Невыносимые люди. Как общаться со сложными (даже невыносимыми) людьми. Тактики эффективной защиты


Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник, который создал Е. Schaefer (1965). Его опросник «Children’s Report of Parental Behavior Inventory» состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (1959) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.
Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебность.
Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследовании 3. Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначальное представление о том, что воспитательное поведение родителей глазами детей можно описать тремя переменными:
1) принятие - эмоциональное отвержение;
2) психологический контроль - психологическая автономия;
3) скрытый контроль - свободный контроль.
Эта версия и легла в основу создания методики АО(Ж. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось прежде всего сокращение количества шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:
1) положительный интерес - враждебность;
2) директивность - автономия;
3) непоследовательность.
Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русскоязычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л. И. Вассермана [Вассерман Л. И. и др., 1994]. Удивительно, что наряду с использованием в клинической психологической практике методика «Подростки о родителях» уже дважды использовалась в обширных психологических исследованиях образа жизни подростков. В них методика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации подростков.
Одно из таких исследований, выполненное под руководством С. Кривцовой [Подросток на перекрестке..., 1997 ], мы кратко пересказываем ниже.


к содержанию

Мало шансов избежать в жизни встречи с ними. Иногда нам даже приходится взаимодействовать: решать рабочие, деловые, бытовые, личные вопросы. Но как же трудно иметь с ними дело! Поэтому важно понимать этих «невыносимых людей» и общаться с ними правильным образом. Попробуем научиться этому, рассмотрев характерные типажи.

«КРАСОТКА»

В жизни встречаются три варианта такого типа женщин.

А: девица 20+, не замужем, обладательница эффектной внешности.

Б: дама 30+, не работает, в гражданском браке, про внешность — то же самое, с поправкой на возраст, но поправка маленькая, так как уход за собой — это главное, чем она занимается по жизни, плюс природные данные.

В: женщина пенсионного возраста, чаще одинокая, но бывает и в браке с многолетним стажем.

Общая особенность этих представительниц прекрасной половины — рентная психология: все им «должны». В юном возрасте в «должники» попадают, прежде всего, кавалеры «красотки» и кандидаты в таковые: они должны оказывать внимание, решать проблемы, мчаться на помощь, обожать, быть всегда на связи, обеспечивать отличные условия жизни, исполнять сиюминутные «хотелки». Взамен девушка любезно разрешает любить себя и находиться рядом.

Её типичные жалобы: не зовут замуж, мало внимания от нынешнего партнёра, от неё хотят непонятно чего (типа женской заботы, понимания, поддержки, а также работы по дому — если партнёры живут вместе). В варианте «В» ухажёров уже нет, а «должны» все: дети, родственники, молодёжь, весь мир.

«Красотка» приходит к психологу в большинстве случаев за подтверждением своей правоты в «разборках» с мужчинами и за советом, как ей получить то, что хочется, а не дают. Любит, когда её хвалят и сочувствуют. Старается понравиться и чутко считывает, как психолог к ней относится. При намёке на «неправильность» её позиции, манипуляторские наклонности — приписывает психологу мужскую солидарность или зависть (в зависимости от пола специалиста), после чего исчезает с горизонта.

Откуда «Красотки» появляются?

Из сочетания двух основных факторов. Первый: акцентуация характера. Термин «акцентуация» употребляют в случаях, когда черты характера очень сильно, выпукло выражены. В данном случае речь о так называемом демонстративном типе. Кстати, слово «характер» в переводе с греческого — «печать, чеканка»: то есть Природа делает некий «отпечаток» — ансамбль связанных между собой черт и качеств, и человек с этим живёт.

Второй фактор, способствующий появлению «красоток» — воспитание, то есть детско-родительские отношения. В детстве наших героинь часто балуют, безмерно хвалят, опекают, внушают установки о своей исключительности и «звёздности». В дальнейшем усилия девушки оказываются направленными не столько на своё развитие, сколько на поддержание сложившихся представлений о себе (образ себя). Соответственно, симпатию и расположение вызывают те люди, которые признают «королеву»; критики и равнодушные моментально обесцениваются, а их мнение отрицается и вытесняется (вытеснение и отрицание — основные виды психологической защиты у людей такого склада).

Парадокс (или мудрость жизни?) заключается в том, что некоторым женщинам есть чему поучиться у «красоток». Возьмём, к примеру, современную бизнес-леди, которая весь свой ненормированный рабочий день пашет, как вол, а вечером обихаживает мужа и детей, ведёт домашнее «хозяйство — и всё сама, сама, сама. Ей совсем не помешала бы толика умения «красотки» переложить часть забот на плечи другого человека: мужа, заместителя, секретаря, личного помощника, уборщицы и т.д.

Если вам придётся иметь дело с «красоткой», постарайтесь сразу показаться ей авторитетным человеком, вызовите у неё уважение к себе. Естественно, не выказывайте своего негативного отношения к её поверхностности, показушности и другим прелестям. Поощряйте её самостоятельность. Не ведитесь на слёзки, обидки и прочие типичные ходы. Старайтесь прийти к четким договоренностям и настаивайте на их выполнении. Хвалите её только за дело! Поощряйте, когда она старалась, преодолевала препятствия, делала «через не хочу».

«МАРШАЛ ЖУКОВ»

Сразу оговорюсь, что непосредственно к Георгию Константиновичу этот типаж отношения не имеет; выбор названия навеян образом выдающегося военачальника, созданным прекрасным актёром Михаилом Ульяновым.

У него крепкая фигура от природы, а не от тренировок в спортзале. Взгляд прямой, и «пересмотреть» его невозможно. Безапелляционные суждения: есть две точки зрения — его и неправильная. Если вы не соглашаетесь с его позицией, тело наклоняется вперёд, кулаки сжимаются, брови сдвигаются — к бою готов. Ему не ведомы внутренние метания «Быть или не быть?» И в проявлениях своей воли он прям и конкретен. Ему свойственны авторитарность, диктаторская манера общения, стремление доминировать, нежелание идти на компромисс. Он застревает в негативных эмоциях, у него нет самоиронии.

Главное в характере такого человека — дисфория: напряжённо-злобное состояние (хорошо показано в некоторых ролях Джека Николсона). Он покоряет женщин ощущением силы, ну и мощным «штурмом», не ведающим сомнений. От природы имеет сильные инстинкты и влечения. Требователен ко всем, от подчинённых до жён и детей (которых, безусловно, очень любит). Уважает силу. Если он в вас разочаровался, это тотально и бесповоротно.

Зачем пришёл к психологу? Вариант «А». Улучшить «функционирование» жены или кого-то ещё. Вариант «Б». Научиться сдерживать свой гнев (тоже «технически»). Если психолог проходит проверку и становится авторитетом, то работа получается эффективной.

Слагаемые появления «Маршала Жукова» такие же, как у рассмотренного выше типажа. Есть от природы заданный тип нервной системы, особенности эмоциональной и когнитивной сферы — это основа характера. Бывает добавка: строгое, даже жёсткое воспитание. Нередко есть отцовский или дедовский пример «настоящего полковника».

«Маршал Жуков» — часто успешный бизнесмен, и у него есть чему поучиться. В старом анекдоте директор банка даёт кадровику задание найти нового аналитика, но «не такого, как в прошлый раз». «А чем плох тот?» — «Да он всегда начинает: с одной стороны... с другой стороны...» И в бизнесе, и в жизни бывают ситуации, требующие решительности, прямолинейной конкретности — а многие люди «застревают» в сомнениях, потакают своей нерешительности, из-за чего теряют шансы: поезд ушёл. Даже в тех случаях, когда надо семь раз отмерить, а один раз отрезать, в конце концов, нужно решиться — и резать! А часто времени на долгие раздумья просто нет, и тогда нужно, как наш герой, волевым усилием приказать себе (и другим): «Шагом марш!» — и идти вперёд.

Тактика общения с «маршалом» отчасти зависит от вашего пола.

Если вы мужчина, то сразу показывайте свою силу, уверенность, компетентность, профессионализм — мягкость, ранимость и прочая «ерунда» будут забракованы. Спорить можно, только опираясь на неопровержимые факты и непреложные авторитеты.

Если вы женщина, то можете сделать ему комплимент, но обязательно — справедливый, заслуженный, и не играйте в «соблазнение» — чревато последствиями. Выполняйте обещания и договорённости, а иначе станете объектом «танковой атаки».

Илья Шабшин,

психолог-консультант, ведущий специалист

Психологического центра на Волхонке

Общим местом классической психологии со времен Фрейда является утверждение, что бурное возмущение вызывает в людях прежде всего то, чего им самим бессознательно хотелось бы - но они это себе бессознательно же запрещают: психологическая защита с детских лет. В этом случае эмоциональный заряд от недоступности желаемого выплескивается на тех, кто это себе разрешает, в попытке запретить, изменить, осудить и т.п. Но приложить это теоретическое знание к жизни непосредственно - мало кому удавалось: ну, бесит человек… ну, предположим, я даже готова согласиться, что бессознательно что-то себе запрещаю. Но уж точно не то, что видно в нём на первый взгляд: мне такого и даром не нать, и за деньги не нать.

Как же узнать, что скрывается за этим раздражением? Как догадаться, где в бессознательном скрывается тот ресурс, который я могла бы себе разрешить, чтобы жить еще более счастливо? Для чего вообще эти невыносимые люди появились в моей жизни? Случайность?

Процессуальная психология постулирует, что ничто в нашей психической реальности не случается просто так. Если этот человек появился в моей жизни, если я его заметила, выделила из общей массы, да еще и стала испытывать по его поводу какие-то бурные эмоции – это неспроста. Невыносимые люди могут служить маркером наших собственных ресурсов – тех, которые мы себе запрещаем. Указателем ближайших точек роста и возможностей к самосовершенствованию.

Но как же определить, на что указывает нам конкретный невыносимец?

Помните: во время этого упражнения вы должны были найти в себе некую новую энергию, которую вы не использовали вообще, или использовали недостаточно. Как только мы действительно привносим в свою жизнь тот ресурс, на который указывает наличие невыносимого человека, - он перестает быть невыносимым: мы уже не возмущены им до глубины души, а ограничиваемся лёгким пожатием плеч, а то даже и начинаем сочувствовать бедняге… И конфликт уже видится и решается существенно по-другому.

Впрочем, разрешение конфликтов – не главная цель этого упражнения. Вряд ли конфликт с чайлдфри или геями раздражает вас настолько, чтобы прикладывать усилия к его разрешению. И, опять же, если у вас конфликт с мамой или братом, в нём замешана вся история многолетних отношений, так что за одно упражнение вы его вряд ли решите (хотя можете весьма существенно продвинуться в этом направлении).

Главная цель этого упражнения – подарить вам еще один источник энергии, которым вам стоило бы не забывать пользоваться.
Мироздание напоминает вам об этом, посылая разных невыносимых…

Пример из практики *)

…Начальница Лизу задрала уже до последней возможности. Выскочка и хамка, неквалифицированный врач и просто бездушная сволочь, она достала всё отделение, не только Лизу. Семь докторов уже уволилось, да и остальные грамотные врачи на дверь посматривают. Год назад произошёл возмутительный случай: эта дура приказала провести консилиум без лечащего врача! Впрочем, консилиум был для галочки, так что не это самое страшное. Хуже всего то, что она хамит! Она разговаривает мерзким безапелляционным тоном, и этим же тоном изрекает всякую обвиняющую фигню. Оправдаться при этом невозможно – тебя даже не слушают! Невыносимо.
Итак, вырисовалось ядро претензии: безапелляционный тон, не дающий возможности оправдаться и не учитывающий всех нюансов.

Лиза становится на место, отведенное начальнице, и вживается в роль: «Почему нет лекарств? Что значит – кончились? Что значит – сложные больные? Вы виноваты, что не заказали! Не собираюсь слушать никаких оправданий!»
Лиза вжилась в роль, голос её окреп, я рекомендую добавить жесты – добавляется такое рубящее движение рукой, которое как бы прижимает собеседника к полу. Слегка утрировав его, Лиза находит ему краткое словесное выражение: «Вы никто, заткнитесь!» Эту энергию Лиза называет энергией собственной важности.

Выйдя из диагонали, Лиза рассказывает, что объективно большой важности у начальницы нет: её квалификация, например, ниже, чем у Лизы. Собственно, она и начальницей-то стала потому, что Лиза административную работу не любит, да и вообще командовать не хочет, вот и отказалась…
Можно ли привнести «энергию важности» в жизнь? Вообще-то не помешало бы, наверное. Напомнить начальнице, что она не всегда начальницей была. Как в колхозе чеснок вместе собирали, например… Да и в других областях жизни умение заставить себя слушать пригодилось бы, наверное.
Лиза опять становится на место повседневной себя, привнеся с собой энергию важности. В ответ на возмущение: «Почему нет лекарств? Не собираюсь слушать никаких оправданий!» - она больше не оправдывается, а спокойно, с энергией в голосе заявляет: «Всё нормально, всё сделаем», - с интонацией, в точности повторяющей «вы никто, заткнитесь». И дальше без паузы переходит к воспоминаниям, - «А помнишь, как мы с тобой чеснок собирали?...»
И такая в этом есть уверенность и спокойствие, что воображаемый конфликт угасает сам по себе. Лиза смеется.

*) На самом деле пример, конечно, не из практики, а с обучающего семинара, на котором требования к конфиденциальности не настолько жесткие. Но имена и обстоятельства я на всякий случай всё же изменила. А то мало ли.

Вебинар «Работа с невыносимыми людьми»

Есть люди, которые только одним своим существованием портят
нам жизнь. Им ничего особо делать для этого не приходится. А вот как не получить от них негатив, мало кто знает.

Невыносимые люди!

Это часто встречается на работе, среди коллег. Вы познакомились с человеком, а он вас просто бесит. Вызывает такую злобу, что хочется выколоть глаза. Это отравляет жизнь, снижает продуктивность, лишает настроения, путает планы.

Что с этим делать?

К сожалению, в школе учат многим вещам, чаще всего ненужным, а нужным не учат. Вот и не учат элементарному — простейшим психотерапевтическим и психологическим техникам.

Мало кто знает, как с этим справляться, а человек бесит. И нам необходимо с ним работать, строить диалог, давить в себе гнев и раздражение – это может развить болезнь, тот же рак. О таких случаях слышал каждый.

Потому что прессинг. Даже не говоря о психосоматике.

Каждый день вынужден видеть этого человека, должен строить с ним отношения, работать, а ты его ненавидишь! Стресс растет, его таишь, давишь в себе. Каждое утро со страхом думаешь об этом человеке, каждый вечер со злобой вспоминаешь его. Подавляемая агрессия, обида, стресс. Падает работоспособность, ухудшается самочувствие, самооценка, внешний вид и здоровье.

Или другая ситуация — вас приглашают на вечеринку. Вам хочется пойти, но там этот невыносимый человек, вы остаетесь дома смотреть сериал. Это то же самое – вы ищите предлоги, поводы не жить так, как вам хочется, как вы достойны. И во всем виноват ОН!

Попробовать «Понять и простить»? А как понять, а как простить, когда она/он реально бесит?! Опять-таки, непонятно.

Спешу вас обрадовать, выход есть!

Работа с такими людьми возможна, и разработан методический аппарат по обработке всех негативных ощущений и эмоций.

Я в своем предыдущем вебинаре «Рациональное управление эмоциями», чуть-чуть затрагивал эту тему, для затравки. Людям это показалось интересно, и я решил провести уже предметное мероприятие — «Работа с невыносимыми людьми».

  • Что нас раздражает в человеке, почему нас это раздражает?
  • Что заставляет нас так реагировать?
  • Как прорабатывать это эмоциональное непринятие?

Есть люди, которые реагируют агрессией: «Он меня бесит, — я его хочу убить», а есть люди, которые реагируют депрессией. Они говорят: «Не хочу никого видеть».

Как первый случай плох, так второй еще хуже! Лучше агрессия, чем депрессия – из двух зол выбираем меньшее.

На самом деле, можно и без агрессии, и без депрессии

Я не предлагаю полюбить этого человека. Любить только чтобы не ненавидеть – это какое-то сектантство. Любить через силу — я не предлагаю. Я научу относиться к этому человеку равнодушно, спокойно, индифферентно.

  • Если он раньше вас бесил – теперь бесить не будет
  • Если он вас раздражал – не будет раздражать
  • Если раньше он подавлял, вгонял вас в тоску, в стресс, в депрессию – ничего этого уже не будет.

И вам не надо нанимать киллера – мы поступаем правильнее.

Вы получите все техники, поэтому, как говорится, «you are welcome», будет интересно.

Получите практические навыки — записывайтесь!

Продолжительность: 2 ч. 45 м.

Стоимость: 4000 р.

Некоторых людей мы просто «на дух» не переносим. Они раздражают нас всем - иногда без какой-либо видимой на то причины. И это раздражение может серьезно мешать - в работе, семейных отношениях, любом коллективе. Что же делать, и откуда растут ноги у этого чувства «непереносимости»?

Текст: Диана Моисеева

Клиентка жалуется на дочь-подростка. Ее, бухгалтера по профессии, человека структурного и логичного, бесят наплевательское отношение к учебе, проверка на прочность по любому поводу. Но почему-то больше всего- разбросанные вещи и демонстративно надеваемые через ноги юбки. И вот в чем дело. Там, за дочкиным бунтом, - та свобода, которой никогда не было у нее самой. Отношения с ее жесткой мамой и детское решение быть для той «всегда хорошей» оставили за бортом детское право нарушать запреты, проверять отношения на прочность, а также свободу, творчество и спонтанность.

Другая дама рассказывает, что ее со всех сторон окружают нытики, она уже прервала отношения с несколькими подругами, потому что дружба превращается в бесконечное одностороннее выслушивание стонов по поводу работы и личной жизни. Когда я неожиданно спрашиваю, а есть ли ей на что пожаловаться, начинает рыдать и рассказывает совершенно невероятную историю собственной жизни, о которой она до этого по-партизански молчала. И чем больше я слушаю страшных историй из ее детства и юности, с которыми она оставалась совершенно одна, не имея права признавать свою боль, - тем больше понимаю, что все эти «нытики» и «стоноты» делали за нее то, в чем у нее была огромная потребность.

Я с детства ненавидела страшных «теток» из поликлиник, садиков и школ. Таких огромных, «главных», скупых на слова, с поджатыми губами и холодными глазами. Которые, может, и добра хотят, но делают это так жестко, что причиняют боль. Когда стала постарше, максимально старалась их избегать, а когда появились собственные дети - убегать стало некуда. Пришлось лицом к лицу столкнуться со своей беспомощностью и открыть в себе силу противостоять и самой решать, что для меня и моих детей важно и правильно. И то ли изменилось время, то ли смягчились медработники и нянечки в детских садах, но чем дальше, тем реже приходится сталкиваться с «причинением пользы и нанесением добра». В моем детстве за недоеденную гороховую кашу в старшей группе я просидела за столом с завтрака до ужина. В саду, куда ходили мои дети, уже никого насильно не кормили. И мир меняется, и я вместе с ним, осваивая свой статус, свое право отличать добро от зла и отказываться от того, что с «кулаками».

Тень - понятие из юнгианского психоанализа - это та часть нашей души, которая не могла быть освоена из-за воспитания, культурных особенностей места и времени, в котором мы живем. Но путь души таков, что ей важно восстанавливать свои отколотые части. Все запретное и вытесняемое уходит в тень. У кого-то сила, у кого-то слабость, женственность , мужественность, гнев, ненависть, боль, радость… Список может быть бесконечным и разным для каждой личности. Сильные эмоции, захваченность ими - всегда сигнал, что за такими мелочами стоит что-то важное для души. Это точно не ерунда и не глупости, от которых можно отмахнуться и жить дальше. Особенно, если невыносимыми людьми становятся близкие и любимые.

Та клиентка, что жаловалась на нытиков, недавно рассказала, что помирилась со школьной подругой. Надеюсь, что они смогут пересмотреть свою дружбу так, чтобы по-честному делиться и грустью, и радостью. А первая клиентка недавно писала, что отношения с дочкой стали лучше, они пошли вместе заниматься танцами , у дочки успехи на школьной олимпиаде. По мере освоения мамой права на свою собственную свободу успокаивается и дочь - видя, что в мире есть не только правила и табу, с которыми только смириться и забыть, но и импульсы, стремления и чувства. И что юбку можно время от времени надеть через голову, а можно через ноги. Мир от этого не рухнет.