Как живет американская глубинка. Дороги в сельской Америке

Из этого урока вы почерпнёте самое важное, что только может быть в композиции. Концепция позитивного и негативного пространства позволяет работать с любым по сложности сюжетом, независимо от наполнения кадра, и, что самое приятное, не имеет каких-то жестких рамок. Я уверен, что к концу урока у вас не останется сомнений в том, что композиция не бывает правильной или неправильной. Также вы сможете убедиться в том, что любые правила не просто имеют исключения, а вместе с исключениями вписываются в более обширную и гибкую систему, не имеющую ограничений по применению.

Я не случайно подчеркиваю то, что умение распознавать эти пространства на снимке является чрезвычайно важным для понимания композиции. По cути только этого уже достаточно для того, чтобы построить гармоничный кадр. Концепция пространств - это основа, на которую ложатся другие тонкости, расставляющие акценты в кадре. Поэтому этот урок станет самым ценным для вас в ходе обучения.

Но прежде, чем перейти к описанию и применению концепции, давайте ещё раз поговорим о том, как получается фотография, а также о том, какие правила наиболее распространены и почему они не всегда работают.

Как рождается фотография или что такое линейная перспектива

Давайте ещё раз проследим за этим простым и очевидным процессом. Это действительно необходимо ради одного маленького вывода, на который редко обращают внимание.

Начнём с самых азов. Фотоаппарат, также как и человеческое зрение, работает только потому, что есть свет, который отражается (или не отражается) от объектов. Есть свет - видим. Нет света - не видим. Отразившись от любого объекта, свет собирается объективом, у человека - глазом, и попадает на чувствительную к свету поверхность, у фотоаппарата - это плёнка или матрица, у человека - задняя стенка глаза. Любые, даже самые большие, объекты реального мира отображаются в виде маленьких копий, которые рисует свет на чувствительной поверхности.

Если Вам сложно представить, как всё это происходит, то вспомните кинотеатр. Он демонстрирует ровно обратный процесс. Через бегущую киноленту с уменьшенными реальными объектами проходит мощный световой луч, который и формирует изображение на экране.

Такой процесс формирования изображений объектов на плоскости называется линейной перспективой. Название не является случайным. Всё это - преобразование реальных предметов в изображение на плоскости (это и называется перспективой) подчиняется одному простому правилу: чем ближе реальный объект - тем крупнее его изображение. И наоборот, при удалении изображение становится меньше. Размер изображения находится в прямой (линейной) зависимости от расстояния, с которого объект наблюдается. Отсюда и название - линейная перспектива.

Хотя бы в общих чертах вы всё это уже знали, а если и не знали, то теперь можете убедиться, что никакой тайны в самом процессе нет. В чем заключается секрет - так это в управлении этим процессом. Кто-то наверняка подумает про разные объективы, фильтры и всякие технические приемы, но речь совсем не о них.

Единственный вывод, который можно и нужно сделать, состоит в том, что фотограф работает не с реальными объектами, не с их расположением в поле кадра, не с их видом и не с видимым пространством.

Фотограф работает с проекциями реальных объектов, маленькими изображениями на плоскости.

Я ещё раз акцентирую ваше внимание именно на этом. Если вы раньше об этом никогда не задумывались - запомните эту простую фразу. Отныне для вас это “Отче наш”. Вы будете мысленно повторять это каждый раз, когда будете смотреть в видоискатель. Если вы уже всерьёз задумывались над этим вопросом раньше, будьте честны с собой и хорошенько прикиньте, от этого ли принципа вы отталкиваетесь, когда конструируете снимок?

Абсолютно идентичный по своей сути процесс происходит, когда мы работаем с аппликацией. Любые объемные в реальном мире фигуры предстают в виде вырезанных плоских силуэтов. Эти силуэты потом размещаются на плоской поверхности, заполняют её, образуя цельное изображение. Обратите внимание, что при заполнении предоставленной поверхности мы будем внимательно следить за тем, чтобы объекты не накладывались неудачным образом друг на друга, чтобы не закрывались важные детали, не терялись силуэты. Естественным ограничением является и то, что в одной аппликации не удастся уместить бесконечное множество предметов, потому что в какой-то момент всё это превратится в кашу, рисунок будет испорчен.

Фотография работает по тем же принципам: нельзя допускать, чтобы одни предметы мешали восприятию других, нужно внимательно следить за тем, чтобы кадр не “переполнялся”, не превращался в нагромождение. Оставьте только то, что действительно важно.

Итак, когда мы говорим о наполнении кадра, о его содержании, обо всех этих перспективах, объемах и проекциях, речь идёт только об одном: в самом изображении, в кадре, на снимке, на фотографии (называйте, как хотите) по сути нет объектов, нет объема, нет глубины, ничего, что мы там можем увидеть. Для фотографа там есть только набор силуэтов, форм, линий, переходы света и цвета. Даже если вы это прекрасно понимаете, этого недостаточно. На протяжении курса мы будем не просто учиться видеть это, мы будем учиться так думать. Только в этом направлении.

Пейзаж, портрет, натюрморт - нет никакой разницы. Эмоциональная насыщенность, смысловая нагрузка, создание образа - всё это вторичные компоненты, не способные самостоятельно создать удачное изображение. Всё начинается с работы над организацией плоскости снимка. Это небольшое двухмерное пространство надо заполнить такими же двухмерными проекциями. Представьте, что весь мир вокруг - сплошные постеры из картона, плоские картинки разной формы, которые расставлены вокруг вас. Всё, что нужно сделать - выбрать ту, что вас больше всего интересует и, убрав из кадра все лишние картонки, нажать на кнопку.

Если задуматься, то всё это вы уже делали раньше. Где-то более осознанно, где-то менее. Уже успели поднабить немного руку и видите, что снимки со временем стали лучше. У вас уже есть какие-то заготовки и приемы, пусть даже их совсем немного, но они работают. Более-менее понятно, что вот так стоит снимать - и почти всегда получится хорошо, а вот так снимать точно не надо, потому что все эти снимки потом отправляются в корзину. Вы уже знакомы с рядом правил, которые говорят, как надо делать, а как не надо. Вот о них мы ещё раз поговорим. Вернее о том, почему они не всегда срабатывают.

Это мы не проходили или когда правила ошибаются

Вкратце перечислим правила, по которым обучаются азам композиции. Наверняка они все вам знакомы. Если не все, не надо ничего запоминать, они вам больше не пригодятся.

Правила компоновки:

● не помещать главный объект в геометрический центр кадра*

● не помещать главный объект на край, близко к краю кадра или в угол

● не делить кадр линией горизонта пополам

● не делить кадр вертикальной линией

● учитывать направленность форм, движения, взгляда

  • к этому пункту всегда делается оговорка, что в некоторых сюжетах данным правилом можно и нужно пренебречь

Рука об руку с этими незамысловатыми руководствами идёт вездесущее правило третей или “золотое сечение”. Как ни назови, суть всем более или менее знакома, это наша любимая “сетка”, которая вроде как лежит в основе всего и вся (#).


Четкое следование правилу третей нужно не всегда. Но на этой фотографии его применение смотрится отлично

Когда всё это работает? В простых ситуациях.

Берем чашку, ставим на пустой стол, наводим камеру, помещаем чашку в “правое нижнее” перекрестье, жмём на кнопку, получаем простой и лаконичный результат.

Ещё пример.

Выходим на улицу, наводим камеру на едущую мимо нас машину (едет направо), помещаем её где-то в левой части кадра, не у края, чуть ниже серединки, жмём на кнопку - получаем рядовой, но “правильный” снимок. Обратите внимание, уже в этом примере мы не можем четко говорить о перекрестьях сетки, потому что совершенно не понятно, какую часть машины ловить в это перекрестье.

Таких простеньких сюжетов можно снять очень много. И при наличии достойного материала Вы почти гарантированно получите хорошие снимки, которые не стыдно показать. Но что делать, когда сюжет не отличается простотой?

Есть одна невероятно простая и распространённая ситуация, которая приводит все эти правила в замешательство. Во всех формулировках речь идёт о некоем главном объекте. И вот ведь не повезло - главный объект не всегда один.

Два человека, три чашки, пять машин и один велосипед… По этим правилам ничего с ними сделать нельзя. А вот представьте такую картину: крупным планом два велосипедиста едут из точки А из центра кадра в разные стороны, один смотрит вверх, другой на часы. Мозг закипит, но по этим правилам ничего рационального придумать не сможет.

А вот ситуация похуже: главного объекта вообще нет. “Гладкий” пейзаж без выдающихся частей и без горизонта (!), хаотичный рисунок облаков, толпа людей (все в фокусе)… Или вот такая задачка: как по этим правилам снять беспорядок?


Фотограф передает зрителю не сколько конкретный пейзаж, сколько образ зимы, используя для этого набор равнозначных элементов

Есть вопрос, который все эти правила вообще не затрагивают - это крупность плана. То есть насколько крупным должен быть главный объект(-ы) в кадре. Ведь можно сделать не один кадр, исходя из этих советов, но с разным масштабом изображаемого сюжета. В каком направлении здесь двигаться? Лучше больше или меньше? Как много места оставить вокруг?

И последний вопрос, вытекающий из предыдущего - и он тоже не регламентирован данными правилами. Что делать с фоном? Мало того, что непонятно, сколько его должно быть, но надо же ещё определиться, что там будет и как оно расположится в кадре.

Таким образом, можно прийти к логичному выводу: рассмотренные правила четко работают только в некоторых частных случаях, общими их можно назвать с большой натяжкой.

Более того, можно пойти дальше и сказать, что все более-менее четкие правила в фотографии не являются общеприменительными и имеют множество исключений. Это не означает, что ими нельзя пользоваться. Но важно понимать, что в данном вопросе не может быть четких определений, которые бы подходили к каждому сюжету, каждому ракурсу. Нужна более гибкая концепция, к которой мы и переходим.

Концепция позитивного и негативного пространства

Итак, как объединить в универсальную систему всё то, о чем мы говорили выше?

Концепция позитивного и негативного пространства оперирует всего тремя составляющими: это сами пространства и рамка (кадра). Здесь надо отметить, что эта концепция применима к любому изобразительному искусству, не только к фотографии. Ей обучают также будущих художников, дизайнеров. Давайте разберемся, что подразумевают эти три элемента, как их следует воспринимать.

Начнём с позитивного пространства. Это тот участок изображения, который занимает Ваш основной объект съемки. Проще говоря, это как раз то, что вы снимаете. Всё вокруг главного объекта - негативное пространство. Оба пространства лежат внутри границ кадра. На первый взгляд, всё очень просто. Но в то же время, надо понять, что заложено в этом подходе и как этим пользоваться.

Первое, и самое главное, что заложено в этой концепции: в кадре не бывает пустоты. Если вы фотографируете птицу на фоне неба, то это не значит, что в кадре есть только птица. Есть также и пространство вокруг неё, т.н. негативное пространство, которое является частью кадра.

Это же касается и более сложных ситуаций. Например, если из толпы людей резкостью выделить одного человека, то он будет образовывать позитивное пространство, а все остальные - негативное. Интересно, что в данной концепции нет разделения на планы (передний, средний, задний). Потому что, как мы выяснили в начале урока, работа ведется исключительно в плоскости. Если объекты на переднем и среднем, к примеру, планах перекликаются по сюжету, то они будут образовывать одно позитивное пространство. Всё остальное войдёт в негативное пространство.

Пространства могут быть разбиты на части. Если в кадре бублик, то дырка в бублике будет относиться к негативному пространству. Таким образом, негативное пространство будет состоять из большой части вокруг бублика и маленького круга внутри бублика.

Позитивное пространство также может состоять из частей. Например, при съемке нескольких отстоящих друг от друга объектов. Отсюда и отсутствие проблемы с применением к множественным объектам в кадре. В то же время, если объекты соприкасаются, накладываются друг на друга, то они объединяются в одно пространство.

Интересно, что наибольшие трудности возникают при компоновке портретов и пейзажей. Остановимся на портретах (людей). Как правило, наибольшее внимание уделяется лицу, глазам. Их положение в кадре определяется в первую очередь, а про остальное часто забывают. Но человек никогда не состоит из отдельных частей, он существует только целиком, в кадре появляются все части тела сразу. Голова не бывает без шеи, плечи без рук и т. д. Каждый раз мы работаем не только с отдельной частью тела, но и с общим силуэтом, формой, позой. Это не зависит от крупности плана. Концепция позитивного и негативного пространства учит нас двигаться от общего к частному: сначала определить общую структуру кадра, а потом уже работать над деталями. При таком подходе Вы никогда не получите кадр, в котором человек, видимый по пояс, будет находиться внизу кадра так, чтобы его голова умещалась где-то в левом нижнем перекрестье сетки (а всё остальное пространство снимка будет заполнено каким-то мусором).

С позитивным пространством всё понятно, это то, что мы снимаем. Приблизительно понятно, как с этим надо работать. Остается вторая часть вопроса: как работает негативное пространство?

Как работает негативное пространство?

Чуть выше мы говорили о том, что негативное пространство определяется с одной стороны границами позитивного, с другой - границами кадра. Абсолютно справедливо будет сказать противоположное: позитивное пространство определяется границами негативного и рамкой кадра. Одним словом, негативное пространство определяет позитивное. Чтобы не запутаться, обратимся к примерам.

Первая картинка - обычная фотография. На второй чёрным выделено позитивное пространство, т.е. то место, которое занимает объект съемки. Третье изображение демонстрирует негативное пространство (заштриховано черным). Посмотрите, по очертаниям негативного можно легко построить представление о позитивном.

На основе этого явления можно получить изображение, где формообразующим будет не позитивное, а негативное пространство.

Негативное пространство может стать самостоятельным объектом. Этот подход очень часто используется в дизайне логотипов.


Таким образом, мы приходим к тому, что негативное пространство не просто существует внутри кадра в фоновом режиме, а принимает самое непосредственное участие в формировании изображения. Т.е внутри рамки кадра мы всегда работаем не только с объектом съемки, но и с его окружением. И само это окружение не просто заполняет пространство между главным объектом и рамкой кадра, но и участвует в формировании конечного образа, возникающего у зрителя.

Не забывая о том, что всё происходит внутри конкретных границ снимка, можно сказать что: любое изображение формируется из двух частей, двух пространств, которые взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга.

Вспомните правило компоновки, которое запрещает совмещать объект съемки с краем кадра. Теперь вы можете взглянуть на это совершенно под другим углом. Проблема не в том, что объект сильно смещается в ту или иную сторону, не в том, что обрезается какой-то маленький краешек. Теряется целостность негативного пространства, оно перестает определять границы позитивного, нарушается баланс. То же самое относится к разделению кадра вертикальной линией: происходит разрыв пространств, теряется связь, образ перестает быть цельным.

Как вы могли заметить, появилось одно важное слово - баланс. Оно означает, что позитивное и негативное пространство должны находиться в определенном равновесии. Одного не может быть бесконечно больше другого, и вместе они должны формировать единый образ. Более подробно о балансе мы поговорим в следующем уроке. А сейчас ваша задача состоит в том, чтобы научиться вычленять эти пространства в конкретных сюжетах, на фотографиях.

Штат Канзас это такая дыра, что глуше ещё поискать надо! Медвежьих углов по всем штатам найдётся, но вот именно Канзас - в самой середине страны, далеко от всего на свете. Жизнь здесь сосредоточена ближе к побережьям двух океанов, а центр - глухомань. Американцы про него не говорят, и почти ничего не знают. Часть страны, которую задвинули на самую дальнюю полку шкафа.

Редкий американец поедет в отпуск в Канзас. Иностранные туристы сюда не добираются в принципе. Я проехал по самым глухим деревенским дорогам, даже нашёл бездорожье. И мы с вами побываем вместе в таких городах, о которых вы никогда не слышали.

Вроде просто путевые заметки из маленьких городков. Но это один из самых важных моих рассказов во всём американском цикле. Прочтите его внимательно.

*публикуется повторно*

1 Когда не знаешь, куда ехать, а есть только воображаемая область и точка следующей ночёвки — тыкай в карту и езжай смело. Выехав поутру из мотеля в пригороде Эмпории, я специально настроил навигатор, чтобы он вёл меня только сельскими дорогами. Избегать хайвеев.

2 Названия городов не говорили ничего. Я положился на судьбу, и просто ехал мимо. В Олпе живёт пятьсот человек, и это местный райцентр. Здесь есть кафе, парикмахерская, бар и магазин. А ещё есть ратуша. Каждое утро мэр этого крошечного городка приходит на работу и поднимает флаг. Больше в городе не происходит ничего.

3 Три года назад штат выделил деньги на новую водонапорную башню. Старожилы до сих пор вспоминают день, когда её устанавливали. Самое яркое событие века.

4 Это не мешает лилипутовому Олпе быть нарядным к Рождеству и Новому году, хотя на улице его встречать не будет никто. Ещё здесь есть школьная футбольная команда “Орлы”, за которую все болеют. А в почтовое отделение завезли коллекционные марки из серии “Утиная охота”. Вот и все новости.

5 Чтобы как-то развлечься, местные фермеры художественно паркуют свои тракторы.

6 Во всём городе я не встретил ни одной живой души, кроме мэра с флагом. Пятьсот человек это же много. Если все они выйдут разом на улицу. Но как-то умудряются компактно разместиться на двух улицах и в трёх десятках домов.

7 Воображаемый Канзас выглядит так. В реальности он точно таким и оказался. Разве что летом поля засеяны пшеницей, кукурузой и овсом. Но и это ещё не глушь. Видите, асфальт. Должен ведь он когда-нибудь кончиться?

8 Неприметный поворот и начинается грунтово-гравийная дорога. Вот точно такая же, как в наших деревнях, только ровная. В ближайшие пару часов асфальта мы больше не увидим. Только country roads , что петляют между полями и фермами. На картах они видны только в очень сильном приближении.

9 Зима здесь прохладная, земля покрывается инеем, изо рта идёт пар. Снег тоже случается. Поля ждут весны и посевных.

10 Грунтовки уходят вдоль бесконечных полей. Они по-прежнему очень ровные, хоть по ним ездят тракторы и грузовики. Как-то умудряются не разбивать.

11 Однажды мне попалась всё-таки разбитая колея, замёрзшая грязь и явные следы тяжёлой техники. Хотелось поцеловать землю, она пахла Родиной! Но нельзя: вся земля частная, даже зайти в открытые ворота без спроса — преступление. Хочется человеку иметь плохую дорогу — пожалуйста. Но для меня и правда секрет, почему грунтовки между такие идеальные.

12 Коровы, покрытые инеем. Напомнили мне благословенную Монтану. Когда-то я писал про огромное .

13 Вот новый крупный город, Вёрджил . И даже подобие асфальта. Не переживайте, он начинается и заканчивается с границами поселения. Школьный автобус выполняет функции ещё и церковного транспорта: он возит как детишек в ближайший город со школой, так и собирает окрестных стариков на службу.

14 Возможно, самое маленькое почтовое отделение в Америке! Оно состоит из одной-единственной комнаты с абонентскими ящиками. У жителей города ящиков нет, все письма привезут и оставят здесь. Почтальона тоже нет. Они бы рады нанять, даже готовы платить огромные по местным меркам 11 долларов в час. Но некому, некому этим заниматься. В Вёрджиле нет ни магазина, ни бара, ничего. И население — 70 человек.

15 Эрик Холмс вовсе не потомок вымышленного британского сыщика. Он деревенский почтовый курьер , который ежедневно проезжает по 200-километровому маршруту, собирает исходящие письма и развозит посылки. Эрик водит древний синий Додж, почтовая служба оплачивает ему бензин и расходы на ремонт. Красивую наклейку на борт он приклеил сам. Хотя машину Эрика и так знают все в округе: местные, как правило, водят пикапы.

16 Люди здесь не такие, как в городах. Не меняют машины каждые три года, а ездят, пока не развалятся. Потом они остаются доживать свой век здесь же, в деревнях. Свалка и музей автомобильной старины, два в одном.

17 Канзасская резня бензопилой.

18 Ещё в Канзасе есть нефть. Не так много, как в Техасе, даже не знаю, существуют ли здесь большие месторождения и предприятия.

19 Вся земля частная и принадлежит кому-то. Особенно повезло, если в недрах твоего участка есть нефть. Пусть даже немножко, ставь качалку и твой бензин всегда будет бесплатным. Нефтяные компании охотно выкупают баррели у частников. Это как молоко у фермера купить.

20 Бесконечные американские просторы, от которых душе хочется петь!

21 Для тех, кто любит уединение. Человек построил себе дом вдали от всего на свете. Держит скотину, кур. Летом возделывает огородик в пару гектар. По осени продаёт всю свою кукурузу, или что у него там.

22 Когда ездишь глухими тропами, становишься ближе к природе. Перелётные птицы сели отдохнуть на поле. Стоило мне открыть окно машины и “прицелиться” в них — стая сорвалась в небо.

23 Ещё видел енота. Не медведь, но тоже хорошо.

24 Заброшенный город Квинси. Несколько семей ещё живут практически отшельниками, но самого города уже не существует. Ну как отшельниками, дороги есть, машины тоже.

25 Один из домов, в очень приличном состоянии, выставлен на продажу. Стоит 25 тысяч долларов, что очень дёшево, даже несмотря на глухомань.

26 Внезапно очутился в Торонто. Ещё один очень маленький городок Канзаса, триста человек населения. Главная улица и парочка параллельных, с частными домами. Ещё здесь существует своё масонское общество.

27 Чем-то всё это напоминает виденные в фильмах города Дикого Запада, такой же аутентичный. Супермаркет и кафе когда-то существовали, но давно закрыты. Торонтончане ездят за покупками в Волмарт, до него около часа езды.

28 Во всём Торонто работают лишь почта да центр пенсионеров. Разумется, я не мог не зайти внутрь.

29 Большая комната с обшитыми деревом стенами. В дальнем углу занята пара столиков.

30 А старички-то только и ждали, когда к ним кто-нибудь заглянет! О, новое лицо! Ещё и молодой человек! А ну-ка, рассказывай, кто такой и зачем пожаловал. Конечно, они были впечатлены тем, что я приехал в их городок аж из России, напоили кофе с печеньем.

31 Строчишь небось? :) . Обожаю американских стариков. Они так не похожи на наших пенсионеров, и мне грустно, что это так. Ведь и те и другие работали всю жизнь, заслужили хорошую жизнь. В Штатах существуют целые города стариков, которые живут там в своё удовольствие, развлекаются и занимаются спортом. У меня был репортаж из такого города в Аризоне, .

32 Клуб “кому за 70” существует усилиями самих канзасских старичков. Они получают небольшие деньги от штата раз в год, которые тратят на кофе и одноразовые стаканчики. Всего в сообществе состоит несколько десятков пожилых людей из города с тремя сотнями населения. Они собираются каждый день, по вечерам здесь бывает тесно. Отмечают вместе праздники, обычные дни проводят за разговорами: не дома же сидеть. По вторникам играют в бинго, а по пятницам в карты.

33 Как и “настоящий” Торонто, канзасский маленький брат имеет своё крохотное озеро Онтарио:) Бабушки звали приезжать летом, купаться. И рыбалка отличная.

34 Даже и не верится, что всего в получасе езды отсюда в любом направлении — скоростные современные хайвеи. А они есть. Десятки тысяч машин ежедневно пролетают по ним мимо этих богом забытых деревень.

35 Милые аккуратные домики. В одном из таких наверняка и жила маленькая девочка Элли, которую унесло торнадо.

36 Койвилль состоит из десяти домов. А ведь когда-то, до всех этих хайвеев и Волмартов, был ничего так городком. Возле спортивной площадки висит вся его история. Был основан в 1864, и это самый старый город в округе Вилсон. Назван в честь Оскара Коя. В незабвенные времена середины 19-го века преуспевал во многом, был передовым городом района. Первый магазин, открывшийся в округе, был именно в Койвилле. Здесь же построили первую мельницу и церковь, первый кузнец открыл лавку тут же. Даже масонская ложа была. До чего умилительна многозначительная важность самых крохотных американских городов. Каждый найдёт, что уникального о себе рассказать. Сегодня население Койвилля - сорок человек.

37 Лавры первенства давно отняла Фредония . Здесь пара предприятий и автосалон. Ну и рестораны есть, даже гостиница “Золотая пыль”. Но он оказался на удивление менее интересным, чем все прочие из сегодняшнего рассказа.

38 Если соберётесь в дорожное путешествие по США, повсюду вам будут встречаться магазинчики antiques. Здесь продают всякое старье, вроде блошиных рынков под крышей. Не ленитесь останавливаться и заглядывать внутрь. Иногда там случаются самые неожиданные покупки!

39 Конечно, есть и “ненастоящие” магазины старьёвщиков, где торгуют просто милыми сувенирами для дома. Это ещё один способ времяпровождения пенсионеров. Дочка этой женщины уехала жить в большой город, и помогла маме открыть магазин у дороги, чтобы та не скучала в своей богом забытой глуши.

40 Канзас — удивительный. С одной стороны, и правда делать нечего: городов нет, природа однообразная и равнинная…Но люди, живущие здесь, оставили очень сильное впечатление: я ещё расскажу о необычных и странных канзасцах, в гостях у которых довелось побывать.

Центральный вокзал, как будто после бомбежки, когда-то красивые домики теперь стоят с потрескавшейся штукатуркой, совсем без окон и без дверей, школы и больницы без вывесок, никогда не зажигающиеся покосившиеся фонари и мусор, который повсюду... Даже на центральных улицах и площадях. Нет, это не нищая российская провинция. Это город Детройт, который находится в самой исключительной стране на этой планете. В США.

Центральный вокзал Мичиган, Детройт

Именно так сегодня выглядит Детройт - когда-то крупный промышленный город. Еще лет 30 назад именно здесь выпускались с конвейеров почти все американские автомобили: Ford, Chrysler, Pontiac. Теперь здесь не осталось практически ничего. Почему же так получилось? Как ни парадоксально это звучит, но в стране, где за одно слово «черный» по отношению к афроамериканцам, могут упечь за решетку, белые, как и много столетий назад, не желают жить рядом с неграми.

В 50-м году правительство США запустило программу по заселению города чернокожими гражданами. После этого, белокожие граждане начали из города уезжать. И через несколько десятилетий город, в прямом смысле этого слова, практически опустел. В итоге, власти Детройта объявили город банкротом. Теперь здесь даже не выдают свидетельство о рождении и смерти, в мэрии нет денег на бумагу…

Старый Детройт

Сейчас в Соединённых Штатах Америки можно видеть много таких «городов-призраков». Они, в основном, находятся на юге США, в северо-восточных штатах, в старых промышленных зонах, и Детройт относится к этой зоне. Есть улицы, есть здания, но они пустые. Есть стены заводов и фабрик, но в них нет рабочих – они не работают.

Западная модель демократии, которая для многих из нас ассоциируется не только со свободой слова и честными выборами, но и с экономическим благополучием, с высокими зарплатами и стабильностью, на самом деле, существует только для избранных. Обычные же американцы на себе ощущают то, что мы в советские годы назвали бы «звериным оскалом капитализма». Доказательство? Пожалуйста. Город Сакраменто, центр ‘золотого штата’ Калифорнии.

Сегодня и это место похоже на заброшенный город: пустые магазины, закрытые школы и поликлиники. Раньше здесь жили учителя, врачи, строители и прочий американский средний класс. Теперь же из-за невыплат по ипотеке, банки забрали у них жилье! И сегодня сотни бездомных вынуждены ночевать прямо в лесу и в палатках!

В 2011 году Форбс отдал столице Калифорнии пятое место в "почетном" списке самых плохих городов США. Бюро статистики труда заявило тогда же, что 2011 г. для этого города стал самым худшим в истории экономического развития страны.

Например, здесь планировали создать ультрасовременный и привлекательный шоппинг центр Elk Grove Promenade Mall. В 2008 году не выдержав гонки, с дистанции сходит застройщик торгового центра, чикагская строительная компания GGP и подает на банкротство. Кстати, это был самый большой крах в сфере недвижимости в истории США.

Сегодня территория целого района находится в недостроенном состоянии и является привлекательным местом для съемок апокалиптических фильмов. На территории в 400 тыс. кв. м. планировалось возвести десятки магазинов типа Macy’s, Target, JCPenney, бутиков и огромный кинотеатр. На месте, где еще к концу 2009 г. многие жители Элк Грова планировали закупаться на Рождество, сейчас буйным цветом растет трава и кустарники.

Вот так он должен был выглядеть:

А выглядит вот так:

Проблема Сакраменто - это проблема в масштабах всей страны; до этого закрывались недостроенные торгово-развлекательные центры в Северной Каролине, Канзасе, Нью-Йорке, Пенсильвании, Орегоне и в других штатах.

Киевлянин Сергей Спутникофф впервые в Америку я приехал в 1995 году по программе обмена для работы в летнем лагере для чернокожих детей из Чикагского гетто. В штатах ему понравилось и он постоянно сюда возвращался, пока в 1999-году не женился на американке Шерил. С тех пор он живет в штате Мичиган, в городке Берриен Спрингс. По широте это примерно город Сухуми. В его округе много ферм, где очень развито аграрное дело. Он себе поставил за цель знакомить бывших соотечественников с жизнью в американской глубинки, вдали от мегаполисов, небоскребов, пробок и прочих прелестей городской жизни.

Пикабу / Sputnikoff

Предлагаем вам прочитать несколько интересных заметок Сергея о жизни в американской глубинке, которые он оставляет на Пикабу . Далее текст от первого лица.

Доверчивые Американцы. Продажа дров на обочине сельской дороги

Пикабу / Sputnikoff

Такую картину можно часто увидеть в нашей округе. Помимо дров, фермеры продают урожай со своих полей. Продавца нет, просто берешь что надо, а деньги бросаешь в прикрепленную к ящику стальную коробку. Дом хозяина в данном случае находился примерно в 200 метрах от дороги.

Пикабу / Sputnikoff

$5 за такую связку это, в принципе, дорого, но туристы покупают для костра т.к. по местным лесам за дровами не полазишь, они тут - частная собственность.

Дороги в сельской Америке

Пикабу / Sputnikoff

Кардинальное отличие дорог в американской глубинке в том, что их великое множество. Еще в далеком 1995 году, когда я впервые прибыл в Мичиган работать в летнем лагере и на редких выходных катался по округе на лагерном велосипеде, то заметил насколько отличается количество дорог. Если у нас дороги обычно соединяют соседние деревни (села), то здесь дороги проложены словно по матрице. Карта дорог того же Мичигана выглядит почти как тетрадка в клеточку. Дороги в основном идут с востока на запад и с юга на север с перекрестками каждую милю.

Пикабу / Sputnikoff

Помимо асфальта здесь также имеются и грунтовки посыпанные щебенкой. Асфальтовых дорог намного больше, по словам знакомых американцев в нашей округе была проведена массовая асфальтизация.

Пикабу / Sputnikoff

Кстати, двойная сплошная на этой фотографии указывает только на то, что на данном участке запрещено обгонять в обе стороны. При этом двойную сплошную можно пересекать при съезде/заезде на дорогу.

Всего в Мичигане 193.5 тысячи километров дорог с твердым покрытием, из которых 15.5 тыс. км это скоростные трассы которые принадлежат штату, 144 тыс. км принадлежит округам и 34 тыс км которые принадлежат городам и селам. Это при размере штата Мичиган порядка 250.5 тыс. квадратных километров и населении около 10 миллионов человек. Было бы интересно сравнить с похожей по размеру и населению областью России или Украины.

Пикабу / Sputnikoff

Мичиган, как и другие северные штаты, знаменит своим плохим качеством дорог. Лично мне кажется, что одна из причин — это зимы. Законы физики в Америке никто не отменял и при постоянных заморозках и оттепелях асфальт будет «сыпаться». На юге США дороги намного лучше так как там нет зимы. Сказывается и нехватка средств. Один из источников поступлений на поддержание дорог — это налог на бензин, который теперь составляет 26 центов на галлон (в 2016 налог составлял 19 центов), а также плата за регистрацию автомобиля. Мичиган находится в пятерке штатов с самым высоким налогом на бензин. Конечно, если учитывать тот факт, что в Мичигане минимальная зарплата составляет $8.90 в час, а литр бензина около 90 центов за литр. Т.е. в бензине зарплата составляет порядка 9 литров за час.

Американская парикмахерская. Стоимость стрижки в нашей округе

Пикабу / Sputnikoff

Я вырос при СССР, когда в поход в парикмахерскую означал пару часов сидения в очереди и 50 копеек за подстрижку. Как же обстоят дела с парикмахерскими в Америке?

Цены, естественно, отличаются по уровню сервиса и крутизне салона. Средняя цена обычной прически в нашей округе порядка $15. Принято также добавлять $1-2 на чай, так называемые TIPS.

Пикабу / Sputnikoff

Вот мой сын Оливер сидит в кресле. Забавный момент в том, что по сравнению с советскими парикмахерскими работник обязательно ведет разговор с клиентом, обсуждая различные темы от спорта до рыбалки и охоты.

Пикабу / Sputnikoff

Меня лично такие моменты раздражают, но такова местная культура обслуживания клиента. На видео ниже можно наблюдать как американская парикмахерша старательно ведет беседу с моей дочкой во время стрижки.

Покупка елки к Рождеству

Пикабу / Sputnikoff

С наступлением праздника Благодарения (Thanksgiving) - который приходится на четвертый четверг ноября, в Америке начался так называемый holiday season — праздничный сезон. Многие американцы сразу после семейного праздничного застолья в четверг на выходных отправляются покупать елку, которую здесь называют «Рождественское дерево» — Christmas tree. Помимо искусственных елочек в супермаркетах в наших краях можно выбрать, спилить и купить елку прямо на ферме рождественских деревьев.

Пикабу / Sputnikoff

Цена елки определятся согласно длины и сорта, обычно $5-6 долларов за фут или около $16 за метр. Плюс $5 за срубку или $0 если вы готовы выбрать и срезать сами. Поэтому такие фермы и называются — «сам руби» — U-CUT. После того, как вы выберете и срубите елочку, за дополнительные денежки вам ее могут обтрусить от лишних иголок.

Пикабу / Sputnikoff

А затем упаковать в сеточный мешок для удобства транспортировки.

Пикабу / Sputnikoff

После этого привязываем елку к авто и поехали домой! Для того, чтобы дерево жило как можно дольше, у нас специальная подставка с пластиковым тазиком в который добавляешь воду по надобности. В центре подставки здоровенный шуруп, который и держит елку в правильном положении.

Пикабу / Sputnikoff

Забавный момент в том, что многие американцы празднуют только Рождество и полностью игнорируют Новый Год. Довольно обычное зрелище увидеть выброшенные елки на обочинах дорог пару дней после Американского Рождества, 25-го декабря. Этим пользуются некоторые наши эмигранты, которые подбирают бесплатные елки как раз к Новому Году.

Здесь собраны снимки, на которых запечатлена жизнь обычных людей в городке Мюррей, который расположен в штате Кентукки, жизнь в маленьком городке американской глубинки, работу и отдых, радости и горести простых американцев.

13. Доктор Ноэль Томас из ветлечебницы в Мюррее, штат Кентукки, усыпил кошку, которая страдала от боли в почках. Доктор Роберт Салли и доктор Томас начали свою практику в 1985 году, с тех пор их простые идеи малого бизнеса переросли в крупнейшую ветеринарную клинику в Каллоуэй Каунти, штат Кентукки. Доктор Томас специализируется на крупных животных и родах. «Он очень любезный человек, но настолько умный, что иногда это меня просто смущает», - говорит Линда Турман - одна из работниц клиники. (Shane Noem/2009 Mountain Workshops)

15. Ян Мэйтс (слева) и Пол Скаггс (справа) смывают краску Тиккурила с лица после родео в Государственном университете Мюррея. Скаггс - профессиональный клоун на родео, дает Мэйтсу советы после шоу. «Ты был не безупречен, - сказал он. - Но и крупных ошибок не совершал». Мэйтс остался разочарован своим выступлением, потому что один из быков сбежал от него. (Neil Blake/2009 Mountain Workshops)

26. Рики Хернандез (слева) и Гэри Брэйм выходят из помещения для сушки табака. Хернандез оставил свою семью в Мексике на полгода, чтобы работать на ферме Брэйма по федеральной программе рабочих-мигрантов. За 7 лет брака Рики Хернандез праздновал рождество со своей семьей всего один раз. В этом году это будет во второй раз. «Я очень-очень счастлив, - говорит Рики. - Я подарю свои детям подарки - игрушки и много других подарков которые закажу в лавке Бубль Гум». Это 11-й год, когда 33-летний Рики уезжает из родного дома в Сантьяго в мексиканском штате Найарит в США, чтобы поработать по программе. Каждый раз Рики уезжает от жены и двух сыновей на полгода. «Мое тело здесь, но душа моя в Мексике», - говорит он. (John Adkisson/2009 Mountain Workshops)

27. 70-летний Клифтон МакКэллон - завсегдатай пекарни «Саммонс» на Честнат Стрит в Мюррее, штат Кентукки, обычно садится за один и тот же столик, покупает себе кофе и пакетик пончиков и курит. «Я не люблю перемены, - говорит он. - У меня одна и та же стрижка с 1950-ых. Мне все равно, что думают другие. Я не меняюсь. Делаю, что хочу». (Delayna Earley/2009 Mountain Workshops)

28. Лили Бурланд курит на вечеринке в честь Хэллоуина в своем доме. Бурланд учится в государственном университете Мюррея. Она решила устроить вечеринку для Организации студентов отделения искусства в университете. (Allie Garza/2009 Mountain Workshops)