Проблемы социальной гигиены здравоохранения киоскер. Социальная медицина. В том же разделе

Страхование. Шпаргалки Альбова Татьяна Николаевна

77. Понятие и особенности государственного регулирования страховой деятельности

Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и причин на развитие производства в обществе, а также на развитие социальной сферы.

Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т. д.

Нормы финансового права регулируют источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, (с бюджетной системой), порядок использования средств фонда страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования, осуществление государственного регулирования страховой деятельности и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования.

Важнейшими нормативными актами, регулирующими страхование, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 927–970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.

Важное значение для правового регулирования страхования имеют Указы Президента РФ («Об обязательном личном страховании пассажиров», «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» и др.).

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ (Постановление Правительства РФ «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные соборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»).

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

26. Необходимость учета государственного денежно-кредитного регулирования в коммерческой деятельности Коммерческие предприятия, осуществляя свою деятельность, не могут не обращать внимания на меры, предпринимаемые государством в целях регулирования денежной массы в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Инновационный менеджмент автора

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

7.3. Органы государственного регулирования инновационного процесса В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

Принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» как политический компромисс (декабрь 2009 г.) Итак, в первом чтении федеральный закон о торговле был принят Государственной думой 11 сентября, во втором - 16 декабря, в

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Объекты государственного регулирования экономики Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

автора Барулин С В

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:· изменение состава и структуры системы налогов,· замена одного способа или формы

автора Смагина И А

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как

На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности включает:

прямое участие государства в становлении страховой системы;

законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в

частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Министерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями.

Осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, включая проведение проверок их деятельности на местах;

достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в

части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

выдачей страховщиками банковских гарантий;

соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции службы.

Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страхового дела.

Проводит аттестацию страховых актуариев.

Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.

Выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства.

обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также подзаконными актами.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, а также перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор включает в себя:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела и др.

С целью реализации названных ранее полномочий Федеральная служба страхового надзора имеет, в частности, право:

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г, «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов РФ.

Еще по теме 3. Государственное регулирование страховой деятельности.:

  1. § 2. Государственное регулирование страховой деятельности
  2. § 46. Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
  3. § 2. Виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности
  4. Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела § 1. Общая характеристика страхования основ организации страхового дела