Изменение человеком или группой социального. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми. Задания уровня С


Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Какие социальные санкции существуют?

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности - мужчины и женщины, и еще - се­мьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значи­телен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, ис­пользуя молодежь по необходимости, механически, частично. Моло­дежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к мо­лодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вско­ре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хвата­ет. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные рефор­маторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляю­щую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетиче­ский резерв, который выступает на передний план и вводится в дейст­вие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и каче­ственно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологиче­ская функция молодежи в обществе.

ИМ. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позво­ляют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская моло­дежь.

С4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное раз­витие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обес­печить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направ­ления, и приведите к ним примеры из жизни современного россий­ского общества.

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (А. С. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р.Дарендорф)

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж.Ренан)

Тема 6. Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ задания Верный ответ

УРОВЕНЬ В

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество - результат взаимодействия людей.

Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они - результат ан-тропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность.

Семья - первичная основа любого общества, обеспечивающая его вос­производство.

Могут быть приведены любые другие формулировки, не противореча­щие суждению.

3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

В строгом смысле семья - это общность людей, основанная на единой об­щесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспро­изводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние;

подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональ­ное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном об­ществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль

семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном

все свои основные функции.

В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла

проблемы.

1) В традиционных обществах молодежь не востребована - «потерян­ное поколение», т.к. «традиционные, статичные общества опираются прежде всего наюпыт старших поколений» и опасаются «стихии моло­дежи».

В динамичных обществах молодежь используется как «интеллекту­альный и энергетический резерв», т.е. резерв обновления общества.

4) Российская молодежь живет в динамичном обществе - обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с сужде­ниями.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) «... политика... направлена на создание условий жизни, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обще­ствоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное раз­витие» предполагают наличие правового государства, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную спра­ведливость и т.д.

3) Могут быть названы:

обеспечение политической и экономической независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом;

приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятель­ности;

налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоя­тельные примеры, отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению делв социально-экономической сфере;

межнациональные конфликты;

социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социаль­ных проблем;

сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

производственные отношения в нашей стране в государственных учре­ждениях и бюджетной сфере остаются- вялыми, выжидательными.

В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточ­но сформированной юридической базой;

в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабозащищенным категориям населения стали недоступны некото­рые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет вы­сокий уровень, отвечая сиюминутным требованиям.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

22. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях:

1. первобытнообщинной формации

2. рабовладельческой формации

3. феодальной формации

Капиталистической формации

5. он всегда один и тот же

23. Что лежит в основе общесоциологических теорий:

1. накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка

Описание и объяснение социальной жизни в целом

3. исследование общественных отношений в отдельных сферах жизни общества

4. исследование механизмов индивидуального поведения

5. решение практических проблем

24. Социальная технология включает в себя:

1. программу и методы преобразовательной деятельности

2. программу преобразовательной деятельности и саму деятельность на основе этой программы

3. сбор необходимой информации и разработку программы преобразовательной деятельности

Воздействие на определённые группы общества с целью побудить их действовать нужным образом

5. только 1+2

25. Какая функция социологии обеспечивает выработку научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем:

1. гносеологическая

2. распределения

3. социального контроля

Прогностическая

5. мировоззренческая

26. Что представляет собой в социологии эволюционизм:

1. представление об обществе как искусственном образовании

2. идею непостижимости законов общественного развития

Представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе

4. представление об изменениях в обществе как результате конспиративного воздействия узких групп людей

5. представление об обществе как раз и навсегда данном образовании

27. Совокупность людей, связанных общностью территории, языка, экономической жизни, культуры, психологического склада, называется:

1. человеческое стадо

2. бюрократия

Нация

4. государство

28. Идеологическая функция социологии проявляется в том, что:



1. социология изучает идеологические ценности различных групп людей

2. социология заставляет людей изменять свои взгляды и мнения

3. в социологии существуют различные школы и направления, которые по- разному трактуют одни и те же социальные явления

Социология ориентируют людей на следование определённым ценностям

5. социология обязана пропагандировать определенную (государственную) идеологию

29. В каком понятии выражается полное принятие нормы:

1. «девиация»

2. «отклонение»

3. «толерантность»

Конформизм»

1. М. Вебер
2. В.И. Ленин
3. К. Маркс
4. П. Сорокин
5. Г.В. Плеханов

31. Какой вид социологического исследования является самым распространённым в современной социологии:

1. разведывательное

2. анкетирование

Опрос общественного мнения

4. разовое

1. Питирим Сорокин

2. Эмиль Дюркгейм

3. Макс Вебер

Карл Маркс

5. Роберт Мертон

33. Какой вид социологического исследования лучше всего подходит для изучения межличностных отношений в группе:

1. интервьюирование

2. наблюдение

Социометрия

4. групповое анкетирование.

5. метод фокус-группы

Особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий – это

2. ценности

Традиции

35. Более всего затрагивал методологические проблемы развития общества:

1. Э.Дюркгейм
2. К.Маркс
3. П.Сорокин
4. П.Флоренский
5. Н.Бердяев

Платон

2. Аристотель

3. Конфуций

4. Демокрит

37. Социология - это:

1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

2. общественная наука о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений

3. наука об обществе и общественных отношениях

4. наука об общих и специфических закономерностях функционирования и развития общества

Наука о строении общества и поведении людей в нем

Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. называются

1. обычаями

2. нравами

Ценностями

5. нормами

39. Молодёжный возраст детерминирован:

Биологически и психологически

2. юридически и политически

3. исторически и социально

4. экономически

5. исторически.

Система наиболее общих принципов, положений, методов, составляющих основу социологии, – это

1. технология

Методология

3. гносеология

4. необходимость

5. статистика

41. Какой из видов социологического исследования относится к панельному:

1. исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей

2. исследование поискового типа по апробации инструментария

3. исследование, направленное на описание структурных взаимосвязей элементов социального объекта

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация – это дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и др. социально значимых признаков.

Основные стратификационные показатели:

· Престиж, профессия, власть;

· Доход, богатство;

· Образование, знания;

· Религиозная принадлежность;

· Этническая принадлежность.

Виды социальной стратификации:

В зависимости от доступа к власти, профессии и получаемых доходов выделяются: политическая, профессиональная и экономическая стратификации.

Типы стратификации:

В истории существует три основных типа стратификации - касты, сословия и классы.

· Касты - закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. (Пр: Древняя Индия)

Кастовая система в Древней Индии

· Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. (Пр: Средневековая Европа).



Основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

дворянство - привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

духовенство - служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

купечество - торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

крестьянство - сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

мещанство - городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

Прим.! В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

· Классы – это социальные группы, принадлежность к которым определяется экономическим положением людей.

Историческая классификация классов

Рабовладельческое общество - рабы и рабовладельцы;

Феодальное общество - феодалы и зависимые крестьяне;

Капиталистическое общество - капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат).

Основные классы современных развитых обществ

Высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

Средний класс : делится на верхний средний (профессионалы) и нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие);

Низший класс : делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Прим.! Нижний низший класс - это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-классовой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами .

К деклассированным элементам относятся люмпены - бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы - те, которые лишились своих соц-ых характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, например бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Социальная мобильность

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Пр: 1. Секретарь стал заместителем директора – это пример восходящей вертикальной мобильности.

2. Директор был низложен на должность простого рабочего - это пример нисходящей вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне.

Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. (Пр: дворник устроился на работу посудомойщика, его социальный статус в данном случае не изменился, так как работа дворника была изменена на равнозначную).

К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.).

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.

Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая - с предписанным.

Социальный статус и роль

Социальный статус - это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее. Т.е социальный статус это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям. Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов: Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Предписанный статус - это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным. Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена - уже приобретенные статусы .

Достигаемый статус - это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга. Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры: у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск - форма и погоны; у врачей - белые халаты; у людей, нарушивших закон - наколки на теле.

Социальная роль

С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью. Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери - это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них. Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям. Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт. Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах. Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

A3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между"ними - это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

А4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

2) церковь

4) все перечисленное

А5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, назы­вается:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

А7. Племена и народности - это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

А8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

А9. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в поль­зу центра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

А11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность. Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифферен­циация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса мно­гих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социаль­но значимого признака?

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

А16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональными интересами

А17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

А18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

А20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

Ответ: _________________ .

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

Ответ: _______________ .

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

Ответ: __________________ .

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.


ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Горизонтальная мобильность

А. Перемещение из одной страты в другую

2. Социальная дифференциация

Б. Положение человека в обществе

3. Социальный статус

В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение

4. Вертикальная мобильность

Г. Переход индивида из одной соци­альной группы в другую, располо­женную на одном и том же уровне

Ответ: ____________ .

1

2

3

4

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной диф­ференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

Ответ: __________________ .

1

2

3

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

Ответ: ____________________ .

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

Ответ: ___________________ .

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.


НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

ПРИМЕР

1. Право

А. Уважение к старшим

2. Мораль

Б. Право граждан на участие в голосо­вании с 18 лет

3. Политические нормы

В. Соблюдение церковных обрядов

4. Религиозные нормы

Г. Единство места и времени действия в пьесе

5. Обычаи, традиции

Д. Почетное место за столом предос­тавляется имениннику

6. Эстетические нормы

Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выбо­рах

7. Организационные нормы

Ж. Продолжительность рабочего дня

Ответ:_______________________ .

1

2

3

4

5

6

7

Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.

С1 . Какие социальные санкции существуют?

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности - мужчины и женщины, и еще - се­мьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значи­телен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, ис­пользуя молодежь по необходимости, механически, частично. Моло­дежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к мо­лодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вско­ре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хвата­ет. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные рефор­маторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляю­щую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетиче­ский резерв, который выступает на передний план и вводится в дейст­вие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и каче­ственно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологиче­ская функция молодежи в обществе.

ИМ. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позво­ляют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская моло­дежь.

С4 . В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное раз­витие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обес­печить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направ­ления, и приведите к ним примеры из жизни современного россий­ского общества.

С5 . Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (А. С. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р.Дарендорф)

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж.Ренан)

Тема 6. Социальные отношения

УРОВЕНЬ А


задания

Верный ответ

1

2

2

2

3

3

4

4

5

4

6

2

7

3

8

4

9

4

10

1

11

3

12

2

13

3

14

3

15

3

16

2

17

1

18

4

19

2

20

3

УРОВЕНЬ В

задания

Верный ответ

1

Социальная мобильность

2

Нация

3

Социальные нормы

4

1-Г; 2 -В; 3 -Б; 4 -А

5

1 - Б; 2 - В; 3 - А

6

1,4,5

7

Страта

8

1 - Б, 2 - А, 3 - Е, 4 - В, 5 - Д, 6 - Г, 7 - Ж

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

С2.

1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество - результат взаимодействия людей.

Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они - результат ан-тропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность.

Семья - первичная основа любого общества, обеспечивающая его вос­производство.

Могут быть приведены любые другие формулировки, не противореча­щие суждению.

3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

В строгом смысле семья - это общность людей, основанная на единой об­щесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспро­изводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние;

подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональ­ное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном об­ществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль

семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном

все свои основные функции.

В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла

проблемы.

С3 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В традиционных обществах молодежь не востребована - «потерян­ное поколение», т.к. «традиционные, статичные общества опираются прежде всего наюпыт старших поколений» и опасаются «стихии моло­дежи».

В динамичных обществах молодежь используется как «интеллекту­альный и энергетический резерв», т.е. резерв обновления общества.

4) Российская молодежь живет в динамичном обществе - обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с сужде­ниями.

С4 . Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) «... политика... направлена на создание условий жизни, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обще­ствоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное раз­витие» предполагают наличие правового государства, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную спра­ведливость и т.д.

3) Могут быть названы:

обеспечение политической и экономической независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом;

приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятель­ности;

налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоя­тельные примеры, отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению делв социально-экономической сфере;

межнациональные конфликты;

социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социаль­ных проблем;

сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

производственные отношения в нашей стране в государственных учре­ждениях и бюджетной сфере остаются- вялыми, выжидательными.

В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточ­но сформированной юридической базой;

в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабозащищенным категориям населения стали недоступны некото­рые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет вы­сокий уровень, отвечая сиюминутным требованиям.