Как погиб крейсер варяг. Будьте всегда в настроении. Могло ли быть по-другому

Кто же такой Степан Разин?

Чтобы понять, почему личность Разина волновала многих, нужно узнать, кем же был этот выдающийся человек. В народной памяти и её выразителе — фольклоре Стенька Разин — герой и бунтарь, эдакий «благородный разбойник». Без сомнения, Разин был личностью яркой и сильной. Хороший военный и организатор. Что самое главное, Разин смог объединить в себе два образа: вождя народа, настоящего ненавистника крепостничества и царя, и, конечно, Стенька Разин — это удалой казачий атаман. Настоящий казак со всеми казачьими обычаями и привычками, не чета тем, кто будет после служить царям-крепостникам.

Стенька Разин — вождь народа и настоящий казак-бунтарь

Чтобы понять, кто такой Степан Разин, надо знать, чем вообще занималось казачество XVII века. Для пропитания, кроме известных набегов, казаки занимались ловлей рыбы, бортничеством и охотой. Кроме этого, держали скот и выращивали овощи на огороде. Что интересно, до конца XVII века донские казаки не сеяли хлеб. Считали, что с хлебопашеством придёт и крепостное право.

Б. М. Кустодиев. «Степан Разин»

Уклад жизни Дона имел элементы архаической демократии: своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Причём все атаманы и старшины были выборными. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков («круг», «рада», «коло»).

Набег — единственный способ выжить

С ужесточением крепостного права в XVII веке на Дону скопилось огромное количество голутвенных казаков, то есть тех, у которых не было своей земли и дома. Жили они в верховьях Дона, в низовьях же проживали «домовитые» казаки. Они, к слову, и сдали Разина, когда тому не удалось взять Симбирск. Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев.

Разинцы разорили всё от Дербента до Баку

Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. Таким же походом был и поход 1667−1669 годов в Персию, который возглавил Разин. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. Поход 1667−1669 годов — обыкновенное безнаказанное проявление казачьей вольницы.


Гравюра XVII века из книги Яна Стрейса. Бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани

На пути в Персию Разинцы разграбили на Волге царские и патриаршие караваны судов, а потом учинили кровавую резню в Яицком городке, разорили города и селения от Дербента и Баку до Решта. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.

Личные качества Степана Разина

Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков.


Степан Тимофеевич Разин

Степан видел многое: трижды посещал Москву в составе казачьих посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями — тайшами. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.

По словам Стрейса, Разина именовали не иначе как батька

Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».

История с персидской княжной

Тому, как Степан Разин утопил персидскую княжну, посвящена песня «Из-за острова, на стрежень ». Легенда жестоком поступке Разина берёт своё начало в 1669 году, когда Стенька Разин разгромил шахский флот. В плен к казакам попали сын командующего Мамед-хана Шабан-Дебей и, как говорит легенда, его сестра, настоящая персидская красавица. Её Разин якобы сделал любовницей, а затем бросил в Волгу. Что ж, Шабан-Дебей действительно был привезён разинцами в Астрахань. Пленник писал письма на имя царя с просьбой, чтобы его отпустили домой, но сестру не упоминал.


Стенька Разин бросает персидскую принцессу в Волгу. Гравюра из книги Стрейса, изданной в Амстердаме, 1681

Есть также свидетельство Яна Стрейса об этом: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя».


В. И. Суриков. «Стенька Разин»

К словам Стрейса надо относиться очень аккуратно. В те годы в Европе были популярны книги путешественников с подробными описаниями мест, и авторы частенько разбавляли факты со слухами. Стрейс не был путешественником, к слову, он был наёмным рабочим. У нешо был друг и в будущем спаситель из персидского рабства Людвиг Фабрициус, наёмный офицер, служивший в Астрахани. Фабрициус описывает похожий слух, но без романтического флёра («персидская дева», «река Волга», «грозный и гневный мужчина»).


Пойма осетровых в Волге в XVII в. Гравюра из книги Стрейса, изданной в Амстердаме, 1681

Итак, по словам Людвига Фабрициуса осенью 1667 года разинцы захватили знатную и красивую «татарскую деву», с которой Стенька Разин делил ложе. И перед тем, как отплыть из Яицкого городка, Разину якобы явился во сне «водяной бог Иван Горинович», которому подвластна река Яик. Бог стал упрекать атамана в том, что он не сдержал обещания и не отдал ему самой ценной добычи. Разин приказал девушке надеть свои лучшие наряды, и когда челны выплыли на речной простор Яика (не Волги) бросил красавицу в реку со словами: «Прими это, покровитель мой, Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар…».

В 1908 году был снят фильм «Стенька Разин» на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Песня, к слову, основана на стихотворении Д. М. Садовникова:

Европа наблюдает за восстанием Разина

К крестьянской войне, возглавленной Стенькой Разиным, было приковано внимание если не всей Европы, то торговой точно. От исхода сражения зависела судьба важнейших торговых путей по Волге. По ним в Европу попадали товары из Персии и русский хлеб.


Стенька Разин. Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года

Ещё до того, как восстание завершилось, в Англии, Нидерландах и Германии появились целые книги о мятеже и его предводителе. И, как правило, это была фантастика, но иногда в них сообщались ценные сведения. Главным европейским свидетельством восстания казаков и крестьян является книга «Три путешествия» Яна Стрейса, цитата из которой приводилась выше.

По восстанию Разина защитили диссертацию аж в 1674 году

Многие иностранцы, бывшие в Москве во время казни Разина, стали свидетелями четвертования главного врага государства. В том, чтобы европейцы всё увидели было заинтересовано правительство Алексея Михайловича. Царь и приближённые стремились уверить Европу об окончательной победе над восставшими, хотя на тот момент до победного конца было ещё далеко.


Титульный лист диссертации И. Ю. Марция «Стенко Разинъ Донски козакъ изменникъ id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis» (Виттенберг, 1674)

В 1674 году в Виттенбергском университете, Германия, была защищена диссертация о восстании Стеньки Разина в контексте всей российской истории. Работу Иоганна Юстуса Марция затем много раз переиздавали в XVII — XVIII веках. Даже Александр Пушкин ей интересовался.

Миф о Стеньке Разине

«Так свободу широким пожаром / В сердце рабском он, первый, зажег»

Личность Разина, несмотря на свидетельства и поступки, всё равно мифологизирована, от этого не уйдёшь. В русских народных песнях жестокий атаман часто смешивается с другими знаменитым казаком — Ермаком Тимофеевичем, захватившем Сибирь.


Степана Разина везут на Казнь

Интересовавшийся судьбой Степана Разина Александр Сергеевич Пушкин написал три песни, стилизованные под народные. Вот одна из них:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:

«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».


С. А. Кириллов. «Степан Разин»

В 1882 — 1888 годах Владимир Гиляровский, известный бытописатель Москвы, пишет пронзительную поэму «Стенька Разин» , кончающуюся, конечно, казнью легендарного человека:

Голова по помосту сверкает,
тело Разина рубят в куски.
Изрубили за ним есаула,
На кол головы их отнесли,
А в толпе, среди шума и гула,
Слышно женщина плачет вдали.
Знать её-то своими глазами
Атаман средь народа искал,
Знать её-то, в тот миг, как устами,
Он огнем этих глаз целовал.
От того умирал он счастливый,
Что напомнил ему ее взор
Дон далекий, родимые нивы,
Волги-матушки вольный простор.
И напомнил, что пожил недаром,
А всего совершить хоть не мог,
Так свободу широким пожаром
В сердце рабском он, первый, зажег.

Стенька Разин — герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это — неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин — выдающийся полководец, политический деятель, «отец родной» всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число «домовитых», то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: «Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: «Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести».

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода «за зипунами» Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов «принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе».

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак — вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход «за зипунами», то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из «умных» побед Разина — в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором — Никон.

Расходились по всей Руси разинские «прелестные письма». «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны», — писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. «Полежит так маленько, отдохнет, встанет… Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!»

В забавное время мы живем. Руководящий товарищ, имеющий, казалось бы, научную степень по истории, совершенно серьезно утверждает необходимость исторических мифов для воспитания нравственности. Более того, угрожает всякими карами, земными и небесными, тем, кто пытается доказать, что защищаемые мифы не имеют отношения к тому, что реально происходило в прошлом. Немного напоминает тех деятелей, которые освящают самолеты, чтобы лучше летали. За такими, деликатно выражаясь, чудаками, сам дедушка русской авиации Николай Егорович Жуковский, бывший человеком вполне религиозным, гонялся бы с метлой по всему аэродрому. И кричал бы при этом: «Прочь с глаз моих, козлы бородатые! Самолеты должны летать, потому что мы их правильно рассчитали! Самолеты должны летать, потому что мы великолепно организовали производство! Самолеты должны летать, потому что у нас самые опытные летчики! И самолеты будут летать без всяких ваших заклинаний!»

И все же множество мифов живет в истории. Они очень удобно ложатся на наше сознание, воспитанное в детстве сказками. Они по безграмотности нашей кажутся нам вполне достоверными. Более того, они куда красивее реальных фактов. Чему подтверждением – произведения литературы и искусства. Образы всех исторических личностей так искажены сознательным или бессознательным мифотворчеством, что столкнись мы с ними в реальной жизни, вряд ли бы их узнали.

К Степану Разину это относится в полной мере. Даже удивляет, что изрядная часть русского фольклора посвящена этому лихому грабителю, самый главный подвиг которого – утопление персидской княжны.

В советское время Степан Разин числился одним из первых в истории России борцов за свободу народа против проклятого царизма. В его память древняя московская улица Варварка с 1933 по 1993 год называлась улицей Разина. Писатель А.Чапыгин написал большой роман «Разин Степан». Василий Шукшин написал другой роман про Разина «Я пришел дать вам волю» и собирался снять по этому роману фильм. В общем, типичный исторический миф, затмивший реальные факты.

А каковы же реальные факты?

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671) был донским казачим атаманом. Родился он в станице Зимовейской (это нынешняя Волгоградская область). Кстати, из этой же донской станицы происходил другой известный бунтовщик против царской власти, Емельян Пугачев. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой Степан Разин родился в станице Черкасской. Был он не из простых казаков, а из казацкой старшины. Поэтому уже к 1662 году Степан стал одним из командиров казачьего войска.

Кто такие казаки?

Надо сказать, что о казаках тоже ходит довольно много мифов, по большей части самими казаками и придуманных. Казаки – беженцы из центральных районов Московского царства и Великого княжества литовского на окраины, в степные районы. Жизнь здесь была более опасная, но зато вольная. Вольная, но опасная. Поэтому казаки были в первую очередь лихие и беззаветные воины. Они успешно отбивались от профессиональных воинов и грабителей, степных кочевников, а после и побивали их. Сходство слов «казаки» и названия народа «казахи» не случайно. По-тюркски «хазах» – вольный человек. Другое название казаков, «черкасы», имеет общее происхождение с названием народа «черкесы»

Как положено степнякам, казаки жили разбоем и грабежом. Но в 16 веке они часто нанимались в качестве войска к различным правителям. Войско это было не слишком организованным, но полезным, особенно в деле охраны границ. Впрочем, довольно часто охранники договаривались с теми, от кого они должны были охранять вверенные им пределы и занимались совместными набегами. Единственное, что объединяло эту весьма разнородную массу, было православие, что нынешние казаки усиленно подчеркивают. Но историки говорят, что среди казаков были и староверы, и буддисты-калмыки, и в небольшом количестве мусульмане.

Почему Алексей Михайлович звался "тишайшим"?

Время деятельности Степана Разина совпало с царствованием Алексея Михайловича. Алексей Михайлович был вторым царем из династии Романовых, и царем весьма мудрым. За свой уравновешенный характер он получил прозвище «Тишайшего». Что, впрочем, не означает, что он милостиво относился к своим подданным. Впрочем, на фоне Ивана Грозного и после многих лет раздоров и раздраев, которые называются в истории Смутным временем, правление Алексея Михайловича, действительно, казалось тишайшим. Более того, Алексей Михайлович начал реформировать жизнь и уклад своего царства. Многие из достижений, которые принято приписывать его буйному сыну Петру, имели место еще при Алексее Михайловиче. Это к вопросу о стойких исторических мифах, населивших наше сознание.

Чем характерно царствование Алексея Михайловича?

Например, Алексей Михайлович разрешил иностранцам въезд в Московию. Благодаря этому в Москве на берегах реки Яузы возникла Немецкая слобода, куда потом сбегал Петр I. Неспешно, как, собственно говоря, и положено делать преобразования в большой стране, Алексей Михайлович вводил цивильные костюмы европейского образца. До бритья бород при нем, правда, не дошло. При Алексее Михайловича начало реформироваться русское стрелецкое войско. Даже первый русский корабль «Орел» был построен в Воронеже тоже в царствование Алексея Михайловича.

В царствование Алексея Михайловича также произошло изменение канона богослужения, его приближение к верному на тот момент православному канону. Это серьезное изменение религиозных порядков положило начало такому явлению, как раскол, поскольку многие не хотели отказываться от привычного порядка богослужения и от привычных книг и икон старого письма.

И опять к вопросу об исторических мифах. Церковные нововведения пришли в Московское царство из тогдашнего центра ученого православия, из Киева. Из Константинополя, к тому времени уже ставшим Стамбулом, они прийти уже не могли.

И, чтобы два раза не вставать, в царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, произошло вхождение украинских (казачьих) земель в состав Московского царства. В советское время это вхождение было принято называть воссоединением Украины и России и добавлять присказку о вечной и нерушимой дружбе двух народов. Что тоже, в общем-то, является мифом. Во-первых, никакой России тогда еще не было. Во-вторых, вхождение было договором на достаточно вольготных для Украины условиях, а в-третьих, обеими сторонами это вхождение совсем не рассматривалось, как вечное, нерушимое и т. д. Все политики знают цену вечным и нерушимым соглашениям.

Как видим, при Алексее Михайловиче на подвластных ему территориях «жить стало лучше, жить стало веселей». Прирастанию богатства и повышению роли Московского царства в Европе способствовали усилия по прокладке торгового пути из северной Европы в Персию по пограничной в то время реке Волге. Путь этот прокладывали, главным образом, голландские купцы, но и их русские коллеги не отставали. Московская власть гарантировала охрану купеческим караванам.

Что представляло собой восстание Степана Разина?

Вот здесь-то начался конфликт между донскими казаками и московским царем. В 1667 году царский воевода боярин Юрий Алексеевич Долгорукий повесил старшего брата Разина, Ивана. Разин решил отомстить Долгорукому. Со своей ватагой он перебрался на Волгу, где начал вербовать казаков (и не только) для грабительского похода в Персию. В казачьем войске были и беглые крепостные из Московии, и татары, и калмыки.

Пока казаки Разина грабили побережье Персии, царские власти смотрели на его подвиги сквозь пальцы. Но чем дальше, тем более терпение царя истощалось. Во-первых , к 1670 году ватага Разина превратилась в довольно крепкое и неплохо управляемое войско. Во-вторых , начался грабеж русских и иностранных купеческих караванов. А в-третьих , Разин взял Астрахань, а оттуда двинулся вверх по Волге, к Москве.

Собственно говоря, Разин никакой крестьянской революции делать не собирался. В своих подметных письмах (прокламациях) Степан Разин призывал «черный люд» поступать к нему в войско, чтобы служить Богу и царю Алексею Михайловичу против «изменников-бояр».

Хотя даже противники Степана Разина находили, что порядок в его войске гораздо больший, чем в войске московского царя, но сил, конечно, было больше у Алексея Михайловича. Возле Симбирска войско Разина было разбито. Раненого атамана выдали царским воеводам. Его доставили в Москву, где после пыток четвертовали.

Брат Степана Разина, Фрол, выторговал себе пять лет жизни. Уже у самого эшафота он закричал «слово и дело», пообещав выдать тайное место, где Степан хранил свои сокровища, а главное, переписку с другими заговорщиками, как русскими, так и заграничными. Услышав это, старший брат сказал предателю: «Молчи, собака!», и, вероятно, эти слова были его последними словами. Тайный приказ в течение пяти лет искал сокровища и архив Разина, руководствуясь показаниями Фрола. Когда эти поиски ни к чему не привели, младшего брата Разина казнили так же, как и старшего.

Восстание Степана Разина или Крестьянская война (1667-1669 гг. 1-й этап восстания «Поход за зипунами», 1670-1671 гг. 2-й этап восстания) - крупнейшее народное восстание второй половины XVII века. Война восставшего крестьянства и казачества с царскими войсками.

Кто такой Степан Разин

Первые исторические сведения о Разине относятся к 1652 г. (рожд. около 1630 г. — смерть 6 (16) июня 1671 г.) - донской казак, предводитель крестьянского восстания 1667–1671 годов. Родился в семье зажиточного казака в станице Зимовейская на Дону. Отец - казак Тимофей Разин.

Причины восстания

Окончательное закрепощение крестьян, которое было вызвано принятием Соборного уложения 1649 года, начало массового сыска беглых крестьян.
Ухудшение положения крестьян и посадских людей в связи с увеличением налогов и повинностей, вызванного войнами с Польшей (1654-1657 гг.) и Швецией (1656-1658 гг.), бегство людей на юг.
Скопление бедного казачества и беглого крестьянства на Дону. Ухудшение положения служилых людей, охранявших южные рубежи государства.
Попытки властей ограничить казачью вольницу.

Требования восставших

Разинцы, выдвинули Земскому собору такие требования:

Отменить крепостное право и полное освобождение крестьян.
Формирование казачьих войск в составе правительственной армии.
Уменьшение податей и повинностей, возлагаемых на крестьянство.
Децентрализация власти.
Разрешение на посевы зерновых на Донских и Приволжских землях.

Предыстория

1666 год — отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, смог дойти почти до Тулы, разоряя на своем пути дворянские имения. Только угроза встречи с большими правительственными войсками заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и множество примкнувших к нему крепостных. Поход Василия Уса показал, что казачество готово в любое время выступить против существующего порядка и власти.

Первый поход 1667-1669 гг.

Обстановка на Дону становилась все напряженней. Стремительно увеличивалось количество беглых. Противоречия между бедными и богатыми казаками усиливались. В 1667 г., после окончания войны с Польшей, на Дон и в другие места хлынул новый поток беглых.

1667 год — отряд в тысячу казаков, под предводительством Степена Разина, отправился на Каспийское море в поход «за зипунами», то есть за добычей. Отряд Разина в течении 1667-1669 годов грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы возвратились в Астрахань, а оттуда — на Дон. «Поход за зипунами» был по факту грабительским. Но значение его намного шире. Именно во время этого похода сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простым людям принесла атаману неслыханную популярность.

1) Степан Разин. Гравюра конца XVII в.; 2) Степан Тимофеевич Разин. Гравюра XVII в.

Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

1670 год, весна — Степан Разин начал новый поход. На этот раз он решил идти против «бояр-изменников». Без боя был взят Царицын, жители которого сами с радостью открыли восставшим ворота. Отправленные против разинцев из Астрахани стрельцы перешли на сторону бунтовщиков. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшихся, воеводу и астраханских дворян, перебили.

После разинцы направились вверх по Волге. По пути они рассылали «прелестные письма», призывая простых людей бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для того что бы привлечь сторонников Разин распустил слухи о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон. Основными участниками восстания были казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались не оказывая сопротивления. Во всех взятых городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Надо отметить, что разинцы в духе тех времен не щадили своих врагов — пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их во время походов.

Подавление восстания. Казнь

Неудача ждала атамана под Симбирском, осада которого затянулась. А тем временем, такой размах восстания вызвал ответные действия власти. 1670 год, осень — произвел смотр дворянского ополчения и 60-ти тысячная армия выдвинулась на подавление восстания. 1670 год, октябрь — осада Симбирска была снята, 20-ти тыс. войско Степана Разина разбито. Сам атаман, был тяжело ранен. Его товарищи вынесли с поля боя, погрузили в лодку и ранним утром четвертого октября отплыли вниз по Волге. Несмотря на катастрофу под Симбирском и ранение атамана, восстание продолжалось всю осень и зиму 1670/71 г.

Степан Разин был схвачен 14 апреля в Кагальнике домовитыми казаками во главе с Корнилой Яковлевым и выдан правительственным воеводам. В скором времени он был доставлен в Москву.

Лобное место на Красной площади, где как правило читали указы, снова, как во времена..Ивана Грозного…, стало местом казни. Площадь была оцеплена тройным рядом стрельцов, место казни охранялось иноземными солдатами. По всей столице стояли вооруженные ратники. 1671 год, 6 (16) июня — после жестоких пыток, Степен Разин был четвертован в Москве. Его брата Фрола, предположительно, казнили в тот же день. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням. По всей России было казнено больше 10 тыс. бунтовщиков.

Итоги. Причины поражения

Основными причинами поражения восстания Степана Разина были его стихийность и низкая организованность, разобщенность действий крестьян, которые как правило, ограничивались разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у бунтовщиков ясно осознаваемых целей. Противоречия между разными социальными группами в лагере восставших.

Рассматривая восстание Степана Разина кратко, его можно отнести его к крестьянским войнам, сотрясавшим Россию в XVI столетии. Этот век получил название «бунташный век». Восстание под предводительством Степана Разина - только лишь один эпизод времени, которое наступило в российском государстве после .

Однако по ожесточенности столкновений, противостояния двух враждебных лагерей восстание Разина стало одним из самых мощных народных движений «бунташного века».

Восставшие не смогли добиться ни одной из поставленных целей (уничтожения дворянства и крепостного права): ужесточение царской власти продолжилось.

Атаман Корнило (Корнилий) Яковлев (пленивший Разина) был «по азовским делам» соратником отца Степана и его крестным отцом.

Жестокие казни представителей знати и членов их семей стали, как сейчас можно сказать, «визитной карточкой» Степана Разина. Он придумывал новые виды казней, от которых подчас становилось не по себе даже его преданным сторонникам. К примеру, одного из сыновей воеводы Камышина, атаман приказал казнить, опустив в кипящую смолу.

Небольшая часть восставших, даже после ранения и бегства Разина, осталась верна его идеям и обороняла Архангельск от царских войск до конца 1671 г.

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.