Лучшие ангелы нашей природы. Физическое насилие: почему его становится меньше? ​ «Теория струн» Дэвида Фостера Уоллеса

Жизнь — сложная штука, и недаром говорят, что прожить хорошо свою жизнь нужно еще суметь. Порой жизнь подкидывает нам такие задачки, что решение их кажется нам из области фантастики.

Как все преодолеть и заставить свою жизнь расцвести все новыми и очень яркими красками?

Есть несколько уроков, которые каждый человек должен усвоить, для того чтобы хотя-бы немножко улучшить свою жизнь.

Итак встречайте Уроки жизни:

1 Мы с вами живем в настоящем

Нам необходимо с вами помнить, что мы находимся в теперешнем времени, то-есть не нужно сильно переживать за прошлое (его уже не вернуть), и очень часто думать о будущем (особенно в негативной форме). Нужно просто Жить — с большой буквы этого слова, а также стараться сделать нашу жизнь лучше здесь и сейчас. И помните, что — это не просто «думать о будущем», а намного эффективней.

2 Жизнь очень короткая

Жизнь коротка, поэтому все в этой жизни надо успеть, и чем быстрее вы начнете, тем будет лучше. Поэтому остановитесь на мгновение и задумайтесь, что для вас в жизни действительно важно и первостепенно, а что не имеет значения. И начните действовать уже исходя из этих приоритетов. Без промедления!

3 Если сегодня вам очень тяжело, то завтра это обязательно окупится

Поэтому никогда не нужно падать духом и опускать руки при трудностях. Они есть всегда, когда мы начинаем что-то новое и действительно стоящее. Задайте себе такой вопрос: «Готов ли я 5 лет провести свою жизнь так, как другие не хотят, чтобы потом остаток своей жизни прожить так как другим и не снилось?!». Мой ответ — Однозначно ДА!

4 Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня

Поверьте, если это войдет у вас в привычку, то вы и все окружающие будете просто поражаться тому, Все ваши дела будут делаться просто с космической скоростью.

5 В любой, даже самой страшной ошибке, есть положительный опыт

Для тех людей которые продолжают надеяться на лучшее, даже находясь в очень тяжелом положении, всегда есть шанс все исправить, поэтому не обращайте внимание на ошибки, а просто двигайтесь дальше.

6 Вы — лучший ваш друг

Прежде чем вы начнете нравиться другим людям, прежде чем они начнут вас уважать и считаться с вами, вы должны в первую очередь подружиться с собой. Должны начать нравиться самому себе, уважать себя и считаться с самим собой.

7 Меньше слов, а больше дела

Тот человек слова которого не расходятся с делом, достоин уважения других. Но тот который без лишних слов делает дела и достигает успеха, достоин этого уважения вдвойне. Больше делайте, а не разговаривайте.

8 Если каждый в мире сделает в течении дня хотя-бы один хороший поступок — мир измениться в лучшую сторону.

Этот урок без комментариев. Помогите нищему или переведите старушку через дорогу и этот мир изменится. По крайней мере для вас.

9 Время лечит любую боль

Приведу отрывок из одной книги:

«Когда несколько лет назад я спросил у своей бабушки, как забыть все плохое, что со мною случилось, она нарисовала два круга и сказала: «Взгляни на них». Черные круги – наш жизненный опыт. Мой больше, потому что я старше и многое повидала. А маленький красный кружок внутри – это все плохое, что с нами было. Допустим, что с нами произошло что-то плохое – одно и то же.

Но на моем черном круге оно займет куда меньший процент его площади. Для тебя оно кажется, куда большим потому, что оно – изрядная часть твоего жизненного опыта. Я не говорю, что оно не важно, но я смотрю на него совсем иначе. Пойми – то, что для тебя сейчас важнее всего и закрывает весь белый свет, со временем отодвинется в прошлое и будет казаться далеко не столь важным, как сейчас.»

10 Никогда нельзя сдаваться!

В этом уроке просто приведу слова Майка Тайсона: «Когда мне очень тяжело, то я напоминаю себе самому, что если я сейчас сдамся — легче мне от этого не станет!».

Я надеюсь что эти уроки жизни будут хотя-бы немного делать ее лучше!

Спасибо и Удачи Вам!

Основной жизненный урок № 1 - Принятие


Самоуважение, принятие себя и Искусство Грациозного Принятия

Этот жизненный урок люди чаще всего изучают, воплотившись в женском теле.Если в уроке присутствует отрицательный катализатор, люди могут привыкнуть видеть себя в качестве жертвы. Такого рода драма - очень опасная ловушка.Энергетические блоки в этой области могут проявляться как «само-саботаж»: человек «все вроде бы делает правильно, но ничего не получается». Такие люди вполне могут научиться творить, но как только излучаемая ими энергия начинает возвращаться назад, у них возникают проблемы с принятием награды.

На первый взгляд может показаться, что такие люди страдают от общего недостатка самоуважения, но фундаментальная проблема - их верование в то, что они недостойны. Если это верование берет начало в энергетическом штампе, оно может быть «переписано», то есть изменено. Для этого требуется выяснить происхождение верования и затем провести сознательную работу по переработке сценария. Если это часть энергетической матрицы человека, единственный путь решения проблемы - обучение Искусству Грациозного Принятия и осознание того, что энергия - это поток, а не место назначения.

Принятие - это искусство, суть которого в том, что вы позволяете энергии течь через вас. По определению, энергия не существует, если она не движется. Без движения это всего лишь потенциал. В опыте жизни способность вашего духа чув­ствовать себя комфортно в вашем «биологическом пузырьке» будет напрямую связана с тем количеством энергии, которая течет через вас. Это Искусство Грациозного Принятия.

Если вы внимательно посмотрите на те сферы вашей жизни, в которых энергия заблокирована, возможно, вы увидите, что Принятие - это то, чего вам не хватает. Те дорогие души, которые выбирают Принятие в качестве основного жизненного урока, могут испытывать большие трудности, когда нужно принимать на себя ответственность за свою реальность. Они полагают, что в мире лишь два измерения, и видят все вещи в этой двухмерной перспективе. Поскольку энергетическую матрицу обычно проще осваивать с женской энергией, часто эти мягкие люди в соответствии со своими контрактами играют роль жертвы. Они, как правило, испытывают сложности с пониманием смысла событий и ощущений и могут подсознательно затаивать очень глубокую обиду на других. Принятие может быть качеством, мастерства в котором добиться трудно, поскольку однажды установленную жизненную модель сложно изменить. Даже когда человек заявляет, что принимает полную ответственность за создание своей собственной реальности, он все еще может застревать в конкретных моделях, которые исправно поставляют ему людей, желающих так или иначе сделать его своей жертвой.

Однако это относится не только к жертвам. Урок Принятия может проявлять себя разными способами и в разных областях. К примеру, повторяющаяся модель проблем с деньгами может служить индикатором того, что человек еще не научился принимать. Он может хорошо уметь направлять наружу всю энергию, требуемую для инициации потока, двигающегося в его направлении, и тем не менее, когда эта энергия проходит полный круг и возвращается, у него могут возникать сложности с принятием изобилия, которую она несет с собой.Если вы являетесь фасилитатором для других или сами работаете с Принятием в качестве основной энергетической матрицы, важно начать позволять энергии протекать через вас любым возможным образом. Ищите области, в которых энергия может «застревать», и работайте над ее освобождением.

Другой важный аспект этого урока - принятие ответственности. Ответственность - это то, что уравновешивает личную силу. Уравнение здесь простое: если вы желаете создать больше успеха и своей собственной жизни, то должны принять на себя больше личной ответственности за свое счастье. Аналогично, если вы хотите создавать больше успеха в отношениях, то должны принять на себя больше ответственности за создание этих отношений. К примеру, люди, ищущие только родственную душу или идеального партнера, будут иметь меньше успеха в отношениях, чем те, кто сознательно работает над «менее идеальными» отношениями и понемногу превращает их в тот союз, который им нужен.
Основной жизненный урок № 2 - Адаптация
Перемены Наш природный психологический склад способен к огромным изменениям за очень небольшой период времени. Но переменам часто сопротивляется наша физическая форма, поэтому мы не очень хорошо справляемся с ними. Жизненный урок Адаптации учит нас приспосабливаться к переменам и чувствовать себя в них удобно. Очень немногие из нас умеют это, поскольку перемены несут с собой неизвестное. Если мы не знаем, что должно случиться, то чувствуем, что ничего не контролируем. А невозможность контроля приравниваем к бессилию. Оказавшись лицом к лицу с переменами и тем естественным страхом, который они порождают в нас, мы можем помнить - и именно это нам поможет, - что невозможно достичь более высокого вибрационного уровня, не изменившись.

Души, которые решили достигать Мастерства в этой сфере, обычно делают все возможное для того, чтобы сохранять все в своей жизни в устойчивом состоянии. Они верят: для того чтобы вести успешную жизнь, им нужно содержать все так, как оно есть, в неизменном виде, под своим контролем. Они часто привлекают к себе учителей, исповедующих те же ценности. У таких душ возникают сложности с установлением равновесия между разумом и сердцем. Они чаще думают, чем чувствуют, логически обосновывая каждый кусочек информации перед тем, как принять какое-либо решение. Им зачастую трудно принять вообще хоть какое-то решение. Это конкретное качество может быть очень обманчиво, потому что оно не всегда выглядит помехой развитию. Как правило, только когда эти люди сталкиваются с радикальными переменами, они осознают, что совершенно к ним не были готовы. Парадокс в том, что то ощущение комфорта, которого они ищут, проще всего достигается путем привыкания к самому процессу перемен!
Основной жизненный урок № 3 - Бытие
Целостность Когда мы впервые начали эту игру, было необходимо покинуть первое измерение единства и переместиться сквозь второе измерение, чтобы осесть в третьем. Проходя через второе измерение, мы обрели пространство полярности Там мы разделили себя на два пола и начали видеть веши как отделенные друг от друга, тогда как на самом деле все в мире является неотделимой частью всего остального. Иллюзии пространства полярности, в котором мы все еще пребываем, стремятся заставить нас поверить в то, что мы не целостны. У людей, которые выбирают жизненный урок Бытия, возникают с этим особые трудности.

Как и все жизненные уроки, этот может быть пройден с помощью энергетической матрицы или энергетического штампа. Те, кто выбирает матрицу, проводят много времени в поисках внешних вещей, которые должны помочь им ощутить себя целостными. Иногда это люди, которые чувствуют, что для того, чтобы улучшить свое настроение, им нужно найти что-то, или взять что-то, или добавить что-то к себе тем или иным образом. Одни люди в такой ситуации, чтобы ощутить себя в безопасности, используют еду. Других может преследовать навязчивая идея о «самосовершенствовании», то ecть, о том, чтобы выглядеть симпатичнее или в каком-то ином смысле «лучше». Третьи становятся «зубрилами» в надежде, что тем, чем они хотят быть, их сделает диплом с отличием. Что бы они ни выбрали, это легко может превратиться - и часто превращается - в зависимость, а то и одержимость. Но зависимость, одержимость и компульсивное влечение представляют собой отличные возможности для овладения этим качеством жизни. Зависимости Основной жизненный урок Бытия зачастую подразумевает зависимость. Жизненный урок Бытия хорошо подходит для при­страстий и зависимостей. Поскольку основной принцип этого урока состоит в том, что люди ищут вне себя вещи, которые должны сделать их целостными, легко увидеть, как это качество может быстро превратиться в зависимость от этих вещей и даже в пристрастие к ним. Это не означает, что каждый человек, склонный к зависимостям, проходит основной жизненный урок Бытия, но зависимое поведение часто вызывается к жизни именно этим уроком. Отношения опирания Постоянный поиск целостности в отношениях часто приводит к «взаимному опиранию». Это такие отношения, в которых два человека опираются друг на друга, веря в то, что ни один из них не является целостным сам по себе и может стать таковым только в том случае, если его дополнит другой. Проблема состоит в том, что расти на одной скорости двум людям практически невозможно, поэтому рано или поздно один перерастет другого. И тогда, потеряв опору, другой упадет. Манипуляторы Бывают ситуации, когда люди настолько сильно травмированы, что проводят большую часть жизни в режиме самозащиты. Человек, который решил соединить несколько уроков в одном жизненном опыте, может получить глубокое эмоциональное потрясение в очень раннем возрасте. Иногда эти дорогие души строят стены вокруг своего сердца и тратят огромное количе­ство своей энергии на манипулирование другими под прикрытием этих стен. Взрослея, они могут стать, как я это называю, манипуляторами. Конечно, это редко делается специально и вообще осознанно. Проблема в том, что такие мастера стано­вятся настолько искусными, что даже не замечают, что делают это. Часто люди, которых они привлекают в свою жизнь, что­бы подсознательно манипулировать ими, - те, у кого слабо определены границы. От Бытия к Истине Жизненный урок Бытия часто предшествует жизненному уроку Истины. Опыт, собранный в той жизни, которая требует от человека Мастерства урока Бытия, легко может стать основой для последующего урока Истины. Люди, работающие над Истиной, всегда будут искать истину кого-нибудь другого, или истину самую великую, или самую последнюю, и т. д. Правда, здесь есть небольшое отличие, поскольку урок Истины относится конкретно к Истине, тогда как урок Бытия - ко всему сущему. Поэтому он всегда связан с поисками того, что, как нам кажется, отсутствует внутри нас.
Основной жизненный урок № 4 - Милосердие
Гармония По мере нашего индивидуального развития мы проходим через различные фазы и беремся за уроки, которые тем или иным образом соотносятся друг с другом. Поскольку мы также проходим разные фазы коллективно, в разное время широко распространенными становятся разные уроки. Сейчас жизненное качество Милосердия не слишком популярно в нашем об­ществе. Это, однако, не означает, что оно не важно. Напротив, урок Милосердия содержит в себе ключ к следующему уровню развития на нашем пути к превращению в Людей-Ангелов. Урок Определения*, или «сосредоточения собственной энергии», кажется противоположным уроку Милосердия. Но в тот момент, когда наша энергия сконцентрирована до такой степени, что мы можем нормально функционировать, нам становится жизненно важно обратиться к другим. Таким образом, оба этих качества, Милосердие и Определение, могут сосуществовать и применяться одновременно в одной жизни. Чем дальше мы продвигаемся вперед, тем ближе становимся к сознанию единства. Наша очарованность поиском внеземной жизни показывает, что наши сердца признают фундаментальную истину о том, что мы не одиноки. Мы все - неотъемлемая часть друг друга, и то, что делает каждый из нас, оказывает влияние на всех остальных - и на Земле, и за ее пределами.

Слово «милосердие» стало в нашем обществе синонимом слова «благотворительность». Тем не менее, хотя благотворительность может быть одним из проявлений Милосердия, истинное Милосердие - это не только искусство отдавать, делиться. Наши правительства очень быстро учатся тому, что благотворительность сама по себе приводит только к созданию зависимостей, которые питаются сами собой, порождая новые зависимости. Истинное Милосердие в значении жизненного качества есть почитание во всех наших действиях той связи, которая соединяет нас со всеми людьми. Когда в наших действиях проявляется почтение ко всем людям, это мы сами возвышаемся. Но для того, чтобы применять Милосердие, мы должны сначала научиться сосредоточивать свою энергию. В зависимости от того, на чем человек фокусирует эти качества, урок может выглядеть очень по-разному. Если они направлены внутрь, мы видим людей, работающих над уроком Милосердия, эгоистичными и заботящимися только о своих интересах. При недостаточной связи с другими они фокусируются внутри себя, как будто, несмотря на все свои попытки, не могут удовлетворить свои потребности. На нижних уровнях Мастерства их собственные нужды и чувства являются для них самыми главными, поскольку их оторванность от других означает, что они, по большому счету, просто не могут больше ничего чувствовать. Из-за этого такие люди выглядят невнимательными по отношению к другим. Проблема здесь в том, что почувствовать себя целым возможно только при условии установления связей с другими, а им крайне сложно и неловко делать это. Хотя многие из них уже проработали качество Определения, они еще не научились применять его к другим, потому что из-за этой оторванности не могут соотнести себя с теми, кто находится снаружи. Им кажется, что они стали такими, чтобы выжить, но на самом деле их задача - научиться понимать свою истинную связь с окружающими людьми.

В противном случае, если эти качества сфокусированы снаружи, на ранних уровнях Мастерства это будет выглядеть так, словно человек чересчур усердствует в отношениях. Такие люди могут раздражать своими постоянными попытками привлечь ваше внимание и понравиться вам. Им недостает обратной связи, поэтому они просто не знают, когда нужно остановиться. Глубоко внутри они верят, что если все их полюбят, у них будет то, что им нужно. Поэтому они «перегибают палку» и очень часто ненамеренно отдаляют себя от других. У этих людей есть способность опустошать окружающих людей. По мере усвоения этого жизненного урока они обнаружат, что Мастерство приходит путем почитания их специфической связи с людьми: надо не пытаться заставить всех полюбить их, а учиться уважать эту связь.
Основной жизненный урок № 5 - Общение
Из глубины души Урок Общения из глубины души определяется внутри сферы отношений. Хотя это может быть применимо к отношениям всех видов, отношения любви - это основная область, которую мы выбираем при работе с этим уроком. Однако нужно сказать, что усвоение данного урока ускользнуло от многих людей, поскольку цель состоит не в том (как полагают многие), чтобы дополнить свое «Я» другим, а скорее в том, чтобы научиться идти рядом с другим и разделять с ними жизнь так, чтобы ни один из нас не опирался на другого слишком сильно. Быть искренними друг с другом - в этом суть хороших отношений. Но в действительности в Новой Энергии есть только одни отношения, и это отношения между вами и вами самими. Этот жизненный урок обычно проходят в мужской форме. Очень часто у людей, работающих над уроком Общения, с самого детства возникают сложности с выражением себя в словах. У них может наблюдаться задержка речи, или они медленно учатся говорить. После решения проблемы в таком раннем возрасте многие выбирают для себя такие ситуации, в которых им приходится общаться, чтобы заработать на жизнь. Если они достигают успехов в усвоении этого урока, то обычно чувствуют себя в коммуникативной сфере достаточно комфортно. И даже в этом случае им часто бывает сложно произносить вслух то, что накопилось в душе, искренне оглашать свои чувства и потребности. Если этот урок усваивается через энергетическую матрицу, люди могут быть склонны скрываться за стеной молчания, как только устают или получают стресс.

Образно говоря, они, подобно страусам, прячут голову в песок по любому поводу. Даже когда двое любящих, которые были вместе несколько жизней, соединяют свои души вновь, для достижения Мастер­ства в Общении они не должны исходить из того, что для выражения чувств не нужны слова.

Причина, по которой большинство душ, работающих над этим уроком, выбирает для воплощения мужское тело, - в том, что именно мужчины обычно испытывают наибольшие трудности с выражением чувств. Несколько тысяч лет эмоции у мужчин в нашем обществе были «заморожены». К счастью, сейчас, с проникновением к нам Новой Энергии, это меняется довольно быстро. Эмоции представляют собой мост между энергетической матрицей и нашей энергетической трубкой (см. главу «Очищение энергетических трубок»). Поэтому все Основные Жизненные Качества, над которыми мы работаем, запускают в нас сильные эмоции. Что именно выбирается в качестве проводника фасилитации - энергетический штамп или матрица, - неважно: оба будут проработаны через эмоции. Именно поэтому овладение качеством Общения из глубины души особенно важно: это способствует достижению Мастерства во всех прочих Основных Жизненных Качествах.

Когда мы постигнем искусство всегда говорить то, что чувствуем, качество Общения из глубины души станет основанием всех наших отношений. Жизненный урок Общения неизменно проявляет себя в наших наиболее близких отношениях, когда двое, объединенные любовью, находятся один на один друг с другом. Если это не влюбленные и не муж и жена, тогда это будут двое лучших друзей. В этой Новой Энергии мы обнаружим, что будет происходить больше слияния женской и мужской энергии. Это озна­чает, что мужчины, которые потеряли равновесие, слишком крепко застряв в своем мужском подходе к жизни, обнаружат возникновение ситуаций, которые будут вынуждать их исследовать женскую энергию, привыкать к ней и более мягким, более женственным сторонам своей природы. А те женщины, которые чересчур глубоко окопались в женской энергии, будут вынуждены приблизиться к мужским сторонам своей натуры, чтобы создать идеальный баланс. Это то, что Юнг называл анимой и анимусом. Это Инь и Ян. Ни один из нас не является мужчиной или женщиной на сто процентов. В нас есть и то, и другое, и весь фокус в том, чтобы научиться находить точный баланс своего проявления. Интересно, что тот, кто работает над уроком Общения, часто привлекает партнера, работающего над уроком Определения или Милосердия. Часто в такой ситуации происходит следующее: если один человек изменяется, а другой отказывается меняться вместе с ним, отношения разваливаются. Но если оба партнера работают над своими индивидуальными уроками, типичен такой вариант развития событий: они могут разделиться на время, а затем снова вернуться друг к другу, чтобы построить новые отношения на той же основе. И так же, как мы проходим через различные стадии в качестве индивидов, растущих здесь, на земле, мы проходим через разные жизни в образе представителей разных полов. Проходить урок Общения принято чаще в мужском облике, чем в женском, поскольку современное устройство нашего общества вызывает больше сложностей с коммуникацией именно у мужчин.
Основной жизненный урок № 6 - Творение
Проявление Силы своего «Я» Находясь в пространстве полярности, мы не можем видеть, что мы - творцы и что только мы владеем силой творения в наших собственных мыслях. У нас всех в той или иной степени есть это «слепое пятно». Но еще больше оно у людей, работающих над усвоением жизненного урока Творения, поскольку часто они не только не замечают своих собственных творений, но также слепы к самой своей способности творить. В зависимости от своих собственных настроек, люди, рабо­тающие с этим уроком, могут обнаружить себя в нескольких ситуациях. К примеру, человек может стать художником, кото­рый месяцами или годами работает над гениальной картиной, а затем, на первом же вернисаже, его настолько возбуждает тот факт, что кто-то на самом деле хочет купить его работу, что он принимает первое (совершенно невыгодное) пред­ложение. Или он может быть очень смышленым секретарем или ассистентом, который выполняет в проекте всю важную работу и позволяет начальнику приписывать все заслуги себе. «Слепое пятно» таких людей всегда не дает им видеть собственные творческие способности. Но при этом они часто умеют хорошо преподавать творческие дисциплины.

В нашем обществе до последнего времени традиционно поддерживалось в основном творчество мужчин. Поэтому многие души, работающие над этим уроком, предпочитают воплощаться в женском теле. Очень хорошо способствует усвоению урока и недостаточная уверенность в себе, которая присутствует у многих женщин, и - как следствие - то, что жены часто скрывают свое творчество от мужей. Или творят через своих супругов, производя видимость того, что автор созданного - именно супруг. В этой ситуации муж часто выглядит крайне успешным, в то время как жена производит впечатление неспособной не то что творить, но хотя бы обеспечить себя. Однако уберите эти отношения, и «успешный» бизнес или творческий проект сразу начинает разваливаться без всякой видимой причины. Это один из многих популярных сценариев усвоения трудного урока Творения.

Вера в недостаточность и перфекционизм часто служит этим людям оправданием для того, чтобы даже не пытаться творить что-то самим. Научиться справляться со своей собственной силой Творения, находясь в физической форме, - самая сложная задача после Грации". Иллюзии полярности делают очень трудным для нас видение того, что на самом деле мы создаем свою собственную реальность в каждый отдельный момент. Добавьте к этому недостаток самоуважения, чем страдают многие из нас, и можно легко увидеть, почему мы слепы к величайшему секрету Вселенной: Тем, кто для этого урока выбрал энергетическую матрицу, может быть очень трудно даже начать заниматься творчеством. Часто они бывают так перегружены стремлением сделать все правильно, что им не удается сделать вообще ничего. Проблема начинается, когда творческая энергия сдерживается подобным образом: скоро ее давление доходит до критической точки. Веру в недостаточность люди, изучающие урок Творчества, часто «организуют» для себя как помощь в овладении этим жизненным качеством. В действительности естественное состояние Небес - это изобилие. Когда мы принимаем то, что в энергии мы бесконечны, изобилие уже больше не является проблемой. Когда мы настолько глубоко находимся в потоке, что можем подключиться к пашей творческой энергии в любой момент, мы не нуждаемся ни в чем.

Кроме перфекционизма, идеи недостаточности и черт характера, описанных выше, усвоить урок Творения нам помогают многочисленные контракты, которые мы организуем специально для этой цели. Проблемы, связанные с уверенностью в себе, так широко распространены среди тех, кто работает с этим уроком. Прибавьте любой отрицательный штамп от неумелого родителя или учителя, который в силу неверных установок не сумел оказать нам поддержку в детстве, и мы получаем идеальные условия для обучения уроку Творения. Работающие с этим уроком люди обладают очень ярко выраженными творческими способностями, но они не всегда могут это увидеть. Когда нам непрестанно повторяют, что мы не можем сделать что-то, а мы все равно успешно делаем это наперекор всему, чувство (эмоция) силы отпечатывается на нашей энергетической трубке, чтобы остаться с нами навсегда. Каждый раз, когда у нас есть возможность обрести свою собственную силу и удерживать ее, этот энергетический штамп будет призван к действию и таким образом усилен. Настоящий вызов содержится в том, чтобы научиться изменять этот штамп в положительном направлении. Многие так боятся сделать неверное движение, что не делают вообще никаких. Другими словами, мы так напуганы возможностью упасть, что даже не учимся стоять.
Основной жизненный урок № 7 - Определение
Выражение индивидуальности через границы Этот основной жизненный урок в настоящее время особенно популярен среди женщин. Большинство людей, работающих над ним, - потенциальные целители с огромным запасом эмоционального сопереживания. Они подключаются к эмоциям, моделям мышления и энергии других людей так легко и спонтанно, что часто даже не осознают, что энергия, которую они ощущают,.- это не их энергия. Из-за этого у них неминуемо возникают сложности с установлением правильных границ для себя. Обладая слабыми границами, они часто привлекают в свою жизнь манипуляторов. Обычно происходит следующее: когда эти души уходят или выводятся из одних «тяжелых» отношений, так и не овладев качеством Определения, они неосознанно притягивают в свое поле другие, столь же невыносимые отношения, которые должны помочь им все-таки выучить этот урок.

Чаще всего катализатор в жизни этих людей появляется в детстве. Если он несет с собой отрицательное влияние, то будет угрожать их границам так основательно и последовательно, что ли люди не смогут не понять, что их основная задача со­стоит именно в том, чтобы создать для себя сильные границы. Поскольку их границы слабы или вообще не существуют, определение своего «Я» для этих душ также будет слабым или несуществующим. Ключ к усвоению этого очень популярного, но трудного жизненного урока - в том, чтобы научиться ставить себя на первое место. Это не так уж легко, поскольку наше общество с детства учит нас, что быть эгоистом плохо. Но на самом деле, как бы ни старалось общество убедить нас в обратном, ставить себя на первое место во всех областях жизни - это самое важное. Обращаться с собой по-другому - значит неправильно направлять энергию. «Ставить себя на первое место» означает помещать себя перед своими детьми, брачным или сексуальным партнером, родителями, братьями и сестрами, друзьями и коллегами по работе. Вас шокирует этот призыв? Но поймите: существует огромная разница между тем, кто ставит себя в центр, и тем, кто ставит себя вперед. Да, оба помещают себя в потоке энергии на первое место, но на этом сходство заканчи­вается. У ставящего себя вперед намерение состоит в том, чтобы наполнить в первую очередь свое «Я» -для того, чтобы у него было еще больше того, что можно дать остальным. Чтобы достичь Мастерства в уроке Определения, вы должны опреде­лить свои границы и привыкнуть к тому, что во всех ситуациях нужно ставить себя на первое место.

У этого качества есть и другой аспект. Почему многие люди, занятые этим уроком, испытывают такие трудности с определением своих собственных границ? Потому что у них нет понятия о том, где заканчивается их энергетическое поле и начинается поле другого. Парадокс в том, что именно эта крайняя чувствительность делает этих людей такими могуще­ственными целителями. И самое мощное слово, которое они могут научиться использовать, - это слово «нет».
Основной жизненный урок № 8 - Честность
В гармонии со своим «Я» Случалось ли с вами такое, что вы смотрите по телевизору, как кто-то говорит речь, и чувствуете, что, хотя каждое его слово правильно, вы не можете согласиться с тем, что он говорит? Бывало ли у вас когда-нибудь во время разговора четкое ощущение, что собеседник говорит одно, а чувствует другое? Если да, то вы, скорее всего, имели дело с человеком, работающим над жизненным уроком Честности Как известно, у всех нас есть разные грани. Выравнивание и совмещение этих граней для того, чтобы производить одну гармоничную вибрацию, - сложная задача. Качество Честности определяется как способность совместить все эти разные грани и стороны для образования одной гармоничной вибрационной линии.

В поле каждого человека существует четыре линии вибрации. Это тонкие вибрации, которые мы излучаем, сами не осознавая этого. Это та «энергетическая вибрация», которая «движется впереди нас», когда мы входим в комнату, и по­зволяет друзьям на том конце телефонного провода «угадать», когда им звоним именно мы. Усвоение жизненного урока Чест­ности зависит от нашей способности гармонично объединить эти четыре линии. Вот эти Четыре Вибрационные Линии Честности: 1. То, что мы говорим. 2. То, как мы действуем. 3. То, что мы думаем. 4. То, во что мы верим.

Если одна или более из этих линий не согласуется с другими, вибрация, которую мы передаем, будет расплывчатой и неясной. Периодически одна линия будет пересекать другую или другие, гася их и размывая общий сигнал, передаваемый во вселенную. Когда такое случается, размытый результат возвращается во всех наших творениях, что, в свою очередь, приводит к тому, что людям становится сложно понять нас или поверить нам. Это не только сбивает с толку, но и заставляет нас сомневаться в себе, что, конечно, размывает наше энергетическое поле еще больше. Выравнивание наших личных линий вибрации - это все, что требуется для того, чтобы войти в состояние вибрационной Честности. Находясь в этом состоянии, мы хорошо взаимодействуем с другими, что не только помогает нам в отношениях с ними, но и облегчает процесс контакта и объединения с нашим Высшим «Я». Овладение сознательным движением в полной гармонии - самый важный шаг в овладении Честностью.

Примечателен тот факт, что многие люди, работающие с уроком Честности, выбирают профессию, которая помещает их в поле пристального внимания общественности. Некоторые выбирают сцену, другие - политику или спорт. Удивительно, но многие даже становятся духовными лидерами. Они не знают о том, что не обладают Честностью. И поскольку этого не видят они сами, нам также простительно не осознавать это. Вот почему люди с такой легкостью попадают в сети шарлатанов, всяческих «гуру» и прочих лидеров с неясными мотивами поведения. Но в общем и целом большинство из нас все-таки ощущают это на каком-то уровне. Как будто наша «антенна» улавливает тот факт, что в их энергетическом поле присутствуют какие-то «помехи». По иронии судьбы, именно эта несвязность часто делает этих людей такими привлекательными для нас. Мы не осознаем, что в них привлекает нас так сильно. Когда мы видим что-то совершенно идеальное, это просто воспринимается как должное. Затем мы видим что-то не менее красивое, но с одним малюсеньким недостатком, выделяющим это «что-то» из общего ряда, - и застываем очарованные. Мы просто не можем отвести глаз от этого несовершенства.
Основной жизненный урок № 9 - Любовь
Любовь к себе Ключ к усвоению жизненного урока Любви - в том, чтобы научиться любить себя без всяких условий и в первую очередь. Любовь - это основа того, что мы называем Вселенской Энергией. Вся энергия исходит из основания Любви, и мы все ощущаем эту основную энергию как эмоцию Любви. Эмоции - это связующее звено между энергетическими матрицами и энергетическими трубками, на которые записывается весь жизненный опыт. Поскольку мы находимся в пространстве полярности, нам, людям, нужно испытать на себе одну полярность, чтобы понять другую. Самая сильная из всех эмоций - Любовь, а полярной противоположностью Любви является Страх.

Вот почему те, кто работает с основным жизненным уроком Любви, часто попадают в замкнутый круг страха. Некоторые втягиваются в страх, увлекаясь различными теориями заговора и драматическими коллизиями. В зависимости от того, где они находятся на своем пути к Мастерству, эти люди дарят больше или меньше любви окружающим. Проблема лишь в том, что во многих случаях они делают это из-за страха остаться в одиночестве. У этого урока много аспектов, самый главный из которых предполагает развитие способности любить самих себя. Чтобы люди увидели и испытали любовь, они должны быть способны испытать ее противоположность. Противоположностью любви является вакуум, который остается, когда любви больше нет. Этот вакуум люди ощущают в себе как эмоцию страха. По тому же принципу, согласно которому любовь - основа всякой энергии, страх - основа всякого отсутствия.

Страх лежит в основе всех негативных эмоций. Но как темнота исчезает, когда на нее прольется свет, так и страх можно преодолеть присутствием любви. Темнота - лишь отсутствие света. Страх - лишь отсутствие любви. Самое первое проявление любви, наиболее сложное для усваивающих этот урок, - это любовь к себе. Сделать следующий шаг возможно только при условии, что человек любит другого в той же степени, что и себя. Бог внутри, а не снаружи. Вот почему мы должны научиться любить прежде всего себя. Проявления любви, которые мы обнаружим в Новой Энергии, будут прямым отображением этой простой истины. Сколько раз вы слышали, как люди жалуются на то, что чувствуют себя нелюбимыми и одинокими? Они безнадежно пытаются найти другого человека, чтобы разделить с ним свою жизнь, но, похоже, любовь все время обходит их стороной. Они не могут понять одного: любовь, которой они жаждут, нельзя найти, находясь в негативном состоянии. Говоря себе, что они не могут быть полными до тех пор, пока другой не завершит их, они тем самым помещают себя в вакуум. А какую любящую личность привлечет вакуум?

Многие люди говорят, что ищут любовь, но на самом деле имеют в виду, что ищут кого-то, кто будет любить их. Они гораздо быстрее добились бы успеха, если бы, вместо того чтобы искать кого-то, кто их полюбит, сосредоточились на поисках путей дарить любовь. Поскольку только через акт дарения любви мы можем настроить энергию для того, чтобы быть любовью и, таким образом, получить любовь. В более высоких вибрациях Новой Планеты Земля мы начнем испытывать более чистую любовь. Раньше большинство наших отношений были основаны на любви с условиями. Даже наши брачные обеты - это фактически перечисление условий любви. Это не хорошо и не плохо. Это просто означает, что чем больше чистой, безусловной любви мы сможем вложить во все наши отношения, тем легче этим отношениям будет перейти в более высокие измерения.
Основной жизненный урок № 10 - Доверие
Верить в себя Жизненный урок Доверия прост для понимания, но очень сложен для усвоения. Если работающие с ним выбирают для содействия позитивного катализатора, обычно таковым выступает отец или мать. Они поддерживают человека в его вере в то, что он может сделать все, что захочет, если только будет помнить об этом.

Однако если человек оговаривает в своем контракте, что ему нужен отрицательный катализатор, последний часто приходит в виде родителя, который плохо с ним обращается, обеспечивая таким образом условия для того, чтобы человек быстро понял: доверять нельзя никому, и прежде всего себе. В этом случае урок будет усвоен в виде энергетического штампа. Конечная цель жизненного урока Доверия - научиться доверять в первую очередь себе. Люди, работающие с основным уроком Доверия, часто встречаются с большими трудностями, когда учатся доверять себе, принимать и удерживать свою собственную силу. Однако, когда этот урок усвоен ими, они часто идут по жизни, руководствуясь внутренним чувством направления, и всегда выглядят и действуют так, словно точно знают, куда идут. В конце концов эти люди должны научиться настолько доверять себе, чтобы им уже не нужно было знать. Однажды научившись Доверию, мы можем позволить себе быть уязвимыми. Разрешая себе быть уязвимыми, мы превращаем свои слабости в сильные черты.
Основной жизненный урок № 11 - Истина
Ответственность Жизненные уроки Истины и Доверия очень близки, и их часто путают. Когда человек выбирает овладевать Истиной, его энергетическое устройство приведет к тому, что у него возникнут проблемы с различением и отстаиванием своей правды. Когда человеку трудно придерживаться своей собственной истины, он склонен принимать истину других. Он всегда будет искать самую новую книгу, самую свежую концепцию, самую «крутую» идею, которой сможет следовать. «Слепое пятно» Истины Когда люди находятся на ранней стадии Мастерства, обычно они не могут быть совершенно откровенными с самими собой. Это очень сложное место для любого из нас, поскольку мы никогда наверняка не знаем, где мы, и, следовательно, чувствуем себя вынужденными определять себя по другим. Истина не просто ускользает от нас: мы и сами часто создаем иллюзии, чтобы обосновать свой выбор.

На этой стадии Мастерства выбравшие усваивать этот урок в виде энергетической матрицы ищут любую возможность избежать ответственности за свои действия. Они часто оказываются в замкнутом круге, выискивая указания извне, а не при­слушиваясь к своим собственным побуждениям. Иногда у них возникают проблемы с честностью в отношении других. Они могут говорить неправду и придумывать оправдания вместо того, чтобы честно сказать, что на самом деле происходит в их жизни. Зачастую они живут в придуманном мире. Большие проблемы возникают тогда, когда они сами начинают верить в свои выдумки, потому что это полностью отделяет их от других.

Когда человек работает с Истиной на более высоком уровне Мастерства, он часто становится учителем или лидером, который способен охватить много различных оттенков истины без привязанности к какому-либо одному. Усвоение этого жизненного урока также ведет к пониманию того, что истина основана исключительно на личном восприятии и что только путем изменения восприятия можно увидеть много других истин, а не только одну свою. Абсолютная честность Мастерства в овладении этим качеством можно достичь только путем абсолютной честности с самим собой. Это означает взять на себя полную ответственность за свои мысли и действия. Я не говорю, что действия и мысли должны быть идеальными - они лишь должны быть своими. Когда вы начнете брать на себя ответственность за свою реальность, начнется и ваше овладение Истиной. Люди этого урока - постоянные искатели, всегда ищущие ответы на свои вопросы. Они склонны отказываться от своих впечатлений, чувств и мыслей и принимать вместо них чужие. Глазами других Люди, которые только начинают знакомиться с этим уроком, обычно смотрят на себя глазами других людей. Они хорошо видят точку зрения других, но когда дело доходит до их видения - обнаруживается «слепое пятно». Это люди, которые всегда судят себя по тому, что, как они думают, другие думают о них.
Основной жизненный урок № 12 - Грация
Идти по жизни в гармонии со всем сущим Грация - последний шаг на пути к Мастерству. Это не только самый последний урок, над которым мы работаем, но еще и самый красивый. Постигая этот урок, человек узнает, что на самом деле важен не конечный пункт назначения. Главное - это сам путь и то изящество, с которым мы этот путь проходим. Вы замечаете, что скучаете по Дому? Вы чувствуете, что однажды вы пробудились в этом неудобном теле, в котором здесь живете, и теперь тратите большую часть своей энергии в поисках обратного пути Домой? Если ответ на эти вопросы - «да», тогда вы еще не усвоили жизненный урок Грации. Люди вообще очень редко доходят до работы над этим уроком. Грация - это подключение к тому, что Группа называет Вселенской Энергией - энергией, которая соединяет все сущее. Жизненный урок Грации укрепляет нашу связь с энергией, которая протекает между всеми вещами. Будучи людьми, мы, естественно, обладаем иллюзией отделенности друг от друга. Связь со Вселенской Энергией часто ощущается как связь с собственным Высшим «Я», или как связь с Духом.

На первый взгляд, легко перепутать жизненный урок Грации с уроком Милосердия (движения по жизни в гармонии с другими людьми). Когда человек приступает к усвоению этого жизненного урока, он обретает интуитивное знание и живет в гармонии со всеми вещами и существами на всех уровнях. Многие рассказы о мастерах-учителях в истории человечества дают точное описание человека, приближающегося к усвоению именно этого урока. Эта связь дает понимание времени, пространства и энергии, которое на данный момент истории человечества довелось испытать немногим.

Сама природа качеств Грации такова, что это всегда последний урок, усваиваемый человеком. Поскольку большинство душ завершают свой земной опыт после усвоения восьми-десяти уроков, очень немногие люди вообще когда-либо работают с этим уроком. Это рисует нам картину «контракта для посвященных», исполняемого только избранными душами. Но поверьте мне: отважные души, которые решаются поработать над уроком Грации, редко ощущают себя какими-то особенными. Нет, они скорее чувствуют себя так, словно обладают недостатком, которого нет ни у кого больше. Работающие с основным уроком Грации всегда хотят увидеть самую большую картину. Они стремятся узнать, как все в мире взаимосвязано. Они нисколько не интересуются секретами земной жизни: им подавай секреты Вселенной!
По книге Стива Ротера "Двенадцать основных жизненных уроков"

«В XX веке мы наблюдали ужасы двух мировых войн, зверства Сталина, Гитлера, Мао, Пол Пота, события в Руанде и другие проявления геноцида. В XXI столетии мы стали свидетелями продолжающегося геноцида в Дарфуре (Западный Судан) и войны в Ираке. У многих это создает ощущение, что современность принесла нам страшное насилие. И что мы сильно отдалились от той гармонии, в которой жили первобытные люди. Вот выдержка из статьи 2005 года во влиятельной газете Boston Globe: «Жизнь индейцев была трудной, но у них не было проблемы безработицы, гармония в обществе была неколебимой, наркомания была им незнакома, преступности почти не существовало. Войны между племенами были в большей степени ритуальными и редко приводили к массовым убийствам». Вы все знакомы с такими умилительными теориями. Но я представлю доказательства того, что данное понимание ситуации неверно. В реальности наши предки были гораздо более склонны к насилию, чем мы. Уровень насилия снижался в течение длительных периодов времени. И сегодня, вероятно, мы живем в самое мирное время за всю историю человечества.

Снижение уровня насилия – это фрактальный феномен. Его можно наблюдать в течение тысячелетий, веков, десятилетий и нескольких лет. Давайте совершим путешествие через несколько порядков временной шкалы – начиная от масштаба тысячелетий и заканчивая годами. 10 000 лет назад и ранее все люди жили как охотники-собиратели без постоянных поселений и правительств. Этот период обычно считается эпохой изначальной гармонии. Однако археолог Лоуренс Кили (Lawrence Keeley), изучая уровни боевых потерь среди современных охотников – собирателей (это лучший источник информации о таком уровне жизни), пришел к другому выводу. Он подсчитал, что процент смертей мужчин на войне в разных племенах охотников и собирателей варьирует от 60% до 15%. В то время как процент всех насильственных смертей в США и Европе в XX веке, включая потери в обеих мировых войнах, составляет чуть больше 1%. Если бы уровень смертности племенных войн имел место в XX веке, то погибло бы не 100 миллионов человек, а 2 миллиарда.

Если мы обратимся к эпохе Средневековья, то заметим, что социально санкционированные формы насилия сократились с тех пор весьма заметно. Например, расчленение и пытки тогда были обычными формами наказания за преступления. За то нарушение, за которое сегодня вам выпишут штраф, в те времена вам вырезали бы язык, отрезали уши, ослепили, отрубили бы руку и так далее. Смертная казнь была наказанием за многочисленные ненасильственные преступления: критику в адрес короля, кражу куска хлеба. Подробная статистика убийств в европейских средневековых деревнях, городах и графствах, такова: примерно 100 смертей на 100 000 населения в год, в то время как сегодня уровень умышленных убийств в большинстве стран Европы не превышает трех на 100 000 человек.

Почему же современное насилие кажется нам столь масштабным? Я думаю, на это имеется много причин. Одна из них – это лучшие средства оповещения: Associated Press – лучший летописец войн, нежели монахи XVI века. Имеет место когнитивная иллюзия: чем проще вспомнить конкретные примеры чего-либо, тем выше вероятность того, что вы будете убеждены в этом. События, о которых мы читаем в газетах с шокирующими фотографиями, откладываются в памяти лучше, чем сообщения о смерти большего числа людей от старости в собственных постелях.

Кроме того, ограничению насилия сопутствовало устранение психологических установок, связанных с восхвалением насилия. Сегодня мы тревожимся – и справедливо, – когда нескольких убийц казнят с помощью смертельной инъекции в Техасе после 15-летнего аппеляционного процесса. Мы не учитываем, что пару сотен лет назад они могли бы быть сожжены у столба за критику в адрес короля после суда, длящегося 10 минут. А происходило подобное регулярно. Сегодня мы смотрим на смертную казнь как на свидетельство того, сколь низким может быть наше поведение, а не того, сколь высоко поднялись наши гуманистические стандарты.

Почему уровень насилия снижается? На самом деле никто этого не знает, но я могу назвать четыре объяснения, каждое из которых, по-моему, содержит долю правды.

Централизация . Томас Гоббс был прав, утверждая, что в догосударственный период жизнь была «одинокой, бедной, грязной, жестокой и короткой». Не потому, утверждал он, что люди имеют врожденную жажду крови или агрессивные инстинкты, а из-за самой логики анархии. В состоянии анархии имеется постоянное искушение напасть на соседа упреждающе, прежде чем он нападет на тебя. Один из способов решить эту проблему – сдерживание: вы не наносите удар первым, но публично заявляете, что будете беспощадно мстить, если на вашу территорию вторгнутся. Это значит, что вы должны мстить за все выпады, что приведёт к новым виткам кровавой вендетты. Решение Гоббса, «Левиафан», состоит в том, чтобы доверить право легитимного использования насилия отдельному демократически выбранному агентству – «левиафану», – тогда это уменьшит искушение атаковать, поскольку любая агрессия будет наказываться, что сведет ее эффективность к нулю. И действительно, период сокращения уровня убийств в Европе совпал с усилением централизованных государств. Это - аргумент в пользу теории «левиафана».

Ценность жизни. Второе объяснение состоит в том, что в древности, когда страдания и ранняя смерть были обычными в жизни человека, люди редко раскаивались, принося страдания и смерть другим. Когда технологии и экономическая эффективность сделали жизнь дольше и приятнее, возросла ценность человеческой жизни в целом . Таков аргумент политолога Джеймса Пейна.

Выгода . Третье объяснение разработано журналистом Робертом Райтом. Райт показывает, что при некоторых обстоятельствах кооперация, в том числе ненасилие, может принести пользу обеим взаимодействующим сторонам , например, прибыль в торговле, когда обе стороны обмениваются излишками и оказываются в выигрыше, или когда обе стороны складывают оружие, экономят на военных расходах и не вынуждены больше постоянно воевать. В результате другие люди больше ценятся, когда они живы, а не мертвы, и насилие сокращается по эгоистическим причинам.

Эмпатия . Философ Питер Сингер считает, что эволюция наделила людей чувством эмпатии: способностью относится к интересам других людей как к сравнимым с собственными. В ходе истории круг друзей и родных, к которым человек был готов проявить эмпатию, расширялся – до деревни, клана, нации, других рас, другого пола и, согласно аргументам Сингера, круг должен расшириться до других чувствующих животных. Вопрос в том, что стоит за этой экспансией?

Возможно, расширяющиеся круги сотрудничества, о которых говорит Роберт Райт. Логика золотого правила: чем больше ты думаешь о других и взаимодействуешь с другими людьми, тем больше осознаешь, что бессмысленно ставить свои интересы превыше чужих, по крайней мере, если ты хочешь, чтобы к тебе прислушались. Ты не можешь сказать что «мои интересы особенные, более ценные, чем твои». Причиной может служить космополитизм: история, журналистика, память, литература, путешествия, грамотность – все, что позволяет нам представить себя на месте других людей, к которым мы, возможно, относились как к «недочеловекам», а также осознать случайную природу нашего собственного положения, что «очень может случиться, что так судьба распорядится тобою или мною».

Чем бы оно ни было вызвано, сокращение насилия имеет глубокие последствия. Оно должно вызывать не только вопросы «Почему идет война?», но и «Почему наступил мир?». Не только «Что мы делаем не так?», но и «Что мы сделали правильно?». Потому что что-то мы сделали правильно, и несомненно, хорошо было бы понять, что именно.

Стивен Пинкер (Steven Pinker), американский когнитивный психолог, профессор Гарвардского университета, автор нескольких книг, в том числе – «The Better Angels of Our Nature. The Decline of Violence in History and Its Causes» («Добрые ангелы нашей природы. Уменьшение насилия в истории и его причины» (Penguin Books, 2011). Слушайте лекцию Стивена Пинкера «The surprising decline in violence» на сайте ted.com.

Пинкер меня не в первый раз удивляет. Не то чтобы я был о нем худшего мнения, но я обычно не ожидаю такого сильного впечатления от длинной нехудожественной книги.

Это местами подстрочник, местами пересказ отрывка из введения, из которого примерно понятно, о чем будет дальше. Я там время от времени начинал выделять каждый второй-третий абзац, и в результате получилось слишком много, чтобы я мог хотя бы выбрать, какие отрывки еще пересказать. Собственно идеи звучат довольно просто и очень странно, но собранные данные хороши и в большинстве длинных рассуждений я слабых звеньев не увидел.

“Эта книга - история о шести тенденциях, пяти демонах и четырех ангелах человеческой природы и пяти исторических процессах.

1) Шесть тенденций (главы 2–7).

Чтобы увязать многочисленные эпизоды, показывающие, как в жизни нашего вида стало меньше насилия, я объединяю их в шесть основных тенденций.

  • Первой из них, занявшей несколько тысячелетий, стал переход от анархического состояния охотников и собирателей, в котором наш вид провел большую часть своей эволюционной истории, к первым земледельческим цивилизациям с городами и правительствами, начавшийся примерно пять тысяч лет назад. С этим переходом связано снижение “естественного” количества постоянных набегов и усобиц между соседями и примерно пятикратное уменьшение количества насильственных смертей. Я называю этот переход процессом укрощения.

  • Второй переход занял более пятисот лет и лучше всего задокументирован в Европе. В период между Средневековьем и ХХ в. в европейских странах количество убийств сократилось в 10–50 раз. Социолог Норберт Элиас в своей книге “Процесс цивилизации” называет причиной этого удивительного сокращения объединение мелких феодальных территорий в крупные королевства с центральной властью и торговой инфраструктурой. Следом за ним я называю эту тенденцию процессом цивилизации.
  • Третья трансформация началась в 17–18 веках в эпоху Просвещения (хотя у нее были предшественники в классической Греции и в эпоху Ренессанса, а также параллели в других частях света). В это время появились первые организованные движения за отмену таких социально одобряемых форм насилия, как деспотизм, рабство, дуэли, пытки в судебных процессах, убийства по мотивам суеверий, жестокие наказания и жестокое обращение с животными. Историки иногда называют этот процесс Гуманитарной революцией.
  • Четвертый переход состоялся после конца Второй мировой войны. Две трети столетия спустя наблюдается исторически беспрецедентное положение: могущественные державы и вообще развитые государства перестали воевать между собой. Историки назвали это состояние Долгим миром.
  • Пятая тенденция тоже относится к вооруженным конфликтам, но проявляется не так заметно. Хотя читателям новостей должно быть трудно в это поверить, но после конца Холодной войны в 1989 количество организованных конфликтов всех видов: гражданских войн, геноцидов, репрессий в странах с автократическими режимами и террористических атак - сократилось по всему миру. Поскольку это новое положение дел еще не выглядит устойчивым, я буду называть его Новым миром.
  • Наконец, в послевоенную эпоху, начавшуюся с символического принятия Всеобщей Декларации прав человека, мы видим растущее противодействие агрессии в меньших масштабах, включая насилие против этнических меньшинств, женщин, детей, гомосексуалов и животных. Эти производные от идеи прав человека - гражданские права, права женщин, детей, ЛГБТ и животных - были установлены каскадом движений начиная с 1950-х до сегодняшнего дня, который я буду называть Революцией прав.

2) Пять демонов

Многие люди интуитивно представляют себе насилие в виде гидравлической системы: будто у людей есть внутреннее стремление к агрессии (инстинкт смерти или жажда крови), которое накапливается и которое время от времени нужно выпускать. Современная наука совершенно по-другому понимает психологию насилия: агрессия не может быть результатом одного стремления или нарастающего позыва; она может быть результатом нескольких психологических систем, которые отличаются по запускающим их внешним воздействиям, внутренней логике, нейробиологической основе и социальному распределению. Пять из них описаны в главе 8:

  • Хищническое или инструментальное насилие используется просто как средство достижения цели.
  • Доминирование - стремление к влиянию, престижу, славе и власти, которое может принимать формы от мачизма до борьбы за превосходство среди расовых, этнических, религиозных или государственных сообществ.
  • Месть - результат нравственного стремления к справедливости, требования расплаты и наказания.
  • Садизм - получение удовольствия от страдания другого.
  • Идеология - общая система убеждений, обычно включающая утопическое видение будущего, оправдывающее неограниченное насилие ради неограниченного блага.

3) Четыре добрых ангела (глава 9)

Люди по своей природе не добры (и не злы), но они наделены способностями, которые могут направить их от насилия к сотрудничеству и альтруизму:

  • Эмпатия дает нам возможность чувствовать чужую боль и учитывать чужие интересы, как свои.
  • Самоконтроль позволяет нам предвидеть последствия импульсивных действий и предупреждать их.
  • Нравственное чувство сакрализует множество норм и табу, которые регулируют взаимодествия людей внутри культуры, иногда уменьшая уровень насилия, но иногда увеличивая его.
  • Способность рассуждать позволяет нам освободиться от узости своей единственной точки зрения, рефлексировать о нашем образе жизни, придумать, как его улучшить, и эффективнее пользоваться возможностями остальных “ангелов” человеческой природы.

4) Пять исторических сил (глава 10):

В последней главе я постараюсь объединить психологию и историю и назвать внешние силы, которые дали преимущество нашей мирной стороне и обусловили понижение уровня насилия.

  • Левиафан - государство с судебной системой и монополией на законное применение силы - способно ослаблять искушение подданных применить насилие ради выгоды, сдерживать их стремления к мести и обходить их самооправдывающие предубеждения, из-за которых все считают, что правда на их стороне.
  • Коммерция - это игра с положительной суммой, в которой все участники могут быть в выигрыше; по мере того как технический прогресс позволяет обмен товарами и идеями на бóльших расстояниях и между бóльшим количеством участников, окружающие люди становятся ценнее живыми, чем мертвыми, и с меньшей вероятностью подвергаются демонизации и дегуманизации.
  • Феминизация - это процесс, в котором культуры постепенно признают ценность и интересы женщин. Поскольку насилие свойственно в большей мере мужчинам, культуры, в которых женщины имеют влияние, как правило, уходят от прославления насилия и в них не так часто возникают опасные субкультуры незанятых юношей.
  • Такие движущие силы космополитизма, как грамотность, возможность путешествовать и средства массовой информации, позволяют людям принимать точку зрения других, непохожих на них людей, и расширять свой круг эмпатии, чтобы включить их в него.
  • Наконец, постоянно расширяющееся применение знаний и рационального мышления к человеческой жизни - “эскалатор разума” - может помочь людям признать бессмысленность циклов насилия, ограничить предпочтение собственных интересов перед общими, и подойти к насилию как к проблеме, которую следует решить, а не как к состязанию, которое нужно выиграть.

Когда знаешь о том, что насилие отступает, мир выглядит по-другому. Прошлое кажется менее невинным, а настоящее - менее ужасным. Начинаешь ценить маленькие дары совместного существования в мире, которые нашим предкам показались бы утопией: люди разных рас могут быть одной семьей и вместе играть в общественном парке; комики могут отпускать шутки о главнокомандующих; государства находят способы спокойно отступить от эскалации конфликтов вместо развязывания войн. Я не хочу сказать, что это знание приводит к благодушию: мы сейчас живем в мире, потому что наши предшественники ужасались насилию в свое время и боролись против него, и нам так же следует бороться с тем насилием, которое остается в наше время. Именно признание, что уровень насилия падает, помогает понять, что эта борьба стоит усилий. До сих пор мы могли рассуждать о человеческой бесчеловечности в моральных категориях. Теперь, когда мы знаем, что она отступает под давлением каких-то факторов, мы можем размышлять о ней в категориях причины и следствия. Вместо вопроса “Почему люди воюют?” мы можем спросить “Почему люди живут в мире?”, и задуматься не только о том, что с нами не так, но и о том, что у нас получается хорошо. Потому что мы определенно что-то делаем правильно, и хорошо бы знать, что именно.”

The Better Angels of Our Nature, by Steven Pinker

Shortlisted for the Samuel Johnson Prize 2012This acclaimed book by Steven Pinker, author of The Language Instinct and The Blank Slate, argues that, contrary to popular belief, humankind has become progressively less violent, over millenia and decades. Can violence really have declined? The images of conflict we see daily on our screens from around the world suggest this is an almost obscene claim to be making. Extraordinarily, however, Steven Pinker shows violence within and between societies - both murder and warfare - really has declined from prehistory to today. We are much less likely to die at someone else"s hands than ever before. Even the horrific carnage of the last century, when compared to the dangers of pre-state societies, is part of this trend. Debunking both the idea of the "noble savage" and an over-simplistic Hobbesian notion of a "nasty, brutish and short" life, Steven Pinker argues that modernity and its cultural institutions are actually making us better people."One of the most important books I"ve read - not just this year, but ever ... For me, what"s most important about The Better Angels of Our Nature are its insights into how to help achieve positive outcomes. How can we encourage a less violent, more just society, particularly for the poor? Steven Pinker shows us ways we can make those positive trajectories a little more likely. That"s a contribution, not just to historical scholarship, but to the world" Bill Gates"Brilliant, mind-altering ... Everyone should read this astonishing book" David Runciman, Guardian"A supremely important book. To have command of so much research, spread across so many different fields, is a masterly achievement. Pinker convincingly demonstrates that there has been a dramatic decline in violence, and he is persuasive about the causes of that decline" Peter Singer, New York Times"[A] sweeping new review of the history of human violence... the kind of academic superbrain that can translate otherwise impenetrable statistics into a meaningful narrative of human behaviour...impeccable scholarship" Tony Allen-Mills, Sunday Times"Written in Pinker"s distinctively entertaining and clear personal style...a marvellous synthesis of science, history and storytelling" Clive Cookson, Financial Times"Pinker"s scholarhsip is astounding...flawless...masterful" Joanna Bourke, The TimesSteven Pinker is the Johnstone Family Professor in the Department of Psychology at Harvard University. Until 2003, he taught in the Department of Brain and Cognitive Sciences at MIT. He conducts research on language and cognition, writes for publications such as The New York Times, Time and Slate, and is the author of six books, including The Language Instinct, How the Mind Works, The Blank Slate and The Stuff of Thought.