Название площади где был казнен степан разин. Донской казак Степан Тимофеевич Разин: биография, история, основные даты и интересные факты. «Степенный мужчина с высокомерным лицом»

Адрес: Гоголевский бульвар

Как добраться до памятника М.А. Шолохову: ст. метро Кропоткинская

Памятник писателю Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре был открыт 24 мая 2007 года. Это второй памятник Шолохову в столице, первый, установленный без согласования московской комиссии по монументальному искусству, располагается на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.

Идея создания памятника появилась еще двадцать лет назад. Тогда конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, который предполагал, что памятник будет находиться на Зубовской площади. По неизвестным причинам в то время проект так и не был реализован, но в 2000-е годы о нем вспомнили. На этот раз в конкурсе участвовал сын Иулиана Рукавишникова, Александр, который доработал проект своего отца, и выиграл очередной конкурс. В создании памятника принимали участие и родственники Михаила Шолохова, которые предоставили скульптору фоторгафии и необходимую информацию.

Как уже говорилось, первый памятник был "незаконным", поэтому комиссия по монументальному искусству с трудом смирилась с его существованием. Идея установить второй памятник Шолохову на фоне этой ситуации не вызвала понимания и одобрения. Причины назывались разные, и то, что композиция может перекрыть Гоголевский бульвар, и то, что устанавливать памятник Шолохову возле дома, в котором жил Тургенев — нелогично. На самом деле, место для памятника было выбрано неслучайно — фигура Шолохова обращена лицом к Сивцеву Вражеку, где Шолохов жил в Москве.

Скульптурная композиция представляет собой бронзовую фигуру Шолохова, сидящего в донской лодке. Постамент изображает вовсе не мель, а речную гладь — поэтому его и покрыли бронзой. Писатель одет в телогрейку, взгляд его устремлен вдаль. Позади лодки с обеих сторон располагаются лошади, плывущие в противоположном направлении. Две группы лошадей как бы расходятся клином, что символизирует раскол страны на "красных" и "белых" во время Гражданской войны. Плита с лошадями представляет собой фонтан. Вся композиция в целом наклонена в сторону пешеходной зоны.

Поскольку фонтан планировалось спроектировать таким образом, чтобы вода в нем подавалась все время, то и для образа плывущих лошадей были созданы только головы. На самом деле воду в фонтане часто отключают, и памятник в это время выглядит более чем странно. Вмурованные в плиты головы лошадей побуждают людей придумывать памятнику новые названия. Такие как "кладбище домашних животных" или "мясокомбинат". Зимой же шутники иногда лепят из снега зайцев, и сажают их в лодку к Шолохову, превращая его в Деда Мазая.

Памятник Шолохову на Гоголевском Бульваре.
Скульптор Александр Рукавишников.
Архитектор Игорь Воскресенский
Открытие должно состояться 20 мая (или уже 23 мая)

Рукавишников описывает свое творение так: Сам памятник представляет собой фигуру сидящего на камне писателя, сзади - белые и красные кони, символически расходящиеся клином
Лошади, которые разошлись в разные стороны, показывают раздвоение нашей несчастной родины: они достаточно трагические, эмоционально нервные. Кони небольшие, они плывут в никуда, в вечность, видны только их головы
Если бы Шолохов встал, то он был бы 2 метра 60 см, то есть полтора человеческих роста. Символический камень,на котором он сидит, со всех сторон и сверху покрыт бронзой, имитирующей воду
Вместе с тем он отметил: "описывать памятник - дело неблагодарное, так как на слух это может звучать странно. А когда собирается все это по ритму, должно быть неплохо - и уже и так видно, что неплохо".

На самом деле, этот памятник планировалось поставить еще в 1980х годах на Зубовской площади, там где сейчас выситься счетная палата.
Решение о строительстве памятника принял Лужков в прошолом году.
Из-за изменения места установки памятник было решено немного доработать, что бы он лучше вписался в ланшафт бульвара.
А. Руковишников уже хорошо известен москвичам, как автор памятника Достоевскому у Российской государственной библиотеки (прозванный в народе "памятник российскому геморрою"), и памятника Ю.Никулину на цветном

24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре был торжественно открыт памятник Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Это - второй монумент автору "Тихого Дона": первый находится с 2002 года на Волжском бульваре. Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, "плывущие" в разные стороны, символизируя "красных" и "белых" времен Гражданской войны.

Работа Александра Рукавишникова - это уже второй памятник Шолохову в Москве . Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.


Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт. Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади - именно с этой целью он и был покрыт бронзой. За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда. От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к скамье, выполненной из гранита. Именно так, по мнению Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского, помогавшего «вписать» композицию в ландшафт, и олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».


Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.


Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно - из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.


Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.

В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и каратели.

Центральный государственный архив древних актов СССР (ЦГАДА),
Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

ПРЕЛЕСТНАЯ ГРАМОТА СТЕПАНА РАЗИНА (1670 г.) ЦГАДА, Разряд, Белгородский стол, № 687, лл. 74-76.

Грамота от Степана Тимофеевича от Разина.

Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужити, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам заодно бы изменников вывадить и мирских кравапивцов вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить и ва бы… итить к ним в совет, и кабальныя и апалныя шли бы в пок к моим казакам.

К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил.

Письмо было прислано в Белгород в сентябре 1670 г. острогожскими жителями и воеводой Белгородского полка князем Г. Г. Ромодановским послано в Москву.

Четвертовать... Разин выслушал приговор спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: "Простите". Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: "Я знаю слово и дело государево!", "Молчи, собака!" - прохрипел Степан.
Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову.

Топор земского палача
В колоду мощно вбит.
Толпа, приглушенно рыча,
Передними теснит.

Срывая шапки с головы
Крестится русский люд:

Да, погуляли эти львы...

А всё на Дон бегут...

Вот потому-то на Дону
Так мало стариков...

Гляди, волочут сатану!..

Во век веков...

"...Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью. Это я пишу в спешке. О том, что ещё произойдёт, будет сообщено потом. Вот всё, что пока знаю, а что за тем последует, увидим в скором времени, и как только представится случай, я извещу вас. На сем кончаю и прощаюсь с вами.

Ваш покорный слуга Томас Хебдон. Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года".

Цитируется по: Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Т 1. Л. Наука. 1968 г.

Легендарная личность удалого атамана и бунтаря Степана Тимофеевича Разина до сих пор привлекает огромное внимание современников.

В свое время этой историей очень интересовался А. С. Пушкин. Великий поэт, считавший Разина "единственным поэтическим лицом русской истории", в 1826 г. посвятил ему сразу три стихотворения под общим заглавием "Песни о Стеньке Разине". Пушкин просил Николая I разрешить опубликовать эти стихотворения, но получил через шефа жандармов отказ со следующим объяснением: "Песни о Стеньке Разине, при всём поэтическом своём достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева".

Через несколько десятилетий поэт Д. Н. Садовников написал на тот же сюжет стихотворение "Из-за острова на стрежень...". Положенное на музыку, оно стало чрезвычайно популярной, любимой народной песней.

Историки и верили, и не верили в случай с княжной, да и сейчас расходятся во мнениях. Прежде всего, укажем, что эта история не фигурирует ни в одном документе из очень обширного корпуса источников о Разине и его восстании. Приговор вообще весьма обстоятельно перечисляет преступления атамана, в том числе и многие конкретные, с упоминанием имён, но ни слова не говорит об утоплении женщины.
Имеются только два сообщения на эту тему, и оба мемуарного характеpa. Но сопоставление изложенной в них информации показывает, что в обоих сообщениях речь идёт об этом "злодеянии" Разина с указанием и разного времени, и мест, и обстоятельств события. Посему, читаем у В. М. Соловьёва: "И всё-таки вопрос о том, была ли эта прекрасная дева, якобы принесённая Разиным в дар матушке Волге, реальным лицом или вымышленной фигурой, остается открытым"...

Особое место среди этой литературы занимают "Три путешествия" голландца Яна Стрейса - свидетеля восстания, побывавшего на контролируемой Разиным территории и видевшего самого Степана Тимофеевича; но Стрейс тоже использовал, помимо собственных впечатлений, произведения других авторов, которые ничем не защищены от субъективности: Стенька - уменьшительное "полуимя" от Степан; этим именем Разина, как преступника, именовала официальная пропаганда того времени.

29 июля (8 августа) 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина в контексте российской истории; автором её стал Иоганн Юстус Марций (долгое время авторство этой работы ошибочно приписывалось некому Шурцфлейшу, председательствовавшему на учёном диспуте). По-видимому, Разин - это вообще первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Работа Марция неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII вв.; ею очень интересовался Пушкин.