёх последовательных награждениях.


Помимо гробницы Яххотеп, золотые мухи были найдены в захоронениях других женщин и гражданских чиновников. Возможно, при восшествии на трон фараоны практиковали массовые раздачи золотых мух. Поэтому среди египтологов существует мнение, что мухи могли быть не военной, а гражданской наградой (или также гражданской наградой).


Яххотеп



Царица Яххотеп (1560-1530 гг. до н.э.), или, как её ещё называют, Аххотеп, прославилась не только из-за того, что была матерью фараона Яхмоса I (основателя 18 династии древнеегипетских царей), но также благодаря своим лидерским и полководческим качествам. Будучи регентом при своём малолетнем сыне, она стала первой женщиной, которая удостоилась титула жреца. Помимо этого она смогла самостоятельно объединить страну в самый критический момент. Она сплотила вокруг себя солдат и одержала победу над заговорщиками.


В феврале 1859 года группа египетских рабочих, которые формально вели раскопки под руководством Огюста Мариетта, обнаружила в фиванском некрополе Дра Абу эль-Негга нетронутое грабителями погребение царицы. Супруга Секененра Таа II и мать Яхмеса I, основателя XVIII династии, Яххотеп жила во время оккупации северной части страны гиксосами и исполняла обязанности регента при сыне, в то время как Таа II боролся с захватчиками. Страшные раны на голове мумии Таа II, который, судя по всему, погиб во время битвы, еще раз позволяют представить себе уровень ответственности, которая легла на плечи Яххотеп, организовывавшей поставки из тыла и управлявшей Фиваидой.


О её статусе и военных заслугах историки узнали благодаря стеле в Карнакском храме, которую установили по приказу Яхмоса I. Из надписей следует, что Яххотеп заботилась о солдатах Египта и оберегала их, как мать. Она принесла мир в Верхний Египет, объединив страну и изгнав из неё мятежников.


О том, что царица-регент была не просто «гаремной женой» фараона, говорит также и её захоронение, в котором помимо царских регалий были найдены предметы, свойственные обычно лишь усыпальницам воинов - наручные браслеты лучника, наконечник копья, тринадцать боевых топоров из бронзы, серебра и золота. Это было единственное нетронутое гробничными ворами погребение царицы за всю историю египетской археологии.


Но самой необычной находкой, после которой у историков не осталось сомнения в том, что перед ними царица-воительница, стало ожерелье с золотыми мухами. Такой подвеской с насекомыми в древнем Египте награждали лишь за героизм, проявленный на поле боя.


Немудрено, что после этого Яххотеп стала своеобразным символом освобождения Египта и одним из главных действующих лиц в нескольких романах, посвященных войне египтян с кочевыми племенами гиксосов (например, роман Нагиба Махфуза «Война в Фивах» и трилогия Кристиана Жака «Гнев Богов»).


Сергей Валянский
Дмитрий Калюжный

Другая история Руси
От Европы до Монголии

Золотой Орден

Тевтонский орден был основан крестоносцами в 1128 году в Иерусалиме. Позже он стоял в Венгрии, затем перешел в Прибалтику. И практически сразу, – в соответствии с идеологией 4-го Крестового похода – против православия, за насаждение католической веры – тевтонцы ввели в практику нападения на русские города, строительство своих поселков на русских землях.
Русские были недовольны. Они стали отнимать города обратно, сжигая немецкие поселки. Вторгаясь на немецкую землю, они убивали жителей, а иных брали в плен и уводили с собой. Руководил этой национально-освободительной борьбой князь Александр Ярославович, известный ныне как «Невский». Католики, понятно, никакой освободительной борьбы в таком поведении «диких русских» не усматривали, а видели они только наглый русский терроризм. Как сообщают источники того времени, немцы поклялись победить Александра, утверждая: «пойдем и возьмем его руками».
И вот в 1242 году они пошли, и встретились с войсками князя на Чудском озере, о чем в «Летописи по списку Лаврентия» сказано так: «В лето 6750 (1242). Великий князь Ярослав (послал) сына своего Андрея в Новгород Великий в помочь Олександрови на немцы и победил их в Плесковом на озере и в полон многих пленил и возвратился Андрей к отцу своему с честью».
О том же – по списку Московской духовной академии:
«В лето 6750 (1242). Ходил Александр Ярославич с новгородцы на немцы и бился с ними на Чудьском озере у Воронина Камени и победил Александр и гнал (немцев) по льду 7 верст, секучи (рубя) их».
Подробности изложены в «Житии» Александра Невского, составленном, разумеется, человеком, который сам там не был, но слышал все от верных людей и от самого Александра. Обратите, кстати, внимание, что в этом описании, вопреки расхожей легенде, никакие рыцари ни под какой лёд не проваливаются:
«Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий и звон мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.
И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью божьей, и обратились враги в бегство, и гнали и секли их воины Александровы, словно неслись они по воздуху; и некуда было тем бежать. Здесь же прославил бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто говорил: «Поймаем Александра руками», предал бог ему в руки. И не нашлось никого, кто мог бы воспротивиться ему в битве.
И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество пленных в войске его, везли босыми возле коней тех, кто называл себя «божии рыцари».
В наших основных летописях упоминания о столкновении русских князей с рыцарскими орденами единичны, названия орденов не упоминаются вовсе, – как и в приведенных случаях. Разбитый Александром Тевтонский орден в это время уже принял немецкий национальный характер. Он вёл в XIII–XIV веках постоянные войны с Литвой, Польшей и Северо-западной Русью. Прекратилось это безобразие только после поражения, нанесенного ему совместной польско-литовско-русской армией под командованием польского короля Владислава II Ягелло в битве около деревень Грюнвальд и Танненберг в 1410 году, после чего Тевтонский орден влачил жалкое существование в Прирейнском крае аж до Наполеона I.
Но совсем нет в русских летописях самого интересного, с нашей точки зрения, ордена Святого Креста с красной звездой. Он, конечно, есть, но только подменен поздними толкователями «Татарской Золотой ордой». Этот орден в 1238 году стараниями чешской принцессы Анежки Пршемысловны, дочери короля Пршемысла Отакара I был утвержден папой Григорием IX как орден братьев-крестоносцев «для основания Славы святых и права Христа», то есть получил право на самостоятельную деятельность как надгосударственное вооруженное религиозное объединение. Причем важно, что Орден был в личном подчинении папы. В январе 2000 года исполняющий обязанности гроссмейстера объяснял нам, что он «и.о.» потому, что у папы не доходят руки до дел его организации, а никто другой решений принимать не может.
Эта Золотая Орда закончила свое укрепление на Балканских землях, придя с Запада, как раз в то время, когда, судя по русским летописям, вторглись в Юго-Западную Русь татары (1236-1240), осуществив так называемое «Батыево нашествие».
Историческая наука должна быть прежде всего согласована с физической и географической возможностью сообщаемых в ее первоисточниках событий. Например, карты «татарских» походов рисуют нам линию, идущую от Татров до Донца и теряющуюся тут, разделившись на две ветви. Перед нами, – говорят ученые, рисуя стрелку на западном конце этой линии, – путь татар под предводительством Бати-хана (Батыя) в 1240-1241 годах в направлении от Азии к Татрам.
Однако, руководствуясь одним только здравым смыслом, скажите, откуда мог идти этот военный поход? Из Татрских гор, из сильной и многолюдной Венгрии в безлюдные тогда степи реки Донца, чтоб окончиться тут по причине безлюдья? Или наоборот: возникнув в пустых степях из этого безлюдья и одновременно даже в двух пунктах около Донца, слиться потом в Переяславце близ Киева, и затем, взяв могущественные города Киев, Владимир Волынский и Галич, уйти на запад и пропасть в Татрах?
И здравый смысл, и география с демографией в придачу говорят нам, что такой поход, какой вычерчивают историки, мог идти только с многолюдного, богатого и культурного запада на почти безлюдный кочевой восток. На картах не вычерчен он восточнее реки Донца только потому, что для дальнейшего продолжения этой черты на восток, хотя бы до Волги, нет никакой возможности; нигде не говорится в истории этого похода о каких-либо событиях восточнее Донца.
А то обстоятельство, что Батый тут, на Донце, был летом 1240 года, а в Татрах летом 1241, разъясняется совсем легко. Лето 1240 года, считаемое по сентябрьскому началу года и будет летом 1241 года по западноевропейскому мартовскому началу года. Подмена могла быть сделана и нарочно, когда захотели заменить Татрский крестоносный духовный орден татарскою ордой.
Всё это еще более становится ясным, когда вы сопоставите поход Орды Батыя с предшествовавшими походами крестоносцев той же самой эпохи. Взгляните на западную часть той карты Европы, которая разрисована стрелами крестоносных путей, и вы сами скажете, что поход Батыя лишь продолжение того же Drang nach Osten, каким вызван и 4-й Крестовый поход. Ведь если в учебниках истории показана карта, на которой в Прибалтике отмечены «Владения Ливонского ордена крестоносцев» и «Владения Тевтонского ордена», то нет здесь Ордена Святого креста, самого влиятельного из всех. А он же был в Татрах и по всей Венгрии и по рекам Пруту и Днестру! А вот в Заволжье никаких «орд» еще не показано. Такие названия для кочующих ногайцев, а потом и монголов появились уже позднее и, можно думать, тоже не без связи с католическими миссионерами если не военных, то чисто духовных орденов: францисканцев, миноритов и подобных им.
На середине исторической карты Восточной Европы вы видите, как «орда Батыя» избродила нелепым образом всю среднюю Россию между 1236 и 1238 годами. Для мухи, ходящей по нашей карте, такая прогулка вполне возможна, но насколько она географически, климатически (три зимы!!!) и физически подходит для большого войска среди испуганного редкого населения64, разбегающегося во все стороны от чужеземцев-иноверцев, пришедших из неведомой Монголии через пустыни и степи?..
Другое дело, если это два отдельных крестовых похода папского Ливонского ордена. Начавшись около Русы в Новгородской области, один из них действительно мог идти на юг до Курска. А другой в Кострому, затем в Рязань и даже на Волгу. А для одного и того же похода, и притом от Каспийского моря (следов к которому тоже нет) всякая возможность такой прогулки совершенно исключается. Ещё один Южный поход явно идет из Татров, где водворился Золотой орден крестоносцев. Начавшись в Татрах в 1238 (мартовском) году, он в том же году дошел до Галича, Владимира Волынского и окончился за Киевом в Переяславле, а другое его ответвление, на Чернигов окончилось в Змиеве в 1240 году. Независимо от этого была еще битва с Ногайской Ордой (ногайским орденом генуэзцев) в 1224 году.
Вот и все «татарские нашествия». Совершенно ясно и географически и хронологически, что это были продолжения крестовых походов, организованных католической церковью. Первый из них шел в 1096 году из Метца в Палестину. Четвертый, направленный против православной Византии, начался в 1202 году из Венеции. А вот и «русские» крестовые походы: из Риги через Руссу в 1237 году, и из Татров через юго-западную Русь с 1238 года.
Мы не навязываем своей точки зрения никому. Желающие могут продолжать верить, что Россия платила дань степнякам-скотоводам. И все же предлагаем таким людям поразмышлять о гордости великороссов. Многие поколения русских гордятся тем, что Россия закрыла, как щитом, бедную Европу от жутких завоевателей с Востока. Но, рассматривая даже карты традиционной истории мы видим, что монголо-татарские уроды, пройдя через Киевские земли ЮЖНЕЕ Великороссии, спокойно вошли в ту Европу и пытались перейти Татры. Они, говорят, дошли до Адриатического моря! Их войска не были разбиты, а повернули обратно благодаря «чуду». Эта – пришедшая из Европы – армия захватила Русь, и обложила ее данью, и четверть тысячелетия владела ею. Кого и ОТ КОГО спасла Россия?