Поэма русские женщины княгиня трубецкая. Николай Александрович Некрасов. Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Композиционно поэма делится на две части

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Повесть «Ася» была написана Тургеневым в 1859 году. В это время писатель уже был не просто популярным, он оказывал существенное влияние на жизнь российского общества того времени.

Такая значимость автора объясняется тем, что он умел в самых обыкновенных событиях замечать нравственные проблемы, возникающие в обществе. Эти проблемы просматриваются и в повести «Ася». Краткое содержание ее покажет, что сюжет избран самый простой. в которой есть переживания и сожаления о прошлом.

«Ася», Тургенев: краткое содержание 1-4 глав

Некий молодой человек Н.Н. вырвался из отцовского дома и поехал за границу. Ему не хотелось продлевать там свое образование, он просто хотел посмотреть на мир. Поездка без плана и цели: он заводил знакомства, наблюдал за людьми, а все остальное его мало интересовало.

И вот в одном из немецких городков Н.Н. заводит знакомство с Гагиным и его сестрой Асей. Они приглашают его к себе домой. И после первого же вечера Н.Н. остается под впечатлением от романтического образа Аси.

Прошли недели. Н.Н. был постоянным гостем у новых друзей. Ася всегда была разной, то она шаловливый ребенок, то барышня благовоспитанная, то простая русская девочка.

Но однажды Ася перестала «играть» свои роли, она была чем-то огорчена и избегала Н.Н, который стал подозревать, что Гагин и Ася вовсе не брат и сестра. А рассказ Гагина отчасти подтвердил эти предположения.

Дело в том, что Ася была дочерью отца Гагина и их служанки Татьяны. После смерти отца он забирает Асю в Петербург, но по долгу службы ему приходится отдать ее в пансион. Там Ася проводит четыре года, и вот теперь они вместе путешествуют за границей.

От этого рассказа у Н.Н становится легче на душе. Возвращаясь к себе, он просит перевозчика, чтобы тот пустил лодку вниз по реке. Все вокруг, и небо, и звезды, и вода, все для него живое и имеет свою душу.

Повесть «Ася»: краткое содержание 5-9 глав

Когда в следующий раз Н.Н. приходит в дом Гагиных, то застает Асю несколько задумчивой. Она говорит, что много думала о своем «дурном» воспитании.

Она не умеет красиво шить, не играет на фортепьяно и окружающим с ней, несомненно, скучно. Ее интересует, что больше всего ценят мужчины в женщинах, и расстроился бы Н.Н, если она вдруг умрет.

Н.Н. удивлен таким вопросом, а Ася требует, чтобы тот всегда был с ней откровенным. Гагин видит удрученность Аси, предлагает сыграть вальс, но сегодня она не в настроении танцевать.

Повесть «Ася»: краткое содержание 10-14 глав

Н.Н. бесцельно бродит по городу. Вдруг какой-то мальчик передает ему записку от Аси. Она пишет, что обязательно должна его увидеть. Встреча назначена возле часовни.

Н.Н. возвращается домой. В это время приходит Гагин и сообщает ему, что Ася в него влюблена. Гагин интересуется, нравится ли Н.Н. его сестра. Тот отвечает утвердительно, но сейчас жениться не готов.

Гагин просит Н.Н отправиться на свидание с сестрой и честно с ней объясниться. После ухода Гагина Н.Н мучается, он не знает, что ему делать. Но в итоге решает, что жениться на молоденькой девушке с таким нравом нет возможности

Повесть «Ася»: краткое содержание 15-19 глав

Ася переменила место для свидания, теперь это дом фрау Луизы. Несмотря на свое решение, Н.Н. поддается обаянию Аси, он целует ее, обнимает. Затем вспоминает о Гагине и начинает упрекать девушку, что та все рассказала брату, что она не дала развиться их чувству.

Ася плачет, падает на колени, молодой человек старается ее успокоить. Девушка вырывается и стремительно от него убегает. Н.Н. злится на себя, бродит по полям, жалеет, что лишился такой прекрасной девушки.

Ночью он отправляется к Гагиным и узнает, что Ася домой не возвращалась. Они отправляются на ее поиски, расходятся в разные направления. Н.Н. корит себя, думает, что Ася с собой что-то сделала. Поиск не дает результата, и он приходит в дом Гагиных.

Там он узнает, что Ася все-таки вернулась. Ему хочется просить у Гагина руки Аси, но время позднее, и он откладывает свое предложение. По дороге домой Н.Н предвкушает будущее счастье. Он останавливается под деревом и слушает пение соловья.

Краткое содержание: «Ася» Тургенев 20-22 главы

Утром Н.Н спешит к дому Гагиных. Он полон счастья, но видит, что окна раскрыты, никого нет, Гагины уехали. Ему передают записку от Аси. В ней она пишет, что больше никогда с ним не увидится. И если бы вчера он сказал ей хоть одно слово, то она, несомненно, осталась бы. Но он ничего не сказал, а значит, ей лучше уехать.

Н.Н долго искал Гагиных, он ездил за ними повсюду, но найти их так и не смог. И хотя потом он думал, что с подобной женой все равно не был бы счастлив, такого чувства у него больше не возникало никогда.

Произведения Тургенева насыщены различными событиями, где каждое действие и деталь играет важную роль. И порой не хватает времени, чтобы еще раз прочитать повесть или найти определенный момент. Именно поэтому и существует краткий пересказ повести «Ася» по главам, чтобы напомнить ученику прочитанное. А для полного понимания книги необходимо внимательно изучить .

Повесть начинается с воспоминаний господина Н. Н. , когда в возрасте двадцати пяти лет, он «вырвался на свободу» и начал свое беззаботное путешествие без особой цели. Ему нравилось наблюдать за людьми, слушать их рассказы и веселиться со всеми. В пути ему разбила сердце одна вдова, отказавшаяся от него ради иностранного лейтенанта.

По этой причине рассказчик прибыл в небольшой городок З. в Германии, чтобы побыть наедине со своими мыслями. Городок ему сразу приглянулся; атмосфера, царившая там, его покорила. Он частенько ходил по городишку и засиживался рядом с рекой Рейн на скамейке под ясенем. Однажды, сидя на привычном месте возле реки, он услышал музыку, доносящуюся из соседнего городка Л. , расположенного на противоположном берегу. Спросив у прохожего, он узнал, что это коммерш — торжественный пир, устраиваемый учениками одного братства. Заинтересовавшись, герой незамедлительно решил отправиться туда.

Глава 2

Прогуливаясь в толпе и заражаясь радостным безумием, рассказчик познакомился с двумя соотечественниками, путешествующими также в свое удовольствие. С Гагиным, который сразу показался ему добродушным человеком, и его милой сестрой, Асей.

Они пригласили его к себе за город, в свой дом. На ужине Ася сначала стеснялась, но потом стала сама задавать вопросы. Через два часа она удалилась из-за стола, сказав, что сильно хочет спать. Вскоре и сам герой отправился домой, по дороге думая о своем приключении. Он пытался понять, почему он так счастлив, а засыпая, он вспомнил, что ни разу за день так и не подумал о женщине, разбившей ему сердце.

Глава 3-4

На следующее утро к рассказчику пожаловал Гагин. Сидя в саду, он поделился своими планами по поводу того, что всегда мечтал заняться живописью. В ответ Н. Н. рассказал о своем горьком опыте с вдовой, однако большого сочувствия со стороны собеседника не получил. После разговора мужчины отправились домой к Гагину посмотреть этюды. А закончив, они пошли искать Асю, которая отправилась на «развалины».

Это была четырехугольная башня, располагавшаяся на вершине скалы. На уступе стены, рядом с пропастью, сидела Ася. Она буквально играла с мужчинами, заставляя их нервничать. И действительно, после этого Ася резко соскочила с развалин, попросила стакан с водой у сидевшей рядом старушки и побежала опять на скалы, чтобы полить цветы. Позже она отправилась к фрау Луизе, а брат и его гость остались вдвоем, и Н. Н. понял, что с каждым днем все больше привязывается к Гагину.

Вечером герой отправился домой в ужасном настроении. Ему не давала покоя Ася, он также начал сомневаться, что она приходится сестрой Гагину. В таких раздумьях он даже не прочитал письмо вдовы, предназначенное ему.

Глава 5-6

Поведение Аси следующим днем отличалось. В этот раз она была совершенно другой: отсутствовала наигранность, которая всегда была в разговоре, она была настоящей. Пробыв день с Гагиным, герой вернулся домой, желая, чтобы день поскорее закончился. Засыпая, он отметил, что Ася словно хамелеон.

В течение нескольких недель Н. Н. навещал Гагиных, где узнавал Асю под другим углом. В последние дни она выглядела довольно расстроенной, от ее веселого озорства не осталось и следа.

Однажды Н. Н. услышал разговор между Гагиным и Асей, где девушка сообщала о том, что хочет любить лишь его. Это привело в замешательство главного героя, который задался вопросом, зачем нужно было строить эту комедию.

Глава 7-8

Вследствие бессонницы, Н. Н. отправился в путешествие в горы на три дня в надежде отдохнуть и развеяться от мыслей, так сильно гложущих его. Дома он обнаружил записку от Гагина, где тот выражал свое расстройство из-за того, что его не позвали с собой. Поэтому герой двинулся на другой берег, чтобы извиниться.

Изначально девочка была напугана, но спустя время она привыкла к Гагину и полюбила его как брата. После ее обучения в пансионе, продлившегося четыре года, они отправились в путешествие по разным городам. Этот рассказ покорил героя и заставил почувствовать облегчение на душе.

Глава 9-10

Возвратившись, Н. Н. отправился на прогулку с Асей, которая была рада его возвращению, о чем ему сразу и сообщила. Она поинтересовалась у него, что ему нравится в женщинах, а, смутившись, процитировала ему строки из «Евгения Онегина», ярко представив себя в образе Татьяны. Позже девушка подметила, что ей жаль от того, что они не птицы и не могут » утонуть в синеве», однако Н. Н. сказал, что есть настолько высокие чувства, способные поднять человека.

Позже они принялись вальсировать под аккомпанемент Ланнера. В тот момент мужчина увидел женственную сторону Аси, заставившую его по-другому посмотреть на девушку. По дороге назад герой начал вспоминать прошедший вечер, и чувство тревоги вперемешку со счастьем застигло его в пути.

Глава 11-12

Застав Гагина у холста во взбудораженном состоянии, Н. Н. решил поговорить с Асей, которая по обыкновению собиралась уйти, но все же осталась. Девушка грустила, и подметила, что она довольно невоспитанная и необразованная. Но мужчина возразил ей, сказав, что она несправедлива по отношению к себе. Их беседу прервал Гагин, просящий совет по поводу картины.

Через час Ася вернулась и завела вопрос о смерти, где поинтересовалась у рассказчика, было бы ему жаль, если бы она умерла. Ее беспокоило то, что он может посчитать ее легкомысленной, в то время как она всегда была с ним честна. На прощание она сказала, что сегодня мужчина плохо о ней думает. Подходя к Рейну, герой задался вопросом: «Неужели она меня любит?».

Глава 13-14

Этот вопрос остался с ним и на другой день, но приехав к Гагиным, он увидел лишь краткий проблеск счастья, когда героиня вышла к нему только лишь сказать, что ей нездоровится. Следующим днем Н. Н. ходил бесцельно по городу, пока его не окликнул мальчик, передавший записку от Аси, в которой она назначала встречу у часовни.

В то время как герой перечитывал у себя дома записку, к нему заглянул Гагин, сообщивший, что ночью Ася призналась, что влюблена в Н. Н. Ее одолевал страх, что мужчина ее презирает, и она попросила своего брата немедленно уехать из города. Однако Гагин решил лично поинтересоваться у своего товарища по поводу сложившейся ситуации. Объяснение тронуло рассказчика, он признался, что ему нравится Ася, но как поступить, он не знает. Решено было, чтобы свой ответ герой сказал вечером, после разговора с Асей.

Глава 15-16

Переправившись через реку в назначенное время, герой заметил мальчика, который ему сообщил, что встреча их с Асей переносится в дом фрау Луизы. Тогда же рассказчик пришел к осознанию, что надо все честно рассказать заигравшейся девушке, их свадьба просто недопустима.

В условленный час Н. Н. подошел к дому, где дверь ему открыла старушка, сопроводившая его наверх в маленькую комнатку. Войдя в комнату, герой заметил испуганную Асю, сидящую возле окна. Ему стало жаль ее; он взял ее руку, сев рядом с ней. Наступило молчание, после которого мужчина не смог удержаться от своих чувств, однако потом взял себя в руки, вспомнив о разговоре с Гагиным. Он обвинил Асю в том, что по ее милости брат знает об их общей тайне. По этой причине им следует расстаться и мирно разойтись. После этих слов Ася не выдержала и заплакала, а потом и вовсе выбежала из комнаты.

Глава 17–18

После разговора герой пошел в поле, где хотел разобраться в своем решении. Он чувствовал вину за то, что упустил Асю. Вспоминая последнюю их встречу, он осознал, что не готов к расставанию с ней.

Именно поэтому он решительно отправился домой к Асе, чтобы продолжить незаконченный разговор, но там он обнаружил, что туда девушка не вернулась. Разделившись с Гагиным, мужчины отправились ее искать.

Глава 19-20

Н. Н. обежал весь город, но так и не смог ее найти. Он выкрикивал ее имя и признавался ей в любви, давая клятву никогда не бросать ее. Временами ему казалось, что он ее нашел, но позже понимал, что это собственное воображение играло с ним такую злую шутку. В итоге, он решился вернуться назад, чтобы узнать новости от Гагина.

Узнав о том, что Ася нашлась и сейчас спит, Н. Н. отправился домой, полный надежды на завтрашний день, ведь он решился сделать предложение своей избраннице.

Глава 21-22

Узнав от служанки следующим утром об отъезде Гагиных и прочитав письмо, где его приятель извинялся за то, что они уехали, и просил их не искать, Н. Н. решился ехать вслед за ними, чтобы догнать их. Но понимает, что это невозможно, ведь они отбыли ранним утром.

В печали он побрел назад, пока его не окликнула знакомая старушка, передавшая ему письмо от Аси. Девушка прощалась с ним, говорила, что лишь одно только слово способно было остановить ее, но мужчина не смог произнести его.

После прочтения письма Н. Н. сразу собрал вещи и отчалил в Кельн, надеясь найти своих товарищей. Но, несмотря на тщетные попытки, след Аси был потерян навсегда. Время двигалось, но он так и не смог позабыть ее; ее черты преследовали его вечно.

В конце рассказчик подводит итог, что, несмотря на большое количество женщин, которые встречались ему на пути, ни одна из них так и не смогла пробудить в нем то удивительное чувство, которое он испытывал рядом с Асей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!