Как получить доверие человека. Как завоевать доверие и расположение человека. Как завоевать доверие Предпринимателя

Добавить в избранное

Зависть - это отрицательное качество личности и склонность испытывать, горечь и печаль и сожаление, неудовлетворенность от благополучия или успеха другого человека

Зависть проявления и свойства
Зависть проявляется в желании воспользоваться чужим счастьем, или испытывать глубокое сожаление, что кто-то другой лучше тебя с материальным положением и счастьем.

Первоисточником и основной причиной Зависти является целый клубок более глубоких и отрицательных свойств характера человека. Называется это . Зависть это и один из семи

Это корень неисчислимых Зол, червь, подтачивающий любое добро! Взгляд с любой стороны на Зависть, выделяет в ближнем окружении только и .

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение становится неотъемлемой частью его жизни, глубокой отрицательной привычкой.

Свойство зависти - это абсолютно все отрицать в свой адрес! Зависть не принимает обвинений, она и во всем права, на все есть оправдание. Переубедить завистливого человека невозможно.

Виды зависти - корыстная, бескорыстная, благостная

Зависть это такое, как бы, особое чувство справедливости, двух видов: корыстная и бескорыстная.

Корыстная говорит - Хочу, чтобы и у меня это было! Бескорыстная и подлая - За что ему так повезло? Хочу, чтобы у него этого не было! Тем не менее бескорыстная Зависть это энергетический посыл неудовольствия и посыл принижения другого.

Корыстная Зависть это страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедами. От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие.

Благостная зависть у благостных людей проявляется в приятном пожелании добра и хвалебных высказываниях. Благостная личность, заметив в поведении окружающих что либо неправильное, подавляет в себе желание резкой критики и, тем самым, достигает не завистливости. Подумав и взвесив только после этого сильная Личность дает оценку. Основное отличие Благостной зависти в бескорыстии.

Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы учитель их лишился.

Цель Зависти

Цель Зависти в том, чтобы того, кому она завидует, увидеть в неблагополучии. Направленная отрицательная энергия, мощная и зависит от глубины чувства Зависти.

Зависть – это конфликт двух эгоистичных свойств характера Эгоизма и Корысти. Когда человека направляет на действия и поступки Эгоизм и Корысть и преследует свои интересы, он всегда сталкиваться с интересами окружающих вызывая конфликт с желаниями других.

Может быть Зависть испытывает Оргазм? Физиология Зависти

Как сильное порочное чувство, Зависть должна была бы вознаграждать человека, Может он должен, что то получает взамен? Может быть вопрос именно в этом? Может человек при глубоком и удовлетворенном чувстве Зависти испытывает оргазм? подсознательно мозг себя стимулирует гормонами? Ответ - нет, нет таких данных или исследований не подтверждают эту версию!

Зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы. Зло разъедает изнутри, как морально так и физически. Есть данные некоторых исследований о зависимости болезней
На биологическом уровне у завистников часто страдает печень, поскольку печень перерабатывает все яды. Гипертония также часто преследует завистников.

Если Вы заметили, что испепеляющий взгляд Зависти направлен в Вашу сторону, сразу нужно дистанцироваться от этого человека .
Прежде всего уберите открытость Вашей души . Захлопните рот на замок. Опущенный взгляд, дистанция . Поберегите себя для более достойных собеседников! Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает сильное негативное влияние и на того, кому завидуют.

Еще одна концепция современной жизни. Большей частью она касается современных Женщин, ощутивших силу свободы которую дают материальные блага, такие как автомобиль, квартира, деньги. Самодостаточность - как концепция демократии и феминизма, это полный бред! Счастье женщины в том, что именно она дарит людям, мужу и детям!

И жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть, одиночество, старость и глубокое разочарование жизнью!

Взгляд на Зависть по эзотерическим законам

По эзотерическим законам Вселенной взгляд на Зависть следующий: Завистник вызывает Cмерть на себя. Зависть – это высшая форма проявления насилия относительно другого человека, и только Смерть может избавить человека от Зависти. Так действует зависть, разрушая человека и причиняя ему сильные страдания.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

Зависть причины

Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше - хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

Признаки зависти

Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

Как научится распознавать признаки зависти? Язык жестов поможет осознать и увидеть признаки зависти вашего собеседника. Следите внимательно за лицом собеседника. Натянутая улыбка отражает двойственное состояние человека. Легче простого сымитировать улыбку. О неискренней улыбке говорит кривая улыбка рта и отсутствие блеска в глазах. Если вы заметили улыбку собеседника одним ртом – это неискренняя мимика, а всего лишь маска. Завистливая улыбка открывает или закрывает зубы, может быть менее широкой, чем обычная. Губы при этом напряженные, уголки рта зачастую неестественно растянуты. Человек вовсю пытается показать радость, преодолевая при этом собственное сопротивление. Улыбка визуально выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, уголки губ при этом опущены вниз, глаза колкие и внимательно наблюдающие. Человек неосознанно сам гасит свою улыбку. Иногда человек улыбается только одной стороной, показывая скорее ухмылку, чем саму улыбку. Голова при этом наклонена в сторону. Такое поведение проявляют скорее скептики. Иногда человек прищуривает глаза, а руки держит возле рта, прикрывая его. Закрытые позы (руки, спрятанные за спину, в карманы) говорят о желании человека отгородиться.

Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

Исследование зависти

Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости. Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на . Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

Виды зависти

Зависть можно охарактеризовать такими эпитетами: едкая, враждебная, жгучая, лютая, жестокая, затаенная, злобная, злая, беззлобная, хорошая, почтительная, бессильная, свирепая, дикая, невыразимая, неимоверная, сильная, мучительная, безграничная, легкая, безудержная, безграничная, глубокая, невольная, острая, неутоленная, простая, ревнивая, рабская, робкая, страшная, смертельная, тайная, тихая, откровенная, унизительная, хитрая, черная, холодная, белая, всемогущая, щемящая, сальерическая, сатанинская.

М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

Чувство зависти

Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

Психология зависти

Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

Подростковая зависть

Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

Как избавиться от зависти

Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и . Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, . Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

Что такое зависть? Каковы причины зависти и откуда она берется? Чем она может быть опасна? В этой статье вы найдете пусть и не исчерпывающие, но зато достаточно подробные ответы на все эти вопросы.

Зависть – это чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом и превосходством другого человека. Завистник видит объект своей зависти победителем, а себя проигравшим, и в этот момент никакие разумные доводы на него не действуют, его охватывают негативные эмоции.

Зависть плохое чувство , она способна превратить чужой успех в чувство собственной неполноценности, чужую радость в собственное недовольство и досаду. Зависть заставляет человека испытывать целый букет негативных эмоций – обиду, недоброжелательность, злобу, агрессию. Правда бывает и «белая» зависть, когда все-таки преобладает чувство радости за чужие успехи, хотя некоторые считают что это и не зависть вовсе, а искреннее восхищение.

Библия тоже не подразделяет зависть на «белую» и «черную», причисляя ее к смертным грехам. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего,ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего .» Библия, Ветхий Завет, «Исход» 20:17. Если обратиться к другим священным писаниям, например к «Десяти заповедям» Моисея и к посланию апостола Павла к Галатам, можно понять, что зависть заключается в желании человека обладать тем, что ему не принадлежит. Это могут быть как материальные блага, так и нематериальные ценности (красота, сила, власть, успех, добродетель и т.д.). По мнению церковных служителей, в соответствии со своими замыслами Бог дает каждому человеку то, что ему нужно. Желание же иметь то, чем ты обделен, то, что есть у другого человека, противоречит замыслам и планам Всевышнего.

Но с другой стороны быть может все-таки не стоит так категорично и однобоко смотреть на это проявление человеческих чувств, ведь развитие человечества во многом обязано именно зависти. Зависть людей к птицам подвигла к созданию летательных аппаратов, а быть может именно зависть к подводным обитателям морских глубин, послужила толчком к разработке акваланга. В науке, искусстве, спорте человеческая зависть всегда была стимулом к прогрессу, и, возможно, что без нее мы так и остались бы племенем волосатых приматов.

Откуда возникает чувство зависти

Версий возникновения зависти существует несколько. По одной из них, зависть это врожденное чувство, заложенное в нас на генетическом уровне (как и лень), доставшееся нам в процессе эволюции от предков. Приверженцы данной теории полагают, что зависть людей в первобытном обществе толкала их на самосовершенствование. К примеру, менее успешный охотник, испытывая чувство зависти к другому добытчику, успешному, старался смастерить себе более совершенное оружие (лук, стрелы, копье), придумать более хитрый план как заманить мамонта в капкан, и в конце концов ему это удавалось и он приходил с охоты победителем. Ну, или например древняя женщина (не в смысле старая), завидуя своей сопернице и ее успеху у мужчин, старалась быть с противоположным полом ласковее и учтивее, стала украшать себя, причесываться и в итоге заполучила того кто ей нравился. Женская зависть здесь стала толчком к действию.

Передача «гена зависти» своим потомкам - в общем логичная и интересная теория, но на мой взгляд она описывает лишь конструктивную, «белую зависть» и забывает о «черной зависти», которая как червяк живущая внутри человека пожирает его изнутри, заставляет его желать «счастливчику» несчастий и бедствий, и уж ни как не способствует самосовершенствованию и доброму духу соперничества . В связи с тем, что эта гипотеза возникновения у человека чувства зависти не выдерживает критики, более распространенной является теория, по которой проявление зависти у человека возникает в процессе социальной жизни.

Согласно данной точки зрения, зависть это последствие неправильных подходов воспитания ребенка. Когда родители начинают в поучительных целях сравнивать свое чадо с другими детьми, более «успешными» (послушными, воспитанными, умными, смелыми и т.д.), да так, чтоб их ребенок все слыша, они сеют в нем зерно зависти, из которого в дальнейшем и вырастают соответствующие плоды.

Если не вникать во все научные и около научные предположения о причинах завести, то можно с легкостью сказать, что они достаточно просты и лежат на поверхности. Причина зависти – это неудовлетворенность и потребность в чем-либо. Кому-то не хватает денег, и он черной завистью завидует более богатому, кого-то не устраивает собственный внешний вид и он готов проклинать более в его понимании красивого (стройного, высокого и т.п.), тот, кто нуждается в популярности и видит ее у своего коллеги, готов от чувства зависти и от досады сделать ему какую ни будь пакость. Все просто если человек испытывает в чем то нужду, смотря на более успешного, он начинает испытывать зависть. Ведь не станет человек с отменным здоровьем завидовать физическому состоянию больного, ну или человек ценящий свободу положению заключенного.

Зависть – это всегда сопоставление - других с собой, себя с другими. Завидовать – это значит постоянно жить в сложной системе отождествления и сравнения. «Лучше - хуже» - главный критерий сравнения. Завистник, сравнивая себя с кем-то, приходит к мнению, что он хуже другого. На самом деле эти два понятия не существуют сами по себе, они живут в наших головах.

Причина зависти еще и в том, что себя мы видим круглосуточно, а тех, кому завидуем - лишь мгновение. Вот и сталкиваются в противоречии: яркие вспышки чужой жизни и линия собственной жизни, видимой нами полностью; сантиметры чужих событий, подготовленных для обозрения и многокилометровые ленты нашей собственной судьбы. А дай нам возможность примерить на себя их шкуру, кто знает, чего в своей жизни нам придется потерять, какие ее значимые плюсы…

Почему нельзя завидовать или чем опасна зависть

Зависть – это отрицательная эмоция, она как и все другие негативные переживания наносит вред здоровью человека. Зависть, активируя нервную систему повышает артериальное давление, учащает пульс, способствует возникновению мышечных зажимов, нарушает работу пищеварительной системы. Зависть плохое чувство, так что прежде чем кому-либо завидовать, задайте себе вопрос: «Разве я хочу навредить своему здоровью ?».

Зависть разъедает не только тело, но и душу, если вы ощущали чувство зависти, то наверняка помните, как были несчастны. Своими мыслями и делами завистник может свести на нет все свои благие деяния, совершенные им в течение жизни.

Зависть транслирует в подсознание человека негативную программу: «Почему все так плохо в моей жизни, почему у других есть, а у меня нету ?!». Подсознание принимает эту команду (сила мысли начинает действовать): «У меня мало, у меня нет, у меня ничего нет» и, незамедлительно ее исполняет – «Нет, и не будет!». Так что, пока человек испытывает зависть к чужим материальным и нематериальным богатствам, у него нет шансов получить то, что он хочет.

Как энергетический вампир зависть заставляет людей растрачивать свои силы и энергию на постоянное отслеживание чужих успехов и удач.

Зависть опасна еще и тем, что порой она не ограничивается просто негативными эмоциями и злыми пожеланиями, а понуждает переходить к активным действиям, когда завистник начинает сплетничать и злословить, строить козни, а порой даже применяет физическую силу. Чем это может закончиться, можно понять, вспомнив историю Моцарта и Сальери.

Прискорбно, но обычно людей даже не интересует вопрос, о том, как избавиться от зависти и перестать завидовать , а ведь тем самым, они держат внутри себя постоянно действующий источник отрицательных эмоций, который не дает им чувствовать себя по-настоящему счастливыми.

Свойства и особенности чувства зависти

острее и ярче выражена в тех случаях, когда социальная дистанция между объектом зависти и завистником незначительна. Если между людьми существует большое различие в возрасте или статусе, то чувство зависти возникает редко. Более вероятно, что человек станет завидовать своему знакомому (другу, приятелю, коллеге по работе, соседу и т.д.) купившему новый автомобиль, нежели Олегу Дерипаске который приобрел очередную виллу на лазурном берегу.

Зависть присуща разным людям независимо от их национальности, характера, темперамента и пола. НО! Как стало ясно после ряда проведенных социологических исследований, зависть имеет свойство ослабевать с возрастом. Начиная с 60 лет, ее уровень заметно снижается, и наоборот те, кто входит в категорию от 18 до 25, испытываю ее острее. Все логично, молодым подавай все и сразу, и они не задумываются, каким трудом и какими жертвами зарабатываются состояния, им гораздо проще полагать, что богатство упало на человека с неба, отсюда и чувство зависти. А старые люди с одной стороны опытнее, мудрее и многое понимают, с другой же в силу возраста им много и не надо.

С латыни зависть (livor) переводится как «синева». Не зря же в народе говорят «посинел от зависти». В Китае завистника определяют по глазам, а зависть называют «болезнью красных глаз».

Кстати, слова «ненависть» и «зависть» отличаются только приставками. Можно перефразировать известную поговорку, и получиться - «От зависти до ненависти один шаг».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Зависть - это сильное чувство, которое вызывает досаду, раздражение, злость, враждебность по отношению к другому человеку, который обладает чем-либо материальным или нематериальным.

По Словарю Даля, зависть - это «досада по чужому добру или благу», завидовать - «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого».

По Словарю Ушакова, вызывается «желанием иметь то, что есть у другого».

Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»

Чувство зависти – это одно из условностей, которые навязаны нам с раннего детства. Это плод неправильного воспитания ребенка.

Ошибки воспитания, которые порождают чувство зависти у ребенка:

– Родители, воспитывая своего ребенка, сравнивают его с другими , указывая на достижения других, тем самым подчеркивают недостатки своего ребенка. Ребенок слышит это так: “Ты недостаточно хорош”, ” Ты плохой”.

Ругают и наказывают за любые оплошности и отклонения от правил, не позволяя ребенку самовыражаться и проявлять инициативу.

Заставляют делиться своими вещами и игрушками , не позволяя ребенку распоряжаться самостоятельно своими вещами. Когда ребенок говорит «мое», он тем самым обозначает свое личное пространство и то, что в него входит, то, что ему дорого. У ребенка формируется чувство собственности, границы «своего», вследствие чего, в будущем у него появится понятие «чужого».

Недостаточное проявление любви , теплых чувств со стороны родителей. Похвала или поощрение – только если ребенок выполнил задание или сделал все по правилам. Жадность родителей к поощряющим словам и гордости за своего ребенка.

Постоянное формирование чувства вины и давление на личность ребенка.

Запрет на открытое выражения счастья и радости за свои успехи , достижения, из-за боязни сглаза другими.

Внушение личных родительских установок – «жизнь тяжелая”, “что-то достигнуть трудно”, “жить тяжело”, “в жизни много проблем и трудностей” и т.д.

Выделение одного ребенка в семье , сравнение со старшими или младшими детьми …

В результате вырастает ребенок, не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, низкую самооценку, запреты и ограничения на счастливую жизнь.

Ребенок, который рос в ограничениях, вырастая, начинает ограничивать себя во всем, не дает себе свободу и не позволяет себе проявлять радость.


Когда мы испытываем зависть?

Чувство зависти возникает при сравнении. Сравнивая свое здоровье, свою внешность, свои способности, положения в обществе, личные приобретения и просто наблюдая радостные эмоции других.

Зависть это хорошо или плохо?

Чувство зависти можно условно разделить на “Белую” и “Черную”. Она одновременно может выступать с одной стороны мотивацией, стимулом, а с другой стороны – ограничением.

“Белая зависть” – служит стимулом для личностного роста и мотивацией личных достижений при ориентации на достижения других.

“Черная зависть” – разрушает человека, вызывая сильнейший эмоциональный стресс и ненависть к сопернику. Эта зависть порождает настоящий личностный провал и чувство неудачи, “я неудачник”, “моя жизнь пуста, не имеет смысла”, может нести опасность не только самому завистнику, но и его сопернику.

Неудачник – человек, который обладает сильным чувством зависти. Из-за этого чувства ему кажется, что у других все лучше, всего больше, ему хочется только то, что есть у другого, а что имеет сам, считает ненужным, неважным, неценным. Он не понимает, что желаемое для него не всегда полезно, нужно и даже скорее вредно.

На самом деле чувство неудачи и удачи внутри нас . Важно уметь настроить свое внутреннее восприятие и это самое трудное.

Научиться ценить то, что имеешь, спокойно относится к тому, что имеют другие. У каждого из нас свои условия жизни, свои ценности, свои преимущества. Порой люди понимают и начинают ценить свое лишь тогда, когда теряют.

Как справиться с чувством зависти?

– Повышение самооценки.

– Личностный рост.

– Поиск новых собственных целей и возможности их реализации.


Один из способов избавиться от зависти:

  1. Осознание и принятие. Зависть испытывает каждый человек, даже тот, кому стыдно это признать. Самое важное – это признаться самому себе в том, что вы завидуете. Разрешить себе испытывать это чувство без стыда и угрызений.
  2. Важно понять источник зависти . Это что-то или это кто-то. Если это человек, то необходимо осознать, почему вы завидуете именно этому человеку. Как правило, оказывается, что завидуют именно личностным качествам, которых не хватает завистнику. Понять это довольно сложно, так как эти качества в первую очередь вызывают раздражение.
  3. Задавать себе вопросы и искать на них ответы . Взять лист бумаги, поделить его на три колонки. В первой написать все мысли, которые приходят, все чувства и эмоции относительно предмета зависти. (Пр.: Я завидую тому, что у того человека есть… или я завидую тому человеку, потому что он…), во втором столбике вы максимально осознаете, насколько действительно это приобретение/черта характера/качество/способность сделает вас счастливым и насколько действительно это вам нужно. В третьем столбике вы пишете возможные ваши действия, которые помогут вам приобрести или достигнуть того, что вызывает у вас зависть. Подумать, возможно, вы можете максимально точно заменить предмет зависти на то, что у вас уже есть, или вы можете легко приобрести.
  4. Необходимо выполнить ваши действия и сделать то, что вы решили и обязательно поблагодарить себя за то, что смогли и сделали это . Поблагодарить свое чувство зависти и того человека, которому позавидовали, он помог вам! Благодаря ему вы чего-то достигли/приобрели/получили.

ЗАВИСТЬ

[евр. ; греч. φθόνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей.

Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое (Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174).

Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» (Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24).

З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт. (Basil. Magn. Hom. 11. 3 // PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» (Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) (Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение (Cypr. Carth. De zelo et livore // PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З.

Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21).


Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30)З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт. Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и более всего их огорчает спасение людей (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира?- вопрошает свт. Тихон Задонский.- Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин 11. 47-53.- Л. Л.)» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176). И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 2, 3). З. ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9. 33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин 11. 47), но З. и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание (Тихон Задонский, свт. Т. 4. С. 265).

З., как яд диавола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»,- поучает апостол (Иак 3. 14-16).

Свт. Василий Великий, предостерегая от З., говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом З., чем самому завистнику: З. разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется (Basil. Magn. Hom. 11. 1 // PG.31. Col. 373). И что может быть пагубнее - «это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» (Ibid. 3 // PG. 31. Col. 376). «Даже до того неисцельна эта погибель (т. е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается, подарками раздражается» (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Настолько вредна страсть З., что простирается даже на родство (Ioan. Chrysost. In Gen. 61. 1). Как мучается бедная душа, невозможно изобразить, сожалеет о завистнике свт. Тихон Задонский, даже тело бледнеет и иссыхает от З. (Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 4. С. 141). Один есть предел З. и вместе с ней ненависти, когда завистливый увидит, что тот, кто вызывал З., делается несчастным, жалким, тогда завистливый становится его другом: с веселящимся он не веселился, а с плачущим плачет (ср.: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» - Рим 12. 15). Но если завистливый оплакивает несчастье человека, то не из человеколюбия и хвалит его прежнее состояние, чтобы лишь тягостнее сделать его бедствие (Basil. Magn. Hom. 11. 2). Из З. рождается лицемерие: скрывая в глубине души ненависть, завистник прикрывает свои чувства, прикрашивает их любовью (Ibid. 6). Свт. Василий Великий, упомянув Притч 23. 6, говорит о премудрости того, кто запрещал вкушать пищу «с мужем завистливым», т. е. вообще вступать в к.-л. общение с завистником, заводить с ним дружеские беседы, ибо, сближаясь с З., предостерегает святитель, можно и предаться ей (Basil. Magn. Hom. 11. 4 // PG. 31. Col. 380).


Книжники и фарисеи искушают Иисуса Христа. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. lib. Add. MS. 39627. Fol. 233)З. разрушает любовь между людьми, она насаждает в душе завистника ненависть, злобу. Свт. Григорий Богослов, обращаясь к завистникам, увещевает их от того, «что из всего худого есть худшее» - «зверь, исполненный яда, опасная и ужасная кладовая зависти, позорный столб, сокращенно представляющий всякое ужасное зло» (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso // PG. 37. Col. 1338).

«Духовные беседы» передают рассказ-притчу о том, как трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Находка была велика, так что при разделе каждому досталась бы значительная часть. И тут явилась З. вместе с коварством и жадностью. Полюбовавшись находкой, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть ею. Когда один из них пошел в город за провизией, двое других сговорились убить его, и тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом. Когда он вернулся, то был немедленно убит своими спутниками, но и эти двое умерли, поев принесенную им пищу. Драгоценная находка осталась на дороге ждать других - безумцев или достойных людей (Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. Серг. П., 1997. С. 146-147). З. может поражать и подвижников. «Лавсаик» повествует о благочестивом муже, Павле Фермейском, к-рый, узнав, что в одном селении живет девственница, совершающая в течение 30 лет большее правило, чем он, был охвачен З. и находился в глубокой скорби, пока авва Макарий, к к-рому он пришел для духовного назидания, не вразумил его (Там же. С. 147).


Смертные грехи - зависть и ненависть. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Спаса на Сенях, Ярославль. 1675 г.Прп. Никита Стифат в соч. «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» (критич. изд.: Νικήτα τοῦ Στηθάτου Βίος κα πολιτεία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου / Εἰσαγωγή, κείμενο, μετάφραση, σχόλια archim. Symeon Koutsas. Αθήνα, 1994; рус. изд.: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. Клин, 2001. С. 150-185) описал, как в течение 7 лет синкелл Стефан Алексинский из З. клеветал на прп. Симеона. Прп. Симеон обладал духовным знанием, его почитали не только духовно мудрым, но и святым. Стефан, способный и широко образованный, пользовавшийся влиянием на патриарха и на императора, был о себе высокого мнения, а прочих презирал. Для него, разжигавшего в себе З., непереносимой была распространившаяся по К-полю молва о том, что знаниями и мудрыми речами прп. Симеон превосходит его. При встрече в патриарших покоях Стефан, приняв личину друга, задал преподобному вопрос о Св. Троице. Потрясенный прп. Симеон сказал, что с надеждой на помощь Св. Духа он составит письменный ответ и пришлет Стефану. Получив ответ и соприкоснувшись с глубочайшими мыслями преподобного, выраженными простыми словами, уязвленный Стефан потерял дар речи. Он стал докучать патриарху и синоду клеветами на прп. Симеона. Не найдя ничего порочащего в жизни преподобного, он обвинил его в излишне торжественном и широком почитании духовного отца, Симеона Благоговейного, в написании им его иконы, на к-рой тот изображен вместе с древними святыми. Украв из кельи преподобного икону, Стефан представил ее суду патриарха и синода. И хотя преподобный защитил икону словами Свящ. Писания («Память праведника пребудет благословенна...» - Притч 10. 7 и др.), З. Стефана не угасла, но разгорелась еще сильнее, он убедил патриарха и синод послать людей, чтобы уничтожить все иконы, написанные прп. Симеоном. Преподобный был изгнан, его увезли и оставили одного, без вещей и еды в пустынном месте. Преподобный понял, что сбылось то, чего желала З., без горечи он воздал благодарность Богу. Но и на этом не остановилась З. Однако прп. Симеон отвечал завистникам добрыми делами: он собрал вокруг себя учеников, создал мон-рь.

Многие воздерживаются, говорит свт. Тихон Задонский, от мяса и рыбы, но не хотят воздержаться от З., так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что под смертной казнью запрещено, ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15). А ныне, отмечает свт. Иоанн Златоуст, З. не считают пороком, поэтому и не заботятся, чтобы избавиться от нее; нужно научиться относиться к З. как к тяжкому греху, каяться в нем, учит святитель,- если так поступать, то вскоре можно избавиться от этого порока (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). Только добродетель, противоположная З.,- любовь к ближнему, сердечная, искренняя, к-рая «не завидует... не превозносится, не гордится» (1Кор 13. 4),- может предупреждать возникновение этого страшного порока. Любовь к ближнему проявляется в уважении его достоинства, его прав, в почтительности, бескорыстии, добросердечности, сострадательности и т. п. Свт. Иоанн Златоуст называет любовь наставницей, создательницей всякой добродетели (Ioan. Chrysost. In Rom. 3 // PG. 60. Col. 618). И хотя проникает в сердце пагубная страсть - З., но любовь, царящая в сердце, заставляет его противиться и побуждает его благодарить Бога, что ближний в благополучии находится,- «тако бо всякое зло внутреннее исцеляется... Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176).

З. одолевала человека во все времена и в различных обществах.

Мифы о З.

В древнеегип. мифе злой и коварный Сет убивает своего брата Осириса, правившего в Египте. Осирис научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, обучил их врачебному искусству и проч. Завистливый Сет, желая занять место брата на троне, придумал, как погубить того: с соумышленниками он принес ящик (саркофаг) на пир по случаю удачного военного похода Осириса и сказал, что ящик будет подарен тому, кому придется впору. Когда в свою очередь Осирис лег на дно ящика, сподвижники Сета захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Согласно древнегреч. мифу о зависти богов (ср.: «...зависть чужда сонму богов» - Plat. Phaedr. 247a), боги ревностно относятся к людскому успеху, благополучию, богатству, человеческому счастью, и если человек преуспевает и у него все складывается удачно, то боги могут наказать его из З. Др. древнегреч. миф, о Дедале и Икаре, рассказывает, что Дедал, величайший художник и скульптор, мастер и изобретатель, посвятил в тайны своего мастерства племянника Талоса, к-рый превзошел искусством учителя. Из З. Дедал убил ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на Крит к царю Миносу, где прожил много лет. Он построил знаменитый Лабиринт, в к-ром невозможно было найти выход. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, к-рый помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Чтобы бежать, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. Икар, несмотря на предупреждение отца, взлетел слишком высоко, палящие лучи солнца растопили воск, Икар упал в море и погиб в волнах. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает, как Дедал, владеющий мн. ремеслами, убил своего талантливого ученика: видя, что юноша очень способен и со временем превзойдет учителя, он столкнул его со скалы (Ovid. Met. VIII 236-259).

В античности олицетворениями З. выступали змея, жаба, медуза, собака, отвратительная старуха - эти символы-образы отражали разные стороны З., напр., способность змеи менять кожу позволяла видеть в ней различные виды З.

Философы о З.

Считал, что З. полагает начало раздору среди людей: если бы один не вредил другому, каждый мог бы жить, как ему угодно, и законы не были бы этому помехой (Фрагменты Демокрита. Фрагм. 450); «завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу» (Фрагм. 404). Платон, характеризуя тиранический вид правления и тирана, называл последнего «подлинно рабом величайшей угодливости и рабства, вынужденным льстить самым дурным людям», тиран не может удовлетворить свои вожделения, ему многого недостает - «власть неизбежно делает его завистливым» (Plat. Resp.). Платоновский Сократ спрашивает собеседника, порождается ли удовольствие по поводу злосчастья друзей З., и получает утвердительный ответ - в таком случае З. есть и страдание души и удовольствие, заключает он (Idem. Phileb.). В платоновской школе З. определялась как огорчение по поводу благ, к-рые имеются у друзей, и даже тех, к-рые были у них в прошлом (Idem. Def. 416). отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «родня умеет и завидовать»» (Arist. Rhet. 1388a6-8; ср.: «...завистливы близкие родичи и те, кто вместе рос или вместе начинал службу, если вчерашняя родня или ровня их опередит» - Бэкон. Т. 2. С. 368). З., по Аристотелю, как и др. страстям, сопутствуют удовольствие и страдание (Arist. EN 1105b23; Idem. MM 1186a13); по сравнению со злобной З. (φθόνος) негодование (νέμεσις) - это «обладание серединой» (EN 1108b1; ср.: MM 1192b18).

Цицерон полагал, что завистником является «тот, кому благополучие соседа нимало не мешает, но тем не менее причиняет душевную боль». Он сопоставлял З. с соперничеством и ущемленностью: похвальное соперничество - это соревнование, дурное - ревность, при последнем «человек хочет того, чего у него нет, а у другого есть»; ущемленность (ζηλοτυπία) вызывает горе по поводу того, что и у другого есть то, что есть у тебя (Cicero. Tusc. disp. IV 7-8).

«...В зависти всегда таится сравнение,- утверждал Ф. ,- а где невозможно сравнение, нет и зависти...» (Бэкон. Т. 2. С. 368). Он отмечал, что З. может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» (Там же. С. 367). По Бэкону, З. не знает покоя, ничто, кроме смерти, не может примирить ее с добродетелью (Там же. Т. 1. С. 380), «зависть из всех страстей самая упорная и неугомонная», «зависть всегда творит свое дело во мраке и втайне» (Там же. Т. 2. С. 370). Разрушительная составляющая в поведении завистника наиболее явно обозначена у Р. Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» (Декарт. Т. 1. С. 561). З. Декарт называл «порок, представляющий собой природную извращенность», эта извращенность заставляет нек-рых досадовать при виде благополучия других. Он считал З. видом печали, к-рая возникает, если завистник полагает, что кто-то не заслуживает блага, причем это переживание может относиться как к наличному благу, так и к ожидаемому, «поскольку мнение, что оно наступит, представляет его как уже существующее» (Там же. С. 509). Декарт говорил о том, что З. не должна касаться благ, полученных человеком от рождения, ибо он получил их от Бога. Вместе с тем он оправдывал З. «справедливую»: «...если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и если зависть пробуждается в нас только потому, что, питая естественную любовь к справедливости, мы досадуем на то, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить, особенно если благо, которому завидуют у других, такого рода, что в их руках оно может обернуться злом, например если этим благом является какая-нибудь должность или служба, при исполнении которой они могут дурно поступать. Даже если для себя желают того же блага и обладанию этим благом поставлены препятствия, потому что оно находится у других, менее достойных, зависть все же извинительна...» (Там же. С. 560). Аристотель, а вслед за ним и другие, полагал Декарт, считая З. только пороком, назвали ту З., к-рая не порочна, словом «негодование» (Там же. С. 565).

И. Кант в соч. «Метафизика нравов в двух частях», рассматривая З. как один из 3 противоположных человеколюбию пороков человеконенавистничества, писал, что З. (livor) представляет собой неудовольствие по поводу благополучия других. Когда З. сопровождается поступком с намерением лишить блага другого - это черная З., в остальных случаях - просто недоброжелательство (invidentia). Более того, Кант здесь же называет З. «лишь косвенно злонравным образом мысли», который возникает, когда человек досадует, видя, как чужое благополучие заслоняет его собственное. Происходит это потому, что человек не умеет оценивать благо по его внутреннему достоинству, для него эта оценка становится явной лишь при сравнении с благом другого (Кант. 1965. С. 400). В трактате «Религия в пределах только разума» Кант писал, что такие страсти, как З., пробуждаются в человеке не под влиянием его природы, но «обращаются против его природного довольства самим собой, когда он находится среди людей», и для этого вовсе не обязательно, чтобы все окружающие человека люди погрязли во зле, довольно того, что они существуют, что окружают его, что они - люди, чтобы губить моральные задатки друг друга (Он же. 1980. С. 162). В природе человека, по Канту, заложены лишь побудительные мотивы З., и только «их внешнее проявление превращает ее в отвратительный порок угрюмой страсти, терзающий человека и стремящийся к разрушению счастья других, хотя бы только мысленно; [порок этот], стало быть, противен долгу человека перед самим собой и перед другими» (Он же. 1965. С. 400).

Ф. Ницше считал проявлением З. отсутствие друзей (Ницше. С. 613). Завистнику не следует и детей иметь, полагал Ницше, ибо он стал бы завидовать им, т. к. сам уже не может быть ребенком (Там же. С. 464).

Свящ. Павел Флоренский, рассматривая понятие «ревность» в соч. «Столп и утверждение истины», говорит о З. только в паре с ненавистью («ненависть с завистью»): «Подозрительность, ненависть с завистью и т. д.- все это дурныя, недолжныя, эгоистическия проявления ревности...» (Флоренский П., свящ. С. 469). «Ревность» нередко употребляют в качестве синонима «З.». Нек-рые авторы даже считают, что ревность является более широким понятием, нежели З., и можно употреблять один термин - «ревность». Однако ревность и З. отражают разные сферы межличностных отношений. З. возникает из желания приобрести то, что другой имеет, а ревность - из страха потерять уже приобретенное. Свящ. П. Флоренский не оставляет возможности для такого смешения, приводя не только отрицательный, но и положительный смысл понятия «ревность» как ревностное отношение к чему-либо, рвение. Хотя, говоря о З. в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием.

Н. А. Бердяев полагал, что З. как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она - порождение греха и предполагает борьбу с грехом (Бердяев. С. 188). Школа З. Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого З., поскольку З. и вообще разнообразные проявления ressentiment (З., ревность, обида и проч. вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым З., как и вообще всеми формами ressentiment (Там же. С. 161).

Л. П. Карсавин рассматривал З. в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нем принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого - мое благо, и тем, что это благо другого, оно еще более услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу - а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я - и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным» (Карсавин. С. 57-60).

Психологи


Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) рассматривают З. и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, напр. близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. З. возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что он высоко ценит и в чем у него есть потребность.

С психологической т. зр. З. может быть понята и как эмоция (ситуативная З.), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая З.) (Согомонов. С. 109). З. делят на «черную» (злобную), когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого, и «белую» (незлобную), когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревновательного роста завидующего, она с моральной т. зр. оправданна. Корень злобной З. в неспособности человека достичь того, чего достиг предмет его З. Иногда же она возникает оттого, что завистник считает человека, вызывающего З., причиной своих неудач. Выделяют также и депрессивную З., возникающую в результате униженного положения, порождающего чувство несправедливости.

Известный психоаналитик Мелани Кляйн в предисловии к кн. «Зависть и благодарность» пишет: «Я пришла к выводу, что зависть - это наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью».

З. произрастает и на почве реальной социальной несправедливости. Ребенок из малообеспеченной семьи, видя, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед др. детьми, не может не позавидовать.

Социальную З.

философы и представители социальной психологии очерчивают более широко. И. А. в ст. «Зависть как источник бедствий» (1952) писал, что главный источник мировых событий в XX в. - человеческая З. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной З.; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой З.: «почему ты, а не я? твое, а не мое?». «Отсюда,- как утверждал Ильин,- и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор» (Ильин. С. 16). Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Ильин приводит отрывок из «Бесов» Ф. М. Достоевского: «Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство». Развернувшиеся в XX в. события привели к величайшему религ. кризису. «Люди не «утратили Бога»... а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих» (Там же. С. 19).

Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм в кн. «Иметь или быть?», на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения - З. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от З., к-рую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они (Фромм. С. 91).

Ист.: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении / Пер. с древнегреч.: А. О. Маковельский // Материалисты Др. Греции. М., 1955. С. 53-178; Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1898-1899; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2; он же. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972; Карсавин Л. П. Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. P., 1978р; Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт правосл. феодицеи в двенадцати письмах. П., 19893. С. 464-482; Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Фромм Э. Иметь или быть? М., 19902; Ильин И. А. Зависть как источник бедствий // Он же. О грядущей России. Джорд., 1991. С. 16-20; Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.