Характеристика героев тихий. Главные герои «Тихого Дона. Шолохов «Тихий Дон» главные герои

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет

Курсовая работа

на тему:

Быт и интерьер в романе

«Евгений Онегин »

Выполнила: студентка 2 курса факультета

ИФиЖ, специальность:

«Журналистика»,

Проверил:

Саратов 2009г.

Введение

1.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений

Онегин»

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»

Заключение

Список литературы и источников.

Введение

Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.

Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как - уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.

Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Цель настоящей работы - рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

Исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;

Рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.

Этим исследованиям положили начало критические труды XIX - XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.

В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.

В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.

Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» - ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это - виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.

Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.

Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.

Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Интерьер в литературном произведении - это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.

Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».

Описание интерьера - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.

Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

С описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;

Описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;

Отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;

Где мог жить молодой Онегин в Петербурге? Скорее всего, там же, где жил и сам Пушкин или его друзья.

Вот так выглядит кабинет самого Пушкина. Хотя, видимо, Онегин больше времени уделял не книгам, а собственной внешности, поэтому в кабинете Онегина, возможно было меньше книг, зато больше всяких вещей для молодого щеголя.

«Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет, и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный,
И по Балтическим волнам
За лес и сало возят к нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов».

Этот кабинет Онегина имеет реальный прототип. Пушкин описывает убранство комнат П.Я. Чаадаева в номере 54 Демутовской гостиницы.


В этой гостинице живал и сам Пушкин, именно здесь остановился Пушкин со своим дядей, Василием Львовичем, приехав сдавать экзамены в Лицей. Часто останавливался в этой гостинице и потом, о чем свидетельствуют подписи на письмах, или, например, полицейские документы на Пушкина. Здесь он писал главы из «Евгения Онегина», в номерах этой гостиницы остановился с молодой женой, о чем написал в письме своему другу, П.В. Нащекину: "Приехали мы благополучно в Демутов трактир, и на днях отправляемся в Царское Село, где мой домик еще не меблирован...". Часто заходил Пушкин в Демутов трактир и в гости.
Гостиница Демута – это нынешний дом № 40 по набережной Мойки, третий по набережной дом от Невского, между Полицейским и Конюшенным мостами.


«Заездный дом» открывает еще в 1770-х годах француз по происхождению, Филипп-Якоб Демут. Заведение в народе называли Демутов трактир. Трехэтажное, фасадом на Б. Конюшенную, здание трактира было построено на месте существовавшего еще при Петре немецкого театра. И, видимо, это театральное прошлое повлияло на то, что в трактире Демута не только кормили, поили вином, сдавали в наем комнаты, но давали концерты. Вскоре Демутов трактир стал первоклассной гостиницей. После смерти Демута здание гостиницы вдова сдавала в аренду, а в 1822 году оно перешло в наследство дочери Демута, Елизавете, в замужестве Тиран. Это дало зданию и другое название: « дом майорши Тиран». Елизаветой Тиран в 1833-х годах по проекту архитектора Е. Т. Цолликофера было возведено трехэтажное, на высоком цоколе здание, выходившее на Мойку. Так же, на этом участке, с южной стороны двора, был выстроен флигель. При следующих владельцах (С.Воронин и А.С. Воронин) был надстроен четвертым этажом и украшен шестиколонным портиком (архитектор А. С. Кирилов) старый дом, выходивший на Б. Конюшенную улицу. Дворовые корпуса были реконструированы под руководством архитектора Р. А. Гедике в 1867 году. В 1874-76 годах во дворе была устроена крытая терраса с красивой полукруглой лестницей и бассейн (архитектор П. К. Нотбек), был разбит сад.
Продолжение дальше...

Вернувшись в станицу, Шолохов приступает к последней части романа. Её первая сохранившаяся рукописная страница помечена «17 декабря 1938 г.» Уже 1 января 1939-го, отправленная по телеграфу из Вёшенской в Москву, 1-я глава 8-й части публикуется в «Известиях». В конце января Шолохов избирается действительным членом Академии наук СССР и награждается орденом Ленина. Через год, в конце декабря 1939 года, он заканчивает восьмую часть. Она публикуется во 2-3 сдвоенном номере «Нового мира» за 1940 год и переиздаётся в 4-5 номере «Роман-газеты». В 1939-1940 гг. в Ростиздате выходит первое полное издание романа в четырёх книгах. Весной 1941-го ГИХЛ выпускает однотомное издание всего романа. 15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» М. А. Шолохов награждается Сталинской премией в области литературы и искусства.

Сюжет

Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами. В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.

Главный герой книги Григорий Мелехов - донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться.

Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.

В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному оставшемуся из всей семьи Мелеховых сыну и к родной земле.

Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX века: обряды и традиции, характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской.

Основные персонажи

  • Григорий Мелехов - казак станицы Вёшенской, 1892 г. р.
  • Пётр Мелехов - его старший брат
  • Дуняшка - их младшая сестра
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов - их отец, старший урядник
  • Василиса Ильинична - жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки
  • Дарья Мелехова - жена Петра
  • Степан Астахов - сосед Мелеховых
  • Аксинья Астахова - жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) - законная жена Григория
  • Дмитрий Коршунов - её старший брат, в начале событий лучший друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов - богатый казак, их отец
  • дед Гришака - отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой - бедный казак, ровесник и друг, впоследсвии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) - «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Адеевич Синилин по прозвищу «Брех» - старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) - казаки хутора Татарского
  • Сергей Платонович Мохов - иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир - его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» - компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров - казак, машинист моховской мельницы
  • Валет - иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка - молодой веселый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян - кучер Мохова
  • Евгений Листницкий - казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий - его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • дед Сашка - конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
  • студенты Боярышкин и Тимофей
  • Штокман Иосиф Давыдович - слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков - смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» - суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков - казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
  • Илья Бунчук - новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко - еврейка из Ростова-на-Дону, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Крутогоров, Геворкянц - пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова - жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин - штабс-капитан, помощник Фомина

АКСИНЬЯ Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан Астахов взял Аксинью в жены и постоянно попрекал жену в ее «грехе» . Степан очень любил Аксинью, яростно ревновал ее. В порыве бешенства он избивал жену до полусмерти. Уже будучи женой Степана, Аксинья встретила свою любовь – молодого Григория Мелехова. В отношениях с ним героиня хочет «за всю жизнь горькую отлюбить» . Ради Григория она не побоялась дурной славы в станице, ушла от мужа и стала жить с любимым. Любовь героини меняется со временем. Поначалу ее чувство было эгоистичным. Своей любовью Аксинья мстила за жизнь в заточении у Степана, за свое высушенное сердце. До определенного момента в описании красоты Аксиньи преобладало слово «порочный» . С рождением дочери красота героини изменилась. У нее появляются «похорошевшие глаза» , «уверенно-счастливая осанка» . Аксинья тоже, как и Наталья, на протяжении всего романа борется за Григория. После смерти маленькой дочери она снова уводит Мелехова из семьи. Но теперь ее любовь из эгоистичной превращается в жертвенную. Она думает в первую очередь о Григории, испытывая к нему «почти материнскую нежность» . Аксинья пригревает Мишатку, сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи добивается любви ее детей. Будучи до конца преданной Григорию, Аксинья не оставляет его во все время его метаний. В конце романа героиня погибает от красногвардейской пули. Дети и любовь – последнее, о чем будет думать Аксинья.

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона» , можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя. На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне. Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле: «– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании. – Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал. – Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!» Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета»

ДАРЬЯ Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельна. Дарье все время достается от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня никогда не унывает, пропуская все замечания мимо ушей. Кроме всего прочего, Дарья распутна. В отсутствие мужа она не брезгует изменять Петру. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, которого убил их сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Дарье пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова, а после, осознав содеянное, напивается и валяется в полном беспамятстве. Несмотря на все отрицательные качества, Дарья не лишена нравственности. Заразившись сифилисом, она заплывает на середину реки и сознательно тонет.

ИЛЬИНИЧНА Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан» , величавую походку – «гусыней плавает» по двору и дому. Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха» . И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей. Ильинична – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила» , а лишь замкнулась в себе. Она великая труженица, «хлопотунья» , с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. Ильинична до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!. . – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!. . »

Именно материнское чувство делает Ильиничну мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые» , и «красные» - люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому Ильинична осуждает жестокость и насилие: «Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…» И. , ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит.

ЛИСТНИЦКИЙ Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Листницкому нравилась Аксинья, и некоторое время у них был роман. Именно Листницкий видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора» . Лишь один Листницкий пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Листницкий крайне болезненно это переживает.

МИШКА КОШЕВОЙ Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных» , герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Теперь Кошевой не видит в людях своих земляков, друзей, соседей. Он делит людей на «своих» и «врагов» . Кошевой – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы» . Злоба и месть Кошевого распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской» . Кошевой ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что Кошевой убил ее старшего брата Петра.

НАТАЛЬЯ Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья - «дюже красивая» девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Даже став матерью двоих детей, героиня сохранит ладную, степенную фигуру и «широкую рабочую спину» . Родители поженили Григория и Наталью. Мелеховы сразу приняли невестку в свою семью. Наталья покорила Ильиничну и Пантелея Прокофьича своими душевными качествами, трудолюбием.

Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность и целомудрие не позволили ей до свадьбы даже поцеловаться с Григорием. В первые месяцы после свадьбы любовь Натальи была холодна и медлительна, ее чувства были глубоко скрыты. Только рождение детей позволило героине раскрыться. Наталья стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно» , ее лицо «радостно зарумянилось» . Наталья научилась согревать своей любовью. Всю себя Наталья посвятила детям и мужу. «Всю жизнь вбивала в детей» , - пишет о ней Шолохов. Чувство огромной любви к мужу Наталья пронесла через всю жизнь. Несмотря на нелюбовь Григория, на его отношения с Аксиньей, при встрече с мужем Наталья неизменно испытывала «взволнованную радость» . Хотя Григорий принес жене много горя. Из-за его нелюбви она пыталась покончить с собой, и осталась калекой. Из-за его нелюбви Наталья и умерла. Героиня не захотела родить ребенка от мужчины, который ее не любит. В отчаянии она решилась на аборт и умерла от потери крови.

ПОНТЕЛЕЙ ПРОКОФЬЕВИЧ МЕЛЕХОВ Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. Понтелей Прокофьевич преданно любит свою семью, детей. Он подетски гордится достижениями Григория - командира повстанцев, искренне радуется появлению двух внуков – продолжения мелеховского рода. Во времена беспорядков Понтелей не теряет своего главного качества – хозяйственности. Он тащит в дом все, что плохо лежит, что стало «бесхозно» . Он даже вывозит откуда-то пулемет и прячет его для «нужд хозяйства» . Понтелей умело «калечит» лошадей, чтобы их не забрали проходящие части. Тем самым герой по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи. Война отняла у Понтелея детей и земляков. Старший сын Петр убит «красным» соседом Мишкой Кошевым, младший сын Григорий в бегах, дочь Дуняшка хочет выйти замуж за убийцу брата.

Спасая хозяйство, Понтелей приходится со всем «добром» ходить в «отступы» , пережидая там бесчинства воюющих. В конце жизни, не выдержав испытаний, выпавших на его долю, Понтелей впадает в полное равнодушие. Он начинает ругать свое «добро» , потерянное или отобранноеза время войны, - печальный знак сломленности героя. Понтелей смутно догадывается: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью» . В итоге герой умирает, заболев тифом, далеко от дома, в потоке беженцев, спасающихся от войны.

МИРОН ГРИГОРЬЕВИЧ КОРШУНОВ Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, отец Натальи Коршуновой, друг и сват Пантелея Прокофьевича. Мирон – труженик, крепкий хозяин. Один из самых богатых крестьян на хуторе. Благосостояния герой добился своим трудом, любовью к земле, хозяйственностью, практической смекалкой. Он считает, что человек должен вознаграждаться по своему труду. Поэтому герой чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным, когда советская власть начинает всех уравнивать. Мирон не понимает, почему его соседи, которые не хотят или не умеют работать, должны получить часть его «добра» , нажитого потом и кровью? Почему он, заработавший все своим горбом, теперь считается извергом и должен лишиться всего? Не вынеся этой трагедии, Мирон умирает в результате расказачивания.

«Тихий Дон» - самое значимое произведение из тех, которые посвящены донскому казачеству. По масштабности его сравнивают с «Войной и миром» Толстого. Отражает огромный кусок жизни обитателей казачьей станицы и трагедию всего русского народа роман-эпопея «Тихий Дон». Отзывы критиков сходятся в одном: книга является одной из величайших в литературе. Мнения о писателе не столь лестны. Статья посвящена спорам об авторстве знаменитого романа и характеристике главных героев.

История создания

Роман был задуман в начале двадцатых годов прошлого века. Его написанию предшествовало создание донских рассказов. Персонажи казачьей станицы вдохновили автора на длительную работу над масштабным художественным произведением. И в 1940 году был закончен четвертый том романа «Тихий Дон». Отзывы исследователей, а среди них был и Александр Солженицын, указывают на множество споров. Автор «В круге первом» заявил, что материал книги чрезвычайно превосходит жизненный опыт и уровень образования Шолохова. Такой труд, по мнению Солженицына, может быть создан лишь мастером, и только после многочисленных попыток. Михаилу Шолохову было двадцать с небольшим в то время, когда он писал первый том. За спиной его было всего четыре класса гимназии.

Быть может, одним из гениев, которые рождаются раз в двести лет, являлся автор романа «Тихий Дон»? Отзывы критиков и читателей о последующих произведениях Шолохова говорят о том, что никогда в своем творчестве писатель более не проявлял столь грандиозного таланта.

Главные образы в романе

Долгое общение с представителями дореволюционного казачества должно было предшествовать работе над таким выдающимся трудом, как «Тихий Дон». Отзывы приверженцев идеи о плагиате основаны на том, что Шолохов в силу возраста не мог обладать подобным опытом. В романе, прежде всего, бросается в глаза достоверность изображения быта и психологического склада героев.

В центре повествования - люди, обладающие яркими индивидуальными характерами и сложными судьбами. Наиболее глубоко показан жизненный путь Григория Мелехова. Этот герой - отражение всего донского казачества. Его жизненные искания - судьбы всех представителей этой социальной культуры. Крестьянский труд был важнейшим в жизни каждого из них. И на примере главного героя показано, как трудно было отказаться от привычного образа жизни, от близости к земле и крестьянского труда простому донскому казаку. Роман насыщен живописными пейзажами. Красота и краски природы занимают важное место во всем повествовании романа «Тихий Дон».

М. Шолохов отзывы о писательском творчестве сформулировал следующим образом: «Плох тот писатель, который способен приукрасить действительность, стремясь пощадить чувства читателя». И в великом романе-эпопее в доказательство этим словам присутствуют не только красоты донской природы и благородные чувства главных героев, но также и чудовищные нравы, граничащие с дикостью.

Григорий Мелехов

Герои романа - образы сложные, многогранные. Главный из них - Григорий Мелехов. В начале произведения он показан как человек, привыкший к мирному крестьянскому труду. Следует сказать и об авторском стиле, наполненном яркими живыми красками и специфическим колоритом. «Ноги Григория привыкли топтать землю», - эти слова дополняют образ Григория и создают портрет человека, предназначенного для трудового и семейного быта. Однако молодость и южная кровь становятся определяющими в его судьбе. Он полюбил замужнюю женщину. Силу его чувства подтверждают его решительные поступки, один из которых - уход из семьи и служба конюхом.

Одна из сюжетных линий - это история необыкновенной любви Григория и Аксиньи. Рецензии на книгу «Тихий Дон» оставил в большом количестве Ф. Г. Бирюков. Советский литературовед, отвергавший мнение о плагиате Шолохова, в частности сказал, что в создании романа автор был далек от идиллии. В великом произведении есть и патриархальщина, и допотопные нравы, и бытовая отсталость. Но особенно проникновенно темная сторона человеческой жизни показана в главах, посвященных войне. Главный герой видит грязь человеческой жизни, и его одолевают растерянность и великие сомнения.

Григорий на войне

Ужас военных нравов, свидетелем которых стал Мелехов, приводит к тому, что он не знает, на какую сторону ему следует перейти. Он видит братоубийство, смерть. Григорий встречается с «красным» казаком, который влияет на его мировоззрение. Но позже видит его страшную насильственную смерть и переходит на сторону "белых". Но и здесь его не покидает неуверенность в правильности сделанного выбора. Бесчисленные скитания по русской земле, охваченной войной, разбоем и нищетой, заканчиваются возвращением в родной дом, некогда бывший многолюдным и шумным. Остались в живых лишь сын и сестра Григория - гражданская война не пожалела никого.

«Тихий Дон» - роман, отзыв о котором оставлен почти каждой выдающейся личностью в литературе XX века. Литовский писатель Й. Авижюс сказал, что автор этого великого произведения не был скован какими бы то ни было правилами и канонами. И потому роман написан мощно, и в нем живет обжигающая правда жизни. «По своей форме роман обладает редкой цельностью, как будто вырублен из единой глины», - писал Й. Авижюс.

Предметом исследования многих выдающихся историков и литературоведов стал «Тихий Дон». Критика, отзывы о романе - тема великого множества критических статей. Мнение В. В. Петелина о главном герое произведения сводится к понятию о типичности этого персонажа. По мнению литературоведа, Григорий есть символ всего народа, собирательный образ всех тех, кто пережил трагедию в годы революции. А таких были миллионы.

Аксинья

Главная героиня является художественным воплощением страсти, порыва и инстинктов. Ее судьба трагична и не могла быть иной, учитывая события, произошедшие еще в отчем доме. Аксинья стала жертвой семейного насилия. Этот факт лег тенью на отношения с молодым мужем. Но любовь Аксиньи меняется по ходу повествования. Героиня становится старше, а вместе с тем становится зрелым и ее чувство. В начале романа оно эгоистично, а по завершении напоминает материнскую заботу, становится жертвенным.

С тонким психологизмом изобразил главные образы в романе «Тихий Дон» Шолохов Михаил. Отзывы, мнения о книге, несмотря на неумолкающие споры об авторстве, сходятся в одном - это великое произведение. Алексей Толстой подчеркнул, что в этом творении хотя и представлена чрезвычайно живописно жизнь донского казачества, все же выступают на первый план общечеловеческие и национальные темы.

Образ Дона

Особое внимание в романе уделяется изображению казачества. Неподалеку от станицы Вешенской, где обитают главные герои, раскинулся великий могучий Дон. Он есть не что иное, как символ жизни всего народа. Заглавие книги контрастирует с событиями, которые изложены в ней. Жизнь семей Мелеховых, Астаховых и других персонажей отнюдь не наполнена тишиной и покоем. Но образ реки символизирует стремления и чаяния героев, которых создал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Отзывы об этой книге Сергея Михалкова заключаются в сравнении роли Дона в творчестве с Волгой в произведениях Горького.

Наталья

О мастерстве Шолохова в основном представителями советской литературы были оставлены положительные рецензии и отзывы. «Тихий Дон», по мнению писателя Ю. В. Бондарева, является книгой, в которой на первом плане оказались судьбы простых людей. Представители народа стали позже излюбленными образами в творчестве просоветских авторов. Но следует отдать должное художественному дару писателя, создавшему портреты героинь, ставших впоследствии самыми яркими в истории всей литературы. и страстной Аксиньи, и тихой любящей Натальи, и легкомысленной Дарьи.

Жена Григория Мелехова - воплощение самоотверженной любви, нежности, беспредельной В первые годы замужества она не способна на проявление чувств. Наталья слишком молода, и нрав ее отнюдь не горяч. Это подталкивает Григория на беспрестанные сравнения жены с любимой Аксиньей.

Судьба Натальи печальна, как и жизнь ее соперницы. Григорий мечется между ней и любовницей и не может нигде обрести счастья. Но, несмотря ни на что, она продолжает любить и быть верной. Гибель Натальи Мелеховой приводит к тому, что любовный треугольник разбивается. Ничто отныне не препятствует счастью Григория и Аксиньи. Однако есть еще война, которая несет с собой невзгоды, тяготы и смерть. И сильнее ее нет ничего.

Ильинична

Невиданной силой материнской любви и мудрости обладает Ильинична. Она знает жизнь и тот порядок, который царит в ней. Мудрость этой женщины доказывает ее отношение к снохе. Она снова принимает Наталью в свой дом и в кратких разговорах стремится передать ей свой опыт. Ильинична умеет восстановить мир в доме, о чем свидетельствуют ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Лишь она одна способна обуздать дикий горячий нрав этого человека. И она также знает, что только любовь к детям способна соединить родителей.

Пантелей Прокофьевич

Глава семьи Мелеховых - человек жесткий и трудолюбивый. В нем присутствуют слишком явно черты устаревшего патриархального мировоззрения. Мелехов-старший считает, что имеет право наказывать неверную жену старшего сына. И он самостоятельно находит невесту младшему, что является слишком своевольным поступком даже с учетом нравов того времени. Но в душе Пантелея Прокофьевича живет доброта, нежность. Эти качества проявляются, прежде всего, по отношению к Наталье. Отцу больно оттого, что невестка нелюбима его сыном. Он стремится добиться справедливости. И хотя понятие о ней у него довольно своеобразное, движут его действиями лишь добрые намерения.

Петр Мелехов

В красоте и обаянии уступает старший брат Григорию. Но в начале романа в нем проявляется мудрость, спокойствие, добродушие. Позже в главах, которые повествуют о военной службе, перед читателем вырисовывается несколько иной Петр. Этот - хитер, умеет приспосабливаться. Нет в нем горячей крови, которая роднит отца, младшего брата и сестру. И нет того благородного стремления к независимости, объединяющего членов семьи Мелеховых.

Дарья

Еще одним интересным женским образом является жена Петра. Дарья - привлекательна, стройна. Семейный быт не лишил ее девичьей красоты. Но жгучее желание жить, быть счастливой толкает ее на совершение всяческих проступков. Самым страшным из них становится убийство. Однако, заразившись «дурной болезнью» вследствие беспорядочных любовных связей, она сознательно тонет в глубокой реке.