Поэт николай дементьев биография. Николай дементьев. Николай Иванович Дементьев

Погодин (Михаил Петрович) - историк, археолог и журналист (1800-75). Отец его был крепостной «домоправитель» графа Строганова. Обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер П.: он отличался большою практичностью, совмещавшеюся в нем с немалою долею сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой. На 11-м году он был отдан на воспитание к типографщику А. Г. Решетникову, но скоро поступил в 1-ю московскую гимназию. Сентиментально-патриотическое настроение его находило поддержку в увлечении тогдашним театром, где царили трагедии Озерова, а также в знакомстве с «Историей Государства Российского» Карамзина, которую он приобрел на последние свои деньги. В Моск. унив., куда П. поступил в 1818 г., он подпал под влияние профессора теории поэзии Мерзлякова (см.), запоздалого поклонника Ломоносова, Сумарокова и Державина. Летнее пребывание на учительской кондиции у кн. Трубецкого было для П. некоторым противовесом этого влияния: здесь он познакомился с сочинениями Руссо, г-жи Сталь (о Германии) и Шатобриана. В университете начали складываться и ученые вкусы Погодина; он заинтересовался первоначальной русской летописью, вопросом о происхождении князей, а также вопросами общеславянской истории (перевел сочинение Добровского «О Кирилле и Мефодии»). Почти во всех своих взглядах он находил противника в лице тогдашнего профессора русской истории Каченовского, с которым вел сильную полемику и впоследствии, будучи уже его сотоварищем по профессуре. Окончив курс в 1823 г., П. через год защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», где явился защитником норманнской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которую стоял Каченовский. Диссертация эта была приветствована Карамзиным, с одной стороны, и специалистами-историками Шлепером и акад. Кругом - с другой. В своей диссертации П. обнаружил недюжинные критические способности. Планы его относительно будущности в это время еще не определились; он мечтает то о журнальной, то о педагогической деятельности, то об административной карьере. Его ходатайство о заграничном путешествии уважено не было. В комитете министров было решено, что нет «пользы посылать сего магистра в чужие края для окончания курса наук по нынешним обстоятельствам, а удобнее в университете дать то образование, которое правительству удобно будет». С 1826 г. П. поручено было читать всеобщую историю для студентов первого курса. Профессорская деятельность П. продолжалась до 1844 г. В 1835 г. он был переведен на кафедру русской истории; в 1841 г. избран в члены Второго отделения Академии наук (по русск. яз. и словесн.); был также секретарем Общества истории и древностей российских и заведовал изданием «Русского исторического сборника», где поместил важную статью «О местничестве». К концу профессорской деятельности П. относится начало издания им «Исследований, лекций и замечаний», на которых и зиждется, главным образом, значение П. как историка; здесь он всего больше обнаружил свой критический талант и меньше всего отрицательную сторону своего ума - чрезмерное пристрастие к фантастическим построениям. «Исследования» (7 томов), доведенные до татарского периода русской истории, и теперь служат одним из необходимых пособий для занимающегося специально древней русской историей. В это же время П. начал собирание своего «Древнехранилища», заключавшего в себе массу памятников, как письменных, так и вещественных, русской старины. Рукописная часть этого собрания, купленного позже имп. Николаем I, хранится в настоящее время в Петербурге в Имп. публ. библиотеке и представляет много интереса для специалистов-историков. П. несколько раз бывал за границей; из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835 г.), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей: Шафариком, Ганкою и Падацким. Это путешествие несомненно способствовало сближению русского ученого мира с славянским. С 1844 г. специально-ученая деятельность П. замирает и возрастает только к концу его жизни. К 1860 г. относится его публичный диспут с Костомаровым по вопросу о происхождении русских князей. Прав в этом диспуте был скорее П., что не было замечено публикою, интересовавшейся противниками как представителями известных общественных партий, а не как учеными исследователями. В конце жизни П. вел полемику по тому же вопросу с Д. И. Иловайским. В 1872 г. им была издана «Древняя русская история до монгольского ига», не прибавившая ничего к его славе. На ученых трудах П. не отразилось то философское настроение, которое охватило Московский университет в 30-х и 40-х годах: сильный как специалист-исследователь, II. был слаб как мыслитель. Совмещая увлечение Шелдингом с патриархальной московской закваской, П. в своих взглядах держался так называемой теории официальной народности и примыкал вместе с проф. Шевыревым к партии, защищавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах: «Московском вестнике» (1827-30) и «Москвитянине» (1841-56). Первому пришлось бороться с колоссом русской журналистики начала 30-х годов, «Московским телеграфом». Почти исключительно литературный по содержанию, «Московский вестник» был зачастую чересчур учен по тону и потому, несмотря на участие Пушкина, полного успеха не имел. Другой журнал П., «Москвитянин», имел программу более политического характера. Здесь нашло прибежище начавшее обособляться в то время от общегегельянских увлечений славянофильское направление. Славянофилам пришлось работать здесь вместе с защитниками теории официальной народности. с стремлениями которой они имели лишь чисто внешнюю близость, влагая в формулу ее совершенно иной смысл и защищая ее другими средствами. В истории науки имя «Москвитянина» связано с полемикой против теории родового быта, представителями которой были Соловьев и Кавелин. Критика крайностей этой теории удалась П. больше, чем оценка положительных сторон ее. «Москвитянин» выдвигал на очередь общеславянские вопросы и отстаивал право западно-славянских народностей на национальную свободу, в то время как, по словам К. Н. Бестужева-Рюмина, «модным убеждением было мнение, что австрийский жандарм есть цивилизующее начало в славянских землях». Недостаток философского образования и внешние неблагоприятные условия не дали Погодину выработаться в мыслителя и общественного деятеля, на роль которого он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии. См. «Биографический словарь профессор. Московского университета» (Москва, 1855; полный свод фактических данных до 1855 г.); «Историческая записка Имп. москов. археологического общества за первые 25 лет его существования» (М., 1890; биография П. принадлежит здесь перу П. Н. Милюкова); Бестужев-Рюмин в «Биографиях и характеристиках» (очень живая, полная метких замечаний характеристика); Н. П. Барсуков, «Жизнь и труды M. П. Погодина» - наиболее полный свод всего относящегося до самого Погодина, заключающий в себе массу интересных данных вообще для истории того времени (труд далеко еще не кончен).

Источник - Википедия

Николай Дементьев родился в семье интеллигентов. В 20-х годах учился в , закончил литературное отделение МГУ. Женился на своей однокурснице Надежде Адольф . Состоял в литературной группе «Перевал». Публиковался в «Красной нови», «Комсомольской правде», «Молодой гвардии», «Новом мире», «Октябре». Было выпущено 4 сборника стихотворений. Известно также стихотворение его друга Эдуарда Багрицкого«Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» (1927).
Окончил курсы при Центральном институте труда, работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината, также там он работал журналистом и создавал научно-популярные книги.
Был задержан при попытке покончить собой в гостинице для иностранцев (позже рассказал жене, что ему почудилось, что город захватили фашисты и он не хотел отдаться им живым), помещен в психиатрическую больницу имени Кащенко. Затем был выписан из больницы, но его психическое состояние ухудшилось.
28 октября 1935 года покончил жизнь самоубийством, бросившись с балкона 6-го этажа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его смерть Борис Пастернак написал стихотворение «Безвременно умершему».

Библиография
Шоссе энтузиастов 1930 год
Овладение техникой 1933 год
Рассказы в стихах 1934 год
Избранные стихотворения 1936 год
Стихотворения. М., ГИХЛ, 1959
Город
Роальд Амундсен 1931 год
Самолёт. ОГИЗ, Молодая гвардия. 1931, 16 с., рис. Л. Жолткевич

Биография

Николай Дементьев родился в семье интеллигентов. В 20-х годах учился в Литературно-художественном институте имени В. Я. Брюсова, закончил литературное отделение МГУ. Женился на своей однокурснице Надежде Адольф. Состоял в литературной группе «Перевал». Публиковался в «Красной нови», «Комсомольской правде», «Молодой гвардии», «Новом мире», «Октябре». Было выпущено 4 сборника стихотворений. Известно также стихотворение его друга Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» (1927).

Окончил курсы при Центральном институте труда, работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината, также там он работал журналистом и создавал научно-популярные книги.

Был задержан при попытке покончить собой в гостинице для иностранцев (позже рассказал жене, что ему почудилось, что город захватили фашисты и он не хотел отдаться им живым), помещен в психиатрическую больницу имени Кащенко. Затем был выписан из больницы, но его психическое состояние ухудшилось.

28 октября 1935 года покончил жизнь самоубийством, бросившись с балкона 6-го этажа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его смерть Борис Пастернак написал стихотворение «Безвременно умершему».

Библиография

Сборники

  • Шоссе энтузиастов 1930 год
  • Овладение техникой 1933 год
  • Рассказы в стихах 1934 год
  • Избранные стихотворения 1936 год
  • Стихотворения. М., ГИХЛ, 1959

Поэмы

  • Город

Детская литература

  • Роальд Амундсен 1931 год
  • Самолёт. ОГИЗ, Молодая гвардия. 1931, 16 с., рис. Л. Жолткевич
  • В телевизионном сериале «Дело следователя Никитина» расследование причин смерти Николая Дементьева одна из главных сюжетных линий.

Ссылки

  • Николай Иванович Дементьев
  • Могила Н. И. Дементьева на Новодевичьем кладбище
  • Б.Парамонов. Комментарий к самоубийству
  • Э.Багрицкий. РАЗГОВОР С КОМСОМОЛЬЦЕМ Н.ДЕМЕНТЬЕВЫМ, Н.Дементьев. ОТВЕТ ЭДУАРДУ

Николай Иванович Дементьев

Дементьев Николай Иванович - поэт.

Родился в семье интеллигента, учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова и на литературном факультете 1-го МГУ, в годы первой пятилетки, окончив курсы при ЦИТ (Центральном институте труда), работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой. Первые стихи опубликовал в 1924, до 1928 состоял в литературной группе А.К.Воронского «Перевал». Автор поэтических сборников: «Шоссе энтузиастов» (1930), «Овладение техникой» (1933), «Рассказы в стихах» (1934) и «Избранные стихотворения» (1936). Будучи увлеченным техникой, Дементьев в 1931-32 пишет научно-популярную брошюру в стихах «Рождение атома азота» и поэму «Город», а в 1931 - книги для детей «Роальд Амундсен» и «Самолет». Совместно с Э.Багрицким переводил стихи Н.Хикмета. Дементьев покончил жизнь самоубийством. Б.Пастернак откликнулся на его смерть стихотворением «Безвременно умершему» (1936).

В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине («Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь - блеск веселых глаз...», 1926, и др.). Как и Пастернака, Дементьев больше всего вдохновляет стихия небесной влаги - стихия дождя, которая способствует преображению души поэта, возрождению в ней жизненных сил. В этом отношении особенно показательно стих. «Ливень» (1928), в котором с экспрессивной силой изображается наступление на город грозы вместе со стремительными потоками дождя. После пятнадцатиминутного наводнения, похожего на потоп, город предстает омытым в купели небесной влаги. В отличие от Пастернака, у Дементьева городская природа не отделена от индустриального пейзажа, а органически слита с ним. В этом смысле весьма характерен «Монолог горожанина» (1926), в котором «звенящие коробочки трамваев» отражаются «в рябом и скользком зеркале реки», лаковые автомобили несутся «с восходом солнца в радиаторах», а сам поэт в городском движении чувствует себя, «как зверь перед весной»: город необходим ему, как лес зверю, а поэтому он и дороже, чем природа.

Особое место в поэзии Дементьев занимают героико-романтические новеллы «Оркестр» и «Инженер» (обе - 1926) и реалистические рассказы в стихах «Пастух» (1930), «Мать» (1933) и др. Жанр романтической новеллы в известной мере сохраняет некоторые черты тихоновской романтической баллады начала 1920-х: волю героя к подвигу, исключительность и драматическую напряженность ситуации, в которой он совершается. Именно за драматизм и великолепную передачу чувства тревоги и героизма новеллы «Оркестр» и «Инженер» ценил М.Светлов. В отличие от «железных», нерассуждающих героев Н.Тихонова, героям Дементьева свойствен, пусть и в малой степени, психологизм, который полнее раскроется в его поэзии у героев реалистических рассказов в стихах.

В поэзии второй половины 1920-х, в т.ч. и в «комсомольской», все ощутимее чувствовалась ограниченность худож. возможностей романтики при изображении современности. Быть может, острее, чем другие, это чувствовал Дементьев. Именно поэтому в известном стихотворении Э.Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» (1927) ему приписано решительное заявление: «Романтика уволена - / За выслугой лет». И действительно, в поэзии второй половины 1920-х, а также 1930-х героическая романтика удерживала свои позиции преимущественно в стихотворных воспоминаниях (нередко в песенном жанре) о героике времен революции и гражданской войны. Что же касается изображения современной действительности, прежде всего ее трудовых будней, то в показе новых психологических черт современников значительные возможности стал обнаруживать жанр реалистического рассказа в стихах, который занял видное место в поэзии М.Исаковского, А.Твардовского и в становлении которого важную роль сыграл Дементьев. От баллад и стихотворных новелл жанр рассказа в стихах отличался наличием реалистического психологизма в характеристике героя и отсутствием романтической исключительности, острого драматизма в сюжетной коллизии, через которую образ героя раскрывался. К такой жанровой форме повествования Дементьев приблизился в стихотворении «Пастух», но настоящего психологического мастерства он достиг в знаменитом «рассказе в стихах» (так назвал его сам поэт) «Мать». В коротком повествовании о приезде старушки матери к сыну, начальнику большого строительства, и ее скорой смерти, насыщенном выразительными речевыми характеристиками и выполненном в художественных и нравственных традициях Н.А.Некрасова, поэту удалось не только запечатлеть традиционные черты русской женщины - главной героини рассказа, но и передать новые психологические свойства людей, участников строительства.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 620-621.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения / вступ. статья М. Светлова. М., 1959;

Комсомольские поэты двадцатых годов / вступ. статья, биографические заметки, сост., подгот. текста и прим. М.Ф.Пьяных. Л., 1988. (Б-ка поэта. Б. серия).

Литература:

Селивановский А. Николай Дементьев // Селивановский А. В литературных боях. М., 1959;

Коваленков А. Николай Дементьев // Коваленков А. Хорошие, разные... М., 1966;

Микешин А. Об одном споре в советской поэзии 20-х гг.: «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» Э.Багрицкого и «Ответ Эдуарду» Н.Дементьева // Традиции и современность. Ученые записки Кемеровского педагогического института. Вып.13. Кемерово, 1968;

Любарева Е. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток. М., 1975. С.188-196, 198-200;

Русские советские писатели. Поэты: библиографический указатель. Т.6 М., 1963.

Есть свой особый смысл в том, что писатель Николай Дементьев завоевал читательское признание повестями, которые называются „Мои дороги" (1968) и „Иду в жизнь" (1959). Правда, еще до их появления, в начале пятидесятых годов, рассказы Н. Дементьева печатались в журнале „Сибирские огни". Там же, в Сибири, вышли его книги - „Первое письмо" (1954) и „Сестры" (1955). Но именно „Мои дороги" (по этой повести позже был поставлен известный фильмБессонная ночь") и „Иду в жизнь" обратили на себя внимание широкой писательской и читательской общественности и поставили их автора в ряд с наиболее талантливыми представителями нашей молодой советской литературы.

Уже названия этих повестей говорят, что они автобиографичны. И это действительно так. Но не менее важно и другое: под пером художника факты биографии превратились в подлинные факты литературы, повествующей о судьбах нашего молодого современника, о его путях в жизни, полной радостей и тревог, пафоса созидания и утверждения нового.

И этот пафос созидания, это новое в окружающей нас действительности писатель сумел правдиво запечатлеть в своих произведениях благодаря тому, что сам он до прихода в литературу прошел немало жизненных дорог.

Николай Степанович Дементьев родился в Ленинграде, в 1927 году. В городе на Неве прошли его детство и отрочество. Здесь он пережил блокаду, участвовал в героической защите своего родного города. В 1949 году будущий писатель закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Новосибирский речной порт. Одновременно с работой в порту и первыми литературными опытами Н. Дементьев учился в аспирантуре Западносибирского филиала Академии наук СССР. В 1956 году он получил ученую степень кандидата технических наук и до последнего времени работал преподавателем кафедры теории и проектирования механизмов в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина).

Богатые жизненные наблюдения, тонкий, глубокий взгляд-художника на явления современной действительности - все это было характерно и для первых книг Н.Дементьева, о которых я говорил выше. Но не в меньшей, если не в большей степени эти качества проявились и в других повестях писателя - „Прекрасная … в Сибири" (1960) и „Натка Кубанец" (1961). Особо мне хочется отметить отличную, полную драматизма и гражданского пафоса повесть Николая Дементьева „Чужие близнецы" (1962) о героических днях ленинградской блокады.

Новый роман Николая Дементьева „Замужество Татьяны Беловой" - это не просто важная веха в творчестве самого писателя. Он, несомненно, представлявляет одно из примечательных явлений нашей современной советской литературы, пример активного участия писателя в жизни народа, ведущего непримиримую борьбу за высокие моральные и душевные качества человека нового общества.

Всем существом своим этот роман направлен против собственничества, против разъедающего душу человека мещанства. Мы видим жалкую жизнь Татьяны Беловой, все ее мнимое благополучие и понимаем - нет и не может быть страшнее наказания для человека, который с юных лет заботился только о своем маленьком счастье, для которого мелкое, обывательское, личное заслонило окно в большой мир подлинных радостей и страстей. Героиня романа, человек незаурядный по сути своей, много пережив и передумав, начинает постепенно осознавать, в чем ее беда, но - увы! - как много упущено, как много не понято, сколько сделано неверных шагов. И все же она пытается найти в себе силы и мужество, чтобы выйти на путь поисков настоящего счастья. Так я понимаю замысел писателя и логику поведения его героини, ибо это логика жизни.

Роман написан от первого лица, от имени нашей современницы. По-моему, Николаю Дементьеву прекрасно удалось проникнуть во внутренний мир своей героини, показать в рассказе самой Татьяны Беловой всю сложность и противоречивость ее натуры, раскрыть ее характер в развитии - от юных лет до поры зрелости. Это - завидная удача писателя! К слову сказать, после публикации в журнале… автор много поработал над романом, значительно улучшил его.

И в своих первых повестях, и в романе „Замужество Татьяны Беловой" писатель создает галерею образов молодых инженеров-искателей, которым присущи лучшие черты нашей подлинно творческой интеллигенции. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе Олег Алексеев - один из основных персонажей нового романа Н. Дементьева. Этот образ выписан автором с особым проникновением и тонкостью.

Своей книгой писатель страстно зовет каждого человека будить в себе творческое начало, чтобы именно оно определяло его мысли, чувства, дела и поступки. И нет сомнения, что этот нужный, остро современный роман Николая Дементьева полюбится, читателю, станет для многих хорошим советчиком и другом при выборе жизненного пути.