Российский полководец не проигравший ни одного сражения. Какой полководец не проиграл ни одного сражения. Суворов был очень набожен

Республика Калмыкия, расположенная на юге России - регион с древней историей и самобытной культурой. Бескрайняя степь, жаркое лето, короткая, но порой холодная зима - вот как можно вкратце охарактеризовать эти края. Побывать в Калмыкии - идея отличная, потому что от остальной части России она отличается очень существенно. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать.

Факты о Калмыкии

  • Она граничит с пятью другими субъектами Российской федерации.
  • Калмыкия - единственный на всю Европу регион, где в вопросах религии преобладает буддизм.
  • Около 35% населения республики проживает в Элисте, её столице (факты об Элисте).
  • Калмыцкий язык наряду с русским имеет тут статус официального.
  • Наряду с лошадьми местное население активно разводит верблюдов.
  • В Калмыкии живёт примерно столько же людей, сколько в тихоокеанской стране Вануату (факты о Вануату).
  • Уровень потребления мяса на душу населения тут самый высокий в мире - порядка 100 кг на человека в год.
  • Предки современных калмыков использовали верблюдов в качестве боевых животных.
  • Одно из самых необычных мест в Калмыкии - гора Богдо, которая считается тут местом силы, а потому пользуется популярностью у разнообразных паломников. Она представляет из себя возвышенность с очень необычным рельефом.
  • Здесь находится единственный в мире шахматный городок - Сити-Чесс. Он был построен в 1998 году, когда тут проходил чемпионат мира по шахматам.
  • В Калмыкии проживают представители более чем десятка национальностей. Более половины населения - собственно, калмыки.
  • Летом температура воздуха тут иногда превышает +40 градусов.
  • Самоназвание Калмыкии на калмыцком языке - «Хальмг Тангч», что в переводе означает «калмыцкий народ».
  • В 16-17 веках калмыцкие орды регулярно совершали набеги как на китайские территории, так и на русские города.
  • Наряду с Бурятией и Тувой, Калмыкия является одним из трёх регионов России, где значительная масса населения исповедует буддизм.
  • Боевой клич «Ура!» произошёл от калмыцкого клича «Уралан!», что означает «Вперёд!».
  • Здесь находится Золотая обитель Будды Шакьямуни - крупнейший в Европе буддийский храм.
  • Любители творчества Ильфа и Петрова будут приятно удивлены, увидев тут памятник Остапу Бендеру.
  • Вместо «счастливого пути» в Калмыкии распространено пожелание «белой дороги». Смысл, впрочем, тот же.
  • Тут растут такие изумительные цветы, как лотосы.
  • В середине 20-го века калмыки были принудительно переселены в Сибирь, и лишь спустя полтора десятка лет возвращены обратно. Эта трагедия унесла жизни трети всего калмыцкого народа.
  • Народ калмыков является родственным монголам. Некогда он вышел из Золотой орды (факты о Монголии).
  • Калмыки минувших столетий входили в пятёрку самых воинственных народов мира.
  • В сельской местности тут местами до сих пор пользуются авторитетом шаманы. Распространено также поклонение огню.
  • До начала 20-го века в Калмыкии было распространено так называемое воздушное погребение - кочевники просто оставляли покойных в степи, в стороне от основных своих путей.
  • Во время Северной войны в начале 18-го века в сражении под Псковом войско калмыков верхом на верблюдах наголову разгромило и обратило в бегство шведскую конницу.
  • В калмыцкой степи нередко можно наблюдать миражи.

Республика Калмыкия расположена в юго-восточной части европейской России. Это край степей, они здесь занимают 90% территории. Однако для туристов эта земля очень привлекательна. Весной степь покрывается ковром из диких тюльпанов, а на заповедные озера прилетают сотни видов птиц. О десяти, наиболее достопримечательностях Калмыкии, рассказано в этой статье.

Шахматный городок - City-Chess

Городок находится недалеко от Элисты. Теперь она не только столица Калмыкии, но и шахматная столица России. На территории городка расположены уютные коттеджи, рестораны, магазины и салон красоты. Есть даже свой Дворец бракосочетания. А в самом центре Сити-Чесс расположился Дворец Шахмат, где проводилось немало шахматных турниров, в том числе, мирового масштаба, например, всемирная олимпиада по шахматам. Во дворце, помимо прочего, расположена резиденция президента ФИДЕ и музей шахматной славы.

Скульптуры Элисты

Туристов, на въезде в город, встречает величественный воин Джангар, герой калмыцкого эпоса и символ твердости национального духа. Примечательна скульптура верблюда, величественного корабля калмыцких степей. Всех, кто едет в шахматный городок, приветствует великий комбинатор Остап Бендер. Есть в Элисте и памятники, рассказывающие о печальных страницах истории. В память о депортации калмыков во время войны, был возведен мемориальный комплекс на вершине искусственного кургана. Центральный элемент комплекса - памятник «Исход и Возвращение».

Большое Яшалтинское озеро

Большое Яшалтинское озеро, это одно из знаменитых соленых озер Калмыкии. Концентрация соли в нём так велика, что летом оно покрывается соляной коркой. Сюда приезжают не только полюбоваться красивыми пейзажами, но и для поправки здоровья. Пары соли образуют естественную галокамеру, которая полезна при заболеваниях дыхательных путей. В сочетании с лечебной грязью, месторождение которого нашли на берегу, озеро творит чудеса.

Центральная площадь Элисты

Каждый путешественник, приезжающий в столицу Калмыкии, обязательно должен побывать на центральной площади Элисты. Здесь расположена одна из главных достопримечательностей города - Золотые ворота (Алтн босх). За воротами посетителей встречает статуя Будды Шакьямуни. Она была воздвигнута в честь шестидесятилетия Далай-ламы XIV, ведь основная религия Калмыкии - буддизм. В пьедестал памятника помещена капсула с обращением к Великому учителю на русском и калмыцком языках. Золотой Будда, окружённый восьмигранной ротондой, символизирует спокойствие и мудрость. Напротив этой скульптурной композиции находится сказочный фонтан «Мальчик и Дракон».

Пагода Семи Дней

Южная часть Республики Калмыкия выходит на берег Великого Каспия. Каспийское море - это величайшее на планете озеро. Морем его называют за громадные размеры, солоноватую воду и климат, схожий с морским. Каспийское море славится богатейшими запасами природных ресурсов. В его водах водится около 90% всех осетровых мира. Основу благосостояния Каспийского моря составляют крупные газонефтяные запасы в его недрах. Именно на Каспии, впервые в мире, начали добывать нефть из морских глубин.

«Черные Земли»

Заповедник «Черные Земли» находится на юге Калмыкии, между низовьями рек Волга и Кума. Когда-то это было дно доисторического Хвалынского моря, соединявшего Каспий с Чёрным и Азовским морями. Одними из редких животных, обитающих здесь, являются сайгаки. Это древнее животное, пережившее ледниковый период. Острое зрение, быстрота и выносливость - вот основные качества сайгака. А ещё они очень пугливы, поэтому подойти к животному близко практически невозможно. В заповеднике есть и пустыни, и озёра; путешествовать по нему, особенное удовольствие.

Соленое озеро Маныч-Гудило

Водоем расположен в заповеднике «Черные Земли». Окрестности озера, это территория международного значения. В эти места прилетают гнездиться и зимовать сотни тысяч птиц. Среди них есть немало редких: стрепет, дрофа, орлан-белохвост. Маныч, единственное место в России, где гнездится розовый пеликан. Здесь распространён такой вид туризма, как наблюдение за птицами. Однако любой, оказавшийся здесь случайно, не сможет оторваться от этого изумительного зрелища.

Остров тюльпанов

Всего на Земле насчитывается около 140 видов тюльпанов, из них 100 растут в Калмыкии. На заповедном озере Маныч-Гудило есть остров, который каждую весну весь покрывается тюльпанами. Красота этого места поражает многообразием цветов и оттенков. Самый распространённый краснокнижный тюльпан Шренка. Он один из первых культурных сортов. Свое название цветок получил в честь известного путешественника Александра Шренка. Окраска цветка многообразна: она может быть желтой, белой, сиреневой, фиолетовой и красновато-бордовой.

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Буддийская обитель в Элисте является одним из самых больших буддийских храмов в Европе. Символ величия души и разума - так говорят о Будде Шакьямуни калмыки. Его золотая обитель - бело-красный золотой храм, вышедший, словно из сказки. Тихо сбегают по каскадным лестницам водопады, ветер еле слышно озвучивает хурды - молитвенные барабаны, и время здесь как будто остановилось.

Черные легенды

Как известно войны, обусловленные конкуренцией различных групп за ресурсы, велись еще на заре человечества. Со временем они усложнялись и на каком-то этапе стали сопровождаться информационной поддержкой. Черный PR, или корректней, создание негативного образа для чужих, равно как и позитивного для своих историки прослеживают с самых первых известных письменных источников. В наши дни причины создания негативных образов не изменились. Как показывает практика, образы часто переживают те ситуации, в которых они были рождены, превращаясь в мешающие жить стереотипы. Журналисты, кинематографисты, чиновники и другие, создающие их не несут ответственности за последствия своих действий, в результате которых часто ущерб причиняется целым народам. Один из этих народов, чьим представителем мне довелось стать с момента рождения, известен в наши дни под именем калмыков.

Уверен, что подавляющее большинство мало или практически ничего не знают о монгольской (ýже ойратской, и еще ýже калмыцкой) истории и приведенные факты окажутся для этого большинства новостью. Итак,

О чем не знают в России

Создав в 13 в. великое государство «Икэ Монгол Улус», монголы, не располагая громадными людскими и прочими ресурсами установили на всей его территории единые законы, невысокие (даже по современным меркам) налоги и способствовали сохранению исходных религий для всех народов, вошедших в состав государства, эффективно пресекая попытки сепаратизма. Современная ООН вряд ли может показать хотя бы половину перечисленных достижений. Монголы 13 в. подарили миру много новшеств, среди которых можно назвать бумажные деньги, дипломатическую неприкосновенность и идею заповедников, учрежденных первыми Великими монгольскими ханами для охраны животных от охоты на них посторонних лиц.

Одним из следствий пребывания в составе единого монгольского улуса, было объединение разрозненных русских княжеств, и образование государства с централизованной властью, аппарат которой являлся копией монгольского оригинала. Пребывание российских княжеств в составе монгольского улуса отразилось на материальной культуре и языке восточных славян. Так, косоворотки, кафтаны, валенки, а также стиль одежды с преобладанием в ней ярких насыщенных цветов у русских являются прямым следствием влияния культур с территорий современных Китая, Монголии и Средней Азии, при посредничестве монгол. В настоящее время такой стиль считается истинно русским, и разные его вариации используются в этом качестве в литературе, изобразительном искусстве и массовой культуре вообще. Целый пласт слов «казна», «деньги», «таможня» остался в русском языке как след монгольской финансовой организации. По словарю Даля более 200 слов обиходной речи монгольского происхождения.

Однако, как правило, перечисленные выше и многие другие факты в процессе преподавания истории в России, умалчиваются. Из учебника истории ничего, кроме понятия о «татаро-монгольском иге» среднестатистический школьник почерпнуть не может.

Монгольское влияние на русскую культуру не ограничивалось 13 в., оно происходило и позже в 17-18 вв. Помимо прочего, этот период можно характеризовать взаимопроникновением культур, одним из проявлений которого можно назвать распространение культуры употребления чая на современной территории Средней Азии и России. В Россию чай впервые привез в 1638 г. посол Василий Старков в качестве подарка от одного ойратского правителя. Напиток понравился царю и боярам и уже в 1670-е гг. стал ввозиться в Москву. За полторы сотни лет он превратился в национальный напиток, отсутствие которого стало немыслимым в русском обществе. В Средней Азии распространение чая шло иным путем. Часть ойрат под именем "калмок" вошла в элиту среднеазиатских государств в виде служивого сословия. Они не имели своего "удела" и были в основном городскими, жителями. Будучи близки к правителям, ойраты могли оказывать влияние на привычки и вкусы элиты. В 19 в. население Средней Азии употребляло «шир-чой» (чай с молоком), известный также как "калмыцкий чай". Европейская ветвь ойрат стала проводником моды на чай на территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Контактируя с калмыками, население этих регионов переняло чай, в традиционном для кочевников варианте. У многих северокавказских групп сейчас употребляется «калмыцкий чай» (с молоком и солью, а также другими приправами в зависимости от места), кроме его употребляют сейчас и русские волгоградской и некоторых др. областей.

Будучи мощной военно-политической силой калмыки оставили заметный след в истории России: они участвовали во всех крестьянских войнах второй пол. 17-18 вв., в Северной войне 1700-1721 гг., в Персидском походе 1722-23 гг., в русско-турецкой войне 1735-39 гг., в Семилетней войне 1757-62 гг., в Русско-турецкой войне 1768-74 гг., в Шведской войне и войне 1812 г. Часто царское правительство использовало калмыков для подавления восстаний собственных подданных. Следами калмыцкого влияния являются топонимы монгольского происхождения на территории современного юга России, одним из которых является Ессентуки (йисн туг – 9 знамен) и клич «ура», введенный в российских войсках Петром I, неудачно скопировавшем калмыцкое «уралан» (вперед).

Обидно, но факт, наши дни роль Калмыцкого ханства (1630-1771) в Российской истории замалчивается. А между тем именно оно выступило союзником России, обезопасив ее южные границы, благодаря чему впоследствии Петр I, не распыляя войск, смог прорубить свое «окно в Европу». Военной мощью калмыков Россия получила территории совр. северокавказских республик, Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской и Астраханской областей, а до распада СССР имела и территорию Крыма. Из среды российских калмыков вышли контр-адмирал времен Петра I Денис Калмыков, гидротехник Михаил Сердюков (построил канал, соединивший море Балтийское с морем Каспийским), художники Федор Калмык в Германии и Алексей Егоров, архитектор Аберда и др. Из числа калмыков-казаков вышли: полковники Семен Авксентьев, Федор Болоткаев, Семен Хошоутов, Павел Торгоутский, Иван Дербетев; генерал-лейтенант Василий Сысоев 3-ий, герой Отечественной войны 1812 г.; полковники Баатр Мангатов и Азман Батырев, герои первой мировой войны и др. Часть калмыцкой аристократии стала родоначальником некоторых русских княжеских фамилий. Менделеев и Сеченов писали о своей калмыцкой крови. Калмыцкие корни имели в своей родословной Плевако (знаменитый адвокат), Покровский (последний обер-прокурор Синода), Ленин, генерал Корнилов.

Но
всего этого обыватели в России не знают . Остается констатировать лишь горькие факты:

Первое – на протяжении остаточно долгого исторического периода калмыки имеют общую с российским государством историю. И именно они вписали в эту историю немало славных страниц.

Второе – в то время как численность многих народов России увеличивалась, численность калмыков уменьшалась (одна из причин этому - активное участие практически во всех войнах и прочих потрясениях России). Став после 1771 г. населением окраинной провинции России, калмыки мало интересовали правительство, взгляды которого хорошо формулируется в сообщении "Сибирской газеты" второй пол. 19 в.: "инородческое население Минусинского округа вымирает с такой быстротою, при которой еще через двадцать лет, мы вполне надеемся, не будет в долинах р. Абакана ни одного туземца".

Третье – территория обитания калмыков с 1771 г. по наши дни медленно, но неуклонно сужается. Это происходило и происходит при прямом и непосредственном участии российских властей.

Четвертое – в истории российского государства, калмыки почти всегда становились объектом черного пиара. Показательна характеристика задач, которые ставились историкам России 19 в., данная шефом жандармов Бенкендорфом: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение. Вот… точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана». Немногие же исследователи, пытавшиеся объективно описать историю калмыков, практически неизвестны широкой публике. В современных учебниках истории для вузов нет ни одного упоминания о калмыках и их роли в русской истории. Об учебниках для средних школ не приходится и говорить.

О чем в России знают

Сказать что знают о калмыках в России сложно, но можно предположить, руководствуясь собственным опытом.

Большинство обывателей полагает, что Калмыкия находится где-то на севере. Срабатывает идиотский стереотип, слепленный для народов Сибири и Дальнего Востока – «тенденция, однако». Второе, что обычно предполагают люди – это то, что калмыки тюрки и мусульмане, ставя их в сознании рядом с узбеками, таджиками и прочим населением Средней Азии. На этом скудные и перепутанные познания обычно заканчиваются.

Узнать что-либо о калмыках, их мировоззрении, истории и культуре из художественной литературы и художественных фильмов, созданных в и для населения Российской Федерации весьма проблематично. В основном по причине скудности и фрагментарности информации. В большинстве образцов литературы и кинематографа, где калмыцкая тематика присутствует, она носит фоновый характер, практически ничего не давая для представления о калмыках. В некоторых же образцах обращение к калмыцкой теме формирует зачастую ложные образы, наносящие ущерб достоинству калмыцкого народа.

Неудивительно, что большинство населения склонно верить любому негативному материалу о РК, появляющемуся в СМИ. Результаты, как правило, пожинают граждане калмыцкого происхождения, по разным причинам оказывающиеся за пределами республики.

Особенностью российского имиджмейкерства является топорный непрофессионализм (либо поразительная беспринципность, это уж как посмотреть). В свое время мне доводилось видеть новости различных английских каналов. Разница в подаче новостей между Великобританией и Россией заключается в том, что английские ведущие подают только новости, без своей эмоциональной оценки, давая делать эту оценку зрителям. В России же начала и середины 1990-х, большинство ведущих новостей, не говоря уже о многих якобы аналитических программах, явно занимались черным пиаром. Ярким примером является антикавказская травля, развязанная в СМИ. Еще до начала боевых действий для чеченцев (и кавказцев в целом) был создан образ бандитов с большой дороги. В большинстве криминальных сводок обязательно подчеркивалось чеченское либо кавказское происхождение преступников. Сегодня словосочетание чеченский бандит (преступник, убийца) никому абсолютно не режет слух, а вот скажем чеченский писатель (артист, художник или труженик села)? То-то же… Образ (немыслимый для целого народа в советское время) был подхвачен разного рода желтой прессой, растиражирован в кино и лоточной литературе. Даже пара заявлений Путина о «трудолюбивом и гордом чеченском народе», а также о том, что «терроризм не имеет национальности» не сделали погоды в уничтожении этого образа. Для тех, кто не верит, предлагаю найти среди знакомых темноволосого человека с высоким переносьем и южным акцентом и попробовать снять для него квартиру в Москве.

Что касается представления калмыков, то результатом работы СМИ в течение последних 10-15 лет является создание несколько образов, с которыми мне пришлось столкнуться лично.

По трагической случайности в 1988 г. произошло инфицирование 75 детей и 13 матерей в республиканской детской больнице. С 1989 г. по 1997 г. умерло 25 человек. История инфицирования до сих пор не ясна, врачи склонны считать, что заражение произошло через препараты крови, получаемые из Ростова. В то время когда элистинские врачи еще не могли сказать, действительно ли дети были заражены вирусом СПИД или это какое-то другое заболевание, центральные СМИ уже вовсю трубили о СПИДе в Калмыкии.

Я помню, как в 1993 г. врач в московской поликлинике, куда я попал, проходя обычный для студентов медосмотр, узнав, откуда я родом спросила: «А-а, это у вас там произошла эта трагедия?». Честно говоря, мне было довольно неприятно. Как оказалось позже, эта неприятность была просто ничем по сравнению с неприятностями других людей, столкнувшимися с проявлениями остракизма за пределами Калмыкии. Жителей республики не поселяли в российские гостиницы, требовали справок по форме № 50, на машинах с калмыцкими номерами писались обидные прозвища. Были случаи, когда работодатели, во время найма, узнав о месте рождения человека, требовали медицинские справки, либо просто не брали его на работу. Были и случаи увольнения уже работавших здоровых людей.

Впоследствии выяснилось, что это заболевание имеется и в других регионах России, а также то, что в них оно диагностировалось раньше чем в Калмыкии, и в гораздо больших размерах. Но широкую антирекламу получила, почему-то именно Калмыкия. Так в начале 90-х гг. Калмыкия перенесла нравственную травму. Ответственность за это несут центральные СМИ, подававшие непродуманную и бестактную информацию . Однако ни один журналист и ни один редактор из всех участвовавших в этой акции не понес никакого, даже самого слабого наказания .

Вторым и обычно самым ярким образом, с которым российские обыватели обычно ассоциируют Калмыкию является ее нынешний президент. В самом начале своего правления он показал себя как умелый пиарщик, первым обкатавший неизвестные ранее в России технологии создания образа, использовавшиеся потом президентом Ельциным и другими политиками. Образ, продержавшаяся 3-4 года, был смыт для большинства населения республики голодной, безработной действительностью, которую пытаются игнорировать республиканские СМИ, репортажи которых на протяжении уже более 10 лет отличаются редкостным аутизмом. Вне Калмыкии, образ республики с экстравагантным президентом продолжает существовать, хотя справедливости ради надо заметить, что сейчас он уже подзабывается.

Третьим расхожим образом республики, время от времени всплывающим в центральных СМИ является легенда о черной дыре, в которой исчезает вся волжская красная рыба и черная икра. Заказчики в этом случае очевидны. Добычей рыбы и икры осетровых в низовьях Волги и на севере Каспия занимаются 3 региона: Астраханская область, Республика Калмыкия и Республика Дагестан. Каких-либо дагестанских материалов по этому поводу мне встречать не доводилось. В прессе же Астраханской области среди сообщений с упоминанием калмыков и Калмыкии, немалую долю занимают репортажи о браконьерстве, в которых журналистами сознательно навязывается негативный образ калмыка-браконьера. Помимо астраханских СМИ, подобные материалы прошли и на каналах центрального телевидения, но ни Астраханская область, ни Дагестан в этих материалах не фигурировали. Логично предположить, что люди, стоящие за спиной браконьеров и в Калмыкии, и в Астраханской области, и в Дагестане будут бороться за свои доходы. Путин в своей манере назвал это явление «биотерроризмом». Но почему ярлык биотеррориста норовят приклеить именно к калмыкам? Почему не признать, что это общая проблема, воспользоваться которой, нисколько ее не решая, хотят в своих целях различные группировки. В одних случаях цель эта борьба за ресурсы (деньги от продажи рыбы и икры), в других борьба за власть (предвыборные кампании), иногда (как в случае с передачами на телевидении) и то и другое вместе. При этом никто из борющихся сторон не задумывается о том, что результаты их действий могут нанести ущерб целому народу. Лица же, пропускающие такие материалы, как всегда не несут за свои действия никакой ответственности.

Помимо мифов, сотворенных СМИ, существует еще один вопрос, связанный с образом калмыков в сознании населения РФ. Вопрос этот связан с реабилитацией калмыцкого народа после ссылки 1943-1956 гг. Большинству населения РФ в наши дни о факте депортации неизвестно вообще, и это неудивительно. В республике стали открыто говорить и писать о депортации лишь с начала 90-х гг. Но если в РК ситуация изменилась, то подавляющая часть современного населения РФ не имеет ни малейшего представления об этом акте геноцида советского правительства по отношению к своим гражданам.

Что обычно пишут о событиях 1943-1956 гг.? Пару фраз: по необоснованному обвинению Калмыкия была ликвидирована, в 1956 г. республика была восстановлена. И ВСЕ!!! В учебниках истории не написано что калмыков, служащих в рядах советской армии отзывали и сажали в лагерь по национальному признаку! Не написано о том, что пока мужчины воевали, их жен и детей ссылали в Сибирь! Никто знает об огромном числе умерших от голода, холода и болезней! Никто не пишет о том, что калмыков обзывали людоедами, и это только потому, что люди не знали русского языка! Большинство современного населения РФ и не догадывается о 13 годах страданий, унижения и вымирания калмыцкого народа! Эта неосведомленность используется государством и представляющими его чиновниками, в числе которых политики и юристы, по долгу службы обязанные рассматривать законы, в числе которых находится и Законы 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и «О реабилитации жертв политических репрессий». Законы 1991 г. говорят о территориальной, политической, социальной и культурной реабилитации репрессированных народов, кроме того, государство обязуется возместить «причиненный в связи с репрессиями материальный вред». Но как часто это бывает в России, законы принимаются, но не действуют. Применительно к ситуации в Калмыкии не действует ст. 6 о территориальной реабилитации закона "О реабилитации репрессированных народов", ст. 9 о возмещении ущерба того же закона, и аналогичная ст. 13 закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Между тем неисполнение этих статей нарушает конституционные права граждан Калмыкии.

В 1956 г. территориальная реабилитация калмыцкого народа закончена не была. Территория республики была урезана: в составе Астраханской области осталось 2 района (Долбанский и Приволжский, ныне Лиманский и Наримановский), не был восстановлен Калмыцкий национальный район Ростовской области, кроме того, в ведении Дагестана оставалось 158 000 га пастбищ на так называемых Черных землях. На сегодняшний день Дагестан признал территориальную принадлежность Калмыкии 158 000 га и заключил Соглашение по использованию этих пастбищ на принципах оплачиваемой аренды и ответственности за соблюдение требований экологии. Ситуация с Астраханской областью гораздо хуже. 10 января 2003 г. президиум Высшего арбитражного суда РФ своим решением отменил постановление федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2001 г. о признании земель, расположенных в Лиманском районе Астраханской области по западную сторону железной дороги “Астрахань – Кизляр”, за РК. Этому предшествовала долгая бюрократическая война. Помимо контроля над добычей рыбы и икры, отчислений в региональные бюджеты от КТК (Каспийского трубопроводного консорциума, чей трубопровод проходит по спорным территориям), астраханскую администрацию держат на калмыцких землях перспективные запасы углеводородного сырья. Разведанные запасы в западном Прикаспии составляют 5,6 млрд. т условного топлива, в том числе нефти – 3,6 млрд. т. Согласитесь весомые причины для политической и бюрократической войны. Что касается отношений с Ростовской областью, то нынешними властями РК, вопрос о восстановлении Калмыцкого района в Ростовской области даже не поднимается. А между тем Калмыкия существует с урезанной территорией уже около полувека.

Возмещение ущерба репрессированным также не производится полностью. По воле депутатов Госдумы, среди которых Жириновский, в стране доживают свой век несколько сот тысяч стариков получающих жалкие подачки от государства, за то, что это государство практически уничтожило их жизни. И среди этих стариков находятся и калмыцкие. Каждый год при обсуждении бюджета действие статей законов 1991 г. о возмещении ущерба регулярно приостанавливается. А старики продолжают умирать.

Вынужден констатировать, среднестатистический россиянин не знает о калмыках и Калмыкии практически НИЧЕГО! Если судить по российским СМИ, события, с которыми могут ассоциировать калмыков и Калмыкию в современной России это – вспышка СПИДа в конце 80-х гг., экстравагантные действия президента РК К. Илюмжинова и борьба за контроль над выловом осетровых за территории в дельте Волги. Россияне не знают, что кроме этих, за 10 последних лет в республике происходило и множество других, гораздо более интересных и положительных событий. Например, строительство хурулов (храмов) в республике, проведение Всемирной шахматной олимпиады 1998 г. или скажем внедрение нетрадиционных источников энергии. Но почему-то ни один из госканалов этих событий не освещал (за исключением короткого издевательского сообщения на НТВ о шахматной олимпиаде). В связи с этим закономерно встает вопрос

Почему так происходит?

Поневоле начинаешь задумываться над этим вопросом, когда выезжаешь за пределы республики. Неприятно удивляет недоверие, которое в той или иной форме приходится чувствовать от разных по социальному происхождению и образованию людей. Видимо по большей части это следствия отсутствия национальной политики государства и вытекающей их этого политики СМИ. На мой взгляд, такое отношение воспитывается в людях в течение всей жизни, и немалую роль этом играет именно тот черный пиар, образцы которого я приводил выше.

Сопутствующими условиями появлению черного пиара являются равнодушие или бессилие властей применительно к произволу СМИ, или и то и другое вместе. Без этих факторов появление его невозможно. Необходимость черного пиара диктуется борьбой за ресурсы, которая может инициироваться с разных уровней власти, в том числе и с самых верхних ее эшелонов. Пример - урезание территории Калмыкии, санкционированное правительством в 1943 г. и поддержанное в 2000-х. Долгая историческая традиция антикалмыцкого пиара в России подтверждает мысль о том, что инородцам вообще была уготована участь уничтожения, а в случае нехватки на это сил - полной или частичной ассимиляции. В отношении калмыков эта политика велась с переменным успехом почти все 400 лет их пребывания на европейской территории. Наибольших успехов она достигла при советской власти, особенно в последепортационный период, что увенчалось спадом численности и почти полной потерей родного языка и традиций. Для 90-х гг. 20 в. и 4 лет нынешнего, можно констатировать, что позиция государства заключается в намеренном или ненамеренном игнорировании вопросов, касающихся национальной политики.

В случае намеренности этой позиции следует, что государство и представляющие его чиновники руководствуются принципами имперского мышления, когда в государстве возвышаются права одних и умаляются права других, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если рассматривать приведенные выше факты не как политику государства в отношении своих калмыцких граждан, а как произвол отдельных чиновников и журналистов, возникает ряд вопросов. Почему безнаказанно проходят действия, ведущие к подрыву государственных устоев? Или государство настолько слабо, что не может регулировать собственный чиновничий аппарат? Если да, то насколько вообще тогда необходимо такое государство? Ответов государство не дает.

Если взглянуть на проблему шире, то подобное отношение касается не только калмыков, а вообще все нерусские народы РФ (федерации заметим, не империи). Об этом упоминал министр РФ по национальной политике Абдулатипов в 1999 г. Ни в СМИ, ни в литературе, ни в искусстве эти народы не присутствуют. Надо заметить, что это игнорирование порождает в национальных субъектах РФ ответное, в результате чего русское (или считающее себя таковым) население далеко не всегда чувствует себя комфортно.

На основных федеральных каналах телевидения и радио практически невозможно услышать татарской, башкирской, якутской или скажем черкесской песни, или сказки. Что касается новостей на этих каналах, то в них практически никогда не бывает позитивных материалов, касающихся национальных субъектов федерации. Как правило, это сообщения о стихийных бедствиях, болезнях, войне в Чечне, или сюжеты о выборах. В последнем случае журналисты очень любят показывать стойбища эвенков-оленеводов, к которым на вертолетах завозят урны для голосования. Это единственный повод, для того чтобы показать их зрителю. Изобрести другие ни редакторам новостей, ни профессиональным журналистам почему-то в голову не приходит.

В современном кино и литературе для нерусских народов РФ, также не находится места. Единственным приобретением последних лет является отведение им роли террористов или их пособников, с которыми сражаются доблестные работники милиции и военные, которые обязательно представлены русскими артистами. Для кавказских, калмыцких, татарских или бурятских милиционеров и военных, выполняющих те же функции современные литераторы и кинематографисты в своих произведениях места не оставляют.

Те же тенденции наблюдаются в системе образования. До советского периода история писалась согласно директиве Бенкендорфа. В советский период директивные трактовки, исходили из ЦК КПСС и республиканских парткомов. История страны для школьников всегда была руссоцентрична. Сюжеты, связанные с кочевниками будь то половцы, монголы или татары, всегда преподносили их как злейших врагов славян. Позднейшая история кочевников давалась скороговоркой, и подавляющее большинство выпускников советской школы ничего не могли сказать об истории калмыков, башкир, татар, тувинцев, якутов и т. д. Самое страшное то, что к этому большинству часто относятся сами калмыки, казахи, татары и пр. Я помню, как смущалась наша русская учительница истории в классе, где большая часть учеников была калмыками, объясняя концепцию «монголо-татарского ига». При этом я и мои одноклассники никак не связывали себя с теми «монголо-татарами», и искренне недоумевали, не понимая причин их столь агрессивных устремлений. Попытки создать «советский народ» предполагали унификацию взглядов, единое отношение к прошлому и забвение тех аспектов истории, которые даже в потенции могли бы бросить тень на «нерушимую дружбу народов СССР». Партийные идеологи образования не понимали, что тем самым они обедняют историю множества народов, которые вовсе не желают сливаться в единый коммунистический социум, где все говорят по-русски. Не говоря уже о том, что замалчивание целых эпох и одностороннее изображение событий оскорбительно для этих народов.

Именно воспитание детей является основой, на которой закладывается массовое сознание и базирующееся на нем общественное мнение. В современной РФ это сознание имеет радикальные различия у разных групп населения. Расслоение в установках населения и базирующееся на этом общественное мнение создает предпосылки к ущемлению прав групп граждан, осуществляемое на основе этнической принадлежности. Примерами могут служить оскорбительное замалчивание исторических фактов, тенденциозное освещение исторических событий; случаи черного пиара в СМИ, оскорбляющие чувства целых народов; появление фашистских и полуфашистских организаций и пр. И все это происходит в стране, которая именует себя демократическим федеративным правовым государством! В стране, в Конституции которой декларируются «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», защита от «разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни», гарантии государства на «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения», право личности на «защиту чести и доброго имени» и запрет на пропаганду или агитацию «возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду». При этом за нарушение этих статей
никто никакой ответственности не несет .

Возвращаясь к причинам возникновения черного пиара отметим, что данную ситуацию используют группы борющиеся за власть и ресурсы. Эти группы и группки (например, людей стоящих за икорным бизнесом) активно используют в своей борьбе лоббирование на разных уровнях и черный пиар. Когда такой пиар ложится на благодатную почву массового сознания, народам с малой численностью достается, как правило, больше всех. Происходит это потому, что малочисленные народы не обладают большими материальными ресурсами и не представляют большинства в федеральных органах власти. Оба эти фактора являются причиной отсутствия у них защиты от черного пиара. В результате эти народы вырабатывают собственное мнение, отличное от мнения большинства населения РФ. И мнение это не в пользу большинства. Это ведет к этнической розни, которая в крайних своих проявлениях выливается такие события как война в Чечне. А между тем такая политика себя не оправдывает.

В отношениях калмыков и российского государства, интерес России к калмыкам в историческом прошлом диктовался необходимостью в военной силе. Именно в тот период российское правительство было вынуждено признать занятие ими территории, сначала по обеим сторонам Волги в ее низовьях, а после в междуречье Волги и Дона. Тогда же в обмен на военную помощь калмыкам было дано право беспошлинной торговли в приграничных русских городах, и издан указ, запрещающий подданным империи (русским, татарам и башкирам, в то время уже россиянам) конфликтовать с ними, в противном случае правительство обещало «вешать без всякой пощады». Затем, когда такая необходимость в калмыках отпала, участь их стала незавидной. Отношение правительства (царской, советской, а после «демократической») России к калмыкам в целом можно охарактеризовать как равнодушие, время от времени сменяемое актами насилия, либо дискриминации. Если калмыки нужны России, их нужно оберегать и лелеять, а когда государство российское окрепло, и калмыки стали не нужны, с ними можно делать что угодно. Можно урезать территорию, ограничивать в правах, уничтожать в депортации, а выживших можно безнаказанно оскорблять, навешивая ярлыки, благо большинству населения о них ничего не известно.

Обретенная в 1920 г. государственность Калмыкии оказалась фиктивной, также как и восстановленная в 1956 г. Косвенно это доказывается тем, что в рядах защищающих интересы калмыков почему-то нет тех, кто по идее должен бы представлять их интересы. За все годы постсоветского периода ни один из них, включая высшее должностное лицо - президента Калмыкии не отреагировал на материалы, наносящие вред имиджу республики. Хотя по идее такие материалы должны заканчиваться судебными разбирательствами и опровержением или доказательством фактов. Я не упоминаю об опровержениях в калмыцких СМИ, делающихся почти после любой черной статьи о Калмыкии или ее президенте, поскольку считаю, что ответ должен быть адекватным, т.е. если ложь прошла в федеральном информационном канале, то она должна быть опровергнута там же, с извинениями и наказанием виновных. Реально ни одного подобного опровержения или какого-либо другого противодействия черному пиару нет.

Выходит, мы живем в государстве, равнодушном к нашим судьбам, с молчаливого согласия которого по отношению к нам творится произвол чиновников и журналистов. Возможности защититься люди не имеют, поскольку даже представляющие их лица, либо по нежеланию, либо по равнодушию, либо по неспособности не делают ничего, чтобы изменить такое положение вещей. Лично я не против жить в большом сильном государстве и даже защищать его в случае опасности, но только в том случае если это государство заботится обо мне, не наступая на мои права и не задевая мою честь. В любом другом случае это просто идиотизм. Думаю, что большинство калмыков разделяет мою точку зрения.

Так что же делать в такой ситуации?

Самое простое решение отделиться от России и стать суверенным государством. Однако это чревато последствиями, пример Чечни это наглядно доказывает. Второй выход из положения - сменить страну проживания. Но, к сожалению, такой шанс есть далеко не у всех. Для тех, у кого этого шанса нет, остается третий способ - оставаться дома, и самим создавать себе приемлемые условия для жизни, добиваясь от государства человеческого к себе отношения путем исполнения уже принятых, но не действующих законов (первейший - "О реабилитации репрессированных народов"). В перспективе можно добиваться и принятия других, более соответствующих современной обстановке.

Добиваясь исполнения законов, попутно было бы неплохо уничтожить почву их нарушения - безграмотность и бескультурье. Если мы не хотим, чтобы из калмыцких детей делали рабов - нужно спасать их прямо сейчас. И начать, конечно, с учебников истории. Для начала пересмотреть навязываемые трактовки истории. Первая среди них о роли монголов 13 в. для России. Если Министерство образования и сопутствующие ведомства не пересмотрят существующие трактовки, кишащие неточностями и обширными умалчиваниями, ведущие к искажению исторических фактов, потребовать у прокураторы возбуждения уголовного дела по факту разжигания межнациональной розни путем преподавания ложных исторических сведений.

Также ввести в курс истории сведения о народах населяющих РФ, поскольку история России это не только история русских. Для чего калмыцкому ребенку, допустим, знать о декабристах, и их ссылке, когда он не знает о князьях Тюменях? Почему в российских учебниках говорится о захвате русскими Сибири (при этом их почему-то называют первопроходцами) и умалчивается о миграции калмыков на запад? А ведь это явления одного порядка и для калмыцких детей второй факт гораздо значимей чем первый! Я бы также пересмотрел положение калмыков среди монгольских народов. Взгляд на калмыков как на отдельную от монголов нацию простителен русским. Но пропаганда в советское время укоренила этот взгляд даже у калмыков! Что удивительно, среди них имеется большой процент таких инвалидов пропаганды. А между тем, современные калмыки лишь часть ойрат, осевшая на европейской территории. Тех самых ойрат, что вошли в монгольский улус, став монголами (по языку, хозяйственно-культурному типу, антропологическим параметрам и мировоззрению) по крайней мере, с 13 в.

Также необходимо пересмотреть и освещение вхождения в состав России. Что известно из официальной версии? Пришли, попросились под «высокую белую руку», и получили милостивое разрешение на поселение. А между тем еще Бичурин писал: «Хо-Урлук, как мы уже видели, не признавал зависимости от России. Сын его Шукур-Дайчин, хотя дал присягу на вечное подданство, но сие подданство было не что иное, как тень Вассальства. Калмыцкие Владельцы удержали независимое правление и некоторую самостоятельность, ибо, сделавшись вассалами России, они покоряли своей власти другие народы и имели своих вассалов; сами постановляли себе Главу народа, а России служили в походах по особливым договорам». Из событий 20 в. в учебники надо обязательно включить факты об участии калмыков в гражданской и второй мировой войне. Для большинства россиян, правда о депортации 1943-1956 гг. будет откровением, для большинства калмыков частью реабилитации. Закрепив факты калмыцкой (и не только калмыцкой) истории в российских учебниках, следует добиваться их качественного преподавания. Если историк не знает, благодаря кому Петр I смог прорубить окно в Европу, или кто помог России раздвинуть свои границы на юге и юго-западе - значит, должен платить штраф из своего кармана. Перестав воспитывать калмыцких детей в комплексе неполноценности, а русских в комплексе превосходства мы изменим общественное сознание будущего поколения.

Что касается поколения нынешнего, то некоторые психологи убеждены, что корни расизма и ксенофобии далеко не всегда кроются в материальных проблемах. Большинство русских (и считающих себя таковыми), воспитанных в культурном вакууме, реально не знают кто они такие. А без этого знания невозможно принятие других этносов. До той поры, когда эти люди не поймут, в чем же, помимо принадлежности к славянам, заключается сила, пройдет еще много лет. И видимо все эти годы улицы российских годов будут пополняться бритыми подростками, с парой-тройкой нехитрых установок в голове. Сколько именно преступлений на расовой почве происходит в России, прокуратура не знает. Милиция, некоторые представители которой вполне могут оказаться вчерашними бритоголовыми, предпочитает регистрировать подобные нападения как обычное хулиганство. А раз так - проблемы как бы и нет. А между тем в УК имеется статья о разжигании межнациональной розни. Надо лишь сделать ее работающей. Несколько показательных процессов ничего не изменят, наказание за подобного рода преступления должно стать реальной нормой.

Помимо случаев с бритыми подростками действие этой статьи надо расширить на все случаи дискриминации по этнической принадлежности (например, в случае отказа при приеме на работу и т.п.). Кроме этого надо пересмотреть действие депутатской неприкосновенности, которое не должно распространяться на эту статью. В результате многие из шовинистически настроенных депутатов станут гораздо более корректными и перестанут наживать себе капитал, оскорбляя целые народы, в противном случае они должны оказаться за решеткой. Помимо депутатов эту статью стоило бы активно применять в случаях черного пиара, присовокупив туда же статьи о защите чести и достоинства. Поскольку ожидать исков от отдельных граждан в таких случаях не приходится, то их должен бы представлять какой-то орган. В администрации нынешнего президента РК уже есть какой-то PR отдел, но чем он занимается неизвестно. Лично я на месте президента РК создал бы специальный орган при правительстве, состоящий из высококвалифицированных юристов, в обязанности которого бы входило возбуждение уголовных дел по фактам материалов, наносящих вред имиджу Калмыкии. Для того чтобы они были злее, сделал бы им маленькую зарплату и дал возможность получать большой процент с сумм исков. Думаю, разорив пару газет, чьи редакторы и корреспонденты не отличаются щепетильностью, такой орган принес бы только пользу. Таким образом, причина появления черного пира устранена не будет, но зато будут устранены возможности для его появления.

Нынешняя ситуация возможна потому, что никто реально не заинтересован давать чего-либо положительного или хотя бы нейтрального о Калмыкии, а если такие люди и имеются, то у них нет на это ресурсов . К сожалению, калмыки не арабы, которые запросто покупают телеканалы и газеты, создавая, таким образом, альтернативу существующим антиарабским силам. В нашем случае этим должны заниматься калмыки, владеющие значительными ресурсами. Помимо нынешнего президента РК на ум приходит только люди из «Калмнефти». Возможно имеются и другие, но мне о них ничего не известно.

Еще одним путем изменения ситуации является создание собственных интернет изданий. Этот путь требует наименьших затрат и перспективен, т.к. число пользователей сети в России растет.

Проблему может решить также представительство региональных новостей в федеральных СМИ, с обязательным участием представителей из регионов, поскольку взгляд на события должен быть не только взглядом московского журналиста, выросшего в пределах Садового кольца. Я не имею ввиду наличие у крупных телекомпаний собкоров в регионах. Речь идет о постоянной подаче информации о регионах в федеральных СМИ, при посредстве представителей из регионов, не подчиняющихся редакторам этих СМИ. При этом ситуация когда люди знают о регионах только плохое или не знают ничего, будет переломлена. Ресурсов в этом случае понадобится минимум, единственное, что понадобится это решение властей. Конечно, трудно поверить, что они согласятся на такое, но этого нужно добиваться.

В настоящий момент, после переизбрания Путина на следующий срок многие в стране ожидают усиления властной вертикали, одним из результатов которого по идее должно стать реальное исполнение законов. Но как показал предыдущий срок его правления, при всех пертурбациях национальный вопрос всегда был где-то на задворках интересов правительства. Думаю, что он будет проигнорирован и в этот срок. Дожидаться когда государство повернется к вам лицом глупо, потому что вряд ли оно это сделает. Остается только разворачивать его самим. Надо только начать…

Хойт Санж

Полный вариант статьи читайте на

ИВАН ПАСКЕВИЧ

*******
Россия всегда славилась своими полководцами. Но имя Ивана Паскевича стоит особняком. За свою жизнь он выиграл четыре военные кампании (персидскую, турецкую, польскую и венгерскую), не проиграв при этом ни одного сражения.

* Баловень судьбы

В 1827 году была отлита памятная медаль «За взятие Тавриза». На ней группа персидских старшин с почтением склоняется перед русским воином, в правой руке держащем копье, а в левой щит. Так скульптор Фёдор Толстой изобразил Ивана Федоровича Паскевича, который в XIX столетии был символом доблести и непобедимости русского оружия.

Не в последнюю очередь добиться признания Паскевичу помогли черты его характера: с одной стороны неспешность и рассудительность, с другой – решительность и беспощадность. Они словно уравновешивали друг друга, создавая образ идеального командира.

Фортуна улыбалась молодому офицеру с первых дней службы. Чины и ордена к нему слово липли, а пули и ядра летели мимо. Во время Отечественной войны 1812 года удача и таланты помогли отличиться 30-летнему генерал-майору в важнейших сражениях при Бородино, под Салтановкой, Малоярославцем и Смоленском.

После войны Паскевич получает в командование Первую гвардейскую дивизию, где в числе его подчиненных оказываются великие князья Михаил Павлович и Николай Павлович – впоследствии император Николай I. Это сыграло свою роль в дальнейшей карьере военачальника и его отношениях с царём.

С Николаем Павловичем Паскевич впервые встретился ещё в поверженном Париже. Во время смотра войск Александр I неожиданно представил младшему брату полководца: «Познакомься с одним из лучших генералов моей армии, которого я ещё не успел поблагодарить за его отличную службу». В переписке до конца своей жизни Николай I будет почтительно называть Паскевича «отец-командир».

* Граф Эриванский

1826 год готовит Ивану Паскевичу новые испытания. Отправляя верного генерала на Кавказ, Николай I официально просит его содействовать Алексею Ермолову, но на самом деле планирует смещение своенравного «проконсула». Управление Кавказом и начавшаяся война с Персией требовали человека с такими характеристиками как Паскевич.

3 сентября 1826 года Валериан Мадатов занимает Елизаветполь. К нему-то и спешит на помощь Паскевич, так как на освобождение города двинулась огромная армия Аббас-Мирзы. Генеральное сражение завязалось 14 сентября с артиллерийской перестрелки.

Под прикрытием артиллерии персидские пехотные батальоны двинулись вперед в сторону гренадерских полков, одновременно оттесняя ряды казацких и азербайджанских ополченцев. Те отступили, и воодушевленные персы не заметили, как угодили в ловушку – большой овраг, где вынуждены были остановиться.

Основные силы русских незамедлительно атаковали персов и к вечеру окончательно их разбили.

Блестящая победа 10-тысячного корпуса под командованием Паскевича над 35-тысячной армией Аббас-Мирзы поставила это сражение в ряд легендарных побед Суворова.

Позднее Паскевич взял твердыню – Эриванскую крепость, которая не покорилась ни Гудовичу, ни Цицианову. «Разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Эриванской крепости для армян», – воспевает подвиг русского генерала Хачатур Абовян.

Не успели отгреметь русско-персидские баталии, как новоиспеченный граф Паскевич-Эриванский готовится к новому вызову – войне с оттоманской Портой. В июне 1828 года он вынужден осаждать крепость Карс, под стенами которой разбил турецкую кавалерию. Считавшаяся англичанами неприступной, крепость сдается с большим количеством орудий и пороха.

Когда Паскевич подошёл к Эрзеруму – 100-тысячный город в панике предпочёл открыть ворота. А дальше пали крепости Ахалкалаки, Поти, Хертвис, Ахалцихе. При взятии Ахалцихе не помог даже 30-тысячный турецкий корпус, пришедший на защиту её стен.

Государство не осталось в долгу и отметило Паскевича орденами Андрея Первозванного и святого Георгия 1-й степени.

* Мятежная Европа

В 1830 году взбунтовалась Польша. Польская элита хотела вернуться к границам Речи Посполитой, а народ протестовал против чужеземной власти. Дарованная ранее Александром I конституция позволяла полякам иметь собственную армию, и теперь благие намерения царя стали косвенной причиной разыгрывавшейся российско-польской войны.

Попытка генерала Дибича подавить восстание не дала желаемого результата. Суровая зима и смерть Дибича от холеры позволили восстанию разрастись. Предсказуемо на подавление мятежа был брошен Паскевич.

Фельдмаршал в духе своих лучших побед безупречно осадил Варшаву, и через сутки 26 августа 1831 года польская столица капитулировала – точно в день 19-й годовщины Бородинского сражения.

Фельдмаршал быстро наводит порядок: «Варшава у ног ваших, польская армия по моему приказу отходит к Плоцку», – докладывает он императору. Вскоре закончилась война, но целых 8 месяцев понадобилось на восстановление разрушенных польских городов.

«Закон есть, есть сила, а ещё более есть постоянная твёрдая воля», – писал он в другой раз Николаю. Этим правилом и руководствуется Паскевич – новый наместник Царства Польского – при обустройстве послевоенной страны. Его волнует не только армия, но и гражданские проблемы – образование, положение крестьян, улучшение дорог.

Новая волна революций прокатилась по Европе в конце 1840-х годов. Теперь Паскевич нужен в Венгрии – с такой просьбой обратилось к нему австрийское правительство.

Совершив трудный переход через Карпаты, 5 июня 1849 года Паскевич готовился одним маневром покончить с бунтовщиками. «Не жалей каналий!», – напутствовал его Николай I.

Развязка наступила быстро, и 30-тысячная венгерская армия сдалась на милость победителя. Карл Нессельроде писал: «Австрия должна вечно помнить услугу, оказанную ей Россией в 1849 году». Паскевич тогда получил звание генерал-фельдмаршала Пруссии и Австрии.

* В лучах славы

В Крымской войне, разразившейся в 1853 году, в которой России противостояли сразу несколько государств, Паскевич уже не принимал такого деятельного участия, как раньше, но его взвешенная позиция и стратегическая дальновидность помогли империи сохранить ее восточные владения.

«Везде Россия, где властвует русское оружие», – заявлял Паскевич. Не только заявлял, но и доказывал своими военными победами. Популярность полководца была огромной – как в народе, так и у военных, и гражданских чинов.

«Молодец, хват Эриванский! Вот русский генерал! Это суворовские замашки! Воскрес Суворов! Дай ему армию, то верно взял бы Царьград», – так передавал восторженную реакцию масс Грибоедов.

Влияние Паскевича на военную политику России трудно переоценить. Любой подбор кандидатов на должности от командующего полком до командующего корпусом согласовывался с ним. К 1840-м годам под командованием Паскевича находились четыре пехотных корпуса – ядро сухопутных войск империи. По велению Николая I генерал удостаивался от войск таких же почестей, как и он сам.

Он был в почёте не только на родине. Как писал историк В. А. Потто, «персидский шах прислал Паскевичу алмазные знаки ордена Льва и Солнца на бриллиантовой цепи ценой в шестьдесят тысяч рублей, чтобы этот орден наследственно переходил в фамилии Паскевича».

Паскевич стал четвёртым и последним в истории России кавалером, удостоенным всех четырех степеней ордена святого Георгия, а его воинский путь был так долог, что успел захватить четырёх императоров. Паскевич пребывал в лучах славы. Даже стареющий полководец пользовался безграничным доверием императора. Когда в начале 1856 года Иван Паскевич ушёл из жизни по всей армии и в Царстве Польском был объявлен 9-дневный траур.