Матерные корни русского языка. Когда и как появился мат. Матерные слова проходят по другим нервным окончаниям, нежели обычные слова

). Как известно, знамя - это не простая тряпка. Это - символ, который вёл воинов в бой, символ, который старались отнять у врага, чтобы бросить его к ногам полководца-победителя. Какие же знамёна были у наших предков? Давайте посмотрим.
В битве при Грюнвальде участвовали наши предки. Воевали они под такими знамёнами:
Подольская земля:Перемышльская земля:
Львовская земля:Галицкая земля:
Как видим, никаких сине-жёлтых полос не прослеживается. Идём дальше. Знамя запорожцев:
Знамя Богдана Хмельницкого:
Были у казаков ещё так называемые жалованные знамёна:
- Император Священной Римской Империи Рудольф Габсбург в 1593 году даровал казакам золотое знамя с орлом.
- В 1646 году польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом .
- в 1649 году от польского короля Яна Казимира казаки получили красное знамя с белым орлом, 2 русскими крестами и надписью "Ioannes Casimirus Rex Poloniae"
- В 1653 году московское посольство боярина В.В.Бутурлина вручило Хмельницкому знаки власти, в числе которых знамя со Спасом
- Павел Алеппский писал, что в 1654 году видел у войска гетмана Хмельницкого "знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой материи полосами с водруженным на нем крестом"
- В 1706 году в Бендерах казакам Ивана Мазепы турецкий султан даровал сине-красную хоругвь, на красном поле полумесяц и звезда, на синем - "золотой крест Восточной церкви".
Вообще, к середине XVII века главным знаменем казачьей державы было красное с изображением Архангела Михаила. Большое знамя (хоругвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой - белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды.
Как видим, снова никакой сине-жёлтой тематики не прослеживается. Вот читаем описания знамён слободских казачьих полков:
Для всех полков в верхней части круга имелось в виду изобразить на голубом фоне вензель Анны Иоанновны под короной, пальмовыми и лавровыми ветвями по бокам, как символ мощи и власти, мира и войны, а в нижних частях круга - особенные изображения для каждого полка:
- для Сумского - на красном фоне патронной сумы (r.Сумы), а на ней лебель (г.Лебедин);
- для Ахтырского - на зеленом фоне - крепость (г.Городня);
- для Харьковского - на красном фоне - зверь "харь" (г.Харьков);
- для Изюмского - на белом фоне - виноградная гроздь (г.Изюм);
- для Острогожского - на желтом фоне - рыба-кит с острогой над головой (г.Острогожск).
Изображения эти должны быть на знаменах из синей ткани.
Есть ещё флаг русинов - полотнище из синей , белой и красной горизонтальных полос, при чём синяя полоса вдвое шире остальных. Существует с 1848 года, зародился во время национально-освободительной революции в Австрийской империи традиционное сочетание общеславянских цветов - белого, синего и красного:

Спрашивается, откуда же тогда такое сочетание цветов - синего и жёлтого? Все просто. После подавления венгерского восстания 1848 года галичанам, как отличившимся в деле подавления, Габсбургами было даровано знамя. Но не традиционных славянских цветов - белого, красного и синего, а цветов Габсбургской монархии, а ещё точнее - флаг земли (так в Австро-Венгрии губернии назывались) Нижняя Австрия:
Кто не верит, может убедиться и сравнить его с флагом Украины:
Здесь тоже материалов полно: http://www.vexillography.narod.ru/ukraine/index.htm
Д.Антонович, министр морских дел УНР, начал пробивать вопрос о флаге ВМФ УНР, который должен был представлять из себя сине-желтое полотнище, причем на синей части должен был размещаться трезуб с крестом. Вот как он описывает свое решение в воспоминаниях: «Я внёс на утверждение УЦР проект флага на котором впервые как герб, был указан трезуб. Позднее это дало повод использовать трезуб… для государственного герба, который тогда еще принят не был… и я воспользовался этим, чтобы в интересах, главным образом, эстетических, провести в качестве государственного герба знак князя Владимира, так называемый Трезуб». 18 января 1918 года проект флага был утвержден.

Имя: Богдан Хмельницкий (Bogdan Khmelnitskiy)

Возраст: 61 год

Деятельность: гетман, полководец, государственный деятель.

Семейное положение: был женат

Богдан Хмельницкий: биография

Богдан Михайлович Хмельницкий вошел в историю как предводитель казачьего восстания. Деятельность гетмана помогла российскому государству получить левобережье Днепра, Запорожскую Сечь и Киев. О детстве и юности Богдана Хмельницкого известно мало. Историки установили, что рождение гетмана случилось в Суботове в 1595 году. Родители Богдана Михайловича происходили из шляхетского рода.


Обучение Хмельницкого началось в киевской братской школе, об этом свидетельствуют скорописи Богдана. После окончания учебного заведения молодой человек стал студентом Иезуитского коллегиума, расположенного во Львове. Основными предметами, которые изучал Хмельницкий, были латынь, польский язык, риторика и сочинение. Несмотря на веяния того времени, Богдан Михайлович не подчинился им и остался в православной вере.

Хмельницкий уже во взрослом возрасте признается, что иезуиты не проникли в глубины души. Гетман отмечал, что сложно было не сойти с праведного пути и сохранить верность православию. Богдан Михайлович часто путешествовал по миру.

Служение королю

В 1620 году началась польско-турецкая война. Богдан Хмельницкий принял участие в боевых действиях. В одной из битв, проходящих под Цецорой, погиб отец, а гетман оказался в плену. На протяжении двух лет Богдан Михайлович находился в рабстве, но в этом он нашел пользу: выучил татарский и турецкий языки. За время нахождения в плену родственники успели собрать выкуп. По возвращении домой Хмельницкого зачислили в реестровое казачество.


Вскоре Богдана привлекают к морским походам, совершаемым на турецкие города. Так, в 1629 году гетман с войском захватил предместья Константинополя. В захваченных землях Хмельницкий пробыл недолго, после путешествия вернулся в Чигирин. Власти Запорожья назначили Богдана Михайловича на должность сотника чигиринского.

После вступления на польский престол Владислава IV началась война Речи Посполитой с Московским царством. Хмельницкий отправился с войском на Смоленск. В Летописи Самовидца сказано, что Богдан Михайлович участвовал в осаде города. Гетман в 1635 году спас польского короля из плена, за что получил золотую саблю.


С этого времени Хмельницкого начали уважать при королевском дворе. Когда Владислав IV решил выступить против Османской империи, то первым о планах короля узнал Богдан Михайлович. Правитель рассказал о задумке Хмельницкому. Гетман сообщал Владиславу IV о насилии в отношении казаков, тем самым защищая народ.

Неоднозначная информация сохранилась о периоде военных действий Франции с Испанией. Ряд историков пришли к выводу, что двухтысячный отряд казаков под предводительством Хмельницкого участвовал в осаде крепости Дюнкерк. Посол де Брежи отметил полководческий талант Бориса Михайловича.


Но историки Збигнев Вуйцик и Владимир Голобуцкий противились этому. Специалисты утверждали, что для осады Дюнкерка приглашали польских наемников, которыми командовали полковники Пшиемский, Кабре и де Сиро. До сих пор дискуссии по этому вопросу не стихают. Исторические документы подтверждают тот факт, что Хмельницкий участвовал в переговорах с французами, но осаждал ли гетман крепость – неизвестно.

Владислав IV стал инициатором войны с Турцией, но искал поддержки не у сейма, а у казацких старшин, в том числе у Богдана Хмельницкого. На плечи казаков ложилось развязывание военных действий против Османской империи. Это позволило гетману получить королевскую грамоту, в соответствии с которой казаков восстановили в правах и вернули им привилегии.


О переговорах с казаками узнал сейм. Члены парламента высказались против соглашения, поэтому королю пришлось отступить от задуманного. Но казацкий старшина Барабаш сохранил грамоту для казаков. Через некоторое время Хмельницкий, применив хитрость, забрал у него документ. Существует версия, что грамоту Богдан Михайлович подделал.

Войны

Богдан Хмельницкий участвовал в ряде военных действий, но исторической персоной, о которой слагали легенды, гетмана сделала национально-освободительная война. Основной причиной восстания стал насильственный захват земель, негатив в рядах казаков вызывали деспотические методы борьбы поляков. За этим стояли польские магнаты.


По официальной версии, 24 января 1648 года Хмельницкого признали гетманом. Важное событие произошло в Сечи. Во время поездки Богдан Михайлович собрал небольшое войско, которое разграбило польский гарнизон. После этой победы ряды гетмана постепенно пополнялись новобранцами.

Для только что прибывших организовывали экспресс-курсы подготовки. Мастера преподавали новичкам фехтование, военную тактику, рукопашный бой и стрельбу. Хмельницкий жалел лишь об одном – об отсутствии конницы. Но и эта проблема вскоре отпала благодаря союзу с крымским ханом.


Весть о восстании разнеслась быстро, поэтому против войска Богдана Михайловича выступил сын Николая Потоцкого. Первая битва состоялась под Желтыми Водами. Поляки оказались не готовы к бою, поэтому проиграли казакам. Но на этом война не закончилась.

Следующим пунктом стала Корсунь. Первыми добраться до полиса сумели воины Речи Посполитой. Поляки убивали население, грабили казну. Хмельницкий организовал засаду в нескольких километрах от Корсуни. И началась Корсунская битва. Войско поляков состояло из 12 000 бойцов, но этого оказалось недостаточно для победы над казацко-татарской армией.


Национально-освободительная война помогла добиться желаемых результатов. На Украине подвергли гонениям поляков и евреев. Но восстание вышло из-под контроля Хмельницкого. С этого момента гетман лишился возможности управлять казаками.

Смерть Владислава IV сделала войну фактически бессмысленной. Богдан Михайлович обратился за помощью к российскому царю. Хмельницкий искал у государя покровительства. Многочисленные переговоры с русскими, поляками, даже шведами не привели к желаемому результату.


В мае 1649 года казаки приступили ко второму этапу военных действий. Ранее достигнутые договоренности нарушили первыми войска Речи Посполитой. Богдан Михайлович считался признанным стратегом, поэтому точно просчитал каждое действие. Гетман взял польских военных в кольцо и постоянно совершал набеги на них. Властям пришлось подписать Зборовский мир.

Третий этап войны начался в 1650 году. Возможности казаков постепенно заканчивались, поэтому начались первые поражения. С поляками казаки заключили Белоцерковский мир. Это соглашение противоречило Зборовскому миру. В 1652 году, несмотря на документ, казаки вновь инициировали военные действия. Самостоятельно выбраться из почти проигранной войны Хмельницкий не мог, поэтому решил заключить мир с русским государством. Казаки присягнули .

Личная жизнь

В биографии Богдана Хмельницкого присутствует информация о трех женах: Анне Сомко, Елене Чаплинской, Анне Золотаренко. Молодые женщины подарили супругу восьмерых детей, в том числе 4 мальчиков и 4 девочек. Дочь Степанида Хмельницкая состояла в браке с полковником Иваном Нечаем.

Находилась в плену у российских правителей, после чего вместе с супругом была в сибирской ссылке. Екатерину Хмельницкую Богдан Михайлович выдал замуж за Данилу Выговского. Став вдовой после казни супруга, девушка повторно была обручена с Павлом Тетери.


Точных данных о Марии Хмельницкой до сих пор историки не нашли. По одному документу, молодая женщина была замужем за корсунским сотником Близким, по другому – супругой Лукьяна Мовчана. Четвертая дочь Елена Хмельницкая, по некоторым данным, являлась приемным ребенком.

О сыновьях Богдана Михайловича известно еще меньше. Тимош прожил 21 год, брат Григорий скончался в младенчестве, Юрий погиб на 44 году, а Остап Хмельницкий, по неподтвержденной информации, умер в 10 лет после побоев. До наших дней дошли только рукописные портреты Хмельницкого, так как в те годы фото еще не делали.

Смерть

Проблемы со здоровьем у Богдана Михайловича Хмельницкого появились в начале 1657 года. Как раз в это время нужно было решить, к кому примкнуть – к шведам или русским. Гетман предчувствовал смерть, поэтому решил созвать Раду в Чигирине для передачи власти преемнику. На место Хмельницкого встал 16-летний сын Юрий.


Историки продолжительное время не могли определить точную дату кончины Богдана Михайловича, но спустя долгие годы выяснили, что смерть пришла к гетману 6 августа 1657 года. Хмельницкий скончался вследствие кровоизлияния в головной мозг.

Похороны предводителя казаков проходили в селе Суботово. Могила Богдана Михайловича расположена рядом с сыном Тимофеем в Ильинской церкви, построенной казаком. К сожалению, через 7 лет пришел поляк Стефан Чарнецкий и приказал сжечь село, забрать прах Хмельницких и выбросить останки.


Сейчас о Богдане Михайловиче знают на Украине, в России и Белоруссии. Именем гетмана названы улицы, площади, города. Флаг города Хмельницкого представляет собой солнце на голубом фоне. В честь предводителя казаков соорудили памятники, в том числе в Киеве. В годы Великой Отечественной войны учредили орден им. Богдана Хмельницкого, сняли документальные и художественные фильмы.

В культуре

  • 1938 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1941 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1956 – «300 лет тому»
  • 1999 – «Огнем и мечом»
  • 2001 – «Черная рада»
  • 2007 – «Богдан Зиновий Хмельницкий»

Хмельницкий послал на Дон 5000 запорожцев во главе со своим сыном, Тимофеем. Остановившись на реке Миус они стали поджидать войско крымского хана. Однако хан по каким-то причинам не прислал войска, и казаки, простояв на Миусе две недели, возвратились на Днепр .

И это - еще одно из «славных» дел потомков кшатриев и берсерков.

Впрочем, слово «индифферентность» не совсем точно передает отношение казаков к иноверцам.

Не годится здесь и «веротерпимость», которой часто и не без оснований характеризуют несториан-монголов. «Универсализм» - вот наиболее подходящее определение. Несторианство было всеобъемлющей религией, для которой ни католичество, ни православие, ни ислам, не были абсолютно чужими. Посмотрите на знамя Богдана Хмельницкого (рис. 22). На нем рядом с христианским крестом красуются мусульманские звезды и полумесяц. Своеобразным было казацкое православие. А, кстати, разве можно после этого говорить, что религия «московитов» с элементами ислама была «нерусской»? Что же тогда считать «русской» религией? Католичество? Впрочем, понятно, что Голденков считает «русской» верой. Это, конечно же, униатство. Но это искусственное, навязанное католиками вероисповедание, не ближе к русской вере, чем буддизм.

Но как совместить выводы о несторианских предпочтениях казаков с фактами широкой распространенности в их среде старообрядчества? Нет ничего проще. Надо только представить, что старообрядчество- это и есть несторианство на определенной стадии своего развития, т. е. более древний вариант православия в отличие от никонианства и современного греческого православия. Не зря ведь староверы называют свою религию «древлеправославной верой» или «древлим благочестием».

Есть немало черт, сближающих староверие с несторианством. Это, в первую очередь, двоеперстие, знак, характерный для обеих указанных религий. Двоеперстием фиксируются две природы Христа, тогда как троеперстие, вошедшее в обиход в Византии с XIII века, а в Московском государстве - с XVII, является отображением Троицы.

Казалось бы, разница невелика, если вообще есть. Ведь как Троица, так в определенном смысле и дифизитство (фиксация двух природ Христа), признаются и несторианством, и современным православием. Однако последнее практически свело на нет фиксацию двух природ Христа, характерную лишь для православия времен борьбы с монофизитством. Сближает его с дифизитством лишь неприятие «филиокве», тезиса, полностью уравнивающего Христа с Богом. Лейтмотивом же несторианства является именно подчеркивание двух природ Христа, зафиксированное в двоеперстии.

О несторианских мотивах в религии казаков свидетельствует, например, то, что вместо «спасибо», т. е. «спаси Бог», казаки говорили «спаси Христос». Это то же самое, что называть Богородицу Христородицей, подобно несторианам.

Несторианским по сути было и отношение староверов к роли клира в религиозной жизни. Предполагалось, что миряне не должны быть пассивными созерцателями религиозных действ, например, литургий, а напротив, должны принимать в них активное участие. Пропагандировалась выборность священников, применялась практика исповеди Богу напрямую, т. е. без посредства духовного лица. Все это идеи несторианства, нашедшие наиболее яркое воплощение в доктрине староверов-беспоповцев, в связи с гонениями на старообрядчество решивших вообще отказаться от института священников.

Будучи в подавляющей своей части староверами, казаки придерживались подобных же принципов. «Всеми церковными делами на Дону ведал Войсковой Круг, - указывает Е. П. Савельев, - и никаких епископов, как начальствующих лиц, не признавал» .

А вот что пишет Е. П. Савельев о казачьем обряде брака: «Усвоив себе главные догмы Христова учения, как они были установлены первыми вселенскими соборами, казачество, будучи оторванным от всего христианского мира и при этом считавшее себя выше и сильней других наций (это явление наблюдается во всех военных орденах), во всей остальной духовной жизни осталось верным своим старым заветам. Это характерно сказалось во взглядах казачества на некоторые церковные обрядности и особенно на таинство брака. Брак на Дону в XVI и XVII вв. и даже в первой половине XVIII в. не считался таинством, а гражданским союзом супругов, одобренным местной казачьей общиной, станичным сбором. Венчание в церкви или часовне было не обязательным, хотя многие из этих союзов, после одобрения общины, скреплялись церковным благословением. Развод производился так же просто, как и заключение брака: муж выводил жену на майдан и публично заявлял сбору, что «жена ему не люба» и только. Женились 4, 5 и более раз и даже от живых жен. Несмотря на указы Петра I и его преемников, а также настоятельства воронежского епископа о воспрещении этого «противнаго» явления, Донское казачество продолжало следовать в отношении брака своим старым древнегет-ским обычаям, как это раньше делали их сородичи, гетское казачество новгородских областей. Даже строгая грамота императрицы Елизаветы, данная 30 сентября 1745 г. на имя войскового атамана Ефремова и всего Войска Донского не вмешиваться в церковные дела и не допускать среди казачества этого «противнаго святым правилам» явления, как жениться от живых жен и четвертыми браками, не помогла делу, и казачество продолжало твердо держаться за свои старые устои. Такое мировоззрение на первый взгляд покажется еретическим, как продукт язычества и глубокого религиозного невежества, но не нужно забывать, что христианство возвысило этот гражданский союз на степень таинства не сразу, а в течение веков, и идея этого таинства получила неодинаковое развитие на Востоке и на Западе; в протестанстве же брак вовсе сведен на степень гражданского акта. Гражданский брак допущен законами Англии, Франции, Австрии, С. Америки и др. стран. Освящение этого гражданского акта церковным благословением предоставлено совести верующих и юридического значения в области гражданского права не имеет, как не имело оно и на Дону. Брак, одобренный станичным сбором, считался законным. Церковное благословение заключенного с согласия общины брачного союза есть явление не новое, а чрезвычайно древнее, встречающееся еще в первых веках христианства. В силу этих-то причин казачество, как оторванное на многие века от просветительных центров христианства, и удерживало свои древние обычаи, правда, не все, но в значительной своей массе, до конца XVIII в .

Практика заключения брачных союзов без участия священника - тоже из арсенала несторианства. А многоженство не только несторианством, но и исламом попахивает.

Мало чем отличались от своих российских собратьев в плане веры и предки малороссов. Выражение «свои поганые», характеризующее торков и черных клобуков, применимо и к украинским казакам. Но только невежда сочтет это оскорблением, ибо «погаными» на Руси называли не только язычников, но и вообще всех иноверцев. Иногда в этот список попадали даже католики. Об этом говорит следующий факт. В ответ на призыв новгородского князя Ярослава Всеволодовича идти с ним походом на Ригу- столицу крестоносцев, псковичи ответили письмом следующего содержания: «Тебе, князь, кланяемся, и вам, братья новгородцы, но в поход не пойдем…, а с рижанами мы помирились; вы к Колываню ходили, взяли серебро и возвратились, ничего не сделавши, города не взяша, также и у Кеси (Вендена) и у Медвежьей Головы, и за то нашу братью немцы побили на озере, а других в плен взяли, а вы раздравше немцев да прочь. А теперь на нас, что ли, удумали? Так мы против вас с Богородицею и с поклоном - лучше вы нас перебейте, жен и детей наших в полон возьмите, чем поганые (выделено мной. - Г.К.), на том вам и кланяемся» .

Нетрудно догадаться, что «погаными» здесь названы немцы.

И вот какие выводы можно извлечь из всего этого. Будучи староверами, как запорожские, так и донские казаки, были русскими, а потому несторианство, идеи которого лежат в основе старообрядчества и которое Голденков считает «поганством», и есть подлинно русская вера.

Это и будет ответом на ксенофобские измышления «Голденковых», «белинских» и «валишевских». Не были украинцы с белорусами особым этносом по отношению к «московитам». И религия их не была особой. Но и интернационалисты не совсем правы, говоря о славянской «колыбели» трех братских народов.

Этой «колыбелью» было тюркское казачье Поле.

Вконтакте

Одноклассники

18 июля глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил об учреждении нового государства под названием Малороссия. Столицей данного государства был провозглашен Донецк, а государственным флагом - стяг гетмана Богдана Хмельницкого, возглавляющего в XVII веке казацкое восстание против Речи Посполитой, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра и Киев окончательно отделились от Королевства Польского и Великого княжества Литовского и вошли в состав России.

«Государственным флагом Малороссии признается флаг Богдана Хмельницкого… Мы исходим из того, что Донецкая народная республика, наряду с Луганской народной республикой, остаются единственными территориями Украины, не считая Крыма, на которых сохранилась законная власть», - отметил Александр Захарченко.

Флаг состоит из коричневого полотна с откосом, направленным вверх. В центре флага на белом фоне нарисован золотой крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и аббревиатура Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З, которая расшифровывается как: «Богдан Хмельницкий - Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Флаг изготовлен из 2-х кусков льна с малиновой оторочкой. Инициалы и аббревиатура нанесены масляными красками. По мнению историков, изображение на флаге говорит о покровительстве Господа над независимой казачьей республикой и, в том числе право казаков жить на земле предков.

В данный момент личный флаг Богдана Хмельницкого пребывает в шведском Военном музее в Стокгольме. Считается, что казаки в 1651 году утратили его, в результате поражения польско-литовской армии в ходе Берестецкой битвы. Позже, в ходе оккупации шведами территории Польши в 1655 году хоругви, по всей видимости, оказались в числе шведских трофеев.

В 2004 году флаг Богдана Хмельницкого из музея на определенное время привозили на Украину. Точная копия его выставлена в историческом музее города Чигирина, Черкасской области Украины.

Мат - понятие неоднозначное. Одни считают его неприемлемым, а другие не могут представить себе эмоциональное общение без крепкого выражения. Но с тем, что мат давно стал неотъемлемой частью русского языка, поспорить невозможно, причём употребляют его не только малокультурные люди, но и вполне образованные представители социума. Историки утверждают, что матом с удовольствием ругались и защищали его как неотъемлемую часть русского языка Пушкин, Маяковский, Бунин и Толстой. Откуда же произошли матерные слова, и что на самом деле означают самые распространённые из них?

Откуда появился мат

Многие считают, что нецензурная брань берёт своё начало со времён монголо-татарского ига, но историки-лингвисты давно опровергли этот факт. Золотая Орда и большинство кочевых племён были мусульманами, а представители этой религии не оскверняют свои уста матерщиной, и самым большим оскорблением у них считается назвать человека «нечистым» животным - например, свиньёй или ишаком. Соответственно, русский мат имеет более древнюю историю и корнями восходит к древнеславянским верованиям и традициям.

Кстати, обозначение мужского причинного места в тюркских наречиях звучит абсолютно безобидно - кутах. Вот бы удивились носители достаточно распространённой и благозвучной фамилии Кутахов, узнав, что она означает на самом деле!

Распространённое слово из трёх букв, по одной из версий, является повелительным наклонением глагола «ховать», то есть прятать

Большинство специалистов по этнографии и лингвистике утверждают, что матерные слова произошли от праиндоевропейского языка, на котором разговаривали предки древних славян, германских племён и многих других народов. Сложность заключается в том, что его носители не оставили каких-либо письменных источников, поэтому язык пришлось реконструировать буквально по крупицам.

Само слово «мат» имеет несколько вариантов происхождения. Согласно одному из них, когда-то оно означало крик или громкий голос - подтверждением этой теории является выражение «Орать благим матом», которое дошло до наших времён. Другие исследователи утверждают, что термин произошёл от слова «мать», так как большинство нецензурных конструкций отправляют неугодного человека к определённой матери, или подразумевают вступление с ней в половые отношения.

Точное происхождение и этимология матерных слов также остаётся невыясненным - на этот счёт лингвисты и этнологи выдвигают множество версий. Наиболее вероятными считаются всего три.

  1. Связь с родителями. Во времена Древней Руси к старикам и родителям относились с большим уважением и почтением, поэтому все слова с сексуальным подтекстом, касающиеся матери, считались серьёзным оскорблением для человека.
  2. Связь со славянскими заговорами. В верованиях древних славян половые органы занимали особое место - считалось, что в них заключена магическая сила человека, и при обращении к ней волей-неволей приходилось поминать те самые места. Кроме того, наши предки считали, что черти, ведьмы и другие тёмные сущности крайне стыдливы, и не выносят бранных слов, поэтому использовали нецензурщину как защиту от нечистых.
  3. Связь с народами другой веры. В некоторых древнерусских текстах есть упоминание о том, что матерная брань имеет «жидовское» или «пёсье» происхождение, но это не означает, что незенцурщина пришла к нам из иудаизма. «Пёсьими» древние славяне называли любые чужие верования, и слова, позаимствованные у представителей таких религий, использовались в качестве проклятий.

Некоторые эксперты считают, что мат придумали как тайный язык

Ещё одно распространённое заблуждение гласит, что русский язык является самым богатым на нецензурные слова из всех существующих. На самом деле филологи выделяют от 4 до 7 базовых конструкций, а все остальные образовываются от них с помощью суффиксов, приставок и предлогов.

Самые популярные матерные выражения

В Сербии, язык которой является родственным русскому, нецезурные слова гораздо меньше табуированы

  • Х**. Наиболее распространённое матерное слово, которое можно встретить на стенах и заборах по всему миру. Согласно Википедии, от него образовано не менее 70 разных слов и идиом, начиная от краткого и понятного всем «иди на х*й», заканчивая более оригинальными «вх**риться» или «однох**ственно». Кроме того, это слово можно назвать одним из самых старых и уважаемых в русском языке - многие исследователи считают, что оно восходит к праностратическому языку, образовавшемуся в 11 тысячелетии до н.э. Наиболее распространённая теория его происхождения - от индоевропейского skeu-, что означало «побег» или «отросток». От него же произошло более безобидное и цензурное слово «хвоя».
  • Х*р. Это слово как когда-то было вполне приличным и часто употребляемым - именно так называлась 23 буква кириллицы, которая после реформы превратилась в букву Х. Исследователи называют разные причины его превращения в нецензурное высказывание. Согласно одной из теорий, х*ром когда-то называли крест, а защитники язычества проклинали первых христиан, которые активно насаждали на Руси свою веру, говоря им «Идите на х*р», что означало «умрите, как ваш Бог». Вторая версия гласит, что в праиндоевропейском языке этим словом называли козла, в том числе истукана-покровителя плодородия, который имел большой половой орган.

Под одной из версий, сапожники чаще других использовали нецензурную брань из-за того, что попадали себе молотком по пальцам


С одной стороны, частое употребление матерных слов свидетельствует о низкой культуре человека, но с другой - они являются частью истории, литературы и даже менталитета русского народа. Как гласит известная шутка, иностранец, который прожил в России пять лет, так и не смог понять, почему «пи**ато» – это хорошо, а «х*ёво» – это плохо, причём «пи**ец» хуже, чем «х*ёво», а «оху*нно» лучше, чем «пи**ато».

(Visited 1 223 time, 1 visit today)