Как вести себя когда тебе хамят. Правила общения с хамом обыкновенным. Профилактика: как предотвратить хамское поведение окружающих на работе

Наверное, не существует на земле отеческой того человека, который бы не столкнулся в своей жизни с хамством. Кто-то наблюдал бесцеремонную грубость со стороны, другой становился целенаправленным получателем циничного нахальства. Хамство в мой адрес звучит с постоянной регулярностью, причем со всех сторон.
Меня обязательно обругают в маршрутке, оскорбят в магазине и беспардонно унизят в салоне красоты. Бабульки у подъездной лавочки при виде меня достают микрофоны и начинают обсуждать меня вслух. В семье я девочка для битья, которая виновата во всех человеческих грехах.
Мне неучтиво плюют в лицо приятели, хотя я сама вежливость и учтивость. Хамское отношение ко мне коллег и шефа – не досадное исключение из правил, а норма поведения. Меня оскорбляют за то, что я всем помогаю и спасаю. Когда вытягиваю сослуживца из карьерной петли, в которую он влез из-за своей халатности, а я ночами пишу его доклад. Когда разъяренный патрон, которому я завариваю кофе, именно на меня выплескивает поток недовольства.
Я не умею пресечь на корню хамство и даже не пытаюсь блеять в ответ. Я только могу истошно рыдать и веду себя дальше еще «ниже воды и тише травы». Мое настроение всегда на нуле, а встроенный барометр истины кричит, что пора уже научиться отвечать на хамство. Моя цель – понять, почему тебе хамят, овладеть способами, как достойно ответить на грубость и оскорбления. Предлагаю разобраться вместе, как реагировать на хамство и сохранить свое достоинство.

Почему люди хамят именно тебе: признаки добровольной жертвы
По каким критериям дерзостные грубияны отбирают своих жертв для хамства, конечно, лучше всего знают именно эти невежи. Однако психологи утверждают, что стать объектом для оскорблений и унижений грозит тем, кто демонстрирует окружающим поведение жертвы. Скандалисты от природы сразу вычисляют в толпе тех, кто не может дать «сдачи» его хамству. Находят, кто будет пассивно терпеть издевательства, за счет чего агрессор самоутвердится и возвысится в своих глазах.
Лица, исповедующие виктимность (так научно именуется поведение жертвы), предрасположены к притягиванию внимания к своей персоне наглецов и насильников. Они непременно попадают в ситуации хамства, которые подрывают психическое здоровье и несут угрозу жизни. Они на подсознательном уровне провоцируют нападение в свой адрес.

Таких пассивных жертв по жизни выделяют специфические особенности:

  • их главное чувство – иррациональный страх, который полностью подчиняет мышление;
  • они постоянно предвкушают, что с ними произойдет какая-то трагедия;
  • столкнувшись с препятствием и хамством, они не готовы даже бежать, а замирают в ужасе;
  • они бессознательно держаться за свою беспомощность и мечтают быть спасенными;
  • они готовы реально пострадать от хамства, чтобы в дальнейшем получить право на защиту;
  • их душу испепеляют обиды, которые они «лелеют»;
  • такие личности излишне доверчивы и неосмотрительны;
  • они отказываются от ответственности за свою жизнь, стремясь, чтобы решение приняли другие;
  • они чувствуют себя виноватыми во всем происходящем;
  • они привыкли терпеть страдания, которые можно прекратить.

  • Всех «козлов отпущения» отличает сильно заниженная самооценка, отсутствие уважения и любви к своей персоне. Часто у аутсайдеров по жизни отсутствует самодостаточность, и их бытие поглощает навязчивый страх одиночества. Они стремятся присоединиться к лидерам, избирая зависимое поведение. Они стараются держаться в тени, зарываясь головой в песок, как страусы. Причин такого виктимного поведения существует множество, однако в большинстве случаев «вечной жертвой» становятся из-за серьезных проблем в детском возрасте.

    Почему вокруг так много грубиянов: причины хамства
    Хотя практически всех нас в детстве учат быть вежливыми и культурными, у некоторых хамов грубость в крови. Что толкает человека оскорблять других? В большинстве случаев, причины хамства такие.

    Причина 1
    Желание быть замеченным другим человеком. Такая персона ведет себя агрессивно из-за дефицита внимания и любви. Эта ущербная личность недополучила в детстве ласки, не слышала слов похвалы. Ее попросту игнорировали родители, демонстрируя, что ребенок – ненужный и нежеланный.

    Причина 2
    Стремление самоутвердиться за счет других. Такие лица имеют комплекс неполноценности, и им требуются доказательства, что они чего-то стоят в жизни. Унижая других, они возносятся в своих фантазиях на ступеньку выше.

    Причина 3
    Неумение контролировать свои эмоции и правильно избавляться от накопившейся агрессии. Таким персонам, чтобы достичь внутреннего равновесия, обязательно необходимо выплеснуть пар на слабых и беззащитных.

    Причина 4
    Элементарная усталость. Психическая утомленность или физическое истощение снижает способность контролировать свои эмоции. Вот и получается, что нахамил другому, а почему сам не понимаешь. Однако такое явление – однократное, и за ним у культурной особы следует искреннее раскаяние.

    Причина 5
    Низкий уровень культуры из-за неправильного воспитания в детстве или пребывания в асоциальном окружении. Вряд ли особа, которая росла в семье алкоголиков, будет знать социальные нормы и правила этикета. То есть для некультурных варваров просто не существует различия: поступать вежливо или нагло хамить.

    Причина 6
    Ощущение полной безнаказанности. Когда человек понимает, что ему все дозволено, его хамство сойдет с рук. Он уверен, что за его аморальные поступки не последует наказания.

    Причина 7
    В некоторых случаях произнесенная дерзость – случайность, проявленная в моменты отчаяния. Иногда персоны, пребывающие в глубокой депрессии, крайне бурно и оскорбительно реагируют на попытки близких оказать им помощь, воспринимая это, как посягательство на личное пространство. В этой ситуации необходимо не бороться с хамством, а стараться устранить истинную причину меланхолии человека.

    Что изменить в поведении, чтобы тебе перестали грубить: правильная реакция на хамство
    Как себя вести, когда тебя хамят? Основной шаг – изменить свои черты характера, притягивающие обидчика, преобразовать образ мышления жертвы на модель хозяина жизни.

    Шаг 1
    Учимся принимать уверенный вид. Человек с гордо поднятой головой и расправленными плечами выглядит достойно и реже притягивает обидчиков. Всегда соблюдаем аккуратность и опрятность в одежде. Как правило, объектами оскорблений становятся неряшливые персоны, облаченные в весьма странные вещи. Не проявляем суетливости и спешки. Непоследовательные, сумбурные действия воспринимаются как слабость, над которой легко поиздеваться.

    Шаг 2
    Иногда полезно придать своему облику пренебрежительный вид. Вспоминаем и стараемся соответствовать интеллигентным бабушенциям с поджатыми губами и презрительным взглядом. Изображаем на лице недоумение, как будто перед нами кружит непонятно как долетевшая до нас муха цеце.

    Шаг 3
    Обесцениваем произнесенные обидчиком фразы. Придираемся к каждому слову, вслух исправляем его речевые ляпы. Нахалы не отличаются ораторским мастерством и часто делают речевые ошибки. Наша задача – их подметить и высмеять. Смех и тонкий юмор – мощное оружие против агрессии и хамства.

    Шаг 4
    Обобщаем сказанное хамом. В запале агрессор часто адресует свои претензии не конкретному человеку, а всему человечеству вообще. На его выпад: «Все – сволочи», логично уточнить: «Кто такие все? Женщины после сорока или водители, ездящие на красных машинах?». Такое замечание прервет его поток гнева и остудит пыл для раздумий.

    Шаг 5
    Развиваем услышанные глупости до гигантских размеров. К тираде: «Депутаты – гады, не работают! И я не буду больше работать, тем более за такие гроши» может приделать крутую фишку. Мол, они не работают, и ты не трудись. Адам в раю тоже не работал, и все же яблоки росли. И Ева из ребра взялась. И счастливы все были. Полный абсурд введет в оцепенение гневливую персону и переключит мысль на раздумья о чем-то глобальном.

    Шаг 6
    Противопоставляем. Задача – переключить внимание хама на изъяны более значительные, чем адресованные в наш адрес. На оскорбление мужа: «Посмотри в кого ты превратилась, чучело огородное», признаем свой «грех» и отвечаем: «Ты мои бигуди на голове замечаешь, а Люська с соседней квартиры рога своему мужу наставляет, брату твоему». Пусть это будет не совсем корректно по отношению к Люське, зато разозленный супруг оставит нашу голову в покое и станет осуждать стерву-соседку. А мы выиграем время для успокоения нервов.

    Шаг 7
    Прекрасный способ утихомирить агрессоров, которые так и норовят заметить все недочеты в нашей работе. Мирно и дружелюбно предложить им выполнить это дело, в котором они разбираются лучше, чем мы, профессионалы, самостоятельно за тот же гонорар. Это быстро отрезвляет заказчиков, которые на 100% убеждены, что выполнят порученное нам задание в сто раз лучше и попрекают каждой неправильной запятой, при этом, не понимая, какая разница между точкой и двоеточием.

    Шаг 8
    Мысленно украшаем своего обидчика. На лютующего шефа можно в своих фантазиях надеть клоунский колпак и украсить его лицо шутовским носом. Такой созданный в мыслях образ не позволит воспринимать обидчика серьезно и заставит хохотать из-за его нелепости. Пусть этот шаг порывы хама особо не притормозит, зато на душе у нас будет весело и комфортно.

    Шаг 9
    Также мы можем мысленно перенести злотворца в омерзительное место. Например: представить хама в виде раба, отбывающего повинность на галерах. Может, его неволя вынуждает вести грубо и агрессивно? Тогда его надо пожалеть, а не осуждать. Благородное чувство в душе не даст развиться обиде и спасет настроение.

    Шаг 10
    Принимаем искреннюю жалостливо-снисходительную позицию. Мы можем бережно похлопать агрессора по спине, нежно дотронуться до его руки, сказать, как я тебя понимаю. Такие жесты дружелюбия и сочувствия дадут возможность ежику запрятать его колючки.

    Помните, что начинать хамить в ответ на оскорбления – признак слабости. Если воспринимать агрессора, как подопытную крысу, гнуть свою линию поведения, пусть и нелепую, это не только улучшит настроение, но и остановит попытки крысы напасть.
    Как я поняла в ходе своих изысканий, лучший вариант, как реагировать на хамство, – устранить нахальных оскорбителей из своего окружения. Общаться с доброжелательными и позитивными людьми, заряжаясь энергией оптимистичного добра, способного не допустить в жизнь ни оскорблений, ни унижений, ни хамства.

    Хамы встречаются нам в абсолютно разных местах, при разных обстоятельствах и стечении событий. На работе, в магазине, в общественном транспорте, на мероприятии и даже дома! Однако, кто-то просто не обращает внимания на хамство и продолжает идти своей дорогой, а кто-то огорчается и расстраивается из-за слов, которые услышал от хама. Эта статья больше подойдет тем, кто страдает от встреч с хамами! Давайте вместе разберемся, как правильно себя с ними вести!

    Если ваш муж хам

    Не поддавайтесь на провокации

    Если вы понимаете, что ваш муж не в настроении и вот-вот начнет делать все, чтобы испортить его вам, просто вставайте и уходите! Скажите очень и очень спокойным голосом, что у вас есть дела поважнее, чем крики, или комментарии хама относительно чего-либо и со спокойным выражением лица удалитесь из комнаты.

    Поверьте, хватит буквально 5 минут, чтобы хам успокоился и по вашему возвращению сидел молча и спокойно.

    Не оправдывайте хама

    Очень многие любят искать причину в себе и даже получив неприятными реплики от хама, пытаются его оправдать, найти свою вину. Конечно, в любой ссоре не бывает только одного провинившегося, однако научитесь смотреть на вещи трезво и здорово. Если вы реально понимаете, что человек вам грубит, не ищите ему оправданий. Лучше подумайте, как наказать хама за его поведение - неделя без домашней еды, серьёзный разговор, ваш переезд с детьми на время к родителям...выбирайте сами!

    Если ваш сотрудник хам...


    Собирайте команду

    Согласитесь, хаму будет намного сложнее вас обидеть, да и вообще произнести что-то вам неприятное, если вы - любимица коллектива. Если вы пока такой не являетесь - не беда, вы можете легко этого достичь. Почаще улыбайтесь коллегам, делайте им комплименты (только от души), ходите вместе пить чай или кофе в обеденный перерыв и пр. Вам не обязательно становится с ними лучшими друзьями, но приятное общение на работе - никогда не будет лишним! А в случае с сотрудником хамом, будьте уверены, что на вашу защиту станет весь коллектив!

    Соберите волю в кулак

    Очень часто, колкие и неприятные высказывания, да еще и в повышенных тонах, побуждают нас, женщин, отвечать нашему обидчику в той же манере, также громко и неприятно! Не стоит этого делать! Всегда сохраняйте спокойствие.

    Просто потому, что вы понимаете, что перед вами человек, который хочет обидеть вас специально и все, что он говорит не соответствует действительно! Так зачем тогда срываться? Во-вторых, переходя на высокие тона, вы еще больше раздражаете вашего обидчика, а также себе саму!

    Если хам - незнакомый вам человек

    Этот раздел относится к случайным людям, которых мы встречаем в общественных местах.

    Отвечайте юмором

    Данный метод не только «отобьет» комментарии хама, но и значительно смягчит обстановку. Но! Здесь главное - не подшучивать над собой! Например, кто-то в транспорте пожаловался, что вы задели его сумкой. Вам не стоит говорить: «Ох действительно, а я вот так ждала, пока кто-то заметит, какая я неуклюжая!» Вместо этого стоит ответить: «Но ведь зато вы обратили внимание на такую красивую девушка, как я! Ах, если бы не моя сумка, мы бы никогда с вами не встретились...»

    Интеллигентный ответ

    Это для грубияна и хама самое большое наказание. Провоцируя, хам ожидает, что мы начнем «играть в его игру», начнет конфликт и ссора. Поверьте, он абсолютно не ожидает интеллигентного ответа, ведь в большинстве на хамство люди начинают отвечать тем же! Но мы то теперь с вами другие. Услышав хамство, сделайте доброжелательно лицо, обязательно смотрите в глаза своему обидчику и скажите: «Мне очень жаль, что я задела вас сумкой! Я надеюсь, не очень сильно! Вы не ушиблись? Возможно, я могу вам как-нибудь помочь?»

    Хочу от всего сердца пожелать вам усвоить эти уроки, да и вообще, встречать хамов и неприятных вам людей как можно реже!

    Мы все время от времени сталкиваемся с хамством. Что делать, если хамит родственник, коллега, сосед или начальник? Ну на каждого найдётся своя простая стратегия.

    Вежливая глупость

    коллег, пожилых родственников, незнакомцев .

    Суть
    Суть метода проста: на любой хамский вопрос или утверждение отвечайте уточняющим вопросом. И делайте это до тех пор, пока вашему собеседнику не надоест с вами вести пустой диалог. Метод очень удобен. Во-первых, вы бесите человека своими бестолковыми уточняющими вопросами, а во-вторых, развиваете свою стрессоустойчивость.
    Пример диалога:
    - Господи, какая грязная обувь.
    - Что вы подразумеваете под этим? Вы говорите только о подошве?
    - Нет.
    - Т.е. утверждаете, что моя обувь абсолютно грязная.
    - Ну да
    - А как вы думаете, у вас чистая обувь?

    И так далее пока не надоест.

    "Вы правы"

    В отношение кого стоит задействовать метод: ворчливых стариков, покупателей, соседей, коллег .

    Суть
    Иногда проще согласиться с претензией, чем вступать в аргументированный спор. Но это только половина метода. Вторая его часть заключается в том, чтобы попросить человека принять участие в решении проблемы. Сосед постоянно бухтит, что вы не моете входную дверь? Согласитесь с ним и займите денег на покупку моющего средства. Деньги потом, кстати, можно не отдавать, сославшись на проблемы с памятью.

    "В поисках смысла"

    В отношение кого стоит задействовать метод: хамовитого начальника .

    Суть
    Иногда стоит прямо заявить руководителю: "Извините, конечно, но так я работать не буду. Я не заслужил такого отношения ко мне и такой манеры речи. Если хотите хамить - хамите кому-нибудь другому. Вы можете меня уволить, вам решать. Но может стоит найти способ сотрудничества?".
    Велик риск, что вас на самом деле уволят. Но это только к лучшему. Нервы дороже любых денег. Да и на вашей эффективности хамство положительным образом точно не скажется.

    Метод "жука вонючки"

    В отношение кого стоит задействовать метод: во всех прочих случаях .

    Суть
    Чем хороши жуки вонючки? Правильно, ничем. Они воняют как и некоторые люди. К сожалению, уголовный кодекс не позволяет физическое насилие в отношении хамов. Но зато можно действовать как и с жуками вонючками. Обходите стороной их, не трогайте, иначе, ну сами понимаете. Не задавайте вопросов хамам и не отвечайте. Вы ведь не разговариваете с насекомыми? Хамы не лучше насекомых.
    Жуков вонючек нельзя давить. Людей тоже. И те и другие будут издавать мерзкий запах. Желательно на хамов даже смотреть как на жуков вонючек. Поверьте, им понравится.

    Есть люди, которые ставят свои желания выше интересов всех остальных. Они совершенно не считаются с тем, что живут и действуют в обществе, где следует соблюдать нормы общения и поведения.

    Как правило, такие граждане излишне настойчивы, неоправданно возбуждены и требуют повышенного внимания к себе. А также всюду стараются «пролезть без очереди», нарушая комфорт и спокойствие окружающих. «Мне, и больше никому!» – так кратко можно описать их поведение. Но ведь общеизвестно, что личная свобода одного человека заканчивается там, где начинаются проблемы у других. То есть ты вправе вести себя лишь таким образом, чтобы это не мешало остальным, не создавало для них неудобств и дискомфорта.

    Но жизнь показывает, что, к сожалению, сами изменить подобных людей мы не в состоянии. Разве что их можно изолировать от общества с помощью правоохранительных органов – в случае, если они преступили черту закона. Но если до этого все же не дошло, а вы страдаете от чьих-то неприятных выходок, научитесь не обращать внимания или реагировать минимально на чужие выпады, хамство и невоспитанность. Особенно если вы вынуждены общаться с невыдержанными людьми на своем рабочем месте.

    Хамство - главное доказательство отсутствия аргументов.
    Мария Владимировна Захарова

    Спокойствие, только спокойствие...

    Лучше всего стараться сохранять невозмутимость и хладнокровие. Вспомните слова сказочного персонажа Карлсона о сохранения спокойствия в любой ситуации.

    Весьма полезный совет, когда откорректировать можно не окружающую действительность, а свое отношение к происходящему.

    Как известно, бурная реакция на чужую агрессию лишь распаляет хама, поэтому отвечайте в подчеркнуто корректной форме. Особенное если это ваш клиент, а вы по долгу службы от него зависите.

    Если, к примеру, он хочет, чтобы вы бросили все дела и срочно уделили внимание ему, то отвечайте так: «Извините, я сейчас занята, но как освобожусь – сразу займусь вами и обслужу».


    Затем на какое-то время просто перестаньте его замечать. Для этого мысленно представьте, что вас разделяет стеклянная стена, не пропускающая звук, или водопад. Такой прием психологической защиты станет ушатом холодной воды для разгоряченного и неуравновешенного человека. Ну а потом профессионально корректно постарайтесь ему помочь.

    Подумайте о том, что необоснованные претензии недовольного человека могут быть вызваны вовсе не вами, а спровоцированы совершенно иными причинами – сложившимися обстоятельствами в жизни индивидуума, его плохим самочувствием, усталостью, неуверенностью в себе, невозможностью удовлетворить потребности и желания, личными проблемами и т.д.

    Вы, что называется, просто попались ему под горячую руку. Так что не следует сразу брать вину на себя, расстраиваться и реагировать на то, что к вам лично совершенно не относится.

    Умение переключаться

    Учитесь также переключать свое внимание с негатива на позитив. Например, вам пришлось выслушать что-либо неприятное в свой адрес. Но вы не вступаете в перепалку, а вспоминаете, как другие люди вас хвалили и благодарили.

    Можно также в этот момент посмотреть на что-либо, радующее ваш взор. Это может быть ваза с цветами, репродукция на стене, забавная статуэтка и все то, что находится в непосредственной близости от вашего рабочего места. Изменить настрой в лучшую сторону способен даже вид из окна.

    Обязательно хвалите себя, когда вам удается сдержаться, не вспылить и не выйти из берегов, сохранить свои эмоции под контролем. Ведь это значит, что вы овладели навыками саморегуляции.

    Говорить правду – это не хамство, а свойство делового человека, привыкшего беречь время.
    Анатолий Степной. Сердце в броне


    Будьте также всегда чуть отстранены от тех, с кем вам приходится контактировать, а сосредотачивайтесь не на чужих поведенческих проявлениях, а на своих профессиональных обязанностях. То есть если вы хотите сохранить собственные душевные силы и внутреннее равновесие, то на рабочем месте не слишком погружайтесь в чужие проблемы, особенно когда они не касаются ваших служебных обязанностей.

    Не старайтесь заменить собой других специалистов. К примеру, продавец не должен быть психологом, фармацевт – врачом, а таксист – консультантом по ремонту и покупке автомобилей.

    Чтобы рутинные обязанности и надоевшие действия вызывали у вас меньше раздражения и неприятия, попробуйте нарушать привычный ход вещей хотя бы в мелочах. Иначе общение с людьми, особенно с посетителями вашего учреждения или клиентами может превратиться для вас в настоящую пытку.

    Их неприятные манеры и действия по принципу последней капли вдруг нарушат ваше терпение. Тогда из доброжелательного человека вы способны мгновенно превратиться в . И последствия могут сильно повредить вашей карьере. Поэтому сразу договоримся, что досадные рутинные мелочи способны серьезно помешать правильному общению с людьми.


    Допустим, если вы продавец, начинайте раскладку товара с разных полок. И в положенный перерыв то чаю попейте, то просто выйдите на улицу и подышите воздухом. А если, к примеру, вы водитель такси, старайтесь выбирать разные маршруты до конечной точки пути. В общем, придумайте, что и как можно изменить, чтобы вам стало психологически легче.

    Придя домой после работы, снимите с себя, как форменную одежду, чужие заботы и проблемы, которыми вас нагрузили на рабочем месте. Для этого обязательно смените наряд на домашнюю одежду – комфортную и уютную, примите душ или хотя бы умойтесь. Затем возьмите паузу в 15-30 минут, чтобы побыть наедине с собой и расслабиться.

    Проделайте какое-либо специальное упражнение на расслабление . К примеру, такое:

    • Сядьте в кресло, примите удобную позу, положите руки на колени и закройте глаза.
    • Постепенно расслабляйте мышцы сверху вниз, начиная со лба, щек, губ, шеи и заканчивая икрами ног и стопами.
    • Одновременно представьте, например, что вас греют лучи ласкового весеннего солнца. Вам тепло, спокойно и приятно.
    • Дышите при этом ровно, а когда почувствуете себя лучше, вдохните глубоко, потом задержите дыхание и энергично выдохните.
    • После этого сразу откройте глаза.

    Для родных и близких

    Понятно, что зачастую бывает сложно общаться даже со знакомыми, друзьями и родственниками. Особенно если вы человек излишне эмоциональный, ранимый и тревожный.

    Возьмите себе за правило снисходительнее относиться к чужим слабостям, к тому же вы этих людей знаете давно и вполне способны предугадать их реакцию на те или иные слова и поступки.

    Будьте неизменно доброжелательны и не давайте себя спровоцировать на ссору. А если не получается, найдите возможность прекратить неприятный разговор, а еще лучше – покинуть помещение, где назревает скандал.

    Заключение

    И, напоследок, совсем простое правило: улыбайтесь почаще! Ведь открытые, искренние и радостные люди распространяют вокруг себя позитив. И если вы научитесь создавать в своем близком кругу атмосферу доброжелательности, поверьте: эта привычка распространится и на все ваше окружение в целом.

    Во всем виноват ветхозаветный Ной. Зачем он взял на свой ковчег всех троих сыновей (Сима, Хама и Иафета). Хама, который потом поступил по отношению к нему не благочестиво, мог бы оставить. Ведь именно от него затем пошло все «хамово отродье»! Так гласит библейская легенда. На самом деле откуда берутся хамы и как противостоять проявлению хамства?

    Хамство - это стремление словом или поступком оскорбить окружающих или собеседника. Хамство всегда основано на анонимности и безответственности. Попробуйте спросить у хама его фамилию, место работы и должность и вы заметите как у него заметно измениться тональность. Хамство расцветает буйным цветом именно благодаря безнаказанности. Если раньше, порцию хамства можно было получить на работе, в магазине, в кафе, в других общественных местах, то с ростом числа автомобилей и появлением социальных сетей вероятность получить «по полной» многократно увеличилась. Метастазы этого отвратительного явления распространились и на средства массовой информации. Неприличие, пошлятина, вульгарность ежедневно мутным потоком обрушивается на нас, льётся с экранов телевизоров, УКВ радиостанций, обложек гламурных журналов. Зайдите в любую социальную сеть. Здесь анонимные пользователи так оттачивают мастерство использования идиоматических выражений в отношении друг друга, что у нормального посетителя отпадает всякое желание участия в комментариях.

    Природа хамства неоднозначна. Психологи связывают его с агрессивным состоянием человека, которое возникает в результате следующих факторов:

    Серьезное психическое неблагополучие, вызванное социальными факторами (низкий уровень зарплаты, уязвленное самолюбие, недооценка обществом), постоянные стрессы, накопление раздражения всем и вся;

    Неспособность человека подавлять свою агрессию, неумение расслабляться, отсутствие элементарной культуры поведения в обществе;

    Использованием подобной модели поведения, к которой человек приходит, наблюдая её эффективность (только хамством можно добиться чего-то в этом несправедливом мире).

    Некоторые психологи называют хамство эпилептоидной акцентуацией, хотя к этой категории, нередко, относят людей и с позитивными качествами.

    Как оградить себя от общения с подобными типами? Можно, конечно, ограничиться фразой немногословной Эллочки-людоедки: - «Хамите, парниша!» из бессмертного романа Ильфа и Петрова. В этом случае фраза не предполагает продолжения словесной перебранки. Если вы видите классического хама с приступами словесной агрессии, вокруг которого хамство уже зашкаливает, то лучше всего не ввязываться в конфликт. Надо знать, что хам разряжается на слабых, на тех, кто не может дать сдачи. Поэтому надо всем своим видом подчеркнуть устойчивость и выдержку.

    Уверенное(ассертивное) поведение останавливает хама. Спокойный тон и мимика, негромкая, но слышная и внушительная речь, прямая осанка, открытый взгляд, уверенность в себе - все это может предотвратить агрессию. Как только хам видит неуверенного, у него включается механизм распознавания жертвы. Встречная агрессия только разжигает конфликт, который может, в этом случае, печально закончиться для обеих сторон, хотя многие считают, что с быдлом можно говорить только их языком. Хаму можно противостоять только тогда, когда вы уверены в собственных силах и можете дать достойный отпор. Но и в этом случае, вы не знаете, что у хама в запасе. Может у него в кармане травматическое оружие, нож или отвертка. Поэтому развязка может быть весьма печальной.

    Второй способ –полное игнорирование хама. Не обращайте на него никакого внимания, сдерживайте себя если он не переходит к действиям. Надо научиться быть выше этого. Хам, увидев подобную реакцию, отстанет. Из несостоявшегося конфликта он выходит неудовлетворенным. Конечно нелегко сдерживать оскорбления, но в этом случае вы ограждаете себя от больших неприятностей и энергетических затрат.

    Третий способ (психологическое айкидо), потребует от вас умения еще больше, чем во втором случае, контролировать свои эмоции. Вам хамят, а вы улыбайтесь и спокойно соглашайтесь со всем сказанным. Это очень действенная методика, основанная на унижении самого хама. Надо показать хаму, что все его усилия задеть вас, совершенно бессмысленны и даже смешны. В этом случае хам будет посрамлен, а вам предоставляется лишняя возможность поупражняться в остроумии.

    Встречаются семьи, где муж и жена вместо взаимной поддержки и укрепления положительной самооценки, скатываются до бытового хамства. Такие семейные отношения нуждаются в психологической коррекции. В случаях, когда отношение к хамству в родительских семьях было разное, один из супругов может стерпеть раз, два, а затем, просто уйдет. К сожалению, очень часто, жены обречены терпеть мужей тиранов всю жизнь.

    Некоторые руководители используют ярко выраженную агрессивную модель поведения. Он по-хамски относится ко всем подчиненным, считая оправданной только подобную форму управления. Если вы можете при этом сохранять внутреннее психологическое равновесие и дорожите своим местом, то не следует обострять отношения. Отнесите хамские тирады такого начальника на его психопатологические отклонения и обретите внутреннее спокойствие и уверенность в себе.

    Можно найти массу психологических приемов защиты от хамства. Это: и «ветряная мельница», которая начинает работать между вами и хамом, как только он раскрывает рот, и «аквариум», в котором надо представить хама и, которого вы не слышите за толщей стекла и воды, и «розовый туман», когда на любую фразу хама вы будете задавать ему нелепый вопрос, и Фудзияма, когда её вы представляете вместо хама и т.д.

    В цивилизованном обществе хамство должно быть изжито. Только всеобщее повышение культуры людей, совершенствование их нравственности и морали могут встать на пути этого асоциального явления.