От кого произошли киргизы. Киргизы и казахи: главные отличия. Туризм в Киргизии

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») - как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политические режимы диктаторского типа.

В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е - начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понимались также нацистское движение в Германии 20-х - первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие коммунистической идеологии с крайне правых позиций.

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам. В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии.

Фашизм. Возникновение и становление

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально- демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе: фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал.

Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини:

«Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...

Следует подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять.

«Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...».

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.»

Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.

Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.

Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.

Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе "Доктрина фашизма", помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.

Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.

В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.

Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела их использовать и создать в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.

До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация".

На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.

Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.

Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии.

В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини. При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировку опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».

Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм.

Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по- новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно. Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить: «Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

КИРГИЗИЯ - Кыргызская Республика.

Киргизия - государство в Центральной Азии. На севере граничит с Казахстаном, на востоке и юго-востоке - с Китаем, на юго-западе - с Таджикистаном, на западе - с Узбекистаном. Площадь 199,9 тысяч км2. Население 5,3 миллионов человек (2008). Столица - Бишкек. Денежная единица - сом. Государственный язык - киргизский; статус официального языка имеет русский язык (с 2001). В административном отношении территория Киргизии состоит из 7 областей и 2 городов республиканского подчинения.

Киргизия - член СНГ (1991), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ; 1992), ООН (1992), ОБСЕ (1992), Организации экономического сотрудничества (1992), Организации Исламская конференция (ОИК; 1992), МВФ (1992), МБРР (1992), ВТО (1998), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС; 2001), Ев-ра-зий-ско-го эко-но-мического со-об-щест-ва (2001).

Кир-ги-зия с древ-ней-ших вре-мён до вхо-ж-де-ния в со-став Рос-сий-ской им-пе-рии.

Кыргызстан - одно из самых живописных мест в Центральной Азии, более две трети его территории занято горами, что проявляется в разнообразии климата, природных ландшафтов, растительного и животного мира. Побывав здесь, Вы откроете для себя страну заснеженных гор, насладитесь видом суровых вершин Тянь-Шаня, залитых солнцем. Дикая природа с величественными водопадами и бурными горными реками, впадающими в озера с кристально чистой водой, поразит Вас своей красотой.

Жемчужина Кыргызстана - озеро Иссык-Куль, незамерзающее круглый год, потрясет Ваше воображение. До наших дней на территории Кыргызстана прекрасно сохранились многие удивительные места и памятники древних цивилизаций; священная гора Сулейман ("Соломон") в Оше, самые крупные на планете реликтовые ореховые леса Арслан Баба, горячие лечебные источники с термальными водами в Жалалабате, караван-сарай Таш Рабат, башня Бурана, крупнейшие в мире скопления наскальных рисунков Саймалуу Таш.
Находится Республика в центре Евразийского континента, на пересечении воздушных сообщений между Востоком и Западом, Севером и Югом. В зоне 4-часового перелета из аэропорта «Манас» расположены города: Москва (Россия), Пекин (Китай), Стамбул (Турция), Дели (Индия).

Расположение: северо-восток Средней Азии.
Координаты: 41° 00" северной широты, 75° 00" восточной долготы.
Площадь: 198,5 кв.км. 94% страны занимают горы. Средняя высота - 2750 м над уровнем моря.
Население: 5 500,0 тыс. человек
Состав населения: Кыргызы - 58%, русские - 18%, узбеки - 16%, казахи, таджики, уйгуры и прочие национальности - 8%.
Столица Кыргызстана: Бишкек
Язык: Кыргызский - государственный, русский - официальный и основной язык общения.
Религия: Ислам - 75%, православие - 20%, прочие религии - 5%.
Время: по Гривинчу + 5 часов.
Электроэнергия: 220 V AC, 50 А; стандартное гнездо двойного штепселя
Интернет зона: .kg
Национальная валюта: Сом (100 тыйын) по отношению к доллару колеблется в районе 1$ = 60 сом.
Лучшее время для путешествия: Май - октябрь

Географическое положение

Кыргызская Республика расположена на северо-востоке Средней Азии, занимая часть Тянь-Шаня и северные цепи Памиро-Алтая. Границы проходят в основном по естественным рубежам - гребням высоких горных хребтов и рекам, лишь местами они опускаются на равнины Чуйской, Таласской и Ферганской долины.

Кыргызстан граничит: на севере - с Казахстаном, на западе и северо-западе - с Узбекистаном, на юго-западе - с Таджикистаном и на юге и юго-востоке - с Китаем (протяженность границы 1049 км). Общая длина границ Кыргызстана - 4503 км. Общая площадь республики - 198,5 км 2 . 94% страны занимают горы. Средняя высота - 2750 м над уровнем моря.

Территория Кыргызской Республики простирается с запада на восток на 900 км, с севера на юг на 410 км и лежит примерно между 39° и 43° северной широты. Наиболее высоко поднятая часть территории республики находится на ее восточной окраине. Здесь, в горном узле, пограничном с Китаем, возвышаются высочайшие точки всей Тянь-шаньской горной системы - пик Победы (7439 м) и Хан-Тенгри (6995 м). Отсюда хребты веерообразно расходятся на запад и юго-запад, создавая обособленные параллельные цепи, простирающиеся, в основном, в широтном направлении до 300-400 км. На крайней южной границе республики с Таджикистаном выделяется высочайший Чон-Алайский (Заалайский) хребет, где находится вторая по высоте вершина Кыргызстана - пик Ленина (7134 м).

Сложное строение горного рельефа и пестрота экологических условий обусловили большое разнообразие почвенно-растительного покрова и животного мира Кыргызстана. На его территории встречаются пустыни, степи, луга, леса, заросли кустарников, болота, горные тундры и другие типы растительности.

Кыргызская Республика имеет огромный запас водных ресурсов. В 7 самых больших речных бассейнах располагается более 28000 рек и истоков, 90% которых имеют длину 10 км. Среди них есть реки с высоким уровнем воды. Например, река Нарын протяжённостью более 500 километров.

В Республике Кыргызстан более 2000 озер и искусственных водохранилищ. Озера занимают 3,4% территории. Около 90% из них являются высокогорными запрудами и закрытыми озерами. Сары-Челек расположено на юго-западном склоне Чаткальской гряды, на высоте 1873,9 м над уровнем моря, и является биосферным заповедником.

Высокогорное озеро Иссык-Куль расположено внутри Тянь-Шаньских гор, на дне огромной тектонической впадины, на высоте 1606,7 м над уровнем моря. Озеро окружено горами Тескей - Ала-Тоо на юге и Кунгей Ала-Тоо на севере, озеро Иссык-Куль отличается от других озер по географическим, климатическим и гидрологическим условиям. По форме озеро напоминает трапецию, обращенную основанием на север. По последним исследованиям, длина озера равна 178 км, ширина - 60,1 км; площадь - 6236 км 2 , длина береговой линии - 688 км, максимальная глубина - 669 м, средняя глубина - 278,4 м. Озеро невероятно красивое. По этой причине его называют "Жемчужиной Кыргызстана". Большая прозрачность и яркое солнце изменяют цвет воды озера Иссык-Куль от нежно-голубых до темно-синих тонов. В зимнее время температура воды +4,2°С +5,0°С.В июле и августе верхние слои воды нагреваются до +18°С +24°С. Кыргызстан - один из самых больших регионов, в котором находится система современных горных ледников, их общая площадь занимает 8100 км 2 или 4,2% территории Республики.

3/4 общей площади ледников принадлежит речному бассейну рек Сырдарья и Тарим, их основные центры находятся на дальнем западе, в бассейне Сары-Джаз, где находится самая большая долина ледников (Южный Энельчек, длиной 60,5 км, Кайынды - 29,0 км), а также горы Тескей Ала-Тоо, Кашаал-Тоо, Ак-Шайрык, Чон-Алай. В горах Тянь-Шаня есть ледники с плоскими вершинами. Запасы пресной воды составляют приблизительно 650 млрд. м 3 , что равно 12-ти речным ресурсам всей республики.

Основные города: Бишкек - столица Кыргызской Республики (ок. 900 000 жителей); Ош - запад Кыргызстана (ок. 300 000 жителей), Каракол - Иссык-Кульская область (ок 64 000 жителей). Областными центрами являются также города Нарын, Талас, Джалал-Абад, Баткен.

Климат: Климат - резко континентальный, лишь в Иссык-Кульской котловине он приближается к морскому.
Средняя температура января -4 о С -14 о С, средняя температура июля +17 о С +38 о С.

Валюта: Кыргызский сом. Один сом включает в себя 100 тыйынов. Введен в обращение 10 мая 1993 года. На сегодняшний момент сом представлен десятью номиналами банкнот: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000 и 5000. Кыргызстан является первой страной СНГ, утвердившей собственную валюту.

Государственные символы

Демократическое государство Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, советского государства. Граждане Кыргызской Республики избирают Президента, депутатов Жогорку Кенеша и своих представителей в органы местного самоуправления.

Флаг Кыргызстана


Утверждён 3 марта 1992 года Верховным советом Республики. Авторы: Э.Айдарбеков, Б.Жайчыбеков, С.Иптаров, Ж.Матаев, М.Сыдыков. 40 лучей, объединённых в круг, означают объединение 40 древних племён в единый Кыргызстан. Тундук символизирует единство народов, проживающих в стране. Красный цвет флага был цветом флага великодушного Манаса.

Герб

Утверждён 14 января 1994 года постановлением Жогорку Кенеша Авторы: А.Абдраев, С.Дубанаев. На гербе изображён кречет Манаса с распрастёртыми крыльями, что символизирует свободу страны. Также изображена жемчужина Кыргызстана - озеро Иссык-Куль, окружённое высокими скалистыми хребтами Ала-Тоо. Вершины гор, освещённые солнцем, похожи на белый калпак кыргызского народа.

Ак мөңгүлүү аска, зоолор, талаалар,

Элибиздин жаңы менен барабар.

Сансыз кылым Ала-Тоосун мекендеп,

Сактап келди биздин ата-бабалар.

Алгалай бер, кыргыз эл,

Азаттыктын жолунда.

Өркүндөй бер, өсө бер,

Өз тагдырың колу нда

Аткарылып элдин үмүт тилеги,

Желбиреди эркиндиктин желеги.

Бизге жеткен ата салтын, мурасын,

Ыйык сактап урпактарга берели.

Алгалай бер, кыргыз эл,

Азаттыктын жолунда.

Өркүндөй бер, өсө бер,

Өз тагдырың колу нда