Крым памятник затонувшим кораблям. Памятник затопленным кораблям в Севастополе (фото). Как добраться до музея

Смешанные леса характерны для природных зон с умеренным, более или менее выраженным континентальным климатом. По сравнению с широколиственными лесами он больше приспособлен для холодных арктических влияний и стойко переносит морозы и сильные ветра, выдерживая низкие температуры (от -16 до -30градусов). Ближе к северу количество хвойных пород значительно возрастает.

Состав смешанного леса включает в себя хвойные деревья - ель, сосну, пихту и широколистные породы, такие, как берёзы, тополя, дубы, клёны и многие другие деревья. В таких лесах почвы не отличаются плодородием, но вполне годятся для возделывания под луга и пашни.

В смешанных лесах живут волки, медведи, лоси, бобры, из мелких млекопитающих - белки, хорьки, горностаи и др.

Даже сегодня огромные площади таких лесов не полностью освоены человеком.

Русская равнина

Зона смешанных (хвойно-лиственных) лесов Русской равнины характеризуется мягким, влажным умеренно континентальным климатом из-за непосредственной близости с Атлантическим океаном, тёплый влажный воздух которого существенно влияет на формирование природной зоны. Севернее равнина граничит с тайгой, где погодные условия более суровы, на юге с лесостепью, а на западе смешанные леса плавно переходят в широколиственные лесные массивы Европы. В южной и западной части равнины выпадает много осадков - до 800 мм в год. Такой баланс тепла и влажности позволяет выращивать здесь самые различные культуры: пшеницу, лён, сахарную свёклу, картофель и т.д.

Западно-Сибирская равнина

Западно-Сибирская равнина представляет собой обширную низменность шириной до 1900 км и площадью около 3 млн. км 2 . Климат в разных частях равнины колеблется от резко континентального до умеренно континентального. В отличие от Русской равнины, здесь нет широколиственных лесов. А зона смешанных лесов Западной Сибири проходит по линии Екатеринбург-Новосибирск и характеризуется самой большой влажностью на территории России. В основном, смешанные лесные массивы находятся в водоразделах рек - Енисея, Оби и Иртыша. Из-за большой влажности, принесённой тёплыми воздушными массами с Атлантического Океана, здесь много участков заболоченной местности. Зимой средняя температура колеблется от -15 до -30 градусов на северо-востоке. В июле здесь от +5 до +20 на юге.

Приамурье

Смешанный лес Приамурья и Уссурийского края покрывает горы региона, плавно переходя в широколиственные леса на низменностях. Здесь преобладает муссонный климат, и растут кедры, японские берёзы, клёны, маньчжурские ясени, липы, грабы и черёмуха. Густая растительность очень разнообразна, много ползучих растений, таких, как лимонник, амурский виноград, актинидия. В тени этих зарослей пышно разрастаются мхи и папоротники. Климат здесь отличается влажным и жарким летом и суровой зимой с сухими, холодными северо-западными и северными ветрами. Поэтому именно летом здесь выпадает до 95% годовых осадков.

Приморье Сихотэ-Алиня

Приморский край занимает юго-восточную часть Дальнего востока и омывается Японским морем.

Смешанные и широколиственные леса занимают почти две трети всей площади Приморья. Горы Сихотэ-Алиня занимают большую часть территории Приморского края. Южный берег располагается на широте Чёрного моря.

Смешанный лес состоит из монгольского дуба, берёзы, ели, корейской сосны. В уссурийской тайге рядом с лианой соседствует лиственница. Климат здесь умеренный, муссонный. Зимой преобладают холодные воздушные массы, снега очень мало, но погода, как правило, солнечная. Лето, напротив, хоть и тёплое, но туманное и дождливое благодаря выпадению большого количества осадков.

Брянская область

Брянская область находится на западе Русской равнины и занимает водораздел между Десной и Окой. Брянщина захватывает две природные зоны и отличается большим разнообразием растительности. Хвойные леса здесь перемежаются со смешанными, широколиственными и даже с лесостепью.

На климат области влияют влажные воздушные потоки, приходящие с Атлантического побережья. Для этого региона характерны прохладное лето и тёплая зима с оттепелями. В регионе произрастают сосны, ели и берёзы. В поймах рек часто встречаются дубовые рощи. В восточной части области растут осина и ольха.

Нижегородская область

Климат в Нижегородской области умеренно-континентальный, что объясняет тёплое лето и снежную зиму. Здесь часто встречаются очень красивые рощи из дубов и сосново-березовые подлески. Почва в Нижегородской области достаточно плодородная, поскольку в этой природной зоне почти идеальное соотношение между влажностью и теплом, что вообще характерно для Восточно-Европейской равнины.

В Левобережной части области растут таёжные и смешанные лесные массивы, в Правобережье большей частью широколиственные деревья. В области встречаются такие древесные породы, как сосна, пихта, ель. Из лиственных деревьев - дуб, вяз, ясень, ива, рябина, дикая яблоня. Кустарники представляют крушина, орешник и др. Южные зоны лесостепей бывают подвержены сильной жаре и засухам.

Исключение составляет приокская часть, расположенная на юго-западе. Здесь климат более мягкий и влажный из-за влияния Атлантического воздуха.

Широколиственные леса

Широколиственные леса располагаются в умеренном поясе и чувствуют себя привычно при достаточно тёплой зиме (-10 градусов) и прохладном лете (до +24 градусов). Поэтому растут в регионах с умеренным морским или умеренно континентальным климатом.

Почвы широколистных лесов обогащены гумусом и в некоторых областях - чернозёмом, поэтому растительность отличается большим разнообразием. Древесные породы представлены дубом, каштаном, буком; для подлесков типичны черёмуха, лещина. Травянистые растения представляют медуница, осока, копытень и т.д.

В широколистных лесах помимо хищников и грызунов, много птиц и копытных животных: оленей, кабанов, косуль, лосей.

Курская область

Курская область находится на Средне-Русской возвышенности и её склонах. Характер местности - пересечённый с множеством оврагов и балок. Природная зона региона - лесостепь. Широколиственные леса растут на территории между долинами рек Тускари и Сейма. Большие лесные массивы встречаются и на правом берегу реки Псел. Леса, в основном, состоят из дуба, липы, сосны и ясеня.

Климат здесь умеренно-континентальный, летом часто бывают сильные дожди, зимой много снежных масс. Большее количество всех осадков, а это примерно 600 мм в год, приходится на южные и восточные районы области.

Молдавские леса

Молдавия располагается в юго-западной части Восточно-Европейской равнины между реками Днестр и Прут, а также занимает левый берег Днестра. Для природы этого региона характерно чередование, лесных, лесостепных и равнинных участков. На территории произрастает около ста видов кустарников, среди которых - кизил, боярышник, лещина, барбарис. Из деревьев - дуб, а также дубовые леса вперемежку с вязом, клёном, грабом, тополем.

Климат Молдавии - умеренный, континентальный, отличается короткой мягкой зимой и долгим жарким летом.

Тульская область

Область располагается в северо-восточной части Средне-Русской возвышенности и представляет собой сильно пересечённую местность с речными долинами, множеством холмов и оврагов. Для территории характерны лесные и лесостепные природные зоны.

В области правит умеренный, континентальный климат с большим количеством осадков в начале тёплого лета, зима не слишком холодная и сухая. Широколиственные леса живописно располагаются в долинах рек - Оки, Зуши, Упы и в верховьях Дона. Деревья, наиболее распространённые в этой местности, дуб, липа, тополь, клён, берёза. В северной и западной части располагаются хвойные леса. В Тульской области около 25 видов деревьев и 50 видов кустарников.

Казанский район

Казанский район занимает Ишимскую равнину и берега рек Ишим и Алабуга, и относится к лесостепной природной зоне. На территории находится множество озёр, в поймах которых растут берёзовые и осиновые леса.

Климат в этом местности континентальный с коротким летом и продолжительной довольно холодной зимой. Область часто подвергается вторжению холодных арктических масс, способных принести значительные похолодания даже летом. Но основное влияние всё же оказывает Атлантическое направление, смягчающие слишком сильные морозы. Как правило, холодно здесь становится уже в конце сентября, а в ноябре возможно и выпадение снега.

Природная зона широколиственных лесов была значительно окультурена, но многие виды деятельности человека нарушили естественный баланс среды, чем нанесли большой ущерб земле и многим видам растений и животных.

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара.

Монумент был возведен в 1905 г. в честь 50-летия первой обороны города Севастополя в период Крымской войны, в память о затопленных в 1854-55 гг. кораблях для заграждения фарватера от входа на рейд англо-французского флота. Всего было затоплено свыше 80 парусных судов. Затопленные корабли и огонь береговых батарей делали Северную бухту недоступной для неприятельского флота. Автором проекта выступил эстонский скульптор А. Адамсон. В сооружении памятника также участвовали: военный инженер О. Энберг и архитектор В. Фельдман.

Светло-серая колонна была установлена на сложенном из необработанных гранитных глыб утесе. На капители колонны сидит обращённый в сторону моря огромный бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями. Склонившие головы орла, увенчанные большой императорской короной. В клювах он держит массивный венок, левая часть которого составлена из лавровых листьев, а правая - из желудей и листьев дуба. На венке крепится морской якорь, висящий на цепи. На груди у орла висит щит с изображением Св. Георгия Победоносца.

В основании колонны располагается шестигранный пьедестал из обтесанных гранитных блоков. Обращенный в сторону набережной пьедестал украшает бронзовый барельеф, на котором изображена сцена затопления судов. Ниже барельефа имеется надпись, гласящая: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». В правом нижнем углу отображена подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904».
На северной стороне гранитного утеса была установлена почти пяти метровая мачта – бронзовая фор-стеньга.

Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя.

Во время Крымской войны, когда английский, французский и турецкий флоты подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков отдал приказ затопить часть устаревших судов на входе в Севастопольскую бухту. 11 сентября 1854 года пять кораблей и два фрегата бросили якоря и выстроились в линию с севера на юг.

Подобную тактику оценили даже неприятели. «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», - сказал вице-адмирал Фердинанд Гамелен.

Команды затопленных кораблей продолжали защищать город на берегу. После осенне-зимних штормов российское командование с ноября по февраль 1854–1855 годов затопило еще 9 судов. А в августе 1855 года, когда защитники перешли с Южной стороны на Северную, были затоплен оставшийся Черноморский флот.

Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Вице-адмирал Владимир Корнилов

Во время Крымской войны город держал оборону в течение 349 дней. На дно Севастопольской бухты легло около 90 судов, очистительные работы после войны велись 10 лет.

История монумента

Монумент сооружен в 1905 году, к 50-летию первой обороны Севастополя. Он представляет собой символический утес из гранитных глыб с семиметровой коринфской колонной, увенчанной бронзовым двуглавым орлом.

Птица держит в клюве лаврово-дубовый венок с прикрепленным к нему якорем. К пьедесталу прикреплена бронзовая плита: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 годах для загражденiя входа на рейдъ».

Только в 1949 году удалось обнаружить имя автора памятника, когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. В их перечне был и памятник затопленным кораблям.

Монумент устоял во время крупного землетрясения 1927 года, выдержал взрыв донной мины в годы Великой Отечественной войны, не пострадал во время оккупации города немецко-фашистскими войсками.

В 1969 году памятник затопленным кораблям появился на гербе Севастополя.

Символ Севастополя - Памятник затопленным кораблям. Фото crimea-voyage.info.

Facebook

Twitter

Заграждение фарватера

В начале Крымской войны, после неудачного для русской армии Альминского сражения, реальная угроза нависла над Севастополем. Для предотвращения прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, по приказу главнокомандующего князя А.С. Меншикова были затоплены устаревшие парусные суда на входе в Севастопольскую бухту.

Вспоминая ту "Предмировую" войну и затопление кораблей Черноморского флота, чаще всего называют дату 11(23) сентября 1854 года, когда на траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил" и два фрегата: "Сизополь" и "Флора". Но после осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре пришлось дополнительно затопить корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". Так общее число парусных судов на линии заграждения достигло девяти.

А 13(25) февраля 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями стали корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав" и фрегаты "Кагул" и " Мессемврия". Через трое суток, 16(28) февраля, к ним присоединился фрегат "Мидия". Так, шестью судами была образована вторая линия заграждения.

Команды 15 затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов.

Многие факты говорят о том, что вопрос защиты Севастопольской бухты обсуждался задолго до начала военных действий. Поэтому ещё с 1853 года начали проводить различные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей. В августе 1854 года для этой цели пожертвовали одним старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нём поставили паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами всех береговых орудий. Но каково же было всеобщее удивление, когда судно получило только незначительные повреждения, а в фортах от учащённых выстрелов, наоборот, появились заметные трещины... Так пришли к не простому, но самому разумному выходу из создавшегося положения: в помощь береговым батареям поперёк фарватера поставить на дно устаревшие парусные суда.

С одной стороны, мысль правильная, а с другой... топить свои собственные корабли страшно даже подумать. Поэтому окончательная формулировка такого решения требовала не столько тактической мудрости, сколько мужества и решительности.

9 сентября на военном совете начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов предложил выйти в море и всеми силами атаковать корабли противника, а в случае неудачи сцепиться на абордаж и умереть со славой, взорвав себя и часть неприятельского флота. Но командир линейного корабля "Селафаил" капитан 1-го ранга Зорин решился высказать иную точку зрения. Он предложил затопить поперёк входа в бухту часть старых судов, а моряков свести на берег, и там, на бастионах, защищать Севастополь. С этим предложением согласились многие, в том числе и командир эскадры вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.

Эффективность такого действия признал и неприятель:

Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями, – писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.

Ключом к быстрой и лёгкой победе была Севастопольская бухта. Но даже явное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая ими морская атака севастопольских батарей закончилась конфузом, многие их корабли получили серьёзные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских бомбардиров.

Позднее для захвата бухты англичане придумали более радикальное средство... Трудно судить, какой бы мог быть толк от их изобретения, и не получили бы они так же "по ушам" как в контрминной войне, однако на этот раз вмешалась сама природа. 2 ноября во время шторма ушёл на дно винтовой пароход "Принц", который вёз секретное оружие для подрыва затопленных русских судов, заградивших вход в Севастопольскую бухту.

Но как это ни покажется странным, самую большую опасность представляли не вражеские корабли и даже не их "секретное оружие", а то искреннее и честное, но всё же ошибочное убеждение, что корабли в бухте вообще не нужно было топить. Некоторые исследователи даже после войны придерживались того мнения, что заграждение фарватера затопленными кораблями было ошибкой.

Поэтому надо отдать должное главнокомандующему князю Меншикову, что он настоял именно на таком поистине спасительном решении.

Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не таким уж фантастическим.

Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором, повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и возможностям неприятельский флот значительно утратил своё опасное преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей стороны.

Затопленные корабли меньше всего заслуживали быть названными потерей. Именно они в обороне больше всех и участвовали, закрыв путь к победе всему неприятельскому флоту.

Когда через 349 дней после начала обороны русское героическое войско оставило южную сторону, неприятельские армии, доведённые за время осады до крайнего морально-психологического истощения, о Крыме уже не мечтали. И европейские политики были вынуждены отказаться от своих "наполеоновских" планов.

11 месяцев слабо укреплённый город сковывал многократно превосходящие силы противника. О беспримерном героизме державших оборону доблестных воинах с уважением писали газеты даже тех государств, которые всё новыми и новыми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы.

349-дневная эпопея Севастополя прославила его защитников на весь мир.

Торжественный монумент

Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей, на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море, в десяти саженях (23 м) от берега возвели монумент. Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года.

С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент.

Например, мало кому известно, что после передачи мемориального сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события русско-японской войны и начало первой русской революции.

В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: "колонна памяти погибшим морякам" (за всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных названий).

Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением. Возможно, именно тогда с короны сняли крест и придумали легенду, что на капители памятника "бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок".

Этот "ветер перемен" был посерьёзнее землетрясения 1927 года, которое Монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей.

Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер "Продромос". На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.

Обратимся к монументу

Стоя на берегу, хорошо любоваться его гранитным пьедесталом и семиметровой диоритовой колонной, но только со стороны моря в символическом образе двуглавого орла можно увидеть, как через много лет после легендарных событий великая держава Россия чествует своих героев. В том числе и тех, чьими усилиями задача обороны Севастопольской бухты была успешно решена с уникальной экономией сил и средств.

По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая – из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

Увенчанный большой императорской короной, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орёл чествует героев.

Он обращён к морю. Поэтому, в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: памятник Затопленным кораблям – торжественный монумент славы.

У всемирно известного мемориального сооружения три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

В газете "Крымский Вестник" удалось обнаружить краткое сообщение о том, что А.Г. Адамсон посетил Севастополь 25 октября 1904 года. Возможно, он привозил отлитые в Петербурге бронзовые детали Памятника и наблюдал за их установкой, ведь работы шли не только до осени 1904 года, но и после этого времени, поскольку празднества были отложены до окончания русско-японской войны, и официальная передача монумента городу состоялась только в 1905 году. Технической стороной дела руководил талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.

Волшебная каpта

В некоторых путеводителях говорится, что на памятнике Затопленным кораблям есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий затопления кораблей.

Однако, если подплыть к памятнику и внимательно его осмотреть, никакой карты вы не увидите. Но зато на бронзовой картине, в правом нижнем углу можно заметить отчетливый автограф Амандуса Генриха Адамсона: "А.Адамсонъ Скульп. 1904".

Амандус Генрих Адамсон

В некоторых источниках говорится, что "автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим, в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке указан и памятник затопленным кораблям".

Видимо, кому-то проплыть 20 метров от набережной и подняться на высоту 7 метров над уровнем моря было сложней, чем добраться до ленинградского архива.

Описание памятника Затопленным кораблям

Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители.

Фото Р. Мустафина 2009г.

Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца.

База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы.

Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". Общая высота памятника – 16,7 м, высота колонны – 7,1 м, средний диаметр колонны – 0,95 м, размах крыльев орла – 2,67 м.

На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом – изображено число "1854", на правом – "1855".

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.

На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей.

Памятник Затопленным кораблям – главный символ Севастополя, сооружён в 1905 году к 50-летию Первой героической обороны.

В этом материале мы расскажем вам историю главного военного символа Севастополя – памятника Затопленным кораблям.

О каких исторических событиях напоминает монумент

Он был возведен в 1905 году, в 50-летнюю годовщину окончания Крымской войны. Летом 1854 года коалиция войск Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства блокировала русский флот в Севастопольской бухте. Вражеское объединение планировало взять город за неделю и триумфально завершить войну. Но острота инженерной мысли генерала Эдуард Тотлебена, мужество наших солдат, верная стратегия и тактика полководцев Нахимова и Корнилова не дали замыслам осуществиться.

Павел Степанович Нахимов придумал, как преградить путь в бухту французским и английским кораблям. В сентябре 1854 года на фарватере были затоплены 15 парусников – их устаревшие модификации. Изначально на дно опустили 7, но они пострадали во время разыгравшегося шторма. Затем потопили еще 2, а потом еще 6. Непогода разрушала подводное оборонительное укрепление, и защитникам города приходилось восстанавливать его, добавляя новые суда.

Мачты, скрытые водой, не давали вражескому флоту близко подойти к берегу и открыть артиллерийский огонь по нашим оборонительным укреплениям.

Исследователи военной истории страны осуждают это решение, но оно вовсе не было сумасбродным и необдуманным. Идея приходила на ум многим, в том числе контр-адмиралу флота, Владимиру Ивановичу Истомину.

Перед главнокомандующими стояла практически невыполнимая задача. Силы противника в несколько раз превосходили наши. Решение было правильным. Вражеский флот попытался пройти через препятствие, но был изрешечен береговыми батареями.

Интересно то, что находящиеся на воде русские суда не могли помочь в битве. Более того, перед сдачей города, они тоже были затоплены, но уже из других соображений: они не должны были достаться противнику. После завершения Крымской войны многие из них подняли со дна. Около 20 объектов было отреставрировано и возвращено на воду.

История создания памятника затонувшим кораблям в Севастополе

Высота стелы на гранитном основании достигает 16,5 м. Её установили рядом с площадью, которая носит имя прославленного генерала Крымской войны – Петра Степановича Нахимова. Это самая узнаваемая локация города, объект культурного наследия федерального и национального значения. В 2016 фото памятника погибшим кораблям набрало больше всего голосов в государственном конкурсе и было выбрано для новой денежной купюры номиналом 200 рублей.

Над проектом монумента и его материальным воплощением трудились скульптор А.Г.Адамсон из Академии художеств Петрограда, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер Ф.О. Энберг.

Адамсона ругали за излишний натурализм. У него получилось «оживить» герб страны. Большой двуглавый орел держит в клюве большой венок, левая часть которого лавровая, а правая – дубовая. В верхней части приколот внушительный морской якорь. В геральдике дуб – символ силы, доблести, славы, а лавр – победы, очищения, триумфа. Это сочетание есть и на большом гербе России. Якорь висит на цепи из 15 звеньев. Ровно столько корабельных судов было опущено под воду в стратегических целях.

Гордая птица увенчана императорской короной и андреевской лентой. На груди у него щит с Георгием Победоносцем. Это образ России, которая чествует своих защитников и героев. Запрещенная в советское время символика после революции уничтожалась повсеместно, но севастопольскую стеллу большевики не тронули.

Рьяные приверженцы новой власти возмущались и говорили, что царская корона оскорбляет память погибших во время обороны города. Они предлагали заменить её пятиконечной звездой и провести к ней электроосвещение. Сохранились письменные донесения членов партии, в которых этот вопрос выносился на повестку. Власть не стала вносить серьезных изменений. С короны убрали крест. Он был возвращен обратно только в 2003. После реставрации был установлен латинский символ веры, в то время как изначально там был Георгиевский крест.

Практически в первоначальном виде он успешно просуществовал весь советский период. Более того, в 1969 году фото памятника затопленным кораблям появилось на гербе Севастополя.

Но некоторые перемены все же произошли. В 1905 на гранитном пьедестале была не только стелла, но и корабельная мачта. Она хорошо видна на старинных дореволюционных открытках. Её могли видеть люди, пользующиеся морским транспортом. С берега разглядеть её было невозможно.

Через 50 лет она была утрачена. До 1975 на гранитном монументе сохранялись её остатки, примерно 80%. Люди, занимавшиеся реставрацией памятника, не были подкованы в судомоделизме. Они не обратили внимание на то, что одного элемента не хватает.

В 60-х годах архитектор Адольф Львович Шеффер сделал уникальный фотоснимок. Специалисты могут восстановить первоначальный облик объекта, ориентируясь на это изображение. Но некоторых деталей не хватало уже в тот период, когда было сделано фото. Исследование показало, что мачта была английского типа конца XVIIIначала XIX века.

Если смотреть на стелу с Приморского бульвара, можно увидеть барельеф. На нем в бронзе отлиты контуры затопленных кораблей. Это еще одно творение Адамсона. В правом нижнем углу внимательный взгляд найдет автограф скульптора и год создания бронзовой таблички – 1904. Вероятно, она была отлита в самом начале работ над главным символом обороны Севастополя.

Историк Владимир Салтанов предполагает, что люди, гуляющие по набережной города в начале ХХ века, легко могли разглядеть авторскую подпись. В то время памятник и сушу не разделяла водная гладь. Море было засыпано.

По странному стечению обстоятельств экскурсоводы редко говорят о нем. Упоминания в путеводителях сводятся к цитированию надписи, расположенной под барельефом. Иногда говорится, что на табличке изображена линия затопления парусников.

В годы Великой Отечественной войны стела чудом пережила фашистские бомбардировки. В неё не попал ни один снаряд. Это удивительное стечение обстоятельств. Разъяренные яростным сопротивлением русской армии немцы стремились стереть не желающий сдаваться город с лица земли. Первая мина между стелой и берегом упала 22 июня 1941, а 9 мая у его подножия догорал фашистский танк.

В 2007 году проводилась реконструкция. Памятник затонувшим кораблям был покрыт специальным восковым составов: фото главного символа Севастополя, сделанное в тот временной период, приведено ниже.

Воск должен был оберегать монумент от коррозии и придавать ему золотистое сияние на закате и восходе. Первые полгода все так и было, но потом состав стерся, и стела снова потускнела.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе на карте: как добраться

Бухта, где стоит монумент, находится в черте города. Если вы едете от ж/д вокзала или автостанции, садитесь на общественный транспорт и следуйте до остановки «Площадь Нахимова». Вам подойдут:

  • Троллейбусы № 1, 3, 7, 9.
  • Автобусы № 29, 32, 107, 109.
  • Маршрутки под номерами 4, 71, 109, 110, 112.

В Северной бухте можно сесть на теплоход. Вам подойдут все суда, идущие в Графскую пристань. Они забирают пассажиров каждые 10-15 минут. Первый уходит в 05:10, последний в 23:45.

Когда приедете в город, не удивляйтесь, если местные жители не смогут описать вам памятник правильно. Кто-то думает, что наверху стелы сидит чайка, другие считают – голубь, третьи уверены – самолет. Виной всему удаленность монумента от берега, некачественные путеводители и сувенирная продукция. Благодаря нашему материалу вы узнали все о главной достопримечательности Севастополя и теперь точно привезете домой её правильную миниатюру.