Плавкран врезался в Крымский мост. В Керченском проливе шторм. Печально, но новости Крыма - это сводки происшествий

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Экологическая ситуация в Китае значительно ухудшилась за годы индустриализации

Китай предложил перенести часть своих заводов - в том числе химических и металлургических - на российский Дальний Восток. Министерству по развитию Дальнего Востока идея нравится, но экологи не разделяют оптимизма чиновников.

Планы перенести часть производства за рубеж появились у Китая в ноябре 2014 года. Таким образом власти собираются решить проблему загрязнения окружающей среды - быстрая индустриализация привела к катастрофическому ухудшению экологической ситуации в стране.

В свое время Запад строил предприятия легкой промышленности в Китае, "экспортируя" туда экологические проблемы, отмечал Том Миллер из исследовательской компании Gavekal Dragonomics. "Сейчас Китай в своем развитии дошел до стадии, когда он сам хочет экспортировать неэкологичное производство, создавая в бедных странах металлургические заводы и другие предприятия", - говорил Миллер.

Производственные мощности КНР будут перемещаться в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды, подчеркивал Bloomberg.

"Логика отчасти та же, что у Японии и многих других стран, которые выносили грязные производства в 70-х и 80-х годах, - это не поиск более дешевых рабочих рук, это скорее экологическая история" - соглашается руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

Власти страны и официальные СМИ сообщают, что эта инициатива поможет устранить еще одну проблему - перепроизводство. Китайские производители стали, цемента и стекла располагают избыточными мощностями, которые не нужны сейчас, когда экономика больше не растет по 10% в год.

Для начала Китай намерен "разгрузить" крупнейшего производителя стали - провинцию Хэбэй, а вместе с ней и весь север страны, где загрязненность воздуха гораздо сильнее, чем на юге.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Жители многих промышленных городов в Китае уже привыкли к постоянному смогу

В провинции Хэбэй расположены семь самых загрязненных городов Китая, этот регион - крупнейший источник сернистого газа в стране. Каждый год здесь производится 200 млн тонн стали - это в два раза больше, чем производят США, и четверть китайского производства.

Власти КНР намерены предоставлять преференции местным компаниям, стимулируя перемещение производства за рубеж. В планах 2014-го речь шла, в первую очередь, об Африке, Западной Азии и Юго-Восточной Азии. Тогда России в этом списке не было.

Северный сосед

КНР договорилась с Россией об "экспорте" производственных мощностей в декабре прошлого года. Точные детали договоренностей неизвестны - пока подписан лишь меморандум. Список китайских предприятий, которые могут оказаться в России, пока неизвестен, сказал Русской службе Би-би-си советник главы минвостокразвития Леонид Агафонов.

Известно лишь, что это будут предприятия в 12 отраслях, среди них: металлургия, энергетика, машиностроение, судостроение, строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, а также текстильная, химическая и цементная промышленности.

Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявлял представитель министерства Рустам Макаров.

Интерес российских чиновников понятен - надо обустраивать Дальний Восток (для этого и создавалось отдельное министерство). Китай в текущих условиях - самый очевидный партнер, учитывая транспортную близость и "поворот на восток", провозглашенный Кремлем.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Власти России начали громче говорить о партнерстве с азиатскими странами после ввода западных санкций

КНР особенно интересуется такими механизмами, как территории опережающего развития ( ТОР) и Свободный порт Владивосток , говорит Агафонов. Советник министра привел в качестве примера успешного привлечения инвестиций строительство нефтеперерабатывающего завода в Амурской области.

В апреле 2015 года проект Амурского НПЗ получил статус приоритетного. Инициатором проекта выступает "Амурская энергетическая компания", которая на 90% контролируется предприятием из Хэйхэ - города в приграничной провинции Хэйлунцзян. По условиям соглашений с местными властями, НПЗ будет поставлять 90% нефтепродуктов в Китай, сырье будет закупаться в России.

Александр Габуев из Центра Карнеги считает, что успешность китайских предприятий, которые будут перенесы в Россию, сомнительна, поскольку одна из причин этой инициативы - ликвидация избыточных мощностей в КНР.

"Вот тут, мне кажется, мы подходим к самому интересному. Как эти предприятия, которые будут перенесены, буду работать на конкурентном рынке? Даже если эти заводы будут построены, на чем они будут зарабатывать деньги, как они будут встраиваться в мировой рынок? И в чем конкурентное преимущество Дальнего Востока?" - перечисляет эксперт свои вопросы к проекту.

На Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство Александр Габуев

В числе конкуретных преимуществ Дальнего Востока он указывает дешевую электроэнергию и менее жесткий экологический надзор (в Китае сейчас стали гораздо строже следить за вредными выбросами на производстве).

"Что именно мы с точки зрения зарабатывания денег в будущем выиграем, пока не очень понятно. Хотя мне кажется, что рабочие места и промышленный потенциал - это всегда хорошо. Другой вопрос, что на Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство, его имплементацию в части экспорта и, грубо говоря, в российскую таможню, на которой все обычно и застревает", - сетует Габуев.

Также неизвестно, на каких условиях будут создаваться заводы в России, продолжает он. В частности, неясно, кто будет строить предприятия и потом работать на них: россияне или китайцы.

Среди множества неизвестных российские власти прояснили только один момент: все проекты в обязательном порядке будут соответствовать российским экологическим нормам. Это условие важнее взаимной заинтересованности, отмечал глава ведомства Александр Галушка. Он считает, что опасаться прихода "грязных" производств не стоит. У экологов на этот счет другое мнение.

"Чистая" работа?

"Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами", - говорит координатор токсической программы Гринпис Россия Нина Лесихина.

В качестве примера она приводит недавнюю трагедию в Тяньцзине (город в Китае, граничит с провинцией Хэбэй), где в августе прошлого года на химических складах произошли взрывы. В результате погибли более 170 человек, было уничтожено более тысячи автомобилей, произошел выброс высокотоксичных веществ.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Взрывы в Тяньцзине стали одной из крупнейших техногенных катастроф в КНР за последние годы

В Гринпис считают, что перенос части китайского производства на Дальний Восток может повлечь увеличение экологических рисков не только для региона, но и для всей страны.

"К сожалению, установленные в России экологические требования, с учетом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идет активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса", - отмечает Лесихина.

Экологи отмечают, что многие опасные химические вещества, которые используются на китайских заводах, в России не подлежат нормированию и, следовательно, контролю. "А значит в случае переноса китайских производств эти вещества вместе со сточными водами и выбросами предприятий продолжат поступать, но уже в наш воздух и наши реки", - добавляет представитель Гринпис Россия.

На форумах и в соцсетях жители Дальнем Востока не только высказывают опасения, что увеличение числа заводов и фабрик навредит природе, но и боятся усиления влияния КНР в регионе. Достаточно вспомнить, какую реакцию вызвали новости о том, что Забайкальский край предложил сдать китайцам в аренду 115 тысяч га земли.

Журналисты , депутаты и общественные деятели высказывали предположения о том, что за арендой последует колонизация Сибири и последующая аннексия региона. В интернете даже начали сбор подписей с просьбой отказаться от предоставления земли в аренду Китаю.

Отношение к деятельности Китая среди жителей Москвы и Дальнего Востока - разные вещи, говорит Габуев. "Там на местах, судя по моим поездкам, не видно реальных угроз и реального уровня местного недовольства по поводу Китая", - отмечает он.

Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 8 процентов жителей планеты дышат чистым воздухом. Такое положение вещей приводит к преждевременной смерти около трех миллионов человек в год. Особенно тяжелая ситуация, по данным ВОЗ, в странах Юго-Восточной Азии. Впрочем, оказаться под удушливым колпаком могут и относительно благополучные регионы планеты. Например, Париж и несколько других городов Франции вот уже несколько дней близки к экологической катастрофе. Как они дошли до жизни такой - разбиралась «Лента.ру».

Завтра мы прекратим дышать

«Завтра мы прекратим дышать», - такими апокалиптическими заголовками пестрели страницы французских газет после того, как некоторые регионы страны оказались укрыты густым смогом. По данным агентства мониторинга качества воздуха Airparif, Франция переживает самое сильное и продолжительное (смог держится больше недели) загрязнение воздуха за 10 лет.

Первоначально власти обратились к населению со стандартным в таких случаях предупреждением и рекомендациями: плотнее закрывать окна, использовать марлевые маски, избегать больших физических нагрузок и так далее. Но ситуация развивалась по худшему сценарию. Безветренная погода привела к тому, что смог, как выразился один из метеорологов, накрыл часть территории страны как «плотная крышка коробку».

Местные власти нескольких департаментов запретили топить дровяные и угольные камины и печи, призвав население немножко померзнуть. Владельцам и арендаторам домохозяйств, которые отапливаются газом, было предложено поддерживать температуру в помещениях не выше 18 градусов, для того чтобы снизить нагрузку на котельные и ТЭЦ. В отдельных городах пошли дальше и ввели собственные ограничительные меры.

Власти Парижа третий раз в истории (ранее такие меры вводились в 1997 и 2014 годах) ограничили движение личного транспорта. Во французской столице установили очередность выезда автомобилей, мотоциклов и скутеров в зависимости от их номерных знаков: в один день - четные, в другой - нечетные. Чтобы стимулировать отказ от личного транспорта, городские власти отменили плату за проезд в общественном транспорте.

Эффективность этой меры вызывает в обществе ожесточенную полемику. Дело в том, что большинство водителей просто игнорируют запрет. Например, 6 декабря количество машин на улицах Парижа снизилось всего на 5-10 процентов. А уже 8 декабря уровень пробок оценивался в 9-10 баллов. Причина - относительно низкий штраф: всего 22 евро. Кроме того, полицейские лояльно относятся к нарушителям: либо закрывают глаза на факт проступка, либо ограничиваются устным внушением.

Впрочем, парижские власти решили действовать на упреждение: с января на улицы города смогут выехать только автомобили, получившие специальный сертификат - прикрепленный на лобовое стекло стикер означает, что уровень содержания загрязняющих атмосферу частиц в выхлопных газах не превышает установленные нормы. В Airparif считают, что эта мера принесет больше пользы, чем запрет на выезд по четным или нечетным дням.

Франция в дыму

Париж - не единственный французский город, который накрыло смогом. В Гренобле городская администрация впервые в истории санкционировала ограничение в движении транспорта, но подошла к этому творчески. Любой выезд на улицы до специального распоряжения запрещен легковым машинам старше 20 лет, грузовикам и автобусам, выпущенным до 2001 года, а также мотоциклам и скутерам, произведенным до 2000-го. По мнению представителей мэрии, эти старые транспортные средства меньше всего отвечают современным экологическим нормам, а значит, должны оставаться «на приколе».

Смог внес поправки и в движение воздушного транспорта. 8 декабря футбольный клуб «Марсель» добирался на очередной выездной матч с «Дижоном» на перекладных. Пилоты самолета с марсельцами на борту не стали рисковать и садиться в аэропорту Дижона, укрытом густой дымкой. В итоге посадку совершили в Лионе, в 200 километрах от места назначения, а на матч спортсмены добирались на автобусе. Кстати, в Лионе тоже действуют транспортные ограничения, аналогичные введенным в других регионах.

Кто виноват и что делать

Основную вину за загрязнение воздуха французские экологи возлагают на транспорт. По данным Агентства по вопросам окружающей среды и энергоресурсов (Ademe), транспорт - источник 18 процентов загрязнения воздуха в целом по Франции, а в Париже и столичном регионе этот показатель превышает 50 процентов. Данная ситуация, согласно официальной статистике, приводит к ежегодной преждевременной гибели около 50 тысяч человек. Для сравнения: столько же французов умирают от чрезмерного употребления алкоголя.

В связи с этим выдвигается ряд инициатив - например, отказ от перевозки грузов автомобильным транспортом. Предлагается использовать более экологичный - железнодорожный. Другие идеи гораздо радикальнее. В частности, активно обсуждается предложение кардинально изменить образ жизни горожан: им следует реже выбираться за пределы своего района, для чего руководство предприятий должно поощрять работу сотрудников на дому. Ну а если совершить поездку все-таки необходимо, власти должны предоставить экологически чистый транспорт или организовать передвижение на велосипеде. Особенно рьяные борцы с транспортом предлагают в любом случае ходить пешком.

Смог на экспорт

Но если во Франции ситуация со смогом все-таки экстраординарная, то в Китае затянутое густой дымкой небо - обычное дело, особенно в промышленно развитых областях и крупных городах. Основная причина загрязнения воздуха - уголь, использующийся и для отопления домов, и на ТЭЦ. Проблема достигла таких масштабов, что стала уже не только китайской. Периодически плотные загрязненные облака китайского происхождения накрывают соседей - Россию, Южную Корею, Монголию. Некоторые эксперты утверждают, что смог из Поднебесной доходит даже до Сан-Франциско.

Это предположение не кажется фантастическим, если принять во внимание последние данные: с 12 по 14 декабря в большинстве крупных городов и в столичном регионе Китая в очередной раз вводится повышенный «желтый» уровень опасности из-за густого смога. А 5 декабря в Пекине и окрестностях уровень экологической опасности был поднят до «красного» - наивысшего. Но загрязненный воздух накрыл тогда и центральные провинции страны, в частности Сычуань, из-за чего в международном аэропорту Чэнду Шуанлю было прекращено воздушное движение.

В городе Шицзячжуан, расположенном в 280 километрах от китайской столицы, из-за загрязнения смог стал настолько плотным, что скрыл верхние этажи местных небоскребов.

Власти Поднебесной прекрасно осознают масштабы проблемы. Си Цзиньпин официально объявил борьбу за улучшение экологической ситуации приоритетом на время своего правления. В ближайшие годы в КНР должны закрыть все электростанции, работающие на угле, а к 2030-му полностью избавить Китай от смога. Особенно это актуально в связи с проведением зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. Однако не исключено, что ради чистого воздуха китайские власти в очередной раз пойдут на простую, эффективную, но временную меру: просто закроют предприятия с большим уровнем вредных выбросов на период соревнований. Этот прием уже использовался: накануне и во время Олимпиады 2008 года в Пекине, во время партийных съездов, а также в период проведения крупных международных мероприятий.

Пока грязный воздух служит источником проблем для одних, чистый воздух становится средством обогащения для других. В КНР в продажу «Упакованный вручную чистый, обеззараженный и насыщенный кислородом» новозеландский воздух. Он продается в бутылках объемом 7,7 литра и стоит 219 юаней (чуть более 30 долларов). Продавцы утверждают, что каждая бутылка позволит обладателю сделать 180 вдохов. Для более рачительных жителей предусмотрен воздух из Канады - он стоит 108 юаней (16 долларов), для самых экономных - китайский из города Вэйхай (5 юаней, или 0,7 доллара). Для жителей городов с особенно тяжелой экологической ситуацией предусмотрена система скидок.

Симферополь: Плавучий кран врезался в одну из опор моста в Керченском проливе. Причиной происшествия стал шторм. Из-за сильного ветра плавучее средство сорвалось с якоря.

Об этом сообщает Радио «Свобода»

«Стрела крана повредила одну из мачт освещения моста и погнула несколько метров барьерного ограждения. Движение на одном из участков моста ограничено»- констатируется в сообщении.

По подсчетам местных специалистов - на замену мачты и ограждения может потребоваться не более восьми часов. Однако ремонтные работы могут начаться лишь только после отмены штормового предупреждения.

Выходит, что в аннексированном Крыму техногенную аварию на «Титане», близ Армянска, дополняет и чрезвычайные происшествия природного характера, а сложности проезда через мост усиливается и временной невозможностью воспользоваться паромным сообщением.

Так коллеги журналистов из «Радио Свободы» из редакции ресурса «Крым Реалии», со ссылкой на сайт ООО «Морская дирекция», сообщают , что в связи с непогодой (усилением скорости ветра до 20 м/с) работа Керченской паромной переправы приостановлена на неопределенный срок.

В субботу, 8 сентября из-за непогоды произошло несколько инцидентов в Черном море. Утром около Керчи капитан малого буксира «Шквал» запросил помощь о снятии семи членов экипажа с борта. По его словам, судно залило дождем.

Позже спасатели установили местонахождение членов экипажа буксира, дрейфующих на плоту в акватории Керченского пролива.

Кроме того, около Судака встал на якорь теплоход, на борту которого находились 152 человека.

Раннее управление МЧС оккупационных властей в Крыму предупреждало жителей полуострова, что из-за ливней на полуострове возможен сход селей и подъем уровня воды в реках.

Спасатели просят крымчан соблюдать правила безопасности при непогоде: воздержаться от поездок по городу, по возможности оставаться в помещении. В случае сильного ливня не спускаться в подземные переходы.

Относительно будущего «стройки века»- Керченского моста, осторожность скептиков о недолговечности конструкции столь сложной инженерной переправы, компенсируется тем, что оккупанты учли неудачный опыт своих предшественников- немцев, к тому же, особо не афишируя мировую общественность, которая применяет санкции против них, российские мостостроители использовали наработки современной инженерной мысли Запада и Китая, а также импортные материалы.

Тем не менее очень толстый слой ила не давал возможности установить опоры стопроцентно надёжно и в будущем они, без их замены, могут проседать.

Как сообщил в эксклюзивном комментарии для FNI уроженец Крыма: «Теперь штормы разной интенсивности будут продолжаться аж до поздней весны. Свидетельством того, что не всё так хорошо с мостом, может быть и тот факт, что грузовые фуры на мост пока не пускают, разрешая движение лишь легковым автомобилям. А вы представляете, что будет, когда тут запустят в эксплуатацию еще и железную дорогу! Думаю, это еще более ухудшит общее состояние моста, поэтому дать гарантию долговечности конструкции никто не берется», - резюмировал наш собеседник.

Отметим, что еще в начале строительства керченского моста прокуратура АРК, основываясь на экспертизе экологов, что нарушение естественного ареала обитания дельфинов может привести к их массовой гибели.

В конце июля Евросоюз санкции против российских компаний, причастных к строительству Крымского моста.

В отношении будущего его конструкции, мнения наших земляков расходятся.

Напомним, что, выступая 18-го мая в Киеве на митинге- реквиеме посвященном памяти жертв геноцида крымскотатарского народа, Президент Украины Петр Порошенко отметил: «Уверен, что агрессор понесет ответственность и за незаконное строительство Керченского моста, и за другие преступления. Россиянам этот мост понадобится как дорога для отступления. А Украина после восстановления своего суверенитета в Крыму использует его для связей с Кубанью, где, кстати, также живет большое количество украинцев, и с другой Россией, не агрессором», – заявил тогда он.

Отметим, что сооружение моста не только стало естественным ограждением (по габаритам высоты) для проплыва в Азовское море, а значит и в украинские порты – Бердянск и Мариуполь многих зарубежных судов большого водоизмещения, но и позволила российским пограничникам незаконно препятствия к проходу в эти порты кораблей меньшего размера, что в целом привело к так называемому Азовскому кризису, который станет предметом закрытого обсуждения на ближайшем заседании СНБО Украины.

FrontNewsInternational

С опорой столкнулся плавучий кран, движение по одной из полос было закрыто. Непогода в Крыму привела сразу к нескольким происшествиям

Обновлено 16:00

На Черном море шторм. Закрыта Керченская переправа. В Крымский мост врезался плавучий кран, который повредил барьерное заграждение и мачту освещения. В результате по одной из полос движение на время было закрыто, по другой — ограничена скорость движения.

Сигнал SOS в двух километрах от Керчи подал морской буксир «Шквал». Его экипаж некоторое время дрейфовал на плоту в трехметровых волнах, семерых моряков удалось подобрать находящемуся неподалеку сухогрузу. Подробности Business FM рассказал главный редактор информагенства «Крыминформ» Алексей Коновалов:

«В 6 часов 55 минут в МЧС поступило сообщение, что в районе села Героевка, недалеко от Керчи, в двух километрах от берега судно заливает дождем. Экипажу в полном составе пришлось покинуть тонущее судно, некоторое время семь человек дрейфовали в море на плоту. По последним данным, их поднял на борт находившийся неподалеку сухогруз. С моряками все в порядке. Происшествие ранним утром произошло и в районе Крымского моста: оторвавшийся с якоря плавучий кран столкнулся с автодорожной частью моста и повредил барьерное ограждение и мачты освещения транспортного перехода. После обрыва якоря экипаж пытался контролировать судно, но у них не получилось. Примерно в 6 часов 20 минут его прибило к опоре автодорожной части. Это участок между островом Тузла и фарватером. Для устранения последствий на работы потребуется примерно шесть-восемь часов. Еще одно происшествие — в районе Судака. Здесь вынужденно стал на якорь прогулочный двухпалубный теплоход. На его борту сейчас находятся 152 человека. Ночью он не смог пришвартоваться к причалу из-за трехметровых волн, поэтому сейчас люди ждут улучшения погоды подальше от берега. Угрозы жизни и здоровью пассажиров пока нет. Людей планируют доставить на берег, когда уменьшится волнение на море».

Сильные ливни с грозой, градом и шквалистым ветром ожидаются в Новороссийске. В ночь на субботу там выпала месячная норма осадков. Сработала система оповещения. В районе Широкой Балки сошел сель. К утру в городе вода сошла, коммунальные службы очистили улицы. Власти просят жителей не покидать дома и ограничить движение на личном автотранспорте. Об обстановке в городе рассказывает журналист из Новороссийска Юнона Полищук:

«Приходят сообщения от жителей, что тонули гипермаркеты, магазины и те дома, которые находятся на стороне под горой, на первых этажах чуть ли не по щиколотку вода заходит. Вчера перекрывали улицы, и власти предупреждали, чтобы никто из жителей не выходил на улицу и как-то укрывался от дождя. Хотя очень многие возмущаются, как можно вообще укрываться от такого дождя, когда те же самые ливневки не справляются. В городе это самая большая проблема. Сейчас дождь закончился. Я стою на вышке и вижу, что тучи опять сгущаются, вечером будет то же самое. Власти тоже штормовое объявили, говорят, чтобы не приближались к водоемам и вообще из дома не выходили. Сегодня должен был быть городской праздник, но его перенесли на следующий выходной из-за погоды».

Сейчас скорость ветра в акватории Черного моря достигает 17 метров в секунду с порывами до 20 метров. По прогнозам метеорологов, такая погода сохранится минимум до конца субботы, 8 сентября.