Что такое обществознание. Обществознание. Социология - центральный элемент обществознания

Бонифаций или Вонифатий (лат. Bonifatius), тж. Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth;672/673, Кредитон, графство Эксетер, Уэссекс, в наст. время Девоншир на юго-западе Англии - 5 июня 754, возле Доккума, в наст. время - Фрисландия) - архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев.

Жизнь

Винфрид воспитывался в монастырях ордена Св. Бенедикта в Эксетере и Натселле (близ современного Саутгемптона в графстве Гемпшир). В Натселле в возрасте 30 лет он был рукоположён в сан священника. Его основными занятиями были преподавание грамматики и стихосложение. Но в 716 году Винфрид решает покинуть монастырь и, став миссионером, отправляется в дремучие леса на востоке империи франков. К этому времени он уже успел стать достаточно известным учёным, а, кроме того, и автором одной из новых латинских грамматик.

Винфрид был вторым миссионером (после утрехтского епископа Виллиброрда), пришедшим с Британских островов для того, чтобы обратить язычников-саксов в христианство. В 719 году Винфрид получает благословение папы Григория II и принимает имя Бонифаций.

Миссионерские путешествия Бонифация были чем-то вроде экспедиций к языческим племенам, в которых его сопровождала большая свита, включавшая в себя также и воинов с ремесленниками. Во время таких экспедиций на материк основывались небольшие поселения и монастыри. Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора). Бонифаций решился срубить его. Присутствовавшие при этом язычники ожидали гнева своего бога, но, как оказалось, напрасно. Они были поражены тем, как легко пала их святыня. Из срубленного священного дерева Бонифаций распорядился возвести во Фритцларе капеллу Св. Петра. Сегодня на этом месте находится монастырь и церковь Св. Петра.

Неизвестно, что заставило 80-летнего Бонифация отправиться в очередную миссию к язычникам фризам. Легенды повествуют, что он хотел принять мученическую смерть. Но даже если его смерть и не была мученической в строгом смысле (согласно некоторым источникам, Бонифаций был убит во время обычного ограбления), большое значение имело его незамедлительное причисление к лику святых, что, возможно, имело под собой политические причины.

Значение

Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных структур, подчинённых центру папства Риму. Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Всё же ему не удалось создать такую церковную иерархию, которая была бы полностью независима от интересов знати (для этого ему была необходима поддержка кого-либо из светских правителей). Но именно Бонифаций, распространявший власть Рима как центра христианства, заложил фундамент становления христианской Европы. Ему удалось убедить Карла Мартелла и вождей некоторых германских племён, что христианство имеет множество преимуществ, среди которых и огромный культурный и политический потенциал единения.

Ежегодно в Фульде, где погребён Бонифаций, собирается конференция немецких епископов. Часть мощей Святого Бонифация находится в церкви Св. Хильдегарды и Иоанна в Эйбингене (Рейнгау), где Хильдегардой Бингенской были собраны мощи многих святых.

Стоявшее посередине поляны дерево впечатляло своими размерами. Казалось, что дуб верхними ветвями достает до неба, а под его кроной способны укрыться от солнца сотни людей одновременно. Чтобы обхватить ствол древа потребовалось человек пять, не меньше. А кора исполина была стара и выдавала старину природного чуда.

Вокруг дуба собралась толпа людей, человек триста не меньше. Толпа была самой разной. Тут стояли люди в доспехах и при оружии, мелькали личности в рясах. Но большую часть столпившихся представляли собой немытые и одетые в лохмотья и шкуры жители окрестных деревень. Немцы-язычники, что поклонялись целому пантеону богов и регулярно приносящие им кровавые жертвы.

Руби! – раздался крик человека в христианской сутане, который особенно сильно выделялся из всего собравшегося сброда. Это был святой Бонифаций, миссионер и проповедник, пришедший в эти дикие и опасные места нести Слово Божье.

Повинуясь приказу священника к дубу подступило несколько человек с топорами. И вот один из них замахнулся и ударил по стволу. Среди немцев прошел испуганный ропот. Все они прекрасно знали, что дуб является материальны олицетворением бога Донара. Они все ждали, что суровый бог покарает святотатца, но за первым ударом последовал следующий и вскоре все дровосеки вгрызлись своими топорами в дерево, словно стая бобров.

Дуб сопротивлялся дровосекам долго, но в конце концов дерево не выдержало натиска и начало крениться. Дикие немцы снова замерли. Теперь-то Донар точно покарает осквернителей своей святыни. Но прошла минута-другая, а грома с небес или другого проявления божественного гнева не случилось. Бонифаций повернулся к толпе язычников и начал объяснять им основы христианской веры и рассказывать почему Донар так и не появился, чтобы защитить Дуб.


Святой Бонифаций срубает дуб Донара

Именно так святой Бонифаций продвигал веру в Спасителя среди диких племен северной и восточной Европы. Не словом, а делом показывая, что их боги просто вымысел, а есть только один и имя ему Иисус Христос. Бонифаций положил на это дело все свою жизнь и погиб, продолжая миссионерскую работу. За что почти сразу оказался причислен к лику святых в чине святителя, еще его называют «Апостолом Германии».

Святой Бонифаций становится монахом, получает благословление Папы Римского и организовывает миссионерские экспедиции к язычникам

Несмотря на то, что святой Бонифаций прославлен как святитель народов Германии, родился он в тогдашней Англии. Произошло это в 672 году нашей эры в городе Кредитон, что входил в состав королевство Уэссекс.

год рождения Святого Бонифация

Стоит напомнить, Британия в тот момент еще не оказалась под пятой саксов и не была единым государством. Территория островов делилась между крупными, и не очень, королевствами, графствами, герцогствами и т.д. Между ними постоянна шла борьба за власть и ресурсы. Такое положение дел продолжалось до начала 12-го века.

Согласно житию Бонифаций почти сразу после рождения попадает в монастырь и воспитывается монахами ордена святого Бенедикта. Точной даты принятия пострига не сохранилось до наших времен. Достоверно известно только то, что его рукоположили в сан священника в возрасте 30 лет. Произошло это в Натселле.

В миру святого Бонифация звали Винфрид, но после благословления римского Папы он меняет его.

Следующие десять лет Бонифаций проводит в стенах родного монастыря. Здесь он преподает молодым иноками основы грамоты и науку стихосложения. При этом святой отец продолжает постигать новые знания и заниматься научной деятельностью.

В средние века именно монастыри стали бастионом, сохраняющим многие знания античности. И не только сохраняющими, но и приумножающими их.


Неожиданно для всех, в 716 году, Бонифаций покидает монастырь и оставляет научную деятельность. Он задается новой и несомненно благочестивой целью – принести свет веры диким восточным племенам. Под восточными племенами он понимал всех язычников, что жили на территории северной и восточной Европы.

С этой благородной задачей он отправляется в леса восточной части империи Франков. Здесь обитали племена саксов. Именно они в последующие годы вторгнутся на Британские острова, захватят Лондониум (современный Лондон) и создадут Империю, над которой никогда не заходит Солнце.

Деятельность Бонифация или в другой интерпретации Винфрида не остается незамеченной. Молва о просветителе саксов доходит до Рима, и сам католический Папа Гринорий II дает свое благословение миссионеру.

Благословление папы - это не только награда, но и материальная помощь.

Это очень помогло Бонифацию в организации своих экспедиций по крещению язычников, так как они требовали значительного финансирования. Ведь Винфрид отправлялся к племенам не один, его сопровождали охранники, да и вожди племен часто принимали христианство за звонкую монету.

в этом году по приказу Бонифация срубили дуб Донара

В 723 году по приказу Бонифация срубил священный Дуб Донара. Донар более известен русскому человеку, как Тор. Из срубленного дерева построили капеллу Апостола Петра.

Часть мощей св. Бонифация хранится в церкви святой Хильдегарды и Иоана в городе Рейнгау.

В 722 году папа Григорий II посвящает Бонифация в епископы, а спустя десять лет уже Григорий III назначает его архиепископом Восточной Франкской империи. Под самый конец своей жизни Винфрида повышают до легата Папы Римского в Франкской империи. Эта страна после ряда войн и политических интриг постепенно превратится в современную Францию.


Здесь же стоит отметить почему папы так активно поддерживали миссионеров вроде Бонифация. Причина до невозможности банальна – власть и деньги. Все прекрасно знают про церковную десятину и чем больше стран принимали христианство, тем больше влияния имел Папа. Но был у этого и второй момент, более положительный в исторической перспективе. Христианство объединяло и давало стабильность, являлось по сути идеологией и опорой аристократии.

Из языческого древа Тора позже сложили церковь святого Петра.

Погиб святой в возрасте 80 лет от рук плохих людей. За свои заслуги перед католической церковью почти сразу причислен к лику святых. Согласно некоторым источникам старца убили в ходе банального ограбления и никакой мученической такая смерь не является. Канонизация объясняет хитрым политическим шагом римских пап. Правда ли это – неизвестно, слишком много времени прошло, а все источники имеют значительно более позднее происхождение.

Кто такой святой Бонифаций в православии

день памяти Святителя Бонифция

Бонифаций в православии не сильно отличается от самого себя в католичестве. Канонизация святого произошла до раскола церкви на Католическую и Православие. День памяти святителя – 5 июня (18 по новому стилю). В этот день принято молится о здравии зависящих от алкоголя людей. Этому посвящена и молитва, обращенная к Апостолу Германии.


Что касается молитвы Винфриду, то стоит помнить кто такой он был и какой образ жизни вел. Это одна из немногих молитв к мученикам, которые нужно произносить слово в слово. При этом в сердце молящегося должна быть искренняя забота о страждущем, хотя бы маленькая капля сочувствия.

Святой Бонифаций – покровитель страдающих от алкоголизма

Обращаться к Святому Бонифацию может каждый, особенно тот, кто хочет избавиться от алкоголизма.

Текст молитвы

О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положйти в точиле и позвати нищих.

Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий!

Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоу спешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости.

Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Приведу житие святого Бонифация из "Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших Б":
Святитель Бонифаций, именовавшийся вначале Винфрид, родился в 672 году неподалеку от Эксетера, в западной оконечности Вессекса, одного из королевств англо – саксонского Семицарствия. Со своей ранней молодости он явил склонность к монашеской жизни. В семь лет он поступил в монастырь, вначале в Эксетере, затем в Нурслинге (Nursling), чтобы обучиться там как Священному Писанию, так и светским наукам. В результате блестящих занятий он был назван профессором, но образование в области грамматики и риторики не имело для него никакой другой цели, кроме как приготовления к пониманию Священного Писания. Опытный монах, он показывал также горячее усердие в наставлении и проповеди и мечтал следовать примеру Святых ирландских Монахов, которые оставляли свою родину с тем, чтобы странствовать и чтобы нести Благую Весть язычникам.
Вскоре после своего рукоположения в священники (716) он вместе с тремя компаньонами оставил монастырь в Нурслинге, чтобы присоединиться к миссии Святого Виллиброрда из Фризляндии (Willibroard von Frise, память 7 ноября), которая столкнулась с многочисленными препятствиями. Оттуда Епископ был вынужден вернуться в свой монастырь из-за языческой реакции, вызванной смертью Пепина Херстальского. Новые миссионеры столкнулись с теми же затруднениями и были вынуждены вскоре возвратиться в свой монастырь в Англию, где братья тепло приняли Винфрида и предложили ему заменить недавно скончавшегося игумена. Благодаря поддержке епископа Винчестерского, Святой смог освободиться от этого обязательства и приготовить новую миссию, осуществив предварительно паломничество в Рим (718). Папа Григорий II принял его с честью и, желая продолжать миссионерское делание своего знаменитого предшественника Григория I (память 12 марта), вручил Винфриду письмо-инвеституру (поручение) на обращение всех языческих народов Германии и присоединение их к римскому престолу. Чтобы подтвердить свою верность, Винфрид изменил свое имя на Бонифация (719).
После того, как Бонифаций быстро пересек Баварию и Тюрингию, он направился снова во Фризляндию, где Святитель Виллиброрд смог возвратить себе кафедру Утрехта. В течение трех лет он помогал старику восстанавить Христианство в этой стране. Но когда Виллиброрд предложил ему рукоположение в Епископа, дабы заменить его, Бонифаций ему ответил, что он имеет благословение на проповедь среди всех варварских народов и что для него сейчас самое время отправиться в те края Германии, которые еще мало обращены в христианство. Он углубился тогда внутрь страны, в регионы, находившиеся под господством франков, среди которых было распространено язычество. В Гессене, он начал с того, что основал монастырь Амёнебург (Amoenebrg), который стал полюсом притяжения и центром подготовки проповедников. Когда Папа узнал об успехах Бонифация, он его вызвал в Рим, где и посвятил его во епископа без предоставления епархии, под прямой властью римского престола (722). По возвращению в Гессен Святитель возобновил свои миссионерские походы и одержал яркую победу над язычеством, уничтожив дуб, посвященный богу Тор, который идолопоклонники почитали как поддерживающий небосвод. Видя, как он действует, толпа в ярости кинулась на него, но дерево вдруг согнулось как под невидимой рукой и развалилось на четыре куска пред ногами Святого. Бонифаций использовал деревесину этого дуба для строительства церкви, при которой он основал монастырь Фритцлар.
Благословив своих учеников на продолжение проповеди христианства в этих краях, Святитель отправился в Тюрингию (724), где начал свою проповедь также с основания мужского монастыря Ордруф около Готта и некольких женских монастырей. Чтобы организовать эти новые объединения на традиционных основаниях, он пригласил монахов и монахинь из Англии, которые распространили в этих краях не только евангельские обычаи, но и свет цивилизации. Получив от Папы Григория III (731) сан Архиепископа и посох, неутомимый Апостол начал свое делание в Баварии, самом большом краю Германии, который уже давно был обращен в Святую Веру усилиями мужественных проповедников, но пока еще был лишен устойчивой церковной организации. Там он хиротонсал четырех епископов: в Зальцбурге, Фрайзинге, Ратисбонне и Пасау, затем возвратился в Рим, чтобы сообщить Папе о результатах своей деятельности и получить новые благословения. По возвращению в Германию, снабженный Святыми мощами и рекомендательными письмами Папы, он посвятил Епископов в Гессене и в Тюрингии. Эта задача оказалась труднее, чем в Баварии, так как эти края не унаследовали римской административной организации, и в них не было настоящих городов, которые могли бы служить центрами епархий (741). Выполнив эту миссию к концу двадцати лет тяжелых трудов, он смог представить на одобрение нового Папы Захарии организацию новой Церкви. Чтобы закрепить этот итог, Святой решил основать большой монастырь в центре четырех стран, которые он евангелизировал - Фризляндии, Гессена, Тюрингии и Баварии. Этот монастырь символизировал бы единство Церкви Германии и мог бы служить для него местопребыванием. После долгих поисков ученик Стрюм нашел удобное место в густом лесу, пересеченном рекой Фульда, которая и дала имя основанному монастырю. Каждый год Святитель Бонифаций приходил туда, чтобы отдохнуть и обучить монашеским традициям монашеское братство, которое достигло четырехсот монахов после смерти Святого.
Несмотря на свой возраст и желание монашеского уединения, Бонифаций не прекратил, однако, своей деятельности. В 743 году он принял участие в большом германском церковном соборе, собранном в первый раз мажордомом Австразии Шарлеманем для того, чтобы урегулировать многочисленные проблемы, возникшие в Истинной Церкви в связи с реформами Шарля Мартеля и борьбой между аристократическими кланами. Эти расстройства в церковной организации открыли путь к возрождению язычества и влиянию многочисленных шарлатанов, которые использовали наивность народа. Там была подтверждена власть епископов, верных Святому Бонифацию, которые должны были заботиться о реформе духовенства, о соблюдении Святых Традиций и о борьбе против суеверий. Часть церковного имущества, захваченного дворянами, была возвращена, а недостойные прелаты - смещены. Эта реформа распространилась на всю Истинную Церковь и была подтверждена в церковном соборе в Суассоне, в 744 году. Бонифаций хотел завершить унификацию Истинной Церкви, обосновавшись в Кёльне, но сопротивление части духовенства и дворян помешало осуществлению этого проекта. В 747 году он получил место в Майнце, что в Эльзасе, Германия, и регион Трира, который оставался организованным согласно другим принципам, с большой независимостью по отношению к Риму, в то время как Саксония оставалась упрямо привязанной к варварским обычаям.
Шарлемань оставил трон, дабы принять монашество на горе Кассин (Cassin), и Святой Бонифаций в Суассоне благословил на царствование его брата, Пепина Короткого, тем самым торжественно положив начало династии Каролингов (751). С годами его апостольский жар не угас, и он намеревался идти продолжать евангелизацию непокорной Фризляндии. Поместив своего самого любимого ученика Святого Лулла (Lullus) на свое место в Майнце, он простился со своими друзьями и, пророчески взяв с собой саван, сел на судно на Рейне. Проведя зиму в Утрехте, в монастыре, которым руководил один из его учеников, Григорий, с приходом весны он предпринял свою миссию в самых северных регионах страны. Неплохо встреченные населением, проповедники крестили некоторое число язычников. Но 5 июня 754 года, в то время, как они готовились к конфирмации, вооруженная и вопящая толпа кинулась на расположении их лагеря. Слуги и спутники Святого попытались вооружиться, чтобы оказать сопротивление, но Бонифаций направился в центр схватки и, убеждая своих товарищей не воздавать злом за зло, воскликнул: «Вот и настал, наконец, столь желанный день. Время, назначенное для нашего освобождения, приближается. Укрепимся о Господе, примем Его решение, возблагодарим Его и доверимся Ему. Он уже освободил ваши души!» Бешенство варваров только было удвоено.
Одни из них размахнулся своей шпагой, дабы рассечь рукопись, которую Святой поднял, чтобы защищаться, и расколол ему череп. Варвары истребили пятьдесят два компаньона и рассекли ударами шпаг и топоров реликварии-ковчежцы и книги, которые были единственным сокровищем миссионеров. События проистекали неподалеку от современного города Доккум (Dokkum), что в Нидераландах.
Христиане пришли затем, чтобы собрать их останки, и прах Святого Бонифация был перенесен в Майнц, затем оттуда, в соответствии с просьбой Святого, - в Фульду, которая стала центром паломничества и символом единства Церкви в Германии.
Источники:
http://www.bistum-fulda.de/
см. также:
Википедия.

По поручению папы помазал Пипина на царство знаменитый миссионер родом из Нортумбрии - Бонифаций (680-755). Он всю свою жизнь посвятил обращению в христианство германских племен. Поэтому Бонифация часто называют «апостолом Германии». Во время очередной проповеди в земле фризов у берегов Северного моря язычники убили Бонифация. Его останки покоятся в основанном им знаменитом монастыре Фульда в Германии.

Папское государство

Римский папа оказал Пипину очень большую услугу и ожидал от нового короля ответной любезности. Дело в том, что Риму постоянно угрожало Лангобардское королевство, возникшее в VI в. в Италии. Пипин не заставил себя ждать. Он собрал войско, перешел Альпы и победил лангобардов в сражении. Завоеванные земли вокруг Рима и Равенны, а также соединяющий их «коридор» франкский король подарил папе римскому. Так возникло собственное государство пап, где они были не только верховными священниками, но и обладали всей светской властью, не меньшей, чем короли или герцоги. Папское государство в Италии существовало почти до самого конца XIX в. Да и сейчас крошечное государство Ватикан, занимающее всего-то несколько кварталов в городе Риме - не что иное, как последний осколок «Дара Пипина», сделанного в середине VIII в.

«Константинов дар»

Папы были очень довольны подарком, сделанным Пипином, но явно хотели большего. Вскоре один из римских пап поручил своей канцелярии подготовить весьма своеобразный документ. Это была фальшивка, составленная от имени императора Константина Великого. Константин, отправляясь на Восток, в Византии, якобы завещал епископу города Рима властвовать над всей Западной Римской империей! На протяжении всего средневековья римские папы то и дело вспоминали о «Константиновом даре» и начинали требовать у всех западных королей и императоров подчинения римскому престолу. То, что «Константинов дар» - грубая подделка, было окончательно доказано только в XV в.

Вопросы

1. Покажите на карте в §7, как выросло Франкское королевство при преемниках Хлодвига.

2. Почему в Италии остготы и римляне не слились в один народ, а франки и галло-римляне довольно быстро объединились между собой?

3. Как случилось, что слуга, распоряжавшийся дворцовыми ведомствами, мог в конечном счете получить в свои руки управление и всем королевством?

4. Какая связь между созданием тяжелой конницы и изменениями в пользовании землей?

5. До Пипина обряд помазания на царство проводился над некоторыми королями вестготов и англосаксов. Зачем всем этим государям понадобилось «вспомнить» о древнем обряде помазания?

6. Объясните, зачем папе нужно собственное государство, если он и так является главой всех христиан-католиков.

Григорий Турский о короле Хильперике, внуке Хлодвига

Он часто опустошал и сжигал множество областей и от этого он не испытывал никакого угрызения совести, а скорее радость, как некогда Нерон, когда во время пожара своего дворца он пел стихи из трагедий. Он очень часто несправедливо наказывал людей, чтобы завладеть их имуществом... Был же он чревоугодником, богом его был желудок. Он считал, что нет никого умнее его... Он сочинил две книги стихов, но стихи его хромали на обе ноги. В этих стихах, не разбираясь, он ставил краткие слоги вместо долгих и вместо долгих - краткие (Долгота и краткость слогов в латинской поэзии имеют то же значение, что рифма - в современной. ). И другие его сочиненьица, как-то: гимны и мессы, никак нельзя понять. Дела бедных ему были ненавистны. Святителей Господних он постоянно порицал, и нигде больше он не насмехался и не подшучивал над епископами, как находясь у себя в доверительном кругу друзей... и ни к чему он не питал большей ненависти, чем к церкви. В самом деле, он часто говорил: «Вот наша казна обеднела, вот наши богатства перешли к церквам, правят одни епископы. Нет больше к нам уважения, оно перешло к епископам городов». Говоря так, он постоянно уничтожал завещания, составленные в пользу церкви... Что же касается наслаждения или расточительности, то нельзя себе представить, чего бы он ни испытал в действительности. И всегда изыскивал он новые способы, чтобы причинить вред народу. Так, если он находил в это время кого виновным, то приказывал выкалывать ему глаза... Никого он не любил бескорыстно и сам никем не был любим, вот почему, когда он испустил дух, все его покинули.