Как образуется зеленый луч. Зеленый луч "Случалось ли вам когда-нибудь наблюдать закат…: vasily_sergeev. Смотреть что такое "Зелёный луч" в других словарях

Предмет: литературное чтение

Класс : 3

Тема урока : Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».

Цель урока : учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным.

Задачи урока:

    обнаружить и обсудить те приёмы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания;

    развивать у учащихся умение формулировать цели и задачи урока и планировать свои действия в соответствии с ними;

    использовать воспитательные возможности текстов стихотворений для формирования нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты:

    Предметные: совершенствовать умения выразительно читать; учить анализировать поведение и характер героя стихотворения; закреплять умения разгадывать секреты смешного в литературном произведении и анализировать поведение и характер героя стихотворения

    Личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Тип урока : получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация к уроку, карточки, словари «Фразеологический», «Толковый», смайлики

1.Организационный момент

(настрой на работу, быстрое включение учащихся в учебный процесс)

(СЛАЙД 1)

Добрый день, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их. Я рада видеть тебя. Прошу садиться. Я готова начать урок и поэтому показываю тебе вот этот знак (открытые ладошки). Ответь этим же знаком, если хочешь со мной работать. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.

(СЛАЙД 2)

Литературное чтение

прекрасный урок,

Много полезного

в каждом из строк

Стих это будет,

сказка, рассказ-

Вы учите их – а они учат вас!

2.

П р оверка выполнения домашнего задания (чтение стихотворения наизусть)

Вы услышали звонок, Вам сказал он: «На урок!» Что ж, его пора начать И заданье проверять. Мы послушаем сейчас домашнее задание у вас.

Какое домашнее задание было?

(Чтение стихотворения наизусть.)

Проверка дом задания.

3. Постановка учебных задач

(формулирование и согласование темы, цели и задач урока)

Ну, проверь-ка ты, дружок,

Всё ль на месте, Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

На уроке только «пять».

-Оглянись вокруг:

если увидишь лицо без улыбки,

улыбнись сама.

Что ты заметила?

Нам ответили улыбкой.

Как ты думаешь, почему мне захотелось начать урок с этих слов?

Чтобы создать хорошее настроение

И потому что мы изучаем большой раздел

Какой большой раздел мы продолжаем изучать?

(СЛАЙД 3)

- «Продолжаем разгадывать секреты смешного»…

Какую долговременную цель при изучении этого раздела мы поставили перед собой?

Постараться разгадать секреты смешного в литературных произведениях.

Удалось ли нам уже открыть какие-то секреты смешного? Почему и над чем смеётся человек?

4.Изучение нового материала.

Хочешь разгадать секреты в других произведениях?

Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а по­могут нам в этом поэты. Узнаем их имена и фамилии и названия их произведений.

Для этого нам нужно отгадать загадку

Отгадка спрятана в названии нашей большой теме и написана на карточках, но буквы перепутаны, нужно составить слово и перевернуть карточки

Какая тема урока? (Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».)

(СЛАЙД 4)

Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.)

Каким образом мы это сделаем?

Для чего это нам нужно?

Чтобы лучше их понимать, правильно, выразительно читать. Понимать шутки окружающих, уметь шутить самим.

Думать, спорить, размышлять!

Вот этим мы с тобой и займемся.

Знакомимся с первым стихотворением и его автором.

Находим по содержанию в учебнике, на какой странице находится стихотворение Льва Яковлева «Для Лены».

Лев Григорьевич Яковлев – очень веселый человек, который живет в Москве, 1954 г– поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

(СЛАЙД 6,7,8)

Хочешь познакомиться с его стихами?

Сейчас прочитаю стихотворение, а ты внимательно слушаешь.

    Вам понравилось стихотворение? Чем?

    Герой-рассказчик.)

    Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)

    Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки.

Как ты можешь объяснить слово шут?

Где мы можем посмотреть объяснение этого слова?

На какую букву будем искать?

Шут гороховый – это какое выражение?

Устойчивое выражение?

Посмотрим что оно обозначает?

Читаем в учебнике после стихотворения разговор ребят.

    Что же возмутило Мишу Иванова?

    Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подоб­ным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)

    Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию - хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую - Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фа­милия героя - Горохов - совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завое­вывать внимание другой девочки тем же способом.)

    Чтение по ролям.

Хотите познакомимся еще с небольшими стихотворениями Льва Яковлева?

Самостоятельная работа

Что стряслось?

Что стряслось на белом свете,

Что за топот, что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Воспитанная собака

У воспитанной собаки

Нету времени для драки.

Нужно ей решать примеры,

Перепрыгивать барьеры,

Приносить мячи в зубах,

Танцевать на двух ногах,

Застилать свою кровать

И котов дрессировать.

5.Физминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

(Михаил Яснов «Подходящий угол».

(СЛАЙД 9)

Яснов Михаил Давидович 8 января 1946 г– замечательный петербургский поэт, стихи которого в большинстве своем написаны для детей и о детях. Чистые ясные строки, пронизывающие до глубины души своей искренностью и добротой, легко нашли своих почитателей среди аудитории всех возрастов. Герои увлекательных произведений поэта – обычные ребятишки, живущие рядом с нами. Ласковые, непоседливые, наблюдательные и веселые, они знакомятся с внешним миром, совершают интересные открытия, пытаются делать самостоятельные шаги и ищут свой собственный жизненный путь. «Я расту», «Я учу котенка», «Я помогаю на кухне», «Я мою руки», «Я рисую грозу» - названия стихотворений Михаила Яснова словно говорят голосами ребят, с которыми автор слит воедино. Поэт, словно фокусник, превращает разнообразные жизненные сюжеты в веселую непредсказуемую игру, захватывающую читателя в свой водоворот.

(СЛАЙД 10,11,12)

Как ты думаешь, о чем будет это стихотворение?

Прочитаем и узнаем, так ли это?

Прочитайте стихотворение про себя. Теперь выразительно.

    Подтвердились ли ваши предположения?

    Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик - това­рищ Вовки.)

    Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)

    Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.

(Чтение текста на с. 50.)

    Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

    Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преиму­ществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?

    Что значит «благодать»?

    Что означает это слово?

    Где можно посмотреть?

    Найдите противопоставление слову «благо­дать». («В углу стоять».)

    А в чем еще выражается противопоставление? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)

    Что можете сказать о герое-рассказчике?

  • Хотите познакомимся еще с небольшими стихотворениями Михаила Яснова

Самостоятельная работа (читает стихотворение и находит смешное)

Михаил Яснов

ССОРА
Два задиры поругались,
Раздружились, отвернулись,
Но украдкой обернулись,
И вовсю расхохотались!

ВОСКРЕСНАЯ УБОРКА

Утром пыль вскричала:
- СОС!..
И попала
В пылесос.

6.Творческое задание

Текст и слова-рифмы стихотворения записаны на листочке. Вставить слова в текст стихотворения.

Я взрослею

Попробуй восстановить текст стихотворения Михаила Яснова по рифмам:

Скуп, зуб, груб, зуб, суп, зуб, губ, зуб.

Я на слова сегодня ……..
День длится -
Не кончается...
А у меня молочный ……….
Качается, качается!
Вокруг шумят:
«Он просто …………»,
И мама огорчается.
А у меня молочный ……….
Качается, качается.
Любимый мой молочный …………
Не съел -
Не получается:
Ведь у меня молочный ………..
Качается, качается.
Нет, не могу разжать я ………………..!
А что ещё мне выпадет?
Молчу.
Раскачиваю ………...
Ещё чуть"чуть - и выпадет!
Ура!
Он выпал наконец!
Теперь я больше не юнец!
Я рашпрощалша ш прошлым
И штал ужашно вжрошлым!

Что ты можешь сказать про слова, которые ты вставляла в стихотворение? На какое они правило?

Парный звонкий и глухой согласный.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

    С какими произведениями вы познакомились?

    Вам они понравились?

    Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

    Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

    Что вызвало затруднения?

(СЛАЙД 13)

    Как ты оценишь свою работу?

    Нарисуй улыбку на смайлике.

Слушаем музыку.

(СЛАЙД 14)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

8.Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение стихотворений.

    Выучить наизусть одно из них (по выбору).

Откройте стр 55.

Прочитайте название стихотворения М.Бородицкой на стр.55.

О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка).

Послушайте аудио воспроизводство

Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?(автор, от слов ребенка))

Прочитайте начало Мишиного высказывания на стр.56.

Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем).

Рассмотрите иллюстрацию на стр.55. Кто из ребят герой стихотворения?(ученик за 1 партой)

Как вы догадались?(по нему видно что не чего не получается, держится за голову, думает, размышляет, а еще у него грустное лицо)

Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

Каким представлен герой стихотворения?

Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (Хитрым и изобретательным).

Продолжите фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы… (…заставить свою голову думать»).

Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

Прочитайте слова Анишит Йокоповны

(Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам. Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил её припугнуть).

Что значит «по макушке»?

В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу)

Что вы знаете про этого, поэта?

Лев Яковлев – поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

Сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете, и догадайтесь в чем секрет смешного.

Чем вам понравилось стихотворение?

Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик)

Что можете о нём сказать? (Г-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек – одноклассниц).

Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно Миша тоже хотел кому-нибудь понравится и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущение он себя выдал).

Какой секрет смешного скрыт в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию – хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую – Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фамилия героя – Горохов – совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом).

Хотите ознакомиться с ещё одним стихотворением и разгадать его секрет?

Чьи предположения подтвердились, поднимите руку.

Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик – товарищ Вовки).

Что с ним случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем).

Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите своими словами из текста.

Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом.

Что значит «благодать»?(дар для человека от Бога )

А в чем ещё выражается прием контраста? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу).

“Наблюдали ли вы когда-нибудь Солнце, заходящее за горизонт моря? Да, без сомнения. Проследили ли вы за ним до того момента, когда верхний край диска соприкасается с линией горизонта и затем исчезает? Вероятно, да. Но заметили ли вы явление, происходящее в то мгновение, когда лучезарное светило бросает последний свой луч, если при этом небо свободно от облаков и совершенно прозрачно?

Быть может, нет. Не пропускайте же случая сделать подобное наблюдение: в ваш глаз ударит не красный луч, а зеленый, дивного зеленого цвета, такого, какого ни один художник не может получить на своей палитре и какого не воспроизводит сама природа ни в разнообразных оттенках растительности, ни в цвете самого прозрачного моря”.

Подобная заметка в одной английской газете привела в восторженное состояние молодую героиню романа Жюля Верна “Зеленый луч” и побудила ее предпринять ряд путешествий с единственной целью - собственными глазами увидеть зеленый луч.

Юной шотландке не удалось, как повествует романист, наблюдать это красивое явление природы. Но оно все же существует. Зеленый луч - не легенда, хотя с ним и связано много легендарного. Это - явление, которым может восхищаться каждый любитель природы, если будет искать его с должным терпением.

Почему появляется зеленый луч?

Вы поймете причину явления, если вспомните, в каком виде представляются нам предметы, когда мы смотрим на них сквозь стеклянную призму. Проделайте такой опыт: держите призму у глаза горизонтально широкой стороной вниз и рассматривайте через нее листок бумаги, приколотый на стене. Вы заметите, что листок, во-первых, поднялся значительно выше своего истинного положения, а во-вторых, имеет вверху фиолетово-синюю кайму, внизу - желто-красную.

Поднятие зависит от преломления света, цветные каемки - от дисперсии стекла, т. е. свойства стекла неодинаково преломлять лучи разного цвета. Фиолетовые и синие лучи преломляются сильней прочих, поэтому мы видим вверху фиолетово-синюю кайму; красные преломляются всего слабее, и потому нижний край нашего бумажного листка имеет красную кайму.

Для лучшего понимания дальнейшего необходимо остановиться на происхождении этих цветных каемок. Призма разлагает белый свет, исходящий от бумаги, на все цвета спектра, давая множество цветных изображений бумажного листка, расположенных, частью налагаясь одно на другое, в порядке преломляемости.

От одновременного действия этих наложенных. друг на друга цветных изображений глаз получает ощущение белого цвета (сложение спектральных цветов), но вверху и внизу выступают каемки несмешивающихся цветов. Знаменитый поэт Гёте, проделавший этот опыт и не понявший его смысла, вообразил, что он разоблачил таким образом ложность учения Ньютона о цветах, и написал затем собственную “Науку о цветах”, которая почти всецело основана на превратных представлениях.

Читатель, надо полагать, не повторит заблуждения великого поэта и не будет ожидать, что призма перекрасит для него все предметы. Земная атмосфера является для наших глаз как бы огромной воздушной призмой, обращенной основанием вниз. Глядя на Солнце у горизонта, мы смотрим на него сквозь газовую призму.

Диск Солнца получает вверху каемку синего и зеленого цвета, внизу - красно-желтую. Пока Солнце стоит выше горизонта, свет диска своей яркостью перебивает гораздо менее яркие цветные полоски, и мы их не замечаем вовсе. Но в моменты восхода и захода Солнца, когда почти весь его диск скрыт под горизонтом, мы можем видеть синюю кайму верхнего края. Она двухцветная: выше расположена синяя полоска, ниже - голубая, от смешения синих и зеленых лучей.

Когда воздух близ горизонта совершенно чист и прозрачен, мы видим синюю кайму - “синий луч”. Но чаще синие лучи рассеиваются атмосферой и остается одна зеленая кайма: явление “зеленого луча”. Наконец, в большинстве случаев рассеиваются мутной атмосферой также синие и зеленые лучи - тогда не замечается никакой каемки: Солнце закатывается багровым шаром.

Пулковский астроном Г. А. Тихов, посвятивший “зеленому лучу” специальное исследование, сообщает некоторые приметы видимости этого явления. “Если Солнце имеет при закате красный цвет и на него легко смотреть простым глазом, то можно с уверенностью сказать, что зеленого луча не будет”.

Причина понятна: красный цвет солнечного диска указывает на сильное рассеяние атмосферой синих и зеленых лучей, т. е. всей верхней каемки диска. “Наоборот, - про должает астроном, - если Солнце мало изменило свой обычный беловато-желтый цвет и заходит очень ярким (т. е. если поглощение света атмосферой невелико. - Я. П.), то можно с большой вероятностью ожидать зеленого луча.

Но тут как раз важно, чтобы горизонт представлял резкую линию, без всяких неровностей, близкого леса, построек и т. п. Эти условия всего лучше выполняются на море; вот почему зеленый луч так хорошо известен морякам”.

Итак, чтобы увидеть “зеленый луч”, нужно наблюдать Солнце в момент заката или восхода при очень чистом небе. В южных странах небо у горизонта прозрачнее, чем у нас, поэтому явление “зеленого луча” наблюдается там чаще.

Но и у нас оно не так редко, как думают многие, вероятно под влиянием романа Жюля Верна. Настойчивые поиски “зеленого луча” рано или поздно вознаграждаются успехом. Случалось улавливать это красивое явление даже в зрительную трубу. Два эльзасских астронома так описывают подобное наблюдение:

“.. В последнюю минуту, предшествующую заходу Солнца, когда, следовательно, еще видна заметная часть его, диск, имеющий волнообразную движущуюся, но резко очерченную границу, окружен зеленым ободком. Пока Солнце не зашло окончательно, этот ободок не виден простым глазом. Он становится виден лишь в момент полного исчезновения Солнца за горизонтом.

Если же смотреть в зрительную трубу с достаточно сильным увеличением (примерно в 100 раз), можно проследить подробно все явления: зеленая кайма становится заметной самое позднее за 10 минут до захода Солнца; она ограничивает верхнюю часть диска, тогда как от нижней наблюдается красная кайма.

Ширина каймы, вначале очень малая (всего несколько секунд дуги), возрастает по мере захождения Солнца; она достигает иногда до полуминуты дуги. Над зеленым ободком часто наблюдаются зеленые же выступы, которые при постепенном исчезновении Солнца как бы скользят по его краю до высшей точки; иногда они отрываются от ободка и светятся несколько секунд отдельно, пока не погаснут” (рис. 119).

Рис. 119. Длительное наблюдение “зеленого луча”; наблюдатель видел “зеленый луч” за горным хребтом в течение 5 минут.

Выше справа - “зеленый луч”, видимый в подзорную трубу. Диск Солнца имеет неправильные контуры. В положении 1 блеск солнечного диска ослепляет глаз и мешает видеть зеленую каемку простым глазом. В положении 2, когда диск Солнца почти исчезает, “зеленый луч” становится доступным простому глазу.

Обычно явление длится секунду-две. Но при исключительной обстановке продолжительность его заметно удлиняется. Отмечен случай, когда “зеленый луч” наблюдался более 5 минут! Солнце садилось за отдаленной горой, и быстро шагавший наблюдатель видел зеленую кайму солнечного диска, словно скользящего по склону горы (рис. 119).

Очень поучительны случаи наблюдения “зеленого луча” при восходе Солнца, когда верхний край светила начинает показываться из-под горизонта. Это опровергает часто высказываемую догадку, будто “зеленый луч” - оптический обман, которому поддается глаз, утомленный ярким блеском только что закатившегося Солнца.

Солнце - не единственное светило, посылающее “зеленый луч”. Случалось видеть это явление, порождаемое заходящей Венерой [О миражах и зеленом луче можно узнать из превосходной книги М. Миннарта “Свет и цвет в природе”. Физматгиз, 1958 г. Прим. ред.].







1 из 6

Презентация на тему: Зелёный луч

№ слайда 1

Описание слайда:

Зелёный лучЗелёный луч - редкое оптическое явление, вспышка зелёного света в момент исчезновения солнечного диска под горизонтом (обычно морским) или появления его из-за горизонта. Явление крайне редкое.Для наблюдения зелёного луча необходимы три условия: открытый горизонт (в степи или на море в отсутствие волнения), чистый воздух и свободная от облаков сторона горизонта, где происходит заход или восход Солнца.

№ слайда 2

Описание слайда:

Обычная продолжительность зелёного луча всего несколько секунд. Можно значительно увеличить время его наблюдения, если при его появлении быстро взбегать по насыпи или переходить с одной палубы судна на другую с такой скоростью, чтобы сохранить положение глаза относительно зелёного луча.Рефракция (преломление) солнечных лучей в атмосфере сопровождается их дисперсией, т. е. разложением в спектр.

№ слайда 3

Описание слайда:

В результате наложения друг на друга цветовых лучей от отдельных точек солнечного диска центральная часть его останется белой (а точнее, за счёт рассеяния весь диск становится красным) и только верхняя и нижняя каёмки диска оказываются в преимущественном положении. Верхняя становится сине-зелёной, нижняя - оранжево-красной. Красная и оранжевая части диска Солнца заходят за горизонт раньше зелёной и голубой.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Дисперсия солнечных лучей в наиболее явном виде проявляется в самый последний момент захода Солнца, когда над горизонтом остается небольшой верхний сегмент, а затем только самая «макушка» солнечного диска. Последний луч заходящего Солнца, разлагаясь в спектр, образует «веер» цветных лучей. Расхождение крайних лучей видимого спектра - фиолетовых и красных составляет в среднем 38", но при более сильной рефракции оно может быть и значительно больше.Когда Солнце погружается под горизонт, последним лучом мы должны были бы увидеть фиолетовый. Однако самые коротковолновые лучи - фиолетовые, синие, голубые- на долгом пути в атмосфере (когда Солнце уже у горизонта), настолько сильно рассеиваются, что не доходят до земной поверхности. Кроме того, к лучам этой части спектра меньше чувствительность глаза человека. Поэтому в последний момент захода последний луч заходящего Солнца оказывается яркого изумрудного цвета. Это явление и получило название зелёного луча.

№ слайда 6

Описание слайда:

При исключительно высокой прозрачности воздуха последний луч может быть зелёно-голубым и даже голубым. Подобное явление наблюдается исключительно редко. Также крайне редко возможно наблюдение «красного луча». Красный луч возникает в момент появления нижнего края диска Солнца под чётко сформированной кромкой тучи, закрывающей остальную часть диска. При этом высота Солнца над горизонтом должна быть минимальной, а воздух полностью прозрачным. Физика явления аналогична описанной выше физике зелёного луча.При восходе Солнца имеет место обратная смена цветов. Первый луч восходящего Солнца - зелёный; затем к нему добавляется жёлтый, оранжевый и, наконец, красный, вместе формирующие обычный дневной свет Солнца.

Доктор физико-математических наук В. ТИМОШЕНКО.

Зеленый луч на Балтийском море.

Схема преломления солнечного луча. Солнечный луч в атмосфере Земли испытывает рефракцию - преломляется, как в стеклянной призме.

Луч, подобный
изумруду,
Золотого счастья
ключ -
Я его еще добуду,
Мой зеленый
слабый луч…
Н. Заболоцкий

Каждый из нас неоднократно видел, как на красном закатном небе скрывается за горизонтом солнечный диск. Характерный цвет заката обусловлен преломлением и рассеянием солнечного света в атмосфере Земли (см. "Наука и жизнь" № 9, 1993 г.). Однако мало кто знает про другое оптическое явление, также возникающее при закате солнца и связанное с распространением света в земной атмосфере, - появление зеленого луча. Это уникальное природное событие можно наблюдать, когда линия горизонта расположена далеко, а воздух кристально чист. В большинстве случаев зеленый луч удается увидеть лишь на мгновение над водной гладью моря или океана и только иногда - в горах. Появление его в средней полосе России - исключительно редкое событие и возможно лишь при удачном сочетании большого числа благоприятных факторов. Автору данной статьи удалось наблюдать и сфотографировать зеленый луч на Волге, в районе Нижнего Новгорода.

Наиболее часто зеленый луч наблюдали моряки во время длительных плаваний и считали, что его появление - хорошая примета, знак удачного завершения путешествия. Люди верили, что тот, кому повезло увидеть зеленый луч, обретет свое счастье. Существует легенда, пересказанная Жюлем Верном в романе "Зеленый луч", согласно которой "тот, кому хотя бы однажды посчастливится увидеть зеленый луч, станет обладателем неоценимого сокровища, имя которому - "сердечная прозорливость". И тогда человеку будут не страшны никакие заблуждения и иллюзии, ибо он сможет без труда читать в собственном сердце и в сердцах других людей". Яркие сине-зеленые цвета вспышки на краю Солнца оставляют неизгладимые впечатления и воспоминания на всю жизнь. Они вдохновили поэта Николая Заболоцкого, наблюдавшего зеленый луч на Балтийском море, на написание стихотворения, строфа из которого взята в качестве эпиграфа к данной статье.

Скептики считают зеленый луч вымыслом или оптическим обманом. Некоторые полагают, что это реакция человеческого глаза, утомленного созерцанием солнца. Именно для последних знаменитый популяризатор науки Я. И. Перельман в своей книге "Занимательная физика" не только подробно объясняет причину природного явления "зеленый луч", но и приводит факты, опровергающие различные заблуждения по этому поводу. Но только в наше время, когда фотографическая техника дает возможность запечатлеть многочисленные случаи появления зеленого луча, сомнения, похоже, должны оставить скептиков.

Причины возникновения этого необыкновенного зрелища можно легко понять, опираясь на знания, полученные в средней школе. Известно, что солнечный свет состоит из набора электромагнитных волн, каждая из которых обладает своей частотой и длиной. Волна определенной частоты воспринимается человеческим глазом как цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Красный цвет обладает наибольшей в данном спектре длиной волны, составляющей около 0,7-0,6 микрометра. Для зеленого и фиолетового цветов длина волны равна примерно 0,5 и 0,4 микрометра соответственно. Несмотря на такие, казалось бы, небольшие различия в длине волны, лучи разного цвета по-разному распространяются в веществе, в частности имеют различные скорости. Зависимость скорости световых волн в веществе от их длины или частоты есть проявление более общей зависимости скорости отклика вещества на частоту колебаний электрического поля в световой волне. В физике такое явление называется дисперсией. В большинстве веществ и сред, в том числе и в земной атмосфере, красный свет распространяется с большей скоростью, чем сине-зеленый. Такая зависимость, называемая нормальной дисперсией, соответствует меньшим показателям преломления для красного света, чем для сине-зеленого. Напомним, что показатель преломления - это величина, показывающая на сколько скорость света в веществе v меньше, чем в вакууме: n = c/v, где с ≈ 3 10 8 м/c - скорость света в вакууме.

Второе, что необходимо для понимания явления, это знание закона преломления света. Согласно данному закону, при наклонном падении света на границу сред с различными показателями преломления световой луч отклоняется от первоначального направления распространения, то есть преломляется. При попадании светового луча из области с меньшим значением n, например из вакуума, где n = 1, в среду с большим значением n угол преломления всегда меньше угла падения. Напомним, что оба угла отсчитываются от нормали (перпендикуляра) к границе раздела областей. Так как показатели преломления для волн разной длины различаются, то и углы преломления будут разными, а именно: красный свет будет преломляться меньше, чем зеленый. Это, в частности, служит причиной разложения белого света в спектр при его пропускании через стеклянную призму. Подобное разложение солнечного света в спектр имеет место и в атмосфере Земли. Однако наблюдается оно лишь в отдельных случаях и в особых местах. Так, при заходе или восходе солнца его лучи, видимые наблюдателем на Земле, наклонно падают из космического пространства (вакуума). Поскольку плотность атмосферы нарастает при приближении к поверхности Земли, то и показатель преломления света увеличивается. Свет, распространяясь из космоса к земной поверхности, постоянно преломляется, а значит, и разлагается в спектр, причем, как и в стеклянной призме, меньше всего преломляются лучи красного света. Хотя различие показателей преломления для красного и сине-зеленого световых лучей в атмосфере крайне мало, но на больших расстояниях (сотни километров) эффект их разделения вполне наблюдаем. Именно в этом и состоит причина появления зеленого луча. Действительно, в то время как солнце уже реально находится за линией горизонта и его красные лучи проходят выше наблюдателя, более коротковолновые зеленые лучи, отклоненные сильнее, можно увидеть. Конечно, голубые, синие и фиолетовые лучи, обладающие еще меньшей длиной волны, преломляются гораздо сильнее, но увидеть их практически невозможно: они очень сильно рассеиваются и поглощаются в земной атмосфере.

Основное препятствие для наблюдения зеленого луча - рассеяние на взвешенных частицах тумана, пыли, дыма и других земных загрязнений воздуха, а также на неоднородностях атмосферы. Кроме того, как уже упоминалось, длина пути солнечного света от точки входа в атмосферу Земли до точки наблюдения должна быть достаточно большой. Все эти условия легче всего выполняются при наблюдении заката или восхода солнца на больших водных пространствах. Увидеть зеленый луч в степи или в лесистой местности практически невозможно. То, что данное явление можно было наблюдать на Волге, в средней полосе России, скорее всего, связано с исключительно благоприятными погодными условиями, а также с удачным выбором времени и места наблюдения. Дело происходило в самом начале мая, когда из-за запоздавшей весны еще не началось массовое цветение растений. Стояла ясная прохладная погода, воздух был чист и прозрачен. Я находился на набережной Волги, сразу за местом, где в нее впадает Ока, за так называемой стрелкой. С этой точки Волга просматривается на большом протяжении вверх по течению.

Даже понимая все физические причины и естественное природное происхождение зеленого луча, трудно избавиться от сильного эмоционального воздействия. Поэтому, подобно морякам и поэтам, хочется верить, что появление этого чуда природы над Волгой, в самом сердце России, послужит хорошим предзнаменованием для страны и живущих в ней людей.

Литература

Заерман М. Зеленый луч в Карском море. - "Наука и жизнь", 1980, № 12, с. 109.

Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М., 1969.

Перельман Я. Занимательная физика. - М., 1972.

Полуянов В. Зеленый луч в Красном море. - "Наука и жизнь", 1993, № 8, с. 27.

Урбаньчик А. Зеленый луч Солнца. - "Наука и жизнь", 1989, № 12, с. 94.

Иллюстрация "Зеленый луч на Балтийском море".
На горизонте можно различить контуры моста через Волгу, расположенного за несколько километров до впадения Оки в Волгу. По-видимому, расстояние от линии горизонта до точки наблюдения оказалось достаточным для разделения преломленных солнечных лучей в спектр. Таким я увидел зеленый луч.