Николай дементьев поэт. Дементьев Николай Тимофеевич. Сборная России по футболу. Николай Иванович Дементьев

Источник - Википедия

Николай Дементьев родился в семье интеллигентов. В 20-х годах учился в , закончил литературное отделение МГУ. Женился на своей однокурснице Надежде Адольф . Состоял в литературной группе «Перевал». Публиковался в «Красной нови», «Комсомольской правде», «Молодой гвардии», «Новом мире», «Октябре». Было выпущено 4 сборника стихотворений. Известно также стихотворение его друга Эдуарда Багрицкого«Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» (1927).
Окончил курсы при Центральном институте труда, работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината, также там он работал журналистом и создавал научно-популярные книги.
Был задержан при попытке покончить собой в гостинице для иностранцев (позже рассказал жене, что ему почудилось, что город захватили фашисты и он не хотел отдаться им живым), помещен в психиатрическую больницу имени Кащенко. Затем был выписан из больницы, но его психическое состояние ухудшилось.
28 октября 1935 года покончил жизнь самоубийством, бросившись с балкона 6-го этажа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его смерть Борис Пастернак написал стихотворение «Безвременно умершему».

Библиография
Шоссе энтузиастов 1930 год
Овладение техникой 1933 год
Рассказы в стихах 1934 год
Избранные стихотворения 1936 год
Стихотворения. М., ГИХЛ, 1959
Город
Роальд Амундсен 1931 год
Самолёт. ОГИЗ, Молодая гвардия. 1931, 16 с., рис. Л. Жолткевич

Николай Иванович Дементьев

Дементьев Николай Иванович - поэт.

Родился в семье интеллигента, учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова и на литературном факультете 1-го МГУ, в годы первой пятилетки, окончив курсы при ЦИТ (Центральном институте труда), работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой. Первые стихи опубликовал в 1924, до 1928 состоял в литературной группе А.К.Воронского «Перевал». Автор поэтических сборников: «Шоссе энтузиастов» (1930), «Овладение техникой» (1933), «Рассказы в стихах» (1934) и «Избранные стихотворения» (1936). Будучи увлеченным техникой, Дементьев в 1931-32 пишет научно-популярную брошюру в стихах «Рождение атома азота» и поэму «Город», а в 1931 - книги для детей «Роальд Амундсен» и «Самолет». Совместно с Э.Багрицким переводил стихи Н.Хикмета. Дементьев покончил жизнь самоубийством. Б.Пастернак откликнулся на его смерть стихотворением «Безвременно умершему» (1936).

В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине («Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь - блеск веселых глаз...», 1926, и др.). Как и Пастернака, Дементьев больше всего вдохновляет стихия небесной влаги - стихия дождя, которая способствует преображению души поэта, возрождению в ней жизненных сил. В этом отношении особенно показательно стих. «Ливень» (1928), в котором с экспрессивной силой изображается наступление на город грозы вместе со стремительными потоками дождя. После пятнадцатиминутного наводнения, похожего на потоп, город предстает омытым в купели небесной влаги. В отличие от Пастернака, у Дементьева городская природа не отделена от индустриального пейзажа, а органически слита с ним. В этом смысле весьма характерен «Монолог горожанина» (1926), в котором «звенящие коробочки трамваев» отражаются «в рябом и скользком зеркале реки», лаковые автомобили несутся «с восходом солнца в радиаторах», а сам поэт в городском движении чувствует себя, «как зверь перед весной»: город необходим ему, как лес зверю, а поэтому он и дороже, чем природа.

Особое место в поэзии Дементьев занимают героико-романтические новеллы «Оркестр» и «Инженер» (обе - 1926) и реалистические рассказы в стихах «Пастух» (1930), «Мать» (1933) и др. Жанр романтической новеллы в известной мере сохраняет некоторые черты тихоновской романтической баллады начала 1920-х: волю героя к подвигу, исключительность и драматическую напряженность ситуации, в которой он совершается. Именно за драматизм и великолепную передачу чувства тревоги и героизма новеллы «Оркестр» и «Инженер» ценил М.Светлов. В отличие от «железных», нерассуждающих героев Н.Тихонова, героям Дементьева свойствен, пусть и в малой степени, психологизм, который полнее раскроется в его поэзии у героев реалистических рассказов в стихах.

В поэзии второй половины 1920-х, в т.ч. и в «комсомольской», все ощутимее чувствовалась ограниченность худож. возможностей романтики при изображении современности. Быть может, острее, чем другие, это чувствовал Дементьев. Именно поэтому в известном стихотворении Э.Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» (1927) ему приписано решительное заявление: «Романтика уволена - / За выслугой лет». И действительно, в поэзии второй половины 1920-х, а также 1930-х героическая романтика удерживала свои позиции преимущественно в стихотворных воспоминаниях (нередко в песенном жанре) о героике времен революции и гражданской войны. Что же касается изображения современной действительности, прежде всего ее трудовых будней, то в показе новых психологических черт современников значительные возможности стал обнаруживать жанр реалистического рассказа в стихах, который занял видное место в поэзии М.Исаковского, А.Твардовского и в становлении которого важную роль сыграл Дементьев. От баллад и стихотворных новелл жанр рассказа в стихах отличался наличием реалистического психологизма в характеристике героя и отсутствием романтической исключительности, острого драматизма в сюжетной коллизии, через которую образ героя раскрывался. К такой жанровой форме повествования Дементьев приблизился в стихотворении «Пастух», но настоящего психологического мастерства он достиг в знаменитом «рассказе в стихах» (так назвал его сам поэт) «Мать». В коротком повествовании о приезде старушки матери к сыну, начальнику большого строительства, и ее скорой смерти, насыщенном выразительными речевыми характеристиками и выполненном в художественных и нравственных традициях Н.А.Некрасова, поэту удалось не только запечатлеть традиционные черты русской женщины - главной героини рассказа, но и передать новые психологические свойства людей, участников строительства.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 620-621.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения / вступ. статья М. Светлова. М., 1959;

Комсомольские поэты двадцатых годов / вступ. статья, биографические заметки, сост., подгот. текста и прим. М.Ф.Пьяных. Л., 1988. (Б-ка поэта. Б. серия).

Литература:

Селивановский А. Николай Дементьев // Селивановский А. В литературных боях. М., 1959;

Коваленков А. Николай Дементьев // Коваленков А. Хорошие, разные... М., 1966;

Микешин А. Об одном споре в советской поэзии 20-х гг.: «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» Э.Багрицкого и «Ответ Эдуарду» Н.Дементьева // Традиции и современность. Ученые записки Кемеровского педагогического института. Вып.13. Кемерово, 1968;

Любарева Е. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток. М., 1975. С.188-196, 198-200;

Русские советские писатели. Поэты: библиографический указатель. Т.6 М., 1963.

Дементьев, Николай Тимофеевич. Нападающий. Заслуженный мастер спорта СССР (1947).

Родился 14 июля (27 июля по новому стилю) 1915 г. в Петрограде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 5 июня 1994 г. в Москве.

Выступал в командах "Динамо" Ленинград (1934 - 1936, 1937 - 1939), "Спартак" Ленинград (1936), ЦДКА (1937), "Динамо" Москва (1940 - 1945), "Спартак" Москва (1946 - 1954).

Чемпион СССР 1940, 1945, 1952, 1953 гг. Обладатель Кубка СССР 1946, 1947, 1950 гг.

За сборную СССР сыграл в 8 неофициальных матчах.

Тренер в футбольной школе молодежи московского "Спартака" (1956 - 1959). Тренер в команде "Спартак" Москва (1959 - 1964, 1966 - 1967). Главный тренер клуба "Карпаты" Львов, Украина (1965 - 1966). Главный тренер клуба "Шинник" Ярославль (1967 - 1968). Тренер в клубе "Трудовые резервы" Москва (1969 - 1974). Тренер в клубе "Искра" Москва (1975 - 1976).

НИКОЛАЙ ДЕМЕНТЬЕВ

В чемпионате 1954 года левый инсайд "Спартака" Николай Дементьев провел 17 матчей и забил 7 мячей. Было ему тогда 39 лет. Это не могло не привлечь внимания: нравоучительно указывали, насколько безукоризненно Дементьев соблюдал спортивный режим, с какой тщательностью готовился к каждому выходу на поле. Нисколько не сомневаюсь в могущественном влиянии этих добропорядочных условий. И все-таки, думаю, не выручили бы они, не будь худенький, стройный, поджарый Дементьев награжден природой сначала долгой молодостью, а позже, уже пожилым, поразительной моложавостью. Когда отмечался его юбилей, свои поздравления в еженедельнике "Футбол-Хоккей" Н. Симонян озаглавил возгласом удивления: "Дементьеву пятьдесят? Не верю". Не верилось Симоняну, бок о бок с ним игравшему, не верилось и всем нам, кто имел удовольствие видеть его на поле.

Его старший брат Петр, легендарный Пека, сподвижник столь же легендарного ленинградского центрфорварда Михаила Бутусова, какое-то время пользовался более громкой известностью, чем Николай, как виртуоз, фокусник, оставлявший защитников с носом, к восторгу трибун. Позже, когда вошел в силу Николай, знатоки, правда втихомолку, не желая идти наперекор сложившемуся мнению, стали поговаривать, что "Коля пошел дальше брата, играет построже и полезнее для команды". Не собираюсь развивать это сравнение, даже братьям не дано повторить друг друга, и хорошо, что они были разными, несмотря на родственное сходство. Упомянул я о нем ради того, чтобы оттенить преданность Николая командному футболу. Он был умным и аккуратным тактиком, умел и забыть о себе, остаться невидимым, когда это требовалось, умел и вспомнить о своей обводке, мягкой и решительной, о своем прямом ударе издали, который так и называли - "дементьевским". Все, что он делал (а иногда и вытворял), отличалось пониманием обстановки, для него разбираться в перипетиях футбола было радостью, он с нетерпением ждал мяча, заранее зная следующий ход.

И этот-то футбольный мудрец выглядел мальчишкой! Невысокий, легкий, с белесым хохолком, хитро петлявший среди мощных противников, он, как казалось нам с трибун, играл с прищуром, с улыбочкой и не дерзкой, а доброй, непременно доброй, потому что злость темнит глаза, а ему надо было все светло и подлинно видеть, чтобы придумывать и затевать. Мальчишество ему шло, зрители ему симпатизировали, чувствуя, что перед ними человек, играющий в футбол мастерски, но с той очарованностью мячом, которая родом из нашего детства.

Николай Дементьев принадлежит к поколению, не сумевшему провести все свои сезоны - его молодые, лучшие для футбола годы отрезала война. Кроме Дементьева назовем Пономарева, Соловьева, Федотова, Бескова, Пайчадзе, Гринина, Николаева, Дёмина. Справедливость требует этого не забывать, когда мы о них вспоминаем и ведём счет забитых ими мячей.

Будучи заодно с С. Соловьевым в 1940 году переведен из Ленинграда в московское "Динамо", тогда еще молодой Дементьев под началом тренера Б. Аркадьева влил живую струю в игру начавшего было хиреть знаменитого клуба, и тот круто взмыл в чемпионы. Потом - война. В 1945 году Дементьеву уже тридцать (по привычным меркам - критический возраст), всего-то в "Динамо" он успел сыграть 26 матчей, и тут он был отпущен.

Он пришел в бедствовавший после войны "Спартак" вроде бы "немного помочь", а состоялось прямо-таки второе рождение. Девять сезонов в основном составе, 187 матчей чемпионата, 55 голов, участник трех победных финалов Кубка СССР, дважды чемпион страны! Кто мог предположить, что расцвет Дементьева наступит после тридцати и продлится почти до сорока, что в 1950 году 35-летний Дементьев в "33 лучших" получит первый номер?.. Судьба прекрасная сама по себе и вдвойне прекрасная тем, что опровергла общепринятые представления. Если долог век свободного защитника или вратаря, это удивляет меньше - они могут что-то сэкономить в движениях. Дементьев был инсайдом, а значит, и форвардом и игроком середины поля одновременно, был диспетчером, от которого ждали голевых передач резвые Симонян и А. Ильин, он поддерживал темп наравне с молодым Нетто да еще обязан был сопровождать правого полузащитника противника, когда тот шел в свою атаку. Тут ни поблажек, ни пощады - игра со всех ног. Если и звали его партнеры почтительно Тимофеичем, то мы на трибунах знал и одно: Коля или даже Кока.

Полузащитник "Спартака" и сборной Федор Черенков появился на белый свет спустя пять лет после ухода Дементьева из большого футбола. Когда я наблюдал за ним, постоянно на память приходил Дементьев: та же мальчишеская стать, та же видимая радость от игры, та же легкость движений и тот же светлый ум. Так что представить себе Дементьева на поле легко тем, кто видел Черенкова. Пожалуй, движения Дементьева были более классическими, что ли. Впрочем, и футбол был другой, сейчас поворачиваться приходится чаще, быстрее и резче. Да и речь идет не о копии - она невозможна, - а о силуэтном сходстве.

Из книги Льва ФИЛАТОВА «Форварды», 1986

НЕ ТОЛЬКО ГОВОРИЛ, А И ДЕЛАЛ ВСЁ ПРЕДЕЛЬНО ЧЕСТНО

Его путь из московского «Динамо» в московский же «Спартак» лежал... через китайскую границу. Так отреагировали в ведомстве на заявление о переходе - послали на несколько месяцев служить на Дальний Восток. Обещали задвинуть и куда подальше. Потребовалась поддержка на уровне Кремля, где один из важных постов занимал большой поклонник Николая Старостина и его однофамилец. Сам Николай Петрович в то время был далеко от Москвы, но его авторитет сработал.

Дементьев пришел в «Спартак» в 1946 году, когда ему исполнилось 30. Он был старше Парамонова и Сальникова на 10 лет, а Татушина и вовсе на 18, но это не мешало ему быть равным среди равных. И учил он более молодых ребят мастерству ненавязчиво, без упреков и понуканий - личным примером.

Никита Симонян вспоминал о том незабываемом времени: «Я уходил на края, увлекая за собой опекунов, а сам следил, не откроется ли в зоне ворот свободное пространство. Как только возникал коридор, я бросался туда с криком «А-а-а!», и Тимофеич уже все видел - через мгновение мяч ложился передо мной настолько удобно, что его хотелось приласкать».

Журналист Алексей Холчев, не раз наблюдавший Николая Тимофеевича в игре, писал: «А как Дементьев бил по голу! В его ударах была ошарашивающая внезапность и разящая скульптурная законченность. Он точно чувствовал момент удара. В свой последний сезон в 1954 году 39-летний Дементьев в игре на Кубок СССР с московским «Динамо» уловил некоторую расслабленность Яшина и нанес такой сокрушающий удар метров с 30, что великий вратарь не успел даже ног от земли оторвать! У Дементьева мысль прекрасно взаимодействовала с мышцами ног. Послушные стопы (кстати, всего-навсего 36 размера) были готовы к любым ударам - подъемом, шведой, щекой, плотно и звонко прилегая к мячу».

Его усилиями в «Спартаке» установилась атмосфера доброжелательности и радушия. Сам Дементьев рассказывал: «Я вообще на правах старшего по возрасту, да и как капитан часто с руководством спорил. Партгруппа было решила - Дементьева в капитаны не рекомендовать, так ребята все равно за меня проголосовали. Случай был, Сальников режим нарушил, ну там шампанского выпил, и его от игры отстраняют. Я настаиваю - нет, пусть на поле вину искупит, за него что, партнеры отдуваться должны? Отспорил, а Сережу успокаиваю: я тебя не загоняю, пас буду поближе давать».

Сохранились в памяти современников и такие истории. Как-то раз один из руководителей общества, отличавшийся чрезмерным чванством, прибыл на базу в Тарасовку для очередного цикла нравоучений. И когда он собирался войти в здание, Дементьев со второго этажа вылил на голову надоевшему чиновнику ведро воды. А однажды на занятиях по анатомии до смерти напугал преподавателя: залез под простыню, где должен был находиться муляж, по которому изучали строение мышц.

Капитан «Спартака» начала 50-х Николай Дементьев дважды приводил команду к чемпионскому пьедесталу, затем еще долго работал вторым тренером. Но, по его словам, карьеру игрока завершил вынужденно: «Так получилось, что я сам к своему уходу руку приложил. Хватит, говорю, нам тренеров привозных, вот у нас Василий Соколов закончил играть, пусть он и тренирует. Так и сделали. А Василий стал принципиальность показывать. Это у нас любили. В 52-м уже чемпионами стали за два тура до конца, и тут Виктор Терентьев в чем-то провинился, а ему до золотой медали как раз игр не хватает. Я прошу - поставьте в состав, очки-то нам все равно уже не нужны, а тренеры ни в какую. Так Терентьева и не выпустили. Ну вот, Соколов и завел потом речь, что Дементьеву пора заканчивать. А я бы еще годика три поиграл».

Жизнь Николая Тимофеича сложилась тяжело - рано потерял жену, а затем и дочь. Другой бы сломался, а он выдержал и по-прежнему дарил окружающим свое удивительное светлое восприятие действительности. «Честно я говорю!» - любимая присказка Дементьева. И не только говорил, а и делал все предельно честно.

Пожалуй, его брат Петр вошел в историю отечественного футбола как более яркая индивидуальность. Но Николай был именно командным игроком, без которых не обходится ни один коллектив. А с мячом не расставался до самой старости - даже в 75 участвовал, хоть и символически, в матчах ветеранов.

ПЕРВАЯ ОЛИМП НЕОФИЦ ДАТА МАТЧ ПОЛЕ
и г и г и г
1 24.05.1952 СССР - ВЕНГРИЯ - 1:1 д
2 27.05.1952 СССР - ВЕНГРИЯ - 2:1
д
3 11.06.1952 СССР - БОЛГАРИЯ - 2:2 д
4 18.06.1952 СССР - БОЛГАРИЯ - 2:2
д
5 24.06.1952 СССР - РУМЫНИЯ - 3:1
д
6 05.08.1954 СССР - ПОЛЬША - 3:1
д
7 10.08.1954 СССР - БОЛГАРИЯ - 0:1
д
8 15.08.1954 СССР - ПОЛЬША - 0:2
д
ПЕРВАЯ ОЛИМП НЕОФИЦ
и г и г и г
– – – – 8 –

В 1927 году Эдуард Багрицкий написал стихотворение, которое мне (почему бы?) дорого до сих пор.
Почитайте, может быть и у вас в душе, что то всколыхнется...
...
Э
дуард Багрицкий (одесский еврей, настоящая фамилия - Дзюбин).
Умер в 1934г. - вроде бы от астмы.
Похоронен - на Новодевичьем.
Вдова в 1937 репрессирована.
Сын - погиб на фронте в 1942


Николай Дементьев (к нынешнему Дементьеву отношения, кажется, не имеет).
Был широко известен в 20-х-30-х годах, стихи публиковал с 1924 г. в "Комсомольской правде", "Молодой гвардии", "Новом мире", "Октябре" и др.
Учился на литературном факультете 1-го МГУ.

Автор четырёх книг стихов...
Покончил жизнь самоубийством в конце 1935 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 1 ряд).

Э. Багрицкий.
РАЗГОВОР С КОМСОМОЛЬЦЕМ Н.ДЕМЕНТЬЕВЫМ

Где нам столковаться!
Вы - другой народ!..
Мне - в апреле двадцать,
Вам - тридцатый год.

Вы - уже не юноша,
Вам ли о войне...
- Коля, те не волнуйтесь,
дайте мне...

На плацу, открытом
с четырех сторон,
бубном и копытом
дрогнул эскадрон;

вот и закачались мы
в прозелень травы,
я - военспецом,
военкомом - вы...

Справа - курган,
да слева курган;
справа - нога,
да слева нога;

справа наган,
да слева шашка,
цейсс посередке,
сверху - фуражка...

А в походной сумке -
спички и табак,
Тихонов,
Сельвинский,
Пастернак...

Степям и дорогам
не кончен счет;
камням и порогам
не найден счет.

Кружит паучок
по загару щек.
Сабля да книга -
чего еще?

(Только ворон выслан
сторожить в полях...
За полями - Висла,
ветер да поляк;

за полями ментик
вылетает в лог!)
Военком Дементьев,
саблю наголо!

Проклюют навылет,
поддадут коленом,
голову намылят
лошадиной пеной...

Степь заместо простыни:
натянули - раз!
...Добротными саблями
побреют нас...

Покачусь, порубан,
растянусь в траве,
привалюся чубом
к русой голове...

Не дождались гроба мы,
кончили поход.
На казенной обуви
ромашка цветет...

Пресловутый ворон
подлетит в упор,
каркнет NEVERMORE он
по Эдгару По...

«Повернитесь, встаньте-ка,
затрубите в рог...»
(Старая романтика,
черное перо!)

Багрицкий, довольно!
Что за бред!..
романтика уволена
за выслугой лет;

сабля - не гребенка,
война - не спорт;
довольно фантазировать,
закончим спор.

Вы - уже не юноша,
Вам ли о войне!..
- Коля, не волнуйтесь,
дайте мне...

Лежим, истлевающие
от глотки до ног...
Не выцвела трава еще
в солдатское сукно;

ещё бежит из тела
болотная ржавь,
а сумка истлела,
распалась, рассеклась,
и книги лежат...

На пустошах, где солнце
зарыто в пух ворон,
туман, костер, бессонница
морочат эскадрон,-

мечется во мраке
по степным горбам:
«Ехали казаки,
чубы по губам...»

А над нами ветры
ночью говорят:
- Коля, братец, где ты?
Истлеваю, брат!-

Да в дорожной яме,
в дряни, в лоскутах
буквы муравьями
тлеют на листах...

(Над вороньим кругом -
звездяный лед.
По степным яругам
ночь идет...)

Нехристь или выкрест
над сухой травой,-
размахнулись вихри
пыльной булавой.

Вырваны ветрами
из бочаг пустых,
хлопают крылами
книжные листы;

на враждебный Запад
рвутся по стерням:
Тихонов,
Сельвинский,
Пастернак...

(Кочуют вороны,
кружат кусты.
вслед эскадрону
летят листы.)

Чалый иль соловый
конь храпит.
Вьется слово
кругом копыт.

Под ветром снова
в дыму щека;
вьется слово
кругом штыка...

Пусть покрыты плесенью
наши костяки -
то, о чем мы думали,
ведет штыки...

С нашими замашками
едут пред полком -
с новым военспецом
новый военком.

Что ж! Дорогу нашу
враз не разрубить:
вместе есть нам кашу,
вместе спать и пить...

Пусть другие дразнятся!
Наши дни легки...
Десять лет разницы -
это пустяки!

Н.Дементьев
ОТВЕТ ЭДУАРДУ
(1928)

-Военком Дементьев,
Саблю наголо!..
...Багрицкий, довольно,
Что за бред!..
Романтика уволена
За выслугой лет.

Э. Багрицкий "Разговор
с комсомольцем Н. Дементьевым".

К мечтателям нынешний век не жесток -
напраслину не возведет.
И нас, допризы вников, не ханжество
в грядущем и нынешнем ждет.

Багрицкий! Мечтательность с нами всегда.
Иначе - не шли бы мы так:
сквозь строй безработиц, сквозь тягло труда,
сквозь нищенство быта и мрак.

Вы правы в одном, фантазер Эдуард,
романтики старой приемыш и бард:
за это, сумбурным прошедшее сном,
за время смертей и побед
не счесть их, уволенных без орденов,
без пенсий за выслугой лет.

Обугленный мир малярией горел,
Прибалтики снежный покров
оттаивал кровью, когда на расстрел
пошел террорист Гумилев.

Гудели морозы, когда в ледниках,
под женин и тетушкин плач
скользил на седых волкодавах в снега
к Полярному кругу НЭПач.

Так падали пасынки нашей поры,
но каждый ребенок поймет:
романтику мы не ссылали в Нарым,
её не пускали в расход.

По прежнему об руку с нею идя,
мотор заводя, города громоздя,
любимых целуя, мы глаз не слепим
романтикой кавалерийской степи.

Изведав и жертву отдав не одну,
мы знаем и мы проклинаем войну.
Мы встретим отпором ее, на перрон
нахлынем стогорлым Гужоном.
Горячею дробью свисток заряжен,
мы тронемся - вслед разряжен он.

Пугливые дети забьются в дому,
у стрелочниц ветер развеет платки,
солдаты споют про окопы в дыму,
в домах запоют от тоски.

А после над страхом, нависшим внизу
багетами скомканных штор,
не вор и не ворон посеет грозу -
крикливый двукрылый мотор.

Картина обманчива, но такова:
под крыльями медленно ляжет Москва
и через неделю начнут токовать
в развалинах тетерева.

Пернатое гнезда на крышах совьет,
под крышами - волчий уют.
Изгложут и выклюют сердце мое,
замолкшее в этом бою.

Разруха повеет крылом вороным,
в траве погребальные звоны:
Багрицкий! Романтика против войны:
регалии старые отменены
и проданы с аукциона.

Теперь веселее! Взбегаем на плот,
охотимся бором и гаем,
взрываем пласты торфяных болот,
работаем, спорим, играем.

Романтика возненавидела смерть.
Бессонная, не отдыхая
умеет по прежнему жить и гореть
в такт нашим сердцам и дыханью.

Есть свой особый смысл в том, что писатель Николай Дементьев завоевал читательское признание повестями, которые называются „Мои дороги" (1968) и „Иду в жизнь" (1959). Правда, еще до их появления, в начале пятидесятых годов, рассказы Н. Дементьева печатались в журнале „Сибирские огни". Там же, в Сибири, вышли его книги - „Первое письмо" (1954) и „Сестры" (1955). Но именно „Мои дороги" (по этой повести позже был поставлен известный фильмБессонная ночь") и „Иду в жизнь" обратили на себя внимание широкой писательской и читательской общественности и поставили их автора в ряд с наиболее талантливыми представителями нашей молодой советской литературы.

Уже названия этих повестей говорят, что они автобиографичны. И это действительно так. Но не менее важно и другое: под пером художника факты биографии превратились в подлинные факты литературы, повествующей о судьбах нашего молодого современника, о его путях в жизни, полной радостей и тревог, пафоса созидания и утверждения нового.

И этот пафос созидания, это новое в окружающей нас действительности писатель сумел правдиво запечатлеть в своих произведениях благодаря тому, что сам он до прихода в литературу прошел немало жизненных дорог.

Николай Степанович Дементьев родился в Ленинграде, в 1927 году. В городе на Неве прошли его детство и отрочество. Здесь он пережил блокаду, участвовал в героической защите своего родного города. В 1949 году будущий писатель закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Новосибирский речной порт. Одновременно с работой в порту и первыми литературными опытами Н. Дементьев учился в аспирантуре Западносибирского филиала Академии наук СССР. В 1956 году он получил ученую степень кандидата технических наук и до последнего времени работал преподавателем кафедры теории и проектирования механизмов в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина).

Богатые жизненные наблюдения, тонкий, глубокий взгляд-художника на явления современной действительности - все это было характерно и для первых книг Н.Дементьева, о которых я говорил выше. Но не в меньшей, если не в большей степени эти качества проявились и в других повестях писателя - „Прекрасная … в Сибири" (1960) и „Натка Кубанец" (1961). Особо мне хочется отметить отличную, полную драматизма и гражданского пафоса повесть Николая Дементьева „Чужие близнецы" (1962) о героических днях ленинградской блокады.

Новый роман Николая Дементьева „Замужество Татьяны Беловой" - это не просто важная веха в творчестве самого писателя. Он, несомненно, представлявляет одно из примечательных явлений нашей современной советской литературы, пример активного участия писателя в жизни народа, ведущего непримиримую борьбу за высокие моральные и душевные качества человека нового общества.

Всем существом своим этот роман направлен против собственничества, против разъедающего душу человека мещанства. Мы видим жалкую жизнь Татьяны Беловой, все ее мнимое благополучие и понимаем - нет и не может быть страшнее наказания для человека, который с юных лет заботился только о своем маленьком счастье, для которого мелкое, обывательское, личное заслонило окно в большой мир подлинных радостей и страстей. Героиня романа, человек незаурядный по сути своей, много пережив и передумав, начинает постепенно осознавать, в чем ее беда, но - увы! - как много упущено, как много не понято, сколько сделано неверных шагов. И все же она пытается найти в себе силы и мужество, чтобы выйти на путь поисков настоящего счастья. Так я понимаю замысел писателя и логику поведения его героини, ибо это логика жизни.

Роман написан от первого лица, от имени нашей современницы. По-моему, Николаю Дементьеву прекрасно удалось проникнуть во внутренний мир своей героини, показать в рассказе самой Татьяны Беловой всю сложность и противоречивость ее натуры, раскрыть ее характер в развитии - от юных лет до поры зрелости. Это - завидная удача писателя! К слову сказать, после публикации в журнале… автор много поработал над романом, значительно улучшил его.

И в своих первых повестях, и в романе „Замужество Татьяны Беловой" писатель создает галерею образов молодых инженеров-искателей, которым присущи лучшие черты нашей подлинно творческой интеллигенции. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе Олег Алексеев - один из основных персонажей нового романа Н. Дементьева. Этот образ выписан автором с особым проникновением и тонкостью.

Своей книгой писатель страстно зовет каждого человека будить в себе творческое начало, чтобы именно оно определяло его мысли, чувства, дела и поступки. И нет сомнения, что этот нужный, остро современный роман Николая Дементьева полюбится, читателю, станет для многих хорошим советчиком и другом при выборе жизненного пути.